Научная статья на тему 'Трудовой фактор в макроэкономических прогнозах'

Трудовой фактор в макроэкономических прогнозах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чижова Лилия Семеновна

В статье основное внимание сосредоточено на оценке состояния трудовой сферы и степени эффективности использования трудового потенциала. Предлагается создание целостной (интегрированной) системы макроэкономического прогнозирования, обеспечивающей прогнозные оценки в интересах человека и позволяющей сформулировать обоснованную политику развития национальной экономики с учетом занятости, трудовой мотивации и профессиональных интересов граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовой фактор в макроэкономических прогнозах»

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Л. С. Чижова

ТРУДОВОЙ ФАКТОР В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗАХ

В статье основное внимание сосредоточено на оценке состояния трудовой сферы и степени эффективности использования трудового потенциала. Предлагается создание целостной (интегрированной) системы макроэкономического прогнозирования, обеспечивающей прогнозные оценки в интересах человека и позволяющей сформулировать обоснованную политику развития национальной экономики с учетом занятости, трудовой мотивации и профессиональных интересов граждан.

Состояние трудового потенциала. Особенностью функционирования российской экономики в настоящий период является поиск путей, способных обеспечить качественно новый этап развития общества на основе использования инновационных технологий и роста эффективности реализации трудового потенциала.

Современная Россия находится в сложной ситуации. Накопленный мощнейший человеческий капитал, огромные запасы энергоносителей и сырья не гарантируют ей преимуществ в ускоряющейся технологической гонке мировых экономических лидеров. Проигрывает Россия и в конкурентной борьбе за рынки. Проблема заключается в том, что по эффективности и конкурентоспособности российская экономика уступает не только мировым лидерам, но и многим странам второго эшелона, прочно занявшим ниши на мировых рынках товаров, услуг, технологий, труда и капитала. Фактически такое положение чревато появлением стратегической угрозы, вызываемой невозможностью выйти на траекторию устойчивого и динамичного роста.

Недостаток сегодняшней модели развития российской экономики состоит в том, что она не создает условий для необходимого расширения экономического потенциала и резкого повышения производительности труда. Если проанализировать модели социально-экономического развития стран, достигших успехов в конкурентной борьбе, то становится ясно, что выигрывают те страны и регионы мира, экономика которых способна генерировать инновационные технологии, быстро и эффективно создавать и осваивать новую продукцию, адаптировать новинки производства и услуг к дифференцированным и динамично развивающимся потребностям. В этих странах на первом плане стратегических установок стоят задачи формирования и эффективной реализации человеческого капитала.

В ХХ столетии классическая оценка экономистами факторов производства -земли, труда, капитала - как определяющих конкурентоспособность нации постепенно утрачивает свое значение, ключевая роль в развитии экономики отводится предпринимательству, инновациям, ноу-хау. В последние десятилетия все больше ученых приходят к убеждению, что определяющим в росте конкурентоспособности экономики становится человеческий капитал как один из важнейших источников экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал выгодны экономически. По некоторым оценкам, каждый доллар вложенный, например, в сферу образования, приносит от 2 до 10 долл. прибыли [1].

Высокий уровень развития человеческого капитала сам по себе не обеспечивает преимуществ конкурентоспособности экономики. Важно, в каких условиях он взаимодействует, иначе говоря, насколько развиты общественные институты, способствующие эффективному функционированию человеческого капитала. В данном контексте рассмат-

ривается человеческий капитал лишь в той его части, которая определяет социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов в стране. В этой связи главное внимание предполагается сосредоточить на социально-трудовой сфере.

Ключевым критерием, позволяющим позитивно оценить последствия и перспективы развития страны, является динамичный рост экономики, инициирующий повышение эффективности использования и качества трудового потенциала.

Настоящее состояние трудового потенциала неадекватно вызовам современного этапа экономического развития России. Деформирована и не отвечает полностью потребностям производства его профессионально-квалификационная структура. Ухудшается качество профессионального образования. Велики потери трудового потенциала из-за плохого состояния здоровья и преждевременной смертности населения. Отсутствуют действенные мотивы к эффективному труду. Низкий уровень оплаты труда и недостатки ее организации не стимулируют роста трудовой отдачи работников. Качество рабочей силы не содействует росту конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Кроме того, ожидаемые в перспективе существенные потери ресурсов труда вызовут дополнительные риски для развития бизнеса и экономики в целом.

