Научная статья на тему 'Трудное признание подвига'

Трудное признание подвига Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудное признание подвига»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ, 2005, № 2.С. 42 - 48.

Ш. Магидов

ТРУДНОЕ ПРИЗНАНИЕ ПОДВИГА

11 мая 1955 года по 2-му каналу российского телевидения состоялась передача «Подробности», посвященная 50-летию Великой Победы над фашизмом. Вел передачу известный тележурналист Николай Сванидзе. В ней речь шла о фотоснимке, известном всему миру, а не только гражданам бывшего Союза ССР.

На нем запечатлен важнейший исторический момент - водружение флага на одной из башен германского рейхстага, осиного гнезда фашизма. Это был апофеоз Победы, к которой четыре с лишним года шел многонациональный советский народ, а запечатлел этот миг мужественный и талантливый военный фотокорреспондент Евгений Халдей.

Меня, как и самого Н. Сванидзе, автора и организатора телепередачи, поразил парадокс: всемирно известный фотоснимок и... почти полное неведение людей о том, кто же на этом снимке изображен, кто они, эти герои, которые в разгар еще не утихших боев, под шквальным перекрестным огнем с той и с другой стороны отважились на этот подвиг? Я сам попытался провести маленький опрос: показывал фотоснимок ряду лиц - и пожилых, и молодых - и убедился, что даже после телепередачи, которую многие не смотрят, и публикации в «Дагестанской правде» от 9 мая 1995 г. почти никто не смог ответить на вопрос, кто же на этом снимке запечатлен? «Все это было бы смешно, если бы не было так грустно... » - как сказал поэт. Между тем на снимке ясно и четко видны фигуры воинов Красной Армии. Одни из них водружал флаг, другой его поддерживает (подстраховывает), третий их охраняет. Кто же они, эти мужественные воины? Они известны, увы, не многим. Первым из них является сержант Алексей Ковалев, украинец из Киева, второй - Абдулхаким Исмаилов, кумык из Дагестана, третий - Леонид Г оричев, белорус из Минска. Как будто сама судьба распорядилась, чтобы и здесь в этот исторический момент апофеоза ярко проявился интернационализм народа, несшего свет освобождения и раскрепощения от фашизма всем народам Европы и мира.

Ведущий передачи «Подробности», безусловно, руководствовался и вдохновлялся одной целью: восстановить историческую правду и справедливость. Какое счастье, что к моменту выхода передачи и на сегодняшний день герои запечатленного на снимке события, за исключением умершего несколько лет тому назад минчанина Л. Горичева, живы. Был жив и фотокорреспондент Е. Халдей (к сожалению уже несколько лет его нет рядом с нами). Непосредственно в передаче участвовали, кроме Н. Сванидзе, полковник в отставке (бывший сержант) А. Ковалев и фотокорреспондент Е. Халдей. На вопрос ведущего, почему до сих пор не известны широкой общественности имена запечатленных на снимке отважных разведчиков, чьи личности подтвердил Е. Халдей, и почему им не было присвоено вполне заслуженное за такой подвиг звание Героя Советского Союза (по словам Е. Халдея, они были первыми, кто водрузил победные флаги над рейхстагом, и весь мир видит именно их на снимке), А. Ковалев ответил, что им запретили об этом говорить. Факт остается фактом. Действительно, долгое время вокруг этой фотографии, ставшей популярной, чтобы запретить ее публикацию (к тому же сам факт запрета возбудил бы усиленный интерес в ней), царила атмосфера как бы умышленного умалчивания. Иначе трудно чем-либо иным объяснить такое единодушие в стремлении передать забвению тех, кто пронес и водрузил флаг Победы советского народа над рейхстагом - главным логовом врага. Более того, после окончания войны одного из главных действующих лиц - А. Ковалева - в одно время даже надолго упрятали в больницу. Далее, по словам Н. Сванидзе, когда Сталину был представлен список воинов, водрузивших красные полотнища в разное время и в разных точках рейхстага, он остановил выбор на сержантах М. Егорове и М. Кантария. В заключение

комментатор телевидения сказал, что в год пятидесятилетия Победы пора, наконец, вспомнить и воздать должное подлинным героям, запечатленным на известном снимке. Историческая справедливость должна быть восстановлена!

Думаю, что не я один (из тех, кто смотрел телепередачу) размышлял над тем, что в этом факте (героизме одних и умолчании о нем других), как в капле воды, отражены свет и тени нашего недавнего прошлого. Да, в нем были и высокий патриотизм, и единение, и единодушие тех, кто безо всякой оглядки на то, к какой нации принадлежит, готов был пожертвовать всем, лишь бы спасти единое Отечество всех народов. И этот несомненный свет все ярче сияет нам из прошлого, в т.ч. и в немеркнущем подвиге тех, сто запечатлен навеки на фотоснимке.

