Научная статья на тему 'ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ПОЛИТИКА ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ'

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ПОЛИТИКА ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЙ РАЙОН / ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИГРАНТОВ С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергиенко Алие Мустафаевна

В статье представлен анализ результатов экспертного опроса руководителей сельских муниципальных образований Алтайского края об особенностях трудовой миграции в сельскую местность региона, ее воздействия на социально-экономическое развитие села. Дана оценка распространенности трудовой миграции в сельских районах, характеристика состава, организационных форм занятости и расселения мигрантов. Рассмотрены трудовые, предпринимательские и культурно-бытовые практики взаимодействия мигрантов с местными жителями. Выделены направления совершенствования государственной политики по оптимизации взаимодействия трудовых мигрантов с местными жителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MIGRATION TO RURAL AREAS OF ALTAI KRAI AND ITS OPTIMIZATION POLICY: EXPERT ASSESSMENT OF HEADS OF RURAL MUNICIPALITIES

The article presents an analysis of the results of expert survey of heads of rural municipalities in Altai Krai on features of labour migration to rural areas of the region, its impact on the socio-economic development of rural areas. The assessment of prevalence of labor migration in rural areas, characteristics of the composition, organizational forms of employment and settlement patterns of migrants are given. Employment, business and cultural practices of interaction of migrants with local residents are examined. Directions for improving public policy to optimize interactions of labour migrants with local villagers are identified.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ПОЛИТИКА ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ»

УДК 325.14

Алие Мустафаевна Сергиенко, профессор кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Барнаул, Россия), доктор социологических наук

В статье представлен анализ результатов экспертного опроса руководителей сельских муниципальных образований Алтайского края об особенностях трудовой миграции в сельскую местность региона, ее воздействия на социально-экономическое развитие села. Дана оценка распространенности трудовой миграции в сельских районах, характеристика состава, организационных форм занятости и расселения мигрантов. Рассмотрены трудовые, предпринимательские и культурно-бытовые практики взаимодействия мигрантов с местными жителями. Выделены направления совершенствования государственной политики по оптимизации взаимодействия трудовых мигрантов с местными жителями.

Ключевые слова: трудовая миграция, сельский район, практики взаимодействия мигрантов с местными жителями, государственная политика.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ АЛТАЙСКОГО

КРАЯ И ПОЛИТИКА ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

LABOUR MIGRATION TO RURAL AREAS OF ALTAI KRAI AND ITS OPTIMIZATION POLICY: EXPERT ASSESSMENT OF HEADS

OF RURAL MUNICIPALITIES

Алтайский край как приграничный регион России является территорией более активных миграционных процессов и, как следствие, большего внимания в реализации миграционной политики. В частности, его пограничное положение является притягательным для жителей соседних и близлежащих стран с более низким уровнем жизни как для переезда на постоянное местожительство, так и в целях трудовой миграции. Особенностью Алтайского края является также аграрная специализация экономики (четвертая часть сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте), что вызывает большую потребность в мигрантах в сельской местности и формирует более активные потоки трудовых мигрантов, занимающих особые сегменты рынка труда со специфическими стандартами занятости и качества рабочих мест. Причем эффективность влияния трудовой миграции зависит от того, какие практики взаимодействия трудовых мигрантов с местным населением формируются и каковы возможности развития таких практик.

Статья посвящена анализу воздействия внешней трудовой миграции

на социально-экономическое развитие сельских районов в Алтайском крае, изучению практик взаимодействия мигрантов с местными сельскими жителями. Данное исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект «Трудовые мигранты в российском агропродовольственном комплексе: модели социально-экономического взаимодействия с коренным населением», №14-03-00033, 2014 г., руководитель -П.П. Великий). Рассмотрим особенности влияния миграционных процессов в крае, каковы территориальная распространенность и масштабы трудовой миграции в сельской местности, характер расселения, особенности состава трудовых мигрантов, какие практики их взаимодействия с местным населением развиваются и каковы направления совершенствования миграционной политики.