Демографический фактор в перспективах экономического роста. Демографическую основу трудового потенциала страны составляет население в возрасте экономической активности. Наиболее активной его частью принято считать население в трудоспособном возрасте: 16-59 лет для мужчин и 16-54 лет для женщин. Это около 80% всего трудового потенциала. На основе трудового потенциала определяется возможная численность экономически активного населения, обеспечивающего предложение рабочей силы для народного хозяйства.

Характер происходящих в России демографических процессов предопределяет сокращение численности трудового потенциала на протяжении длительного периода за пределами 2007 г. Такая ситуация обусловлена низким уровнем рождаемости в сочетании с относительно высокой смертностью. Среди других негативных демографических процессов можно назвать старение населения, ухудшение показателей здоровья и ожидаемой продолжительности жизни. На изменение численности трудового потенциала влияют три фактора: соотношение размеров когорт, входящих по возрасту в состав трудового потенциала и выходящих из него; смертность населения, находящегося в его составе; соотношение притока и оттока мигрантов данной возрастной группы (таблица).

Таблица

Динамика численности населения, входящего в трудоспособный возраст и выходящего из него, в 1990-2025 гг., тыс. чел.

Год Входящие в трудоспособный возраст* Выходящие из трудоспособного возраста** Замещение поколений

1990 2053,7 1694,5 359,2

1995 2184,6 1697,0 487,6

2000 2493,9 1273,4 1220,5

2005 2206,2 1462,7 743,5

2007 1823,3 1828,0 -4,7

2010 1444,4 1965,0 -520,6

2015 1266,8 2047,0 -780,2

2020 1496,9 1863,0 -366,1

2025 1665,6 1651,0 14,6

* Показатель рассчитывается как произведение численности 15-летних на коэффициент дожития. Коэффициент дожития до возраста 16 лет в прогнозном периоде принят на уровне 2005 г. **Мужчины — 59 лет, женщины — 54 года.

В результате за 2006-2026 гг. население трудоспособного возраста сократится на 16,4 млн. чел. (с 90,3 до 73,9), или на 18%, причем в наибольшей степени (38%) в самых молодых возрастных группах - 16-29 лет; население в возрасте 15-72 лет за этот период сократится на 11,4 млн. чел., или на 10,2%. Значительно уменьшится, с 80,6 до 73,4% - доля населения трудоспособного возраста в составе населения 15-72 лет, что свидетельствует о тенденции старения трудового потенциала. Снижение численности трудового потенциала сопровождается существенным изменением его возрастной структуры, в которой повышается доля старших возрастных групп. Так, если за 1990-2006 гг. доля лиц в возрасте старше 35 лет в составе населения трудоспособного возраста увеличилась с 49,2 до 51,9%, т. е. всего на 2,7 проц. п., то за 2006-2026 гг. увеличение составит 9,4 проц. п. (61,3%).

При условии сохранения неизменного уровня экономической активности численность в возрасте 15-72 лет сократится в прогнозном периоде по сравнению с 2006 г. на 9,2 млн. чел. (составит около 64,4 млн. чел.), в том числе в трудоспособном возрасте - на 9,9 млн. чел. (58,6 млн. чел.), его доля в экономически активном населении (ЭАН) снизится с 93 до 91%.

По нашим оценкам, сокращение численности трудовых ресурсов при сохранении сложившихся темпов повышения производительности труда приведет к адекватным потерям: замедлению темпов роста ВВП и экономического роста, которое может быть компенсировано только за счет обеспечения более высокой эффективности труда. Кроме того, старение ЭАН потребует дополнительных мер и инвестиций с тем, чтобы обеспечить эффективное использование труда населения старших возрастов, которое отличается пониженной работоспособностью и обладает меньшими, чем население молодых и средних возрастов, адаптационными возможностями к изменяющимся требованиям экономики. Старение трудового потенциала может усилить рассогласованность рынка труда, вызванную общим недостатком рабочей силы. Вполне вероятна ситуация, когда на рынке труда при остром дефиците рабочей силы молодых и частично средних возрастов будет наблюдаться ее избыток в старших возрастных группах (особенно в условиях повышения пенсионного возраста).

