Научная статья на тему 'Трудности вхождения в педагогическую профессию в условиях модернизации образования: материалы социологического исследования'

Трудности вхождения в педагогическую профессию в условиях модернизации образования: материалы социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / A "MODEL" OF A MODERN TEACHER / EFFECTIVE MANAGEMENT / "BUTTERFLY EFFECT" / PROMOTION IN SOCIAL NETWORKS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / "МОДЕЛЬ" СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / "ЭФФЕКТ БАБОЧКИ" / ПРОДВИЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Евгеньевна

Модернизация педагогического образования рассматривается через призму двух ипостасей современного педагога: как объекта модернизации, характеристики которого должны быть приведены в соответствие с требованиями современной школы, и как ее субъекта, от которого зависит скорость протекания процессов трансформации в сфере образования. На основе результатов прикладного социологического исследования и материалов учительского форума раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров, трудности их вхождения в профессию, освоения новых социальных ролей, актуализируется задача продвижения позитивного имиджа педагога в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFICULTIES OF MASTERING THE TEACHING PROFESSION UNDER THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION: MATERIALS OF SOCOILOGICAL RESEARCH

The article is dedicated to modernization of pedagogical education as viewed through the prism of the analysis of the two images of a modern teacher: as an object of modernization, the characteristics of which should be brought in line with the requirements of the modern school, and as a subject affecting the speed of transformation processes in education. Studying the results of applied social research and the Teachers’ Forum materials we identified the problems of teachers’ training, the difficulty of mastering the profession, taking new social roles; the attention is paid to the role of social networks in the formation and replication of ideas about the modern teacher and the teaching profession, the possibility of “butterfly effect”, as a by-product of negative sentiment among teachers with a negative experience in their profession that can create serious obstacles on the way of modernization of pedagogical education; promoting a positive image of the teacher in social networks becomes actual.

Текст научной работы на тему «Трудности вхождения в педагогическую профессию в условиях модернизации образования: материалы социологического исследования»

УДК 37.08

Г. Е. Боброва

ТРУДНОСТИ ВХОЖДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Модернизация педагогического образования рассматривается через призму двух ипостасей современного педагога: как объекта модернизации, характеристики которого должны быть приведены в соответствие с требованиями современной школы, и как ее субъекта, от которого зависит скорость протекания процессов трансформации в сфере образования. На основе результатов прикладного социологического исследования и материалов учительского форума раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров, трудности их вхождения в профессию, освоения новых социальных ролей, актуализируется задача продвижения позитивного имиджа педагога в социальных сетях.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, «модель» современного учителя, эффективный менеджмент, «эффект бабочки», продвижение в социальных сетях.

Прежде чем говорить о модернизации педагогического образования, определимся с термином «модернизация», который обычно трактуется как усовершенствование, обновление, изменение соответственно современным требованиям. Однако если обратиться к трудам западных исследователей, внесших значительный вклад в теорию модернизации общества, например Ш. Эйзенштадта, то обнаружим, что под модернизацией он понимал не просто процесс усовершенствования общества, а еще и его всеохватывающий характер [1, с. 261]. Применительно к педагогическому образованию это означает, что в орбиту изменений должны быть включены как все составляющие института педагогического образования, начиная с отбора абитуриентов, системы содержания и технологии подготовки педагогов и др., так и политика в области образования, которая не может быть сведена исключительно к оптимизации количества педагогических вузов, поскольку от этой политики зависит и оплата труда учителей, и престиж профессии, и содержательное наполнение труда педагога, и удержание его в профессии.

Среди многих составляющих модернизации педагогического образования особое место занимает педагог, который в процессе изменений должен выступить в двух своих ипостасях. С одной стороны, как объект модернизации, основные профессиональные характеристики которого, собственно, и должны быть усовершенствованы, приведены в соответствие с запросами современной школы, с другой - как субъект модернизации, от которого в значительной степени зависит ее успех.

