ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Гузенина С.В.,
Маршак А.Л.1
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ КОНФЛИКТОГЕННОСТИ
Ключевые слова: трудовая миграция, адаптация иммигранта, толерантность, межнациональные конфликты, принимающее население.
Keywords: labor migration, adaptation of migrants, tolerance, interethnic conflicts, local population.
Трудовая миграция как социальное явление представляет собой временные перемещения населения с целью работы в другом регионе или стране с периодическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства, независимо от способа и легитимности пересечения границы и трудоустройства, времени и периодичности работы. Приток иностранной рабочей силы позволяет удовлетворять спрос на необходимых специалистов с различным уровнем квалификации путём трудоустройства работников в непривлекательных для местных жителей сегментах экономики. Вместе с тем, миграция трудовых ресурсов сглаживает демографические проблемы, связанные с сокращением численности населения трудоспособного возраста, а также способствует образованию дополнительных рабочих мест.
Основной поток трудовых мигрантов в Российскую Федерацию происходит из стран СНГ и Центральной Азии, основной движущей силой современной трудовой миграции в Россию является разница в экономическом развитии, неравенство доходов и возможностей в сравнении со странами исхода. Жизнедеятельность и труд мигрантов протекают, как правило, в сфере теневой экономики.
Исследователями отмечается несовершенство законодательства РФ в области трудовой миграции. Существующие на сегодняшний день законы и практики деятельности миграционных служб не создают должных и необходимых условий для увеличения количества легальных трудящихся-мигрантов.
В динамике трудовой миграции иностранных работников в Россию можно выделить несколько этапов.
Первый этап (1994-1996 гг.) - период ускоренного роста трудовой миграции, ему способствовала трансформация политической и экономической системы, включение страны в международный рынок труда, «прозрачность» внешних границ.
Второй этап (1997-2000 гг.) - сокращение притока иностранной рабочей силы (более чем на четверть).
Третий этап (2001-2008 гг.) характеризуется резким увеличением численности иностранных работников, прибывших для временной трудовой деятельности и работающих по договорам и трудовым соглашениям.
Нынешний, четвертый этап начался в 2009 г. и связан с мировым финансовым и экономическим кризисом, который негативно отразился на всех сферах деятельности и падении спроса на рабочую силу [40, с. 143].
Выделяются следующие социокультурные особенности трудовой миграции в России: значительная часть приезжих слабо владеет русским языком, имеет низкий уровень образования, ориентируется на собственные социокультурные нормы поведения и формы коммуникации, что затрудняет их адаптацию в социокультурную среду принимающего сообщества. Большинство трудовых мигрантов оказывается на непрестижной работе, в замкнутом пространстве своей этнической группы, что провоцирует их негативное отношение к культуре принимающей стороны; зачастую социокультурная адаптация трудовых мигрантов в РФ заключается в простом привыкании к изменившимся условиям и носит пассивный характер.
Под социокультурной адаптацией авторами понимается приспособление мигрантов к принимающему сообществу, не предполагающее встречное постижение принимающим населением культур мигрантов. Процесс адаптации иммигранта включает в себя как объективный, так и субъективный аспекты. Объективный представляет собой нормативное или функциональное приспособление субъекта (человека, группы) к новой или изменившейся среде, субъективный подразумевает состояние удовлетворенности, внутреннего (психологического) комфорта субъекта, связанное с его приспособлением к среде.
Одна из наиболее известных концепций, рассматривающих различные стратегии адаптации, была предложена Дж. Берри2. По его мнению, аккультурация будет зависеть от двух основных факторов, которые и определяют четыре
1 Гузенина Светлана Валерьевна - к.соц.н., доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. E-mail: [email protected]
Маршак Аркадий Львович - д.филос.н., профессор, гл.н.с. Института социологии РАН - ФНИСЦ РАН. E-mail: marshak_al @mail.ru
2 Berry J.W., Sam D. Acculturation and Adaptation // Handbook of Cross-Cultural Psychology / Ed. by. J.W. Berry, M.H. Segall, Kagitcbasi. - Boston: Allyn&Bacon, 1997. - Vol. 3. Social Behaviour and Applications; Berry J.W. Mutual Intercultural Relations in Plural Societies (MIRIPS): Description of the Project, 2007.
