УДК 316.3
DOI 10.23672/x1514-6661 -3344-u
Деточенко Людмила Станиславовна
кандидат философских наук, доцент,
заведующая кафедрой социальных технологий, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета [email protected]
Костырин Евгений Геннадьевич
научный стажер, ассистент кафедры социальных технологий, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета [email protected]
Lyudmila S. Detochenko
Candidate of Philosophical Sciences,
Associate Professor,
Head of the Department
of Social Technologies,
Institute of Philosophy and Socio-Political
Sciences of Southern Federal University
Evgeny G. Kostyrin
Research Intern,
Assistant of the Department
of Social Technologies,
Institute of Philosophy
and Socio-Political Sciences
of the Southern Federal University
Трудовая интеграция молодых людей с инвалидностью в контексте возрастных переходов
Labor integration
of young people with disabilities in the context of age transitions
Аннотация. В статье на основе исследования, проведенного в Ростовской области среди инвалидов от 18 до 40 лет, анализируется важнейший возрастной переход - выход на рынок труда. Профессиональная трудовая деятельность является значимым критерием зрелости. Исследование показало наличие высоких рисков лиминальности (незавершенности) перехода. Социальными детерминантами, влияющими на успешность трудовой интеграции, являются: наличие профессионального образования, социальная активность самих инвалидов, гендер, место проживания, характер заболевания, возраст приобретения инвалидности. В целом, представление об оптимальном возрасте выхода на рынок труда и реальным возрастным периодом трудовой интеграции не совпадают.
Ключевые слова: возрастные переходы, лица с ограниченными возможностями здоровья, трудовая интеграция, молодые инвалиды.
Annotation. Based on a study conducted in the Rostov region among the disabled from 18 to 40 years, the article analyzes the most important age transition - entering the labor market. Professional work activity is a significant criterion of maturity. The study showed the presence of high risks of liminality (incompleteness) of the transition. The social determinants affecting the success of labor integration are the availability of vocational education, the social activity of the disabled themselves, gender, place of residence, the nature of the disease, the age of acquisition of disability. In general, the idea of the optimal age of entry into the labor market and the real age period of labor integration do not coincide.
Keywords: age transitions, persons with disabilities, labor integration, young people with disabilities.
Постановка проблемы исследования. Социализация молодого поколения всегда находилась в фокусе внимания ввиду значимости для воспроизводства общества. Историческая и социокультурная специфика транзитивного периода перехода к зрелости актуализирует изучение данного процесса и сегодня. Усложнение общественных структур не только повышает риски лиминальности (незавершенности) некоторых возрастных переходов, но и создает вариабельность темпов, результатов, стратегий и характера
переходов к зрелости некоторых категорий населения [1]. Особое внимание сегодня требует изучение закономерностей возрастных переходов молодых людей с инвалидностью. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составляет 490 тыс. человек [2].
Состояние здоровья объективно задает специфику того выбора, который сопровождает человека в период взросления. Но и социальные последствия инвалидности острее всего
проявляются именно в столкновении с той узостью коридора возможностей, который задает общество лицам с ограниченными возможностями здоровья. В период взросления молодые инвалиды сталкиваются с двойной дискриминацией и стигматизацией, вызванных состоянием их здоровья и возраста. Специфика конструирования возрастных переходов обществом для инвалидов задает всю последующую специфику их жизнедеятельности.
Данная статья, опираясь на авторское исследование особенностей возрастных переходов молодых инвалидов, направлена на выявление особого контекста одного из переходов - выхода на рынок труда.
Низкие статусные позиции лиц с инвалидностью, чаще всего, определяются экономическим обесцениванием данной группы, а поэтому борьба за трудовую интеграцию является краеугольным камнем в движении за независимую жизнь инвалидов и в практике социальной парадигмы инвалидности. Практическая значимость вопроса трудоустройства инвалидов определяет разнообразие исследовательских подходов к проблеме. Апологеты социальной парадигмы инвалидности, чаще всего, опирающиеся на структурно-функциональный подход, рассматривают вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в ключе общей проблематики интеграции инвалидов в социальную структуру общества, повышения независимости, нормативно-правового регулирования поддержки инвалидов на рынке труда (М. Оливер [3], D. Dean, J. Pepper, S. Stern [4] M. Maroto, D. Pettinicchio [5] O. Reilly [6]).
