педагогические науки
Садыкова Руна Ханифовна ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ...
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО АУДИРОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
© 2018
Садыкова Руна Ханифовна, кандидат филологических наук,
доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Московский педагогический государственный университет (119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, д. 88, e-mail: [email protected])
Аннотация. К видам речевой деятельности при обучении русскому языку как иностранному относятся чтение, письмо, говорение и аудирование. Аудирование является наиболее сложным видом деятельности, т.к. обучаемому необходимо при однократном и кратковременном предъявлении информации понять произнесенную фразу или высказывание. Процесс восприятия усложняется и тем, что для полного или частичного понимания речи большое значение имеют индивидуальные особенности говорящего — его голос и произносительные особенности, а зрительная опора при этом отсутствует. Для уверенного распознавания речи необходимо снять трудности фонетические (расхождение между произношением и написанием, ассимилятивные явления и особенность русского ударения, обусловленная его подвижностью), лексические (распознавание омонимов и омофонов, фразеологизмов и паронимов, цифровых значений и под.) и грамматические. Обучение аудированию иностранных студентов начинается с уровня А1 (элементарный уровень) в режиме постепенного усложнения речевых заданий. В данной статье приводятся задания, выстроенные по нарастающей сложности - от набора слов до диалогических и монологических текстов, способные сформировать умения аудирования не только речи преподавателя, но и навык восприятия речи незнакомых лиц с различным характером произносительных особенностей. Типы представленных заданий направлены в первую очередь на понимание общего смысла, во вторую — на понимание частных деталей услышанного высказывания. Представленные задания и тренировочные упражнения, содержащие учебные и аутентичные тексты, должны обеспечить автоматизацию процесса аудирования, который заключается в полном и быстром понимании реципиентом высказываний различной степени сложности, соответствующей требованиям элементарного уровня. В результате обучения студенты должны уверенно распознавать все элементы речи и уметь синтезировать содержание услышанного.
Ключевые слова: диалог, монолог, аудирование, текст, рецепция, фонетика, лексика, восприятие, звуковые единицы, речь, синтез, краткосрочная память, распознавание, мотивация, телепередача, новостные каналы, аудио-материал, ударение, произносительные особенности, высказывание, говорящий, автоматизация.
ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL AUDIT AT THE INITIAL STAGE OF THE TRAINING
© 2018
Sadykova Runa Khanifovna, candidate of Philological Science, associate professor at the Department of Russian as a Foreign language Moscow Pedagogical State University (119571, Russia, Moscow, Vernadsky avenue, b. 88, e-mail: [email protected])
Abstract. Reading, writing, speaking and listening are the types of speech activity techniques that are used for teaching Russian as a foreign language. Listening is the most difficult type of activity, because the trainee needs to understand the spoken phrase or statement at a single and short-term presentation of the information. The process of perception is complicated in the fact that for a full or partial understanding of speech, the individual features the speaker-his voice and the relative peculiarities, and the visual support is absent. For confident recognition of speech, it is necessary to remove the difficulties of phonetic (discrepancy between pronunciation and writing, assimilative phenomenon and the peculiarity of the Russian accent, caused by its mobility), lexical (recognition of homonyms and Homophones, Phraseological, digital values and under.) and grammatical. Teaching of listening to foreign students starts from level A1 (elementary level) in the mode of gradual complication of speech tasks. In the above article there are given the tasks, built on increasing complexity-from a set of words to the dialogue and monologue texts, capable of forming the skills of listening not only to the speech of the teacher, but also the skill of perception of speech of strangers with different character of the relative features. The types of presented tasks are aimed primarily at understanding the common sense, in the second-to understand the private details of the heard statement. The presented tasks and training exercises, containing authentic texts, should provide automation of the listening process, which consists in full and quick understanding by the recipient of the statement of different degree complexity that meets the requirements of the elementary level. Because of training, students should confidently recognize all the elements of speech, confidently synthesize.
Keywords: dialogue, monologue, listening, text, reception, phonetics, vocabulary, perception, sound units, speech, synthesis, short-term memory, recognition, motivation, TV program, news channels, audio material, accent, pronunciation features, speaking, automation.
