Научная статья на тему 'ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ'

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1467
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козаченко О.В.

Трудоустройство инвалидов является одной из самых острых и актуальных социальных проблем. На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В статье рассматривается обзор литературы по проблеме трудоустройства инвалидов. Показано, что проблема очень актуальная, так как число инвалидов во всем мире растет и составляет на сегодня порядка 1 млрд чел. Инвалиды являются значимой группой населения, способной приносить экономический эффект обществу через свою полезную работу. Однако на этом пути встречаются очень серьезные барьеры, среди которых низкий профессиональный статус инвалидов, отсутствие внешних экономических стимулов и дискриминация со стороны работодателей и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

О.В. Козаченко

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Трудоустройство инвалидов является одной из самых острых и актуальных социальных проблем. На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В статье рассматривается обзор литературы по проблеме трудоустройства инвалидов. Показано, что проблема очень актуальная, так как число инвалидов во всем мире растет и составляет на сегодня порядка 1 млрд чел. Инвалиды являются значимой группой населения, способной приносить экономический эффект обществу через свою полезную работу. Однако на этом пути встречаются очень серьезные барьеры, среди которых низкий профессиональный статус инвалидов, отсутствие внешних экономических стимулов и дискриминация со стороны работодателей и пр.

Ключевые слова: инвалиды, трудоустройство инвалидов, проблемы трудоустройства, образование, социализация инвалидов.

В настоящее время инвалидность становится одной из важных составляющих человеческого существования, которая появляется или с рождения (инвалиды с детства) или в течение жизни (например, при травмах или заболеваниях). Во всех странах мира более 1 млрд чел. живут с какой-либо группой инвалидности. От 110 до 190 млн. чел. имеют сложную форму инвалидности [14]. На данный момент количество человек, имеющих инвалидность, постоянно растет. Одними из важных причин инвалидности являются старение населения и рост числа хронических заболеваний.

Трудоустройству инвалидов уделяется серьезное внимание в законодательных и нормативных актах разных уровней.

Среди достаточно большого числа нормативных правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство граждан в Российской Федерации (в том числе инвалидов), определяющее и важнейшее значение имеет Конституция Российской Федерации, где статья 37 гласит: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду» [1] Здесь мы имеем, ввиду также инвалидов. Но, к сожалению, как это часто бывает, основные права и свободы граждан, декларированные в Конституции нашей страны, не в полной мере отражены в реальности. Этому препятствует целый ряд экономических и культурных причин.

Следовательно, по мнению ряда экспертов, «понятие» инвалид «противоречит Конституции, поскольку каждый человек имеет право на труд» [10, С. 52-53].

Следующий по эффективности закон - Федеральный. Статья первая федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (являющаяся документом, специально регулирующим положение данной категории населения, в том числе их права в силу своего статуса) определяет понятие инвалида следующим образом: «инвалид-это лицо, имеющее расстройство здоровья со стойким нарушением функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектов, приводящими к инвалидизации».

В зависимости от степени нарушения функций организма и инвалидности лицам, признанным инвалидами, присваивается соответствующая степень инвалидности (I, II, III или «ребенок-инвалид»).

Признание человека инвалидом осуществляется специальным органом-федеральным учреждением медико-социальной экспертизы [6]. Государственные органы должны содействовать занятости инвалидов, в том числе путем поощрения создания специальных рабочих мест для их трудоустройства. Как видим, вышеупомянутый Федеральный закон тоже не лишен декларативных элементов, рассчитанных скорее на определенный желаемый результат в будущем.

Трудоустройство инвалидов регулируется статьей 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ним лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются гарантии занятости федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем осуществления следующих специальных мер, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда [10]:

1) установление в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, квоты на прием на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

© Козаченко О.В., 2021.

2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирование предприятий, учреждений и организаций к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий труда инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

5) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Для организаций, имеющих более 100 работников, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота на прием на работу инвалидов в процентах от средней численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Эта мера, безусловно, должна облегчить инвалидам поиск работы. Но в то же время законодатель не обращает внимания на возможность использования дополнительных методов стимулирования работодателей к найму инвалидов: значительных налоговых льгот, материального стимулирования и поддержки организаций, которые трудоустраивают большое количество инвалидов, и др. [4, ст.21].

