Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 234-237.
УДК 327
DOI 10.25513/2312-1300.2017.3.234-237
Ж. Г. Нгома Лухуоло
ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПОСЛЕ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОНГО
Цель - определение основных трудностей в выработке внешней политики Республики Конго после обретения в 1960 году независимости. Выявлены факторы дефицита кадров, отсутствие чётко сформулированных доктрин развития страны, а также фактор влияния великих держав. Сделан вывод о невозможности для конголезской дипломатии выстроить взвешенную внешнеполитическую стратегию в реалиях 1960-х годов.
Ключевые слова: внешняя политика; Конго; трудности; неоколониализм; социализм.
J. G. Ngoma Louhouolo
DIFFICULTIES IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN POLICY AFTER INDEPENDENCE: THE CASE OF THE REPUBLIC OF THE CONGO
The purpose of this article is to identify key difficulties in the formulation of foreign policy of the Republic of the Congo after gaining in 1960 independence. The factors of shortage of personnel, the lack of clearly formulated doctrines of development of the country, as well as the factor of influence the great powers. The conclusion about the impossibility for the Congolese diplomacy to build a balanced foreign policy strategy in the realities of the 1960-ies.
Keywords: foreign policy; Congo; difficulties; neo-colonialism; socialism.
1960 год был назван Годом Африки, поскольку именно тогда 17 государств на этом континенте обрели независимость (до этого от колониальной зависимости избавилось лишь 10 африканских стран, причём 4 из них относилось к арабскому миру). Одной из этих 17 стран была Республика Конго, ранее являвшаяся французской колонией. Принципиально новой задачей для местной администрации стало выстраивание собственной внешней политики.
Следует признать, что налаживание дипломатических связей вполне уместно признать крайне важным для любого нового государства, а в африканских реалиях эта задача была особенно сложна. Причин тому несколько.
Во-первых, отсутствие кадров, которыми можно было бы укомплектовать Министерство иностранных дел. В самом деле,
© Нгома Лухуоло Ж. Г., 2017
в период существования Французского Союза (то есть годы, непосредственно предшествовавшие обретению независимости) представители коренных народов Африки занимали лишь малозначимые административные должности [1, с. 209]; были, конечно, и исключения, но малочисленные. В сферу внешней политики африканские по своему происхождению кадры французами вообще не допускались. Иначе говоря, дипломатический корпус Республики Конго формировался буквально «на ходу».
Во-вторых, имел место интеллектуальный «голод». Собственно, интеллектуальная слабость в Конго (и в других бывших французских колониях) была видна невооружённым глазом - грамотных людей в стране было мало: по некоторым данным, в 1955 году грамотными являлись лишь 15 % жителей Французского Конго [2, с. 8]. Известно, что,
например, наличествовали очевидные трудности для развития печати, ибо «было слишком мало квалифицированных журналистов, так что дополнительных сотрудников надо было приглашать из Франции» [3, с. 22].
В-третьих, что на лидирующие позиции в основном перед самым обретением бывшими колониями независимости были расставлены профранцузские политики, в то время как противники Франции, в большинстве своём не обладавшие опытом госуправления, оказались вне элиты. Мало того, в начале 1960-х годов «Франция, по сути, взяла на себя часть расходов по содержанию госаппарата и заручилась тем самым сотрудничеством местной политической элиты» [4, с. 68-69]. Иначе говоря, изначально шансы на то, чтобы дипломат из молодого конголезского государства обладал профранцузской ориентацией, были выше, нежели на то, чтобы он обладал подлинно национальным мышлением и стремился к искоренению колониализма во всех его проявлениях (неслучайно, что в Конго, как отмечал З. М. Черни-ловский, новый бюрократический аппарат «образовался в результате постепенной замены чиновников старого режима революционными кадрами» [5, с. 631]).
