Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-16 e-mail: [email protected]
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом
ГИНИЕВА Светлана Борисовна
ДОЛЖЕНКО Руслан Алексеевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, социологии труда и управления персоналом
Алтайский государственный университет
656038, РФ, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 Контактный телефон: (906) 966-51-63 e-mail: [email protected]
Трудовые отношения с позиции теории трансакционных издержек
i
Ключевые слова: трудовые отношения; теория неоинституциональной экономики; трансакци-онные издержки; трансформация трудовых функций.
Проведено исследование трудовых отношений с позиции неоинституционального подхода, в частности теории трансакционных издержек, в настоящее время являющихся одним из ключевых элементов современной экономической теории. Проанализировано содержание трудовых отношений, определена их специфика. Рассмотрены возможности использования теории трансакционных издержек применительно к трудовым отношениям. Выделены направления снижения трансакционных издержек трудовых отношений.
Трансакционные издержки являются ключевым понятием неоинституционального подхода к исследованию экономических отношений. Данная категория приобретает особую значимость при изучении переходных процессов в экономике, связанных с формированием новых институциональных структур общества.
Изучение трансакционных издержек трудовых отношений, их причин, динамики, тенденций трансформации позволит выработать систему предложений, направленных на эффективное внедрение новых трудовых институтов, в конечном счете, на увеличение эффективности использования трудовых ресурсов в организациях.
Неоинституциональный подход и теория трансакционных издержек активно используются отечественными исследователями при изучении экономических отноше- „ ний, однако проблема трансакционных издержек трудовых отношений пока не нашла комплексного отражения в научной среде. Данная статья представляет собой попытку сократить дефицит работ в этой области.
Теория трансакционных издержек входит в поле неоинституциональной тео- | рии, она основана на изучении сделок - базовых актов экономических отношений - § с точки зрения оценки издержек, которые их сопровождают. Соответственно, чтобы г
1 Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государ- § ственного задания на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности (зада- ^ ние № 2014/2-752). ©
5 (55) 2014
рассмотреть трудовые отношения с точки зрения теории трансакционных издержек, нам необходимо определить структуру этих отношений, а также оценить, какие издержки предполагает их реализация.
Под трудовыми отношениями мы будем понимать комплекс экономических, социально-психологических, правовых отношений, которые реализуются в процессе трудовой деятельности между субъектами различного уровня и нацелены на решение конкретных экономических и социальных задач.
Деятельность участников трудовых отношений складывается из двух компонентов.
Первый компонент аккумулирует все действия участников, связанные с непосредственной реализацией трудовых отношений. В ходе осуществления труда работники по распоряжению работодателя осуществляют преобразование свойств различных объектов и начинания, которые в конечном счете приводят к созданию различных благ. Реализуемые при этом издержки можно обозначить как «трансформационные издержки» (данное понятие ввел Д. Норт). Трудовая деятельность, связанная с созданием непосредственных ценностей (выраженных в конечном товаре или услуге) для клиента, может быть обозначена как «чистые трансформационные издержки».
Второй компонент включает в себя все действия по достижению договоренностей между участниками трудовых отношений о порядке их взаимодействия, обеспечения исполнения обязанностей и использования результатов деятельности. Совокупность этих действий можно обозначить как «трансакции».
Данное понятие было введено Дж. Коммонсом, который понимал под трансакцией единицу процесса отчуждения и присвоения права собственности и свобод, созданных обществом, тем самым отделяя трансакцию от индивидуального поведения субъекта или обмена товарами [1. Р. 652]. Наличие трансакций ведет к образованию общественно-экономических институтов в результате взаимодействий между людьми. По Коммонсу, трансакции основаны на трех типах отношений - конфликте, взаимной зависимости и упорядоченности. В условиях ограниченности ресурсов между субъектами экономических отношений возникает конфликт; возможность субъекта экономических отношений выйти за свои пределы, «прирасти за счет другого и способствовать его приращению» приводит к развитию взаимной зависимости, правила взаимодействия определяют не только порядок реализации взаимных выгод обмена, но и их распределение между субъектами. Эти логические основания во взаимосвязи определяют эффективность трансакции, формируют эффективную институциональную среду.
Одно из наиболее лаконичных определений трансакции принадлежит коллективу отечественных авторов под руководством Е. В. Попова: «трансакция - это процесс передачи прав собственности или ограничения деятельности между экономическими агентами» [2. С. 30]. Таким образом, исследование трансакций экономических агентов является одной из актуальнейших проблем экономической науки в XXI веке.