Теоретический фундамент исследования формируют теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау1, положения институциональной концепции моральной экономики Дж. Скотта2. Взаимная социально-экономическая поддержка сельских жителей, высокая роль

социальных сетей формируют механизм воспроизводства сельского сообщества, который Дж. Скотт назвал моральной экономикой выживания. Мы опираемся также на труды исследователей, акцентирующих внимание на проблемы миграции, формах экономического взаимодействия мигрантов с сельским сообществом (П.П. Великого, Т.Г. Нефедовой, В.В. Пациорковского, О.В. Нечи-поренко, Л.В. Родионовой и др.)3.

Информационная база сформирована на данных экспертного опроса 63 руководителей органов местного самоуправления, проведенного в 39 сельских районах в 2014 г. при организационной поддержке Администрации Алтайского края. В состав экспертов вошли, во-первых, около 40% глав (администраций) районов и 7% их заместителей, муниципальных служащих, секретарей; во-вторых, около 45% глав (администрации) сельсовета, поселения и 8% их заместителей, секретарей. Поскольку в 7 районах эксперты указали на отсутствие трудовых мигрантов на их территории, дальнейшее исследование проводилось в 32 районах, относящихся к различным зонам физико-географического райо-

- *

УПРАВЛЕНИЕ

нирования: лесостепная (11 районов), степная (14 районов) и предгорная (7 районов) зоны.

Общая характеристика миграционных процессов в Алтайском крае. По данным Росстата, в Алтайском крае сохраняется тенденция ежегодного сокращения численности населения, только с начала 2000-х гг. этот показатель уменьшился на 9,5% и составил 2391 тыс. человек в конце 2013 г., что почти в два раза ниже аналогичного сокращения в регионах Сибирского федерального округа (5,1%) и более чем в пять раз - по России (1,8%). Сокращение населения в крае происходило в большей мере за счет сельских жителей, причем не только в абсолютном, но и в относительном выражении: доля сельчан снизилась в этот период с 47,2 до 44,2%. Эти тренды соответствовали общероссийским, хотя удельный вес сокращения сельских жителей в стране был почти вдвое ниже (с 26,8 до 25,8%).

Значительный вклад в сокращение численности населения в крае и в регионах Сибири вносят миграционные процессы. На конец 2013 г. коэффициент миграционной убыли на 10 тыс. жителей составил 27 и 8 соответственно, тогда как в России, напротив, миграция в значимой степени компенсировала естественную убыль (482,2 тысяч внешних мигрантов, из них 87,7% составили мигранты из стран СНГ, миграционный прирост равен 21 на 10 тыс. россиян).

В последние годы каждый десятый прибывший в Алтайский край является иммигрантом (10,6% на конец 2013 г.), в отдельные годы с начала тысячелетия этот показатель достигал существенно большей величины (например 18,7% в 2000 г.). Аналогичные по масштабам и динамике процессы наблюдаются и в стране в целом.

Масштабы и распространенность трудовой миграции в сельскую местность, этнический профиль и формы расселения мигрантов. Распространенность трудовой миграции в сельских районах Алтайского края довольно высока. В 32 из 39 районов, где проводился опрос экспертов, трудятся мигранты из других стран и регионов страны. В 28 районах их численность крайне мала, лишь в четырех районах (Ключевском, Павловском, Немецком национальном и Смоленском) масштабы трудовой миграции достигли значительной величины, в том числе в двух последних районах

мигранты составляют более половины сельских жителей.

Помимо мигрантов, приехавших в край из стран СНГ еще в 1990-х гг., прошедших адаптацию и во многом интегрированных в сельское сообщество, значительную часть составляют временные и сезонные мигранты из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, Азербайджана и Армении; в последние годы существенно увеличилась трудовая миграция из Кореи и Китая. До опроса летом 2014 г. довольно редкими «гостями» являлись также мигранты из Украины. В подавляющем большинстве случаев трудовые мигран-

и, как подчеркнул руководитель одного из районов, «их миграционное настроение зависит от социально-экономической и политической ситуации в районе».

