О Н. ПРЯЖНИКОВА*. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СТРАНАХ АСЕАН : ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. (Обзор).
Аннотация. В обзоре рассматриваются особенности трудовой миграции в регионе АСЕАН. Неравенство социально-экономического развития и разнонаправленные демографические тенденции в странах - членах организации повышают значение внутрирегиональной трудовой миграции как фактора повышения уровня жизни в странах - источниках миграционных потоков и увеличения эффективности рынков труда в странах-реципиентах. Среди проблем, характерных для трудовой миграции внутри региона, выделяются ограниченные возможности использования работниками-иностранцами легальных каналов для миграции и, как следствие, отсутствие у них доступа к получению социальной помощи в условиях кризиса.
Ключевые слова: трудовая миграция; АСЕАН; рабочая сила; рынок труда; пандемия COVID-19.
O.N. PRYAZHNIKOVA. Labor Migration in ASEAN Countries : In-tra-Regional Features. (Review).
Abstract. The review highlights distinctive features of labour migration in ASEAN region. Disparities in socio-economic development and multidirectional demographic trends in the member countries enhance significance of intra-regional labor migration as a factor of improving life standards in sending countries and increasing the efficiency of labour markets in receiving countries. Among typical problems for labour migration within the region, there are limited opportunities for foreign workers to use legal channels for migration and, as a result, lack of access to social assistance in case of crisis.
* Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН.
103
Keywords: labour migration; ASEAN; work force; labour market; COVID-19 pandemics.
Для цитирования: Пряжникова О.Н. Трудовая миграция в странах АСЕАН : внутрирегиональные особенности. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2021. - № 4. - С. 104-112. DOI: 10.31249/rva/2021.04.08
Рынок труда АСЕАН характеризуется значительными внутрирегиональными потоками трудовой миграции, которые растут на протяжении последних десятилетий. Трудовые мигранты переезжают в другие страны внутри региона и вне его в поисках лучших возможностей. В странах АСЕАН в 2020 г. работали 7,1 млн мигрантов, прибывших туда из других стран региона, большинство составляют низкоквалифицированные работники [1].
Среди драйверов роста миграционных потоков внутри АСЕАН выделяют различия в уровне экономического развития и доходов населения в странах региона, а также сокращение в некоторых странах трудоспособного населения, обусловленное увеличением темпов старения населения, и сохранение тенденции прироста молодого населения в других. Как следствие, такие страны, как Сингапур, Таиланд и Вьетнам, в меньшей степени Малайзия, в ближайшее время столкнутся с сокращением рабочей силы, в то время в Камбодже, Индонезии, Лаосе, Мьянме и на Филиппинах ожидается увеличение населения, выходящего на рынок труда [7, с. 10]. Таким образом, несоответствие спроса и предложения на национальных рынках рабочей силы АСЕАН будет стимулировать людей трудоспособного возраста искать работу в других странах, прежде всего внутри региона.
В настоящее время центрами притяжения внутрирегиональных миграционных потоков являются Малайзия, Сингапур и Таиланд. До начала пандемии COVID-19 здесь нашли рабочие места 96% (6,5 млн человек) мигрантов из стран АСЕАН. При этом большинство трудовых мигрантов выезжает в поисках работы в другие страны региона из Камбоджи, Индонезии, Лаоса и Мьянмы.
Хотя прирост населения в Малайзии остается относительно высоким, но вследствие экономического роста, урбанизации и недостаточности участия женщин в рабочей силе (54,7% женщин
трудоспособного возраста заняты на рынке труда [3, с. 66]) формируется большой спрос на трудовых мигрантов. По данным иммиграционного департамента Министерства внутренних дел, по состоянию на сентябрь 2019 г. в Малайзии было трудоустроено вне теневой экономики 1,98 млн работников-мигрантов, что составляло около 20% рабочей силы страны. При этом Всемирный банк оценивал количество трудовых мигрантов в Малайзии от 2,96 до 3,26 млн человек (в 2017 г.), в том числе от 1,23 до 1,46 млн из них были заняты в неформальном секторе экономики. Они приезжают в страну из Индонезии, Мьянмы, Филиппин, а также из Непала и Бангладеш. Мигранты в Малайзии в большинстве своем выполняют малоквалифицированную работу и составляют около 30% от занятых в сфере услуг и 25% от занятых в сельском хозяйстве, а также работают в строительстве и внутри домохозяйств (работа по дому) [6, с. 1].