В статье рассматривается фигура педагога с точки зрения обеих указанных его сущностей. Что касается первой из них, то «модель» современного учителя, требования к его квалификации изложены в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, введение которых рассматривается как одна из

основных причин модернизации педагогического образования, не успевающего за потребностями современной школы. Проблема несоответствия профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов запросам общеобразовательных организаций достаточно хорошо изучена, в том числе и силами самих педагогических высших учебных заведений, пытающихся выявить наиболее «уязвимые места» в этом процессе и совершенствовать систему подготовки будущих учителей. В качестве примера такого исследования можно привести опрос директоров школ г. Новокузнецка, проведенный Кузбасской государственной педагогической академией (ныне НФИ КемГУ) в тесном сотрудничестве с Комитетом образования и науки города в октябре 2013 г. Объектом изучения было мнение директорского корпуса образовательных организаций о выпускниках КузГПА. Характеристика и результаты исследования с разной степенью детализации проанализированы в ряде статей [2, 3], поэтому остановимся на ключевых моментах оценки выпускников КузГПА директорами новокузнецких школ.

Одним из центральных блоков вопросов в анкете был тот, который касался соответствия профессионально-личностных характеристик молодых педагогов, получивших диплом Кузбасской государственной педагогической академии, требованиям современной школы. Отзывы директорского корпуса оказались, как и ожидалось, амбивалентными: с одной стороны, от 90 до 69 % респондентов оценили на 4 или 5 баллов (использовалась пятибалльная шкала) подготовку молодых педагогов по следующим характеристикам: соблюдение норм и правил профессионального педагогического это-са в общении с учащимися, коллегами, родителями учеников (90 %); владение речевой культурой (85 %); обладание чувством ответственности за порученные дела (85 %); базовые теоретические знания по специальности (81 %); открытость новой

профессиональной информации (69 %); с другой стороны, перечень претензий к личностно значимым характеристикам выпускников оказался весьма значительным и включал умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности, в том числе проводить самоанализ уроков (69,5 %); владение формами и методами, позволяющими использовать деятельностный, развивающий подход к обучению и воспитанию (41 %); мотивацию и желание работать в школе (37,8 %); общепедагогическую и методическую подготовку (31,8 %); способность выстраивать отношения с детьми на основе формирования у них интереса к учебно-познавательной деятельности, уважения их достоинства и прав (21,7 %) [2, с. 110]. Таким образом, наиболее «уязвимым местом» в подготовке педагогов оказалась методика преподавания, что не может не вызывать тревогу, особенно если учесть, что в основу современного образования положен деятельностный подход к обучению как проблемно-развивающему, базовыми компонентами которого является способность формулировать проблему, определять адекватные для ее решения методы, взаимодействовать с другими в системе партнерских отношений, осуществлять самоконтроль, т. е. именно те характеристики, которые вызвали больше всего нареканий.

В списке претензий также значатся низкая мотивация и нежелание работать в школе, которые директора школ поставили на 3-е место среди недостаточно развитых профессиональных и лич-ностно значимых характеристик выпускников педагогической академии. В связи с этим прозвучали рекомендации от директорского корпуса - конструировать позитивный имидж педагога в общественном сознании студентов, вести пропаганду значимости педагогического труда среди выпускников. Однако это только одна сторона дела, не менее важна и другая, связанная с условиями труда учителей, его содержанием и вознаграждением, которая, по мнению директорского корпуса, объясняет отток молодых кадров из школы. Так, 65 % директоров среди основных причин такого исхода называют завышенные ожидания в оплате труда, 40 % - большой объем бумажной работы, 34 % -высокий уровень психологической напряженности [1, с. 109]. Среди причин последней директора школ указали и на то, что педагогические практики в том виде, в каком они реализуются, не позволяют получить необходимой подготовки к работе в школе. Приведем один из комментариев в анкетах: «В период практики студенты проводят по 2-3 урока в неделю в одном классе, а когда приходят работать в школу, увеличивается не только количество уроков, но и параллелей. В итоге -шок!». Подчеркнем, что ни один из респондентов

не указал в качестве причины ухода из школы молодых педагогов на «сложные отношения с руководством школы».

Итак, на примере конкретного социологического исследования мы очертили абрис требований директоров школ к выпускникам педагогических вузов. Понятно, что его выводы имеют в первую очередь значение для конкретного вуза, тем неменее оно позволяет увидеть и общие проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров.