Организационные формы занятости мигрантов. В сельской местности региона можно встретить различные организационные формы занятости трудовых мигрантов в сельском хозяйстве, строительстве, торговле, общественном питании и других отраслях экономики (рис. 2). Наиболее распространенными формами, по мнению большинства экспертов, являются самостоятельные хозяйствующие единицы (ИТД, предприниматели), в том числе в сфере сельского

Рис. 1. Соотношение национальных составов мигрантов и местных жителей в сельских районах Алтайского края, %

ты являются представителями других национальностей, лишь почти каждый пятый эксперт отметил, что мигранты имеют ту же национальность, что и местное население (рис. 1).

В сельских районах Алтайского края преобладает рассеянная (фермерская) форма расселения мигрантов, что должно способствовать их ассимиляции при длительном периоде проживания. Подтверждением этому являются бывшие мигранты (главным образом русские и немцы), переехавшие в основном из Казахстана еще в 1990-х гг. Их активное взаимодействие с местным сообществом наблюдается, например, в сфере сохранения культуры и традиций российских немцев. Для части бывших переселенцев из Казахстана и республик Средней Азии процесс интеграции в сельское сообщество еще не завершен,

хозяйства. Также часто мигранты трудятся по найму в сельскохозяйственных организациях (это отмечает каждый третий эксперт) или у фермеров; такие формы занятости можно встретить в большинстве районов Алтайского края, где работают мигранты.

Менее распространена занятость в других сферах экономики. Например, как отмечают эксперты из пяти районов (Баевского, Косихинского, Немецкого национального, Советского и Топчихин-ского), трудовые мигранты могут состоять в штате организаций строительных, торговли и общественного питания. Редкой является занятость в бюджетных учреждениях (школах), коммунальных предприятиях, преимущественно для выполнения работ по уборке территории и вывоза мусора; такую занятость фиксируют на своей территории экспер-

Работают по найму в сельскохозяйственных организациях

Работают у фермеров

Состоят в штате организаций торговли, общепита, строительства, коммунального...1

Состоят в штате бюджетных учреждений (школа, больница, органы управления и др.)

Сами являются самостоятельной хозяйствующей единицей (ИТД,...

Временные, сезонные работники в строительстве, занятые у индивидуальных...1

Занятые в ЛПХ

28,6

15,9

12,7

3,2

52,4

12,6

] 1-6

Безработные

1,6

10

20

30

40

50

60

Рис. 2. Организационные формы трудовой деятельности мигрантов в сельских районах Алтайского края, %

ты Косихинского и Немецкого национального районов.

Ролевые и обменные практики хозяйственного, трудового и культурно-бытового взаимодействия мигрантов с сельскими жителями. В сельских районах сформировались разнообразные трудовые и предпринимательские практики такого взаимодействия. Распространенной практикой является наем мигрантов на сельхозпредприятия и к фермерам, в строительные организации, значительно реже - в организации торговли, общественного питания и других отраслей экономики. Средняя оценка значимости ролевых практик, данная экспертами в сельских районах, где встречаются такие формы взаимодействия мигрантов с местными жителями, не достигает и трех баллов из пяти возможных; варьирует от 1,4 до 2,3 балла по разным практикам (табл. 1).

Таблица 1

Экспертная оценка значимости ролевых практик взаимодействия местных жителей с мигрантами в сельских районах Алтайского края*

Практики Средний балл по районам, где есть такая практика Средний балл всех экспертов

Мигранты являются наемными работниками у фермера, на сельхозпредприятии 2,34 1,3

Мигранты по найму выполняют какую-нибудь работу у местных жителей 2,11 1,54

Местные жители выполняют роль наемных работников у мигрантов 1,36 1,36

Местные жители являются покупателями продуктов у мигрантов 1,93 1,41

Местные жители продают мигрантам предметы бытового обихода и продукты питания 2,09 1,43

Местные жители сдают мигрантам в аренду земельные участки 1,40 0,44

Местные жители и мигранты никак не взаимодействуют между собой в сфере труда 1,85 0,79

отсутствует.