Социальные барьеры трудоустройства, практики инклюзии и эксклюзии рассматриваются в работах Р. Брукса [7], Д. Форда, М. Гленна [8] и др. [9]. В последние годы вектор исследования инвалидности начинает смещаться в область изучения взаимоотношения инвалида с общественными институтами. Центральное значение профессионального образования определяет большое количество работ, выявляющих закономерности успешности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, описывающих механизмы успешной профессиональной интеграции лиц с инвалидностью (Дьякова М.А. [10], Тукарев П.Ю. [11], Старобина Е.М. и др.) [12]. Процесс трудоустройства инвалидов как фактор, стимулирующий интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья в наше общество и повышающий их самостоятельность, рассматривают С.Н. Кавокин [13], Е.И. Холостова
[14], Т.М. Малева, С.А. Васин, C.B. Бесфамильная
[15], методы профессиональной реабилитации инвалидов отражены в работах Л.П. Храпылина, Е.И. Холостова и др.
Важное значение в успешности трудовой интеграции играет социальная активность самих инвалидов. Вопросы мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья и факторов ее формирования рассматривает E. Sigrid, T. WikJan [16], Е.Г. Бабич [17]. Разнообразие указанных подходов не учитывает специфику трудовой
интеграции на каждом этапе жизненного пути. С этой точки зрения, дополнительную информацию о барьерах трудоустройства, детерминантах успешности этого процесса и роли трудовой интеграции для социализации дает рассмотрение вопросов трудоустройства с позиций концепции жизненного пути. В данной статье выход на рынок труда и интеграция к нему рассматриваются именно с позиций данного подхода. Введенный C. Buhler [18] в 1920-м г. концепт жизненного пути, позволяет не только проследить социальные детерминанты данного возрастного статусно-ролевого перехода, но и проследить уникальность тактик для конкретных групп населения. Понятие «жизненный путь» активно использовалось в концепциях взросления И.С. Кона [19] и М.Х. Титма, Э. Саар [20] и др. Однако данный инструментарий не применялся к анализу проблему трудоустройства молодых инвалидов в нашей стране.
Методы исследования. Исследование проводилось в Ростовской области в период с 01.03.2022 по 30.05.2022. Метод анкетирования (письменный). Многоступенчатая выборка. Общее количество респондентов - 260 человек. Возраст респондентов от 18 до 40 лет. В опросе приняли участие 114 мужчин и 146 женщин. Из общего числа респондентов горожане составляют 194 человека, а жители сельской местности составляют 66 человек. Чтобы иметь представление обо всех этапах перехода зрелости и основных маркеров каждого этапа, выборочная совокупность была поделена по возрасту респондентов исходя из 4 возрастных групп: 17- 22 года; 23-28 лет; 29 -34 года ; 35-40 лет. Выборка учитывала характер заболевания. При формировании инструкции к опросу была включена задача охватить респондентов, представляющих все группы инвалидности, хотя в поиске респондентов приоритет отдавался инвалидам 1 и 2 групп.
Трудовая интеграция молодых инвалидов.
Цикл возрастных переходов «получение профессионального образования» - «выход на рынок труда» - «обретение финансовой независимости» играет важное значение для приобретения статуса зрелого человека. Наряду с формированием своей собственной семьи, способностью самостоятельно заботиться о себе и обслуживать, нести ответственность за принимаемые решения, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья склонны считать результаты данных возрастных переходов значимыми критериями зрелости.
Получение профессионального образования считают критерием зрелости 49,6 % респондентов, профессиональную трудовую деятельность -40,8 %, финансовую независимость - 45,8 %.
