Научная статья на тему 'Трудности в обучении аудированию (китайский язык)'

Трудности в обучении аудированию (китайский язык) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2397
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / АУДИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. И., Иоффе Т. В.

Аудирование как вид речевой деятельности играет огромную роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей, служит эффективным средством обучения иностранному языку. Обучение восприятию и пониманию иноязычной речи на слух является одной из ключевых проблем современной методики преподавания иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN TEACHING LISTENING (CHINESE LANGUAGE)

Listening as one of the "four skills' of language learning is a key element in attainment of practical, developmental, educational and pedagogical goals. It is also an effective means of teaching a foreign language. Teaching of the perception and comprehension of the foreign speech is one of the crucial problems in modern foreign language teaching methods.

Текст научной работы на тему «Трудности в обучении аудированию (китайский язык)»

УДК 37.02 а. И. Иванова

А. I. Ivanova

Научный руководитель: кандидат филологических наук

Т. В. Иоффе

Research supervisor: PhD of Philology T.V. Ioffe

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ (КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК)

Аудирование как вид речевой деятельности играет огромную роль в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей, служит эффективным средством обучения иностранному языку. Обучение восприятию и пониманию иноязычной речи на слух является одной из ключевых проблем современной методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: китайский язык, аудиовизуальный метод обучения, методика обучения иностранному языку, аудирование, инновационные технологии в образовании, современные образовательные технологии, педагогическое образование.

CHALLENGES IN TEACHING LISTENING (CHINESE LANGUAGE)

Listening as one of the "four skills" of language learning is a key element in attainment of practical, developmental, educational and pedagogical goals. It is also an effective means of teaching a foreign language. Teaching of the perception and comprehension of the foreign speech is one of the crucial problems in modern foreign language teaching methods.

Keywords: Chinese language, audiovisual method, foreign language teaching methods, listening, innovative techniques in education, modern education techniques, pedagogical education.

В китайской методике преподавания иностранного языка понятие «аудирование» представлено термином "ЩЛШ^Ш". Такие ученые, как Чжан Ли (^Щ), Лю Сунхао (ЭДй^), Ци Янжун (^ШШ), Ма Яньхуа (^Ш^) занимались исследованиями в данной области.

Лю Сунхао особое внимание уделяет связи аудирования с другими видами речевой деятельности, так, во многих его работах затрагивается вопрос взаимосвязи обучения, аудирования и письма. Лю Сунхао также описал методику работы с диктантами (восприятие и понимание речи на слух посредством учебных подкастов) [1, с. 39-45].

Чжан Ли считает, что прогнозирование в аудировании играет очень важную роль на этапе восприятия иноязычной речи. В своих исследованиях Чжан Ли выделяет семантический и грамматический аспекты развития прогнозирования в аудировании [2, с. 138-142], в то время как в отечественной методике Е. Н. Соловова выделяет смысловой и лингвистический аспекты восприятия и понимания речи на слух [3, с. 78].

Ма Яньхуа занимается исследованием вопроса о преодолении трудностей в понимании иноязычной речи на слух, в своих работах она рассматривает факторы, которые влияют на успешное овладение данным видом речевой деятельности [4].

В свою очередь Ци Янжун объединил опыт предшественников и создал учебные пособия по аудированию, содержащие практические советы и рекомендации учащимся по технике выполнения заданий (метод поиска ключевых слов, фраз, предложений) [5].

Поскольку аудирование представляет собой сложный вид речевой деятельности, учащиеся часто встречаются

с различными трудностями в процессе восприятия иноязычной речи на слух.

Нами был проведен анализ методической литературы, учебников и учебных пособий по китайскому языку

(Ш-Ш, 2006) , «ШЗШ

Ш (Ш-ШТ, 2009), иш&й (Ш-Ш, 2006), «Практический курс китайского языка» А. Ф. Кондрашевского (2009), «Китайский язык» Е. М. Гирняк (2011), который выявил основные трудности в обучении аудированию.

