Научная статья на тему 'ТРУДОВАЯ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС'

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / трудовая миграция / регулирование миграции / экономический рост / мировые цены на нефть / минимальная заработная плата / ежемесячная номинальная заработная плата

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходеева Е.П., Середина М.И.

В статье рассмотрен термин трудовая миграция и особенности ее регулирования в странах ЕАЭС. Основными характеристиками современной мировой экономики являются либерализация экономических процессов, включая миграционные потоки. В статье изучены особенности перемещения людей и выявлены проблемы, связанные с миграцией. В современном мире масштабы и всеохватность миграции привели к тому, что регулирование миграционных потоков и управление ими имеют решающее значение для их эффективности. Регулирование миграции стало проблемой как для стран происхождения, так и для стран назначения. Интеграционный союз дает государствам-членам возможность воспользоваться преимуществами общего рынка, который может стать как возможностью, так и угрозой для стран-участниц. В этом контексте усовершенствование механизмов регулирования трудовой миграции стоит на повестке дня для стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВАЯ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС»

Список использованной литературы:

1. Близняк, О. В. Современные тенденции развития мирового фармацевтического рынка / О. В. Близняк, В. В. Уранова // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 97-9. - С. 163-167. - DOI 10.18411/trnio-05-2023-517. - EDN HLFCMB.

2. Костин, К. Б. Перспективы развития фармацевтического рынка в странах БРИКС / К. Б. Костин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2019. - № 4(118). - С. 32-39. -EDN LEHYTK.

3. Роскогресс : Информационно-аналитическая система / Росконгресс. — URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 14.10.2023). — Яз. рус. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

4. BRICS information portal: Информационный портал БРИКС / БРИКС. — URL: https://infobrics.org/ (дата обращения: 10.10.2023). — Яз. англ. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

5. Lissovolik, Ya. D. BRICS-Plus: the New Force in Global Governance / Ya. D. Lissovolik // Journal of International Analytics. - 2023. - Vol. 14, No. 1. - P. 138-148. - DOI 10.46272/2587-8476-2023-14-1-138-148. - EDN PHOOQA.

6. The World Bank: Data: Статистический портал Всемирного Банка / Всемирный Банк. — URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 15.10.2023). — Яз. англ. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

7. TradeMap: Торговая статистика для развития международного бизнеса / Международный Торговый Центр. — URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 20.10.2023). — Яз. рус. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

© Федюк Т.В., 2023

УДК 339.91

Ходеева Е.П.

магистрант 2 курса Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва

Научный руководитель: Середина М.И.

к.соц.н., доцент, доцент Департамента международного бизнеса Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Москва

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС

Аннотация

В статье рассмотрен термин трудовая миграция и особенности ее регулирования в странах ЕАЭС. Основными характеристиками современной мировой экономики являются либерализация экономических процессов, включая миграционные потоки. В статье изучены особенности перемещения людей и выявлены проблемы, связанные с миграцией. В современном мире масштабы и всеохватность миграции привели к тому, что регулирование миграционных потоков и управление ими имеют решающее значение для их эффективности. Регулирование миграции стало проблемой как для стран происхождения, так и для стран назначения. Интеграционный союз дает государствам-членам возможность

воспользоваться преимуществами общего рынка, который может стать как возможностью, так и угрозой для стран-участниц. В этом контексте усовершенствование механизмов регулирования трудовой миграции стоит на повестке дня для стран ЕАЭС.

Ключевые слова

ЕАЭС, трудовая миграция, регулирование миграции, экономический рост, мировые цены на нефть, минимальная заработная плата, ежемесячная номинальная заработная плата.

В экономической литературе нет единого подхода, в соответствии с которым можно было бы всесторонне ввести термин "миграция". В целом, довольно сложно дать определение понятиям "миграция" и "мигрант". Ряд экономистов называют факторы "отталкивания" и "притяжения" в качестве основной мотивации миграции людей. В случае толкающих факторов ситуация внутри страны вынуждает людей покидать родину, а притягивающие факторы представлены в более позитивном аспекте.

Неоклассическая теория международной миграции объясняет влияние трудовой миграции на экономическое развитие. Международная миграция определяется как региональная диспропорция между предложением рабочей силы и спросом на нее. Эта теория основана на различиях в заработной плате между странами. Даже если исключить социальные, политические, культурные и многие другие причины миграции, теория не учитывает тот факт, что в реальной жизни мигранты не всегда полностью информированы о реальной заработной плате и условиях труда в принимающей стране. Основные положения Новой классической теории были определены Новой экономикой трудовой миграции. Главная новизна этой теории заключалась в том, что миграция переместилась с микроуровня на мезоуровень, где основными субъектами являются семьи, домохозяйства и другие объединения.

