■ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012
■ ■ ■
12
УДК 369.51 Ю. А. Беляев
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА ПЕНСИОННЫМ ПОРОГОМ:
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
В связи с увеличением продолжительности жизни возникла проблема сосуществования поколений. Сегодня все элементы инфраструктуры жизни ориентированы на создание условий для полноценной жизни только одного доминирующего поколения, следствием чего является возрастная дискриминация. Между тем требование на равноправное существование уже предъявляют, по меньшей мере, два поколения. Созидательный выход из положения - создание новой инфраструктуры жизни для многих поколений одновременно.
Ключевые слова: возрастные ограничения, инфраструктура жизни, «молодые старики», обновление знаний, пенсионная реформа, продолжительность жизни, профессиональное старение, психофизические возможности пожилых людей, труд в пенсионном возрасте.
Проблемой пожилых людей человечество озабочено уже многие десятилетия. Причину её возникновения ошибочно связывают с так называемым «постарением населения планеты», иначе говоря, с увеличением доли старших возрастов и уменьшением доли младших возрастов в демографической структуре. Однако эти структурные изменения - естественный результат улучшения условий человеческой жизни и, как следствие, увеличения её продолжительности.
Считается, что в древности люди в основной массе едва доживали до 20-22 лет. По мере улучшения условий жизни, прежде всего социальных, средняя продолжительность жизни постепенно увеличивалась. В XVIII в. она составляла около 30 лет, в XIX в. - порядка 36 лет, к началу XX в. достигла, по разным оценкам, 45-55 лет. В наши дни средняя продолжительность жизни оценивается примерно в 70-75 лет и продолжает расти, посте-
пенно приближаясь, по крайней мере, в развитых странах, к 80-90 годам.
Пределом человеческой жизни одни специалисты полагают 120-125 лет, другие считают, что это - всего лишь субъективное мнение, основанное на знаниях, почерпнутых в годы учебы из давно устаревших учебников, и наблюдениях за животными. На сегодняшний день нет никаких объективных данных, свидетельствующих о том, что природа установила какие-либо пределы человеческой жизни, преодолеть которые человек не сможет ни при каких обстоятельствах.
Руководствуясь именно этим, в разных странах, включая Россию, ведутся интенсивные исследования в области биотехнологии. Во многих государствах даже в условиях финансового кризиса продолжают затрачивать на эти работы значительные финансовые ресурсы в целях кардинального продления жизни человека. Практических результатов от биотехнологических исследований пока не наблюдается, но интерес у населения ко всему тому, что способствует увеличению продолжительности жизни (экология жилища и рабочего места, продуктов питания и одежды; здоровый образ жизни, повышение образовательного и культурного уровня и т.д.) они уже вызвали и таким образом способствовали укреплению тенденции дальнейшего увеличения продолжительности жизни, по крайней мере, наиболее активной части населения. А это значит, что процесс «старения населения» также будет неуклонно продолжаться и впредь. Статистика продолжительности жизни экономически развитых и социально благополучных стран свидетельствует именно об этом [1].
Было время, и не так давно, когда увеличение продолжительности жизни населения воспринималось с оптимизмом и рассматривалось как прогрессивное явление в развитии человечества. Возможно, потому, что науки о человеке в то время ещё не были в такой степени ангажированы политикой и коммерцией; возможно, в связи с отсутствием нынешних пенсионных проблем; наверняка потому, что численность населения планеты была значительно меньше, чем сегодня. Хотя и тогда было очевидно, что увеличение продолжительности жизни всегда сопровождается изменением возрастной структуры населения в пользу старших возрастов.