В результате функционирования устаревших в массе своей рабочих мест сложилась деформированная относительно прогрессивных общемировых тенденций профессионально-квалификационная структура занятых с высокой долей работников материального производства, возрастающей долей занятых в топливносырьевых отраслях, значительной численностью работников ручного и малоквалифицированного труда во всех отраслях экономики. В этих условиях невозможно реализовать накопленный интеллектуальный капитал.

Указанные недостатки тормозят назревшее реформирование сферы профессионального образования, поскольку сохраняется большое количество рабочих мест, слабо адаптированных к потребностям в квалифицированных кадрах, необходимых для конкурентоспособной экономики. Имеет место несоответствие развития системы рабочих мест, их профессиональной специализации, направлений модернизации технологических процессов структуре и качеству профессионального образования.

Анализ возможных сценариев перспектив российской экономики показывает, что в условиях значительных изменений в количестве и возрастном составе ресурсов труда, невозможно ориентироваться на традиционно разрабатывавшиеся правительством варианты социально-экономического развития, в основе которых лежат инерционный и мобилизационный сценарии. Для них характерна экстенсивная адаптация к потребностям производства в рабочей силе за счет поиска ее дополнительных источников, включения миграционных рычагов и привлечения безработных. Ни один из этих вариантов не может обеспечить ни должной структурной пе-

рестройки, ни высокой экономической динамики. Такие варианты лишь консервируют низкий уровень жизни, углубляют несбалансированность спроса на рабочую силу с ее предложением, сохраняют низкую эффективность инвестиций. И в том, и другом сценарии состояние трудового потенциала вследствие дефицита рабочей силы вступает в конфликт с необходимостью обеспечения высокой динамики ВВП.

В рамках данных вариантов развития, по нашим оценкам, в целом за 20-летний период сокращение спроса на квалифицированные кадры составит немногим более 1,1 млн. чел., что ни в коей мере не может компенсировать формирующийся в этот период времени под воздействием демографического фактора дефицит рабочей силы не менее чем 10,5 млн. чел. Работники всех профессионально-квалификационных групп могут стать дефицитными.

Содержание федерального бюджета, хотя и включает ряд важных элементов развития человеческого капитала, не нацеливает на комплексное решение стратегических задач, включая принципиальное обновление всей системы трудовых отношений. Бюджетная политика все еще не отражает в полной мере интересов граждан и задач социально-экономического развития страны, сформулированных в посланиях Президента РФ последних трех лет. В ее разработке преобладает подход, ориентированный на финансово-экономические приоритеты и традиционные способы решения (смягчения) обостряющихся социальных проблем, не реализующий общепринятых в современном мире принципов государственного развития.

Неизбежность перехода к инновационному пути развития и достижение эффективной занятости. Принципиальная слабость инерционного и мобилизационного сценариев развития состоит в сущностной ориентации на мобилизацию экстенсивных факторов, что приводит к расточительному расходованию ограниченных людских ресурсов на достижение принципиально неосуществимых целей.

На основе анализа примеров из международной практики можно утверждать, что инерционный и мобилизационный сценарии развития позволяют с высокой степенью вероятности прогнозировать общие для обоих вариантов последствия и риски, которые неизбежны в силу имеющихся финансовых и кадровых ограничений. К ним относятся:

- обострение конкуренции за трудовые ресурсы как следствие демографических процессов, обезлюдение предприятий и организаций государственного сектора экономики;

- неравномерность регионального развития;

- образование центров миграционного притяжения и ослабленной периферии с разрушенной инфраструктурой;

- концентрация капитала в крупных отраслевых комплексах преимущественно экспортной ориентации и в регионах с диверсифицированной экономикой, формирование крупных мегаполисов, своеобразных центров миграционного притяжения населения;

- превращение приграничных с ними территорий в доноров рабочей силы за счет малых городов-спутников и сельской местности;

- очаговое развитие территорий современных субъектов РФ как признак мировой периферии;

- недостаток инвестиций в тех регионах, которые испытывают наибольшие потребности в них с точки зрения инфраструктурного развития и решения социальных проблем;

- рост нерегулируемого потока иммигрантов;

- дальнейшее усиление степени эксплуатации дешевого труда.

