Научная статья на тему 'Труды архиепископа иркутского и Верхоленского Иоанна (Ф. И. Смирнова) как источник по истории православных духовных миссий в Восточной Сибири и Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1905-1918 гг'

Труды архиепископа иркутского и Верхоленского Иоанна (Ф. И. Смирнова) как источник по истории православных духовных миссий в Восточной Сибири и Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1905-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП ИОАНН (СМИРНОВ) / ПРАВОСЛАВНЫЕ ДУХОВНЫЕ МИССИИ / УКАЗ ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ / КИТАЙ / БОКСЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЯПОНИЯ / СВ. НИКОЛАЙ / АРХИЕПИСКОП ЯПОНСКИЙ / ARCHBISHOP IOANN (SMIRNOV) / ORTHODOX CHRISTIAN MISSION / THE DECREE «ON TOLERANCE DEVELOPMENT» / CHINA / BOXER REBELLION / JAPAN / ST. NICHOLAS / ARCHBISHOP OF JAPAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крючкова Тамара Александровна, Мельникова Софья Владимировна

В статье представлен историографический обзор трудов архиепископа Иоанна (Смирнова), описывающих деятельность духовных миссий в Восточной Сибири, Китае, Японии и Корее и отражающих внутреннюю и внешнюю миссионерскую политику Русской Православной Церкви в контексте религиозного кризиса и исторических изменений предреволюционного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Крючкова Тамара Александровна, Мельникова Софья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труды архиепископа иркутского и Верхоленского Иоанна (Ф. И. Смирнова) как источник по истории православных духовных миссий в Восточной Сибири и Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1905-1918 гг»

Т. А. Крючкова, С. В. Мельникова

ТРУДЫ АРХИЕПИСКОПА ИРКУТСКОГО И ВЕРХОЛЕНСКОГО ИОАННА (Ф. И. СМИРНОВА) КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ миссий

в Восточной Сибири и Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1905-1918 гг.*

В статье представлен историографический обзор трудов архиепископа Иоанна (Смирнова), описывающих деятельность духовных миссий в Восточной Сибири, Китае, Японии и Корее и отражающих внутреннюю и внешнюю миссионерскую политику Русской Православной Церкви в контексте религиозного кризиса и исторических изменений предреволюционного периода. Ключевые слова: архиепископ Иоанн (Смирнов), православные духовные миссии, Указ об укреплении начал веротерпимости, Китай, боксерское движение, Япония, св. Николай, архиепископ Японский

Хронологические рамки статьи охватывают переломный период российской истории — от первой русской революции до октябрьских событий и начала Гражданской войны. Вместе с традиционной политической и государственной системой острый кризис переживала и Православная Церковь. Церковная жизнь того времени, в условиях надвигающейся угрозы, отличалась высокой степенью осознанности, пониманием необходимости перемен и активных, деятельных изменений. С особой остротой встал миссионерский вопрос. Миссионерскую литературу начала XX в., от проповедей и катехизаторских поучений до аналитических отчетов о деятельности миссий, отличают, с одной стороны, особая страстность и полемичность, с другой, глубокое историческое содержание, поиск причин национального религиозного кризиса и путей его преодоления. Эти сочинения — не только источники по истории церкви, но и интереснейшие документы эпохи, имеющие общекультурное значение. В полной мере такая оценка может быть применена и к трудам иркутского архиепископа Иоанна (Смирнова).

Цель статьи — дать историографический обзор сочинений Смирнова, связанных с его миссионерской деятельностью в Восточной Сибири и обозрением состояния православных миссий в Китае, Корее и Японии. Работы

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований (Отделение общественных и гуманитарных наук) в рамках проекта № 16-04-00434 «Православные духовные писатели Восточной Сибири XIX — начала XX века. Биобиблиографический словарь».

Смирнова будут рассмотрены с учетом общего историко-культурного контекста эпохи и в связи с конкретными задачами и проблемами православной миссии на указанных территориях после событий русско-японской войны и в преддверии Октябрьской революции.

