Научная статья на тему 'РЫНОК ТРУДА СТРАН АСЕАН : ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19'

РЫНОК ТРУДА СТРАН АСЕАН : ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / РЫНОК ТРУДА / СОКРАЩЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

Пандемия COVID-19 оказывает значительное негативное воздействие на сферу труда. Режим изоляции и ограничения передвижений, в том числе между странами, приводит к сбоям в рабочих процессах. В случае стран АСЕАН, чьи экономики в последнее десятилетие все более интегрировались в мировую экономику, уязвимость рынка рабочей силы возрастает в связи с зависимостью экономики региона от туризма, экспорта и международной трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASEAN LABOR MARKET : EFFECTS OF THE COVID-19 PANDEMIC

The COVID-19 pandemic has a significant negative impact on the world of work. The regime of isolation and restrictions on movement, including between countries, leads to disruptions in work processes. In the case of the ASEAN countries, whose economies have become increasingly integrated into the global economy over the past decade, the vulnerability of the labor market increases due to the dependence of the region's economies on tourism, exports, and international labor migration.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ТРУДА СТРАН АСЕАН : ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОН. ПРЯЖНИКОВА *. РЫНОК ТРУДА СТРАН АСЕАН : ЭФФЕКТЫ ПАНДЕМИИ COVID-19. (Обзор).

Аннотация. Пандемия COVID-19 оказывает значительное негативное воздействие на сферу труда. Режим изоляции и ограничения передвижений, в том числе между странами, приводит к сбоям в рабочих процессах. В случае стран АСЕАН, чьи экономики в последнее десятилетие все более интегрировались в мировую экономику, уязвимость рынка рабочей силы возрастает в связи с зависимостью экономики региона от туризма, экспорта и международной трудовой миграции.

Ключевые слова: АСЕАН; рынок труда; сокращение занятости; трудовые мигранты; пандемия COVID-19.

O.N. PRYAZHNIKOVA. ASEAN labor market : effects of the COVID-19 pandemic. (Review). DOI: 10.31249/rva/2021.02.08

Abstract. The COVID-19 pandemic has a significant negative impact on the world of work. The regime of isolation and restrictions on movement, including between countries, leads to disruptions in work processes. In the case of the ASEAN countries, whose economies have become increasingly integrated into the global economy over the past decade, the vulnerability of the labor market increases due to the dependence of the region's economies on tourism, exports, and international labor migration.

Keywords: ASEAN; labor market; reduction in employment; migrant workers; COVID-19 pandemic.

Для цитирования: Пряжникова О.Н. Рынок труда стран АСЕАН : эффекты пандемии COVID-19 (Обзор) // Социальные и гуманитарные

* Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН

122

науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9 : Востоковедение и африканистика. - 2021. - № 2. - С. 123-130. Б01: 10.31249/гуа/2021.02.08

Специалисты АСЕАН провели оценку негативных эффектов пандемии C0VID-19 на региональный рынок труда, и результаты их исследований были опубликованы в ноябре 2020 г. [1]. Влияние на занятость в секторах, которые связаны с экспортом, туризмом и трудовой миграцией, оценивается как значительное. Сфера гостеприимства (рестораны, отели), транспортный сектор, розничная торговля и развлечения, все тесно связанные с туризмом отрасли будут затронуты негативными последствиями изоляции. Кроме того, страдают сектора, чье финансирование в большой степени зависит от поступления денежных переводов трудовых мигрантов, а именно: недвижимость и строительство. В табл. приведены данные о доле работников, занятых до начала пандемии C0VID-19 в странах АСЕАН в перечисленных отраслях.

Таблица

Занятость в секторах, с высоким риском сокращения рабочих мест из-за пандемии COVID-19 (% от общей занятости) [1, ^ 33]

Страны АСЕАН % от общей занятости

Бруней 33,4

Камбоджа 51,6

Лаос 35,9

Малайзия 58,2

Мьянма 38,7

Филиппины 51,9

Сингапур 46,0

Таиланд 48,5

Вьетнам 47,6

Всего 49,1

Отмечается, что в странах АСЕАН до начала пандемии C0VID-19 в пяти секторах, где риск сокращения деятельности особенно велик, работали 154 млн человек. В это число входит примерно 19 млн занятых в сфере гостеприимства и 55 млн занятых в оптовой и розничной торговле. Около 45 млн работников трудилось в обрабатывающей промышленности, 1 4 млн занимались транспортировкой и хранением, а 22 млн работали в строительной отрасли [1, с. 32]. Даже если только часть из этих рабочих

мест сократится из-за пандемии, то число безработных может исчисляться миллионами или даже десятками миллионов человек.

