Научная статья на тему 'Трудности воспитания детей с ограниченными возможностями'

Трудности воспитания детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями / педагог-психолог / учитель-дефектолог / гиперактивные дети / коррекционные учреждения

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Раиса Сергеевна, Узбекова Альфия Шамильевна

С увеличением числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях, встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т. к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений, именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Раиса Сергеевна, Узбекова Альфия Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности воспитания детей с ограниченными возможностями»

6. Овчаренков Э. А. Воспитательный аспект в процессе обучения студентов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 1 (19). С. 83-85.

7. Погодина Т. В., Булганина С. В. Коллективная творческая деятельность: Патриотический мультимедийный Изопроект «День Победы» // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

8. Погодина Т. В. Использование активных технологий в коллективной творческой деятельности / В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 174-176.

9. Савина Т. Г. Развивающий потенциал образовательной среды // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

10. Синева Н. Л.Развитие технического творчества учащихся начального профессионального образования методами теории решения изобретательских задач: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижний Новгород, 2006.

11. Уткин Л. П. О создании системы непрерывного образования // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.

12. Шевченко С. М., Лебедева Т. Е. Повышение качества подготовки специалиста // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 12. С. 30-31.

Трудности воспитания детей с ограниченными возможностями Тарасова Р. С.1, Узбекова А. Ш.2

Тарасова Раиса Сергеевна / Tarasova Raisa Sergeevna - социальный педагог;

2 Узбекова Альфия Шамильевна / Uzbekova Alfiya Shamilevna - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 20 «Дельфин», г. Саяногорск, Республика Хакасия

Аннотация: с увеличением числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях, встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т. к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений, именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, педагог-психолог, учитель-дефектолог, гиперактивные дети, коррекционные учреждения.

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В 1980-1990-е гг. в России принимаются международные документы: Декларация прав ребёнка,

Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.) и создаются законодательные документы: Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании», Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение. В связи с созданием нормативной базы меняется статус

197

ребёнка с отклонениями в развитии здоровья, и появляются новые возможности решения их проблем [2, 1].

За последние годы увеличилось число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, влияет на психологический климат в семье. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Между супругами и другими членами семьи могут возникнуть конфликтные отношения. Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своем горе. Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться сохранить прежний уклад семьи, дружеские отношения с близкими и друзьями. Ни в коем случае родителям не следует стесняться своего ребенка и отгораживаться от окружающей жизни. Воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям нужно помнить, что их полное отречение ради малыша не полезно малышу, а в большинстве случаях и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения. Появление больного ребенка в семье обычно видоизменяет взаимоотношения супругов: иногда способствует ее укреплению, чаще же ведет к распаду семьи.

С увеличением числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях, встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей, т. к. в связи с недостаточным количеством специальных (коррекционных) учреждений, именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь своему ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» стороны, мамы и папы могут совместно с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, воспитателем определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы. При оказании социально-психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо повышать адаптационные возможности семьи и каждого ее члена, привлекая, насколько это возможно, внешние ресурсы, а главное — активизируя внутренние ресурсы семьи. При этом необходимо помнить, что разрешение семейных проблем — это, прежде всего, выбор ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет

положительных результатов [2, 7].

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребёнка, личность которого ещё только формируется. Для него семья - это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояние здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребёнке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Советы родителям:

1. Когда вашему ребенку трудно обслуживать себя, вы, естественно, стремитесь все сделать за него сами. Если вы постоянно делаете все за него, то ребенок никогда не научится делать что-то самостоятельно. Наберитесь терпения, не браните его и не делайте за него что-то сами. Будьте терпеливы и не раздражайтесь.

198

2. Некоторые малыши беспрестанно двигаются. Одни дети ни на минуту не могут успокоиться, пока не уснут. Другие же и спят беспокойно. Гиперактивные и плохо управляющие своим телом дети не способны сосредоточиться на одном предмете из-за того, что их тело не принимает оптимальную для взаимодействия с данным предметом позу.

3. Некоторые дети чувствуют себя неуютно, когда рядом с ним нет мамы. Ребенок, став чересчур зависимым от матери, не сможет без нее засыпать или же будет просыпаться, как только она выйдет из комнаты. Если ребенок не отпускает вас, когда вы собираетесь уйти, и не позволяет никому ухаживать за собой, а если вы все-таки уходите, он долго нервничает и капризничает, то это вовсе не означает, что вам нельзя оставлять его. Напротив, это может означать, что вам надо почаще это делать. Очень важно, чтобы вы и малыш научились на некоторое время обходиться друг без друга.

4. Иногда ребенок с недостатками в развитии стремится командовать родителями.

5. Есть вещи, которые малыш делает с целью обратить на себя внимание родителей. Он может сильно кричать или капризничать. Он может начинать капризничать, как только мама отходит от него. Он может все время что-то ронять, чтобы мать поднимала упавшие предметы. Он может отказываться есть. Если вы уверены, что ребенок находится в безопасности и ни в чем серьезном не нуждается, то не следует бежать к нему всякий раз, как он начинает кричать.

6. Иногда дети с недостатками в развитии привыкают спать только в постели своих родителей. Спать в одной постели со своими родителями любят почти все дети. Нередко родители беспокоятся о том, что с ребенком что-то случится ночью, а они не уследят, поэтому для собственного спокойствия они кладут ребенка спать вместе с собой. В большинстве случаев полезнее для вас и ребенка спать раздельно [1, 4-6].

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья - это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же семья может стать причиной формирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях. Именно в семье ребёнок усваивает те или иные навыки поведения, представление о себе и других, о мире в целом. Правильное отношение членов семьи к болезни ребёнка, к его проблемам и трудностям это залог успеха к его лечению и воспитанию.

Литература

1. Роль семьи в коррекционно-образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; сост. А. А. Коваленко. - Томск, 2012. - 40 с.

2. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.