Научная статья на тему 'Трудовое и профориентационное воспитание в курсе «Ботаника» средней школы российской Федерации, Украины и Луганской народной Республики'

Трудовое и профориентационное воспитание в курсе «Ботаника» средней школы российской Федерации, Украины и Луганской народной Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
845
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНЬЕ / ВОСПИТАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ТРУД / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко С.Г., Востриков А.А.

Согласно учебным программам, биологическое образование должно способствовать становлению общей культуры, воспитанию личности, формированию мировоззрения, экологической культуры, укреплению духовного и физического здоровья, а так же прививать трудовые навыки и умения. К сожалению, современные программы, не решают эти задачи вследствие снижения аудиторной нагрузки, насыщенности уроков, сельскохозяйственными и профориентационными темами и контроля государства над данным вопросом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко С.Г., Востриков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовое и профориентационное воспитание в курсе «Ботаника» средней школы российской Федерации, Украины и Луганской народной Республики»

Анализ существующей нормативной документации показал, что предельно допустимое содержание (ПДС) радионуклидов в почве не установлено, в связи с чем судить о радионуклидном загрязнении исследуемых образцов не представляется возможным. В целом же, полученные значения не велики и согласно данным литературы их можно считать близкими к среднемировым.

Несколько выделяются более высокой активностью цезия-137 районы Северо-западной части области (Рамонский, Верхнехавский, Нижнедевицкий, Семилукский, Репьев-ский, Хохольский районы и г. Воронеж), однако, и это значения невелики и составляют в среднем 50-60 Бк/кп Связать несколько повышенный уровень активности указанных местностей можно с попаданием их в так называемую зону фоновых районов чернобыльских радиоактивных выпадений. Значения активностей природных радионуклидов близки к среднемировым. Несколько превышена активность калия-40 (на 12% больше среднемировых значений) и тория-232 (на 19%). Однако это объясняется особенностью почв Воронежской области, в большинстве своем представленные черноземами, для которых характерны более высокие средние значения активности природных радионуклидов (500 Бк/кг для калия-40 и 44 Бк/кг для тория-232). Таким образом, почвы Воронежской области можно признать в целом радиологически благополучными.

Интересно также повышение значений активности природных радионуклидов ка-лия-40 (на 57-74% по сравнению со средним по области значением), тория-232 (на 36-66% по сравнению со средним по области), радия-226 (на 45-53% по сравнению со средним по области) близ ТЭЦ «ВОГРЭС» и находящихся рядом районов (вблизи ООО «Воронежский Гипрокаучук», вдоль низовья Воронежского водохранилища, на улице Ленинградская). Объяснить данный факт можно тем, что в течение более 70 лет ТЭЦ «ВОГРЭС» работала, используя в качестве топлива каменный уголь, сжигание которого является источником выбросов в окружающую среду ряда естественных радионуклидов, таких как К-40, Ra-226, Ra-228, Th-232, Pb-210 [3,4].

Исследования выполнены при поддержке гранта президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (проект МК-3733.2015.5).

Список литературы:

1. Великанова, Н.А. Оценка радионуклидного загрязнения лекарственного растительного сырья в г Воронеже и его окрестностях / Н.А. Великанова [и др.] // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (260). - С. 232-236.

2. Дьякова, Н.А. Экологическое состояние лекарственного растительного сырья Центрального Черноземья / Н.А. Дьякова, И.А. Самылина, А.И. Сливкин // Фармация. - 2015. - №1. - с. 3-6.

3. Сливкин, А.И. Изучение особенностей накопления радионуклидов из почв лекарственными растениями Polygonum aviculare и Plantago major, произрастающими в городе Воронеже и его окрестностях / А.И. Сливкин, С.П. Гапонов, Н.А. Великанова // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ: Материалы 5-й Международной научно-методической конференции «Фармобразование-2013», Воронеж, 16-18 апреля 2013 г. - Воронеж, 2013. - С. 510-513.