Дополнительную лепту в понимание этих проблем может внести изучение представлений о своей профессии молодых педагогов, сложностей, с которыми они столкнулись в школе. Для получения такой информации обратились к учительскому форуму, на котором обмен мнениями ведется с мая 2009 г. Форум является составной частью одного из самых крупных женских порталов в России -woman.ru, ежемесячная аудитория которого составляет 17 091 000 [4]. Появление темы, касающейся педагогической профессии, неудивительно, поскольку это одна из самых массовых женских профессий, а такая особенность портала, как необязательная регистрация, дает возможность его пользователям высказываться анонимно. Подчеркнем, что исследование не является репрезентативным, поскольку основные участники форума - это, как правило, молодые педагоги с устойчивым негативным отношением к своей основной профессии, со стажем работы от нескольких месяцев до 5 лет, которые уже покинули школу и не собираются в нее возвращаться. Мнение успешных в педагогической профессии молодых учителей представлено крайне скромно, равно как и учителей со стажем более 15 лет. Тем не менее позиции участников форума, обсуждение учительской профессии «из первых рук», пусть и главным образом неуспешных ее представителей, а также гостей форума, дает возможность посмотреть на систему общего образования не с точки зрения соответствия учителей некоей «идеальной модели», заложенной в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога, а с точки зрения возможностей реальных людей, которые в этой системе работают, с точки зрения представителей иных профессий.

Всего было обработано 196 позиций участников форума, 56 % из них составляют негативные отзывы о школе, профессии учителя. При этом стаж работы респондентов, высказавшихся в этом ключе, колеблется от 4 дней до 5 лет. Обратим внимание на лексическую составляющую таких отзывов (сохраняется орфография и пунктуация оригинала):

во-первых, приведем основные лексические единицы, используемые для характеристики свое-

го опыта работы в школе: «ад», «кошмар», «дурдом», «каторга», «шок» и др.;

во-вторых, ники, которыми они пользуются: «абсолютное зло», «ненашедшая себя», «ушедшая из... обители зла», «усталость», «Дюдюка», «глупая», «Цап-Царап» и др.

Таким образом, уже один лексический ряд дает представление о весьма критическом настрое молодых педагогов. Посмотрим, что вызывает у них столь резко негативную реакцию (ответы расположены по убывающей, в зависимости от частоты их упоминания, сохранены орфография и пунктуация оригинала):

- прежде всего это поведение учеников и их родителей: невоспитанность и безнаказанность детей, акцент на свои права. Как написала одна из участниц форума: «. любимое выражение у учеников: «Вы не имеете права (много задавать, одергивать и т. д.) [5, 7 Гость 26.05.2009]». Перечень примеров на форуме порой безапелляционного и даже хамского отношения к учителям можно продолжить. Не менее сложно, по мнению молодых педагогов, выстраивать отношения с родителями, особенно если они помогают школе финансово, что предопределяет оценку, которую должен выставить учитель их отпрыску и др. [5, 3 Котя 26.05.2009].

Заметим, что к претензиям такого рода на форуме отношение амбивалентное. Одни разделяют их, в том числе и учителя со стажем: «Я в школе 18 лет. Сначала мне очень нравилось работать в школе, нравились дети. У меня, начинающего учителя, не было проблем даже со старшеклассниками. Сейчас же дети с каждым годом все хуже, все наглее. Нет, не все, конечно. Но положительных эмоций от работы все меньше, а сказать точнее, в последнее время их просто нет. Вроде бы, за все эти годы должна была закалиться морально, но нет, никак не могу привыкнуть к этой дикости, развязности и невоспитанности» [5, 126 Дюдюка 07.04.2013]. Но есть и ровно противоположное мнение, в том числе и молодых педагогов, в отношении учащихся: «... Может я живу в другом мире, но мне безумно нравится моя работа - учитель английского языка в гимназии с углубленным его изучением. И работаю я всего 2-й год. Да, родители, зачастую, не порядочно себя ведут. В этой работе нужно учиться и уметь руководить процессом и знать себе объективно цену, как педагог. Дипломатия! В первую очередь, любить детей. Уметь предвидеть, планировать день, а не нестись, вылупив глаза в неизвестном направлении, как принято в школах. И не позволять занижать себе самооценку» [5, 139 Анастасия 14.10.2013].