И тут же рядом видится иное: была «высшая воля» человека, который вовсе не думал и не заботился об исторической справедливости, а целиком и полностью руководствовался своими политическими «усмотрениями», своими амбициями, своими личными пристрастиями, наконец, которые в годы его властвования становились «высшим законом» для всех.

Мы отдаем должное подвигу М. Егорова и М. Кантария. Да, они и десятки других действительно установили знамена и флаги на крыше рейхстага. Вот, в частности, что об этом пишет газета «Правда» от 30 апреля 1990 г.: «... в ночь на первое мая на крыше рейхстага было установлено знамя Военного Совета 3-1 ударной армии, известное под номером 5 . После непосредственного приказа Ф. Зинченко его водрузили разведчики 56го полка М. Егоров и М. Кантария, которых сопровождал лейтенант А. Берест...». Свое знамя, по свидетельству М. Егорова и М. Кантария, они прикрепили к скульптуре конного рыцаря кайзера Вильгельма, которая находилась с восточной стороны здания, над депутатским входом. Перенесенное ими позднее, 2 мая, на купол рейхстага, Красное Знамя № 5 стало считаться Знаменем Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Как видит читатель, уже по одному номерному знаку знамени понятно, что были и ранее водружены знамена и флаги, и каждый из них мог стать Знаменем Победы. Так что вся слава, приписанная лишь двум воинам, за что они получили высшую награду - звание Героя Советского Союза - и стали известны всему миру, является результатом чисто условного выбора (возможно, по счастливому для них сочетанию: русский + грузин), сделанного «отцом народов», который никто не посмел тогда обсуждать и оспаривать. Статья «Знаменосцы Победы» в вышеуказанном номере «Правды», который вышел накануне 45-летия окончания ВОВ, впервые попыталась сделать предметом гласности тот факт, что кроме Егорова и Кантария имели такое же равное право на такие же почести многие другие воины. Но эта статья была только первым восстановлением исторической справедливости, довольно половинчатым и нерешительным, ибо в ней не упоминаются те, которые запечатлены на всемирно известном снимке и которые поистине были первыми. Неужели подтверждается наличие некоего заговора вокруг этих имен, о котором упомянул А. Ковалев?

То, что после выхода в эфир передачи «Подробности» прошло немало времени и ни с чьей стороны публично никакого внимания и интереса к этому потрясающему факту замалчивания подвига героев не было проявлено, лишь косвенно подтверждает такое предположение. А ведь эта передача взволновала не только меня, я в этом убежден, многих россиян, украинцев, белорусов и, несомненно, дагестанцев.

В интервью, которое я брал лично у Абдулхакима Исмаилова, на вопрос, кто же был первым и кто первым водрузил флаг на рейхстаге, он однозначно ответил: «Первыми были мы, и потому нас сфотографировали!».

Первые есть первые!

Юрий Гагарин был первым космонавтом и главным образом именно этим вошел в историю, хотя этот подвиг после него повторили многие. Это нормально, так оно и должно быть! Поэтому парадоксально наблюдать противоположное: почти все мои студенты, представители послевоенных поколений, когда я им показывал фотоснимок и

спрашивал, кто на нем изображен, с завидным постоянством отвечают: Егоров и Кантария.

Я тогда написал и опубликовал (8 сентября 1995 г.) в «Дагестанской правде» статью «Первые и ... забытые» и ставил вопрос: не пора ли хотя бы в год 50-летия Победы, пока еще живы (дай им Аллах долгих лет жизни) Алексей Леонтьевич Ковалев, Абдулхаким Исакович Исмаилов, пока жива память о третьем участнике подвига - Леониде Горичеве, восстановить, наконец, историческую справедливость и воздать должное героям?

Тогда я призывал руководство государства и лично президента РФ проявить в высшей степени гуманность и справедливость, пригласив в Кремль двух ныне здравствующих героев и кого-то из близких родственников Л. Горичева и на фоне исторического Знамени Победы вручить давно заслуженные ими высокие звания (пусть не Героев Советского Союза - из-за упразднения этих званий) Героев Росси, крепко обнять их и принести соответствующие извинения за вину тех, что так преступно равнодушно обошелся с теми, чьи имена должны были стоять в ряду тех, кто составляет славу и гордость Отечества.