К видам речевой деятельности при обучении русскому языку как иностранному относятся чтение, письмо, говорение и аудирование. Словарь методических терминов Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина определяет аудирование следующим образом: «АУДИРОВАНИЕ - (от лат. аМте - слышать). Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания» [1, с. 24]. Этот термин был введен в методику преподавания американским психологом Д. Брауном в 30-е годы ХХ века [2]. В основе аудирования как любого процесса лежат определенные психофизиологические механизмы: восприятие, узнавание и понимание [3]. В настоящее время механизм аудирования подробно описан в психологической литературе. К примеру, Н.И. Жинкин и его последова-
тели выделяют механизмы осмысления услышанной информации, механизмы долговременной и оперативной памяти и механизмы опережающего отражения действительности в форме упреждающего синтеза в продукции и вероятностного прогнозирования в рецепции [4-6]. В конце ХХ века на основании данных исследований была разработана теория восприятия речи на слух, согласно которой существует две модели аудирования - «снизу вверх» (декодирование звучащего сообщения) и «сверху вниз» (контекст и ситуация общения) [7; 8]. С нашей точки зрения обе модели сосуществуют параллельно и их использование зависит от конкретной цели и уровня владения языком обучаемых, поэтому в своих заданиях используем оба подхода. Переход от одного вида аудирования к другому осуществляется на занятиях в процессе расширения лексического запаса студентов.
Sadykova Runa Khanifovna ORGANIZATION ...
pedagogical sciences
Таким образом, аудирование является наиболее сложным видом деятельности, т. к. обучаемому необходимо при однократном и кратковременном предъявлении информации понять произнесенную фразу или высказывание. Поэтому для уверенного распознавания речи необходимо снять трудности фонетические (расхождение между произношением и написанием, ассимилятивные явления и особенность русского ударения, обусловленная его подвижностью), лексические (распознавание омонимов и омофонов, фразеологизмов и паронимов, цифровых значений и под.) и грамматические. Кроме того, процесс восприятия усложняется и тем, что для полного или частичного понимания речи большое значение имеют индивидуальные особенности говорящего - его голос и произносительные особенности, а зрительная опора при этом отсутствует. Традиционно выделяют два вида аудирования - учебное и коммуникативное [9, с. 158; 10, с. 125; 11, с. 7; 12-14], а также аудирование на понимание общего смысла высказывания и на понимание деталей высказывания [6]. Различие этих видов зависит от количества предъявлений аудио-материала. Важное значение имеет тот фактор, что на занятиях студенты всегда слушают речь одного человека - преподавателя, а их необходимо обучить восприятию беглой речи мужчин и женщин, желательно относящихся к разной возрастной категории и социального статуса, а также с различными особенностями дикции, тона, скорости произнесения фраз и под. [10, с. 126; 11, с. 7].
Итак, задачи обучения аудированию - понимать звучащую речь на слух, уметь извлечь информацию из услышанного в необходимом для коммуникации объеме.
Параметры оценки навыков аудирования - понимание высказывания, произносимого в свободном темпе; умение правильно вычленить объект, о котором говорится в высказывании; умение на слух определить точку зрения говорящего; умение составить ответную реплику и прогнозировать последующие реплики диалога.
Формирование компенсаторных умений - умение игнорировать в высказывании неизвестные слова, контекстуально вычленяя основной смысл; умение интерпретировать и трансформировать услышанное.
Обучение аудированию иностранных студентов начинается с уровня А1 (элементарный уровень) в режиме постепенного усложнения речевых заданий - от набора слов до диалогических и монологических текстов, способные сформировать умения аудирования не только речи преподавателя, но и навык восприятия речи незнакомых лиц с различным характером произносительных особенностей. Таким образом достигается поставленная цель - последовательное развитие навыков фонетической, лексической и грамматической перцепции. Типы представленных заданий направлены в первую очередь на понимание общего смысла, во вторую - на понимание частных деталей услышанного высказывания. Представленные задания и тренировочные упражнения, содержащие учебные и аутентичные тексты, должны обеспечить автоматизацию процесса аудирования, который заключается в полном и быстром понимании реципиентом высказываний различной степени сложности, соответствующей требованиям элементарного уровня. Опираясь на разработки Н.В. Елухиной [15, 16] и ее списка необходимых умений на начальном уровне обучения аудированию, выделим наиболее важные, на наш взгляд, моменты: умение членить текст на смысловые куски и определять факты сообщения; уметь находить логические связи в услышанном высказывании; запоминать и воспроизводить основную информацию; определять тему и главную мысль; удерживать в памяти однократно услышанное сообщение [16].
Основные трудности начального этапа обучения связаны с фонетикой, т. к. у обучаемых на данном этапе не развит фонематический слух, нет навыка восприятия речи на русском языке. Поэтому видится необходимым вводить в каждое занятие задания в виде словарных дик-
да она мама
OH сестра Инна
там Иван это
1VT Москва книга
тантов различной направленности, включающие проверку усвоенной лексики, умение письменно воспроизвести данные лексемы, выбрать из услышанного заданные части речи и грамматические конструкции, изменить число существительных и под.
