ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ИСТИНЕ (к 80-летию ученого-философа, профессора Энвера Зиатдиновича Феизова)
На южной окраине Чувашской Республики есть большое татарско-мишарское село Шыгырданы. 30 апреля 1928 г. в семье Зиатдина Феизовича Феизова и Сахиба апы родился сын. Назвали его Энвером. Энвер рос здоровым, жизнерадостным мальчиком. Отец, работавший секретарем сельсовета (потом председателем Шыгырдановского райисполкома), еще в четырехлетнем возрасте приобщил мальчика к чтению и письму. Энвер до прихода в первый класс прочитал всю детскую литературу на татарском языке, имеющуюся в сельской избе-читальне. В 1936 г. он поступил в первый класс и окончил сельскую семилетку в 1943 г. В 14 лет Энверу пришлось трудиться и плугарем, и сеяльщиком. Осенью он поступил учиться в Батыревское педагогическое училище. Училище окончил с отличием и поступил на педагогический факультет в Казанский пединститут, который готовил преподавателей педагогики, психологии и логики для педтехникумов и педучилищ. Вот что об Энвере Феизове писал Геннадий Никандрович Волков: «Он не был отличником учебы, был самым известным студентом на факультете. Отличали его от других самостоятельность мышления, непривычные суждения. Он был смелым мыслителем. Он скептически относился к некоторым крупным историческим личностям, характеризовал их весьма стереотипно. Он имел по любому вопросу свое мнение. Мнение его всегда основывалось на глубоком знании философии и психологии» («Ученые», Чебоксары, 2005. С. 331). По окончании института его направили в Арское педучилище (Республика Татарстан) преподавателем психологии и логики. Работать там ему пришлось всего четыре месяца. Чкаловский райвоенкомат (Шыгырданы были переименованы в село Чкаловское и стали райцентром) потребовал, чтобы Энвер Феизов прибыл в его распоряжение для прохождения призывной комиссии. Призыв не состоялся, и Э. Феизов начал в родной школе вести уроки истории и географии.
1952 год был переломным для Энвера Зиатдиновича: его пригласили на работу в Чувашский государственный пединститут. Здесь он прошел все этапы преподавательской деятельности: работал ассистентом, преподавателем, старшим преподавателем. Вот как описывает данный период жизни Геннадий Никандрович Волков: «Отношения наши перешли в преданно-дружеские начиная с 1952 г., когда мы оба стали преподавателями Чувашского педагогического института... мы были удивительно близки по духу. У обоих за плечами прекрасная казанская научно-педагогическая школа». («Ученые», Чебоксары, 2005. С. 338).
В эти годы он читал лекции, вел практические занятия по психологии, логике и диалектическому материализму, писал кандидатскую диссертацию. Тема ее - «Материалистическое понимание обратного воздействия психического на соматическое». Диссертацию блестяще защитил в Казани. Более семи лет заведовал кафедрой философии в пединституте, в совокупности около 15 лет был доцентом Чувашского государственного университета и Чебоксарского филиала Московского кооперативного института. В 1993 г. он вновь в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова. В том году, 23 июня, в центре философской науки - на спецсовете философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - состоялась защита докторской диссертации «Психофизическая проблема» Э.З. Феизова. Оппонентами были заместитель директора Института высшей нервной деятельности, доктор медицинских наук Р.И. Кругликов, специалист по философским вопросам физики профессор И.Б. Баженов,
известный своими трудами по философским вопросам естествознания профессор Н.В. Слуцкий. Решение о присвоении ученой степени доктора наук было принято единогласно. Перед началом и после защиты диссертации выступил председатель совета академик С.Т. Мелюхин. Он дал высокую оценку диссертации.
Область научных интересов Энвера Зиатдиновича Феизова - крупнейшего в России специалиста по теории познания и философии естествознания доктора философских наук - философская теория психической причинности, мозг и сознание, теория познания. В трудах Феизова развивается информационная концепция психической активности, в проблеме «мозг - сознание» исследуется связь идеального и материального с привлечением методологии теории относительности и квантовой физики.