Мне не совсем известно, как сложилась послевоенная судьба А. Ковалева и покойного Л. Горичева. Но судьба А. Исмаилова, моего старого и доброго друга, которому тогда уже было 77 лет (сейчас ему 87 лет), сложилась далеко не адекватно тому вкладу, который он внес в победу над фашизмом. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт: все годы после войны А. Исмаилов честно и добросовестно трудился в своем родном селении Чагар-отар Хасавюртовского района. Ему в свое время не дали даже республиканской (тогда РСФСР) пенсии, а ограничились местной. Этот факт красноречиво говорит сам за себя. Этот очень скромный, даже стеснительный человек, какими часто бывают люди, наделенные от природы богатырской физической силой и благородством души, был в годы войны отважным фронтовым гвардейским разведчиком. Он призван был в армию еще в 1939 г., прошел трудными дорогами боев до Берлина, был неоднократно ранен, штурмовал рейхстаг и вместе с собратьями по оружию водрузил победное знамя над логовом врага. Это очень честный, порядочный, трудолюбивый, доброжелательный, приветливый человек, готовый всем прийти на помощь. Нельзя сказать, что в Дагестане он полностью был обойден вниманием: время от времени в республиканской печати по случаю юбилейных дат, например, 9 мая 1995 г. в «Дагестанской правде», о нем писали, вспоминали его ратные подвиги вплоть до водружения флага. Но дальше этого дело не шло. Лица, облаченные властью, чей прямой долг, казалось, должен был их побудить добиться более высокого признания заслуг своего соотечественника, как воды в рот набрали.

А о чем говорит тот факт, что спустя три месяца со дня выхода российской телепередачи «Подробности», которую смотрела и слушала вся страна, до опубликования моей статьи у нас в республике вокруг этой темы вновь наблюдалось глухое пресловутое молчание (во всяком случае, публично)? Телепередача всем непредвзято настроенным людям донесла не только боль и жгучее сожаление за столь однозначную несправедливость, но и надежду, что в конце концов власть предержащие возместят исторический долг. Но вот стена молчания, эта ничем не объяснимая позиция руководства нашей республики, Комитета ветеранов ВОВ, других инстанций просто поражала. Неужели им безразлична судьба одного из самых славных сынов Дагестана? Иначе как понимать отсутствие хотя бы малейшей реакции на московскую передачу? Почему не последовало ходатайство высших официальных органов о восстановлении исторической справедливости?..

Я допускал, что по тем или иным причинам первые лица из руководства республики не смотрели эту передачу, попросту ничего о ней не знали. Но возникает вопрос: неужели среди огромной армии чиновников не нашлось ни одного лица из тех, которые хотя бы по долгу службы, если уж не по зову сердца, обязаны доложить начальству о тех передачах ЦТ, которые имеют какое-либо отношение к Дагестану? Неужто судьба соотечественника, прославившего своим подвигом всю огромную страну, всю

антигитлеровскую коалицию, водрузившего под шквалом вражеского огня флаг Победы над рейхстагом, для них пустой звук? Или, может быть, в их глазах это мелочь, не заслуживающая внимания?

Вот почему я так ждал и надеялся: вот-вот последует отклик из высших сфер тех, кто как мне казалось, лучше меня должны знать и понимать значимость и важность подобной реакции на московскую передачу Увы, я ошибся.

Вот тогда я решился, наконец, нарушив субординацию, обратиться не через государственные, а общественные организации, которые, надеялся, меня поймут и поддержат, непосредственно к Президенту Российской Федерации с ходатайством о присвоении звания Героя России нашему земляку А.И. Исмаилову, а также его фронтовым товарищам по оружию - А. Ковалеву и Л. Горичеву (посмертно).

Более чем через полвека историческая справедливость восторжествовала!

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О награждении государственными наградами Российской Федерации активных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоить звание Героя Российской Федерации

ИСМАИЛОВУ ХАКИМУ ИСАКОВИЧУ

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль. 19 февраля 1996 г. № 212.

Вот так великий подвиг нашего земляка, водрузившего вместе с боевыми товарищами Знамя Победы над рейхстагом, оценен по достоинству.

Справедливости ради надо подчеркнуть, что после появления моей статьи активно включились в этот процесс комитет ветеранов ВОВ, полсредство РД в Москве, хасавюртовская райадминистрация, которые провели большую работу по восстановлению исторической справедливости.

После того как справедливость восторжествовала, казалось, надо бы ликовать, особенно землякам Исмаилова - дагестанцам. Но увы, оказалось, что некоторые «земляки» восприняли это признание подвига, как говорится, в штыки. Впрочем, «недовольство» выражали не за кулисами, а открыто писали в периодической печати.

Так появилась статья в газете «Дагестанская правда» известного корреспондента этой же газеты (фамилию не привожу, т.к. уважаю этого талантливого журналиста), в которой с нескрываемой иронией и даже категорическим неприятием известного исторического факта автор считает несправедливым присвоение звания Героя Российской Федерации Исмаилову Хакиму Исаковичу.

Не вникая в суть дела, не изучив всех архивных источников, не побеседовав с живыми очевидцами тех событий, так категорически утверждать, что звания героя должны были дать другим, а не Исмаилову, мягко выражаясь несерьезно.

Почему так невзлюбил отважного разведчика А. Исмаилова уважаемый корреспондент, для меня остается большой загадкой.

