Научная статья на тему 'Труд осужденных в местах лишения свободы как одно из основных средств их исправления'

Труд осужденных в местах лишения свободы как одно из основных средств их исправления Текст научной статьи по специальности «Право»

8963
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юриспруденция
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / основные средства исправления осуждённых / осуждённые / исправительные учреждения / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / правовое регулирование труда / labor / essential means of correction of convicts / convicts / correctional institutions / market relations / legal adjustment of labor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стеничкин Г. А.

В статье рассматриваются вопросы труда осуждённых. Автор исходит из того, что труд отнесён законодателем к числу основных средств исправления осуждённых. В современных условиях исключительно важной является задача трудоустройства осуждённых, создания рабочих мест, чтобы не было безработных осуждённых, которые обязаны трудиться и вносить свой вклад в производство продукции в местах лишения свободы, зарабатывать для себя деньги, которые можно будет тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Всё это формирует правильный подход к проблеме социальной адаптации после освобождения осуждённых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor of convicts in the places of deprivation of liberty as one of the main means of their correction

This article covers the questions of convict labor. The author proceeds from that labor is attributed by legislator to the number of the main means of correction of convicts. Nowadays the main goal is the task of employment of convicts, making work places, not to have unemployed convicts, who are to work and contribute in producing production in the places of deprivation of liberty, to earn money for them, which they will be able to spend 173 on food and necessary things. All this forms the right approach to the problem of social adaptation after release of convicts.

Текст научной работы на тему «Труд осужденных в местах лишения свободы как одно из основных средств их исправления»

ТРЭД ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы труда осуждённых. Автор исходит из того, что труд отнесён законодателем к числу основных средств исправления осуждённых. В современных условиях исключительно важной является задача трудоустройства осуждённых, создания рабочих мест, чтобы не было безработных осуждённых, которые обязаны трудиться и вносить свой вклад в производство продукции в местах лишения свободы, зарабатывать для себя деньги, которые можно будет тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Всё это формирует правильный подход к проблеме социальной адаптации после освобождения осуждённых. Ключевые слова: труд, основные средства исправления осуждённых, осуждённые, исправительные учреждения, рыночные отношения, правовое регулирование труда.

Труд осужденных законодатель относит к числу основных средств исправления осужденных, которые закреплены в ч.2 ст.9 УИК РФ. Труд есть необходимость, его цель - утвердить каждого осужденного в сознании того, что человек не может жить без труда. И в прежние времена, и в настоящем труд осужденных был и остается главным фактором их исправления.

Следует подчеркнуть, что наличие осужденных, не занятых трудом в местах лишения свободы, весьма существенно осложняет криминогенную обстановку в них, деморализует людей, способствует усилению агрессии среди осужденных. Энергия их злобы вырывается наружу и зачастую приводит к совершению новых правонарушений и преступлений в исправительных учреждениях со стороны отбывающих наказание осуждённых.

Именно поэтому такое большое внимание вопросам трудовой занятости осужденных уделяется в законодательстве и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В первую очередь необходимо назвать Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». С точки зрения действующего закона по-новому регулируются многие вопросы деятельности исправительных учреждений, в том числе вопросы привлечения осужденных к труду. Этот Закон сыграл огромную роль в совершенствовании производственнохозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, ее вхождения в рыночные отношения, явился хорошим заделом совершенствования всей правовой и организационной базы исполнения (отбывания) наказаний, послужил стимулом реформирования производственного потенциала системы и повлек за собой принятие Правительством Российской Федерации «Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 г.», а также иных нормативных правовых актов.

Серьезное внимание вопросам трудовой занятости осужденных было уделено в Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы,

одобренной Президентом Российской Федерации 13 января 1996 г. В ней, в частности, подчеркивается, что вся производственная деятельность уголовно-исполнительной системы должна быть основана на безусловном выполнении требований законодательства Российской Федерации и международных Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными по созданию условий для полной трудовой занятости трудоспособной их части с целью адаптации к условиям жизни на свободе.

К сказанному, несомненно, следует добавить, что регулированию труда осужденных отводит достаточное внимание и Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г. Следует, однако, при этом подчеркнуть, что трудовая деятельность осужденных не должна препятствовать реализации основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

Вышеизложенное дает основание для вывода о большом значении, которое принадлежит труду как одному из основных средств исправления осужденных. Значение труда, наряду с его воспитательным потенциалом, определяется также и его экономической и оздоровительной ролью.

Экономический аспект труда заключается прежде всего в том, что он способствует осознанию каждым осужденным своего личного вклада в общественный совокупный продукт - выпускаемую предприятием продукцию: предметы, изделия различного назначения и др. К этому следует также добавить, что они зарабатывают деньги, которые могут тратить в установленном порядке на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в местах лишения свободы. Кроме того, заглядывая в перспективу, деньги будут необходимы осужденным при освобождении их из исправительного учреждения и обеспечения прожиточного минимума в период посткрими-нальной адаптации и решении вопросов трудового и бытового устройства.