4. Сливкин, А.И. Изучение радиационной безопасности лекарственного растительного сырья в городе Воронеже и его окрестностях на примере травы горца птичьего и листьев подорожника большого / А.И. Сливкин, С.П. Гапонов, Н.А. Великанова // Пути и формы совершенствования фармацевтического образования. Создание новых физиологически активных веществ: Материалы 5-й Международной научно-методической конференции «Фармобразование-2013», Воронеж, 16-18 апреля 2013 г. - Воронеж, 2013. - С. 513-515.

УДК [378.016:58]:[373.5.015.31:331] ТРУДОВОЕ И

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КУРСЕ «БОТАНИКА» СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УКРАИНЫ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

UDC [378.016:58]:[373.5.015.31:331] LABOR EDUCATION AND PROFESSIONAL ORIENTED EDUCATION IN THE COURSE OF «BOTANY» IN SECONDARY SCHOOL IN RUSSIAN FEDERATION, UKRAINE AND LUGANSK PEOPLE'S REPUBLIC

С.П Лысенко, к.б.н., доцент; Lysenko S.G., Vostrikov A.A.,

А.А. Востриков, студент 4 курса,

ПОУ ВПО ЛНР «Луганский государ- «Luhansk Taras Shevchenko state uni-

ственный университет имени Тараса versity»

Шевченко»

seruj_strag@mail.ru

Согласно учебным программам, биологическое образование должно способствовать становлению общей культуры, воспитанию личности, формированию мировоззрения, экологической культуры, укреплению духовного и физического здоровья, а так же прививать трудовые навыки и умения. К сожалению, современные программы, не решают эти задачи вследствие снижения аудиторной нагрузки, насыщенности уроков, сельскохозяйственными и профориентационными темами и контроля государства над данным вопросом.

Ключевые слова: трудовое воспитание, программное обеспеченье, воспитание, качество образования, мировоззрение, сельскохозяйственное образование, учебный труд, логическое мышление, формирование умений, развитие личности.

According to the curriculum, biological education must foster a common culture, education of the individual, the formation of ideology, ecological culture, strengthening of spiritual and physical health, as well as to instill work habits and skills. After analyzing the current program, we can say that the problems are not solved because of reduced teaching load, saturation lessons reducing agricultural and career guidance topics.

Key words: labor education, software, training, quality of education, world view, agricultural education, educational labor, logical intellectual, skills formation, personal development.

Как известно, труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Однако, на наш взгляд, этому вопросу уделяется недостаточно внимания из-за чего формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. На наш взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением.

Трудовому воспитанию на Руси всегда уделялось большое внимание. Как отмечает Латышина Д.И., детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе [1]. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 выполняли почти полностью работу взрослых - пахали землю, ловили рыбу. Ремесленники, в свою очередь, тоже передавали свой опыт подрастающим поколениям. Традиции трудового воспитания наследников престола, были заложены в 18 веке и входили в распорядок дня царских детей. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. В дневнике императора Николая II ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле. Государь с детства был приучен к физической работе и

приучал к ней и своих детей, будучи человеком умным, понимал, что физический труд облагораживает прежде всего душу. Находясь под арестом, они всей семьёй занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, кололи лед для погреба, обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занималась устройством обширного огорода. Мы сделали акцент на трудовое воспитание в царской семье, так как физический труд для членов этой семьи не был связан с источником доходов [1; 2].

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности, должен стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, которое обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся обще трудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии, таким образом является базой трудового воспитания. В целях воспитания, успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью [2].

