ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ АРТИСТА БАЛЕТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Т. Н. Мацаренко
В современном обществе в связи с социально-экономическими преобразованиями особую актуальность приобретает проблема профессионального долголетия, востребованности в хореографической сфере деятельности и усугубляется как особенностями самой профессии, так и несовершенством законодательства1.
В ходе констатирующего эксперимента нашего исследования проводилось анкетирование, направленное на выявление желаемой профессиональной перспективы артистов балета. В качестве испытуемых выступили Академия танца им. Н. Нестеровой, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. А. Александрова, ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД, Академический ансамбль песни и пляски Московского военного округа, Ансамбль воздушно-десантных войск, Московский областной государственный театр «Русский балет», Театр пластического балета «Новый балет». Результаты анкетирования показали, что 37% артистов балета желают открыть свой театр, центр или школу, 22,5% быть педагогом-хореографом, 17% при любых обстоятельствах останутся работать в своём коллективе, 13,5% желают уйти в систему дополнительного образования детей, 6% — в спорт, фитнес, 4% стремятся стать репетиторами (рис. 1).
Руководитель театра, центра, школы 37%
Педагог-кореогрэф 22,5%
Остаться работать в сеоем коллективе 17% Дополнительное образование детей 13г5%
С порт, фитнес 6%
Рис. 1 Желаемая профессиональная перспектива артистов балета
Для нас значимо, с какими трудностями сталкиваются артисты балета, пришедшие в педагогическую деятельность. Анкетирование проводилось среди педа-гогов-хореографов, руководителей хореографических коллективов, имеющих стаж педагогической деятельности. Экспериментальной базой послужили: МОУ ДОД Дворец пионеров им. А. Гайдара, Московский дом самодеятельного творчества, ДК «Гармония», ДК «Салют», ДК «Гайдаровец», ДК Плеханова (хореографические коллективы «Гелиос», «Спектр», «Геликон»), МОУ ДОД Центр эстетического воспитания учащихся «Ровесник», шоу-балеты «Антре» и «Блюз». Результаты иссле-
дования показали, что 20,5% респондентов сталкиваются с материальными трудностями, 17% — с непониманием со стороны руководства, 14% отмечают слабую педагогическую подготовку, 13,9% — незнание специфики преподавания хореографии, 12,8% — трудность в общении с коллегами, 11,8% — трудность в работе с детьми, 10% — трудности в организации творческого процесса.
Опыт руководителей хореографических коллективов в педагогической сфере деятельности показывает, что переход в педагогическую профессию осуществляется артистами балета в условиях полной неосведомлённости о содержании данной профессии. Артисты балета стремятся к более высоким целям в хореографической деятельности, желают обладать определённым положением (статусом) в коллективе и сталкиваются с отсутствием необходимых знаний, умений, компетенций2.
Длительный период жизни артиста балета на профессиональной сцене связан с демонстрацией своих возможностей и стремлением к демонстрации личных успехов. Артисты балета ищут пути завоевания престижного положения, которое выражается в повышении своей социальной значимости, статуса, авторитета, который основывается не только на высоком профессиональном качестве исполнительского искусства, но и выражается в безусловном признании обществом, т. е. в высоком престиже. При этом артисты балета испытывают повышенную тревожность именно из-за опасности не занять высокого статуса.
Артисты балета, которые уже работают руководителями хореографических коллективов в системе дополнительного образования детей и имеют педагогический стаж, более адекватно оценивают деятельность преподавателя и руководителя хореографического коллектива. Из них только 8% стремятся к открытию своего центра или школы, осознавая трудности и ответственность. Они больше увлечены процессом педагогической или постановочной деятельности, не заботясь о собственных достижениях, 56% артистов балета с педагогическим стажем считают, что преподавательская деятельность обеспечивает надёжность существования, такая профессия — признак стабильности, 22,5% отметили, что для преподавания хореографии необходим индивидуальный стиль деятельности, 13,5% желают повысить свою квалификацию с целью совершенствования педагогической деятельности.