Изложенное приводит к заключению о неизбежности перехода к инновационному варианту развития. Инновационный сценарий - это путь, ориентированный на: постоянный рост инвестиций в новации, разработку и внедрение новой техники, технологии, научные исследования; принципиальное обновление всей системы

трудовых отношений, превращение их в партнерские; формирование новых поколений квалифицированных кадров, способных генерировать новые знания и управленческие решения; организацию справедливых распределительных отношений. Все это позволит обеспечить требуемые темпы ВВП и сочетание долговременных интересов развития экономики с решением следующих общенациональных целей: сокращения бедности; интеграции бизнеса в социальную стратегию государства; увеличения вклада в инновации и развитие; диверсификации экономики.

Основой достижения этих целей является устойчивый динамичный экономический рост, представляющий собой объективную потребность, а главным его условием и последствием - достижение эффективной занятости.

Под экономически эффективной понимается такая занятость, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого на основе роста общественной производительности труда.

Сейчас назрела острая необходимость решения таких стратегических задач, как рост эффективности труда, повышение качества товаров и услуг, обеспечивающих их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Повышение уровня и качества жизни населения России невозможно без контингента квалифицированных кадров, адекватных по своему менталитету и качеству подготовки требованиям высокотехнологичных производств, способных производить конкурентоспособные российские товары и услуги.

Для перехода на инновационный путь развития в области занятости необходимо:

- реструктурировать профессионально-квалификационный состав рабочей силы на основе модернизации системы рабочих мест;

- преодолеть сложившиеся деформации в распределении занятых по профессиям и специальностям, сдерживающие развитие трудового потенциала и предопределяющие неэффективное его использование из-за чрезмерной по многим видам деятельности потребности в кадрах;

- создать соответствующую формирующемуся информационно-инновационному типу занятости систему профессионального образования кадров, ликвидировав диспропорции в структуре подготовки по уровням и специализации, повысить качество обучения;

- реформировать систему оплаты труда для повышения заинтересованности в высокопроизводительном и качественном труде и создать необходимые условия для воспроизводства рабочей силы с учетом современных требований к трудовому потенциалу;

- снизить до минимума потери трудового потенциала в результате преждевременной смертности и роста числа инвалидов, обусловленные неблагоприятными условиями труда;

- улучшить здоровье населения на основе повышения качества жизни.

Естественно, что решение перечисленных задач формирования и использования

трудового потенциала в ближайшей и более отдаленной перспективе, которое становится непременным условием обеспечения устойчивого экономического роста России, требует взаимосогласования с приоритетами и основными направлениями развития всего народнохозяйственного комплекса. Состояние трудового потенциала - это не только важнейшая компонента экономического роста (наряду с созданным ВВП, объемами и структурой экономики, степенью технологической модернизации отраслей и видов деятельности), но и результат проводимой государством и частным сектором экономической политики.

В стратегию инновационного пути развития должна быть включена общенациональная концепция реконструкции всей системы социально-трудовых отношений. В ней следует увязать региональные стратегии развития производственной материально-технической базы, общегосударственные инвестиционные проекты,

программы размещения производительных сил, в том числе, предусматривающие выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также программы, определяющие формы и условия социального партнерства по перечисленным проблемам всех участников рынка. При разработке указанной концепции следует обратить особое внимание на существенную дифференциацию инвестиционных возможностей субъектов РФ, различающихся по величине доходной части бюджетов на региональном уровне в 8 раз и на муниципальном - в 40. В корне должна быть модернизирована вся технологическая база производства.

