УДК 330.16:316.62
Шевелёва Надежда Павловна
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского государственного нефтегазового университета
Кузнецов Иван Сергеевич
Sheveleva Nadezhda Pavlovna
PhD in Technical Science, Assistant Professor, Production Economy and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
Kuznecov Ivan Sergeevich
ассистент кафедры экономики и организации производства Тюменского государственного нефтегазового университета
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ИЖДИВЕНЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
PhD student, Production Economy and Management Department, Tyumen State Oil and Gas University
LABOUR EDUCATION IN PREVENTIVE MAINTENANCE OF SOCIAL DEPENDENCE OF YOUTH
Аннотация:
В статье рассмотрен подход к профилактике социального иждивенчества молодежи посредством трудового воспитания как важного компонента становления социально адаптированной личности. Сформулированы и описаны задачи, решаемые трудовым воспитанием в процессе профилактики молодежного иждивенчества.
Ключевые слова:
трудовое воспитание, политехническое воспитание, социальное иждивенчество, потребительское мировоззрение.
Summary:
The article deals with the approach to the prevention of youth's social dependence by means of labour education as an important component of becoming a socially adapted person. The authors formulate and describe the problems solved by the labour education in the course of preventive maintenance of youth's dependence.
Keywords:
labour education, polytechnic education, social dependence, consumer outlook.
Большими проблемами нашего времени являются слабая мотивированность молодежи к созидательному труду, установка на получение максимума доходов при минимуме усилий, широкое внедрение в сознание потребительской системы ценностей, стремление к «быстрым деньгам». Отсюда нежелание значительной части молодых людей (от 10 до 30 %) вкладывать силы во что-то по-настоящему трудоемкое [1]. Иждивенческая жизненная позиция, эгоцентризм, потребительское мировоззрение, дистанцирование от общественных нужд и интересов - серьезные социальные пороки современности [2]. Предотвращение их пагубного влияния в первую очередь на молодое поколение (школьников и студентов) - важнейшая задача общества.
Категория «трудовое воспитание» в настоящее время неоднозначно трактуется в научной литературе. Наблюдается смешение понятий трудового и политехнического воспитания (в некоторых школьных программах первое заменяется вторым). Некоторые авторы (Л.М. Растова, Л.Е. Сикорская) уделяют повышенное внимание именно трудовому воспитанию как принципиально важному подходу к формированию полноценной человеческой личности, тогда как политехническое воспитание, на их взгляд, уместно на разных этапах обучения как средство осознанного выбора профессиональной деятельности [3; 4]. Крайне актуальным также представляется привитие подрастающему поколению критичного восприятия информации о широко распространенных предложениях «легкого заработка», многочисленных мошеннических схемах, специфических рекламных технологиях и т. п.
Адекватное трудовое воспитание - эффективный механизм развития социального иммунитета к иждивенчеству и инфантильности, неотъемлемый элемент создания и развития гармоничной, зрелой, самодостаточной человеческой личности. Особую актуальность это приобретает в современных условиях, когда обществу все сложнее обеспечивать заявленный уровень социальных гарантий (кризисные явления в экономике, санкции Запада, демографическое старение населения и др.). Возникает необходимость выработки конструктивного отношения к труду на всех уровнях образования, которое позволит снизить масштабы социального иждивенчества молодежи, формируемого на мировоззренческом уровне [5].
Трудовое воспитание тесно сопряжено с профессиональной ориентацией подростков. Представляется перспективной возможность получения дополнительной рабочей профессии наряду с
основным обучением помимо базового курса. Это существенно повысит конкурентоспособность и социальную (профессиональную) мобильность выпускников, предоставит им дополнительные способы адаптации на рынке труда и альтернативу мало- и неквалифицированному подсобному труду, а также временным заработкам в случае невозможности трудоустройства по профессии.
Не следует пренебрегать огромным опытом трудового воспитания, накопленным в нашей стране за предшествующие исторические периоды (в первую очередь советской педагогической школой).
Стоит подчеркнуть важность дуалистического подхода к трудовому воспитанию со стороны как общества (школы, среднего и высшего профессионального образования), так и преимущественно семьи, родителей и родственников. Отношение к труду формируется у человека в семье с ранних лет и лишь в дальнейшем может быть откорректировано школой, техникумом и вузом. Именно на этой стадии необходимо заложить в сознание связь труда с результатом, понимание труда как способа улучшения своего благосостояния и интеллектуального развития [6].
В подростковом возрасте весьма значимым психологическим моментом является возможность самостоятельного (пусть и незначительного, непостоянного) заработка и распоряжения собственными заработанными средствами. Человеку важно почувствовать ценность такого заработка, удовлетворенность самодостаточностью и независимостью, которую он дает, свою социальную компетентность, связь между трудовыми усилиями и результатом. Принятие самостоятельных решений на данном этапе позволяет обрести опыт, избавиться от инфантилизма, повысить уровень ответственности за свои действия [7].
Как правило, подростки и молодежь, привыкшие в вопросе удовлетворения всех своих потребностей, даже завышенных и изощренных, полагаться на родителей (10-12 %), долго не могут найти работу, определиться с профессией, получают несколько видов образования и при этом ни на одном месте не могут закрепиться [8].
Самым тяжелым для молодежи можно считать начало трудового пути. Заработок молодого работника не всегда соответствует его ожиданиям, что значительно охлаждает трудовой энтузиазм. Человек начинает искать другие возможности, осознавать, что зарплата не всегда пропорциональна трудовому усилию. Возникают чувства безысходности и апатии [9; 10].