Понятно, что на основе данных высказываний нельзя сделать каких-то однозначных выводов, по-

скольку и школы, и учителя, и условия труда могут сильно различаться, может иметь место профессиональное выгорание для учителей с продолжительным стажем работы. Вместе с тем проблема, о которой пишут молодые педагоги, объективно существует - это проблема престижа учительской профессии, защищенности молодых педагогов, которую, как представляется, должна обеспечить администрация школы, однако, как следует из высказываний на форуме, этого часто не происходит: «У нас, - читаем в одном из мнений, - завуч родителям боится слово пикнуть. Даже когда на учителя родительница несправедливо наезжает, администрация не то, что не заступится за учителя, а еще вызовет на ковер и разнос устроит» [5, 182 Гость 01.05.2014];

- второе, что вызывает возмущение у молодых педагогов, это оценка их труда в денежном эквиваленте. Правда, в этом вопросе, наблюдается заметная эволюция: если в мнениях, высказанных на форуме с 2009 по 2012 г. включительно, свою зарплату молодые выпускники педагогических вузов характеризовали как копеечную, писали о том, что она «крайне не соответствует тем нагрузкам, претензиям, которые на вас возлягут» [5, 15 Гость 26.05.2009], а для того, чтобы получать приличные деньги «нужно вкалывать на 3 ставки» [5, 4 самая-самая 26.05.2009], то с 2013 г. такие жалобы практически исчезают. Напротив, участники форума заявляют о возможности зарабатывать неплохие деньги, отмечают их сопоставимость со средней зарплатой по региону [5, 139 Анастасия 14.10.2013];

- третье место в списке негативных высказываний молодых выпускников педагогических вузов, пришедших работать в школу, занимают отношения с администрацией школы.

Подчеркнем, что предметом критики оказывается весьма широкий спектр вопросов в системе «школьное руководство - педагог», далеко выходящий за рамки личностных качеств и авторитарного стиля лидерства руководителей общеобразовательных организаций. Это и перекладывание всей вне-учебной работы (кружки, участие в конкурсах и др.) на молодых педагогов; несправедливое распределение часов и классов, при котором наиболее сложные с точки зрения успеваемости и дисциплины передаются опять же им; отсутствие действенной системы наставничества, нередко превращающегося в простое посещение уроков: «Уже третий год подряд, - читаем в одном из комментариев, - ко мне ходят на уроки как к молодому специалисту! Цель, конечно, благая - помочь, но помощи, как раз и не оказывают! И вообще, такое чувство, что эта недалекая тетенька завуч уже давно сама учится у меня!!! На свои уроки администрация не зовет!» [5, 121 гость 17.03.2013]. Наконец, кумовство

как одна из форм проявления коррупции, жертвой которого становятся не только молодые педагоги. Приведем два комментария в этой связи: юного и опытного учителя последовательно. В первом из них участница форума пишет: «... На работе очень старалась и делала все, что могла по моему предмету. Были положительные отзывы со стороны старших учителей и завучей. Но директор в конце учебного года сказала, что комплектование было и ей не откуда взять часы мне на следующий год и что мне придется уволиться по этой причине. Говорят пришел молодой учитель, чей то там родственник, которому нельзя было отказать» [5, 136 глупая

05.09.2013]. Второй комментарий принадлежит перу учителя с 20-летним стажем: «Школьная система невероятно коррумпирована. Школьная мафия практически неуязвима, все повязано родственными - уже в несколько поколений! - связями. Связями не простыми: обком, исполком, райком, министерство. И если ты не подчинишься или хоть как-то не впишешься в их систему, то этот спрут сделает ВСЕ, чтобы избавиться от тебя» [5, 137 20 лет в школе 12.09.2013].