основные стратегии. Первый связан с отношением к собственной культуре, важности и необходимости для индивида сохранения этнокультурной идентичности. Второй фактор характеризует отношение индивида к принимающей группе - насколько взаимодействие с членами данной группы желательно для индивида, то есть насколько он охотно пойдет на поддержание межкультурных отношений. Дж. Берри также отмечает сильное влияние на адаптационный процесс мигрантов общего социального контекста, отношений между группами иммигрантов и принимающим сообществом, подчеркивая, что эти отношения могут рассматриваться со стороны тех и других по-разному. Это указывает на необходимость учёта не только стратегии самих прибывших иммигрантов, но и ожиданий членов принимающего общества1.
Однако ряд ученых подвергли критике данную концепцию, отмечая, что модель Дж. Берри является неполной2.
Авторы полагают, что многомерное пространство ежедневного бытийствования иммигранта, состоит, по меньшей мере, из четырех компонентов, определяющих ежедневно статус, психологический комфорт и уровень (низкий, нормальный, высокий) социокультурной адаптации личности:
- психологический (ментальный), включающий в себя неосознаваемые привычки, особенности мышления и внешних оценок социальной жизни (менталитет), стереотипы, установки, автоматизмы, предубеждения;
- биологический (природный), подразумевает особенности адаптации организма иммигранта к климату, воде, температурному режиму, специфике флоры и фауны, долготе светового дня и ночи и т.д.;
- социальный (экономический, правовой, политический), связан с обретением гражданских прав, финансовых возможностей, социальных гарантий;
- культурный (этнический, религиозный, образовательный), определяющий во многом психологический комфорт иммигранта, и связанный с доступностью образования, возможностью религиозных практик и соблюдения этнокультурных традиций родины, сохранения языкового поля и общения с членами диаспоры, даже при ориентированности на долгосрочное пребывание и желание скорейшей адаптации.
Иммигрант долгое время находится в статусе аутсайдера, по этой причине ему приходится ежедневно не только приспосабливаться к новым условиям, но и бороться за естественные человеческие права и социальные гарантии. Речь идет о реализации права понимать и быть понятым, уверенности в физической безопасности, достойном медицинском обслуживании (по мере необходимости), образовании для детей, удовлетворении социокультурных потребностей.
Однако социокультурная адаптация является частью масштабного процесса интеграции, который включает не только приспособление субъекта к среде, но и приспособление среды к субъекту. Необходимо отметить и важнейшую проблему иммиграции - существование явного или латентного конфликтогенного фактора, а порой и нескольких, сопровождающих социокультурную адаптацию иммигрантов в новой среде. В этой связи на современном этапе проблематика адаптации и интеграции мигрантов в принимаемое полиэтническое пространство России изучается комплексно, с учетом этносоциальных и конфликтологических рисков, гендерной специфики, модернизации управленческих практик в зависимости от возникающих социальных вызовов.
Сегодня отечественные исследователи-практики акцентируют внимание не столько на опасностях и рисках, связанных с современным большим потоком мигрантов в Россию, сколько на потенциале и интеграционных возможностях принимающего общества, которое выступает либо как «арена агрессии и опасности», способствующая возникновению ответной «гладиаторской» реакции, либо как эффективная адаптивная метасистема, которая благодаря работающим и отлаженным социокультурным механизмам успешно интегрирует мигранта в общий ритм и культуру российского города.
Социологом Н.Н. Подоприновой был проведен эмпирический опрос (2005 г.), который был ориентирован на изучение содержания и качества социальной адаптации к социокультурной среде Белгородской области (N=480). Автор опроса поясняет, что согласно полученным данным, интолератность, как свойство социальных взаимодействий и социальных отношений между местным населением и мигрантами, продуцируется трудностями и проблемами, возникающими в процессе узнавания и определения новых ситуаций взаимодействия со стороны местных жителей. Социолог отмечает, что «50% местного населения находится в состоянии реального или потенциального конфликта с ми-
3
грантами» .