Нельзя также не учитывать и задачу выживаемости исправительных учреждений в связи с их не полным финансовым обеспечением. Поэтому часть прибыли от производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с установленным порядком используется для того, чтобы восполнить этот пробел и, более того, улучшить материально-бытовые условия осужденных. Данный вопрос находится в поле постоянного внимания руководства ФСИН.

Для того чтобы представить современные масштабы производственного сектора уголовно-исполнительной системы приведём некоторые цифры. Так, в 2008 году исправительными учреждениями ФСИН России было выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на общую сумму 26,21 млрд. рублей. Вывод осуждённых на оплачиваемые работы за 2008 год составил 24,7% от их среднесписочной численности. По сравнению с концом 2007 года количество трудоустроенных осуждённых увеличилось с 171,6 тыс. до 181,4 тыс. человек. Кроме того, 44,1 тыс. осуждённых были трудоустроены на работах по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и 62,2 тыс. осуждённых обучались рабочим профессиям и специальностям в профессиональных училищах и на производстве. Таким образом, в процессы трудовой адаптации в 2008 году было вовлечено 87,5% от

среднесписочной численности трудоспособных осуждённых, подлежащих обязательному привлечению к труду и профессиональному обучению. За 2007 год эта же позиция составила 86,4%.

И еще один существенный показатель. Среднедневная заработная плата работающих осуждённых в 2008 году выросла с 84,5 ( 2007 г.) до 110,7 рубля. Это позволило довести среднемесячную заработную плату осуждённого, полностью отработавшего установленную норму рабочего времени и выполнившего установленную норму выработки, до 2487 рублей, что на 187 рублей (на 8,1% ) больше МРОТ1.

Оздоровительный аспект труда осужденных связан с развитием в процессе труда их физических способностей. Кроме того, труд отвлекает многих осужденных от негативных мыслей, он стабилизирует настроение людей, вселяет в них надежды на лучшую жизненную перспективу. В местах лишения свободы все это приобретает особую значимость и ни с чем не сравнимую окраску. Здесь человек по-новому и во многом по-другому оценивает свободу, то главное, что он утратил на тот срок, который указан в обвинительном приговоре суда. Всё это также определяет значение труда.

Как видим, труд выполняет важную социальную функцию и в тоже время является, подчеркнём, обязанностью осужденных. Его организации в местах лишения свободы администрация исправительных учреждений уделяет большое внимание. Иначе нельзя, потому что значение труда как одного из основных средств исправления осужденных исключительно велико.

Вместе с тем, мы должны еще раз подчеркнуть, что труд нельзя противопоставлять другим средствам исправления осужденных. Все эти средства, закрепленные в ч.2 ст.9 УИК РФ, взятые в единстве, дополняя друг друга, служат решению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

Обратимся теперь к вопросу об основных принципах и формах организации труда осужденных к лишению свободы. К числу основных принципов организации труда осужденных относятся: обязательность труда; подчинение производственной деятельности исправительных учреждений задачи исправления осужденных; сочетание труда и профессиональной подготовки осужденных.

Указанные принципы закреплены в общих и специализированных международных актах обращения с заключенными. Так, международный пакт «О гражданских и политических правах» (1966 г.) содержит норму, в соответствии с которой обязательный труд осужденных не рассматривается в качестве принудительного. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.) также закреплена норма, закрепляющая обязательность труда заключенных. Европейские пенитенциарные правила (1987 г.) устанавливают, что труд в местах лишения свободы рассматривается как элемент исправительного воздействия и профессиональной подготовки осужденных.

Названные принципы организации труда осужденных закреплены в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве. К числу ныне действующих источников, в которых они закреплены, относятся: Закон РФ

от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительный кодекс РФ. В них сосредоточены нормы, определяющие основание и формы привлечения осуждённых к труду в местах лишения свободы.

Обязательность труда заключается в том, что труд рассматривается в названных актах в качестве не только средства исправления осужденных, но и их обязанности. Первый законодательный нормативный правовой акт РСФСР, например, - Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, принятый 16 октября 1924 года устанавливал «обязательность труда для способных к нему заключенных. Занятие заключенных работами должно иметь воспитательно-исправительное значение, целью которого является привлечение к труду, обучение профессии...»

В дальнейшем обязанность осужденных трудиться закреплялась во всех законодательных актах, относящихся к регулированию общественных отношений по поводу исполнения (отбывания) уголовных наказаний. В настоящее время этот вопрос регулируется ст. 103 УИК РФ, в соответствии с которой трудоспособные осужденные обязаны трудиться в местах лишения свободы и выполнять работы, определяемые администрацией исправительных учреждений.