Проблемы, которые поднимают молодые педагоги, это прежде всего проблемы эффективного менеджмента. В последнее время много говорят о необходимости использования новых подходов к обучению школьников, но почему-то забывают о том, что должны измениться и подходы к учителю, к управлению педагогическими кадрами. Сегодня в школу приходят педагоги нового поколения, с выраженным чувством собственного достоинства, остро реагирующие на нарушение их прав, несправедливость и незащищенность со стороны администрации, нередко характеризующие свое положение как совершенно бесправное, рабское: «Работа учителя - это ад! И уроки здесь и дети, особо ни при чем. Истоки этого ада лежат в отношении к учителю как рабу как со стороны директора, завучей так и государства в целом. Когда у учителя одни обязанности, а у учеников, их родителей и администрации только права» [5, 175 Ирина

25.03.2014]. Без изменения отношения администрации к учителю, создания системы партнерских или, как это называется в американской социологии, «человеческих отношений» решить проблему оттока молодых кадров из школы вряд ли возможно, если, конечно, вновь не вернуться к советской системе принудительного закрепления выпускников педагогических вузов;

- наконец, неприятие, отторжение у молодых педагогических работников вызывает формализм, нарастающий вал бумажной работы, не позволяющий качественно выполнять основные функции - обучения и воспитания, ради которых они и пришли в школу. Приведем некоторые комментарии в этой

связи: «... из-за многочисленных отчетов, докладов, подсчетов процентов, советов при директоре совершенно не остается времени на качественную подготовку к урокам, на работу с детьми» [5, 80 Ирина

17.07.2009] или «Работаю в школе два месяца по факту. С мая меня начали заваливать заданиями с планированием, с методичками, тетрадями. справилась. в сентябре дали еще море документации и первый класс. я сплю очень мало. я не успеваю готовить эти документы, я хочу совестно учить детей, готовиться к урокам, но я не успеваю ничего.» [5, 95. Настена 31.10.2011]. Проблема формализации учебного процесса становится серьезным фактором вымывания молодых кадров из школы, значительно усложняет процесс их социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности, увеличивает многократно трудовую нагрузку, не оставляя временного пространства не только для личной жизни, но и для саморазвития.

Подчеркнем, что в том или ином сочетании указанные выше претензии нередко сопровождаются жалобами на различные недомогания (головные боли, нервный тик, давление, недосыпание).

Приступая к анализу позиций участников форума, мы обратили внимание на недостатки такого исследования с точки зрения его репрезентативности. Вместе с тем оно обладает определенными достоинствами: мы получаем доступ к информации, которую участники форума высказали по личной инициативе, на добровольной основе, в условиях сохранения полной анонимности, а значит, достаточно откровенной и прямой. Информация с такими характеристиками «обнажает» весьма серьезные проблемы качества подготовки молодых педагогов, во всяком случае, той его части, которая представлена на форуме.

Прежде всего это низкая языковая культура молодых педагогов, в речевых коммуникативных характеристиках которых присутствует сниженная (просторечная) лексика. Например, «. поговорить (это про директора. - Г. Б.) о всякой херне.» [5, 114 Катя 19.12.2012], «.если доползаешь до дома и хочется умереть нахрен.???» [5, 92 Анастасия

03.12.2010]. Ограничимся этими примерами, оставив «за скобками» совсем уж неприличные высказывания. Использование сниженной лексики на форуме, практически в публичной сфере, является не просто нарушением литературных и культурных норм в разговоре с незнакомыми людьми, оно свидетельствует о размытости или отсутствии представлений о границах допустимого поведения при общении с людьми в различных ситуациях.

Вторая проблема - это вопиющая безграмотность участников форума. Ошибки встречаются настолько часто, что один из гостей в сердцах написал: «Пост 18 и другие Девушки - ужасно без-

грамотно пишет. А в целом картина печальная -кто же детей учить наших будет? Вилька, тарелька, сол, фасол?:)» [5, 70 Гость 29.05.2009]. Заметим, что упрек этот главным образом следует отнести к молодым учителям - пользователям форума, большая часть которых относится к поколению детей ЕГЭ, реформы образования. Не будем утверждать, что это единственный фактор удручающей безграмотности нашей молодежи, но степень эффективности от методов «натаскивания» на тесты говорит сама за себя.

