Научная статья на тему '"трубочки-вилочки" из погребений ранних кочевников Южного Урала'

"трубочки-вилочки" из погребений ранних кочевников Южного Урала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЕ КОЧЕВНИКИ ЮЖНОГО УРАЛА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТЫ НЕИЗВЕСТНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОРНАМЕНТ / ХРОНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фёдоров В.К.

В статье рассмотрены находки в погребениях ранних кочевников Южного Урала костяных предметов в виде трубочек с зубцами. Назначение их неизвестно, может быть это рукояти изделий, рабочая часть которых изготовлена из не сохраняющихся материалов вееров, волосяных махалок? «Циркульный» орнамент, которым украшена одна из трубочек, мог быть заимствован с предметов импорта футляров для косметики или «музыкальных» зеркал. В хронологическом отношении эти предметы относятся к двум периодам: IV-III и III-I вв. до н.э., что в числе прочих фактов может указывать на генетическую связь между культурами кочевников этих периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SMALL PAPES AND FORKS" FROM THE BURIALS OF EARLY NOMADS OF THE SOUTHERN URALS

In the article the author discusses finds in the burials of early nomads of the Southern Urals of bone subjects in the form of tubules with indentation. Their purpose is not known, possibly these can be handles of products whose working part is made of perishable materials fans, hair? ‘Circular' ornament with which they decorated one of tubules can is borrowed from subjects of import cases for cosmetics or ‘musical' mirrors. Chronologically speaking these subjects refer to two periods: IV-III and III-I centuries B.C., which among other facts can specify a genetic link between nomadic cultures of these periods.

Текст научной работы на тему «"трубочки-вилочки" из погребений ранних кочевников Южного Урала»

«ТРУБОЧКИ-ВИЛОЧКИ» ИЗ ПОГРЕБЕНИЙ РАННИХ КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОГО УРАЛА

В.К. Фёдоров

«SMALL PAPES AND FORKS» FROM THE BURIALS OF EARLY NOMADS

OF THE SOUTHERN URALS

V. Fedorov

Ключевые слова: ранние кочевники Южного Урала, материальная культура, предметы неизвестного назначения, орнамент, хронология

В статье рассмотрены находки в погребениях ранних кочевников Южного Урала костяных предметов в виде трубочек с зубцами. Назначение их неизвестно, может быть это рукояти изделий, рабочая часть которых изготовлена из не сохраняющихся материалов - вееров, волосяных махалок? «Циркульный» орнамент, которым украшена одна из трубочек, мог быть заимствован с предметов импорта - футляров для косметики или «музыкальных» зеркал. В хронологическом отношении эти предметы относятся к двум периодам: IV-III и III-I вв. до н.э., что в числе прочих фактов может указывать на генетическую связь между культурами кочевников этих периодов.

Keywords: early nomads of the Southern Urals, material culture, subjects of unknown purpose, ornament, chronology

In the article the author discusses finds in the burials of early nomads of the Southern Urals of bone subjects in the form of tubules with indentation. Their purpose is not known, possibly these can be handles of products whose working part is made of perishable materials - fans, hair? 'Circular' ornament with which they decorated one of tubules can is borrowed from subjects of import - cases for cosmetics or 'musical' mirrors. Chronologically speaking these subjects refer to two periods: IV-III and III-I centuries B.C., which among other facts can specify a genetic link between nomadic cultures of these periods.

Этим условным термином мы будем именовать редко встречающиеся предметы погребального инвентаря, у которых пока нет названия. Это небольшие трубочки, сделанные из кости, один конец которых ровно отпилен, а на втором тщательно вырезаны несколько зубьев. Поверхность украшена резьбой. Назначение этих предметов неизвестно, на этот счёт высказаны разные мнения. Всего мне известно о находках девяти подобных предметов. Из них опубликованы шесть.