Приведем примеры некоторых заданий, скомпонованных по степени возрастания сложности.
1. Слушайте. Повторяйте. Следите за ритмикой слова и ударением. Отбивайте ритм. (Преподаватель произносит слова по слогам, выделяя хлопком рук ударный слог)
юмната подруга
2. Словарный диктант. Слушайте. Повторяйте. Пишите.
Карандаш, окно, комната, студентка, собака, буква, фамилия, семья, кот, папа и мама, сын и дочь, брат и сестра, стол и стул.
Подчеркните в диктанте слова мужского рода.
3. Словарный диктант. Слушайте. Повторяйте. Пишите.
Компьютер, аптека, спина, щека, живот, яблоко, журнал, памятник, добрый вечер! Доброе утро! Вот моя комната. Это мой папа.
Подчеркните в диктанте слова женского рода.
4. Словарный диктант. Слушайте. Повторяйте про себя. Пишите.
Одежда, университет, пальто, преподаватель, преподавательница, пианист, пианистка, спортсмен, спортсменка. Я знаю урок. Это мой друг и моя подруга. Вот наше общежитие. Там моё окно.
Подчеркните в диктанте слова среднего рода.
5. Диктант. Слушайте. Повторяйте про себя. Пишите.
Это человек, а это люди. Это ребёнок, а это дети. Я изучаю русский язык. Его зовут Иван. Её зовут Анна Смирнова. Моя мама преподавательница.
6. Диктант с грамматическим заданием. Слушайте. Записывайте слова во множественном числе.
Город, врач, дочь, магазин, стул, аптека, студент, день, урок, брат, комната.
7. Цифровой диктант. Слушайте. Пишите цифры.
4, 8, 15, 26, 43, 60, 91, 205, 1002.
8. Диктант с грамматическим заданием. Слушайте. Пишите только глаголы.
Магазин, знать, говорить, сообщение, нос, глаза, изучать, любить, брат, читать, Москва, писать.
9. Диктант с грамматическим заданием. Слушайте. Пишите только наречия.
Рано, ранний, холодный, холодно, тепло, тёплый, быстрый, быстро, медленно, красивый, плохо, хорошо, медленный, плохой, трудный, красиво.
Задания на восстановление текста. Преподаватель раздает текст с пропущенными словами, затем читает этот текст в полном объеме. Задача студентов - вписать пропущенные слова.
1. — Здравствуй, Инна! Как дела?
—_, Иван! Хорошо.
—_, Инна!
— До свидания,_!
(Пропущенные слова: добрый день, до свидания, Иван.)
2. — Ирина знает русский язык?
— Да, Ирина_язык.
— А Манлинь знает русский_?
— Манлинь знает _: университет,
, урок.
(Пропущенные слова: знает русский, язык, слова, общежитие, преподаватель.)
3. Кто это? Это Анна._студентка. А это кто?
педагогические науки
Садыкова Руна Ханифовна ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ...
Это Сергей. Он
Что это? Это . Вот
и стул. Это ручка и _и сыр.
(Пропущенные слова: она, студент, стол, карандаш, масло.)
Задания с контролем понимания текста.
1. Слушайте. Отвечайте на вопросы. (Читает преподаватель, студенты отвечают.)
Анна и Ирина знают русский язык.
Кто знает русский язык?
Полина и Иван - брат и сестра.
Кто брат и сестра?
Вадим Павлов, Алла Павлова, Иван и Полина - семья.
Иван, Полина, Вадим, Алла - это кто?
2. Слушайте диалог. Отвечайте на вопросы. (Включается аудиозапись диалога.)
— Ирина, чьё это фото?
— Это моя сестра. Её зовут Ольга.
— Она студентка?
— Нет, Ольга работает. Она врач.
— А это кто?
— Это её дочь. Её зовут Наташа. Она не работает, она студентка.
Вопросы:
— Как зовут сестру Ирины?
— Как зовут её дочь?
— Ольга студентка?
— А Наташа работает?
— Наташа врач?
3. Слушайте. Отвечайте на вопросы. (Включается аудиозапись диалога.)
Меня зовут Ольга. Я учусь в университете в Москве. Я изучаю английский язык. Мой друг Сергей работает и изучает китайский язык. Он жил в Китае, учил китайский язык в Пекине. Моя подруга Ирина живёт в Лондоне. Это красивые города. Широкие улицы, зелёные деревья, весёлые люди. Летом я и Ирина едем в Санкт-Петербург.
Вопросы:
— Ольга работает в университете?
— Она изучает русский язык?
— Ирина и Сергей — друзья?