Корреляционный анализ, проведенный Н.Н. Подоприновой, выявил следующую закономерность. 22,1% участвующих в опросе респондентов (1/5 населения соответственно) показали потенциальную агрессию в отношении иммигрантов, представителей иной культуры; представители этой группы считают, что мигранты крайне негативно влияют на жизнь в Белгородской области и способствуют повышению криминогенности в регионе. Более того, указанная часть респондентов полагает, что мигрантов необходимо ограничить в некоторых правах. При этом такие суждения высказывают в большинстве респонденты с высшим образованием (!)4, которые считают возможным высказывать категоричные мнения с отпечатком максимализма. Курский исследователь констатирует, что российская «систе-
1 Боттаева З. Х. Аккультурационные стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие // Альманах современной науки и образования. 2008. - № 4, ч. 2. - С. 37.
2 Эндрюшко А. А. Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов в принимающем обществе: зарубежный опыт // Вестник Института социологии. - М., 2017. - № 23. - С. 56.
3 Подопринова Н.Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.06 - социология культуры. - Курск, 2005. - С. 19.
4 Выделено курсивом авторами настоящей статьи.
ма высшего образования не только не развивает эмпатические качества личности, но и повышает межнациональную нонтолерантность»1.
В исследовании, проведенном ВШЭ ЦЭПРИ (2011 г.), установлено, что отношения с принимающим населением самими трудовыми мигрантами оцениваются позитивно (табл. 1)2.
Таблица 1
Оценка трудовыми мигрантами с разной периодичностью поездок отношений с принимающим населением (РФ,%)
Согласен/скорее согласен с утверждением Постоянные Циркулярные Впервые приехавшие Всего
Россияне хорошо относятся к мигрантам 70,1 72,9 75,1 72,2
Жители этого города/села хорошо относятся к мигрантам 75,7 77,0 76,9 76,4
У меня хорошие отношения с местными там, где я живу 91,5 92,4 90,2 91,6
В докладе 2013 года, подготовленном в рамках проекта «Международные миграционные процессы: тренды, вызовы, перспективы» Российского совета по международным делам (РСМД)3, посвященном различным аспектам интеграции мигрантов в российском обществе, социологи отмечают, что на современном этапе в общественном мнении фиксируется дуализм: при том, что россияне достаточно негативно относятся к мигрантам, значительная часть респондентов проявляет сдержанность или безразличие, базирующиеся на мнении, что проблемы мигрантов существуют, но это их личные проблемы, не затрагивающие принимающее население.
Авторы хотели бы познакомить с результатами серии эмпирических исследований, проведенных по методике, разработанной учёными ИС ФНИСЦ РАН. Все эмпирические опросы объединены единым научным замыслом изучения специфики социокультурных практик адаптации иммигрантов, включающей проблематику оценки уровня межнациональной толерантности и потенциала конфликтогенности в новой социокультурной среде.
Социологические опросы прошли в три этапа (Москва, Пенза, Тамбов, 2019 год) по единой анкете методами письменного опроса (анкетирования) и фокус-групп, т.о. результаты приводятся в сопоставлении с данными, полученными в трех российских городах: Москве и двух российских областных центрах (Пенза, Тамбов). Опросы охватили респондентов-иммигрантов из ближнего и дальнего зарубежья (N=114), проживающих в России более трех лет.
Как показывает анализ данных, наблюдается явное различие мнений иммигрантов, проживающих в московском мегаполисе и провинциальных российских городах по вопросам толерантности, возникновения конфликтных ситуаций, межэтнических конфликтов, наблюдаются и общие тенденции их мнений. В частности, спокойный социальный фон в смысле конфликтов показывают респонденты Тамбова и Пензы, где большинство респондентов довольно «редко» или «практически никогда» не вступали в конфликты с окружающими людьми в период их проживания в России. Совершенно другая ситуация обнаруживается при оценке мнений респондентов-иммигрантов из Москвы, поскольку в совокупности 32,5% респондентов признались, что они «довольно часто» или «постоянно» вступают в различного рода конфликты, находясь на территории РФ. Данные представлены в сводной табл. 2.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов по вопросу «Возникали ли у Вас лично за последнее время (1-2 года) конфликты с окружающими людьми из-за Вашей национальной принадлежности?»