Первый из них опубликован в 2006 году в монографии, посвященной материалам Лебедёвки. В погр. 5 кург. 9 могильника Лебедёвка V у коленного сустава левой ноги женщины 35-40 лет (скелет 8) находился комплекс предметов - лепной горшок на трех ножках, ископаемая раковина, пять галек округлой формы, костяная трубочка (игольница?) и обломки 10 бусин. Здесь же найден лепной горшок с тальком в тесте [Железчиков и др., 2006. С. 14]. «Костяная трубочка (игольница?)» представляет собой слегка суживающуюся трубочку длиной около 7 см, широкий конец которой ровный, а узкий имеет не менее двух зубьев (видимо, обломанных). У каждого из концов нанесено по три кольцевых желобка.

При доследовании Л.Т. Яблонским могильника Прохоровка в погр. 3 сооружения (кургана) «Б» («Городища») между голеней погребенной молодой женщины «был найден фрагмент костяного предмета,

вероятно, от рукояти плети» [Яблонский, 2010. С. 24]. Длина предмета 9 см, диаметр 0,9-1,4 см. Широкая (нижняя) часть ровно обрезана, но не до конца - сохранилась торчащие кусочки обломанной внутренней стенки трубочки. Посередине предмета прорезаны длинные узкие овальные отверстия, друг против друга. Узкая (верхняя) часть имеет три зубца, как кажется, кончики у всех обломаны. Ниже зубцов - шесть кольцевых желобков, поверх которых нанесена зигзагообразная врезная линия [Там же. Рис. 18, 11. Кат. 1125].

Характеризуя находки из кургана «Б», Л.Т. Яблонский называет еще один подобный предмет: «Костяная резная рукоять веера или плети (Кат 1125) является почти полным аналогом рукоятки, найденной в богатом женском раннесарматском погребении I-го Нижнепавловского курганного могильника из Центрального Оренбуржья (кург. 3, погр. 10) (раскопки С.В. Богданова). В погребении находились предметы, характерные для раннесарматских комплексов III в. до н.э., в частности, бронзовое зеркало с черешковой клиновидной рукоятью и валиком по краю диска, гагатовые бусы, железные черешковые и втульчатые вместе с бронзовыми наконечники стрел и др.» [Там же. С. 69-70]. Более подробно о составе инвентаря этого, к сожалению, всё еще не опубликованного, погребения пишет К.С. Окороков: «среднеазиатская плоскодонная корчага, амфора, два мед-

© Федоров В.К., 2014. Сарматы и внешний мир. (УАВ. Вып. 14). С. 245-249.

Рис. 1. «Трубочки-вилочки» из погребений ранних кочевников Южного Урала: 1 - Лебедёвка V, к. 9 п. 2; 2 - Яковлевка II, п. 4; 3-4 - Уркач I, к. 24; 5 - Ульгули I, к. 3 п. 2; 6 - Филипповка, к. 14 п. 1; 7 - Прохоровка, сооружение (курган) «Б» («Городище»), п. 3

ных височных кольца с золотой фольгой, гагатовое ожерелье с золотыми подвесками, браслеты из бусин, кожаный колчан (16 железных наконечников стрел и 21 бронзовый), бронзовый колокольчик, од-нолезвийный железный нож, реальгар, речная раковина, зеркало, пряслице, костяная рукоять» [Окороков, 2010. С. 281].

Новый вариант рисунка и подробное описание предмета из Прохоровки опубликованы во втором томе двухтомника «Влияния ахеменидской культуры в Южном Приуралье (^Ш вв. до н.э.)» [Трей-стер и др., 2012. С. 75-76. Рис. 47, 12], где он назван рукоятью веера (?). В этом же издании опубликован предмет из погр. 4 одиночного кургана Яковлевка II в Южной Башкирии1. Предмет имеет четыре зубца, по три выделенных кольцевыми желобками пояска у каждого из концов и один поясок посередине [Сиротин, 2012. С. 160-161. Рис. 116, 5]. Он был найден

около правого плеча (в 8-10 см от плечевой кости) костяка 1 (оба погребенных - женщины) вместе с двумя раковинами Gryphaea и тремя кусочками горного хрусталя. Плюс мелкие кусочки краски (белой и бурой). Видимо, все это было уложено в небольшой кожаный мешочек, судя по характерному тлену черного цвета [Равич и др., 2012. С. 71. Рис. 3, 5; 8, 2; 11, 5] (о цвете найденных красок - сообщение С.В. Сиротина в письме автору от 11.01.2014 г.).