А дело было так. По высказыванию Е.А. Халдея ему приказали срочно сфотографировать тех, кто первыми на фасаде рейхстага водрузили полковой флаг, и он обратился к командованию, руководившему штурмом рейхстага, с просьбой указать воинов, первыми водрузивших на фасаде полковой флаг, и оно однозначно назвало разведчиков старшего сержанта Исмаилова, сержантов Ковалева и Горичева из роты старшего лейтенанта П. Шевченко. Е.А. Халдей разыскал их и попросил водрузить настоящее Знамя Победы, которое он привез с собой, т.е. повторить путь, пройденный

ими под перекрестным огнем сторон. И сфотографировал этот миг, потом опубликовал снимок в главной газете страны - «Правде».

Вот и вся история этого легендарного фотоснимка.

Признание подвига А. Исмаилова и его товарищей, как было уже отмечено, ничуть не умаляет заслуг М. Егорова и М. Кантария. Они тоже водружали Знамя Победы над рейхстагом так же, как и другие отважные воины (а их было не менее ста) - водрузивших красные полотнища в разное время и в разных частях рейхстага. Ведь все они рисковали жизнью в самые последние дни и часы этой страшной войны. И поэтому они все вполне заслужили высокие звания героев, в т.ч. и славные воины, о которых писал уважаемый корреспондент «Дагестанской правды». И не их вина, что кому-то понадобилось считать их первыми, предав забвению других, кто действительно были тоже первыми.

В памяти А. Исмаилова навсегда сохранились ожесточенные бои за столицу вермахта. Под ураганным огнем группа бойцов старшего сержанта А. Исмаилова с гранатами и автоматами в руках ворвалась в вестибюль 4-этажного дома в центре города. Фашисты подожгли одну из комнат здания, стали бросать вниз гранаты. Дым затруднял дыхание, ел глаза, жар обжигал тело. В этой сложной обстановке бойцы действовали смело и дерзко. Командир роты старший лейтенант Шевченко приказал старшему сержанту Исмаилову с бойцами его взвода проникнуть через окно в северную часть здания и зайти в тыл к немцам. Рискуя жизнью, отважные воины успешно провели эту операцию. Немцы, увидев советских солдат там, где их не ожидали, растерялись и стали поспешно бежать к лестнице, ведущей вниз.

Сильный огонь обрушили на гитлеровцев бойцы старшего сержанта Исмаилова. Враг был выбит из здания и уничтожен.

На следующий день об этом подвиге рассказала специально выпущенная листовка, в которой командование, обращаясь в бойцам 83-го отдельного гвардейского полка, призывало их драться так, как герои роты старшего лейтенанта Павла Шевченко.

Нажмем, гвардейцы!

Мы пришли в Берлин от Сталинграда. Пусть же слова сталинградцев мощным набатом прозвучат над Берлином.

Будем драться так, как герои роты старшего лейтенанта Павла Шевченко -старшина Федоров, сержант Ковалев, старший сержант Посухов, сержант Романов, старший сержант Исмаилов.

Вчера они окружили 4-этажный дом, где засели немцы, и штурмом овладели им. 30 гитлеровцев они убили, а 24 взяли в плен.

Но в поверженном рейхстаге продолжали еще отчаянно сопротивляться недобитые фашисты. Упорство обреченных всегда яростно. С боями подошли к рейхстагу и бойцы 83-го отдельного гвардейского полка. Именно этому 83-му полку, отличившемуся в боях за овладение Берлином и при штурме рейхстага, было предоставлено право водрузить флаг полка над фашистской цитаделью, которая символизировала центр германской столицы.

Эту высокую честь командование полка оказало трем отважным разведчикам: киевлянину А. Ковалеву, дагестанцу А. Исмаилову и минчанину Л. Горичеву. По команде «К рейхстагу! Вперед!» бойцы устремились к лестничному пролету, поднялись наверх, на крышу здания. Исмаилов помог Ковалеву взобраться с флагом на декоративную башню, а Горичев, сжав в руках автомат, охранял своих товарищей.

И сейчас как дорогую реликвию хранит Абдулхаким Исмаилов снимок, на котором он вместе с боевыми товарищами запечатлен в момент водружения на башне рейхстага знамени Победы. Снимок этот занял достойное место в одном из залов музея

Вооруженных Сил страны, известен всему миру как апофеоз Победы, к которой четыре с лишним года невероятных испытаний шел многонациональный советский народ.

Нас всех безмерно радует, что к 60-летию Победы над фашизмом с нами рядом живой отважный воин, легендарный разведчик, герой России Абдулхаким Исакович Исмаилов.

Я уверен, что на таких людях, как Абдулхаким Исакович Исмаилов, самоотверженных в боях, добросовестных и честных в труде, держится мир, и, стало быть, теплится надежда на возрождение России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.