Выпускник Московской духовной академии (1880-1884), бывший преподаватель Харьковской (1884-1889), а затем Вятской (1889-1903) семинарий, архимандрит Иоанн (в миру Федор Иванович Смирнов) приехал в Иркутск в 1903 г. в возрасте 46 лет. Он был назначен настоятелем Иркутского Князе-Владимирского монастыря и заведующим церковно-учительской семинарией. 11 мая 1908 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Тогда же на него были возложены обязанности настоятеля Иркутского Вознесенского монастыря и начальника Иркутской духовной миссии*.

Начало миссионерской деятельности владыки совпало с серьезными преобразованиями в государственной религиозной политике и в положении Русской Православной Церкви. Отправной точкой стали высочайшие указы «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и «О свободе совести» от 17 октября 1906 г. Эти документы, направленные на «устранение стеснений в области религии», уравнивали в правах все вероисповедания. Основное внимание в манифесте 1905 г. уделялось свободам раскольников (которые отныне именовались староверами), и, кроме того, признавалась необходимость пересмотра правовых актов о религиозном быте мусульман (п. 15) и ламаитов (буддистов), которых запрещалось именовать идолопоклонниками и язычниками (п. 16) [1].

Данные демократические реформы, безусловно, назрели и были исторически оправданы. Однако для Православной Церкви они имели катастрофические последствия, так как изменяли ее правовой статус, фактически лишая положения государственной Церкви и исключительного права на ведение миссионерской деятельности на территории империи. Пропаганда иноверия получила законные права, что по сути дискредитировало саму идею миссии. Это почувствовали и Иркутская, и Забайкальская миссии. Воспользовавшись ситуацией, ламы усилили свое влияние на бурят, следствием чего стал массовый отказ от православия крещеных инородцев.

Миссионерские отчеты епископа Иоанна, регулярно публиковавшиеся на страницах «Иркутских епархиальных ведомостей», подтверждают массовое отпадение инородцев от православия после манифестов 1905-1906 гг. [9, 10]. Эта причинно-следственная связь была показана в статье «Иркутская

* Иоанн (Смирнов) являлся цензором «Иркутских епархиальных ведомостей» (с 24 ноября 1903 г. по 19 мая 1908 г.), членом иркутского комитета Православного миссионерского общества (с 15 марта 1905 г. по 10 мая 1908 г.), членом епархиального училищного совета (с 29 сентября 1907 г.) и председателем Братства во имя святителя Иннокентия (с 18 января 1907 г.) [20].

духовная миссия и главный враг ее» на примере инородцев Тункинского края, которые «живя в соседстве с инородцами забайкальскими и с Монголией, находятся в полном порабощении у лам и богатых кулаков из своей

среды......До освободительного движения в Тункинском крае крещеных

инородцев считалось до 10 тысяч человек, а в 1906 году они, за исключением немногих сотен и десятков, перешли и перечислились в ламаизм» [11, с. 367]. «...Забрав в свои руки инородцев тункинских, ламаизм стремится распространить свою власть и на инородцев Верхоленского и Балаган-ского уездов» [11, с. 368].

В статье «Православная миссия среди бурят, ее особенности и недостатки» епископ Иоанн рассказывает об истории миссионерской работы на территории Иркутской епархии начиная с XVII в. и проводит анализ ее особенностей во время правления каждого из иркутских архиереев [14]. Основную задачу всех миссий он видел в нахождении баланса между национальным и христианским (русским) компонентами, который мог бы обеспечить устойчивость христианизации: «создать для инородцев национальное богослужение и национальную школу и иметь миссионеров, подготовленных к миссионерскому делу в специальном учебном заведении» [14, с. 476].

В сложных исторических условиях имела значение проповедническая деятельность не только внутри России, но и за рубежом. Важным направлением было восточное (Монголия, Китай и Япония). В 1909 г. в Пекин был командирован член Особого совещания при Святейшем Синоде о миссионерском деле И. И. Восторгов (1864-1918). Епископ Иоанн стал спутником Восторгова в этой поездке, обстоятельства и впечатления которой были изложены им в ряде публикаций.