При этом выявлена проблема: в профессионально-педагогической позиции артиста балета существуют противоречия. Стремление сохранить профессиональный статус мешает артистам балета отождествлять себя с другими педагогами дополнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, мастера хореографии. Однако, начиная работать руководителем хореографического коллектива, испытывают трудности при организации коллектива, у них отсутствует ответственность за состояние дел, прогнозируемостъ результатов деятельности. По нашим данным, 32% артистов балета, работающих в педагогической сфере, не учитывают две основные задачи дополнительного образования детей — организацию коллективной жизнедеятельности и включение в неё каждого учащегося. Характер затруднений здесь определяется в основном низким уровнем психологической и педагогической компетентности, отсутствием направленности на решение задач творческого развития учащихся. 20,5% артистов балета отметили, что в
своей работе стараются проявлять оригинальность, которая проявляется, с одной стороны, как педагогическая практика, с другой — как поиск различных направлений двигательной активности; 24% опираются на особый стиль, национальную хореографию; только 23,5% берут за основу возможности учащихся.
Привлечение учащихся в коллектив и их закрепление является основной трудностью для начинающего руководителя хореографического коллектива. Специфика дополнительного образования детей состоит в том, что если артисту балета как руководителю не хватает организационных качеств по созданию хореографического коллектива, умения расположить к себе учащихся, пробудить интерес к хореографии, показать преимущества, убедить, мотивировать учащихся к занятиям, то группы у него не набираются, следовательно, администрация вынуждена с ним расстаться.
В основе взаимодействия руководителя хореографического коллектива и учащихся должен лежать стиль деятельности, который предопределяет специфику руководства учебным процессом и стиль общения с коллективом3. Специфика состоит в том, что возможные стили по-разному воспринимаются учащимися. Наиболее адекватно и доброжелательно учащиеся воспринимают демократический стиль руководства и общения. Авторитарный стиль тоже принимается учащимися, при условии, если он будет не очень жёстким. По результатам опроса 58% учащихся предпочитают демократический стиль общения, либеральный — 26%, авторитарный—16%.
Для учащихся на первом месте — личность артиста балета (стиль его общения, увлечённость и заинтересованность), а затем сам предмет интереса (хореография). Необходимым элементом является процесс сотворчества артиста балета и учащихся: взаимодействие, взаимопонимание, взаимоответственность.
Профессиональная сценическая деятельность артиста балета связана с желанием добиться высоких исполнительских результатов. При этом артисты балета считают значимым трудоспособность — 18%, творческий подход — 16,8%, исполнительность — 15%, профессиональную хореографическую подготовку — 14%, технику движений — 11%, требовательность — 9,2%, дисциплинированность — 9%, преданность делу — 7%. Это связано с традициями хореографической школы, основанными на требовательности, дисциплинированности, выносливости и чёткой самоорганизации.
Все эти требования артисты балета привносят в преподавательскую деятельность, имея в виду, что предпосылкой танцевальной деятельности является наличие способностей и одарённости учащихся, поэтому изначально критерием отбора являются определённые физические данные учащихся. Однако, предъявляя очень жёсткие требования детскому коллективу, они не учитывают специфичность преподавания хореографии в дополнительном образовании детей: ограниченность временем и то, что хореографией занимаются все дети, без учёта их способностей4. В процессе преподавания начинающие педагоги-хореографы допускают некорректность речи, упрёки, нарекания, предъявление завышенных требований учащимся в исполнении танцевальных комбинаций.
Неудовлетворённость самих артистов балета достижениями в педагогической деятельности респонденты объясняют следующими причинами: 37% респондентов выделяют плохую физическую форму учащихся, 17% указывают на физические недостатки, 15,4% жалуются на плохую организацию, 15,8% — на своё неумение убеждать, 14,8% представляют себя человеком настроения.