Миграция населения также включает в себя трудовую миграцию, но их цели различны. Международная трудовая миграция — это перемещение людей трудоспособного возраста в разные страны в поисках работы, реализации своих средств к существованию и улучшения условий. Существует множество взглядов, теорий и подходов к международной миграции. Однако они служат теоретическим руководством для оценки влияния международной трудовой миграции как на местную, так и на мировую экономику.

В странах-членах ЕАЭС демографические проблемы являются общими для тех, которые широко распространены во многих других странах. Но проблема в том, что если западноевропейские страны способны "нейтрализовать" низкие показатели рождаемости за счет миграционных потоков, то экономические проблемы в странах ЕАЭС снижают уровень привлекательности для мигрантов. Тем не менее, миграционные процессы внутри ЕАЭС являются одним из важнейших вопросов интеграции. Данные в таблице 1 показывают, что миграционный баланс для Кыргызстана, Армении и Казахстана за исследуемый период отрицательный. Можно констатировать, что миграционные процессы в странах ЕАЭС оказывают большое влияние на социально-экономическое положение стран. Масштабы и значимость миграции различны для стран ЕАЭС.

Таблица 1

Чистая миграция в странах ЕАЭС, 2011-2020 гг.

Армения Беларусь Казахстан Киргизия Россия

2011 -28500 9900 5096 -39403 319761

2012 -9400 9328 -1426 -7487 294930

2013 -24400 11643 -279 -7203 295859

2014 -21800 15722 -12162 -7757 270036

2015 -25906 18494 -13466 -4229 245384

2016 -24792 7940 -21145 -3965 261948

2017 23962 3874 -22130 -3925 211878

2018 -18286 9362 -29121 -5390 124854

2019 -16000 13870 -32973 -6160 285792

2020 3300 - -17718 -4861 106496

Источник: разработано автором на основе данных database.earth

Россия традиционно является центром притяжения миграции для стран региона. В 2009-2020 годах доля других государств-членов ЕАЭС в миграционном балансе России составляла в среднем 32%. Анализ данных Федеральной службы государственной статистики России показывает, что как в 2019, так и в 2020 году наибольшее количество граждан стран ЕАЭС въехало в Россию из Казахстана (86311 человек), что на 41,7% больше по сравнению с предыдущим годом.

Среди стран ЕАЭС на втором месте находится Армения, откуда разница между количеством граждан, въехавших в Россию и выехавших из России, составила 267987 человек в течение 2009-2020 годов. За весь наблюдаемый период, только в 2020 году, миграционное сальдо России с Арменией было отрицательным (-1844 человека). Анализ показывает, что среднегодовой темп прироста лиц, въезжающих в Россию из Армении в 2009-2020 годах, составил 8,3%, а среднегодовой темп прироста граждан, выезжающих из России в Армению, составил 68,2%.

Среднегодовой темп прироста граждан, въезжающих в Беларусь из России, за тот же период составил 14,6%, а среднегодовой темп прироста граждан, выезжающих из России в Беларусь, составил 24,9%. В целом 32,9% граждан, въехавших в Россию в 2019 году, являются выходцами из других государств-членов ЕАЭС, а в 2020 году - 33,6%. По данным Министерства внутренних дел России, в 20162020 годах в целях миграции было зарегистрировано в общей сложности 68 512 638 человек, из которых в среднем 29,2% в год выезжали на заработки. Доля лиц, зарегистрированных в связи с миграцией из других государств-членов ЕАЭС в России за исследуемый период, составила в среднем 16%, а доля лиц, зарегистрированных с целью миграции - 16,6%.

В 2020 году для миграции из Армении в Россию был зарегистрирован 364581 человек, из которых 18,9% были зарегистрированы с целью миграции в Россию. для рабочих целей. Из-за последствий эпидемии COVID-19 по сравнению с 2019 годом число людей, зарегистрированных для миграции из Армении в Россию, в 2020 году сократилось на 43%. По сравнению с 2019 годом количество людей, зарегистрированных для миграции из Беларуси, в 2020 году сократилось примерно в 1,8 раза. Около 25,7% из 737 929 граждан Кыргызстана зарегистрировались для миграции в России в 2020 году, а 14,4% из 419 472 граждан Казахстана выехали в Россию на заработки.