В статье «Современное состояние православной миссии в Китае» он сравнивает состояние Пекинской миссии до и после боксерского восстания в Китае в 1900 г., когда «из 450 христиан, числившихся в миссии ко времени боксерского движения, 222 человека были убиты, остальные же под влиянием страха отреклись от православия и перешли в язычество или же разбежались и скрылись, и только 11 человек остались верными Христу и были в живых» [17, с. 261; 18]. Епископ Иоанн отмечает постепенное восстановление миссии, введение более строго, практически монастырского устава, который оказался привлекательным для дисциплинированных китайцев, и расширение влияния миссионеров во внутренних провинциях. Особенно интересными представляются сведения о столкновении намерений миссии с политикой в Китае российского МИДа, которое придерживалось точки зрения, что «активная пропаганда православия в Китае является прямым противоречием традиционной политике России в этой стране, где русские, в отличие от инославных миссионеров, никогда прозелитизмом не занимались

(отношение на имя обер-прокурора Св. Синода от 27 марта 1907 г. за № 59)». Владыка Иоанн возражает против традиционности такого взгляда российской политики и вспоминает Петра I, который, учреждая православную миссию в Китае «...в указе от 18 июня 1700 года и в указах 1703, 1706 и 1710 годов, касающихся означенной миссии, напоминал проповедникам, чтобы они не упускали случая к обращению в христианство подданных Китая. Из этих слов видно, как разумно смотрел на миссионерское дело великий Преобразователь России и как далек его взгляд от современной дипломатии» [17, с. 270].

В статье «Впечатления из поездки на Дальний Восток» епископ Иоанн сообщает о посещении вместе с протоиереем И. Восторговым городов Харбина, Дальнего и Порт-Артура [7]. В обширных путевых заметках «Впечатления от поездки в Китай» он уделяет внимание китайской культуре и мировоззрению, понимание которых (а также знание китайского языка) необходимо было для правильной организации миссионерской работы [8].

Залогом успеха православной миссии во многом была личность самих миссионеров, и лучшим примером тому явился святитель Николай (Японский), с которым епископ Иоанн встречался во время поездки, а после его кончины опубликовал свои воспоминания о нем [12]. Популярность святителя Николая в народе доходила до мифологизации его образа: «Нигде православная миссия не имеет такой образцовой организации, как в Японии; она отражает здесь высокие качества своего основателя. Его там все знают, начиная от Императорского дворца. и кончая скромными хижинами городских и сельских обывателей, которые, по своей языческой наивности, иногда даже и молятся, как на одного из своих героев-богов. Число паломников из язычников, посещающих православный собор в Токио, в некоторые месяцы доходит до 5 000 человек» [12, с. 110].

Большое значение имели и данные о почитании за границей русских святых. Преосвященному Иоанну удалось собрать такого рода материал о святителе Иннокентии (Кульчицком). Этот материал стал основой доклада, прочитанного 29 ноября 1909 г. в Иркутске на торжественном заседании Братства св. Иннокентия [13]. В докладе Смирнов поделился впечатлениями о Корейской духовной миссии, которая «находится в зачаточном состоянии; и она существует всего с 1900 года, в сравнении с иностранными миссиями является самой бедной.» [13, с. 574].

Попыткой противодействия Церкви нарастающему религиозному радикализму в России были Всероссийские миссионерские съезды, первый из которых состоялся задолго до выхода царских манифестов — в 1887 г. в Москве. Непосредственным ответом на указы о свободе совести и веротерпимости можно считать IV Всероссийский миссионерский съезд в Киеве 12-26 июля 1908 г., участники которого высказывались о нависшей

над российским православием угрозе, о глубоком кризисе Церкви и необходимости поиска новых подходов миссионерской деятельности.

Общесибирский миссионерский съезд 24 июля — 5 августа 1910 г. в Иркутске был организован при непосредственном участии епископа Иоанна и при поддержке И. Восторгова. Принципиально новой темой, прозвучавшей в частности в докладе И. Восторгова, стало расширение области миссионерской работы: «После войны Русско-китайской и Русско-японской в русские пределы вселились и ежегодно вселяется множество, целыми десятками тысяч, корейцев, китайцев и японцев. Как действовать миссии по отношению к ним, ныне уже живущим не за рубежом нашего отечества, а в его пределах, — вопрос совершенно новый» [19, с. 447]. Актуальным было и выстраивание взаимодействия с Пекинской, Японской и Корейской миссиями. В работе съезда принимал участие викарий Японской миссии епископ Киотский Сергий (Тихомиров).