Таким образом, учительский форум можно рассматривать как некий сгусток информации о школьных педагогах, главным образом молодых: о проблемах их вхождения в профессию, освоения новых социальных ролей, личностных и профессионально значимых характеристиках. Обратим внимание еще на одну особенность информации на форуме - она размещена в публичной сфере, т. е. доступна неопределенному количеству лиц, формирует и тиражирует представления о современном педагоге, профессии учителя. Исходя из сказанного о форуме выше получается, что эти представления создает далеко не самая лучшая и преуспевшая в педагогической профессии ее часть. Более того, этот сегмент педагогов оказывает непосредственное влияние на выбор педагогической специальности успешных выпускников школ и представителей других профессий, ориентирующихся на профессиональную переподготовку в сфере образования. Причем формы воздействия в этом случае имеют не только пассивный характер, когда учителя лишь делятся своими проблемами, но и достаточно часто активный, с призывами «обходить школу стороной»: «Милые девочки не идите в школу!!! Берегите свое здоровье и молодость!!!» [5, 140 КоеЬап1оуе 16.10.2013], «Одумайтесь! Искренне вам желаю принять правильное решение» [5, 132 Цап-Царап 03.07.2013] и др.

Приведем и комментарии тех, кто задумался над правильностью своего выбора после посещения форума: «Я хочу быть учителем, очень очень хочу, вести свой класс, делать праздники, водить их в театры и музеи, проводить интересные уроки, но прочитав форум, была в шоке, бумаги и документы заполнять, отчеты делать!!! Сейчас я в 11 классе (одна из лучших учениц школы, все делаю, что попросят) и мне надо поступать, хочу в педин, но теперь не знаю» [5, 184 Маша 15.05.2014].

Неуправляемые процессы формирования представлений о педагогической профессии в социальных сетях могут создать «эффект бабочки», когда негативные настроения в среде педагогов с отрицательным опытом в своей профессии могут серьезно затормозить протекание процессов модернизации в сфере образования как на этапе отбора абитуриен-

тов в педагогические вузы, так и на этапе трудоустройства их выпускников, особенно если учесть, что подобный сайт - не единственный в Интернете. Это актуализирует проблему продвижения позитивного имиджа педагога и педагогической профессии в социальных сетях. Представляется, что делать это нужно с помощью квалифицированных специалистов в области пиара, поскольку непрофессиональные усилия модераторов сайтов могут привести к обратному эффекту, как это и произошло на анализируемом форуме, когда в результате неумело организованной дискуссии о преимуществах педагогической профессии в сравнении с офисными работниками был сделан вывод: «А вы учителя зажрались!» [5, 142 Ольга 01.11.2013].

Конечно, в Интернете есть качественные узкоспециализированные группы, например «Я - учитель» - крупнейшее сообщество педагогов «Вкон-такте», насчитывающее 24 128 участников, в котором им предоставляются различные ресурсы, четко структурированы темы для обсуждений, постоянно проводятся опросы, различные конкурсы [6]. Вместе с тем существуют популярные порталы с широким разбросом тем (например, 536 773 - на Woman.ru) [4], профессионально направлять дискуссию по которым, вероятно, очень сложно, даже при наличии большого штата сотрудников. Как решать эту проблему (продвижения позитивного имиджа педагога) - это не в нашей компетенции, поскольку Интернет - это особый мир, но проблема реально существует, требует решения и просто отмахнуться от нее, вряд ли получится.

Таким образом, на государственном уровне, в социуме сложилась некая модель современного учителя, на реализацию которой и должны работать педагогические вузы. Вместе с тем есть реальные сложности педагогической профессии, молодых учителей, решение которых зависит как от государственной образовательной политики, так и от школьного менеджмента, эффективность которых подвергается критике со стороны социума и конкретных исполнителей. Но продуктивная система обратных связей не выстраивается, в том числе и по причине того, что проблема взаимоотношений в системе «администрация - учитель» не находится в поле зрения директорского корпуса общеобразовательных учреждений. Между тем консервация проблем, с которыми сталкиваются выпускники педагогических вузов, приводит к «вымыванию» определенной их части из профессии, формирует к ней негативное отношение, которое через социальные сети продуцируется в общество, создавая препоны на пути модернизации педагогического образования как на этапе отбора абитуриентов, так и выбора сферы деятельности после окончания вуза.

Список литературы

1. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / пер. с англ. А. В. Гордона; под ред. Б. С. Ерасова. М.: Аспект Пресс,1999. 416 с.

2. Боброва Г. Е. Выпускник Кузбасской государственной педагогической академии глазами директорского корпуса образовательных организаций г. Новокузнецка // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 108-111.