Итогом кропотливой работы ученого явилась его монография «Мозг, психика и физика», в которой автор предпринимает решение одной из основных мировых загадок - взаимоотношение идеального и материального, души и тела. При раскрытии этой проблемы им использованы достижения современной физики (квантовой механики, теории относительности) для обоснования природы нефизических (духовных) явлений.
Высокую оценку монографии дал член корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор МГУ С.Т. Мелюхин: «В монографии Э.З. Феизова «Мозг, психика и физика» автору удалось преодолеть пережитки декартовской демаркации сознания и материи в диалектическом материализме и дать убедительное и непротиворечивое монистическое решение проблемы, известной в истории философии как проблема взаимосвязей двух реальностей: духовного и телесного, идеального и материального. Для этой цели он использовал методологии, выработанные в течение всей истории развития теории относительности и квантовой механики.
Автор в монографии «Мозг, психика и физика» представил не имеющее аналога в мировой философской литературе решение проблемы духа и тела».
А вот что думает по этому поводу доктор медицинских наук, профессор Г.М. Воронцова: «Книга Э.З. Феизова освещает философскую проблему, пограничную с медициной. Автор показывает, каким образом последние достижения наук о мозге (нейрофизиологии, биофизики и биохимии) требуют кардинально нового философского решения проблемы.
Одним из достоинств книги является широкое использование достижений естествознания, особенно медицинской практики.
Зародившееся недавно соматическое направление в медицине получило в монографии Э.З. Феизова достаточно обстоятельное и полное теоретическое обоснование. Информационная природа причинности смело перебрасывает мост между такими взаимоисключающими явлениями, как духовное и телесное».
Один из важнейших трудов Энвера Зиатдиновича «Философский анализ психофизической проблемы» затрагивает фундаментальные проблемы философского знания: философское учение о материи и философское учение о сознании. В ХХ в. дискуссии о природе идеального велись в различных аспектах, но большинство мыслителей оказались на стороне «космизма», анализа психики, теории познания, социальной философии, философской практики. В нашей стране с позиций синтеза философского и психологического дискурсов только Э.З. Феизов продолжает изучать данный вопрос и развивать его в своих трудах. Он пришел к выводу, что решение психофизической проблемы происходит на основе материалистического монизма. Известно, что материя и сознание в рамках основного вопроса
и сознание в рамках основного вопроса философии представляют собой абсолютные противоположности. Поиск единства и целостности мира, разделенного на две взаимоотрицающие реальности, происходит на основе теории отражения. В ней демаркация духа и природы начинается с момента разделения философами отражаемого и отражения в масштабах материального и идеального, телесного и духовного. При углублении в вопрос о духовной жизни сознание (психика) определятся как результат деятельной эволюции живых систем. Оно выступает и как продукт активности головного мозга человека.
Энвер Феизов при исследовании физиологической и психической активности головного мозга человека выводит природу нефизических параметров психики в поведении элементарных частиц. По его мнению, характерная для нашего мышления утрата строгой причинно-следственной связи хорошо согласуется с квантовым поведением частиц и волн.
Как известно, материальным носителем идеального является человеческий мозг. В нем происходят сложнейшие структурные изменения и биохимические, энергетические превращения. Его исходные структуры - молекулярные и нейронные сети. Мозг человека осуществляет непсихическое хранение информации. Внешний мир возникает в виде образов в мозгу человека, что приводит к упорядоченным изменениям молекулярных и нейронных структур. Одновременно образ раскрывает режим работы сознания, выступающий, с одной стороны, как феномен идеального, а с другой - включающий субстрат отражения. Данность психического образа, его актуализация в визуализации являются материальным процессом проецирования информационной структуры на «экран» самонаблюдения. По мнению Э.З. Феизова, переход от молекулярносинтетической формы хранения образа в психическое осуществляется при помощи волновых, электрофизиологических процессов. Так происходит «скачок» от материи к сознанию в мозгу человека. Известно, что идеальное есть продукт деятельности субъекта, который пользуется образом для решения стоящих перед ним задач, но ученый актуализировал проблему до уровня отсутствия в нем физических ограничений. Этим доказывается, что феномен идеального лишен субстратности, не сам по себе, а лишь как эффект сличения образа и оригинала.