О влиянии качества системы рабочих мест на здоровье работников говорят следующие цифры. Так, в промышленности за почти 15-летний период доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности работников данной отрасли не только не сократилась, но и возросла более чем на 6 проц. п. При этом удельный вес численности работников, которым установлены компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, не изменился, и составляет около 44% общей численности работников отрасли.

В результате роста численности инвалидов, преждевременной смертности в трудоспособных возрастах из-за плохих, вредных и опасных условий труда возникают большие потери ресурсов труда и необходимость восполнять квалифицированную рабочую силу, готовить новые кадры, выплачивать пособия за нанесенный вред и т. д. С одной стороны, эти потери - нерациональные затраты дополнительных финансовых средств, а с другой - громадный резерв (возможность) для повышения эффективности труда.

Качественное обновление системы рабочих мест означает отказ от пассивной компенсационной социальной политики в отношении трудового потенциала и переход к активной инвестиционной, развивающей стратегии, которая обеспечивает синхронизацию инвестиций в модернизацию рабочих мест и развитие качества рабочей силы, сочетание баланса интересов государства, бизнеса и работников.

В рамках разработки концепции новых социально-трудовых отношений особое место должен занять учет фактора заработной платы в качестве ключевого и исходного норматива экономической эффективности использования всех производственных ресурсов (а не просто как инструмент борьбы с бедностью). Заработная плата должна корреспондировать с уровнем цен на товары и услуги, обеспечивать работнику и его семье нормальное воспроизводственное потребление и накопление, стимулировать более результативные трудовые усилия, основываться на законе. Установление достойной и справедливой заработной платы предполагает адресное распределение создаваемого дохода на уровне предприятия и общества в целом. Это означает, что данный макроэкономический параметр должен учитываться и использоваться в стратегических разработках как исходная целевая установка, с которой должны быть согласованы все остальные макроэкономические параметры.

В настоящее время, как никогда ранее на этапе построения рыночных отношений, возникает потребность в разработке общей стратегии развития страны на длительную перспективу. Опыт стран, достигших социально-экономического процветания, показывает, что прогресс в области экономики и качества жизни населения обусловлен стратегией создания эффективно функционирующих производств и сферы услуг и перехода к инновационному пути развития.

У России должна быть четкая ориентация в отношении направлений дальнейшего социально-экономического развития и достижения поставленных целей. Именно своеобразие российских демографических процессов в длительной перспективе и обусловленная ими специфика формирования и использования будущих ресурсов труда, а также экономических, технологических и организационных условий их эффективного воздей-

ствия на темпы и качество экономического роста, придает дополнительный импульс ускорению разработки такой стратегии.

Интегрированная система макроэкономического прогнозирования. Демографический прогноз до 2025 г. позволяет с достаточной достоверностью определить вероятную численность ЭАН, а также занятых как одного из важнейших факторов экономического роста. Тем самым облегчается разработка макроэкономического прогноза на длительную перспективу, в котором находят количественное выражение основные цели стратегии. Кроме того, демографический прогноз на указанную перспективу, определяющий существенные изменения в обшей численности населения и его возрастном составе, во многом определяет масштабы и структуру будущего конечного спроса населения на товары и услуги, а следовательно, прогнозируемые темпы роста производства и занятости по отраслям.

Как и общая стратегия, макроэкономический прогноз должен охватывать длительную перспективу (как минимум 10 лет) и иметь комплексный характер. На это обращается внимание, поскольку, во-первых, в настоящее время официально разрабатываемые прогнозы в России рассчитаны преимущественно на трехлетний период, и во-вторых, в прогнозах на более длительную перспективу, которые осуществляются, как правило, отдельными научными коллективами, прогностические оценки трудового потенциала ограничиваются общей численностью занятых в экономике и в лучшем случае в крупных ее отраслях.

Между тем одним из отличий широко применяемого во многих странах мира макроэкономического прогнозирования социально-экономического развития стало включение в единую систему расчетов прогноза спроса на рабочую силу в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах наряду с традиционно принятой оценкой валового национального продукта (ВНП) и факторов его роста, динамикой объемов производства и услуг по отраслям экономики. Тем самым создается целостная система макроэкономического прогнозирования (назовем условно ее интегрированной), когда прогнозные оценки начинаются с «человека» и заканчиваются «человеком».