— Сергей знает китайский язык?
— Ольга училась в Пекине?
— Летом Ольга одна едет в Санкт-Петербург?
4. Слушайте преподавателя. Определите, сколько человек участвует в разговоре. Назовите их имена. (Задача усложняется тем, что слова всех участников диалога читает один человек.)
— Привет, Светлана!
— Добрый день, Антон!
— А это мой младший брат Сергей. Рад вас познакомить. Сергей, это Светлана, моя подруга. Мы учимся в одной группе.
— Очень приятно, Сергей. Антон говорил о тебе.
— И мне очень приятно, Светлана. О вас он никогда не рассказывал и теперь я понимаю почему. Он не хотел говорить, что учится с такой красивой девушкой! Куда вы сегодня идёте?
— Мы с Антоном идём в театр на балет.
— Антон, можно я пойду с вами?
— Хорошо, идём с нами! Встречаемся в 6 часов.
— Спасибо! До встречи!
— До встречи! Пока!
Вопросы:
— Чей брат Сергей?
— Он знает Светлану?
— Антон рассказывал о своём брате?
— Куда идут Антон и Светлана?
— Сергей идёт сегодня в театр?
— Что они будут смотреть в театре?
5. Прослушайте текст. Ответьте на вопросы. (Звучит аудиозапись рассказа. Задача усложняется тем, что чте-
ние сопровождается фоновой музыкой.)
Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! Эта художница подарила природе свои краски. Любимым зелёным она раскрасила траву. Таким же цветом - лес. Голубым она раскрасила небо, а белым - те далёкие облака. Будто по голубому озеру плывут белые лебеди - облака. Но впереди у Весны ещё столько работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный рисунок [17]
Вопросы:
О каком времени года этот текст?
Назовите цвета, которыми рисовала художница-Весна.
Какие ещё краски нужны Весне?
В какой цвет Весна раскрасила деревья?
Почему облака — белые лебеди?
Задание на соотнесение изображения и прослушанной информации.
1. Отметьте, какая картинка относится к какому диалогу. (На интерактивную доску выводится три фотографии с различными сюжетами. Преподаватель включает аудиозапись диалогов.)
1.
— Серёжа, ты сегодня читал учебник?
— Да, мама! Я и читал, и писал.
— Молодец!
2.
— Алло! Наташа! Это Алла! Здравствуй!
— Здравствуй, Алла! Как дела? Как твоя подруга Ирина?
— Ты знаешь её телефон?
— Да, знаю. Пиши: 8-926-443-43-06.
3.
— Сергей, добрый день!
— Здравствуйте, Виктор Михайлович!
— Что вы читаете, Сергей?
— Я читаю вашу книгу «Математика».
2. Слушайте преподавателя. (На интерактивную доску выводятся репродукции трех картин русских художников: А.А. Рылов «В тени лип. Демьяново», А.И. Куинджи «Ранняя весна» и И.И. Левитана «Золотая осень»).
Текст. На этой картине мы видим русскую природу. Осень. Деревья стоят жёлтые. Тихая река. Голубое небо. Спокойствие. Скоро наступит зима. Эту картину написал русский художник Исаак Левитан.
Вопрос:
О какой картине читал преподаватель? Кто ее автор?
Задание на определение участников диалога.
Слушайте диалоги. В каком из диалогов говорят студенты? (Задание усложняется тем, что диалоги читает один человек — преподаватель.)
1) — Здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Я Вадим Иванович Павлов. Мой сын ваш студент.
— Очень приятно. А я Андрей Викторович Петров, его преподаватель.
— Очень приятно!
2) — Привет, Сергей!
— Добрый день, Ирина!
— Сегодня наш урок?
— Да, сегодня русский язык.
Задание на выбор правильного ответа.
Прослушайте текст. Найдите правильный ответ.
(Раздаточный материал с вариантами ответов.)
Меня зовут Анатолий. Я живу в Москве. Это большой и красивый город. В Москве много старых домов и новых зданий. В Москве широкие улицы и зелёные деревья. А это большой парк. Здесь играют маленькие дети, гуляют весёлые люди. Москва — красивый город. Я люблю Москву!
1.
Sadykova Runa Khanifovna ORGANIZATION ...
pedagogical sciences
Анатолий живёт в Лондоне. Анатолий живёт в Санкт-Петербурге. Анатолий живёт в Москве. 2.
Москва — маленький город. Москва — большой город. Москва — не город.
3.
В Москве есть старые дома. В Москве есть новые дома. В Москве есть старые и новые дома.
4.
