Научная статья на тему 'ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ'

ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономическое развитие / работа в условиях санкций / органы опеки и попечительства / гарантии при оплате труда. / socio-economic development / work under sanctions / guardianship and guardianship authorities / guarantees for remuneration.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Валерий Александрович, Аббасова Елена Валерьевна, Аббасов Павел Рамазанович

В статье проанализировано развитие трудового законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников. Исследованы особенности их участия в управлении организациями. Предлагается решение этой проблемы за счёт развития, совершенствования деятельности представительных органов трудящейся молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR OF UNDERAGE WORKERS: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The article analyzes the development of labor legislation regulating the work of underage workers. The features of their participation in the management of organizations are investigated. It is proposed to solve this problem by developing and improving the activities of representative bodies of working youth.

Текст научной работы на тему «ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ

СИСТЕМАХ

Для цитирования: Васильев В.А., Аббасова Е.В., Аббасов П.Р. Труд несовершеннолетних работников: традиции и новации // Управление в современных системах. 2023. № 3. С. 54-59.

DOI: 10.24412/2311-1313-39-54-59 УДК 349.222.1 ББК 67.405.118

ТРУД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Васильев В.А.1, ОУВО «Южно-Уральский технологический университет» Аббасова Е.В.2, ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Челябинский филиал)

Аббасов П.Р.3, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Челябинский филиал)

Аннотация

В статье проанализировано развитие трудового законодательства, регулирующего труд несовершеннолетних работников. Исследованы особенности их участия в управлении организациями. Предлагается решение этой проблемы за счёт развития, совершенствования деятельности представительных органов трудящейся молодёжи.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, работа в условиях санкций, органы опеки и попечительства, гарантии при оплате труда.

Введение

Правовая регламентация труда работников, не достигших совершеннолетия, осуществляется в соответствии со специальными нормами по охране труда, с учётом комплекса льгот и гарантий в трудовых отношениях. Реалии таковы, что спрос на молодых представителей сложных профессий, включая и лиц несовершеннолетнего возраста, в ряде случаев превышает предложение. Вместе с тем, их доля велика и среди тех, кто зарегистрирован в службе занятости в качестве безработных. Вовлечению несовершеннолетних в социально-экономическое развитие страны призвана способствовать государственная молодёжная политика. Её содержание определено распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» Оно охватывает систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, кадрового и научного характера.

1 Васильев Валерий Александрович - заслуженный юрист РФ, к.ю.н., доцент ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет». Россия, 454100, г. Челябинск, Комсомольский проспект, 113а. e-mail: v_vasiljev41@mail.ru. SPIN-код: 2712-1461 Author ID: 844221.

2 Аббасова Елена Валерьевна - к.ю.н., доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Челябинский филиал). Россия, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, 26. e-mail: vaslena@mail.ru; SPIN-код: 4024-0377 Author ID: 843815.

3 Аббасов Павел Рамазанович - к.п.н., доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Челябинский филиал). Россия, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, 26. e-mail: abbasov-pr@ranepa.ru. SPIN-код: 2810-2006 Author ID: 652987.

В стране сформировался определённый молодёжный резерв - около 6 млн. подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Из них ежегодно трудоустраиваются в пределах 600 тысяч. Обычно раньше всех поступают на работу подростки из неимущих, многодетных семей. Характерно, что в этих случаях труд не способствует решению проблемы бедности, поскольку, как правило, не позволяет овладеть престижной профессией. Показатели естественного движения населения свидетельствуют о снижении рождаемости и увеличении уровня смертности в стране. Число родившихся в России в 2020 году снизилось до 1 млн. 435,8 тыс. человек с 1 млн. 484,5 тыс. человек в 2019 году. Этот показатель стал минимальным с 2002 г. Число умерших в 2020 г. возросло до 2 млн. 124,5 тыс. человек1. [Данные Росстата, 2022].

С учётом различий в степени готовности разных категорий молодёжи выполнять трудовые обязанности необходим дифференцированный подход к их трудоустройству. Это способствовало бы обеспечению работой всех, кому это необходимо, а также предупреждению негативных последствий: росту правонарушений в молодёжной среде, сокращению лиц, годных к военной службе и др. Современный Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) сохранил преемственность с прежним Кодексом законов о труде (КЗоТ) 1971 г. учитывает современные реалии, сложившиеся в сфере труда. Это не исключает дополнений, изменений правоотношений, включая правовое регулирование труда несовершеннолетних. Важно, чтобы предлагаемые изменения безосновательно не ущемляли их права и права членов их семей.