Достаточная высокая ценность профессиональной интеграции на фоне других критериев должна побуждать молодежь стремиться не только к правильному и осознанному выбору будущей профессиональной области деятельности, но и к более раннему выходу на рынок труда. Однако результаты исследования показали, что из общего числа респондентов только 26,92 % определили в качестве основной формы занятости работу.
Практически каждый пятый (17,7 %) респондент не обучается и не работает. Среди обучающейся молодежи пытаются подработать 33,8 %. Сохранение значительных рисков в успешной трудовой интеграции подтверждает тот факт, что только 37,5 % респондентов в возрасте от 35 до 40 лет в настоящее время трудоустроены.
Среди работающих респондентов официально трудоустроены 68,9 %. Теневая занятость закрывает возможность государства защитить права молодых людей с инвалидностью. Возможные причины достаточного частого неофициального характера трудоустройства лежат не только в самой структуре российского рынка, но и в наличии правовых барьеров трудоустройства для некоторых категорий инвалидов, в неразвитости механизмов использования остаточной трудоспособности, неравномерности доступа к квотируемым местам и т.д. [21].
Квалифицированными видами труда заняты 64,4 % респондентов, не квалифицированными видами труда - 35,6 %. Финансовая независимость отмечается не только как важный критерий зрелости, но и как признак жизненной успешности. Тесным образом материальный достаток связан с успешностью выбора профессиональной деятельности и профессиональной интеграции. 29 % респондентов отметили, что их работа дает полную финансовую независимость и самостоятельность, 53,3 % отметили частичное удовлетворение собственной работой с точки зрения финансовой независимости и самостоятельности, 12,3 % молодых людей с ограниченными возможностями здоровья назвали в качестве причины отсутствия работы - низкий уровень оплаты труда тех позиций, которые предлагаются им на рынке труда. Среди
Распределение процентного
не работающей молодежи 70 % имеют опыт трудовой деятельности, 57,7 % - официального трудоустройства. Квалифицированные виды трудовой деятельности дают большие шансы на успешное завершение данного возрастного перехода в условиях конкурентного рынка. 55,4 % респондентов, которые не работают и не обучаются в настоящее время, занимали неквалифицированные позиции на рынке труда. Треть респондентов сталкивалась с ситуациями дискриминации на рынке труда по признаку здоровья. На вопрос: «Сталкивались ли Вы с примерами дискриминации на рынке труда по признаку здоровья?» 23 % ответили - «да, неоднократно»; 26,2 % -«да, иногда». Большинство респондентов (80,4 %) полагают, что на рынке труда существуют барьеры для трудоустройства молодых людей с инвалидностью. Наиболее существенным барьером в трудоустройстве большинство молодых людей назвали социальные барьеры - 46,5 %. Наличие правовых барьеров отметили 31,9 % респондентов; экономических - 21,9 %. Следует отметить, что некоторые молодые люди отметили наличие психологических барьеров в трудоустройстве, а также, обозначили наличие субъективных причин как барьеров («лень», «нежелание самих инвалидов работать», «иждивенческая позиция»). Данное утверждение подтверждается и анализом ответов на вопрос о причинах отсутствия работы у тех, кто не работает и не обучается: 10,8 % респондентов отметили в качестве таковой отсутствие желания работать.
Оптимальный и реальный возраст выхода на рынок труда. Анализ количества работающих по возрастам позволяет говорить, что основным возрастным периодом для выхода на рынок труда является возраст от 23 до 28 лет (табл. 1).
Таблица 1
работающей молодежи по возрастам
Возрастной диапазон Процент
17-22 года 3,3
23-28 лет 30,9
29-34 года 33,8
35-40 лет 37,5
Представление об оптимальном возрасте выхода на рынок труда и реальном возрастном периоде не совпадают. Большинство респондентов (73,9 %) отметили в качестве оптимального времени выхода возрастной диапазон от 18 до 24 лет.
Среди респондентов в возрасте от 35 до 40 лет только 54,3 % отметили, что имели опыт трудоустройства. И только 37,5 % респондентов от 35 до 40 лет в настоящее время трудоустроены (табл. 2).