Указом Синода от 24 декабря 1912 г. епископ Иоанн был переведен на кафедру Забайкальской и Нерчинской епархии, куда он прибыл 25 января 1913 г. Возглавив епархию в непростое время, владыка осознавал нависшую над православной общиной и в целом над российским традиционным укладом революционную и военную угрозу, о чем сказал в своей речи при вступлении на Забайкальскую кафедру: «Ныне корабль Церкви обуревается сильными противными ветрами. Князь мира сего ведет против христиан ожесточенную брань. Необходимо и христианской рати быть собранной, сомкнутой в ряды, готовой к битве и послушной своим вождям» [6, с. 24]. Тема военной и революционной угрозы получила развитие во многих статьях епископа Иоанна, опубликованных в неофициальном отделе «Забайкальских епархиальных ведомостей» [4; 5; 15; 16].

Опорным пунктом миссионерской работы в новых условиях могло стать открытие в Иркутске духовной академии. Этот вопрос явился одним из ключевых в деятельности владыки Иоанна, когда он в 1916 г. был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру. «Нужда в высшем академическом образовании в Сибири неотложная и крайняя. академия должна приготовлять и образованных миссионеров. необходимых. для деятельности среди народов монгольской расы. каковы китайцы, японцы, корейцы. <.> О необходимости ее создания для Сибири уже возбуждено ходатайство пред высшей церковной властью. <.> Город дает для академии место, оцениваемое в 160 000 руб., и жертвует деньгами 30 000 руб., очередной съезд духовенства ассигновал на академию 10 000 руб., но этих средств слишком мало для того, чтобы двинуть дело. .необходимо образовать под представительством архиепископа особый комитет для сбора пожертвований на духовную академию» [2, с. 227-228]. Тем не менее, эта идея осталась нереализованной.

5 августа 1917 г. архиепископ Иоанн отбыл в Москву на Поместный Собор Российской Православной Церкви. Основные решения Собора он изложил в статье «С церковного Собора. К вопросу о патриаршестве» [3].

Одним из последних не только религиозных, но и гражданских поступков Иоанна стал факт его служения 31 июля 1918 г. в Иркутском кафедральном соборе панихиды по императору Николаю II.

Таким образом, очевидно, что в трудах архиепископа Иоанна (Смирнова) прослеживаются все основные проблемы, вставшие перед православной миссией в предреволюционной России. В то же время в его работах содержатся ценные сведения о распространении православия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Лейтмотив размышлений архиепископа — тревожное ощущение исторических перемен и необходимость в их преддверии не только укрепления уже существующих христианских связей, но и расширения границ православного мира. Деятельность современных ему миссий на восточных территориях Смирнов оценивал в целом как успешную, что служило аргументом в пользу того, что вливание в православную культуру принципиально иных традиций не является для нее разрушительным, но, напротив, повышает адаптивность к новым, жестким историческим условиям.

Интересными представляются отмеченные архиепископом Иоанном факты столкновения интересов духовных миссий и российской государственной политики, иллюстрирующие процесс отделения Церкви от государства, вступивший в тот период в свою завершающую фазу.

Сочинения архиепископа Иоанна, будучи по форме путевыми заметками, содержат много ценных сведений по истории, природе и культуре восточных соседей — Китая, Японии и Кореи и в настоящее время сохраняют значение мемуарного источника.

И, наконец, эти труды — биографический источник, дающий новую информацию о многих православных деятелях ушедшей эпохи и о личности самого автора как миссионера, историка Церкви и духовного писателя. В статье рассматриваются сочинения только миссионерской тематики, хотя литературное и историческое наследие архиепископа Иоанна гораздо шире и разнообразнее, и дальнейшее выявление, изучение и переиздание его трудов может составить перспективы новых исследований.

Источники и литература

1. Именной Высочайший Указ, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости», 17 апреля 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи: собр. 3-е. Т. XXV: 1905. СПб., 1908. С. 237-238.

2. Иоанн (Смирнов), архиеп. На духовную академию в Иркутске // Иркутские епарх. ведомости. 1916. № 19. С. 227-229.

3. Иоанн (Смирнов), архиеп. С церковного Собора. К вопросу о патриаршестве // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1917. № 15. С. 353-358.