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением рабочих мест для тех инвалидов, которые получили трудовую травму или профессиональное заболевание. За счет средств федерального бюджета создаются специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении служебных обязанностей на военной службе или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов. Специальные рабочие места для людей, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет работодателей, которые наносят вред [15].

Инвалиды, занятые в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечиваются необходимыми условиями труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Помимо указанных положений закона, существует ряд других нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 [3], Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 07.11.2006.» О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [5], Типовые правила обеспечения равных возможностей инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[8], Европейская социальная хартия (статьи 9 и 15 предусматривают создание инвалидам условий труда, адекватных их возможностям и равным правам при приеме на работу со здоровыми людьми) (несмотря на то, что Россия подписала эту хартию, в частности она еще не вступила в силу в нашей стране) и др.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 340-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры «Доступная среда» предусматривает финансирование средства федерального бюджета - 2 691,2 тыс. рублей и средства бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - 1 271 021,5 тыс. рублей для организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [7].

Но очень важно, что такая большая сумма денег успешно расходуется и приносит реальную помощь людям с ограниченными возможностями, а не является, как это часто бывает в нашей стране, в основном просто разворованной чиновниками, ответственными за их использование.

Если задачи, поставленные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно к 2025 году планируется, увеличить количество занятых среди инвалидов до 51 с лишним процента [17]. Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительных работников. Однако, учитывая все вышесказанное, следует отметить, что отечественная правоприменительная практика далека от того, что установлено законом, и установленные им гарантии не всегда соблюдаются.

К недостаткам современного законодательства можно отнести то, что государственные социальные выплаты (пенсии и компенсации за отмененные пособия) ставятся в зависимость от такого критерия инвалидности, как группа ограничений по трудоспособности. Этим шагом государство отняло право управлять своим трудом у большого количества инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие «инвалид».

Проблемы занятости инвалидов носят комплексный характер. Проблема трудоустройства инвалидов заключается в том, что на рынке труда отсутствуют подходящие рабочие места, для реализации трудовых функций инвалидами, которые не в состоянии соперничать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности и не нуждающимися по медицинским показаниям в сокращении рабочего дня и других трудовых льготах. При таких критериях многие работодатели, у которых имеется возможность принять на работу инвалидов, но не хватает финансовых средств на оснащение рабочих мест. Таким работодателям требуются дополнительные инвестиции.

Кроме того, необходимо изменить саму психологию наших сограждан. Важно, чтобы они рассматривали людей с ограниченными возможностями как равных в своих правах, а не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда уважительного отношения людей к инвалидам в обществе. Это, в свою очередь, окажет непосредственное влияние на то, что случаи дискриминации инвалидов, в том числе в сфере занятости, значительно сократятся и проблема утратит свою нынешнюю остроту. Российскому государству необходима последовательная социальная политика в отношении инвалидов, которая должна основываться на единых принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Это также ставит проблему демократии в целом, поскольку «только общество, основанное на конкуренции и сотрудничестве свободных людей, может быть эффективным и конкурентоспособным» [16].

Еще одной значимой проблемой является увольнение лиц с ограниченными возможностями. Причины увольнений различны: сложности с передвижением до работы и обратно, проблема адаптации в коллективе, ухудшение состояния здоровья и др. Но основная причина заключается в низком уровне зарплаты на оборудованных для инвалидов местах. Таким образом, работодатель пытается экономить, т. е. компенсировать свои затраты низкой зарплатой инвалида. Однако с уходом работника пропадает и оборудованное место, так как оно было приспособлено к какому-то одному виду ограничений. При увольнении инвалида с такого рабочего места практически исключается возможность подбора претендента на это место. В этом случае, в соответствии с договором, работодатель некоторое время сохраняет пустующее рабочее место, а затем его ликвидирует [12].