3. Боброва Г. Е. Выпускник педагогического вуза в свете требований современной школы (по результатам социологического исследования директоров школ г. Новокузнецка) // X чтения, посвященные памяти Р. Л. Яворского (1925-1995): материалы Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. 22-23 апреля 2014 г. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014. С. 47-54.

4. Всероссийский женский портал «Woman.ru». URL: http:// woman.ru (дата обращения: 1.03.2015).

5. Кто-нибудь из вас работает учителем в школе? URL: http:// woman.ru>Психология>Карьера> (дата обращения: 1.03.2015).

6. Я - учитель! | ВКонтакте. URL: http:// vk.com>teacher_club (1.07.2015).

Боброва Г. Е., кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой. Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета.

Ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Россия, 654041. E-mail: g.bobrova@bk.ru

Материал поступил в редакцию 12.08.2015.

G. E. Bobrova

THE DIFFICULTIES OF MASTERING THE TEACHING PROFESSION UNDER THE CONDITIONS OF EDUCATION MODERNIZATION: MATERIALS OF SOCOILOGICAL RESEARCH

The article is dedicated to modernization of pedagogical education as viewed through the prism of the analysis of the two images of a modern teacher: as an object of modernization, the characteristics of which should be brought in line with the requirements of the modern school, and as a subject affecting the speed of transformation processes in education. Studying the results of applied social research and the Teachers' Forum materials we identified the problems of teachers' training, the difficulty of mastering the profession, taking new social roles; the attention is paid to the role of social networks in the formation and replication of ideas about the modern teacher and the teaching profession, the possibility of "butterfly effect", as a by-product of negative sentiment among teachers with a negative experience in their profession that can create serious obstacles on the way of modernization of pedagogical education; promoting a positive image of the teacher in social networks becomes actual.

Key words: modernization of pedagogical education, a "model" of a modern teacher, effective management, "butterfly effect", promotion in social networks.

References

1. Eisenstadt S. N. Revolution and the Transformation of Societies. A Comparative Study of Civilizations. New York and London: Free Press, 1978. 348p. (Russ.ed.: Eyzenshtadt Sh. Revolyutsiyaipreobrazovaniye obshchestv. Sravnitel'noye izucheniye tsivilizatsiy: per. s angl. Moscow, Aspekt Press Publ.,1999. 416 p.)

2. Bobrova G. E. Vypusknik Kuzbasskoy gosudarstvennoy pedagogicheskoy akademii glazami direktorskogo korpusa obrazovatel'nykh organizatsiy g. Novokuznetska [A graduate of the Kuzbass State Pedagogical Academy in view of directors of educational institutions of Novokuznetsk]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka - Pedagogical Education and Science, 2014, no. 1, pp. 108-111 (in Russian).

3. Bobrova G. E. Vypusknik pedagogicheskogo vuza v svete trebovaniy sovremennoy shkoly (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya direktorov shkol g. Novokuznetska) [A graduate of a pedagogical higher school in the light of the requirements of a modern school (based on the results of sociological research of directors of Novokuznetsk schools)]. Materialy Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoy konferentsii (X chteniya, posvyashchennye pamyati R. L. Yavorskogo (1925-1995) [Materials of All-Russian (with international participation) scientific conference (X Readings dedicated to the memory of R. L. Jaworski (1925-1995)]. Novokuznetsk, MAOU DPO IPK Publ., 2014. Pp. 47-54 (in Russian).

4. Vserossiyskiy zhenskiy portal «Woman.ru» [The Russian women's portal "Woman.ru"]. URL: http: // www.woman.ru (accessed 01 March 2015) (in Russian).

5. Kto-nibud'iz vas rabotaet uchitelem vshkole? [Does anybody of you work as a teacher at school?]. URL: http: // www.woman.ru/ psycho/ career/ thread/3894937/2/ (accessed 01 March 2015) (in Russian).

6. "Ya - uchitel'l" [I am a teacher!]. URL: http:// vk.com>teacher_club (accessed 01 July 2015) (in Russian).

Bobrova G. E.

Kemerovo State University, Novokuznetsk Institute (Branch).

Ul. Tsiolkovskogo, 23, Novokuznetsk, Russia, 654041. E-mail: g.bobrova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.