Ответ респондента Тамбов Пенза Москва Всего
практически никогда 82,6% 79,17% 23,3% 58,77%
довольно редко 8,7% 16,67% 34,9% 21,93%
довольно часто 0,00% 2,08% 18,6% 7,89%
постоянно 0,00% 0% 13,9% 13,9%
затрудняюсь ответить 8,7% 2,08% 9,31% 6,14%
Относительно причин возникновения конфликтных ситуаций мнения респондентов мегаполиса и провинций также разделились, но здесь прослеживаются и общие тенденции. Иммигранты как из мегаполиса, так и из областных центров обеспокоены социальными проблемами, однако в регионах приезжие чаще сталкиваются со сложностями при оформлении документации, коммуницировании с властными структурами (администрация, чиновники).
Для жителей Москвы очевидны проблемы культурных взаимоотношений (30,2%), а также те причины, которые в сводной табл. 3 обозначены как «другое» (41,9%).
1 Подопринова Н.Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.06 - социология культуры. - Курск, 2005. - С. 20.
2 Мукомель В.И. Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты // Россия реформирующаяся. Вып. 11: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. — М.: Новый хронограф, 2012. - С. 251.
3 Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетр. / [В.И. Мукомель]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2013. - 34 с.
Таблица 3
Распределение ответов респондентов по вопросу «Кто или что, на Ваш взгляд, может быть причиной
возникновения конфликтных ситуаций?»
Причины возникновения конфликтных ситуаций Тамбов Пенза Москва Всего
администрация, чиновники 13% 8,33% 2,3% 7,02%
социальные проблемы 39,1% 29,17% 32,6% 32,46%
культурные взаимоотношения 21,7% 20,83% 30,2% 24,56%
сами иммигранты 17,4% 18,75% 4,7% 13,16%
другие 17,4% 22,92% 41,9% 28,95%
Такие причины раскрываются при ответе респондентов на следующий вопрос анкеты, где иммигранты Москвы указывают, что причинами межнациональных конфликтов выступает низкий культурный уровень самих иммигрантов, плохо знающих русский язык (48,8%). Проживающие в регионах ясно показывают, что все конфликты в провинции возникают из неуважения местного населения к ним (Тамбов - 56,5%; Пенза - 54,17%), Данные представлены в сводной таблице 4. В приводимой сводной табл. 4 ответы респондентов-иммигрантов, наконец, едины в общем мнении по критерию «незнание другой культуры». Иммигранты, проживающие как в областных центрах, так и в Москве, сталкиваются в ежедневных практиках с отличной, иной культурной традицией, которую они не понимают, не знают, что приводит и тех, и других к конфликтным ситуациям.
Таблица 4
Распределение ответов респондентов по вопросу «Что можно назвать в качестве основных причин
этнических и национальных конфликтов?»
Причины этнических и национальных конфликтов (мнения респондентов) Тамбов Пенза Москва Всего
неуважительное отношение 56,5% 54,17% 27,9% 44,74%
незнание или плохое знание языка 8,7% 33,33% 48,8% 34,21%
незнание другой культуры 26,1% 6,25% 23,3% 16,67%
нарушение трудовой дисциплины 4,3% 2,08% 16,3% 7,89%
несправедливая оценка ситуации 13% 2,08% 9,3% 7,01%
другое 0,00% 2,08% 0% 0,87%
В этом смысле интересны, с точки зрения авторов, полученные ответы респондентов на поставленный вопрос «Как вы относитесь к толерантности?», которые достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что, приезжающие в Россию мигранты, совсем не задумываются над проблемой бесконфликтной интеграции в иную, отличную культуру. Анализ эмпирических данных по трем городам показывает, что всего 39,47% опрошенных иммигрантов хорошо знают русский язык.
В среднем большинство (70,17%) иммигрантов настроены вполне толерантно и дружелюбно, но не может остаться без внимания, что в совокупности 12,28% респондентов-иммигрантов относятся к толерантности отрицательно,
а в Москве такой показатель выше вдвое - 25,6% (!), то есть четвертая часть от общего числа иммигрантов (сводная табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов респондентов по вопросу «Как Вы относитесь к толерантности (терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)?»