По данным Комитета по статистике Министерства экономики Республики Казахстан, за 2012-2019 годы отрицательное миграционное сальдо в стране составило 132 738 человек. В связи с распространением COVID-19 в 2020 году, впервые за последние 7 лет, число людей, покидающих Казахстан, не увеличилось, а сократилось. Следует отметить, что, несмотря на отрицательное миграционное сальдо в последние годы, внешнюю миграцию нельзя считать проблемой для Казахстана, учитывая ее долю в общей численности населения. Однако отрицательное миграционное сальдо свидетельствует о социально-экономических проблемах в стране.

По данным Министерства внутренних дел Беларуси, число иностранцев, въехавших в Беларусь, составило 4,79 млн, а число выехавших - 5,13 млн. В то же время данные Статистического комитета Беларуси показывают, что многие люди выехали из Беларуси в Россию, Украину, Соединенные Штаты, Германия, Польша и ЕС. Кыргызская Республика остается страной происхождения мигрантов, большинство из которых работают. Высокий уровень безработицы и низкая заработная плата являются основными "подталкивающими" факторами эмиграции из Кыргызстана. Основными направлениями для кыргызских мигрантов являются Россия (640 тыс. человек), Казахстан (35 тыс. человек) и Турция (30 тыс. человек). Интерес мигрантов к ЕАЭС обусловлен географическим положением, культурными общностями, а также большой диаспорой, которая уже существует в этих странах.

Анализ миграционной ситуации в странах ЕАЭС показывает, что для государств-членов интеграционного союза трудовая миграция является неоднозначным явлением, которое достаточно чувствительно к социально-экономическому положению государств-членов ЕАЭС и напрямую связано с текущими событиями в мировой экономике. Пандемия COVID-19 обусловила снижение

пассажироперевозок как на территории ЕАЭС, так и по всему миру.

В результате ситуационного анализа трудовой миграции в ЕАЭС очевидны проблемы, существующие в миграционных процессах интеграционного объединения. В частности, отсутствие общей методологии статистики миграции является приоритетом, что создает серьезную проблему для сопоставимости миграционной ситуации государств- членов ЕАЭС. Кроме того, ряд факторов, включая социально-экономические, экологические, политические и т.д., отразились на миграционных потоках и их этнической принадлежности среди государств-членов ЕАЭС. Трудовая миграция в странах ЕАЭС влияет на благосостояние домохозяйств, а значит, и на общую экономическую ситуацию.

Для оценки влияния международной трудовой миграции на экономику стран ЕАЭС был проведен сравнительный анализ ряда важных статистических показателей, раскрывающих взаимосвязи между экономическими процессами в контексте миграции. По сравнению с экономическим ростом на 7,5% в 2019 году, в 2020 году в Армении был зафиксирован экономический рост на -7,6%, а денежные переводы сократились на 12% (1311,7 млн долларов США в 2020 году). В целом белорусская экономика основана на переработке и реэкспорте российского сырья, именно поэтому в 2015 году проблемы в российской экономике ударили и по белорусской экономике. И, конечно же, это последствия воздействия эпидемии COVID-19, в Беларуси зафиксирован экономический спад на 0,9%, что является самым низким показателем в странах ЕАЭС.

Аналогичная картина вырисовывается при анализе экономической ситуации в Кыргызстане. Экономика Кыргызстана сильно зависит от иностранной финансовой поддержки, в том числе от российского финансового рынка. Кроме того, в случае Кыргызстана социально-экономические показатели страны зависят от мировых цен на золото. Кыргызстан заработал 3774 миллиона долларов США на золотом руднике Кумтор в 1994-2018 годах. Влияние COVID-19 очевидно на экономику Кыргызстана, где в 2020 году были зафиксированы наихудшие темпы экономического роста в странах ЕАЭС (-8,6%).

