Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Ирина Леонидовна

В статье при помощи методов дискурс-анализа автором обозначены основные трудности, возникающие у преподавателей при формировании и оценке универсальных компетенций студентов вуза. Выделено определяющее их совокупность ключевое противоречие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES IN THE FORMATION AND ASSESSMENT OF STUDENTS' UNIVERSAL COMPETENCIES

The author of the article, using the methods of discourse analysis, emphasizes the main difficulties that lecturers face during the formation and assessment of students' universal competencies. The key contradiction that determines their combination is singled out.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 378.147 DOI: 10.36809/2309-9380-2022-37-232-236

Науч. спец. 5.8.7

Ирина Леонидовна Смагина

Омский государственный педагогический университет, старший преподаватель кафедры иностранных языков (межфак),

аспирант кафедры педагогики, Омск, Россия e-mail: Smagina-IL@mail.ru

Трудности формирования и оценки универсальных компетенций студентов вуза

Аннотация. В статье при помощи методов дискурс-анализа автором обозначены основные трудности, возникающие у преподавателей при формировании и оценке универсальных компетенций студентов вуза. Выделено определяющее их совокупность ключевое противоречие.

Ключевые слова: универсальные компетенции, деятельность преподавателя, профессионально-ориентированный иностранный язык, учебно-методическое обеспечение, образовательный процесс.

Благодарности. Исследование выполнено в рамках гранта «Фонд развития ОмГПУ».

Irina L. Smagina

Omsk State Pedagogical University, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages (Interfaculty), Postgraduate Student of the Department of Pedagogy, Omsk, Russia e-mail: Smagina-IL@mail.ru

Difficulties in the Formation and Assessment of Students' Universal Competencies

Abstract. The author of the article, using the methods of discourse analysis, emphasizes the main difficulties that lecturers face during the formation and assessment of students' universal competencies. The key contradiction that determines their combination is singled out.

Keywords: universal competencies, lecturer's activity, professionally oriented foreign language, learning and teaching support material, educational process.

Acknowledgments. The research was carried out within the framework of the grant "OSPU Science Development Fund".

Введение (Introduction)

Реализация федеральных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) 3++, целями-результатами которых является индивидуальный набор универсальных и профессиональных компетенций у каждого студента, подразумевает существенные изменения в деятельности преподавателя. Деятельностная природа компетенций требует от преподавателя совершенствования уже имеющегося учебно-методического обеспечения образовательного процесса, связанного как с его содержанием и формами организации, так и с технологиями взаимодействия. Очевидно, что при решении этих задач преподаватели могут испытывать определенные затруднения.

Методы (Methods)

Для того чтобы определить основные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели профессионально-ориентированного иностранного языка при формировании универсальных компетенций (УК) студентов, нами был осуществлен анализ психолого-педагогической и методической литературы по обозначенной проблеме, а также ана-

лиз эмпирических данных, полученных в результате опроса 40 преподавателей иностранного языка межфакультетских кафедр Омска, Тары (Россия), Петропавловска, Астаны (Республика Казахстан).

Литературный обзор (Literature Review)

Основные трудности у преподавателей при формировании УК студентов, по мнению И. Ю. Тархановой, возникают вследствие того, что при конструировании содержания дисциплины не учитывается будущая профессиональная деятельность, т. е. студент не видит связи между освоением УК и своей будущей профессией. Отсюда, как считает исследователь, низкая мотивация студентов по отношению к изучению непрофильных дисциплин и, как следствие, уменьшение управляемости процессом обучения со стороны преподавателя [1, с. 112].

Н. Ю. Посталюк, Е. Я. Коган, В. А. Прудникова также отмечают недостаточно высокий уровень готовности педагогических работников к решению задач по формированию УК студентов. Ученые акцентируют внимание на том, что

© Смагина И. Л., 2022

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 4 (37), с. 232-236. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 4 (37), pp. 232-236.

сегодня нет единого подхода к оценке уровня сформированное™ УК среди педагогов-практиков, не закреплено суммирующее оценивание всех компонентов УК и во ФГОС 3++ [2, с. 66].