В Сингапуре, чье население составляет 5,9 млн жителей, в декабре 2020 г. трудились 1,231 млн мигрантов1, приехавших сюда по большей части из Индонезии, Филиппин и Бангладеш. Это меньше, чем в 2019 г., когда их насчитывалось 1,427 млн, или около 38% всей рабочей силы. Почти 47% работодателей страны испытывают трудности при заполнении вакансий [9, с. 1 ]. Этот факт подтверждает значение трудовых мигрантов для сингапурской экономики Правительство страны осознает важность присутствия трудовых мигрантов на рынке труда и проводит соответствующую политику в сфере трудовой миграции.
Так, в Сингапуре действуют специальные механизмы защиты мигрантов, предполагающие подбор рабочих мест для прибывающих работников-иностранцев как внутри домашних хозяйств сингапурцев, так и в других секторах экономики. Кроме того, Сингапуру удалось достичь значительного уровня безопасности на рабочих местах, занимаемых мигрантами. Во многом это стало возможно в результате того, что работодателей обязали оплачивать услуги медицинского страхования для занятых у них мигрантов, что стимулирует их поддерживать стандарты охраны труда. С 2004 г. по 2018 г. количество смертельных травм на рабочем месте снизи-
1 Foreign Workforce Numbers // A Singapore Government Agency Website: Documents and Publications. - URL : https://www.mom.gov.sg/documents-and-publica tions/foreign-workforce-numbers
лось на 75%, и Сингапур занял 7-е место среди стран ОЭСР по этому показателю. Правительство Сингапура создало инструменты доступа работников-мигрантов, нуждающихся в помощи, организовав круглосуточно действующие «горячие линии». Работодателям законодательно запрещено удерживать документы (паспорта) мигрантов. Вместе с тем защита прав мигрантов, работающих в домохозяйствах (работа по дому) не предусмотрена в рамках трудового законодательства Сингапура [9].
Осуществив переход от страны - источника трудовых мигрантов в 1990-х годах к стране - реципиенту миграции в течение двух десятилетий, Таиланд стал важнейшим направлением миграционных потоков из стран-соседей и других стран АСЕАН. На ноябрь 2020 г. в Таиланде было 2,3 млн зарегистрированных трудовых мигрантов, что составляет не менее 7,6% рабочей силы страны. В условиях старения населения, когда, с одной стороны, доля работоспособного населения сокращается, а с другой - необходимо больше работников для ухода за пожилыми людьми, высокий спрос на рабочих-мигрантов в Таиланде сохранится и в будущем. Большинство мигрантов, ищущих работу в Таиланде, приезжают из Камбоджи, Лаоса и Мьянмы и получают рабочие места в сельском хозяйстве, рыболовстве, строительстве и на производстве, а также выполняют работу внутри домохозяйств [10, с. 1].
В 2002-2003 гг. правительство Таиланда подписало меморандумы о взаимопонимании в сфере занятости с правительствами Камбоджи, Лаоса и Мьянмы, которые открыли официальные каналы для регулярной трудовой миграции в Таиланд из соседних стран. В 2016-2018 гг. Таиланд разработал комплексную правовую базу для управления трудовой миграцией, и мигранты, которые уже работали в Таиланде неофициально, получили возможность официально зарегистрироваться. За этот период 1,827 млн трудовых мигрантов легализовались на рынке труда Таиланда. В декабре 2020 г. объявлена новая программа легализации мигрантов из Камбоджи, Лаоса и Мьянмы с целью повысить контроль над распространением COVID-19. В соответствии с программой мигранты, находящиеся во Вьетнаме неофициально, должны подтвердить свое участие в ней, пройдя регистрацию онлайн, а их работодатели должны подтвердить их регистрацию до середины сентября 2021 года. В итоге они смогут получить разрешение на работу в стране на
законных основаниях на период до февраля 2023 г. По состоянию на февраль 2021 г. участниками программы стали 654,86 тыс. трудовых мигрантов [11].