Учитывая особенности произношения китайского языка и трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся, особое внимание уделяется особенностям китайской системы произношения, фонетики и правил произношения.

Наиболее типичными упражнениями для всех представленных учебных пособий являются:

1. Произнесение слогов по транскрипции.

2. Различие звуков.

3. Различие тонов.

4. Сочетание тонов.

5. Сочетание двух слогов.

6. Произнесение нулевого тона.

7. Произнесение полтретьего тона.

8. Произнесение эризованных финалей.

9. Модуляция тона.

Наличие диалектов в китайском языке оказывает негативное влияние на восприятие и понимание китайской речи на слух, система алфавитной записи и слогоделение также могут вызвать некоторые трудности в изучении китайского языка. Очевидно, что для успешного обучения аудированию нужна методическая система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление.

120

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

В связи со стремительным развитием процесса информатизации образования одним из эффективных путей обучения аудированию является использование видеофрагментов на уроках иностранного языка.

В условиях развития технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка повсеместно применяется аудиовизуальный метод обучения, который, по мнению Л. И. Падчиной, значительно интенсифицирует учебный процесс [6].

В отечественной методике использование аудиовизуальных средств обучения применительно к китайскому языку получило распространение среди следующих синологов: А. Е. Маслыко, И. В. Кочергин, О. А. Масловец, Л. В. Фролова.

В методике преподавания китайского языка понятие «аудиовизуальный метод» представлено термином "Ш Фтй". В Китае данной проблемой занимались такие методисты, как Ш&Ш, и

В работе Шэн Яньчжу «Основы методики преподавания» Ш рассматриваются различные

возможности использования аудиовизуального метода в обучении иностранному языку. По мнению Шэн Яньчжу, преимуществами аудиовизуального метода являются:

1. Аутентичные видео- и аудиоматериалы демонстрируют фонетические особенности современного китайского языка.

2. Осуществление речевого общения в реальных ситуациях.

3. Сопоставление систем родного и изучаемого языков при обучении речевой деятельности на иностранном языке.

4. Исключение родного языка из общения во время аудиторных занятий.

5. Взаимосвязь аудирования с другими видами речевой деятельности.

6. Сопутствующее повторение ранее изученных грамматических образцов и лексических единиц [7].

Отечественный методист М. Я. Демьяненко недостатками аудиовизуального метода считает:

1) отсутствие у учащихся точного представления об изучаемых языковых фактах и вытекающие из этого затруднения в оперировании ими;

2) непрочность механических ассоциаций и разрушение стереотипов при недостаточной практике и перерывах в работе;

3) недооценку чтения и письма;

4) узкопрактическую направленность работы;

5) отсутствие общеобразовательных элементов [8, с. 103].

Интенсивное использование аудиовизуальных средств в ходе обучения позволяет обучать иностранному языку как акту коммуникации. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку развивает языковую догадку и обогащает словарный запас учащихся, как активный, так и пассивный.

При условии правильного выбора видеоматериала, определения оптимальной последовательности приемов и их подбора в соответствии с совершенствуемыми умениями аудирования комплекс приемов работы с видеофрагментами является эффективным средством развития умений аудирования.

1. (1995) щщшш,

4 то

2. ш (1994) ттшжшяш*шд, «тт^^ю» т i то

3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

4. ЦШЩ (1999)

fitw^rnm ^ттмштт^ти^,

^ЖШШо

5. ятя (1996)

итт^шю т 4 то

6. Падчина Л. И. Лингвистические основы аудиовизуального структурно-глобального метода. URL: http:// www.global-katalog.ru/item10128.html (дата обращения 28.10.2014).

7. Ш&Ш URL: http://www.pep. com.cn/xgjy/hyjx/dwhyjx/jxyj/jxjl/201009/t20100901 _852813. htm (дата обращения 21.12.2014).

8. Демьяненко М. Я., Лазаренко К. А., Мельник С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам: Теоретический курс. 2-е изд., доп. и перераб. Киев: Вища школа, 1984. 256 с.

© Иванова А. И., 2015

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.