В материалах раскопок С.Ю. Гуцалова в Западном Казахстане «трубочки-вилочки» встречены в кургане 24 могильника Уркач I (2 шт.). Опубликованы только иллюстрации без описания, по которым можно судить, что предметы найдены в двойном погребении, инвентарь которого состоял преимущественно из предметов вооружения - два длинных меча «переходного типа», бронзовые наконечники стрел. Оба предмета очень похожи, украшены кольцевыми же-

1 С.В. Сиротин сообщил мне, что подобный предмет был найден в погребении 7 того же кургана.

лобками у верхнего и нижнего концов, имеют длинные зубцы [Гуцалов, 2006. Рис. 12, 10, 11]. Подробные сведения о находке в могильнике Ульгули I в Западном Казахстане были предоставлены мне С.Ю. Гуцаловым: в погр. 2 кург. 3 у костяка 1 «против колена левой ноги лежало костяное налучье с двумя выступающими острыми зубьями (еще 2 сломаны), пирамидальной формы, с поперечными прорезанными горизонтальными линиями (длина - 7,2 см) (рис. 116В, 1) и скопление бронзовых наконечников стрел (123 шт.) (рис. 116В-116Д)» [Бисембаев и др., 2005. С. 21]. Добавим к этому описанию, что в нижней части прорезано 9 кольцевых линий, в верхней - 7.

В погр. 1 кург. 14 могильника Филипповка ниже ступней ног костяка женщины найдены костяная трубочка длиной около 10 см, орнаментированная кружочками - игольник (?) и обломок железного кольца или крючка. Здесь же разбросанными встречено 11 бронзовых трехлопастных наконечников стрел [Пше-ничнюк, 2012. С. 52. Рис. 125, 1]. Украшение этого экземпляра не ограничивается врезными кольцеобразными желобками. В нижней части выделен рельефный поясок, в верхней - 2 пояска. На верхнем конце - 4 зубца, два из которых сломаны. По тулову расположены окружности с точками-углублениями в центре - т.н. «циркульный» орнамент.

Все рассмотренные экземпляры имеют общие черты - это небольшие предметы, длина которых не превышает 10 см, изготовленные из трубчатых костей, имеющие ровный нижний конец, а верхний - с зубцами (вероятнее всего, во всех случаях изначально было по 4 зубца). Украшены все, среди элементов украшения преобладают кольцеобразные врезные желобки. В Лебедёвке предмет найден в коллективном погребении (8 костяков), в Уркаче, Яковлевке, Ульгули - в двойных, в Филипповке и Прохоровке - в одиночных. Встречены, преимущественно, в инвентаре женских костяков, почти всегда в районе ног - у коленей или ниже. По меньшей мере, в двух случаях (Ульгули и Филипповка) располагались в непосредственной близости от наконечников стрел.

О назначении предметов пока ничего определенного сказать нельзя. В двух случаях предметы названы исследователями игольниками (?), в одном -рукоятью плети или веера, еще в одном - налучьем (?). У игольников внутри должны быть иголки, деталью лука предмет также является едва ли. Поскольку в научной литературе высказано очень мало предположений о назначении данных предметов, автор постарался собрать мнения коллег путём переписки. С.В. Богданов назвал свою находку из Нижнепавлов-ки рукоятью зеркала (письмо 17.02.2014). Д.В. Мещеряков высказал предположение, что предмет является рукоятью волосяной махалки (дэйбиир -якутск.) (письмо 16.02.2014). Предположение, что это рукоятки каких-то предметов, представляется наиболее реалистичным. Правда, не очень ясно в таком случае предназначение острых зубцов в верхней части. Зубцы почти у всех экземпляров частич-

но или полностью обломаны, вероятно, они несли какую-то функциональную нагрузку и могли ломаться при использовании предмета.

