Научная статья на тему 'Трудовые отношения с иностранными работниками'

Трудовые отношения с иностранными работниками Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
341
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пеняева Е. Л.

Сведения о правовом регулировании трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, их льготам по выплатам ЕСН, взносам в ПФР и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовые отношения с иностранными работниками»

Мнения, комментарии, разъяснения специалистов

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМИ РАБОТНИКАМИ

ЕЛ ПЕНЯЕВА,

консультант по налогам ЭАО «Б^-Интерком-Аудит»

С 1 ноября 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон). С принятием данного Закона существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Законом иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

К категории иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, относятся:

• иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации;

• иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации;

• иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, в том числе группа лиц, обладающих привилегиями;

• иностранные граждане, обладающие особым статусом.

В настоящее время любой въезжающий на территорию Российской Федерации иностранный гражданин заполняет миграционную карту, содержащую сведения о въезжающем в Российской Федерации иностранном гражданине и служащую для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Законодательством (п. 1 ст. 5 Закона) определен максималь-

ный срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации — 90 дней с момента выдачи миграционной карты.

В соответствии с Законом иностранный гражданин обязан в течение трех рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию зарегистрироваться в территориальных органах внутренних дел по месту своего пребывания. Это правило распространяется и на изменение места жительства во время пребывания в Российской Федерации.

Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство. Для иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, нет ограничений в порядке приема на работу при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность, и вида на жительство. Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину на срок от одного года до пяти лет.

Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации

К данной категории относятся иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Временное разрешение оформляется штампом в документе, удостоверяющем личность, или справкой установленной формы и действует три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в РФ утверждается Правительством Российской Федерации. Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только

на территории того субъекта РФ, где им разрешено проживание.

Рекомендацией работодателям при оформлении трудовых отношений с вышеуказанными иностранными гражданами может быть заключение срочных трудовых договоров на сроки, указанные в разрешении на временное проживание в Российской Федерации.

Иностранцы, временно пребывающие в Российской Федерации

К данной категории относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.

Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности определен в ст. 18 Закона.

В заключение необходимо сказать о том, что за нарушение установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников предусмотрена административная ответственность в виде штрафа — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда. Законодательством установлена возможность приостановления выданного разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

ЕСН и взносы в ПФР

До 1 января 2003 г. действовала льгота по выплатам в пользу иностранных работников, предусмотренная п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» п. 2 ст. 239 утратил силу с 1 января 2003 г.

С 1 января 2003 г. выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства облагаются ЕСН в общеустановленном порядке (независимо от права иностранного работника на медицинское, социальное, пенсионное страхование). При этом взносы в ПФР производятся только на иностранных граждан, имеющих право на пенсию в Российской Федерации, т. е. постоянно проживающих в Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

На иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации и не имеющих правы на пенсию в Российской Федерации, взносы в ПФР не начисляются. При этом необходимо учитывать положения п. 2 ст. 243 НК РФ:

«сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Таким образом, в этом случае сумма налога в федеральный бюджет составит 20 %.

Следует отметить, что доходы иностранных граждан могут быть объектом аналогичных социальных отчислений (налогов, взносов или платежей) в соответствующем иностранном государстве. В связи с этим, очевидно, возникает проблема двойного налогообложения. Решением данной проблемы может служить заключение межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.

Прим. ред. В связи с изложенным для читателей представит интерес следующий документ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО

от 22марта 2006г. № В-6-05/307@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА

МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.03.2006 № 03-05-02-03/12

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2006 № 03-05-02-03/12.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Главный государственный советник налоговой службы В. В. ГУСЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6марта 2006г. № 03-05-02-03/12

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых иностранными организациями в пользу своих сотрудников, направляемых в представительство организации, находящееся на территории Российской Федерации (в том числе в командировку), сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Пунктом 2 статьи 11 Кодекса установлено, что в целях применения положений Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее

— иностранные организации); к физическим лицам

— граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Специальных положений, регулирующих порядок исчисления и уплаты единого социального налога иностранными организациями, глава 24 Кодекса не содержит.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные Трудовым кодексом, законами,

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Учитывая изложенное, выплаты, начисленные иностранной организацией по трудовым договорам в пользу своих работников — иностранных граждан и связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации в представительстве организации, признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу независимо от статуса работника (постоянно или временно проживающий на территории Российской Федерации), места заключения договора, а также независимо от того, где начисляются и производятся выплаты (за границей или на территории Российской Федерации).

Что касается налогообложения командировочных расходов, то в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе возмещение командировочных расходов).

Учитывая положения вышеуказанной статьи Кодекса, суточные, выплачиваемые иностранной организацией своим сотрудникам, командированным в представительство организации, находящееся на территории Российской Федерации, не подлежат налогообложению единым социальным налогом в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации за время нахождения в командировке на территории Российской Федерации.

Вместе в тем в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают

по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.

С выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и на основании пункта 2 статьи 243 Кодекса при исчислении единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, применяется налоговый вычет.

Директор Департамента М. А. МОТОРИН

Налог на доходы физических лиц

Согласно ст. 207, 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица:

• налоговые резиденты Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;

• лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Статья 11 НК РФ содержит следующие определения:

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации — физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Понятие резидентства по налогу связано не с гражданством или постоянным местом жительства, а с продолжительностью фактического нахождения на территории России в календарном году. Таким образом, граждане России могут не являться налоговыми резидентами, если находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, а иностранные граждане могут оказаться налоговыми резидентами, если

провели на территории Российской Федерации более 183 дней.

Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации например, документы учета рабочего времени. Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.

Пример. Иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, работает по трудовому договору в российской организации. Налоговый агент исчислял и удерживал налог с доходов налогоплательщика как с доходов резидента Российской Федерации. В силу определенных обстоятельств иностранный работник покидает пределы Российской Федерации ранее предполагаемого срока (фактически пребывает на территории Российской Федерации менее 183 дней в году). Следовательно, статус налогового резидента не подтверждается. В этом случае согласно п. 2ст. 231 НК РФ суммы налога, удержанные налоговым агентом не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 224 части второй НК РФ определено, что доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке в 30 % без предоставления каких-либо налоговых вычетов (п. 4 ст. 210 НК РФ) .

Более подробно с вопросами, касающимися оплаты труда, можно познакомиться в книге ЗАО «Б^-Интерком-Аудит» «Оплата труда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.