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ новым положением является установление обязанности администрации исправительного учреждения привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные мужчины в возрасте старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством о труде и социальной защите инвалидов, а несовершеннолетние осужденные - в соответствии с законодательством о труде.

В настоящее время в местах лишения свободы наблюдается тенденция заинтересованности осужденных в труде. Практически отсутствует проблема так называемых «отказчиков от труда». Подавляющее большинство осужденных с пониманием относятся к сложностям в деле организации труда в новых условиях рыночных отношений и начавшегося спада в экономике во второй половине 2008 года. Однако это не снимает ответственности с администрации исправительных учреждений за организацию труда и обеспеченность осужденных рабочими местами. Между тем, в связи с отсутствием финансовых средств более 100 крупных производственных объединений, работавших по кооперации с подразделениями уголовно-исполнительной системы, значительно сократили или временно прекратили размещение заказов в исправительных учреждениях. В результате среднемесячный выпуск продукции в октябре-декабре 2008 года по сравнению с предшествующим периодом снизился на 27,9% ( на 500-700 млн. рублей ежемесячно). Потеряно объёмов производства на сумму 1,8 млрд. рублей и 4,2 тыс. рабочих мест для осуждённых. К сожалению, в начале 2009 года спад объёмов выпуска товарной продукции в производственном секторе уголовно-исполнительной системы, увы, продолжился2.

Обязательность труда осужденных реализуется также в нормах, устанавливающих запрет на прекращение работы в случаях, требующих разрешения трудовых споров и конфликтов с администрацией предприятий и организаций, где они работают. Следует отметить, что данный запрет ранее был неизвестен отечественному законодательству. В настоящее время отказ от работы или досрочное прекращение работы в течение смены в соответствии с ч.6 ст. 103 УИК РФ рассматриваются как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь за собой негативные правовые последствия, которые выражаются в применении мер взыскания и материальной ответственности и отражаются на реализации ограниченных прав осужденными. Например, при реализации права осужденного на бесконвойное передвижение, замену не отбытой части наказания более мягким, или выезда за пределы исправительного учреждения и др.

Групповой отказ осужденных от работы в соответствии с ч.1 ст. 116 УИК РФ также рассматривается как злостное нарушение режима, являющегося по существу групповым нарушением установленных правил отбывания наказания.

Принцип подчинения производственной деятельности исправительных учреждений задачам исправления осужденных может быть выражен следующим образом. Работающие осужденные должны выполнять установленные для них нормы выработки, их труд должен быть производительным и позитивно действовать на них. Это положение не имеет ничего общего с бытующим мнением о стремлении во что бы то ни стало извлечь прибыль от «дешевого» труда осужденных, такой задачи в нормах законодательства не содержится и никто этого не требует.

Следует пояснить, что пенитенциарная педагогика давно доказала истинность положения о том, что только производительный труд оказывает воспитательное воздействие на человека, в том числе и на осуждённого. А производительный труд, как правило, является прибыльным. Именно в таком плане следует рассматривать производственную деятельность осужденных, которая подчинена задаче их исправления, а не извлечения прибыли от их труда. На это нацелены нормы, содержащиеся в ч.5 ст. 103 УИК РФ, а также в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», закрепляющие названные базовые положения.

Следует также отметить, что рассматриваемый принцип реализуется не только в уголовно-исполнительном законодательстве, но и в подзаконных нормативных правовых актах и ведомственных приказах Министерства юстиции РФ и ФСИН РФ, относящихся к реализации труда как одного из основных средств исправления осужденных.

Принцип сочетания труда и профессиональной подготовки в соответствии с ч.1 ст. 108 УИК РФ выражается в том, что в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование осужденных к лишению свободы. Это дает возможность осужденным, не имеющим специальности, получить ее и работать по этой специальности в период отбывания наказания, а также после освобождения из исправитель-

ного учреждения. К этому следует добавить, что и имеющие специальность осужденные, которые не могут быть трудоустроены по своей специальности, также получают начальное профессиональное образование и впоследствии им предоставляются рабочие места по этой новой для них профессии.