Денежные переводы от физических лиц в Кыргызстан увеличивались в среднем на 14,3% в год в течение 2006-2020 годов. Из государств-членов ЕАЭС только в Кыргызстане в 2020 году было зарегистрировано увеличение денежных переводов на 2% по сравнению с предыдущим годом. В течение 2014-2017 годов денежные переводы из России сократились в среднем на 45% по сравнению с предыдущим годом в связи с введением санкций. Кроме того, на экономику как России, так и Казахстана непосредственно повлияло падение мировых цен на нефть, поскольку обе страны по-прежнему сильно зависят от экспорта нефти и других сырьевых товаров. В течение 2018-2020 годов доля доходов от экспорта нефти и газа в бюджете России сокращалась в среднем на 22% в год, с 46,4% в 2018 году до 28% в 2020 году. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2020 году доля нефти и газа в ВВП России снизилась до 15,2% вместо 19,2% в 2019 году. Средняя цена за баррель российской нефти марки Urals в 2020 году упала на 34,4%, достигнув самого низкого уровня с 2004 года (41,7 доллара).

Мировые цены на нефть и экономический рост в России и Казахстане демонстрируют признаки взаимодействия. В частности, снижение мировых цен на нефть сопровождалось замедлением экономического роста в России и Казахстане. Такое прямое воздействие не могло не сказаться на общей экономической ситуации стран ЕАЭС, и, в частности, на свободном перемещении трудовых ресурсов по территории Союза. Из-за экономических событий в России на разных этапах (мировой финансовый кризис, экономические санкции, падение мировых цен на нефть) денежные переводы из России в другие государства-члены ЕАЭС сократились. В течение 2006-2020 годов денежные переводы из России в другие страны ЕАЭС составляли в среднем 9,1% от общего объема денежных переводов. Из-за социально-экономических последствий эпидемии COVID-19 в 2020 году денежные переводы из России в Казахстан сократились на 70,2% по сравнению с 2018 годом, составив 237,4 млн долларов США.

Армения и Кыргызстан имеют относительно высокие уровни этих показателей. В частности, уровень бедности в Армении в 2012 году по сравнению с 2020 годом снизился на 6,7% до 25,7%, а в Кыргызстане -

на 12,4% до 25,6%. Самый низкий уровень бедности среди государств-членов ЕАЭС был зафиксирован в Казахстане (в среднем 3,5% в 2012-2020 годах). Уровень бедности в России в 2015 году вырос на 2,1% по сравнению с предыдущим годом, составив 13,3%. Самые высокие показатели бедности в 2012-2020 годах были зарегистрированы в Армении и Кыргызстане - около 29%.

Исследование среднемесячной номинальной заработной платы и минимальной заработной платы в странах ЕАЭС показывает, что самые низкие показатели в Кыргызстане, где в 2020 году среднемесячная номинальная заработная плата составляет 245 долларов США, а минимальная заработная плата - 22 Долларов США. Минимальная заработная плата в Армении в 2020 году на 20,1% ниже аналогичного показателя в России (131 доллар в Армении, 164 доллара в России), но значительно выше среднего показателя по ЕАЭС, где она составляет 114 долларов. Среднемесячная номинальная заработная плата в Армении почти в два раза ниже, чем в России (388 долларов в Армении, 714 долларов в России).

При сравнении минимальной заработной платы со средней заработной платой исследования МОТ показывают, что это соотношение сильно варьируется от страны к стране, но чаще всего оно колеблется в районе 0,4. Была рассчитана доля минимальной заработной платы в средней заработной плате в странах ЕАЭС за 2012-2020 годы. Армения находится в наилучшем положении среди государств-членов ЕАЭС, поскольку минимальная заработная плата составляет 33,8% от средней заработной платы, что близко к 0,4, рассчитанным МОТ. Беларусь находится довольно близко к Армении. Доля минимальной заработной платы в стране в 2020 году составила 29,8% от средней заработной платы. В связи с этим Кыргызстан и Казахстан находятся в довольно плохом положении в странах ЕАЭС в 2020 году. В частности, среднемесячная номинальная заработная плата в Казахстане в 2020 году превысила минимальную заработную плату примерно в 5 раз, а в Кыргызстане - более чем в 11 раз.

Таким образом, ЕАЭС является платформой для углубления интеграционных процессов и предоставления новых возможностей, которые приведут к реализации экономического потенциала государств-членов и повышению международной конкурентоспособности. В последние годы глобальная экономическая ситуация оказала объективное и субъективное влияние на экономики государств-членов ЕАЭС, что усложнило эффективность интеграционного союза. В то же время в ЕАЭС существуют внутренние проблемы и вызовы.