Можно выделить три уровня трудовых отношений, каждый из которых обладает своей спецификой и регламентируется особыми правилами. По нашему мнению, на каждом уровне трудовых отношений доминирует свой тип трансакций: на уровне личности - торговые трансакции; на уровне организации - управленческие трансакции; на уровне общества - трансакции рационирования. При этом данные типы трансакции присутствуют на всех уровнях трудовых отношений, они не исключают, а дополняют друг друга, определяя специфику отношений между субъектами труда в каждом конкретном случае.
Таким образом, любая трансакция предполагает определенные затраты на ее осуществление. И здесь мы вплотную подходим к рассмотрению трансакционных издержек - одному из самых актуальных направлений исследования неоинституциональной экономической теории.
Под трансакционными издержками можно понимать затраты, возникающие в процессе взаимодействия субъектов отношений, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Например, к трансакционных издержкам могут быть отнесены практически все элементы юридического процесса, сопровождающего сделку между субъектами экономических отношений, затраты на поиск необходимой информации о потребителях, возможных поставщиках, конкурентах, инструменты обеспечения безопасности и т. п.
В общем виде трансакционные издержки можно определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Как известно, данное понятие было введено в экономический обиход Р. Коузом в 1937 г. в ключевой для современной экономической мысли работе «Природа фирмы» и расширено в статье 1960 г. «Проблема социальных издержек» [3]. Коуз считал, что для осуществления трансакции на рынке необходимо совершить ряд дополнительных действий, которые дадут уверенность в том, что условия экономической договоренности будут выполнены (сформировать «островки сознательности», обеспечивающие гарантии и экономящие транс-акционные издержки). К ним можно отнести юридические консультации, переговоры, подготовку контракта и т. п. Эти действия и являются дополнительными издержками, которые несут участники экономических отношений.
Несмотря на простоту содержания этого понятия и его центральное значение в теории неоинституционализма, существуют и другие трактовки трансакционных издержек, порой даже противоположные.
К. Эрроу приводит расширенный вариант толкования, акцентируя внимание на долгосрочном значении реализации трансакционных издержек, полагая, что это «затраты на управление экономической системой, поддержание ее на ходу». Его трактовка примечательна тем, что он сопоставляет трансакционные издержки с силами физического трения между поверхностями [4].
К. Бреден и П. Туманофф также акцентируют внимание на ограничительных свойствах трансакционных издержек: трансакционные издержки препятствуют реализацию трансакций, не позволяют переместить блага тем участникам экономических отношений, для которых они представляют наибольшую ценность, распыляют их полезность по рынку среди прочих субъектов рынка [5].
В какой-то мере значение трансакционных издержек двояко, с одной стороны, они защищают участников экономических отношений от произвола, с другой стороны, при неэффективности и инертности социальных институтов стимулируют паразитарное существование ряда участников экономических отношений, получающих выгоду от безрисковой деятельности по реализации формальных трансакций. Их наличие, количество и масштабы проявления отражают меру несовершенства действующих экономических систем. Чем больше они отличаются от идеальных, умозрительных моделей, лишенных каких-либо издержек функционирования, тем менее совершенен рынок, тем выше на нем трансакционные издержки экономических отношений.
Данную особенность трансакционных издержек отметил в 1985 г. К. Дж. Эрроу, с его точки зрения «трансакционные издержки мешают, а в некоторых случаях полностью блокируют образование новых рынков», т. е. они могут выступать сдерживающим фактором для развития экономических отношений. Их наличие может стимулировать некоторых участников рынка к вертикальной интеграции, так как это снижает размеры трансакционных издержек во внутрикорпоративных потоках.
С учетом изложенных трактовок, а также сущности и специфики трудовых отношений, под трансакционными издержками данных отношений мы будем понимать издержки (затраты) субъектов трудовых отношений (работников, работодателей, государства), возникающие из-за их действий по заключению договоренностей о реализации труда, обеспечении его исполнения, гарантиях вознаграждения, использовании
результатов. Примерами таких издержек со стороны работодателя являются затраты на поиск и отбор персонала, заключение с работниками трудовых договоров, обеспечение инструментов защиты собственности; со стороны работника - издержки, связанные с поиском работы, участием в собеседованиях, затраты личных времени и ресурсов на обучение, повышение квалификации; со стороны государства - затраты на содержание служб занятости, на формирование и поддержание правовой среды реализации трудовых отношений и др.