В настоящее время более 560 тыс. вьетнамцев работают за границей в более чем 43 странах мира. В 2019 г. из Вьетнама выехали 152,53 тыс. мигрантов в шесть основных стран-реципиентов: Китай, Японию, Тайвань, Южную Корею, Саудовскую Аравию и Румынию. В рамках региональной миграции АСЕАН основной страной для трудовой миграции из Вьетнама является Таиланд. Для перемещения в Таиланд вьетнамцы используют наземные маршруты, проходящие через Лаос. Важно отметить, что статус большинства работников-вьетнамцев в Таиланде остается нелегальным, так как «Меморандум о взаимопонимании», подписанный между Вьетнамом и Таиландом в 2016 г. и призванный решить проблему с легализацией трудовых мигрантов, до сих пор не утвержден. Это соглашение носит ограниченный характер, так как его действие распространяется только на сектора рыболовства и строительства, где находят рабочие места относительно небольшое число вьетнамских мигрантов [12].
Важно подчеркнуть, что правительство Вьетнама целенаправленно стимулирует трудовую миграцию как средство поддержания занятости своих граждан, повышения их квалификации благодаря навыкам, которые они осваивают, работая за границей, и сокращения бедности за счет расширения возможностей вьетнамцев получать трудовые доходы. Политика поощрения трудовой миграции включает такие стимулы, как право граждан, проживающих в 20 провинциях Вьетнама, определенных правительством как «бедные», на получение субсидий для выезда и поиска работы за границей, получение ссуд и других видов финансовой помощи для оплаты обучения языку страны-реципиента, профессионального обучения, проверки состояния здоровья и т.д. [12].
Трудовая миграция является значимым источником получения средств к существованию для населения Мьянмы. Только легально оформленные денежные переводы мигрантов на родину в 2019 г. составили примерно 3 млрд долл., или 4,6% ВВП страны. По некоторым оценкам, до 10% трудоспособного населения Мьянмы работает за границей, из них в Таиланде и Малайзии заняты почти 2 млн мьянмцев [8]. При этом трудовая миграция из
Мьянмы практически не регулируется правительством. Легальная миграция из страны направлена главным образом в более развитые страны Азии и Ближнего Востока, а нелегальные мигранты ищут занятость в соседних странах региона со средним уровнем дохода на душу населения.
В Лаосе трудовая миграция остается важным источником получения средств к существованию, что объясняется более медленным сокращением бедности по сравнению с другими странами АСЕАН. Примерно 1,3 млн лаосских граждан проживают и работают за границей. Таиланд является крупнейшей страной, куда в приграничные провинции и крупные города едут лаосские мигранты в первую очередь из-за разницы в заработной плате. Минимальная заработная плата в Таиланде более чем вдвое превышает минимальную зарплату в Лаосе, которая эквивалентна 900 тыс. лаосских кипов или 11 0 долл. Лаосские мигранты в Таиланде заняты в основном в сфере домашнего труда, строительстве, производстве, сельском хозяйстве и индустрии развлечений. Большая доля мигрантов-лаосцев, как правило, женщины (56% всех мигрантов из Лаоса), заняты в домашних хозяйствах без оформления официального статуса трудового мигранта [5].
В законодательной базе, регулирующей трудовую миграцию из Лаоса, остается ряд пробелов. «Меморандум о взаимопонимании» между Таиландом и Лаосом был подписан в 2016 г. и расширил предыдущие соглашения между странами благодаря включению в сферу сотрудничества тем социальной защиты мигрантов и развития их навыков. Однако лишь небольшое число лаосских мигрантов въезжают в Таиланд в соответствии с регламентациями меморандума из-за сложности административных процедур и необходимости их оплаты.
Мигранты из Камбоджи в 2020 г. составляли более 1,1 млн человек. Многие покинули родину из-за отсутствия возможности трудоустройства внутри страны, а также большей заработной плате, которую они могут получать в других странах региона. Основная страна, куда направлены миграционные потоки из Камбоджи, -Таиланд, где камбоджийцы находят занятость в рыболовстве, сельском хозяйстве, строительстве, обрабатывающей промышленности и сфере услуг, включая труд внутри домашних хозяйств. Примерно треть камбоджийских мигрантов прибегает к официаль-
ным каналам для миграции, использование которых предполагает значительные затраты времени и преодоление ряда административных барьеров [2].
Во внутрирегиональные миграционные потоки вовлечены также индонезийские мигранты, которые в большинстве своем едут в Малайзию для работы в сельском хозяйстве и внутри домо-хозяйств. Малазийцы, выезжающие на работу за рубеж, в свою очередь ищут занятость в Сингапуре. При этом Филиппины являются значимым источником трудовой миграции в страны Ближнего Востока и США [7, с. 1].