В большинстве районов мигранты выполняют работы по выращиванию бахчевых и зерновых культур, овощей, картофеля; в отдельных районах они заняты животноводством. Для местных жителей мигранты выполняют различные виды работ в сфере домашнего и личного подсобного хозяйства: строят и ремонтируют жилые дома и подсобные помещения, выполняют трудоемкую работу в огородах, пасут скот, помогают вести домашнее хозяйство. В сферу хозяйственных взаимодействий встраиваются арендные отношения: в отдельных районах жители сдают в аренду мигрантам земельные участки (от 0,5 до 50 га).

Развиваются практики наемного труда местных жителей в хозяйствах мигрантов (на посевных работах, пропол-

ке, сборе урожая), принадлежащих им организациях строительства, торговли и общепита, хотя такие практики являются менее распространенными.

Пространство трудового взаимодействия активно дополняется практиками повседневных неформальных взаимоотношений в сфере торговли продуктами питания и предметами быта. Местные жители покупают у мигрантов бахчевые, фрукты и овощи, как выращиваемые ими в сельской местности края, так и привозные. В районах, где мигранты выращивают скот, они продают местным жителям мясо. А местные жители традиционно продают мигрантам не только молочные и другие продукты питания, но и непродовольственные товары первой необходимости.

Развитие в сельской местности Алтайского края трудового, хозяйственного и бытового взаимодействия мигрантов и местных жителей привело к формированию устойчивых практик обмена различными благами и ценностями. В большинстве сельских районов между мигрантами и местными жителями происходит обмен навыками возделывания почвы, выращивания растений (арбузов и других бахчевых, лука и других овощей, зерновых культур, винограда, многолетних трав) и ухода за крупным рогатым скотом, овцами и козами. Средняя экспертная оценка значимости обменных практик еще ниже ролевых: колеблется от 1,2 до 1,7 балла в районах, где наблюдаются такие процессы (табл.2).

- *

УПРАВЛЕНИЕ

Таблица 2

Экспертная оценка значимости обмена благами и ценностями между мигрантами и местными жителями в сельских районах края*

Практики Средний балл по районам, где есть такая практика Средний балл всех экспертов

Обмен навыками возделывания почвы, выращивания растений, ухода за скотом 1,56 0,89

Обмен рецептами приготовления пищи 1,57 0,92

Обмен способами сохранения продуктов, заготовленных впрок 1,72 0,49

Взаимное гостевание, практика дарить друг другу подарки 1,61 0,46

Обмен информацией о способах проведения коммерческих операций 1,22 0,35

Совместное участие в художественной самодеятельности 1,70 0,62

Иногда происходит обмен информацией о способах проведения торговых операций (к примеру, по закупке живого скота). Среди обменных практик в сфере бытовых взаимоотношений можно выделить технологии сохранения продуктов впрок (консервирование овощей, засолка папоротника, изготовление колбасных изделий, строительства овощехранилищ) и приготовления пищи (блюда азиатской, кавказской, немецкой кухни). Во многих районах встречаются практики совместного участия местных жителей и мигрантов в художественной самодеятельности в различных формах, хотя в целом популярность их в районах невысока. Для сектора временной и сезонной миграции, особенно при компактном расселении, характерным является крайне низкий уровень взаимодействия мигрантов с сельскими жителями как в сфере труда и бизнеса, так и в повседневном бытовом общении. В большей мере это касается мигрантов из Китая, Кореи, Узбекистана и Таджикистана. Основные причины разобщенности кроются в культурных различиях, языковом барьере, что проявляется в «замкнутости диаспор и обособленном ведении ими бизнеса». Несмотря на обособленность временных и сезонных мигрантов, наблюдается позитивное влияние их трудовой культуры на развитие местных сообществ: «трудятся добросовестно, качественно», «привносят более высокую культуру обслуживания покупателей».