Ответ респондента Тамбов Пенза Москва Всего
положительно 91,3% 81,25% 46,5% 70,17%
отрицательно 4,3% 4,17% 25,6% 12,28%
затрудняюсь ответить 4,3% 14,58% 27,9% 17,54%
Таким образом, согласно эмпирическим данным, довольно большая доля иммигрантов не собирается усваивать российскую культуру и относиться к ней с уважением. Отрицательное или равнодушное отношение иммигрантов к толерантности показывает проблемные зоны существующей политики социокультурной адаптации иммигрантов к культуре принимающего общества.
Тем не менее, авторские экспериментальные данные свидетельствуют также и о низком интересе респондентов к общению с соотечественниками, их желании скорейшей интеграции и стремлении к обретению нового статуса в принимающем обществе1. Размышляя о причинах, препятствующих такому процессу, иммигранты полагают, что главные из них находятся в правовом поле (31,58%), особенно такие трудности признаются ведущими теми респондентами, кто проживает в Москве. Иммигранты Москвы «правовую безнаказанность и криминализацию всех сфер жизни» указывают приоритетным показателем, среди причин, являющихся препятствием в их скорейшей социально-культурной адаптации (32,6%) .
1 Гузенина С.В., Маршак А. Л. Трансформация понятия «родина» в процессе социокультурной адаптации иммигрантов // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - М., 2019. - № 1. - С. 58-64.
Для иммигрантов из двух областных центров (Тамбов, Пенза) очевидными причинами, мешающими их скорейшей адаптации, являются«раскол российского общества на бедных и богатых» и «несовершенство законодательства». Распределение ответов респондентов представлено в сводной табл. 6.
Таблица 6
Распределение ответов респондентов по вопросу «Что чаще всего служит препятствием в скорейшей социально-культурной адаптации иммигрантов в новой среде?»
Препятствия в скорейшей социально-культурной адаптации иммигрантов в новой среде (мнения респондентов) Тамбов Пенза Москва Всего
отсутствие равенства всех перед законом 34,8% 31,25% 30,2% 31,58%
несовершенство законодательства 17,4% 16,67% 18,6% 17,54%
правовая безнаказанность и криминализация всех сфер жизни 13% 10,42% 32,6% 19,29%
слепое подражание Западу 0,00% 6,25% 6,9% 5,26%
раскол общества на бедных и богатых 34,78% 22,92% 9,3% 20,17%
другое 4,3% 12,50% 6,9% 8,77%
Подчеркнем в завершение, что на современном этапе в России существует объективная необходимость разработки универсальной, двухкомпонентной социокультурной политики адаптации и интеграции иммигрантов, которая, по мысли авторов, должна выстраиваться поэтапно на основании приоритета прав личности и сохранения традиций культуры принимающего общества. Эффективность её мер обеспечивается разработкой и включением в адаптационное «программное поле» как минимум двух компонентов: разработки системы мероприятий, направленных на поэтапное изучение мигрантами русского языка и знакомство с российской культурной традицией, а также формирования особого информационного климата «позитивного принимающего общества», основанного на принципах межэтнической толерантности и минимизирующего межнациональные и этнические конфликты.
Список литературы
1. Боттаева З.Х. Аккультурационные стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие // Альманах современной науки и образования. 2008. - № 4, ч. 2. - С. 37-43.
2. Гузенина С.В., Маршак А.Л. Трансформация понятия «родина» в процессе социокультурной адаптации иммигрантов // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - М., 2019. - № 1. - С. 58-64.
3. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Социально-пространственный дискурс конфликтогенности внешней трудовой миграции // Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России. - М.: Новый Хронограф, 2015. - С. 347-378.
4. Дмитриева Т.Н. Мотивация мигрантов в контексте современной политики интеграции // Социальная политика и социология. 2017. - Т. 16, № 1 (120). - С. 96-103.
5. Мукомель В.И. Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты // Россия реформирующаяся. Вып. 11: Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. - М.: Новый хронограф, 2012. - С. 236-263.
6. Подопринова Н.Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.06 - социология культуры. - Курск, 2005. - 23 с.
7. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски: рабочая тетр. / [В.И. Мукомель]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2013. - 34 с.
8. Эндрюшко А.А. Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов в принимающем обществе: зарубежный опыт // Вестник Института социологии. - М., 2017. - № 23. - С. 45-70.