Таблица 2
Как Вы считаете, к какому возрасту человеку необходимо иметь место работы, обеспечивающее ему финансовую независимость?
Возрастной диапазон Процент
18-24 55,4
25-30 30,4
31-35 6,5
36-40 0,8
1 - ол 0,4
Затрудняюсь с ответом 6,5
Факторы успешности и риски лиминальности. девушек: 21,9 % девушек указали в качестве ос-
Процент работающих юношей выше, чем новной формы занятости - «работаю», среди
юношей таковых 31,6 %. Процентное соотношение мужчин и женщин, определивших свою основную форму занятость как «не работаю и не обучаюсь» также показывает, что для юношей, более чем для девушек, высока вероятность успешного завершения возрастного перехода к статусу «работающий». Среди девушек не работают и не обучаются 20,55 %, среди юношей - 14,03 %.
Территориальное неравенство шансов в трудоустройстве у селян выше: удельный вес работающих горожан составляет 31,4 %, а сельских жителей - 13,6 %. 12,3 % респондентов отметили в качестве причины отсутствия работы - невозможность найти место работы в населенном пункте проживания, причем, большинство из них - жители сельской местности.
Наличие профессионального образования повышает шансы на успешную трудовую интеграцию. Так, удельный вес работающих среди респондентов с высшем образованием составляет 76,92 %, со средним профессиональным образованием -70,96 %. Однако наличие профессионального образования не является гарантией трудоустройства: 18,5 % респондентов в качестве причины безработицы отметили отсутствие работы, которая соответствовала бы их квалификации.
Самый высокий уровень трудовой интеграции показали лица с общими заболеваниями (60 %) и с ограничениями по зрению (69,2 %). Только 44,4 % респондентов с ограничениями опорно-двигательного аппарата и 50 % с ограничениями слуха трудоустроены. Среди лиц с ментальными особенностями здоровья шансы на успешную трудовую интеграцию остаются крайне низкими. Результаты исследования позволяют также говорить о более высоких шансах успешности своевременного трудового перехода для лиц, которые приобрели инвалидность с рождения или в раннем детском возрасте, чем для тех, кто приобрел статус в более позднем периоде. Процент трудоустроенных среди респондентов, имеющих инвалидность с рождения или приобретших ее в раннем детском возрасте, составляет 73,25 %; среди лиц, получивших инвалидность в более позднем возрасте - 30 %. Адаптация к новым координатам жизнедеятельности, а иногда, и поиск нового профессионального самоопределения требуют времени, что не позволяет лицам с более поздним
Литература:
1. Arnett J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties / J. Arnett // American Psychologist. 2000. № 55(5). P. 469-480.
2. Распределение инвалидов по полу и возрасту. Федеральная служба государственной статистики. URL : https://rosstat.gov.ru/folder/13964
3. Oliver M. The Politics of Disablement. Basingstoke : Macmillan Ed-ucation, 1990. P. 152.
4. Dean J. Stern The effects of youth transition programs on labor market outcomes of youth with disabilities / J. Dean, S. Pepper // Economics of
приобретенным статусом завершить переход в нормативно одобряемый срок.
Выводы.
Выход на рынок труда и последующая трудовая интеграция являются важными маркерами зрелости, во многом влияющими на успешность других возрастных переходов.
Основной характеристикой, отличающей молодых работников, является отсутствие опыта работы, что делает их менее конкурентноспособ-ными как на этапе поиска работы, так и на этапе профессиональной адаптации. Однако среди обучающейся молодежи количество респондентов, совмещающих обучение с подработкой, является небольшим.
Для лиц с ограниченными возможностями характерны высокие риски лиминальности (незавершенности) приобретения трудового статуса.
Трудовая сегрегация проявляется в том, что молодые инвалиды часто работают на низкоквалифицированных работах, а правовые и экономические барьеры стимулируют к поиску неофициального трудоустройства.
Негативными факторами трудоустройства являются как разнообразные практики дискриминации, так и низкая социальная активность некоторых молодых инвалидов.