Негативные эффекты пандемии на рабочую силу стран АСЕАН усугубляются высоким уровнем неформальной занятости и большой долей женщин-работниц в некоторых секторах, где происходит сокращение экономической активности. Работников, занятых в неформальном секторе, легче уволить, потому что с ними, как правило, не заключаются трудовые договора. Кроме того, многие самозанятые работники трудятся в сфере услуг (например, в розничной торговле, оказывают услуги по транспортировке), где также наблюдается спад деятельности из-за пандемии. Стоит подчеркнуть, что неформальные работники имеют ограниченные возможности доступа к социальной защите, для них отсутствуют гарантии сохранения занятости и повторного трудоустройства.

В секторе гостеприимства и торговли, которые тесно связаны с обслуживанием туристов, в странах АСЕАН заняты преимущественно женщины. Сокращение или полное прекращение туристических потоков, приводит к ликвидации рабочих мест в данных отраслях и росту доли безработных женщин. При этом для женщин выше вероятность потерять оплачиваемую работу, так как в условиях изоляции и закрытия детских учебных заведений на их плечи ложится больше домашнего труда, в том числе присмотр за детьми и их обучение. Это ограничивает их возможности сохранить рабочие места.

Международная организация труда (МОТ) провела в июле 2020 г. в регионе качественное исследование [2] по изучению последствий пандемии COVID-19 для одной из основных экспортно-ориентированных отраслей региона - отрасли по производству одежды (швейной отрасли). Вьетнам, будучи членом АСЕАН, является третьим по величине экспортером одежды в Азии (после Китая и Бангладеш), и его доля на рынке швейного экспорта растет на фоне сокращения доли Китая. За период 2014-2018 гг. экспорт вьетнамской одежды вырос на 74,7% и достиг уровня в 30 млрд долл. в 2018 г. Ведущая роль стран Азии и стран АСЕАН (Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Малайзии, Мьянмы и Таиланда) в мировом производстве одежды обусловлена сочетанием таких факторов, как доступность сырья и большое количество дешевой рабочей силы, а также участие в торговых соглашениях,

предоставляющих странам - производителям одежды определенные квоты на экспорт. Последний фактор способствовал росту производства в наименее развитых странах АСЕАН - Камбодже и Мьянме [2, с. 8].

Опрошенные специалистами МОТ эксперты пришли к выводу, что рабочие, занятые на швейных предприятиях Азии, вероятно, столкнутся с повышенной нестабильностью и конкуренцией за рабочие места в краткосрочной перспективе, а также возможным ухудшением условий труда и снижением доходов. Согласно опросу, проведенному среди работников швейной промышленности Камбоджи, уволенные или отправленные в отпуск швейники сообщили о снижении дохода на 70%, в результате чего примерно 50% уволенных работников оказались за чертой бедности, предполагающей доход в 1,90 долл. в день. Среди работников, которые еще сохраняют занятость, 88% сообщили о снижении среднего дохода на 42% из-за пандемии C0VID-19 [2, с. 22].

Кроме того, ожидается, что технологическая модернизация и автоматизация швейной отрасли приведут к сокращению рабочих мест в долгосрочной перспективе. Прогнозируется, что эти процессы будут способствовать, в первую очередь, сокращению доли женщин, которая сейчас составляет 80%, в общей занятости по отрасли. Специалисты МОТ оценивают данную тенденцию крайне негативно, так как швейная промышленность в последние три десятилетия внесла значительный вклад в создание миллионов официальных рабочих мест для женщин по всей Азии [2, с. V, 24].

В исследовании, проведенном экспертами АСЕАН, также представлен обзор текущей ситуации на рынке труда стран-членов [1, с. 34-36].

В Брунее по оценкам Азиатского банка развития из-за пандемии C0VID-19 сокращение общей занятости возможно в диапазоне 0,44-3,8%.