Проанализировав учебные программы курса «Ботаника» СССР, Российской Федерации, Украины и Луганской Народной Республики, было выявлено значительное снижение аудиторной нагрузки (СССР-112 часов, РФ-70, Украина-70, ЛНР-35) и тематической насыщенности уроков [3; 4; 5; 6]. Независимая Украина, РФ и ЛНР исключили обязательный учебный труд на учебно-опытных участках, ссылаясь на ложный постулат, что труд является опасным явлением для здоровья и жизни ребенка. На сегодняшний день использование детского труда регулируется законодательством государств. Летние задания так же исключили из программ, теперь в место наблюдения за ростом растений на учебно-опытном участке, размножения картофеля, окучивания картофеля, влияния прищипки на плодоношение, выяснения влияния пасынкования, влияния удобрений, полива, мульчирования и других агроприемов на рост, развитие и урожай культурных растений, посадки и выращивания растений на пустырях, склонах оврагов - учащиеся все больше время стали проводить за компьютерными играми и пропадают часами в социальных сетях. Проанализировав программы нами было обнаружено, что сельскохозяйственные и профориентационные темы в СССР занимали 1\3 от всех тем, в РФ и Украине эти показатели значительно ниже, в ЛНР эти темы вообще исключили из программ [6].

Педагог Станислав Теофилович Шацкий говорил - «...виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своем развитии ряд нормальных изменений — способствует к все большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, — влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей». Труд формирует важное условие нормализации учебной нагрузки учащихся, прочность усвоения ими основных знаний, необходимое условие успешного решения задач развитие логического мышления школьников, их воспитание [7].

Согласно программного обеспечения курса «Ботаника» в СССР обучали всеми необходимыми элементами сельскохозяйственных знаний, учили детей тому, что эта отрасль экономики является одной из важнейших, представленной практически во всех странах, обеспечивающая население продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности, от состояния которой зависит

продовольственная безопасность государства [3]. В современных школах государство не контролирует формирование понятий и навыков, связанных с аграрной направленностью, что отрицательно сказывается при выборе данного спектра будущих профессий учениками. Качественный анализ современного программного обеспечения курса «Ботаника» выявил сокращение профориента-ционных, сельскохозяйственных тем, лабораторных и практических работ (см. Рис.2).

Рис. 2 Качественный анализ учебных программ курса "Ботаника". *Примечание: часть тем объединяют различные сферы.

Политехнические знания, которые ввели в школах СССР, позволяли знакомить с основными принципами ведущих процессов производства и одновременно давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями производств, а также формировали диалектическое мировоззрение, помогали всестороннему и гармоничному развитию личности [3; 8]. Основная цель современного политехнического образования на постсоветском пространстве состоит в ознакомлении учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством; формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства; приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям [9], к сожалению, тематическая наполняемость программного обеспечения курса «Ботаника» не способствует достижению данных целей. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда, а не теорией и декоративно-прикладным искусством.

Таким образом, изучив данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение к учебной деятельности и общественно-полезному труду.

Список использованых источников

1. Мельник Т. Воспоминания о Царской Семье и Ее жизни до и после революции - Белград, 1921. 2.Брянце-ва Е. В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе [Текст] / Е. В. Брянцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 67-69. ; 3. Биология VI-XI классы ^-Х классы) // Программы средней общеобразовательной школы: Биология. - М.: . Просвещение. - 1986. - 48 с. 4. Пояснительная записка // Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». - М.: Просвещение. - 2011. - 54 с. 5. Пояснювальна записка // Навчальн програми для 5-9 клас1в загальноосвтшх навчальних заклад1в: Природознавство; Бюлопя. - К.: Ви-давничий д1м «Осв1та». - 2013. - 64 с.; 6. Пояснительная записка //Примерная программа по биологии для 6-11 классов основного общего образования ОШ 1-Ш ступеней: Биология. ЛНР. - 2015. - 65 с.; 7. Шацкий С. Т. Пед. соч, Т. 1, с. 298; 8. Верзилин Н.М. Проблема классификации методов в преподавании биологии. - Известия АПН РСФСР вып. 87. М.: 1957. - 11-18 е.; 9. УкраТна. Постанова кабшета мшютр1в УкраТни № 1392. Державний стандарт: про затвердження Державного стандарту базовоТ I повноТ загальноТ середньоТ осв1ти. - К.: 2011. - 49 с..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.