Причина превращения этого очевидного и давно известного факта в «проблему старения населения» на самом деле заключается в другом -устарело представление о средней длительности человеческой жизни, которое не просто сложилось много лет назад, а, что гораздо важнее, сегодня законодательно закреплено в нормативных документах, составляющих правовую основу
инфраструктуры жизни современного человека. Именно эта правовая основа и инфраструктура жизни в целом устанавливают основной массе граждан те временные рамки, которые определяют: когда они обязаны ходить в школу, проходить военную службу, уходить на пенсию; когда они могут избирать и избираться, поступать на дневное отделение вуза и аспирантуры; когда они могут занимать те или иные должности, заниматься теми или иными видами деятельности, считаться дееспособными, равноправными, полноценными гражданами в своей собственной стране.
Функционирующая сегодня в разных странах инфраструктура жизни складывалась в эпоху индустриализации, когда, несмотря на всё возрастающее применение внешней энергии (воды, ветра, тепла, электричества), широко использовался тяжёлый физический труд основной массы работающих, интенсивно поглощавший их жизненные ресурсы и сокращавший срок их жизни. В этот период, очевидно, и формируется представление
о человеческих возможностях и неизбежном существовании в каждый момент времени одного-единственного доминирующего поколения - возрастной группы, представители которой в соответствии с законами той или иной страны обладали дееспособностью во всех случаях и в полной мере.
И хотя за прошедшее время в мире произошли огромные технологические, экономические, политические, демографические и прочие изменения, представление о возможности существования только одного-единственного доминирующего поколения сохранилось до наших дней, как нечто незыблемое, неизменное до скончания веков. Сегодня это - представители «трудоспособного возраста», ограниченного сверху пенсионным порогом (в Российской Федерации - 60/55 лет, в других странах - близко к этому).
Считается, что люди других возрастов либо ещё, либо уже нуждаются в опеке, не могут считаться дееспособными во всех случаях и в полной мере, наравне с представителями доминирующего поколения, а, следовательно, могут и должны быть ограничены в своих правах, действиях, свободе принятия решений, даже в отношении своего собственного имущества и своего собственного здоровья1.
На практике для тех, кто уже вышел за установленные законом рамки трудоспособного возраста,
1 На эту проблему уже давно обратили внимание драматурги: Г. Г ауптман - «Перед заходом солнца» (Before a Sunset, 1932); В. Дельмар - «А дальше - тишина» (Make Way for Tomorrow, 1937); Д. Кобурн - «Игра в джин» (The Gin Gаmе, 1977); Дж. Патрик - «Странная миссис Сэвидж» (The Curious Savage, 1950); и др.
это означает: увольнение откуда-либо - в первую очередь, обеспечение чем-либо - в последнюю; постоянную готовность быть заменённым одним представителем доминирующего поколения или впасть в зависимость от другого; куда-то не допускаться, чего-то быть лишёнными и т.д.
Между тем процесс улучшения условий и, соответственно, увеличения продолжительности жизни не останавливается. Жизнь становится дольше, её отдельные периоды постепенно раздвигают свои границы. Больше времени, например, занимает сегодня реальный процесс подготовки к взрослой жизни и будущей трудовой деятельности: дети начинают ходить в школу во всё более раннем возрасте, учебный процесс становится всё более насыщенным, число учебных лет неуклонно растёт2 [2]. В процессе получения образования человек только учится. Но за длительной подготовкой к профессии не обязательно следует длительный трудовой период, может последовать и новый учебный цикл, например, с целью получения дополнительного образования или перемены профессии по самым разнообразным причинам, например, в связи с изменениями в состоянии здоровья, в семейных обстоятельствах, на рынке труда и т.д.
Реальный трудоспособный период у физически здоровых людей также становится всё продолжительнее, а настоящая физиологическая (не хронологическая) старость продолжает отступать. Всё более значительной становится в демографической структуре доля людей, хотя и выведенных за нормативно-законодательные рамки трудоспособного возраста, но сохранивших прекрасное здоровье и желающих продолжить полноценную жизнь во всех её аспектах и дальше. Однако чем дальше, тем больше препятствий возникает на пути реализации этих желаний по чисто возрастным причинам.