Труд обладает рядом особенностей, которые обусловливают характер и размер трансакционных издержек, проявляющихся в трудовых отношениях. В частности, Е. Н. Протасова определяет следующую специфику труда, которая влияет на транс-акционные издержки: двусторонняя асимметрия информации, размытость между неформальными и формальными отношениями, долговременный характер взаимоотношений при осуществлении сделки, высокая степень неопределенности, высокая вероятность оппортунизма, сложность спецификации прав собственности [6. С. 142].
Знание состава трансакционных издержек, их видов позволяет оценить масштабы их проявления, определить пути их снижения. По некоторым оценкам удельный вес транс-акционных издержек колеблется в пределах от 1,5 до 15% совокупных затрат фирмы [7].
Большой удельный вес трансакционных издержек в отечественной экономике выступает барьером для преобразования экономических отношений и ограничителем экономического роста. Именно они, точнее стремление их снизить, являются одной из движущих причин эволюции экономических систем, важнейшей целью и результатом функционирования экономических институтов [8].
Сами по себе трансакционные издержки неоднородны и могут значительно различаться в зависимости от их содержания. Неоднозначность определения трансакци-онных издержек, функций, которые они могут выполнять, приводят к многообразию типологий издержек, выделяемых разными авторами.
Основной причиной существования большого количества измерений, а следовательно и подходов к типологизации трансакционных издержек, является то обстоятельство, что они охватывают всю сферу экономических отношений, объединяют в себе сложный, внутренне связанный, исчерпывающий и вместе с тем очень большой набор факторов, который не до конца определен [9].
Разграничение видов трансакционных издержек необходимо, так как от вида издержек, их особенностей во многом зависит их величина, возможности взаимозависимости и взаимодополняемости. На конечное поведение субъектов трудовых отношений влияют не сами издержки, а их размер. Так, малыми издержками в ряде случаев можно пренебречь, но даже незначимые по содержанию издержки могут стать главенствующим фактором трудовых отношений при их чрезмерном количестве. Вопросу классификации трансакционных издержек посвящено большое количество научных работ, в том числе применительно к различным формам отношений [10. С. 82]. С нашей точки зрения, необходимо дополнить круг оснований классификации трансакционных издержек трудовых отношений.
В зависимости от уровня рассмотрения издержек трудовых отношений следует выделить (см. рисунок):
а) издержки индивидуального уровня (личные издержки работника);
б) издержки микроуровня (издержки организации);
в) издержки макроуровня (издержки на рынке труда).
Опираясь на работу А. Е. Шаститко, который отмечает, что анализ экономических систем в рамках новой институциональной теории предполагает, как правило, трехуровневые схемы исследования [11. С. 46], мы считаем, что с позиции теории трансакционных издержек исследование трудовых отношений должно проводиться по следующей схеме.
Издержки макроуровня Носители: рынок, государство, общественные институты
Издержки микроуровня Носители: организации
Издержки индивидуального уровня Носители: работники
Трехуровневая среда возникновения трансакционных издержек трудовых отношений
Первый уровень - индивидуальный - отражает поведение экономического индивида, представленного в институциональной теории как homo institutius (человек институциональный). Его поведение в большей степени определяется институциональной средой, в которой он действует. Издержки поведения индивида можно рассматривать как личные издержки, которые он несет по отношению к этой среде [12. С. 294].
Если говорить о применении теории трансакционных издержках на уровне отдельного работника, то современную форму трудовых отношений можно рассматривать как поле, внутри которого происходит моделирование трудового поведения работника, определяется его цель, инструменты ее достижения. С учетом сделанного в рамках данного поля выбора работники объединяются в целостную структуру, синхронизируют свои действия, что приводит к снижению для отдельного работника издержек выбора форм, средств, целей трудового поведения; уменьшается неопределенность последствий сделанного выбора при соблюдении установленных правил.
Второй уровень - микроуровень - соответствует различным институциональным соглашениям, затрагивает отношения работников и работодателя, реализуется на уровне организации.