Результаты исследования

Использованию норм права в регулировании труда несовершеннолетних работников в России уделялось особое внимание с первых шагов законодательной деятельности. Задачей являлось предупреждение вовлечения подростков в раннюю трудовую деятельность, в работу, которая могла нанести вред их здоровью, социальному, психическому развитию. Одним из наиболее важных принципов первого Кодекса законов о труде РСФСР 1918 г. - кодекса военного коммунизма было обязательное привлечение к труду всех трудоспособных граждан. Трудовая повинность не распространялась на подростков, не достигших 16 лет. Ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 марта 1979 г. Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 138 «О минимальном возрасте для приёма на работу» (1973 г.) определено, что такой возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не должен быть ниже 15 лет. В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами. Одно из таких исключений заключается в возможности с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с подростками четырнадцати лет. Речь идёт о выполнении лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью.

В настоящее время прослеживается тенденция к некоторому изменению прежних подходов. Третьего апреля 2023 г. Государственная Дума РФ в первом чтении приняла поправки к ТК РФ. Если закон будет принят, подросткам с 14 лет для трудоустройства достаточно будет разрешения только одного из родителей. Согласие органов опеки и попечительства не потребуется. Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ А. Щербаков, обсуждая законопроект, о котором идёт речь, отмечает: «Возможно, какой-то эффект от привлечения к работе детей и появится, но я в этом сомневаюсь. Четырнадцать лет - это люди без опыта, без подготовки. Не профессионалы. Эта мера не даст должного результата». [Щербаков, 2023].

1 Росстат опубликовал данные по демографии России за 2022 год [Электронный ресурс]. URL: https://mayaksbor.ru/news/society/rosstat_opublikoval_dannye_po_demografii_rossii_za_2022_god/ (дата обращения: 28.08.2023)

Разделяя эту точку зрения, следует отметить, что органы опеки и попечительства при решении вопроса о выдаче согласия на заключение трудового договора с подростком 14 лет проводят значительную предварительную работу. В числе требуемых документов: справка из лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья несовершеннолетнего, отсутствии (наличии) противопоказаний для выполнения лёгкого труда. Работодатель должен письменно подтвердить, что работа, на которую принимается несовершеннолетний, не относится к перечню работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет. Такая тщательная проверка способствует защите прав подростков при поступлении на работу, сбережению их здоровья.

В ходе обсуждения законопроекта было выявлено, что если закон будет принят в окончательном варианте, то работающий легально подросток может лишить многодетную или малообеспеченную семью права на единое социальное пособие. Недостаточная привлекательность официального трудоустройства является причиной поиска более приемлемых вариантов поступления на работу. С середины 2021 г. количество самозанятых несовершеннолетних в России увеличилось почти в 2 раза. Не способствует официальному трудоустройству определение оплаты труда несовершеннолетних. В соответствии со ст.271 ТК РФ при повременной оплате труда заработная плата работников до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени. Работодателю представлено право самостоятельно принимать решения о доплате им до уровня труда работников, не относящихся к категории несовершеннолетних при полной продолжительности ежедневной работы Названная статья расценивается как разрешение не производить указанных доплат. В.И. Миронов справедливо отмечает, что размер оплаты труда несовершеннолетних работников уменьшается по сравнению с другими работниками, выполняющими трудовые обязанности на условиях сокращенного рабочего времени. Конституция гарантирует каждому работнику выплату без какой-либо дискриминации [Миронов, 2020].

Указом Президента РФ от 17.05.2023г. №358 утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (далее -Стратегия). Правительству РФ поручено в шестимесячный срок утвердить план мероприятий по ее реализации. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства указом Президента РФ 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. В Стратегии определены основные угрозы безопасности детей. К ним относятся:

-снижение уровня благополучия детей и семей, имеющих детей;

- высокий уровень травматизма среди детей, приводящий к их смертности или инвалидизации и др.

При значительной многогранности определённых в Стратегии мероприятий их трудно считать исчерпывающими. Они не охватывают производственную сферу. Для целей обсуждаемого документа признаны равнозначными понятия «ребенок», «дети» и «несовершеннолетние». Для последней категории высокий уровень производственного травматизма также является угрозой и безопасности. Многие подростки, не достигшие 18 лет, трудоустроены.

В документе, о котором идет речь, определено, что около 8 процентов общего числа случаев смерти детей составляют случаи самоубийства. Практика показывает, что суицидальные попытки происходят при неумении или невозможности нормально взаимодействовать с социальной средой, возникновением социальны конфликтов. Если учесть, что пик суицидального приходится на 15-19 лет, то нередко давление они испытывают в период трудовой деятельности. Многое зависит от психологического климата в коллективах работников. Например, вчерашние старшеклассники могут чувствовать давление и ограничения, связанные с социальными ожиданиями, что затрудняет процесс самоопределения [Дубинчин, 2023].