Между тем, ещё в прошлом столетии в странах Западной Европы заметное увеличение средней продолжительности жизни привело к появлению так называемых «молодых стариков» (людей, переступивших официальную границу между зрелостью и старостью - 65 лет), которых ни внешне, ни по состоянию здоровья или каким-либо иным критериям нельзя отнести к числу стариков в устоявшемся понимании этого слова [3]. В XXI веке тем более настало время существенно изменить привычный взгляд на людей старшего возраста (прежде всего - 60-80 лет), как на синоним слабости, беспомощности, юридической недееспособности.
2 В США в период с 1878 по 1956 г. продолжительность массового учебного процесса выросла на 35%.
14
■ Беляев Ю. А.
■ ■ ■ ■______________________________________
Пока же повсеместная практика на рынке труда такова - предпочтение отдаётся более молодым кандидатам на должности, даже заведомо уступающим пожилым претендентам по чисто профессиональным качествам. Часто только молодые люди могут рассчитывать на интересную работу, соответствующую уровню профессиональной квалификации должность, хороший оклад, перспективу роста, которой, как убеждены представители доминирующего поколения, у пожилых работников быть не должно.
Положение поколений, и не только на рынке труда, очень сильно различается, а проблема полноценной, равноправной с другими возрастными группами жизни старших возрастов остается одной из главных нерешенных проблем. Дискриминация по возрасту в России сегодня особенно заметна. Возникла проблема сосуществования поколений, и она уже требует своего решения.
Создание достойных условий для жизни пенсионеров - лишь часть этой проблемы. Главное же в том, чтобы пожилые люди при достижении установленного действующим законодательством пенсионного возраста имели право выбора между добровольным выходом на пенсию и продолжением нормальной жизни в равных с другими поколениями условиях. Однако сегодня все элементы инфраструктуры жизни ориентированы на создание условий для полноценной жизни только одного доминирующего поколения («трудоспособного возраста»), тогда как требование на это уже предъявляют, по меньшей мере, два поколения.
Для мирного сосуществования многих поколений одновременно, для равноправного участия граждан всех возрастов в трудовой деятельности, общественной и политической жизни без каких-либо проявлений возрастной дискриминации необходимо создание новой инфраструктуры жизни, предполагающей:
- новые подходы к формированию общественно-политических, социально-экономиче-
ских, организационно-трудовых отношений, закреплённых в законодательстве;
- новые приоритеты в стратегии развития страны, в бюджетных расходах, кадровой политике, организации здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения;
- новые принципы формирования возрастных ограничений, резервирования ресурсов, охраны прав разных возрастных групп населения, введения иных мер исключения возрастной дискриминации;
- формирование в обществе новых нравственных норм и ценностей, новых установок и представлений.
Создание новой инфраструктуры жизни -единственно возможный созидательный, гуман-
ный выход из нынешнего положения. Отсутствие такой инфраструктуры создаёт проблемы как для государства (увеличение нагрузки на пенсионные системы, дефицит квалифицированных кадров и т.д.), так и для граждан, весь прирост продолжительности жизни которых приходится сегодня на пенсионный период.
В нынешних условиях - инфраструктуры жизни для одного доминирующего поколения - люди пенсионного возраста, независимо от их психофизического, интеллектуального, эмоционального состояния, творческих способностей и т.д., автоматически в основной массе превращаются в граждан второго сорта, в неполноценную часть населения, ущемлённую в своих гражданских правах, подвергающуюся возрастной дискриминации, лишённую возможностей реализации внутреннего потенциала. Изменение этого положения, к чему уже 20 лет призывает ООН [4], в интересах любого государства и его граждан всех поколений.