Представление об оптимальном возрасте выхода на рынок труда (18-23 года) и время реального приобретения трудового статуса не совпадает.
Социальными детерминантами, повышающими риски лиминальности, являются: женский пол, сельское место жительства, отсутствие профессионального образования, профессиональный дебют на неквалифицированных видах труда, приобретение инвалидности в период подросткового или молодого возраста.
Успешность возрастного перехода к трудовому статусу связана с нозологией молодых инвалидов. Риски незавершенности выше у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, ментальными особенностями.
Literature:
1. Arnett J. Emerging adulthood: a theory of develo p m ent from the late teens through the twenties / J. Arnett // American Psychologist. 2000. № 55(5). P. 469-480.
2. Распределение инвалидов по полу и возрасту. Федеральная служба государственной статистики. URL : https://rosstat.gov.ru/folder/13964
3. Oliver M. The Politics of Disablement. Basingstoke : Macmillan Ed-ucation, 1990. P. 152.
4. Dean J. Stern The effects of youth transition programs on labor market outcomes of youth with disabilities / J. Dean, S. Pepper // Economics of
Education Review 05 December. 2018. Vol. 68 (Cover date: February 2019) P. 68-88.
5. Maroto M. Disability, structural inequality, and work: The influence of occupational segregation on earnings for people with different disabilities / M. Maroto, D. Pettinicchio // Research in Social Stratification and MobilityDecember. 2014. Vol. 38. P. 76-92.
6. Reilly O. The Right to Decent Work of Persons With Disabilties. Working Paper, 2003. P. 45-47.
7. Perceived barriers to employment among individuals living with HIV/AIDS / R.A. Brooks [et al.] // AIDS Care. 2010. № 16. P. 756-766.
8. Employment issues as related by individuals living with HIV or AIDS / M.K. Glenn [et al.] // J Rehabil. 2003. P. 30-36.
9. Discrimination towards disabled people seeking employment Social Science & Medicine October 1992. Vol. 35. Iss. 8. P. 951-958. Jean-François Ravaud Béatrice Madiot Isabelle Ville Constructing a positive identity as a disabled worker through social comparison: The role of stigma and disability characteristics Journal of Vocational Behavior 24 December 2020Volume 125 (Cover date: March 2021) Article 103528 Sarah Richard Sophie Hennekam.
10. Дьякова М.А. Разработка программ по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью в системе высшего образования / М.А. Дьякова // Ученые заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 1. С. 80-87.
11. Тукарев П.Ю. Проблемы обеспечения занятости выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях экономической нестабильности / П.Ю. Тукарев // Человек. Общество. Инклюзия. 2022. № S1 (49). С. 45-48.
12. Старобина Е.М. Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью / Е.М. Старобина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2022. № 2. С. 436-447.
13. Кавокин С.Н. Глобальный кризис и положение инвалидов в современной России / С.Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. 2009. № 7-9.
14. Холостова Е.И. Социальная реабилитация : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Дашков и К, 2006. 340 с.
15. Малева Т.М. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Т. Малеева, С. Васин, О. Голодец, С. Бесфамильная // Бюро экономического анализа. М. : РОССПЭН, 1999. 368 с.
16. Motivation for work among non-working disabled people in Norway in a life course perspective Alter-January. 2014. Vol. 8. Iss. 1. P. 40-52.
Education Review 05 December. 2018. Vol. 68 (Cover date: February 2019) P. 68-88.
5. Maroto M. Disability, structural inequality, and work: The influence of occupational segregation on earnings for people with different disabilities / M. Maroto, D. Pettinicchio // Research in Social Stratification and MobilityDecember. 2014. Vol. 38. P. 76-92.
6. Reilly O. The Right to Decent Work of Persons With Disabilties. Working Paper, 2003. P. 45-47.
7. Perceived barriers to employment among individuals living with HIV/AIDS / R.A. Brooks [et al.] // AIDS Care. 2010. № 16. P. 756-766.
8. Employment issues as related by individuals living with HIV or AIDS / M.K. Glenn [et al.] // J Rehabil. 2003. P. 30-36.