Т. А. Камарова, рассуждая о важности формирования УК у студентов, говорит о том, что преподавателям необходимо повышать свою квалификацию в части УК, для того чтобы формировать и развивать их у студентов. Исследователь подчеркивает, что в настоящее время важна подготовка компетентного преподавателя, который заинтересован в постоянном профессиональном саморазвитии, готов и способен развиваться в своей профессиональной сфере деятельности [3, с. 26]. Важнейшей проблемой при формировании УК студентов Т. А. Камарова также считает отсутствие системного поэтапного развития УК в организации деятельности студентов, а также отсутствие инструментов их оценивания [3, с. 25].

С. А. Шилова барьером на пути эффективного овладения студентами УК видит традиционные лекционно-семи-нарские занятия, а также стереотип ролевого поведения преподавателя, выбранного им раз и навсегда [4, с. 376].

С. В. Михайлова, исследуя проблемы развития УК у студентов, пришла к выводу, что образовательный процесс в традиционном формате тормозит развитие УК студентов, что проявляется в поточной системе обучения, доминировании фронтальных форм работы, недостаточной интеграции и диверсификации дисциплин между собой, в сложности диагностики уровня развития УК [5].

Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Назарова акцентируют внимание на том, что преподаватели испытывают трудности с выбором средств и форматов оценки УК, так как последние представляют собой интегративный образовательный результат, оценка которого требует комплексного, междисциплинарного подхода, объединяющего усилия преподавателей кафедр, работающих на достижение студентами этого результата. Поэтому, по мнению исследователей, актуальной и требующей оперативного решения проблемой является формирование и совершенствование фондов оценочных средств, содержащих четкие критерии и дескрипторы, позволяющие комплексно оценивать сформированность УК студентов [6, с. 88].

Зарубежные исследователи А. Брилингейт, Л. Букаус-кас и А. Джускевисине также констатируют тот факт, что современные преподаватели сталкиваются с тем, что привычные традиционные подходы и методы не способствуют развитию таких компонентов УК, как критическое мышление (сгШса1 thinking), познавательная гибкость (rognitive flexibility), умение решать сложные задачи (ramplex problem solving), активное учение (artive learning) [7, р. 22].

Рассуждая о трудностях, которые возникают у преподавателей при развитии УК студентов, мальтийский ученый М. Дебоно корень проблем видит в отсутствии у системы образования единой концепции по формированию УК, развитие которых, по его мнению, должно осуществляться с раннего возраста [8, р. 82].

Основные противоречия и трудности, на которых акцентируется внимание на страницах встретившихся нам исследований, отражены в таблице ниже.

Основные противоречия и трудности, которые испытывают преподаватели при развитии УК студентов

Исследователь Противоречия и трудности

С. В. Михайлова Традиционный формат образовательного процесса тормозит развитие УК студентов: поточная система обучения, доминирование фронтальной работы, недостаточная интеграция и диверсификация дисциплин между собой, сложность диагностики уровня развития УК [5]

С. А. Шилова Стереотипность ролевого поведения преподавателя, ограниченные возможности аудиторных занятий для приобретения опыта реализации и предъявления УК в различных ситуациях взаимодействия [4, с. 376]

И. Ю. Тарханова Недостаточно высокая мотивация студентов к изучению содержания непрофильных дисциплин и развитию УК [1, с. 112]

Н. Ю. Поста-люк, Е. Я. Коган, В. А. Прудникова Недостаточно высокий уровень готовности педагогических работников к решению задач формирования УК студентов, в том числе отсутствие у них опыта компетентнос-тно-ориентированного оценивания. Суммирующее оценивание УК не стандартизировано [2, с. 66]

Т. А. Камарова Отсутствие системного, поэтапного развития УК студентов, а также отсутствие инструментов их оценивания [3, с. 25]

Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Назарова Трудности с выбором средств и форматов оценки УК, связанные с необходимостью комплексного, междисциплинарного подхода, объединяющего усилия преподавателей кафедр, работающих на достижение студентами комплексного интегративного результата [6, с. 88]

А. Брилингейт, Л. Букаускас, А. Джускевисине Традиционные подходы и методы не способствуют развитию таких компонентов УК, как критическое мышление, познавательная гибкость, умение решать сложные задачи, активное учение [7, р. 22]

М. Дебоно Отсутствие у системы образования единой концепции по формированию УК [8, р. 82]

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Анализ приведенных в таблице данных позволил выделить ключевое противоречие между необходимостью в совершенствовании уже имеющегося учебно-методического обеспечения и поиска инновационных форм, методов и технологий организации деятельности преподавателя по формированию УК студентов с одной стороны и неготовностью большинства преподавателей к изменению традиционного формата своей деятельности с другой стороны.