В Камбодже, по прогнозам Министерства труда и профессионального обучения страны, сделанным в феврале 2020 г., ожидалось закрытие 200 фабрик, в основном швейных. Однако фактически на конец февраля частично приостановили свою деятельность всего 10 предприятий. Вместе с тем вероятное сокращение рабочих мест в стране в результате кризиса может достичь 390 тыс. В конце марта после введения мер изоляции в Банг-

коке 50 тыс. камбоджийских работников потеряли работу в Таиланде и вернулись на родину. Многие из потерявших рабочие места не смогли вернуться домой из-за закрытия границ и остаются лишенными доступа к социальной защите и медицинскому обслуживанию (включая тестирование на COVID-19). Эта проблема обусловлена тем, что они являются незарегистрированными мигрантами и работали в неформальном секторе.

По данным местного Министерства трудовых ресурсов, на начало мая в Индонезии было уволено около 3 млн работников, из которых, по примерным оценкам, 68% составляли мужчины и 32% -женщины. Наибольшее число сокращений рабочих мест приходится на Джакарту, Западную и Центральную Яву. По оценкам Торговой палаты Индонезии совокупное сокращение штатов по экономике может достигнуть 15 млн. Пострадали также и индонезийские работники за границей: на конец марта 2020 г. 11 566 индонезийских рабочих были репатриированы из Малайзии.

После введения режима изоляции в Таиланде около 60 тыс. лаосских рабочих-мигрантов лишились занятости и вернулись в Лаос, при этом отмечается, что велика вероятность того, что многие лаосцы потеряли работу, но не смогли вернуться домой из-за закрытия границ.

В Малайзии с апреля 2019 по апрель 2020 г. численность занятых в экономике уменьшилась на 156,4 тыс. человек. В целом количество безработных малазийцев выросло на 255,4 тыс. человек. Больше всего сокращение рабочих мест затронуло обрабатывающую промышленность и сферу услуг, в частности сектор гостеприимства, а также такую категорию работников, как самозанятые и мелкие индивидуальные предприниматели. По данным за первый квартал 2020 г. уровень безработицы был самым высоким в возрастной группе 46-64 года (рост на 61% по сравнению с четвертым кварталом 2019 г.); уровень безработицы вырос на 8% в возрастной группе 31-45 лет и всего на 2% в возрастной группе 15-30 лет.

По данным Министерства труда, иммиграции и населения Мьянмы к концу апреля 2020 г. в стране приостановили свою деятельность 175 производственных предприятий. Это произошло по причине отмены заказов и нарушения функционирования цепочек поставок и привело к потере занятости для более, чем 60 тыс. работников. При этом, из Таиланда вернулось около 150 тыс.

мьянмцев, работавших там до начала пандемии и потерявших рабочие места при введении режима изоляции.

На Филиппинах в условиях пандемии уровень безработицы вырос с 5,1% (в 2019 г.) до рекордных 17,7% (апрель 2020 г.). Таким образом, лишились занятости 5 млн человек. Дополнительно 12,5 млн филиппинцев сообщили, что имеют рабочее место, но не могут осуществлять свою трудовую деятельность. Самые значительные сокращения затронули служащих частных предприятий (4,8 млн) и самозанятых (-1,7 млн). По секторам экономики наибольшее падение занятости наблюдается в оптовой и розничной торговле (-2 млн), строительстве (-1,4 млн), услугах по транспортировке и хранению (-1 млн). Для тех, кто сохранил занятость, средняя продолжительность рабочего дня снизилась на 16%, а также доля неполной занятости выросла с 13,4 до 18,9%. Кроме того, из-за пандемии C0VID-19 потеряли работу сотни тысяч филиппинских трудовых мигрантов. По данным Департамента труда и занятости Филиппин по состоянию на середину июля 2020 г. более 500 тыс. филиппинцев, лишившихся работы за границей, обратились за денежной помощью в службу социальной защиты страны.

В Сингапуре снижение занятости в первом квартале 2020 г. по сравнению с четвертым кварталом 2019 г. составила 25,6 тыс. Больше всего увольнений пришлось на иностранных работников. Их рабочие места сократились в обрабатывающей промышленности (-3,2 тыс.), строительстве (-5,9 тыс.) и сфере услуг (-16,3 тыс.). Среди местных жителей занятость потеряли 1,7 тыс. мужчин и 1,6 тыс. женщин. В результате, уровень безработицы среди резидентов Сингапура вырос с 2,8% в марте 2019 г. до 3,1% в марте 2020 г. При этом, отмечается, что уровень безработицы выше среди работников, не имеющих высшего образования.