Улицы города широкие с зелёными деревьями. Улицы города узкие с зелёными деревьями. Улицы города красивые с большими деревьями. Задание на умение определять время на слух. (Преподаватель называет время, студенты показывают время на циферблате.)
Покажите на циферблате время. (Можно качестве стрелок использовать зубочистки или карандаши/ручки.)
10:10, 14:20, 3:30, 18:25, 1:45, 12:55, 5:35, 20:20. Задания на прогнозирование возможного ответа.
1. Прослушайте диалог и определите нужный ответ. Почему студенты идут в университет?
Почему Антон не на работе? Почему Иван и Полина на стадионе? Варианты ответов: Потому что они любят футбол. Потому что сегодня занятия. Потому что сегодня воскресенье, и он не работает.
2. Ответьте на вопросы. — Где живёт Анна?
— А где она учится?
— Анна хорошо учиться?
— А где учится её брат Сергей?
Варианты ответов: Она живёт в Москве. Анна учится в университете. Да. Она молодец. Сергей не учится, он работает. Он ездит на такси. Он таксист.
Работа с видеоматериалом.
Формирование навыков аудирования логично включает в свой круг работу с видеоматериалом. При использовании аудиовизуальных средств на занятиях русского языка студенты слышат аутентичную русскую речь, неадаптированную для иноязычной аудитории. Фильмы подбираются под языковой уровень конкретной аудитории. (О критериях отбора подробно смотреть в [18].) Визуальный ряд, сопровождающий речь персонажей, помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить словарь, стимулирует навыки аудирования, интенсифицирует учебный процесс и придает ему максимальную коммуникативную направленность. Речевые обороты и устойчивые выражения, услышанные с экрана, могут включаться в дальнейшую работу по материалам просмотренного фильма. [18, с. 5]. Работа с фильмом строится по алгоритму: предварительная работа с лексикой, просмотр фильма, опрос на проверку понимания содержания, моделирование увиденных ситуаций и инсценирование соответствующих диалогов. Очень важен и тот факт, что фильм можно рассматривать «.. .как «слепок» определенной эпохи с ее реалиями, которые определяют социальное поведение носителей языка, а представленные в фильмах диалоги и монологи как образцы текстов, реализуемых в типовых ситуациях общения, демонстрируют модели поведения в условиях реальной коммуникации» [19, с. 168].
Таким образом, представленные задания, направленные на обучение аудированию, должны послужить интенсификации процесса обучения, в результате которого студенты научаться уверенно распознавать все элементы речи и синтезировать содержание услышанного.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Brown Don. Teaching Aural English. English Journal, March, 1950, p. 128-137.
3. Обучение аудированию иноязычного текста на среднем этапе обучения английскому языку. Электронный ресурс. Дата обновления: 25.05.2018. -URL: https://vuzlit.ru/708181/mehanizmy_audirovaniya (дата обращения: 25.05.2018).
4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Наука, 1958.
- 370 с.
5. Зимняя И. А. Смысловое восприятие звучащей речи. - М.: Наука, 1976.
6. Ильина В.И., Клычникова З.И. Психолингвистические основы обучения рецептивным видам речевой деятельности // Сб. науч. тр. МГППИЯ им. М. Тореза - М.: 1979. - Вып. 133.
7. Flowerdev J., Miller L. Second language listing: theory and practice. - New York: Cambridge University Press, 2009. - 320 p.
8. Павловская И.Ю. Лабораторные работы по интонации. - СПб.: СПбГУ, 1992. - 18 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 192 с.;
10. Соловова Е.Н., Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2004.
- 239 с.
11. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. -М.: Академия, 2002. - 169 с.
12. Никитина Ю.А. Формирование умений аудирования ямайского варианта английского языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 27-30.
13. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.
14. Суслова Ю.В. Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 92-96.
15. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи. // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 5. - С. 20-29.
16. Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе. Электронный ресурс. Дата обновления: 25.05.2018. - URL: https://studopedia.org/4-149056.html (дата обращения: 25.05.2018).
17. Альманах «Пчёлка» СОШ № 52 г. Уфа № 5. Апрель, 2009 г. Электронный ресурс. Дата обновления: 27.05.2018. - URL: http://almanah52.far.ru/vyp5.html (дата обращения: 27.05.2018).
18. Садыкова Р.Х., Самарева Е.В. Аудиовизуальные средства в обучении РКИ // Научно-практический электронный журнал Оригинальные исследования. АПНИ, Белгород, 2018 г. № 1. Т. 8. С. 4-8.
19. Касьянова В.М. Художественные фильмы на занятиях по РКИ: от понимания к постижению образа страны // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - C. 169-170.
Статья поступила в редакцию 02.05.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018