Остановимся на трубочке из Филипповки, украшенной «циркульным» орнаментом, называемым также иногда «солярным». Костяные предметы с подобным орнаментом характерны для могильников ранних кочевников ПЫ (или II-!)2 вв. до н.э. В Южном Приуралье они представлены в могильниках Би-шунгарово и Старые Киишки [Пшеничнюк, 1983. Табл. XVI, 3; XX, 7; Садыкова, Васильев, 2001. Рис. 6, 13; 7, 14;10, 16; 11, 7]. «Трубочка-вилочка» из Филипповки выглядит в этом ряду как бы «преждевременной», поскольку «циркульный» орнамент не характерен для материальной культуры кочевников VI-IV вв. до н.э. Этот орнамент известен только на предметах импорта. В Филипповке (погр. 2 кург. 29) найден костяной футляр в виде трубочки, составленной из 11 выточенных на токарном станке колец, и замкнутой с двух сторон специальными крышками. На трех кольцах и на одной из крышек (нижней) имеется орнамент в виде тройных кружков с точкой в центре - вариант циркульного орнамента [Куринских, Яблонский, 2012. Рис. 89]. М.Ю. Трейстер приводит аналогии данному предмету из памятников ахеменидс-кого времени на Ближнем Востоке и в Иране [Трейстер, 2012. С. 193]. Может быть, именно с подобных трубочек для косметики, каковой является футляр из Филипповки, «циркульный» орнамент был заимствован ранними кочевниками для декорирования предметов из кости собственного производства.

Отметим также, что преизбыточно этот орнамент представлен на музыкальных зеркалах из Ме-чет-Сая и Яковлевки, изготовленных где-то на Востоке, возможно - в Индии, ориентировочно в V-IV вв. до н.э., и бытовавших у кочевников Южного Урала на протяжении 100-150 лет - до конца IV в. до н.э. [Равич и др., 2012. С. 84]. Можно предположить, что эти зеркала, и так, по-видимому, давшие заметный толчок развитию некоторых сторон материальной культуры ранних кочевников Южного Урала - появлению зеркал типа «Скрипкин 5.3» и зеркал с рукоятью в виде клиновидного штырька, способствовали распространению и «циркульного» орнамента, получившего широкое распространение, как и зеркала с рукоятью-штырьком лишь в последующие века.

Происхождению и семантике «циркульного» орнамента посвящена статья А.Д. Грача. Побудительным моментом к ее написанию послужила находка в могильнике У-ГУ вв. до н.э. Саглы-Бажи II в Туве планки-основы прибора для добывания огня, покрытой десятками «циркульных кружков». Показав широчайшее распространение этого символа от древности до наших дней, исследователь пришел к выводу о конвергентном его возникновении у разных народов мира [Грач, 1966. С. 32]. Нелишне заметить, что три из пяти «музыкальных» зеркал найдены на Алтае, и каждое из них несет в своём декоре около

2 В зависимости от того, какого взгляда на хронологию ранних кочевников придерживаться.

сотни «солярных» значков3. Может быть, и в регионе Алтая-Тувы этот орнамент был заимствован из декора зеркал-погремушек.

В хронологическом отношении почти все «трубочки-вилочки» датируются раннепрохоровским (фи-липповским, позднесавроматским)4 временем, т.е.