Получается, что все затраты были напрасными. Вот к чему приводит такая «экономия».

Правительство не только не разрабатывает программы занятости, но и урезает те небольшие гарантии для инвалидов, которые были доступны раньше. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждено положение, которое полностью исключит малый бизнес из сферы действия норм квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность работников которых не превышает 35 человек [2] и квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность которых превышает 100).

Основные проблемы по трудоустройству инвалидов можно представить следующим образом:

1.Разработка и принятие стимулирующих мер для работодателей к росту трудоустройства инвалидов (гибкая шкала налоговых льгот и пр.).

2.Разработка и принятие региональных законов и целевых программ, регулирующих работу органов власти по трудоустройству инвалидов.

3.Совершенствование системы квот и резервирования рабочих мест, включающей создание специальных рабочих мест для инвалидов.

4.Развитие социального предпринимательства, направленного на широкое вовлечение инвалидов в трудовую деятельность как в виде наемных работников, так и в виде предпринимателей.

5.Расширение видов программ обучения и повышения квалификации инвалидов с учетом потребностей регионального и местного рынка труда.

Проблемы трудоустройства инвалидов решаемы. Рассмотрим основные задачи которые должны быть решены по данным проблемам:

1.Сделать оценку возможности приносить пользу обществу различных категорий инвалидов с учетом получения реального экономического эффекта.

2.Изменить существующий механизм контроля квотирования и резервирования рабочих мест для инвалидов с учетом широких возможностей работодателей по созданию специальных рабочих мест при соответствующей системе стимулирования.

3.Направить интеллектуальный потенциал самих инвалидов на разработку инновационных решений проблемы их трудоустройства с выявлением и устранением коренных причин проблемы.

4.Оценить возможные препятствия на пути трудоустройства инвалидов (средовые барьеры, законодательство и пр.) и разработать мероприятия по их устранению. Создать возможности частичной занятости и гибкого графика работы для инвалидов.

5.Разработать целостную стратегию по широкому вовлечению инвалидов в экономическую жизнь страны, в т.ч. через развитие социального предпринимательства и т.п.

Таким образом, рассмотренные пути по улучшению трудовой деятельности людей с ограниченной дееспособностью приведут к расширению занятости инвалидов, что будет способствовать повышению материального положения самих людей с ОВЗ, росту их социального статуса, и в свою очередь к улучшению психологического климата в семье.

Библиографический список

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

3.Федеральный закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

4.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020)

5.Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 07.11.2006." О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"https://zdravnadzor.admhmao.ru/upload/iЫock/809/Zakon-KHMA0-_-YUgry-ot-07.11.2006-N-115_oz-_red.-ot-27.02.2020_.pdf

6.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 26.11.2020) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/e7d1b1c95631a4f7980fDb6fa5da9a3fff55c742/

7.Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 18 октября 2019 г. N 379-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 340-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Доступная среда" https://base.garant.ru/72883584/

8.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) https://docs.cntd.ru/document/1901913

9.Новиков М. Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика: Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. - М.: РООИ "Перспектива", 2008. - 142 с.

10.Новиков М. Присецкая Н. Открытое письмо участников конференции "трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. - М, 2004.

11.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд, стереотипное -М., 1996.

12.Филина Ф.В., Тимохин Д.В. Институциональные и экономические условия развития инклюзивной модели обучения и трудоустройства лиц с ОВЗ в России: отношения история и современность // Труд и социальные. — 2018. — №6. — с. 123-135.

13.Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 240 с

14.10 фактов об инвалидности [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/features/factfiles/disability/ru/

15.Агапов А.Б. Постатейный комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях. https://www.studmed.ru/view/agapov-ab-postateynyy-kommentariy-k-kodeksu-rf-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah_b93f49689fc.html?page=100

16.Григорьев М. Демократия и конкуренция http://viperson.ru/articles/maksim-grigoriev-demokratiya-i-konkurentsiya

17.Форум "Сильные идеи для нового времени" https://tass.ru/obschestvo/9996491

КОЗАЧЕНКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, АНО ВО «Гуманитарный университет», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.