С началом пандемии СОУГО-19 в странах-реципиентах были введены меры (прежде всего ограничения на выдачу виз) по снижению притока трудовых мигрантов. В Малайзии в апреле и мае 2020 г. резко сократилось количество новых виз, выдаваемых прибывающим из-за рубежа работникам. Оформление разрешений на работу для иностранцев в Таиланде в тот же период уменьшилось до трети от докризисного уровня. В Сингапуре число рабочих-мигрантов снизилось более чем на 5%, или более чем на 70 тыс. человек в первой половине 2020 г. Выдача разрешений на работу иностранным гражданам в Сингапуре сократилась на 8,5% [4, с. 5].
Во втором квартале 2020 г. число вьетнамцев, выезжающих в поисках занятости из страны, упало до 6% от соответствующего показателя за первый квартал того же года, а совокупно за первые три квартала 2020 г. составило всего 41% от показателя 2019 г. В Индонезии в 2020 г. трудовая миграция составила 38% от объемов предыдущего года. Количество работников, выехавших из Таиланда за границу в течение первых 6 месяцев 2020 г., снизилось на 61% по сравнению с первым полугодием предыдущего года [4, с. 8].
При этом многие мигранты, потерявшие рабочие места в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, ввиду закрытия проезда между странами региона и ограничения перемещений внутри стран, не смогли покинуть страны назначения через обычные пограничные пункты пропуска. Кроме того, трудящиеся-мигранты столкнулись с непредвиденными транспортными расходами и увеличением времени ожидания при пересечении границ из-за большого количества желающих вернуться на родину.
Две страны АСЕАН приняли меры для возвращения своих граждан: Филиппины и Вьетнам. Филиппины ввели механизмы оказания денежной помощи для репатриации граждан, работающих за рубежом. Желание воспользоваться ею на 15 августа 2020 г. выразили 600 тыс. мигрантов. Правительство Вьетнама с апреля по июль 2020 г. вернуло в страну более 19,6 тыс. работников-мигрантов, организовав 80 специальных авиарейсов [4, с. 9].
В целом кризис, связанный с пандемией COVID-19, обострил целый ряд проблем в сфере трудовой миграции региона. Среди них высокая плотность мигрантов в жилых помещениях, что стало главным фактором распространения коронавируса в среде трудовых мигрантов [6]. Кроме того, в условиях экономического спада и потери мигрантами рабочих мест в отраслях, пострадавших от локдауна, на первый план вышла проблема отсутствия социальной защиты для трудовых мигрантов. Прежде всего это касается занятых в неформальной экономике, доля которых в странах региона варьируется от 10,6% всей рабочей силы в Малайзии, до 90,3% - в Камбодже [3, с. 73].
Список литературы
1. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: ASEAN (January-March 2021). -Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2021. - 4 p.
2. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Cambodia (January-March 2021). - Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2021. - 5 p.
3. COVID-19 Pandemic's Impact on the Labour Market in ASEAN Countries / Jingy-ia L., Limb B., Hanim Pazimb Kh., Furuokaa F. // AEI-Insights: An International Journal of Asia-Europe Relations. - Kuala Lumpur, 2021. - Vol. 7, N 1. - P. 5976.
4. Labor Migration in Asia: Impacts of the COVID-19 Crisis and the Post-Pandemic Future. - Tokyo : Asian Development Bank Institute, Organisation for Economic Co-operation and Development, International Labour Organization, 2021. - 138 p.
5. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Lao PDR (January-March 2021). -Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2021. - 4 p.
6. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Malaysia (July-December 2020). -Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2020. - 5 p.
7. Migrating to Opportunity Overcoming Barriers to Labor Mobility in Southeast Asia / Testaverde M., Moroz H., Hollweg C.H., Schmillen A. - Washington, DC : International Bank for Reconstruction and Development, World Bank, 2017. - X, 29 p.
8. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Myanmar (October- December 2020). - Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2020. - 5 p.
9. Public Attitudes Towards Migrant Workers in Singapore. - Bangkok : ILO Regional Office for Asia and the Pacific, UN Women Regional Office for Asia and the Pacific, 2020. - 11 p.
10. Public Attitudes Towards Migrant Workers in Thailand. - Bangkok : ILO Regional Office for Asia and the Pacific, UN Women Regional Office for Asia and the Pacific, 2021. - 11 p.
11. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Thailand (January-March 2021). -Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2021. - 5 p.
12. TRIANGLE in ASEAN Quarterly Briefing Note: Viet Nam (July-December 2020). -Bangkok : International Labour Organization, Regional Office for Asia and the Pacific, 2020. - 5 p.