Переход к интегрированной системе макроэкономического прогнозирования позволяет повысить уровень информационного обеспечения не только государства, работодателей, руководителей различных организаций и учреждений при принятии управленческих решений в разнообразных сферах общественной и хозяйственной деятельности, но, что не менее важно, отдельных граждан при определении перспектив их экономической активности, выборе профессии и рабочего места, уровня и специализации профессионального образования. Иными словами, интегрированная система макроэкономического прогнозирования способна стать действенным инструментом достижения:

- социально приемлемой согласованности интересов развития хозяйствующих субъектов и экономически активных граждан и в конечном счете всего населения;

- оптимизации пропорций в распределении инвестиций на технологическую модернизацию и развитие человеческого фактора;

- взаимосвязи перспектив функционирования экономики с особенностями формирования спроса на рабочую силу (в количественном и качественном аспектах).

В результате заблаговременно можно сформировать экономически и социально обоснованную политику развития национальной экономики с учетом занятости, трудовой мотивации и профессиональных интересов граждан.

Предлагаемая система макроэкономического прогнозирования представлена в общих чертах в интегрированной схеме (на рисунке). При этом все процедуры рассматриваемой схемы, образующие своего рода ее несущую конструкцию, разрабатываются (если ориентироваться на международный опыт) в большинстве стран,

использующих макроэкономический прогноз в качестве инструмента своей экономической политики. В России завершающие процедуры не включаются в систему макроэкономического прогнозирования.

Рисунок. Интегрированная схема макроэкономического прогнозирования (содержание и последовательность прогнозных процедур)

Учитывая все большую зависимость темпов и качества экономического роста от количественных и качественных оценок трудового потенциала в длительной перспективе, целесообразно, во-первых, в ближайшие годы перейти к разработке Министерством экономики России макроэкономического прогноза на 10-летний период, во-вторых, использовать в полной мере предлагаемый в интегрированной схеме набор прогнозных процедур, т.е. включать определение спроса на рабочую силу (или занятости) по отраслям и - что особенно важно с позиций развития трудового потенциала - занятости в профессионально-квалификационном разрезе. Макроэкономический прогноз на длительную перспективу в рамках интегрированной его схемы, скорее всего, будет многовариантным, а по методам расчетов носить как частично экстраполяционный характер (например, перспективы развития экономики при учете изменений только демографического фактора), так и экспертно-целевой (изменения в области инвестиций, технологий, качества ресурсов труда, обеспечивающие темпы и качество экономического роста, необходимые для повышения социально-экономического статуса России в мировом сообществе). Отметим, что многие развитые страны в своих макроэкономических прогнозах применяют экспертные оценки довольно широко даже в тех прогнозных процедурах, где используется хорошо отлаженный математический инструментарий расчетов (демографический прогноз, прогноз ВНП, объемов производства и численности занятых по отраслям). Заметим, однако, что экспертные прогнозные оценки специалистов базируются в этих странах на анализе сложившейся в течение многих лет значительной по объему и достаточно достоверной статистической информации.

Оценки Центра развития человеческого капитала и политики занятости ИМЭИ перспектив социально-экономического развития при сохранении сложившихся тенденций (инерционный путь развития) и даже при его некоторой корректировке (мобилизация всех имеющихся ресурсов труда) показывают, что многие проблемы сегодняшнего дня могут быть решены только с позиции концепции инновационного пути развития.

Согласно предварительным расчетам, для реализации преимущественно инновационного сценария социально-экономического развития, например, при целевой установке увеличения ВВП не менее чем в 3,5 раза за 20 лет, потребуется повышение производительности труда в 4,5 раза, увеличение инвестиций в модернизацию технико-технологической базы производства и развитие инфраструктуры не менее чем в 12-14 раз в ценах 2004 г. Только при этих условиях может быть создана основа для реально приоритетного развития человеческого капитала на базе устойчиво растущей и качественно новой экономической динамики.