Характерно, что многих молодых людей привлекает возможность «легкого заработка» - сетевой маркетинг, игра на Forex, свободные профессии [11]. Чаще всего эти люди (нередко с недостаточным образованием, в частности экономически неграмотные) не отдают себе отчета обо всех тонкостях такого рода деятельности. Неудачи на данном поприще могут усилить социальный пессимизм, снизить психологическую мобильность и ослабить адаптационные механизмы личности. Человек становится фактически иждивенцем - родителей, супругов, сожителей, создавая видимость трудовой деятельности, и, ссылаясь на несчастливое стечение обстоятельств, агрессивно реагирует на просьбы родных подыскать более стабильную работу.
Исходя из сказанного, сформулируем следующие актуальные задачи профилактики молодежного социального иждивенчества посредством трудового воспитания.
1. Повышение потребности в созидательном, общественно значимом и полезном труде через приобщение к разным видам трудовой деятельности, к совместной деятельности, коллективному труду, творческому самовыражению и чувству сопричастности к масштабным социальным процессам.
2. Развитие понимания важности правильной организации труда, необходимости соблюдения техники безопасности, экономного и полного использования ресурсов, контроля качества результатов работы.
3. Формирование активной жизненной позиции молодежи, заинтересованность в профессиональном росте, социально-экономических общественных процессах и, как следствие, в политической жизни страны.
4. Профессиональная ориентация молодого поколения с учетом индивидуальных склонностей и талантов молодых людей сообразно с текущими потребностями конкретных регионов и стратегическими задачами развития России.
5. Развитие способностей к планированию и организации работы с учетом ближайших и стратегических перспектив, тренировка навыков сотрудничества, кооперации и целеустремленности, формирование творческого подхода к труду, ответственности и взаимопомощи.
6. Воспитание производственной дисциплинированности, трудолюбия, социальной активности, инициативности.
Таким образом, трудовое воспитание должно выполнять роль адаптационного механизма, помогающего в формировании личности: повышать социальный оптимизм, рассматривать предстоящие трудности в профессиональном поиске как транзиторное явление; вырабатывать пред-
ставления о многовариантности трудового пути, способах адаптации в сложных жизненных ситуациях, позитивное отношение к перепрофилированию и переобучению; осуществлять критический анализ ловушек «легкого заработка»; рассматривать условия, при которых самозанятость может быть успешной.
Ссылки:
1. Шевелёва Н.П., Кузнецов И.С. Оценка уровня социально-психологической адаптированности студентов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 4. С. 12-18.
2. Шевелёва Н.П., Кузнецов И.С. Предпосылки формирования социального иждивенчества в среде российской молодежи // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 21-23.
3. Педагогические кадры - основа инновационного развития образования : монография / под ред. Л.М. Растовой. Барнаул, 2006.
4. Сикорская Л.Е. Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 1. С. 163-168.
5. Там же.
6. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 18.
7. Сикорская Л.Е. Указ. соч.
8. Шевелёва Н.П., Кузнецов И.С. Оценка уровня ...
9. Васильева М.А. Указ. соч.
10. Палаткина Г.В., Дахина Е.Р. Готовность выпускников вузов к трудоустройству как педагогическая проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 77-79.
11. Шевелёва Н.П., Кузнецов И.С. Социально-психологическая адаптированность студентов и качество трудовых ресурсов // Нефть и газ Западной Сибири : материалылы Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения А.Н. Косухина. Тюмень, 2015. С. 222-227.
References:
1. Shevelyova, NP & Kuznetsov, IS 2013, 'Evaluation of social and psychological adaptation of students', Scientific Review: humanities research, no. 4, p. 12-18.
2. Shevelyova, NP & Kuznetsov, IS 2015, 'Preconditions of formation of social dependency among young people in Russia', Theory and practice of social development, no. 18, p. 21-23.
3. Rastova, LM (ed.) 2006, The teaching staff - the basis of innovative education development: monograph, Barnaul.
4. Sikorskaya, LE 2009, 'Volunteering as a form of labor education of students', Problems of pedagogy and psychology, no. 1, p. 163-168.
5. Sikorskaya, LE 2009, 'Volunteering as a form of labor education of students', Problems of pedagogy and psychology, no. 1, p. 163-168.
6. Vasilyeva, MA 2005, 'Labour education', Preschool education, no. 4, p. 18.
7. Sikorskaya, LE 2009, 'Volunteering as a form of labor education of students', Problems of pedagogy and psychology, no. 1, p. 163-168.
8. Shevelyova, NP & Kuznetsov, IS 2015, 'Preconditions of formation of social dependency among young people in Russia', Theory and practice of social development, no. 18, p. 21-23.
9. Vasilyeva, MA 2005, 'Labour education', Preschool education, no. 4, p. 18.
10. Palatkina, GV & Dakhina, ER 2016, 'The willingness of graduates to employment as a pedagogical problem', Society: sociology, psychology, pedagogics, no. 1, p. 77-79.
11. Shevelyova, NP & Kuznetsov, IS 2015, 'Socio-psychological adaptation of students and the quality of the labor force', Oil and gas in Western Siberia: Materials of the International Scientific Conference dedicated to the 90th anniversary of Anatoly Kosukhin, Tyumen, p. 222-227.