Данное противоречие и обозначенные выше трудности помогли нам сформулировать вопросы анкеты для преподавателей-практиков, реализующих программы профессионально-ориентированного иностранного языка для студентов неязыковых специальностей и развивающих целый ряд УК (УК-4: способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке

Российской Федерации и иностранном(-ых) языке(-ах); УК-1: способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-3: способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; УК-5: способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах и др.).

При помощи сервиса Google Формы преподавателям были заданы следующие вопросы:

1. Назовите основные трудности, с которыми Вы сталкиваетесь при формировании УК студентов.

Варианты ответа: а) отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы; б) неумение студентов работать с массивом информации, связанное с ее поиском и обработкой; в) слабая языковая подготовка студентов; г) отсутствие научно-методических рекомендаций для преподавателей по развитию УК студентов; д) другое.

2. Есть ли у Вас какие-либо дефициты методического характера при формировании УК студентов (при подготовке учебных и аттестационных материалов)?

Варианты ответа: а) отсутствие четких критериев оценки степени сформированности УК студентов; б) трудности, связанные с моделированием заданий по развитию УК в цифровой среде; в) отсутствие структурированных технологий и методик по формированию УК; г) трудности при оценивании личностного и воспитательного компонентов УК; д) другое.

На рисунках 1, 2 представлены диаграммы с распределением ответов преподавателей.

Исходя из ответов преподавателей на первый вопрос, очевидно, что больше половины из них (59,9 % опрошенных) связывают трудности с формированием УК у студентов со слабой языковой подготовкой последних. Большой процент преподавателей (42,1 %) отмечают, что отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы также негативно сказывается на развитии УК. В качестве еще одного затруднения при формировании УК некоторые респонденты (31 %) выделяют неумение студентов качественно работать с информацией. Очень ценными для нашего исследования были собственные варианты ответов преподавателей в разделе «другое». Ответы были следующие: «умение кратко и по делу представить информацию, презентовать себя», «нежелание студентов изучать данный предмет», «основной трудностью является реализация на должном уровне УК-4 касательно устной коммуникации».

Анализ ответов преподавателей на вопрос, связанный с дефицитами методического характера, показал, что основная

проблема—отсутствие четких критериев оценки степени сформированности УК студентов (около 58 % опрошенных). Многие преподаватели также испытывают недостаток в структурированных технологиях и методиках формирования и развития УК (47,4 %). Для многих преподавателей актуален вопрос оценивания личностного и воспитательного компонентов УК (42,1 %). Несмотря на то, что в данный момент всем преподавателям приходится работать в электронной образовательной среде, некоторые из них (около 26 %) испытывают трудности с моделированием заданий по развитию УК в цифровой среде.

Предложенные выше вопросы анкеты, связанные с основными трудностями преподавателей при формировании и оценке УК студентов, обсуждались также с ведущими преподавателями межфакультетской кафедры иностранных языков Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), кафедры иностранных языков и кафедры германо-романской филологии Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева (Петропавловск), кафедры «Языки, литература и журналистика» Инновационного Евразийского университета (Павлодар) в ходе IV Международного научно-методического семинара «Организация профессионально-ориентированной языковой подготовки студентов в вузе».

Такой формат сотрудничества преподавателей не только позволил актуализировать основные трудности и дефициты методического характера, связанные с формированием

Рис. 1. Ответы преподавателей на вопрос «Назовите основные трудности, с которыми Вы сталкиваетесь при формировании УК студентов»

Рис. 2. Ответы преподавателей на вопрос «Есть ли у Вас какие-либо дефициты методического характера при формировании УК студентов»

и оценкой УК студентов, но и предоставил участникам экспертного сообщества возможность поделиться опытом решения обозначенных проблем.

Во время дискуссии преподаватели сошлись во мнении, что помимо слабой языковой подготовки некоторых студентов многие из них не умеют самостоятельно работать с большим объемом информации, в том числе в цифровой среде. Поэтому одна из задач преподавателя при формировании УК на занятиях по иностранному языку — демонстрация способов работы с информацией, например оснащение студентов памятками с алгоритмом работы распознавания достоверных источников в сети Интернет.

Такого рода деятельность преподавателя будет способствовать не только формированию методической составляющей УК студентов, но и развитию не менее важного мотивационно-ценностного компонента УК через формирование культуры учения, ценностного отношения студентов к учебной и исследовательской деятельности.