IV - началом III вв. до н.э.5 Особенно характерны находки в погребениях с этими предметами мечей т.н. «переходных» типов - Ульгули, Уркач, зеркал типа «Скрипкин 5.3» (Лебедёвка, Ульгули)6, сосудов с раздутым туловом и каннелированным высоким горлом (Уркач, Лебедёвка). Все эти категории инвентаря, согласно В.Н. Васильеву, входят в т.н. «раннепрохо-ровский комплекс» [Васильев, 2004].

Особый интерес данным предметам придаёт то обстоятельство, что они, не претерпев существенных изменений, продолжают существовать у кочевников более позднего времени - об этом можно судить по находкам в Прохоровке и Нижнепавловке. У прохоровского экземпляра есть некоторые отличия -длинные прорези по бокам, а также неаккуратно срезанный торец (может быть в этом месте была глубокая выемка, и нижний конец предмета обломан). Едва ли они имеют хронологический или культурный характер. О морфологии экземпляра из Нижнепав-ловки судить нет возможности, он не опубликован.

В погребениях ранних кочевников Южного Урала III-I вв. до н.э. (II-I вв. до н.э. - по «новой хронологии») периодически встречаются предметы, характерные для периода IV - начала III в. до н.э., и даже еще более ранние. Погребение 3 сооружения (кургана) «Б» («Городища») Прохоровки в этом отношении особенно показательно. В его инвентаре, помимо «трубочки-вилочки», имеются:

1) Желтая пастовая бусина с тремя сосцевидными налепами [Яблонский, 2010. Рис. 19, 42. Кат. 1244-1264, 16]. Огромное большинство таких бус происходит из погребений конца VI-V вв. до н.э. Лишь изредка единичные экземпляры встречаются в комплексах IV в. до н.э. - например, Филипповка, к. 23 п. 3 [Пшеничнюк, 2012. Рис. 146, 6]. В Прохо-ровке - самая поздняя находка.

2) Драгоценные металлические обкладки деревянного сосуда [Яблонский, 2010. Рис. 18, 3-6. Кат. 1120-1123]. Подобные накладки представлены в достаточном количестве в ранних комплексах VI-

V вв. до н.э., но подлинный их расцвет приходится

на IV в. до н.э. Ближайшей аналогией прохоровским являются накладки из погребения 4 кургана 10 могильника Переволочан [Пшеничнюк, 1995. Рис. 17]. Они не несут на себе фигурных изображений, как филипповские, - у них на прямоугольном поле небрежно вырезаны ажурные отверстия, большинство которых не имеет каких-то определенных очертаний, за исключением нескольких, имеющих вид перевёрнутой «запятой». По одной такой «запятой» расположено в центре каждой накладки. Кроме Прохоровки, накладки на деревянную посуду в погребениии III-II вв. до н.э. найдены еще в Бердянке V [Моргунова, Мещеряков, 1999. С. 133. Рис. 4, 6].

3) Блюдо из рога лося [Яблонский, 2010. Рис. 20. Кат. 1241]. Это не очень частая находка, более характерная для ранних комплексов конца VI-V вв. до н.э. [Окороков, 2010]. Морфологически они могут быть отнесены к нескольким типам: 1) с намеренно сохранёнными при изготовлении длинными отростками рогов (Мечетсай, Три Мара, Булдурта I); 2) с удаленными почти полностью отростками рогов, лишь с короткими выступами (Кырык-Оба II, Про-хоровка); 3) лишенные отростков, с гладкими краями (Бердянка V)7. Экземпляр из Прохоровки морфологически более всего близок раннему блюду из Кырык-Обы II [Гуцалов и др., 2012. Рис. 18, 3].

Здесь необходимо обратиться к вопросу о формировании культуры ранних кочевников Южного Урала III-I вв. до н.э. (II-I вв. до н.э. - по «новой хроно-логии»8). Имеются два взгляда: либо она имеет непосредственную генетическую связь с местными культурами кочевников VI - начала III вв. до н.э. (А.Д. Таиров, В.К. Фёдоров, Л.Т. Яблонский и др.), либо такой связи нет и она, сформировавшись вне южно-уральского региона, оказалась здесь в «готовом» виде (В.Ю. Зуев, С.В. Полин, А.В. Симонен-ко). Находки обкладок деревянной посуды из драгоценных металлов, блюд из рога лося и костяных «трубочек-вилочек» в поздних погребениях объясняются просто, если генетическая связь существует. Если такой связи нет - нет и приемлемого объяснения.