К числу основных ожидаемых структурных сдвигов в профессиональноквалификационном составе занятых (как показал его прогноз) относятся:

- перераспределение контингента занятых в пользу работников умственного труда (с 41,4% в базовом периоде до 50% в 2025 г.) в связи с переходом от индустриального типа экономики к инновационному;

- повышение доли специалистов среднего уровня квалификации и служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием, поскольку сложившиеся пропорции в численности специалистов высшего и среднего уровня квалификации сильно деформированы;

- реструктуризация состава рабочих кадров1 по уровню квалификации в пользу квалифицированных рабочих индустриальных отраслей экономики (с 36% в базовом периоде до 43% в 2025 г.), поскольку закономерной тенденцией при переходе к инновационному типу экономики является сокращение потребности в рабочих кадрах, прежде всего мало- и неквалифицированных;

- замедление темпов повышения удельного веса работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности по двум основным причинам: значительного сокращения численности населения страны, и следовательно, контингента, на который рассчитаны эти услуги, и высокой занятости населения в преобладающих по численности работников видах услуг с малоэффективными формами их организации (например, в торговле).

Методологические проблемы прогнозирования профессионального состава рабочей силы. Предстоящие структурные сдвиги в экономике и в составе занятых под влиянием неизбежной технологической модернизации и глобализации, упрочения институциональных преобразований наряду с необходимостью преодоления возникших в годы реформ деформаций в использовании профессиональной квалификации работников, обусловливают целесообразность расширения научно-практических разработок в области прогноза профессионально-квалификационного состава рабочей силы на перспективу. Эти разработки включают:

- обоснование государственной политики занятости на перспективу, особенно повышения роли ее действенных мер в регулировании рынка труда (профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, трудоустройство граждан в соответствии с имеющейся профессиональной квалификацией);

- определение перспектив развития профессионального образования всех уровней (особенно с длительным периодом обучения) в интересах удовлетворения потребностей отраслей экономики в кадрах, оптимального сочетания источников фи-

1 Исключая работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.

нансирования образовательных услуг, повышения эффективности затрат на подготовку рабочих и специалистов и рационального использования труда молодежи;

- анализ путей ускорения профессионального становления экономически активных граждан, особенно молодежи (обоснованный выбор предпочтительной сферы деятельности, направлений профессиональной подготовки, мотивации труда);

- направления повышения результативности инвестиций в экономику с целью усиления их влияния на трансформацию системы рабочих мест, расширение сферы применения высокопроизводительного труда как основы роста доходов работающего населения.

Многие страны мира с высоким уровнем экономического развития, направляя значительные инвестиции в формирование и эффективное использование человеческих ресурсов, включают в число макроэкономических прогнозов прогноз спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. Лидером являются США, которые разрабатывают данный прогноз в течение последних 50 лет и регулярно публикуют для широкого оповещения результаты прогноза [2, 3]. За эти годы была создана достаточно функциональная, опирающаяся на современные методологические подходы и хорошо организованную информационно-статистическую базу система прогнозирования занятости, конечным результатом которой является прогноз профессионально-квалификационного состава рабочей силы и определение дополнительной потребности в кадрах с указанием необходимого уровня профессиональной подготовки по каждой профессии. Требуемый уровень профессионального образования указывается по 11-ти ступеням.

Во многих ведущих странах мира практикуется разработка государственных приоритетных направлений развития науки и техники, определяющих их долгосрочные перспективы (что определяет спрос отраслевой экономики на профессионально-квалификационный состав кадров). Оценка предлагаемых приоритетных направлений выполняется при помощи экспертов на основе предлагаемых индикаторов, не последнее место среди которых занимают такие, как влияние на темпы роста национального богатства, повышение качества жизни и конкурентоспособности рабочей силы, ожидаемые сроки широкого внедрения новых достижений. Как правило, опросы экспертов проводятся каждые пять лет с целью прогнозных оценок на перспективу до 30-ти лет. Этот метод используют Франция, Великобритания, Г ермания, Испания, Австрия, Южная Корея и др. В ряде случаев существуют программы, которые для выбора приоритетов государственной стратегии технологического развития предусматривают совестное с бизнесом определение перспективных рынков и технологий на ближайшие 1020 лет. Оптимальной чертой длительных прогнозов является не определение конкретных технологий, а выбор направлений развития, многовариантность сценариев, непрерывность (во времени) этапов тех или иных достижений.