Дискуссия развернулась также относительно воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык», содержание которой вносит существенный вклад в личностное развитие студентов во время обучения в вузе. Развитию личностного компонента УК студентов на занятиях по иностранному языку способствует сама организация образовательного процесса, которая проявляется в таких его составляющих, как содержание используемых материалов, организационные формы работы, технологии взаимодействия.

Разнообразие содержания используемого на занятиях материала: проблемные и аутентичные тексты разной тематики, страноведческие и культурно-исторические источники, стихи и пьесы, статьи и блоги и др. побуждают участников учебного процесса к размышлению, дискуссии, самопознанию, самоопределению, становлению личностных качеств.

Формат практических занятий дисциплины «Иностранный язык» позволяет применять всё разнообразие интерактивных форм организации учебного процесса: круглые столы, дискуссии, драматизации диалогов, тренинги, проекты, кейсы, презентации, квесты, викторины, виртуальные экскурсии и т. д. Эти формы работы способствуют развитию таких личностных качеств студентов, как умение работать в команде, самоорганизация, самопрезентация, креативность.

Многие преподаватели в этой связи отмечали, что не ограничиваются лишь аудиторными формами организации учебного процесса, а активно привлекают студентов к участию во внеурочных мероприятиях кафедрального, факультетского, вузовского и межвузовского уровней.

Преподаватели межфакультетской кафедры иностранных языков ОмГПУ рассказали, что все студенты неязыковых специальностей принимают участие в открытых мероприятиях, проводимых на иностранном языке в рамках ежегодного «Фестиваля науки». Показать уровень сфор-мированности своих УК студенты могут и на ежегодной внутривузовской междисциплинарной «Олимпиаде по универсальным компетенциям», где участникам предлагается выполнить задания, в том числе и на иностранном языке. В течение года преподаватели кафедры проводят различные тематические внеаудиторные мероприятия, которые носят воспитательный характер, такие как Painful Pointson

Earth, Teachers' Day, Interesting Cultural Traditions Around the World и др.

Большое влияние на развитие личностного компонента УК студентов оказывают и технологии взаимодействия между участниками образовательного процесса. Безусловно, приоритетны технологии совместного, кооперативного взаимодействия, подразумевающие равенство активностей преподавателя и студентов при конструктивном сотрудничестве. Студенты при этом учатся брать на себя ответственность за свою деятельность, у них формируется понимание важности общения и ведения диалога при возникновении любых ситуаций. Коллективные формы работы развивают творческие способности студентов, их умение мыслить нестандартно.

Огромный воспитательный потенциал дисциплины «Иностранный язык» не вызывает сомнений, но вполне закономерно у участников семинара возник вопрос, связанный с трудностями оценки личностного компонента УК студентов. Дискуссия на этот счет позволила сделать вывод, что необходима комплексная оценка УК, так как она позволяет увидеть уровень сформированности всех компонентов УК, в том числе и личностного.

Совместная работа преподавателей в рамках секции семинара позволила обозначить основную особенность современного обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, которая заключается не столько в развитии языковых навыков, сколько в направленности всего образовательного процесса на развитие УК студентов.

Обсуждение проблем, возникающих при формировании и оценке УК студентов, также привело к пониманию того, что перечисленные трудности как раз и являются задачами преподавателя, реализующего содержание дисциплины «Иностранный язык» в современных условиях внедрения компетентностно-ори-ентированных ФГОС 3++. Поэтому в помощи и сопровождении нуждаются не только студенты, но и преподаватели.

Совершенствование учебно-методического обеспечения, способствующего развитию УК студентов, требует от преподавателей владения определенными компетенциями в области цифровой грамотности, научно-методических и организационных навыков, рефлексивных и прогностических умений. Преодолению трудностей, связанных с деятельностью преподавателя по формированию и оцениванию УК, могут способствовать различные формы сотрудничества и обмена опытом, выражающиеся в организации курсов повышения квалификации, научно-методических семинаров, круглых столов, мастер-классов, конференций, тренингов.

Заключение (Conclusion)

Подводя итог, следует отметить, что сегодня существует необходимость в разработке технологий поэтапного формирования и развития УК студентов, в которых было бы представлено структурированное и переработанное содержание дисциплины «Иностранный язык», способствующее развитию всех компонентов УК; обозначены разнообразные формы развития УК, в том числе внеаудиторные и междисциплинарные; описаны технологии взаимодействия преподавателей и студентов; предложен критериально-диагностический инструментарий оценки степени сфор-мированности УК.

