Научная статья на тему 'Трудовая деятельность за пенсионным порогом: нужен эксперимент!'

Трудовая деятельность за пенсионным порогом: нужен эксперимент! Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА ЖИЗНИ / МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА / ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / ТРУД В ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / AGE RESTRICTIONS / LIFE INFRASTRUCTURE / EXPERIMENT TECHNIQUE / TRAINING OF ELDERLY PEOPLE / WORK AT A RETIREMENT AGE / LIFE EXPECTANCY / PROFESSIONAL AGING / PSYCHOPHYSICAL POSSIBILITIES OF ELDERLY PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляев Юрий Александрович

Сегодня все элементы инфраструктуры жизни ориентированы на создание условий для полноценной жизни только одного поколения, тогда как требование на это уже предъявляют, по меньшей мере, два поколения. Созидательный, гуманный выход из положения создание новой инфраструктуры жизни для многих поколений одновременно, для равноправного участия граждан всех возрастов в трудовой и иной деятельности, общественной и политической жизни без каких-либо проявлений возрастной дискриминации. Первым шагом в создании новой инфраструктуры является экспериментальное исследование возможностей пожилых людей, их способности к полноценному обновлению знаний и продолжительной трудовой деятельности. Рассматриваются основные вопросы методики эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor activity behind a pension threshold: the experiment is necessary

Today all elements of life infrastructure are focused on creation of conditions for high-grade life of only one generation. But the requirement of it is shown already by, at least, two generations. A humane way out creation of new life infrastructure for many generations at the same time, for participation of citizens of all age equal in rights in labor and other activity, public and political life without any manifestations of age discrimination. The first step in creation of new infrastructure is the pilot study of possibilities of elderly people, their abilities to high-grade updating of knowledge and long labor activity. Еhe main questions of experiment technique are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Трудовая деятельность за пенсионным порогом: нужен эксперимент!»

УДК 369.51 Ю. А. Беляев

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА ПЕНСИОННЫМ ПОРОГОМ: НУЖЕН ЭКСПЕРИМЕНТ!

Сегодня все элементы инфраструктуры жизни ориентированы на создание условий для полноценной жизни только одного поколения, тогда как требование на это уже предъявляют, по меньшей мере, два поколения. Созидательный, гуманный выход из положения -создание новой инфраструктуры жизни для многих поколений одновременно, для равноправного участия граждан всех возрастов в трудовой и иной деятельности, общественной и политической жизни без каких-либо проявлений возрастной дискриминации. Первым шагом в создании новой инфраструктуры является экспериментальное исследование возможностей пожилых людей, их способности к полноценному обновлению знаний и продолжительной трудовой деятельности. Рассматриваются основные вопросы методики эксперимента.

Ключевые слова: возрастные ограничения, инфраструктура жизни, методика эксперимента, обучение пожилых людей, труд в пенсионном возрасте, продолжительность жизни, профессиональное старение, психофизические возможности пожилых людей.

Итак, для практического решения задачи массового вовлечения пенсионеров в продолжение эффективной и продолжительной трудовой деятельности необходимо проведение хотя бы минимально необходимого комплекса научных исследований, из которого первоочередным является эксперимент «Исследование возможности и экономической целесообразности переобучения физически здоровых специалистов с высшим образованием и их долговременного участия в общественном производстве».

Этот эксперимент является основополагающим этапом всей совокупности необходимых ис-

следований. Только в случае его успешного проведения оправданными окажутся и другие направления работы.

Для проведения эксперимента необходимы, прежде всего, заинтересованное отношение государства к решению задачи продолжения трудовой деятельности в пенсионном возрасте, принятие ответственных политических решений, бюджетное финансирование эксперимента и тщательная подготовка к его проведению. В частности, при подготовке к проведению эксперимента необходимо учесть ряд моментов.