Э.З. Феизов тщательно исследовал два аспекта отражения как фундаментального свойства материи: отношение отражения к объекту отражения и отношение отражения к субстрату отражения. В отражении им выделена упорядоченность. Она связана с переносом упорядоченности от одного объекта к другому. В окружающем мире она выступает в виде качественной определенности материальных объектов и в виде содержания отражения, конфигурации следа, оставшегося после прекращения действий стимула. Обосновывается положение о том, что репрезентация является отраженной упорядоченностью.
Основные идеи книги «Философский анализ психофизической проблемы» стали ценным достоянием фундаментальных разделов философского знания.
Энвера Зиатдиновича интересует проблема преподавания философии. Он ищет ответы на вопросы: каким образом преподнести философские абстракции, чтобы студенты составили о них конкретные представления, чтобы сама философия отвечала принципу реализма; что необходимо предпринять, чтобы полученные студентами и аспирантами знания прибрели статус логики и методологии мышления. Одно из средств достижения этой цели, по его мнение, исполь-
зование наглядности, визуальных средств. На основе собственного иллюстративного материала он издал в 2005 г. учебное пособие «Законы природы. Закон всемирного тяготения (Концепции современного естествознания)» в издательстве Чувашского государственного университета. Автор сделал все возможное, чтобы изложение было доступным для изучающих философские дисциплины впервые. Для этого он перевел термины и абстракции на простой философский язык. В работе широко представлены достижения современной физики, теории относительности и психологии. Ряд страниц и иллюстраций посвящен разоблачению мистики и паранауки. Сейчас преподаватели дисциплины «Концепции современного естествознания» пользуются книгой в качестве наглядного пособия.
Отличительная черта книги - удачное сочетание популярности изложения с высоким научным уровнем. Излагая сложные вопросы мироздания и его устройства, автор не упрощает проблему, а находит свой особый стиль и метод изложения через экспликации, иллюстрации, предоставляя читателю самому заполнить недостающие элементы для осмысления. На примере законов природы рассматриваются философская проблема сущности закона, его категориальное значение. Универсальность закона тяготения позволяет автору раскрыть особенности законов объективного мира, их достоверность и доказательность.
Энвер Зиатдинович в течение 15 лет заведует кафедрой философии и методологии науки Чувашского государственного университета. Он является председателем диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Под его руководством 64 аспиранта и соискателя стали кандидатами философских наук. В качестве научного консультанта им подготовлено 10 докторов-философов. Он автор сотен статей, в том числе 30 брошюр и монографий. Заслуги Э.З. Феизова в научно-педагогической деятельности отмечены присвоением почетных званий «Заслуженный работник высшей школы Чувашской АССР», «Отличник народного просвещения РСФСР».
Научно-педагогическая деятельность Э. Феизова многогранна и богата. За цикл научных работ, посвященных квантово-релятивистской концепции сознания, Национальная Академия наук и искусств Чувашской Республики в 2001 г. присудила ему премию имени Н.Я. Бичурина. За заслуги в науке и подготовке научных кадров он стал лауреатом Премии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Э. Феизов также был удостоен премии Поволжской ассоциации государственных университетов.
Он очень коммуникабелен, доброжелателен и отзывчив.
Энвер Зиатдинович Феизов, несомненно, является талантливым философом. Свои идеи он распространяет в многогранной научно-педагогической деятельности, по его мнению, задача современного ученого-философа состоит в выработке такой стратегии мышления, которая позволяет ему избавиться от предвзятости, субъективизма и найти в научном познании достоверную истину.
В. Федотов,
доктор философских наук, профессор
Г. Уткин,
член союза журналистов Российской Федерации