Важнейшая особенность трансакционных издержек состоит в том, что возможна значительная их экономия на масштабах деятельности. Когда процесс организован, все информация собрана, процедуры определены - ими может воспользоваться любой экономический агент. Любой субъект отношений может определить свои трансакци-онные издержки и попытаться их минимизировать за счет оптимизации трансакций либо вывода их за пределы реализуемого процесса.
Третий уровень - макроуровень - представлен институциональной средой, в которой реализуются все экономические отношения; ключевой субъект этого уровня государство.
С опорой на работу В. В. Лесных [13. С. 21] нами была определена матрица трансакционных издержек координации трудовых отношений (табл. 1).
Основные внешние факторы, приводящие к возникновению трансакционных издержек трудовых отношений, в матрице представлены неопределенностью и нестабильностью системы. Для отражения механизмов, обусловливающих возникновение трансакционных издержек, использованы три категории, которые отражают трехуровневый подход к рассмотрению трудовых отношений: человек, организация, рынок. На их стыке возникают различные виды трансакционных издержек.
Как видно из характеристики предложенных видов трансакционных издержек, они разнообразны по своей сущности и проявлению, часть из них с трудом поддается измерению.
Глобализация, развитие информационных технологий максимизируют рынок охвата потребителей благ, предоставляемых им экономическими агентами: с одной стороны, их трансакционные издержки минимизируются за счет инноваций, вертикальной
интеграции, оптимизации деятельности, но с другой - увеличиваются из-за роста числа субъектов экономических отношений и количества связей между ними, а также по причине того, что в постиндустриальной экономике произошла трансформация значения сферы обращения, которая приняла на себя дополнительные функции.
Таблица 1
Трансакционные издержки трудовых отношений и их предпосылки в зависимости от уровня координации деятельности
Предпосылка возникновения Уровень координации экономической деятельности
Человек (индивидуальный уровень) Организация (микроуровень) Рынок (макроуровень)
Неопределенность в системе Издержки ведения переговоров. Издержки оппортунистического поведения агентов Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки обеспечения выполнения контракта Издержки поиска рыночной информации. Издержки измерения
Нестабильность системы Издержки получения льгот и привилегий Издержки теневых операций (прекаризация труда) Издержки обеспечения безопасности
Нами были выделены три ключевых направления снижения трансакционных издержек трудовых отношений применительно к уровню организации (микроуровню).
Первое направление связано с использованием оптимизационных технологий, таких как «Lean» и «Six Sigma». «Lean» («Лин») - это методология, направленная на увеличение производительности и исключение шагов, не добавляющих ценности. «Six Sigma» («Шесть сигм»), в свою очередь, активный, клиентоориентированный подход к улучшению результативности за счет максимального снижения вариативности процесса, повышения стабильности деятельности.
Второе направление снижения трансакционных издержек предполагает централизацию функций. Использование данной формы оптимизации деятельности, которую активно внедряют крупные компании, прямо коррелирует с точкой зрения К. Дж. Эллиота, считающего, что вертикальная интеграция экономических субъектов и экономия на масштабе снижают трансакционные издержки неравновесности (издержки распределения ресурсов в сложной системе), увеличивают доходы организаций.
Третье направление снижения трансакционных издержек связано с перемещением функций и персонала, их осуществляющего. В зависимости от направленности перемещения функций относительно организации и уровня специализации последующих исполнителей данных функций нами выделено несколько направлений (табл. 2).
Таблица 2
Возможности перемещения функций в рамках сокращения трансакционных издержек организации
Уровень специализации исполнителя Направление перемещения функций
Внутри организации За пределы организации
Низкая Оффсорсинг - отказ от выполнения этих функций вообще Краудсорсинг - передача функций массовой общности людей с помощью технологий коллективного взаимодействия
Высокая Инсорсинг - передача функций исполнителю внутри организации в рамках особой методологии Аутсорсинг/фрилансинг - передача функций специализированному исполнителю за пределами организации
Таким образом, для снижения уровня трансакционных издержек организация должна прикладывать все усилия к профильным направлениям, стремясь максимально их оптимизировать. Остальные функции должны быть переданы «профессионалам» на сторону (аутсорсинг/фрилансинг - передача функций специализированному исполнителю за пределами организации), перемещены внутрь (инсорсинг - перераспределение функций между работниками и подразделениями организации), отданы «толпе» (краудсорсинг - передача функций по генерации идей и поиску решений массовому сообществу людей с использованием интернет-технологий). Либо организация должна просто отказаться от их реализации - оффсорсинг (от англ. off - прочь). Примером оффсорсинга является так называемая модель fabless, при которой компании специализируются на разработке и продаже микроэлектроники, но не имеют собственных производственных мощностей.