В-четвёртых, интеллектуальная слабость политической элиты проявлялась концептуально. В самом деле, выстраивая внешнюю политику, важно понимать: а) какое государство и общество необходимо построить; б) какие идеи положены в основу строительства государства и социума; в) кто должен быть союзником, а кто противником в деле государственного строительства. В данном случае речь следует вести о наличии в африканских реалиях начала второй половины ХХ века доктрин, долженствующих стать своего рода «путеводной звездой» для новых государств, но на практике являвшихся весьма запутанными.
В первую очередь следует упомянуть о негритюде - доктрине, западной по своему происхождению и подтверждающей концепцию Б. Андерсена о нациях как «воображаемых сообществах». Изначально негритюд был литературно-эстетическим течением, а его идейными «отцами» являлись Л. Фро-бениус и представители гарлемского возрождения, а также борцы за права афроамери-
канцев [6, с. 49]. Впрочем, уместно также отметить, что ещё до них сходные идеи об особом характере африканцев (для них характерны духовность, связь с природой, естественность и доброжелательность) начал развивать в начале ХХ века Э. Блайден [7, с. 143]. В целом же следует согласиться с мнением, согласно которому негритюд как политическая концепция африканской «осо-бости» формировался в первую очередь в Париже в среде студентов - выходцев из стран Африки, но не на африканских территориях [8, с. 58]. Иначе говоря, доктрина негритюда изначально отличалась «оторванностью» от реалий. Укажем также, что идея об африканской идентичности вообще была мало пригодна для постколониальной Африки: в самом деле, на континенте господствовал трибализм (в том числе, естественно, и в Республике Конго), препятствовавший созданию государств-наций, так что говорить об африканском единстве было весьма преждевременно (суждение по аналогии - продвижение идеи европейского единства как магистральной линии развития континента в реалиях многочисленных региональных конфликтов и отсутствия государств-наций было невозможным, но лишь в условиях мира, стабильности и существования в качестве реальных единиц государств-наций эта же идея стала реализовываться).
Второй крайне популярной доктриной в те годы на континенте стала теория «африканского социализма». Разумеется, взятие курса на построение бесклассового общества позволяло внедрять опыт соцстран (кстати, не только СССР), а также получать их в союзники. При этом нельзя не упомянуть, что с точки зрения советского обществоведения африканские страны не достигли такого уровня развития, который бы позволил им утверждать о переходе к социализму. Нельзя также не отметить, что: а) на практике имелись различные версии африканского социализма, поскольку его по-разному понимали лидеры разных стран, где пытались этот самый социализм строить [9, с. 1-2]; б) в ряде стран имели место весьма очевидные неудачи в экономическом планировании [10, с. 25] и даже отходы от революционных преобразований [11, с. 14]. Иначе говоря, совершенно прав был советский исследователь
Ж. Г. Нгома Лухуоло
С. Г. Ступин, утверждавший применительно к африканским реалиям, что «провозглашение социализма целью общественного развития не является гарантией его достижения» [12, с. 13]. Укажем также, что и среди соц-стран не было единства, поскольку позиции СССР и КНР были весьма различными. Другими словами, выбор африканского социализма в качестве «путеводной звезды» для новых государств также был неоднозначен.
В-пятых, великие державы в реалиях 1960-х годов стремились либо сохранить своё влияние в Африке (в нашем случае именно так можно говорить о Франции), либо же усилить своё влияние в условиях краха колониализма (в полной мере это относилось к США, СССР и КНР). Предлагаемые ими «рецепты» для Республики Конго и других африканских стран (доктрины Франсафрик и «новых рубежей», «научный социализм» и «маоизм») также таили в себе немало опасностей, причём касалось это как внутриполитических реалий, так и вопросов внешней политики. Касательно первой из них упомянем, например, что Франция ограничивалась отношениями только с проф-ранцузскими элементами государственных деятелей Конго, что препятствовало подлинно независимому развитию молодого государства [13, с. 11]. Кроме того, даже Конституция Республики Конго изначально содержала в себе положения, де-факто закреплявшие атрибуты неоколониальной зависимости [14, с. 34-35].