Опыт разработки прогноза спроса на рабочую силу в профессиональноквалификационном разрезе целесообразно использовать в России при определении направлений расширения научно-практических разработок, поскольку такие разработки в стране находятся на этапе становления. Ими занимается небольшое число организаций, в числе которых Научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО), государственный университет Высшая школа экономики, Петрозаводский государственный университет и Институт макроэкономических исследований (ИМЭИ). Наиболее системно, имея в виду прогноз спроса на специалистов и рабочих в увязке с основными макроэкономическими показателями развития и динамики занятости по отраслям, ведутся разработки в ИМЭИ.

Опыт разработки прогнозов спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе как за рубежом, так и в России позволяет сформулировать следующий ряд требований к организации работы над ними.

Прогноз спроса на рабочую силу в разрезе профессий и квалификации должен стать органичной частью системы макроэкономического прогнозирования и выполняться министерствами (ведомствами), которые определяют на перспективу основные параметры социально-экономического развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение степени достоверности прогнозов общей и дополнительной потребности в рабочей силе по профессиям должно обеспечиваться путем совершенствования методологии расчетов, позволяющей увязывать изменения в макроэкономических показателях развития с динамикой спроса на рабочую силу по профессиям и учитывать различные виды потерь работников по профессиям (она более или менее отработана и примерно одинакова у различных исполнителей прогноза), а также доступа к информационно-статистической базе.

Оптимальный прогнозный период, в рамках которого целесообразен прогноз спроса на рабочую силу, профессионально-квалификационного состава, должен охватывать 5-10 лет. Отсутствие необходимой информации является в настоящее время основной причиной, затрудняющей повышение достоверности выполняемых прогнозов спроса на рабочую силу. Прежде всего, необходимо улучшить статистическую информацию по вопросам профессионально-квалификационного состава рабочей силы, представляемую Госкомстатом РФ. К ее основным недостаткам относятся:

- ограниченность первичного учета состава рабочей силы по профессиям (единственным источником служили в последнее десятилетие материалы выборочных обследований населения по вопросам занятости, а они, как известно, дают информацию, не всегда совпадающую с информацией предприятий и организаций);

- чрезмерно высокая степень агрегированности профессий (специальностей) при обработке материалов выборочных обследований, с 1997 г. выделяется всего 31 группа занятий, в результате в состав одной профессиональной группы могут попасть виды занятий с разнонаправленной динамикой численности работников или с разнородным характером трудовой деятельности ;

- несовершенство предлагаемой Росстатом классификации занятий при обработке данных выборочных обследований: в течение последнего десятилетия профессиональный состав рабочей силы был представлен двумя весьма различающимися группировками занятий, что обусловливает короткий период наблюдений, затрудняющий выявление основных тенденций развития профессионально-квалификационного состава рабочей силы и их оценку на перспективу.

Таким образом, недооценка прогнозирования динамики и структуры рабочей силы приводит к деформации рынка труда, особенно в части соответствия той или иной специальности уровню квалификации и образования работников. А межпро-фессиональный переток рабочей силы зачастую влечет за собой потерю работниками профессиональной квалификации, полученных ранее практических навыков. Все это негативно сказывается на кадровом потенциале страны в целом.

Литература

1. Чижова Л.С. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии // Человек и труд. 2006. № 1.

2. Малютина Н.Н., Самойлова Р.М. Мониторинг труда в США // Труд за рубежом. 1997. № 1.

3. Никольская Г.К. Государство и регулирование рынка труда: опыт США // Труд за рубежом. 1997. № 2.

2 Примером первого может служить группа «прочие специалисты высшего уровня квалификации», включавшая в 2000 г. 4 млн. чел. различных специальностей, а примером второго — группа специалистов высшего уровня квалификации «в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения», спрос на которых обусловлен различными факторами; кроме того, не приводятся сведения о распределении рабочей силы по группам занятий по всем видам экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.