Обучение в высшем учебном заведении является напряженным, сложным этапом в жизни человека в любом возрасте, даже в молодости, когда студент полон сил, энергии, желаний, уверенности в себе, интереса к новым знаниям, к карьерному росту и т.д. Этот возраст, в отличие от пенсионного, ещё не омрачён ошибками и неудачами, крушением надежд и планов, материальными потерями, болезнями и другими реалиями взрослой жизни, сокращающими жизненные ресурсы человека, возможности его интеллектуального, культурного, профессионального совершенствования.

Можно только предположить, что избыток сил и энергии одних в определённой степени компенсируется жизненным опытом других (лучшей организацией личной работы, развитыми навыками обучения, умением экономно расходовать силы и т.д.). Но это предположение требует экспериментальной проверки, анализа данных, обоснования выводов и обобщений. В связи с этим постоянное обследование здоровья участников эксперимента, происходящих в его ходе изменений их психофизического состояния, исследование причин этих изменений, факторов, влияющих на результативность учебного и трудового процесса людей в пенсионном возрасте, и т.д. - всё это должно быть одной из важнейших составных частей данного эксперимента.

Объективная оценка результатов эксперимента будет практически невозможна, если перед членами экспериментальной группы студентов (ЭГС) в процессе эксперимента в ходе получения второго высшего образования будет поставлена задача

- обновление знаний по прежней специальности. Результаты исследования в этом случае будут в значительной степени зависеть не только от возрастных факторов, определяющих возможность и эффективность учебной и трудовой деятельности за пенсионным порогом, но и от ряда других факторов, влияние которых в данном исследовании должно быть элиминировано.

Так, например, на результаты исследования в той или иной мере могут влиять: место и время получения первого высшего образования, каче-

■ Беляев Ю. А.

■ ■ ■ ■______________________________________

ство обучения в конкретном высшем учебном заведении (как известно, оно разное в разных вузах, даже по одной и той же специальности), длительность работы по специальности, полученной в вузе, целый ряд характеристик конкретного места работы, характер прежней деятельности (исследования, техническая работа, организация), потребности и возможности обновления профессиональных знаний в процессе трудовой деятельности до эксперимента и т.д.

Необходимость изучения совокупности дополнительных факторов (кроме возрастных) усложняет Эксперимент, требует дополнительных материальных, трудовых, временных затрат. Кроме того, в этом случае возникает необходимость в предварительном тестировании кандидатов в состав ЭГС, в оценке исходного уровня подготовки, в отборе кандидатов с равными исходными данными. А это - новые дополнительные затраты, которые тем не менее не гарантируют получение объективных оценок и оптимальный отбор кандидатов.

Однако перечисленные трудности исчезают, если перед участниками ЭГС ставится задача - освоить новую специальность, максимально удалённую от прежнего профессионального опыта и первого высшего образования. В этом случае факторы, связанные с предшествующими образованием и профессиональной деятельностью, влияния на результаты исследования практически не окажут.

Члены ЭГС - не только студенты, но и полноправные участники эксперимента наравне с группой научного сопровождения (ГНС), включающей представителей разных научных направлений. Обе группы исследователей должны работать совместно, обмениваться информацией и идеями на одном профессиональном языке. В аналогичной ситуации находятся, например, создатели и испытатели новой авиационной техники. И совсем неслучайно последние - не только мастера пилотирования летательных аппаратов, но и инженеры, способные общаться с конструкторами, технологами, другими специалистами на одном профессиональном языке, понимать друг друга, давать профессионально грамотные оценки и рекомендации.

С целью обеспечения в предлагаемом эксперименте такой же возможности полноценного участия экспериментальной группы студентов в исследовательской части работы члены ЭГС должны обучаться по специальности — биология с включением в учебную программу необходимых курсов по психологии, основам медицинских знаний, социологии, основам методологии познания и т.д.

Учебная программа для ЭГС может и должна корректироваться в ходе всей учебной части исследования. Но в целях сокращения времени на подготовку начать эксперимент можно, воспользовавшись одной из действующих программ по биологии. В ходе эксперимента совместными усилиями двух исследовательских групп (ЭГС и ГНС) будет осуществляться корректировка программы, чтобы извлечь из эксперимента максимум полезных результатов, необходимых для практического решения задачи организации массового участия пенсионеров в трудовом процессе.