В Таиланде с марта 2019 г. по март 2020 г. численность занятых снизилась на 439,3 тыс. человек. В сельском хозяйстве было сокращено 602,7 тыс. рабочих мест, однако совокупная занятость в секторах, не связанных с сельскохозяйственным производством, увеличилась на 163,4 тыс. человек. Также значительные потери занятости наблюдаются в производственном секторе (-422,7 тыс.) и строительстве (-72,3 тыс.). Большая доля занятых в этих отраслях, включая сельское хозяйство, приходится на трудовых мигрантов, потерявших рабочие места в результате кризиса, вызванного

пандемией. Согласно данным МОТ значительно пострадал и сектор туризма и гостеприимства, где занятость сократилась на 139 тыс. с января по март 2020 г. Наибольшее снижение численности работников произошло в сфере общественного питания, а также среди занятых в туристических агентствах и службах бронирования путешествий. Пострадали от режима изоляции также тайские рабочие за границей: на начало мая 2020 г. 40 тыс. тайских трудовых мигрантов были вынуждены вернуться на родину из-за потери работы в Малайзии.

Согласно результатам опроса, проведенного вьетнамской торгово-промышленной палатой в апреле 2020 г. среди руководителей предприятий, функционирующих в разных отраслях экономики Вьетнама, 19% из них сократили штаты работников, 47% пошли на сокращение рабочего времени, 20% снизили зарплату персонала, а 26% попросили работников взять временный неоплачиваемый отпуск.

В мае 2020 г. министры труда стран АСЕАН выпустили совместное заявление мерах, призванных сгладить негативное влияния COVID-19 на рынок труда и занятость [3]. Министры признали необходимость в сложившихся условиях пандемии защищать трудовые права работников и оказывать материальную поддержку, направленную, в частности, на охрану здоровья рабочей силы в секторах с высоким риском заражения.

В документе обозначено стремление обеспечить право всех работников, включая мигрантов, отправленных в отпуск или уволенных работодателями, на получение надлежащей компенсации от работодателей и социальной помощи или пособий по безработице от правительств в соответствии с законодательством государств - членов АСЕАН. Кроме того, подчеркивается важность обеспечения доступа к основным медицинским услугам для всех категорий участников рынка рабочей силы, инфицированных COVID-19, и, если это необходимо, предотвращения дискриминации инфицированных работников. Также принято решение оказывать необходимую поддержку трудовым мигрантам из стран АСЕАН, пострадавшим от пандемии как в странах АСЕАН, так и в третьих странах, в частности, помощь их возвращению на родину и воссоединению с их семьями.

Предлагается на национальном и региональном уровнях повысить эффективность стандартов безопасности и гигиены труда, а также систем социальной защиты. С помощью социального диалога предполагается выработать меры для сохранения занятости и снижения уязвимости работников из групп риска.

Министры подчеркивают необходимость расширения использования цифровых технологий в качестве средств коммуникации и консультаций в условиях временных ограничений на передвижение во многих странах с целью поддержки регионального сотрудничества и согласованности формирования политики в новых условиях. Отмечается, важность обмена передовым опытом и лучшими практиками среди стран членов АСЕАН в сфере оказания помощи как работникам, так и работодателям в секторах экономики, наиболее сильно пострадавших от режима изоляции.

Список литературы

1. ASEAN rapid assessment: The impact of COVID-19 on livelihoods across ASEAN / The ASEAN secretariat. - Jakarta, 2020. - 134 p. - URL: https://asean.org/7static_ post=asean-rapid-assessment-impact-covid-19-livelihoods-across-asean

2. What next for Asian garment production after COVID-19? The perspectives of industry stakeholders / International Labour Organization. - 2020. - 32 p. - URL: https://www.ilo.org/asia/publications/WCMS_755630/lang-en/index.htm

3. Joint statement of ASEAN labour ministers on response to the impact of coronavirus disease 2019 (COVID-19) on labour and employment / ASEAN. - 2020. - 7 p. - URL: https://asean.org/storage/2012/05/ALM-Joint-Statement-on-Response-to-the-Impact-of-C0VID-19-on-Labour-and-Employment-AD0PTED-14-May-2020-final.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.