Исследования в этом направлении уже ведутся. Так, анализ аутсорсинга с позиции экономической теории трансакционных издержек был проведен классиком неоинсти-туционализма О. И. Уильямсоном [14. P. 5-16].
Если посмотреть на трудовые отношения с точки зрения рынка труда (на макроуровне), на котором они осуществляются, то согласно прогнозам, представленным в Атласе новых профессий, некоторые интеллектуальные профессии в обозримом будущем (на горизонте до 2030 г.) практически исчезнут. Речь идет о риэлторах, ту-рагентах, банковских операционистах, лекторах и пр. [15. С. 151]. Это обусловлено развитием компьютерных технологий, которые позволяют заказчикам подобных услуг напрямую связываться с исполнителями, минимизировать издержки заключения договоров, переложив их на плечи самих потребителей.
Таким образом, возможности минимизации трансакционных издержек с помощью новых технологий приведут к вымиранию ряда профессий. В связи с этим перед государством стоит задача оперативного обновления законодательной базы, совершенствования институциональной основы реализации трудовых отношений.
Постоянно происходит накопление предпосылок для трансформации трудовых отношений, появления новых форм взаимодействия их участников, которые нельзя в чистом виде отнести ни к трудовым, ни к предпринимательским. Это своеобразная смесь гражданских, трудовых, договорных, партнерских отношений, поэтому их можно также назвать метатрудовыми отношениями, в силу их промежуточного состояния между традиционными формами, либо квазитрудовыми отношениями, так как некоторые традиционные черты трудовых отношений в них утеряны. В этих условиях крайне актуальны вопросы уменьшения трансакционных издержек.
С одной стороны, требуется разработка и реализация мероприятий по устранению действующих трансакционных издержек в сфере трудовых отношений. Данные мероприятия помогут обеспечить их нормализацию, повысить качество труда работников и ответственность работодателей, уменьшить трудовой оппортунизм.
С другой стороны, необходима институционализация новых форм трудовых отношений, их законодательное закрепление и регулирование с целью улучшения положения работников. До тех пор пока эти формы не институционализированы, они остаются источником дополнительных издержек для субъектов трудовых отношений.
Источники
1. Connons J. R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21.
2. Татаркин А. И., Попов Е. В., Власов М. В. Основные термины современной экономической теории: препринт № 165 (07). Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2008.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пискера, под науч. ред. Р. Капелюш-никова. М., 1993.
4. Arrow K. J. Political and economic evaluation of social effects and externalities // The analysis of public output / ed. by J. Margolis. N. Y., 1970.
5. Breaden C. H., Toumanoff P. G. Transaction costs and economic institutions // The political economy of freedom: essays in honor of F. A. Hayek / ed. by K. R. Leube, A. H. Zlabinger. Munhen, 1984.
6. Протасова E. Н. Трансакционные издержки на рынке труда: понятие, состав и значение // Перспективы науки. 2014. № 2 (53).
7. Виноградова M. Ю. Формирование трансакционных издержек в логистике хозяйственных связей : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2002.
S. Попов E. В., Симонова В. Л. Mежфирменные сетевые формы организации в системе корпоративного управления // Экономика региона. 2009. № 3.
9. Кузьминов Я. И., Юдкевич M. M. Типология трансакционных издержек // Курс лекций по институциональной экономике. M. : ГУ-ВШЭ, 2000. Режим доступа: www.iet. ru/mipt/2/text/instituzional_12.pdf.
10. Eлохова И. В., Красных M. В. Классификация трансакционных издержек страховой компании // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2010. № 3 (29).
11. Шаститко A. E. Новая институциональная экономическая теория. M. : ТEИС, 2002.
12. Чекмарев О. П. Концепция личных издержек как развитие неоинституциональной экономической теории // Экономическая теория и история. СПб. : MЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2007.
13. Лесных В. В. Развитие теории трансакционных издержек при исследовании трансформации ОПК : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Волгоград, 2010.
14. Williamson О. E. Outsourcing: transaction cost economics and supply chain management // Journal of Supply Chain Management. 2008. No. 44 (2).
15. Атлас новых профессий. Режим доступа: http://www.asi.ru/upload/iblock/d69/At-las.pdf.