Максимально удалёнными от экспериментальной специальности на основе биологии будут, прежде всего, инженеры, экономисты, юристы, редакторы и т.д., имеющие соответствующие вузовские дипломы и длительный стаж работы по специальности, во всяком случае, не менее 10 лет.

Для того чтобы гарантировать полноценное проведение и успешное завершение исследования, нужен тщательный отбор кандидатов не только по возрастным, психофизическим и профессиональным признакам. Необходимо отобрать людей, прежде всего, умеющих добиваться поставленных целей, целеустремлённых, состоявшихся, добившихся определённого положения и материального благополучия, готовых ради науки пожертвовать положением и «устроенностью в жизни».

Только в этом случае можно будет гарантировать, что никто из членов ЭГС без форс-мажорных обстоятельств не выйдет из эксперимента до его окончания, приложит все силы, знания, умения, опыт для получения максимальных результатов, не превратит реальное исследование в имитацию с целью извлечения личной выгоды.

Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что проведение эксперимента не может быть встречено в обществе всеми однозначно одобрительно. Нельзя исключать возможность формирования в определённых социальных группах мнения о том, что последствия эксперимента могут представлять опасность для тех или иных групповых интересов, например, скрытое повышение пенсионного возраста - для одних, сокращение финансирования определённых научных исследований - для других, обострение конкуренции на рынке труда - для третьих и т.д. (неважно, обоснованы такие опасения или нет).

Немаловажную роль сыграют в формировании негативной реакции и утвердившиеся в обществе представления о том, в каком возрасте человеку, образно говоря, прилично «сидеть за партой», а в каком - это может вызвать сомнения в психической полноценности пожилого студента. Даже ради более интересной работы или более высокой должности и зарплаты мало кто из работающих

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №1(5) 2012

пенсионеров решится на серьёзный процесс обновления своих знаний. Нужна активная позиция государства, чтобы нормой стало иное отношение.

По этой, в частности, причине, а также в связи с необходимостью бюджетного финансирования эксперимента предлагаемое исследование по Программе в целом и проведение эксперимента, в частности, нуждаются в серьёзной политической поддержке, которая, по нашему мнению, должна выразиться в непосредственном политическом руководстве проведением исследований со стороны Правительства Российской Федерации.

Не менее важно при формировании научного руководства проведением работы исключить конфликт интересов. Потенциальный научный руководитель должен быть заинтересован в успехе эксперимента с позиций всех проводимых им исследований. По нашему мнению, конфликта интересов легче избежать, если к руководству экспериментом привлечь одного из известных учёных, возглавляющих исследования в области биотехнологий и создания биопрепаратов продления жизни. Проводимая такими учёными работа уже сегодня вынуждает их задумываться над вопросом, во имя чего они стараются продлить людям жизнь.

Учёт фактора конфликта интересов при выборе научного руководителя эксперимента, как представляется, будет служить серьёзной гарантией успешного проведения эксперимента, объективной оценки его результатов, формирования научно обоснованных рекомендаций.

Следует отметить, что предлагаемый эксперимент никогда и нигде не проводился: не было общественной потребности и, соответственно, научного интереса. Сегодня есть и то, и другое, но пока нет возможностей и необходимых условий.

Между тем ничего необычного в изложенном предложении нет. Выбор объекта экспериментального исследования в достаточной степени обоснован выше. Что касается метода исследований, то, как уже отмечалось, в социологии, по крайней мере в теории, он хорошо известен как «полевое исследование». А в статистике, откуда социология и другие науки заимствуют такие инструменты исследований, этот метод носит название «непосредственное наблюдение». В данном случае -непосредственное наблюдение за объектом исследований в ходе эксперимента - в специально созданных условиях. Эксперименты в изучении общественных процессов и явлений также хорошо известны. Иногда их называют «пилотными проектами», но суть дела от этого не меняется.

Цели эксперимента

Целями предлагаемого эксперимента «Исследование возможности и экономической целе-

сообразности переобучения физически здоровых специалистов с высшим образованием и их долговременного участия в общественном производстве» являются:

1. Исследование в реальных условиях возможности, целесообразности и эффективности получения людьми пенсионного возраста (участниками эксперимента) второго высшего образования, экономической целесообразности их переобучения и продолжения их трудовой деятельности.