Формы организации труда осужденных не отличаются большим разнообразием. Следует учитывать сам факт отбывания уголовного наказания, который, как известно, влечет за собой определенные правоограничения. Так, осужденным запрещается выполнять определенные работы и занимать определенные должности. Их перечень устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии с этими Правилами осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях (штабах ИУ); в помещениях, где размещается личный состав исправительных учреждений, хранится оружие, специальные технические средства и служебная документация. Нельзя привлекать осужденных к обслуживанию и ремонту технических средств охраны; к работе с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; к работе, связанной с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ. Не допускается подчинение осужденным вольнонаемных работников исправительного учреждения. Осужденные не могут быть трудоустроены в качестве водителей оперативных машин, а также продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными или вещевыми складами, в том числе складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

До принятия в 1993 году Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» осужденные привлекались к труду только на государственных предприятиях, которые состояли на балансе исправительных учреждений или иных организаций. После принятия названного Закона положение дел в этом вопросе существенно изменилось. В соответствии со ст. 17 указанного Закона администрация исправительных учреждений вправе привлекать осужденных к оплачиваемому труду на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; на предприятиях исправительных учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Осуждённые также вправе были заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности без открытия собственных расчётных счетов. Однако на сновании Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. они лишены этого права.

Нормы УИК РФ определяют, что осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений; на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надежной охраны и изоляции осужденных.

УИК РФ устанавливает правило, предусматривающее организацию труда осужденных, отбывающих наказания в тюрьме. Они привлекаются к труду только на территории тюрьмы. Разумеется, это создает дополнительные трудности для реализации обязанности администрации тюрьмы по предоставлению осужденным рабочих мест.

Условия и оплата труда осужденных к лишению свободы в основном регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает продолжительность трудового рабочего дня для всех работающих. На осужденных в полном объеме распространяются правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Время привлечения осужденных к труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч.3 ст. 104 УИК РФ). Учет отработанного времени законодатель возлагает на администрацию исправительных учреждений, которая производит его по итогам календарного года и засчитывает его в общий трудовой стаж. Важно отметить, что ранее это мог сделать только суд. При систематическом уклонении осужденного от работы соответствующий период времени по решению администрации исправительного учреждения исключается из его общего трудового стажа. При несогласии осужденного с решением администрации исправительного учреждения это решение может быть обжаловано в суд.

Осужденные имеют право на ежегодные оплачиваемые трудовые отпуска. Их продолжительность составляет 12 рабочих дней, за исключением осужденных несовершеннолетних, которым отпуск установлен в 18 рабочих дней. Время отпуска осуждённым может быть увеличено в воспитательных колониях до 24 дней, а в иных исправительных колониях - до 18 дней по основаниям перевыполнения норм выработки или образцового выполнения заданий на тяжелых работах, а также на работах с вредными и опасными условиями труда; на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Отпуск может быть увеличен до указанных размеров осужденным инвалидам первой или второй группы, а также осужденным мужчинам в возрасте старше 60 лет и осужденным женщинам в возрасте старше 55 лет, которые работают по своему желанию

Отпуск осужденным предоставляется с выездом из исправительного учреждения или без такового. Решение об этом в соответствии с ч.6 ст.97 УИК РФ принимает начальник исправительного учреждения. При этом учитывается не только отбытый срок наказания, личность осуждённого, его пенитенциарная характеристика, но и степень тяжести совершенного им преступления, а также другие, установленные в нормах права, обстоятельства.

Для осужденных, которым не разрешен выезд за пределы исправительного учреждения во время отпуска, создаются более благоприятные условия его проведения в пределах исправительного учреждения. Эти условия находят свое выражение в размещении осужденного в жилом помещении, отвечающим всем нормам жилой площади в расчете на одного осужденного, предусмотренных УИК РФ. Для таких осужденных может быть частично изменен распорядок дня в части, например, подъема и отбоя и др.

Оплата труда осужденных производится в соответствии с законодательством о труде. Осужденные привлекаются также к работам и без оплаты труда. Это работы по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Эти работы осужденные выполняют в порядке очередности в свободное от основной работы время. Продолжительность работ без оплаты труда не может превышать двух часов в неделю. Вместе с тем, по желанию осужденных, оформленных письменно, это время может быть увеличено. Предел увеличения законодатель не устанавливает. Администрация исправительного учреждения должна разумно подходить к решению таких вопросов, чтобы не извратить сущность нормы, регламентирующей данный вопрос (ст. 106 УИК РФ).

От участия в работах без оплата труда освобождаются осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины в возрасте старше 60 лет, осужденные женщины в возрасте старше 55 лет и осужденные беременные женщины. Однако по желанию указанных категорий осужденных они могут работать и благоустраивать территории исправительных учреждений.

Из заработной платы осужденных, пенсий или иных доходов производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в исправительных учреждениях.

Таким образом, труд осуждённых выполняет важную социально-правовую роль по их исправлению. Отсюда вытекает необходимость разработки программ трудовой занятости осуждённых, в том числе и рассчитанных на длительную перспективу с «увязкой» их с государственными Программами по трудовой занятости населения в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Текущие документы ФСИН РФ за 2008 и 2009 гг.

2 См.: Текущие документы ФСИН РФ за 2008 и 2009 гг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.