Совсем закрыть глаза на эти факты сторонники «новой хронологии» не могут: «Моя позиция в этом вопросе такова: генетической связи между «савро-матской» культурой VI-III вв. до н.э. и раннесармат-ской прохоровской культурой II-I вв. до н.э. нет. Последняя была создана кочевниками Западной Сибири

3 По подсчётам П.И. Шульги по периметру зеркала из Пазырыка располагалось 139-141, Рогозихи - 106, Локтя - 94 значка [Шульга, 2003. С. 91].

4 В последнее время в литературе можно встретить все три определения, в зависимости от предпочтений того или иного автора.

5 А.Х. Пшеничнюк (2012) и Л.Т. Яблонский (2013), авторы раскопок могильника Филипповка 1, не включают III в. до н.э. в датировку строительства курганов в нем. - Прим. ред.

6 В Филипповке зеркало «Скрипкин 5.3» найдено в центральном погребении 2 кургана 14. Впускное погребение 1, в котором найдена «трубочка-вилочка», прорезало глиняный валик - выкид из погребения 2, следовательно, несколько моложе его [Пшеничнюк, 2012. Рис. 121; 128, 2].

7 Блюдо из Пятимаров I, покрытое резными изображениями животных, из-за плохой сохранности нельзя уверенно отнести к какому-то из этих типов. К сожалению, морфология блюда из Нижнепавловки нам не известна.

8 Имеется в виду мнение об отсутствии памятников III в. до н.э. в восточно-европейских степях и датировке раннесар-матской культуры второй половиной II-! в. до н.э. [Симоненко, 2010, С. 19-24; Зуев, 2012. С. 394-396].

и Центральной Азии, а ее носители столкнулись в Восточной Европе с поздними «савроматами», вошедшими в состав новой общности (отсюда «савро-матские» черты в погребальном обряде и материальном комплексе прохоровской культуры)» [Симо-ненко, 2012. С. 168].

Полностью принять эти соображения нельзя. Картина, нарисованная А.В. Симоненко, внешне непротиворечива во всём, кроме хронологии. Предметы, неизвестные в культурах кочевников, населявших территорию к востоку от Урала, действительно могли появиться в материальном комплексе «пришельцев из Западной Сибири и Центральной Азии» (если таковые были) только непосредственно от населения степей Южного Урала, с которым они «столкнулись».

Предполагаемое «столкновение» «носителей ран-несарматской прохоровской культуры» с «поздними «савроматами» могло произойти только тогда, когда эти последние еще существовали на Южном Урале. Но самые последние по времени их памятники датируются началом III в. до н.э.9 Предполагать, что они могут «дотягивать» до II в. до н.э., безосновательно. Ни одного «позднесавроматского» памятника этого времени на Южном Урале уже нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

БисембаевА.А., Гуцалов С.Ю., Марыксин Д.В., Тулеге-нова Н.И. Отчет об археологических раскопках курганных могильников в районе аула Ульгули в 2004 году // Уральск, 2004. Архив ЦИА ЗКО.

Васильев В.Н. К хронологии раннепрохоровского комплекса // УАВ. Вып. 5. 2004. С. 153-172.

Васильев В.Н. Сиротин С.В. Ново-Мусинский 3 курган // УАВ. Вып. 5. 2004. С. 173-180.

Грач А.Д. Новое о добывании огня, происхождении и семантике циркульного орнамента // КСИА. Вып. 107. 1966. С. 28-32.