2. Получение надёжных экспериментальных данных о психофизическом состоянии участников эксперимента в процессе обучения (трудовой деятельности), изменении их состояния под влиянием различных факторов, включая факторы, активизирующие неиспользованные резервы человеческого организма.

3. Получение впервые экспериментальных данных об эффективности и результативности учебного процесса лиц пенсионного возраста и эффективности их трудовой деятельности при исключении фактора профессиональной неполноценности (в результате качественного обновления знаний - второго вузовского образования), о влиянии на динамику результативности учёбы и труда различных факторов; в более широком плане - получение экспериментальных данных о психофизических и иных возможностях людей пенсионного возраста, живущих в XXI веке.

Ожидаемые результаты

1. Впервые экспериментальным путём будут получены объективные данные, доказывающие возможность и экономическую целесообразность массового переобучения специалистов пенсионного и предпенсионного возраста и эффективной трудовой деятельности после прохождения качественного вузовского переобучения; выявлены необходимые условия для обеспечения возможности и экономической целесообразности переобучения и продолжения трудовой деятельности указанных лиц.

2. Новая объективная научная информация о пожилых людях, на основе которой будут вноситься коррективы в кадровую, образовательную, здравоохранительную, пенсионную, бюджетноналоговую и иную политику государства, в планы социально-экономического развития страны, трудовое и гражданское законодательство, в социальные установки и общественные представления.

3. Аналитические материалы о ходе эксперимента, рекомендации и предложения по массовому вовлечению всех желающих физически здоровых людей пенсионного возраста в процесс переобучения по востребованным на рынке труда специальностям и продолжения полноценной тру-

20

■ Беляев Ю. А.

■ ■ ■ ■_______________________________________

довой деятельности, в том числе на предоставляемых государством рабочих местах по распределению.

Организация эксперимента

Организация эксперимента включает следующие основные моменты:

1. Для проведения эксперимента формируется группа студентов из числа физически здоровых лиц пенсионного возраста с первым высшим образованием и достаточно длительным опытом работы по специальности. Участники этой группы проходят вузовское обучение по новой для них специальности, максимально удалённой от их профессионального опыта и первого высшего образования.

Состав экспериментальной группы студентов (ЭГС) - 8-20 человек в зависимости от наличия других задач, возлагаемых на экспериментальную группу, и объёмов финансирования.

При отборе кандидатов в экспериментальную группу соблюдаются условия, обеспечивающие:

- доведение эксперимента до успешного конца без досрочного отсева из состава ЭГС;

- получение объективных данных по всем связанным с экспериментом вопросам;

- исключение возможности подмены целей эксперимента и изменения содержания работы.

Помимо участия в учебном процессе, члены ЭГС выполняют специальные экспериментальные задания: проходят обследования, проводят мониторинг собственного состояния и результативности учебного (рабочего - на следующей стадии эксперимента) процесса, участвуют в обработке и анализе информации, обсуждении результатов, корректировке учебного плана и плана факультативных мероприятий (научных, учебных, спортивных, культурных и т.д.), формировании документации о результатах работы и т.п.

2. Перед участниками ЭГС ставятся, как минимум, две основные задачи:

- «учебная» - пройти учебный курс по полной программе на дневной форме обучения и успешно защитить дипломные работы в установленный программой эксперимента срок;

- «рабочая» - эффективно проработать установленный экспериментальный срок на определённом программой эксперимента рабочем месте.

3. В целях повышения достоверности экспериментальных данных и усиления доказательной стороны результатов программой эксперимента период «учебной» части эксперимента ограничивается сроком 3,5 года. Период «рабочей» части эксперимента устанавливается в 5 лет (не менее).

4. Для обеспечения максимальной эффективности проведения исследования и в целях

получения максимального объёма экспериментальной информации экспериментальная учебная программа для ЭГС основывается на учебной программе по биологической специальности, дополненной необходимыми курсами по психологии, основам медицинских знаний, социологии и т.д. Учебная программа корректируется в ходе всего эксперимента.