Одна из основных причин конфликтов с участием несовершеннолетних работников состоит в следующем. Государство в большей степени охраняет их права при поступлении на

работу и увольнении. Остается открытым вопрос об осуществлении защиты представительства их интересов при выполнении ими трудовых обязанностей. Работники, о которых идёт речь, как правило, не имеют своих представителей по месту работы, которые могли бы представлять их права и законные интересы. Актуально создание в организациях представительных органов молодёжи, что способствовало бы их социальной адаптации, конкурентоспособности на рынке труда.

Традиционно защита социально-трудовых прав работников - прерогатива профсоюзов. Это следует из Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В настоящее время профсоюзы созданы далеко не во всех организациях. Происходит значительное сокращение профсоюзного членства. Состав профкомов не всегда даёт возможность заключить чьи интересы они представляют -работников или работодателей. Следствием компанейского, комплексного подхода к формированию профсоюзных организаций является заключение формальных коллективных договоров, соглашений. Как справедливо отмечает Т.А. Сошникова, ТК РФ существенно изменил объём профсоюзных прав, превратив большинство из них из самостоятельных или разрешительных (когда вопросы решались с согласия, по согласованию или с разрешения профсоюзов) в факультативные права [Сошникова, 2005].

Решение этой проблемы имеет определённую значимость и для молодёжи более старшего возраста, тех, кто перешагнул возрастной рубеж несовершеннолетия. Кроме того, специализирующаяся на работе с молодёжью общественная организация, при поддержке исполнительных органов власти субъектов РФ, смогла бы содействовать решению вопросов организации труда, быта несовершеннолетних, наставничества. Общественные молодёжные формирования в настоящее время создаются в организациях. Они вносят определённый вклад в развитие предприятий, осуществление представительства интересов работников. Проблемы заключаются в том, что их избранию на общих собраниях чаще всего не предшествует разработка положений (уставов) об этих формированиях. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. (ред. от 05.12.2022 г.) «Об общественных объединениях» они необходимы. В уставах должны быть определены цели, структура, компетенции этих формирований. Случаи невыполнения таких требований не единичны. Так, в соответствии с новой редакцией 10-го раздела ТК РФ, посвящённого охране труда, предусмотрено создание в организациях комитетов (комиссий) как формы участия работников в управлении охраной труда. Эта новация нуждается в завершении, определении правового механизма её реализации, порядка урегулирования возникающих разногласий. Г.В. Хныкин отмечает, что в соответствии с пояснительной запиской к проекту закона № 311 -ФЗ, названные общественные органы не являются обязательными, что, по мнению автора, свидетельствует о практике вымывания работников из сферы управления производством [Хныкин, 2022].

Недооцениваются перспективы коллективного сотрудничества в управлении организациями. Как отмечал В.Е. Чиркин, если государство - составная часть общества осуществляет функции по отношению к обществу- всеобъемлющему коллективу данной страны, регулятивные органы коллективов, избранные ими должностные лица, действуют от имени коллективов в целях решения общих дел и урегулирования общественно значимых конфликтов [Чиркин, 2004].

В настоящее время проявляется дифференцированный подход к формированию общественных органов, определению их функций в организациях. Так, Указом Президента РФ от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», было поручено Правительству предоставить предложения по внесению изменений в законодательство, связанны с созданием в организациях производственных советов. В последующем были внесены изменения в ст.22 ТК РФ. Было законодательно закреплено право работодателей создавать из числа работников производственные советы. Они являются консультативными органами. Работодатели правомочны как создавать, так и ликвидировать эти органы.

Перспективным представляется подход к формированию общественны органов при наделении их не разрешительными (когда вопросы решаются с разрешения администрации), а самостоятельными правами в решении вопросов, определенны их уставами. Так, в соответствии с законом «О молодежи в Свердловской области» (в редакции от 01 января 2018 г.) молодежные общественные объединения, добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общи целей, указанных в уставах молодёжных общественных объединений. В настоящее время молодежными организациями накоплен положительный опыт работы. Так, в ОАО «Мечел» по инициативе молодежного совета в коллективном договоре за призывниками закреплено право на прежнее рабочее место, получение подъёмных (еще до появления п.13.1 в ст.81 ТК РФ) [Аббасова, 2018]. Способствует участие молодых работников в общественной и экономической жизни достижению качественного гражданства. Под ним в данном случае понимается способность людей участвовать в социальной и экономической жизни на условиях, способствующих повышению их благосостояния и индивидуальных возможностей [Васильев, 2014].