На результаты педагогической деятельности артистов балета отрицательно влияет нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость. Артисты балета, пришедшие в педагогическую деятельность, зачастую действуют силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя учащихся по пути достижений, подчас блокируя инициативность детей. При этом проявляют пренебрежительное отношение к своим профессиональным обязанностям, агрессивный тон общения с учащимися. Деструктивное поведение артистов балета является следствием фрустрации, возникающей по причине неудовлетворённости своей педагогической деятельностью, и вызывает негативные эмоции, гнев, раздражение из-за невозможности сделать коллектив образцово-показательным.
Артист балета сталкивается со своеобразным психологическим барьером в отношениях, требуя от учащихся своего коллектива высоких исполнительских результатов, не осознавая, что дети приходят в дополнительное образование не с целью профессионального овладения хореографией, а с целью развития. Спецификой хореографических занятий в дополнительном образовании детей является активизация двигательной деятельности учащихся, привлечение их к красоте искусства, раскрытие творческой индивидуальности и выявление способностей к данному виду деятельности с последующей рекомендацией заниматься тем или другим видом хореографии в любительских танцевальных коллективах5.
Каким бы ни было педагогическое мастерство артиста балета, если ему не удалось найти способ вызвать активность самого учащегося, воздействие не даст ожидаемого результата. Важным условием успешной адаптации артиста балета к педагогической деятельности является индивидуальный подход как реализация индивидуальных профессиональных возможностей, приобретённых в сценической деятельности, которые служат средством приспособления артиста балета к требованиям педагогической деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что предшествующий профессиональный сценический опыт артиста балета содержит потенциал, обеспечивающий успешность в педагогической деятельности. Исследование показало, что продолжение хореографической деятельности в новой для артиста балета роли руководителя хореографического коллектива укрепляет веру в собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную, интересную творческую жизнь, мечты и стремление добиться признания в обществе, реализуя себя в роли руководителя хореографического коллектива. Рамки дополнительного образования характеризуются свободой выбора6, и у артиста балета есть возможность вариативно выбирать любые хореографические методики, программы, направления, стили деятельности, что способствует удовлетворению потребности. Данные исследования показывают, что 32% артистов балета стремятся найти единомышленников для реализации своей профессиональной деятельности через
активную общественную жизнь, 28% привлекает свобода выбора в педагогической деятельности, повод изучить новый танцевальный стиль, 23% отметили, что преподавание приносит внутреннее удовлетворение, для 17% артистов балета педагогика представляет интерес.
Артисты балета, осознающие свой сценический потенциал, отличаются высокой мотивацией к саморазвитию в личном и профессиональном плане. В процессе перехода к педагогической деятельности они создают атмосферу художественнотворческого поиска, включая реализацию в образовательной среде авторских хореографических спецкурсов. Возможность выбирать средства, формулировать задачи, определять условия их решения делает деятельность артиста балета всё более свободной. Переход в педагогическую деятельность выявляет скрытый потенциал артиста балета, новые творческие способности, помогает обрести уверенность в себе. Сфера дополнительного образования детей как сфера неформального образования способна помочь артисту балета в успешной адаптации к педагогической деятельности, так как неформальное образование основывается наличном интересе воспитанников. Основным условием успешной педагогической деятельности артиста балета является реализация его предшествующего сценического (исполнительского) опыта. Использование сценического опыта даёт возможность артисту балета и коллективу под его управлением показать свои успехи, получить удовлетворение от затраченного труда, престижем коллектива вызвать заинтересованность учащихся к учреждениям системы дополнительного образования в целом.
1 Кузьмина Е. О статусе артиста балета // Новости Якутии. 2005. № 19. С. 3.
2 Митакович Л. А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2009. № 116. С. 185-189.
3 Кузнецова Т. М. Индивидуальный стиль педагога-хореографа и его формирование: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1992.
4 Валеева М. А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: дис.... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
5 Паршук С. М., Драган А. О. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников // Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 185-186.
6 Андрианова Н. Н. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа: на примере квалификации «педагог дополнительного образования» в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.