5. С учётом экспериментальной учебной программы участники ЭГС отбираются по совокупности определённых критериев из числа пенсионеров с техническим, экономическим или иным удалённым от биологии образованием. В целях экономии времени и финансовых ресурсов участники экспериментальной группы зачисляются в отдельную учебную группу и занимаются по специальному учебному графику.

6. Для проведения эксперимента также формируется Группа научного сопровождения (ГНС), включающая представителей биологии, медицины, психологии, социологии и др. необходимых специалистов. Состав ГНС может изменяться в ходе эксперимента в отличие от ЭГС, состав которой должен быть постоянным. Обе исследовательские группы включается в состав экспериментальной лаборатории, специально создаваемой в структуре одного из федеральных ведомств или научных центров на период проведения эксперимента.

7. Условия эксперимента, права, обязанности и ответственность участников эксперимента, условия работы и т.п. фиксируются в трудовых договорах.

8. Подготовка к проведению эксперимента включает решение ряда организационных вопросов, в том числе:

- принятие решения о проведении эксперимента и источниках его финансирования (зарплата участников эксперимента, выделение дополнительных бюджетных мест на дневной форме обучения вуза, выбранного в качестве экспериментальной базы, другие расходы);

- определение порядка отбора участников эксперимента и заключения трудовых договоров с ними;

- автоматическое зачисление выбранных участников эксперимента на первый курс дневной формы обучения вуза - экспериментальной базы при заключении трудовых договоров с ними.

Руководство проведением эксперимента

Руководство проведением эксперимента, учитывая государственную важность задачи массового и на добровольной основе привлечения людей пенсионного возраста к эффективной трудовой деятельности, с одной стороны, и необходимостью

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №1(5) 2012

бюджетного финансирования, с другой, должно, как минимум, включать:

- политическое руководство - принятие решений о проведении эксперимента, финансировании, оценке результатов, освещении хода работы в СМИ и т.д.;

- научное руководство - принятие научных решений по возникающим в ходе проведения эксперимента вопросам, а также организация работы научных сотрудников (медиков, биологов, психологов, социологов и т.д.), обеспечивающих научное сопровождение эксперимента;

- оперативное руководство - принятие оперативных решений, связанных с выполнением ежедневных экспериментальных заданий каждым участником экспериментальной группы.

Сроки

В целях скорейшего получения результатов эксперимента, учитывая, что для проведения эксперимента в полном объёме (учебную и рабочую части) необходимо, как минимум, 8 лет, целесообразно начать проведение эксперимента в ближайшее время.

Итак, есть проблема неуклонного увеличения продолжительности жизни населения, связанная в том числе с постоянно растущими трудностями для пенсионной системы. Острота этой проблемы со временем будет только возрастать. Разрешить её одним реформированием пенсионной системы

и финансовой помощью из бюджета невозможно ни в России, ни в другой стране.

Решение проблемы лежит в иной плоскости -в создании новой инфраструктуры жизни для многих поколений одновременно, в создании новых систем: целей и ценностей, права и нравственности, бюджетных приоритетов и социальной защиты, здравоохранения, образования и т.д. Все элементы сегодняшней инфраструктуры жизни ориентированы на создание условий для полноценной жизни только одного поколения, тогда как требование на полноценные и равноправные условия жизни уже предъявляют, по меньшей мере, два поколения.

Трудности пенсионной системы - лишь одно из следствий происходящих демографических изменений и отстающей от них в своём развитии инфраструктуры жизни. Для того чтобы разрешить эту проблему разумным, созидательным образом, необходимо создание необходимых условий для массового вовлечения людей «пенсионного возраста» в продолжение эффективной трудовой деятельности и нормальной, равноправной с другими возрастными категориями человеческой жизни.

Наступает время принятия ответственных решений. И по тому, когда и какие решения будут приняты, вполне объективно можно будет судить об искренности призывов, серьёзности намерений и реальной направленности государственной социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.