Таким образом, уместно сделать вывод, что самостоятельная внешняя политика Республики Конго первоначально формировалась в условиях кадрового голода, без чёткой стратегической линии, с «путеводной звездой» в виде весьма туманно сформулированных доктрин, да ещё и в реалиях доминирования великих держав, стремившихся реализовать свои цели в регионе Тропической Африки.
Информация о статье
Дата поступления 30 июня 2017 г.
Дата принятия в печать 12 июля 2017 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энтин Л. М. Устройство Французского Союза : дис. ... канд. юрид. наук. - М. ; Сталинабад, 1956. - 408 с.
2. Динга М. Книжное дело в Республике Конго XIX в. - 1992 г. : автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. - СПб., 1996. - 19 с.
3. Аломбе Ж.-М. Роль СМИП Народной Республики Конго в борьбе за независимость и социально-экономические преобразования : дис. ... канд. филол. наук. - Л., 1986. - 205 с.
4. Энтин Л. М. Национальная государственность народов Западной и Центральной Африки. -М. : Наука, 1966. - 251 с.
5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права : учебное пособие для студентов ВЮЗИ. - М. : ВЮЗИ, 1970. - 638 с.
6. Апедо К. Роль африканской интеллигенции в антиколониальном движении во Французской Западной Африке (1945-1960 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. - М., 1992. - 187 с.
7. Давидсон А. Б., Филатова И. И. Афроцен-тризм - пережиток прошлого или знамение будущего? // Мы и Они: конформизм и образ «другого» : сборник статей на тему ксенофобии / отв. ред. Л. С. Васильев ; ред.-сост. А. Л. Рябинин. - М. : Университет, 2007. -С. 134-164.
8. Ндаки Ф. Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) : дис. ... канд. филос. наук. - М., 1985. - 208 с.
9. Кива А. В. Африканский социализм в теории и на практике (на примере Кении и Танзании) : дис. ... канд. ист. наук. - М., 1968. - 348 с.
10. Ибара Ф. Социально-экономические и политические аспекты экспорта иностранного капитала в развивающиеся страны: на примере Народной Республики Конго : дис. ... канд. экон. наук. - М., 1989. - 180 с.
11. Стекольщиков В. Я. Народная Республика Конго в борьбе за социалистическую ориентацию. - М. : Наука, 1976. - 215 с.
12. Ступин С. Г. Формирование национального единства в африканских странах социалистической ориентации : дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1989. - 170 с.
13. Онтсоло Т. Отношения между Францией и Народной Республикой Конго в 1960-1980-е годы : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Киев, 1993. - 20 с.
14. Мерзляков Н. С. Некоторые проблемы становления национальной государственности в странах Тропической Африки (на примере государств Афро-Мальгашского союза) // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1963. - № 4. - С. 32-42.
Article info
Received June 30, 2017
Accepted July 12, 2017
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 234-237.
Сведения об авторе
Нгома Лухуоло Жюниор Голди - аспирант кафедры теории политики и коммуникации Института международных отношений и мировой истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)
Адрес для корреспонденции: 603000, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 2
E-mail: [email protected] Для цитирования
Нгома Лухуоло Ж. Г. Трудности развития внешней политики после обретения независимости: на примере Республики Конго // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3 (15). С. 234-237.
About the author
Ngoma Louhouolo Junior Goldy - graduate student of the Department of Theory Policy and Communications of the Institute of International Relations and World History of Lobachevsky Niz-hny Novgorod State University (Nizhny Novgorod, Russia)
Postal address: 2, Ulyanova ul., Nizhny Novgorod, 603000, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Ngoma Louhouolo J. G. Difficulties in the Development of Foreign Policy After Independence: The Case of the Republic of the Congo. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2017, no. 3 (15), pp. 234-237. (in Russian).