Оценка воздействия трудовой миграции на социально-экономическое развитие села. По мнению представителей местной власти, трудовая миграция не оказывают существенного воздей-

ствия на улучшение социально-экономической ситуации в сельских районах. Тем не менее основной вклад трудовой миграции заключается в пополнении рынка труда рабочей силой (различной по квалификации, с преобладанием низкоквалифицированной), не приводящее к росту напряженности на рынке труда, к значительным сдвигам в сфере занятости в АПК и других отраслях сельской экономики. Трудовые мигранты обычно занимают низкооплачиваемые низкоквалифицированные рабочие места, выполняя работу, за которую не берутся местные жители, тем самым способствуя снижению уровня оплаты труда, росту неформальной занятости, теневой экономики. В значительно меньшей степени влияние трудовой миграции проявляется в обогащении местного населения знаниями о культуре и традициях стран мигрантов, в частности, в передаче местному населению знаний и опыта мигрантов в сфере ведения сельского хозяйства. Кроме того, наблюдается некоторое увеличение рождаемости вследствие более высокой репродуктивной активности мигрантов, появления смешанных браков.

Несмотря на преобладание позитивных оценок влияния трудовой миграции на развитие села, эксперты настороженно оценивают эффективность дополнительного привлечения мигрантов в сельские районы. Две трети из них считает, что этого делать не следует, поскольку даже при увеличении мигрантов на 20% это может привести к существенным изменениям с нежелательными последствиями.

Направления оптимизации процессов трудовой миграции в сельской местности, взаимодействия мигран-

тов с местными жителями. Конфигурация современной миграционной политики России основана во многом на принятых за последние пять лет документах, в том числе в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г., акцентирующей внимание на необходимости содействия «переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда», создания условий для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, обеспечения социальной защищенности4. К эффективным политическим решениям, способствовавшим легализации внешней трудовой миграции, относится введение в 2011 г. патентной системы привлечения иностранных работников у физических лиц5.

Вместе с тем в миграционной политике сохраняются низкоэффективные в условиях масштабной нелегальной трудовой миграции и коррупционной емкости управленческие инструменты, среди которых можно выделить систему квотирования рабочих мест для иностранных работников и систему получения разрешения на работу6. Так, по данным Управления по труду и занятости населения Алтайского края, в 2014 г. квоты на привлечение иностранной рабочей силы были установлены только для 14 предприятий сельской местности Алтайского края, в том числе 4 предприятия аграрного профиля, 6 - строительного. Как видим, такое управленческое воздействие на внешнюю трудовую миграцию имеет крайне низкие масштабы в сравнении с реальным потенциалом.

Для формирования эффективных практик взаимодействия трудовых мигрантов и сельского населения, по мнению руководителей (администраций) сельских районов и поселений, необходимо не только усилить реализацию существующих мер миграционной политики по первичной адаптации мигрантов, связанных с изучением русского языка и культуры страны, региона, сельских сообществ, сокращением масштабов нелегальной миграции, но и совершенствовать политику более глубокой интеграции мигрантов в сельской местности путем содействия трудоустройству и открытию своего бизнеса, решению жилищных проблем, обеспечения медицинским и социальным страхованием, оказания социальной помощи (рис. 3).

Принять меры по оказанию мигрантам помощи в изучении языка, обучении их детей

Способствовать трудоустройству мигрантов, открытию своего бизнеса

Больше знакомить население района и Алтайского края в целом с культурой этих народов, а мигрантов - с культурой Вашего района и края

Активизировать работу правоохранительных органов, борьбу с преступностью

Оказывать помощь в получении медицинского страхования, социальных пособий

Оказывать помощь в получении жилья

Развивать отношения со странами и регионами, из которых прибывают мигранты

Способствовать созданию национально-культурных организаций мигрантов

Наряду с реализацией традиционных направлений миграционной политики в области приема и адаптации мигрантов в сельской местности особое внимание должно быть уделено поддержке практик взаимодействия трудовых мигрантов и местного населения, основанных на знакомстве с культурными особенностями обеих сторон, формировании уважения к их традициям, развитии национально-культурных организаций мигрантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, анализ воздействия трудовой миграции на социально-экономическое развитие сельских районов в Алтайском крае, формирования практик взаимодействия трудовых мигрантов с местными жителями в сфере сельского хозяйства и других видах деятельности показал, что трудовая миграция является важным фактором развития села, хотя и не приводит пока к значительному улучшению экономики. Воздействие трудовой миграции на социально-экономическое развитие сельских районов края определяется его распространенностью, преобладанием рассеянной (фермерской) формы расселения мигрантов, способствующей их ассимиляции при длитель-