Библиографический список

1. Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. C. 110-118.

2. Посталюк Н. Ю., Коган Е. Я., Прудникова В. А. Проблемы формирования универсальных компетенций студентов в российской системе подготовки кадров с прикладными квалификациями // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 3. С. 60-69.

3. Камарова Т. А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. : Экономика и управление. 2021. № 4. С. 25-35. DOI: 10.18323/2221-5689-2021-4-25-35

4. Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. : Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, № 4 (24). С. 374-380. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380

5. Михайлова С. В. О проблеме развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся технических направлений // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. DOI: 10.17513/spno.30308

6. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. : Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 3. С. 85-102. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.3.6

7. Brilingaite A., Bukauskas L., Juskeviciene A. Competency Assessment in Problem-Based Learning Projects of Information Technologies Students // Informatics in Education. 2018. Vol. 17, no. 1. P. 21-44. DOI: 10.15388/infedu.2018.02

8. Deb^ M. Transferable Skills in Malta: Challenges and Policy Recommendations // Malta Review of Educational Research. 2020. Vol. 14, no. 1. P. 73-91. URL: https://www.mreronline.org/wp-content/uploads/2020/06/4-Manwel-Debono-Transferable-Skills-in-Malta.pdf (дата обращения: 16.06.2022).

References

Brilingaite A., Bukauskas L., Juskeviciene A. (2018) Competency Assessment in Problem-Based Learning Projects of Information Technologies Students, Informatics in Education, vol. 17, no. 1, pp. 21-44, doi: 10.15388/infedu.2018.02 (in English)

Debono M. (2020) Transferable Skills in Malta: Challenges and Policy Recommendations, Malta Review of Educational Research, vol. 14, no. 1, pp. 73-91. Available at: https://www.mreronline.org/wp-content/uploads/2020/06/4-Manwel-Debono-Transferable-Skills-in-Malta.pdf (accessed: 16.06.2022). (in English)

Drobotenko Yu. B., Nazarova N. A. (2021) Otsenka universal'nykh kompetentsii studentov neyazykovykh spetsial'nostei [Assessing Universal Competencies of Students of non-Linguistic Specialtie], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo Universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Series Psychological and Pedagogical Sciences], vol. 18, no. 3, pp. 85-102, doi: 10.17673/vsgtu-pps.2021.3.6 (in Russian)

Kamarova T. A. (2021) Neobkhodimye kompetentsii studentov i vypusknikov vuzov dlya uspeshnogo trudoustroistva [Necessary Competences of Students and University Graduates for Successful Employment], Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ehkonomika i upravlenie [Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management], no. 4, pp. 25-35, doi: 10.18323/2221-5689-2021-4-25-35 (in Russian)

Mikhailova S. V. (2020) O probleme razvitiya nadprofessional'nykh kompetentsii u obuchayushchikhsya tekhnicheskikh napravlenii [On the Problem of Developing Superprofessional Competencies in Students of Technical Areas], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], no. 6, doi: 10.17513/spno.30308 (in Russian)

Postalyuk N. Yu., Kogan E. Ya., Prudnikova V. A. (2018) Problemy formirovaniya universal'nykh kompetentsii studentov v rossiiskoi sisteme podgotovki kadrov s prikladnymi kvalifikatsiyami [The Problems of Formation of the Versatile Competencies of Students in the Russian System of Training for Applied Qualifications], Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Management of Education: Theory and Practice]*, no. 3, pp. 60-69. (in Russian)

Shilova S. A. (2017) Formirovanie gibkikh navykov sredstvami mikrogruppovykh form raboty pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze [Developing Soft Skills Through Group Work Within the Framework of Teaching English at University], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology], vol. 6, no. 4 (24), pp. 374-380, doi: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380 (in Russian) Tarkhanova I. Yu. (2019) Formirovanie universal'nykh kompetentsii studentov vuza sredstvami uchebnoi i proizvodstvennoi praktiki [Formation of Universal Competences of University Students by Means of Educational and Industrial Practice], Sotsial'no-politicheskie issledovaniya [Social and Political Research], no. 1, pp. 110-118. (in Russian)

* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.