Для России решение этой проблемы имеет особое значение. По прогнозам Росстата, с 2008 по 2025 г. естественная убыль населения России превысит 11 млн. человек; лиц трудоспособного возраста будет на 14 млн. человек меньше, пенсионеров - на 5 млн. больше. Уже в 2012 г. число людей пенсионного возраста превысит 31 млн. человек. В 2025 г. общая нагрузка на 1000 лиц рабочего возраста достигнет 820-880 иждивенцев, при этом вклад пожилых будет составлять 55-60 %. Доля лиц в возрасте 60 лет и старше между 1960 и 2006 г. увеличилась в стране с 9 % до 17 %, а в 2025 г. доля этой возрастной группы достигнет 23 % [5].
Проводимая Правительством политика повышения рождаемости в стране, с одной стороны, и продолжающееся, хотя и мало заметными темпами, увеличение продолжительности жизни в пенсионном возрасте, с другой, неизбежно продолжают тенденцию к возрастанию социальной нагрузки на уменьшающееся работающее население. Дальнейшее снижение коэффициента замещения, исчисляемого как отношение средней трудовой пенсии к средней заработной плате, становится долгосрочной проблемой российской пенсионной системы. Сохранение существующего ныне порядка в неизменном виде ведет к снижению коэффициента замещения, с 25% в 2007 до 16-18% в 2020 г. В то же время в развитых странах коэффициенты замещения не опускаются ниже 40 %, а к 2045 г. планируется приблизить их к 70 % [6]. В России к этому сроку коэффициент замещения вряд ли удастся поднять даже до 40 % без принятия каких-либо кардинальных мер.
Неслучайно, ещё до появления первых симптомов надвигающегося мирового финансового
кризиса отмечались ожидания кризиса пенсионной системы в России к 2020 г. В связи с этим и отечественные специалисты, и зарубежные авто-
3 ^
ритеты3 настойчиво высказывали мысль о целесообразности продолжения старшим поколением трудовой деятельности как можно дольше. Но как это осуществить на практике?
Наиболее привлекательная по своей простоте, и потому наиболее часто эксплуатируемая, идея -повышение (открытое или завуалированное) пенсионной планки с нынешних 60/55 (для мужчин/ женщин) лет до 65-70 лет (и для мужчин, и для женщин). Чем выше возраст выхода на пенсию, тем меньше претендентов до неё доживёт. В идеале пенсионный порог можно поднять на такую высоту, до которой сумеют дожить лишь ничтожные доли процента трудоспособного населения. Тогда социальные обязательства государства станут чистой воды профанацией, а Пенсионный фонд РФ превратится в мечту любой страховой организации - взносы будут собираться в принудительном, законом установленном порядке, а платить пенсии будет некому. И не надо совершенствовать организацию, экономить на содержании управленческого аппарата, искать эффективные пути вложения пенсионных средств, принимать другие трудные решения.
По оценке Росстата, ожидаемая продолжительность жизни в 2008 г. составила у мужчин до 61,7 лет, у женщин - до 74,2 лет [7]. Увеличение пенсионного порога даже до 65 лет превратит в фикцию гарантированное статьёй 39 Конституции РФ право «на социальное обеспечение по возрасту» для большей части мужчин и значительной доли женщин - они просто не доживут до того момента, когда этим правом смогут воспользоваться. Даже нынешнюю пенсионную планку, как известно, преодолевают далеко не все представители трудящегося населения.
Следует также иметь в виду, что в нашей стране пока ещё в основном эксплуатируется потенциал, созданный в СССР, с устаревшими технологиями, организацией и условиями труда, о чём в очередной раз напомнил Президент страны в очередном ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ [8]. Остаётся еще немало видов деятельности, где от работников требуются существенно большие психофизические затраты на каждый заработанный рубль, и где жизненные ресурсы человека растрачиваются намного быстрее. чем, скажем, у офисных работников. Не случайно, действующим пенсионным законодательством для работающих в тяжелых, вредных и опасных для здоровья и жизни условиях предусмотрено право
3 Например, вице-президент Всемирного банка Д. Ляйпцигер (Российская бизнес-газета. 15.07.2008 г.).