Гуцалов С.Ю. Западный Казахстан в каменном, бронзовом и раннем железном веках // История Западного Казахстана: В 2-х т. Т. 1. Актобе: Принт А, 2006. С. 82-189.

Гуцалов С.Ю., Смаилов Ж.Е., Трейстер М.Ю. Комплексы с предметами ахеменидского круга могильника Кы-рык-Оба II // Влияния ахеменидской культуры. Т. 2. 2012. С. 29-38.

ЖелезчиковБ.Ф., КлепиковВ.М., СергацковИ.В. Древности Лебедевки (VI-II вв. до н.э.). М.: Восточная литература, 2006. 160 с.

Зуев В.Ю. Красногорский курган // Золото, конь и человек: Сб. статей к 60-летию А.В. Симоненко / Авт. ред. Киев: КНТ, 2012. С. 385-398.

Куринских О.И., Яблонский Л. Т. Графическая реконструкция костяного наборного футляра из Филипповки // Влияния ахеменидской культуры. Т. I. 2012. С. 201-202.

Моргунова Н.Л., Мещеряков Д.В. «Прохоровские» погребения V Бердянского могильника // АПО. Вып. 3. Оренбург, 1999. С. 124-146.

Окороков К. С. Роговые блюда в погребальных комплексах ранних кочевников Южного Приуралья // Археология и палеоантропология Евразийских степей и сопредельных территорий / МИАР. №2 13 / Отв. ред. М.М. Герасимова, В.Ю. Малашев, М.Г. Мошкова. М.: Таус, 2010. С. 280284.

ПшеничнюкА.Х. Культура ранних кочевников Южного Урала. М.: Наука, 1983. 200 с.

Пшеничнюк А.Х. Переволочанский могильник // Курганы кочевников Южного Урала / Отв. ред. Б.Б. Агеев. Уфа: Гилем, 1995. С. 62-96.

Пшеничнюк А.Х. Филипповка: Некрополь кочевой знати IV века до н.э. на Южном Урале. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. 280 с.

Равич И.Г., Сиротин С.В., Трейстер М.Ю. Индийское (?) бронзовое зеркало из кочевнического погребения IV в. до н.э. в Южном Приуралье // ВДИ. 2012. № 4. С. 63-93.

СадыковаМ.Х., Васильев В.Н. Поздние прохоровцы в центральной Башкирии // УАВ. Вып. 3. 2001. С. 55-80.

СимоненкоА.В. Сарматские всадники Северного Причерноморья. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010. 328 с.

Симоненко А.В. «Раннесарматские» погребения Северного Причерноморья // Золото, конь и человек: Сб. статей к 60-летию А.В. Симоненко / Авт. ред. Киев: КНТ, 2012. С. 155176.

Сиротин С.В. Комплекс с предметами ахеменидского круга одиночного кургана Яковлевка-П // Влияния ахеменидской культуры. Т. II. 2012. С. 157-162.

Трейстер М.Ю. Предметы утвари из различных материалов ахеменидского круга из Южного Приуралья // Влияния ахеменидской культуры. Т. I. 2012. С. 192-201.

Трейстер М.Ю., Шемаханская М.С., Яблонский Л.Т. Комплексы с предметами ахеменидского круга могильника Прохоровка // Влияния ахеменидской культуры. Т. II. 2012. С. 65-76.

Шульга П.И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2003. 204 с.

Яблонский Л. Т. Прохоровка. У истоков сарматской археологии / МИАР. №> 12. М.: Таус, 2010. 383 с.

9 Собственно, речь здесь идёт о единственном памятнике - Ново-Мусинском кургане N° 3, датировка которого обусловлена находкой в одном из его погребений амфоры конца IV - начала III в. до н.э. [Васильев, Сиротин, 2004. С. 180]. Это самая поздняя из имеющихся в нашем распоряжении дат. Утверждать, что на Южном Урале «савроматские» памятники могут датироваться и более поздним временем, тем более, таким отдаленным, как II в. до н.э., оснований нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.