4. Иоанн (Смирнов), еп. Предсказания о войне, о нашем и последующем времени // Забайкальские епарх. ведомости. Отд. неофиц. 1914. № 18. С. 690-695.

5. Иоанн (Смирнов), еп. Слово, произнесенное 24 января в домовой архиерейской церкви. О современной войне, ее характере и значении // Забайкальские епарх. ведомости. Отд. неофиц. 1916. № 3. С. 73-76.

6. Иоанн (Смирнов), еп. Речь при вступлении на кафедру Забайкальскую (произнесена 25 января в Читинском кафедральном соборе // Забайкальские епарх. ведомости. Отд. неофиц. 1913. № 3/4. С. 23-25.

7. Иоанн (Смирнов), еп. Впечатления из поездки на Дальний Восток // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1911. № 8-9. С. 161-171.

8. Иоанн (Смирнов), еп. Впечатления от поездки в Китай // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1912. № 5. С. 115-122; № 7/8. С. 205-213; № 9. С. 240-243; № 10. С. 270-274; № 14. С. 405-410; № 15. С. 436-443.

9. Иоанн (Смирнов), еп. Из отчета по обозрению приходских церквей и миссионерских станов Иркутской епархии в 1911 году // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1911. № 13. С. 294-305; № 16. С. 396-398; № 17. С. 421-428; № 21. С. 499-507; № 22. С. 531-535; № 23. С. 575-577; № 24. С. 580-583.

10. Иоанн (Смирнов), еп. Из отчета по обозрению церквей Иркутской епархии в 1909 году // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1910. № 19. С. 552-557; № 22. С. 600-604; № 23, С. 613-618; 1911. № 1. С. 1-5; № 2. С. 21-24; № 4. С. 73-82.

11. Иоанн (Смирнов), еп. Иркутская духовная миссия и главный враг ее // Прибавления к ИЕВ. 1910. № 13/14. С. 365-374.

12. Иоанн (Смирнов), еп. Памяти японского архиепископа Николая (Из личных воспоминаний о почившем) // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1912. № 5. С. 108-115; № 6. С. 147-160.

13. Иоанн (Смирнов), еп. Почитание святителя Иннокентия Иркутского за пределами России в странах Дальнего Востока // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1909. № 24. С. 569-576.

14. Иоанн (Смирнов), еп. Православная миссия среди бурят, ее особенности и недостатки // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1910, № 15. С. 469-477.

15. Иоанн (Смирнов), еп. Развращение народа посредством школ: по поводу книги «Школьная подготовка второй русской революции» // Забайкальские епархиальные ведомости. Отд. неофиц. 1913. № 14/15. С. 199-212.

16. Иоанн (Смирнов), еп. Слово о значении браней против христианства и нашего отечества (произнесено в Домовой церкви по случаю взятия русскими Львова и Галича) // Забайкальские епарх. ведомости. Отд. неофиц. 1914. № 17. С. 627-630.

17. Иоанн (Смирнов), еп. Современное состояние православной миссии в Китае // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1910. № 9/10. С. 260-275.

18. Иоанн (Смирнов), еп. Современное состояние православной миссии в Китае // Китайский благовестник. 1910. Вып. 8. С. 16-27.

19. Открытие в Иркутске общесибирского миссионерского съезда // Прибавления к Иркутским епарх. ведомостям. 1910. № 15. С. 446-447.

20. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 439. Д. 446. Л. 73 (Послужные списки Иоанна (Смирнова) за 1901, 1902, 1909, 1913-1914 гг.).

T. A. Kruchkova, S. V. Melnikova

The Works of Ioann (F. I. Smirnov), the Archbishop of Irkutsk and Verkholensk as a Source on the History of Orthodox Christian Mission in Eastern Siberia and the Asia-Pacific Region in the Period of 1905-1918

The article presents a historiographical review of the works of Archbishop Ioann (Smirnov). It describes the activities of spiritual mission in Eastern Siberia, as well as China, Japan and Korea. The article also reflects the internal and external missionary policy of the Russian Orthodox Church in the context of the religious crisis and the historical changes in the pre-revolutionary period.

Key words: Archbishop Ioann (Smirnov), Orthodox Christian mission, the Decree «On tolerance development», China, Boxer Rebellion, Japan, St. Nicholas, archbishop of Japan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.