9. Discrimination towards disabled people seeking employment Social Science & Medicine October 1992. Vol. 35. Iss. 8. P. 951-958. Jean-François Ravaud Béatrice Madiot Isabelle Ville Constructing a positive identity as a disabled worker through social comparison: The role of stigma and disability characteristics Journal of Vocational Behavior 24 December 2020Volume 125 (Cover date: March 2021) Article 103528 Sarah Richard Sophie Hennekam.
10. Dyakova M.A. Development of programs to promote employment and postgraduate support of graduates with disabilities in the higher education system / M.A. Dyakova // Scientific notes of TOGU. 2020. Vol. 11. № 1. P. 80-87.
11. Tukarev P.Yu. Problems of ensuring employment of university graduates with disabilities and disabilities in conditions of economic instability / P.Yu. Tu-karev // Man. Society. Inclusion. 2022. № S1 (49). P. 45-48.
12. Starobina E.M. Problems of employment of graduates of professional educational organizations with disabilities / E.M. Starobina // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2022. № 2. P. 436-447.
13. Kavokin S.N. Global crisis and the situation of disabled people in modern Russia / S.N. Kavokin // Standard of living of the population of the regions of Russia. 2009. № 7-9.
14. Kholostova E.I. Social rehabilitation: studies. manual. 4th ed. M. : Dashkov and K, 2006. 340 p.
15. Maleva T.M. Disabled people in Russia: causes and dynamics of disability, contradictions, and prospects of social policy / T. Maleeva, S. Vasin, O. Go-lodets, S. Besfamilnaya // Bureau of Economic Analysis. M. : ROSSPEN, 1999. 368 p.
16. Motivation for work among non-working disabled people in Norway in a life course perspective Alter-January. 2014. Vol. 8. Iss. 1. P. 40-52.
17. Бабич Е.Г. Социально-психологические технологии содействия трудоустройству студентов с инвалидностью, обучающихся в вузе / Е.Г. Бабич // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20. № 2(159). С. 37-44.
18. Buhler C. Basic theoretical concepts of humanistic psychology / C. Buhler // American Psychologist. 1971. Vol. 26. № 4. P. 378-386.
19. Кон И.С. Социология личности. М. : Издательство политической литературы, 1967. 384 с.
20. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М. : Мысль, 1975; Титма М.Х. Социальное расслоение возрастной когорты: Выпускники 80-х в постсоветском пространстве / М.Х. Титма, Ж.Т. Голенкова. М. : ИС РАН, 1997. 278 с.; Титма М.Х. Молодое поколение / М.Х. Титма, Э.А. Саар. М. : Мысль, 1986.
21. Деточенко Л.С. Переходы к зрелости молодых людей с инвалидностью : монография / Л.С. Деточенко; Южный федеральный университет. Ростов-н/Д.; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. 222 с.
17. Babich E.G. Socio-psychological technologies for facilitating the employment of students with disabili-t ies studying at the university / E.G. Babich // Scientific notes of the Russian State Social University. 2021. Vol. 20. № 2(159). P. 37-44.
18. Buhler C. Basic theoretical concepts of humanistic psychology / C. Buhler // American Psychologist. 1971. Vol. 26. № 4. P. 378-386.
19. Kon I.S. Sociology of personality. M. : Publishing House of Political Literature, 1967. 384 p.
20. Titma M.H. The choice of profession as a social problem (based on the materials of specific studies in the SSR). M. : Mysl, 1975; Titma M.H. Social stratification of the age cohort: Graduates of the 80s in the post-Soviet space / M.H. Titma, J.T. Golenkova. M. : IS RAS, 1997. 278 p.; Titma M.H. The younger generation / M.H. Titma, E.A. Saar. M. : Mysl, 1986.
21. Detochenko L.S. Transitions to maturity of young people with disabilities : monograph // L.S. Detochenko; Southern Federal University. Rostov-on/D.; Taganrog : Southern Federal University Press, 2022. 222 p.