Разрешению ситуации способствовало бы принятие федерального правового акта «О представительных органах коллективов работников в организациях», определяющего полномочия общественных органов в этой сфере. Речь идёт о представительстве как молодых, так и иных категорий работников, создающих свой представительный орган. К полномочиям молодёжных комитетов (комиссий) в организациях целесообразно отнести участие:

- в изменении характера существенных условий труда несовершеннолетних работников;

- в рассмотрении вопросов об улучшении социальных условий;

- в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде в отношении несовершеннолетних работников и др.

В тридцатые годы минувшего века в России проводилась значительная работа по подготовке несовершеннолетних к трудовой деятельности. Декретом ВЦИК от 10 февраля 1921 г. была создана комиссия по улучшению жизни детей, которая вела борьбу с нищенством, беспризорностью, жестоким обращением в семье. На предприятия была возложена обязанность оказания помощи подросткам в получении рабочей специальности. На них возлагалась обязанность организации учебного процесса. В современных условиях с учётом экономических, социальных преобразований нереально возлагать на предпринимательские структуры заботу об укреплении материальной базы профессиональных училищ. Но участие бизнес-сообщества в обучении подростков рабочим специальностям с учётом специфики деятельности предприятий, организацию их практики с последующим заключением трудовых договоров реально и перспективно. Если в обучении несовершеннолетних с последующим предоставлением работы по специальности заинтересованы региональные органы нужно изыскивать возможности для стимулирования работодателей. Как отмечают ученые, речь моет идти о налоговых льготах, выделении субвенций из бюджета на определенные временные периоды [Коваленко, 2020].

Решение проблемы обеспечения занятости несовершеннолетних, их участие в управлении организациями отличает комплексный характер, включающий обучение профессии, представительство их интересов в процессе трудовой деятельности, защиту в трудовых конфликтах. Проблемы в обеспечении представительства работников, их полномочий, статуса избираемых ими органов нуждаются в восполнении новыми актами, требуют правового урегулирования. «Сегодня Россия развивается как самостоятельная цивилизация и в качестве таковой она должна сформировать аутентичную правовую систему, поддерживающую и обеспечивающую её цивилизационную самодостаточность» [Пряхина Т.М., 2023].

Заключение

Специфику молодёжи как особой социальной группы отличают не только возрастные особенности, но и ее реальная положение в системе общественны отношений. Организации труда несовершеннолетних должно способствовать использование современны методов, отвечающих задачам по организации их труда. Государственные органы в соответствии с законами, положениями о ни, решают важные задачи по регулированию труда несовершеннолетних. Так, государственная служба занятости населения как единая федеральная система органов и учреждений определяет состояние и прогноз развития трудовой деятельности населения, включая несовершеннолетних. Вместе с тем, важен взгляд «изнутри» на проблемы трудоустройства, занятости несовершеннолетних работников. Представительство несовершеннолетних в сфере труда призвано способствовать решению молодежных проблем.

Список источников

1. Аббасова Е.В. Государственная молодежная политика в современной России: трудоправовой аспект // Вестник ЮУрГУ. 2018,т.18. №3.C.39-42.

2. Васильев В.А. О роли трудового законодательства в повышении производительности труда // Российская юстиция.2014. №4. С.61-62.

3. Дубинчин Д.С. Особенности профессионального самоопределения обучающихся 9-11 классов // Молодой ученый. 2023. №22. С.6

4. Коваленко П.В. Специфика трудоустройства несовершеннолетних // Молодой ученый.2020. №34. С.4

5. Миронов В.И. Трудовое право России. 2020. C.864.

6. Пряхина Т.М. Справедливость: вербальный контекст // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная справедливость и право: упрочение мира и предотвращение кризисов». Московский гуманитарный университет. 2023.С.23-29.

7. Сошникова Т.А. правовые проблемы повышения роли профессиональных союзов в управлении государственными и общественными делами, защите трудовых прав работников // Государство и право.2005. № 4. С. 37-39.

8. Хныкин Г.В. Законодательное регулирование охраны труда: причины и результаты // Законы России. 2022. № 2. С.40.

9. Чиркин В.Е. Публичное управление: Учебник. Юрист. 2004. 475 с.

LABOR OF UNDERAGE WORKERS: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Vasiliev V.A. South Ural University of Technology

Abbasova E.V. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the

President of the Russian Federation (Chelyabinsk branch) Abbasov P.R. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Chelyabinsk branch)

Abstract

The article analyzes the development of labor legislation regulating the work of underage workers. The features of their participation in the management of organizations are investigated. It is proposed to solve this problem by developing and improving the activities of representative bodies of working youth.

Keywords: socio-economic development, work under sanctions, guardianship and guardianship authorities, guarantees for remuneration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.