В целом, ЕАЭС — это проект экономической интеграции, где большое значение имеет функциональная активность общего рынка труда. Именно поэтому основные ограничения по вопросам миграции в нормативных актах политики ЕАЭС были сняты для государств-членов, обеспечив как полное включение мигранта на рынок труда государства-члена ЕАЭС, так и гарантии его социальной защиты. Однако миграция в ЕАЭС не регулируется, несмотря на продолжающиеся инициативы и реформы. Это привело к значительной доле неформальной занятости, нарушениям трудовых прав мигрантов и несоразмерным механизмам регулирования. Эффективное регулирование миграции имеет огромное значение для развития государств-членов ЕАЭС, и ошибки могут стоить довольно дорого! На данном этапе уже сейчас крайне важно привести в соответствие миграционное законодательство государств-членов ЕАЭС с рядом несоответствий. В настоящее время миграционная политика в каждом государстве-члене реализуется раздельно или бессистемно. Каждая страна проводит свою собственную миграционную политику в отношении третьих стран, основываясь только на своих собственных интересах и выгодах. Совершенствование договорно-правовой базы трудовой миграции имеет большое значение.

Анализируя и представляя механизмы регулирования трудовой миграции, следует отметить, что трудовые права трудящихся-мигрантов в государствах-членах ЕАЭС пока защищены не в полной мере. В этом контексте особенно важно наличие гибких механизмов защиты труда. Существование и потребность в устойчивой миграционной инфраструктуре стоят на повестке дня государств - членов ЕАЭС. Это позволит эффективно регулировать доступность информации о вакансиях в государствах-членах ЕАЭС, а также регулировать вопросы занятости и социальной защиты. В конечном счете, все это позволит правильно

оценить потенциал трудовой миграции государств-членов ЕАЭС путем перераспределения трудовых ресурсов из районов с избытком рабочей силы в страны, где наблюдается дефицит рабочей силы. В этом контексте важен общий подход государств-членов ЕАЭС к классификации мигрантов, а также доступность общей статистической информации, анализа и взаимозависимости внутри союза. Управлять миграционными потоками, вести статистику довольно сложно. Трудно получить четкое представление об основной структуре и ситуации с миграционными процессами внутри ЕАЭС. В этом контексте первостепенное значение имеет выравнивание статистических систем стран ЕАЭС, что позволит уточнить статус "работающего мигранта", по которому можно будет оценить ситуацию и определить необходимые решения.

В ЕАЭС целевой подход к миграции высококвалифицированной рабочей силы имеет первостепенное значение. Создание общей образовательной платформы, совершенствование и выравнивание образовательной инфраструктуры обеспечат благоприятную среду для миграции высококвалифицированных специалистов на пространстве ЕАЭС. В этом случае вполне возможно предотвратить "утечку мозгов" из стран ЕАЭС в третьи страны. В то же время создание основанной на знаниях инновационной экономики в ЕАЭС является наилучшим способом предотвращения "утечки мозгов", а также нейтрализации ряда социально-экономических проблем. Государствам-членам ЕАЭС важно разработать совместные механизмы борьбы с нелегальной миграцией из третьих стран. Работа, проводимая с ЕАЭС и соответствующими международными организациями, имеет большое значение. Трудовая миграция является ключевой предпосылкой становления и развития евразийской интеграции, которая отражается на социально-экономическом положении стран ЕАЭС. Поэтому, как основной инструмент выравнивания интеграционного объединения, всегда необходимо четко обеспечивать функционирование миграционной политики и ее максимальную полезность для государств-членов.

Список использованной литературы:

1. Жантлисова Е.А. Зарубежный опыт регулирования международной миграции рабочей силы: возможности применения в России / Е.А. Жантлисова, О.Н. Чеботарева // Наука и производство Урала. — 2019. — Т. 15. — С. 67-68.

2. Баранова Ю.К. Регулирование миграционных потоков и рынок труда / Ю.К. Баранова // Социально-экономические явления и процессы. 2019. Т. 14. № 1 (105). С. 110-113.

3. Официальный сайт Организации Объединенных Наций (раздел Миграция) [Электронный ресурс]: URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/migration/ (дата обращения: 27.10.2023). — Яз. англ. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.10.2023). — Яз. рус. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

5. Ван Миньянь Роль трудовой миграции в формировании и развитии мирового, российского и регионального рынка труда / Миньянь Ван, Е.Д. Платонова // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 1. — С. 8.

6. The World Bank: Data: Статистический портал Всемирного Банка / Всемирный Банк. — URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 27.10.2023). — Яз. англ. — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.

© Ходеева Е.П., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.