41,3

38,1

-I-1-1-1-1-1-1-1-1-1

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45

ном проживании, разнообразием национального состава, развитием различных организационных форм занятости трудовых мигрантов.

В сельской местности края развиваются разнообразные трудовые и предпринимательские практики взаимодействия мигрантов с местными жителями, что в сочетании с практиками повседневного бытового взаимодействия привело к формированию устойчивых форм обмена знаниями и технологиями хозяйствования. Влияние местного сельского сообщества на трудовых мигрантов заметно снижено из-за проблем адаптации к местным условиям, которые испытывают, прежде всего, временные и сезонные мигранты. Несмотря на характерный для временной и сезонной миграции крайне низкий уровень взаимодействия мигрантов с сельскими жителями как в сфере труда и ведения бизнеса, так и в повседневном бытовом общении, в сфере культурного обмена наблюдается позитивное влияние культуры мигрантов (прежде всего трудовой) на социально-экономическое развитие сельских сообществ.

Для повышения эффективности воздействия внешней трудовой миграции на развитие села необходимо совершенствовать политику более глубокой адаптации и интеграции мигрантов на основе создания комплекса условий их комфортного проживания в сельской местности, развития кросс-культурных практик их взаимодействия с местным населением.

1 См.: Blay P. Exchange and Power in Social Life. Transaction Publishers, 1986; Homans G. Social Behaviour: Its Elementary Forms. Rout-ledge & Kegan Paul, 1961.

2 Скот Дж. Моральная экономика крестьянства как этика выживания / / Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992. С. 202-210.

3 См.: Великий П.П. Российское село. Процессы постсоветской трансформации. Саратов, 2012; Нефедова Т.Г. Нерусское сельское хозяйство / / Отечественные записки. Административная реформа. M., 2004. № 2. С. 441-458; Нечипоренко О.В. Сельские сообщества изменяющейся России: традиции и инновации. Новосибирск, 2010; Пациорковский В.В. Сельско-городская Россия. М., 2010; Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты: коллективная монография / науч. ред. А.Я. Троцковский. Барнаул, 2013.

4 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.fms.gov. ru/documentation/868/details/53252/

5 Моргунова А. Трудовые мигранты в России: оценки и перспективы взаимодействия // Вестник общественного мнения. 2012. № 3-4. С. 110-122.

6 См., например: Градировский С.Н. Квоты: Cui prodest? / Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: сб. науч. ст. / С.Н. Градировский, О.Д. Вы-хованец; под общ. ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2009; Ивахнюк И.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. М., 2011. С. 97; Моргунова А. Трудовые мигранты в России: оценки и перспективы взаимодействия // Вестник общественного мнения. 2012. № 3-4. С. 110122.

Alie Mustafaevna Sergienko, Professor of the Department of Psychology and Sociology of Management of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Leading Researcher at the Institute of Economics and Industrial Engineering of the SB RAS (Barnaul, Russia), Doctor of Social Sciences

The article presents an analysis of the results of expert survey of heads of rural municipalities in Altai Krai on features of labour migration to rural areas of the region, its impact on the socio-economic development of rural areas. The assessment of prevalence of labor migration in rural areas, characteristics of the composition, organizational forms of employment and settlement patterns of migrants are given. Employment, business and cultural practices of interaction of migrants with local residents are examined. Directions for improving public policy to optimize interactions of labour migrants with local villagers are identified. Keywords: labour migration, rural area, practices of interaction of migrants with local residents, state policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.