досрочного выхода на пенсию. Постановления Правительства страны № 10 от 26 января 1991 г. [9] и № 781 от 29 октября 2002 г. [10] включают сотни позиций: производств, работ, учреждений, должностей, профессий, специальностей во всех отраслях экономики и сферах деятельности, от горных работ и атомной энергетики до образования, здравоохранения и социального обеспечения. Порядка 20 % выходящих на пенсию пользуются этим правом. Не устранив причины, порождающие возникновение этого права, неправомерно и безнравственно даже ставить вопрос о его отмене.
В сегодняшних условиях повышение пенсионного порога возможно только как добровольное индивидуальное решение самого пенсионера, заинтересованного в продолжении полноценной, эффективной трудовой деятельности. И такой интерес у пенсионеров есть [11], но не всегда есть возможности этот интерес удовлетворить. Нельзя же серьёзно считать успешным решением задачи, поставленной Президентом Российской Федерации ещё в 2007 г., распространённую сегодня практику использования бывших врачей и учителей, научных работников и инженеров в качестве вахтёров, уборщиц, подсобных рабочих и другим столь же эффективным для страны и привлекательным для пенсионеров способом.
Одним из важных элементов новой инфраструктуры является организация реального и эффективного обновления быстро устаревающих знаний, позволяющая преодолеть последствия профессионального старения, которое пожилыми людьми нередко воспринимается как признак биологической старости. Реальное качественное обновление знаний позволяет существенно продлить период полноценной и эффективной трудовой деятельности пожилых людей.
В советское время в стране, как известно, десятки лет действовала государственная ведомственная система повышения квалификации ориентированная на краткосрочные курсы практической направленности. С самого начала она в основном носила формальный характер и решать проблему кардинального обновления знаний оказалась неспособной. Тем более не способны на это остатки системы, давно приватизированные бывшими директорами институтов и курсов повышения квалификации и превращённые в коммерческие предприятия, естественно, с целью извлечения прибыли, а отнюдь не с целью разрешения волнующих государство проблем.
Единственная реальная возможность качественно освоить новые знания по прежней специальности или получить новую специальность вместо устаревшей, не востребованной на рынке труда, - пройти повторное обучение в государствен-
16
■ Беляев Ю. А.
■ ■ ■ ■_____________________________________
ном вузе, где ещё сохраняются преподавательские кадры, совершенствуются методики обучения и учебные материалы, существует контроль знаний студентов, качества преподавания и эффективности расходования бюджетных средств. Необходимость этого уже отмечалась на страницах журнала ранее.
Процесс увеличения продолжительности жизни людей продолжается. Поэтому создание новой инфраструктуры более продолжительной жизни людей, мирного сосуществования всех возрастов и поколений неизбежно, и в отдельной стране, и на планете в целом. Иного, по крайней мере созидательного и гуманного, пути нет.
Литература
1. Сафарова Г. Л. Демографические аспекты старения населения России // Отечественные записки - 2005. - № 3.
2. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999.
3. Бахметова Г. Ш. Современные проблемы старения населения в европейских странах // Демографические и социально-экономические аспекты старения населения. - М.: Диалог МГУ, 1999. - Кн. 1.
4. Принципы ООН в отношении пожилых людей. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 г.
5. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года. Статистический бюллетень. - М., Росстат, 2008.
6. Дмитриев М. И. и др. Можно ли повысить пенсии до 40% заработной платы? // Экономическая политика. - 2008. - № 3
7. Демографическая ситуация в Российской Федерации в 2008 г. Статистический бюллетень. -М., Росстат, 2009.
8. Парламентская газета. - 2009. - 13-19
окт.
9. Постановление Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (в ред. постановлений Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 г. № 591, от 23.07.1991 г. № 497; постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 г. № 517).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (в ред. постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. № 449).
11. Социологическая информация // Пожилые в России: современная ситуация. http://cspi.org.ru/ г^/оЫ1/Йт