Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях
альном русле (17,8%). Метод Прингла решил проблему с кровопотерей (1243,3±284,2 т1. против 2031,0±380,8 т1.) и с переливанием крови (3 против 8 конт. эр.мас.). Но ишемия и реперфузия сопутствовали к появлению дисбаланса в кровоснабжении органа и понижению тотального объема крови на 19,5% (1092,2±18,7 -879,7±16,8 мл/мин. р<0,001).
Синусоидальный застой крови, нарушение дренажной функции печеночных вен увеличили индекс резистентности в art. Нера^са и наблюдалось это как артериальная гипоперфузия, что увеличивал гипоксию гепатоцитов. В группе с применением ишемической подготовки результаты были намного лучше. Несмотря, что изменения объема портального кровотока было статистически недостоверным (778,9±11,7 - 760,6±13,5 мл/мин. р>0,05), интенсивность артериального притока повысился на 38,9% (309,8±12,6 - 489,4±20,8 мл/ мин. р<0,001). В раннем послеоперационном периоде
исследования у этих больных с помощью УЗИ Доплера показали наивысшие показатели скорости кровотока в воротной вене (29,2±0,7 см/сек.) и нормальный индекс резистентности в печеночной артерии (РИ = 0,7). Активность специфических ферментов цитолиза, а также лабораторные показатели функциональной активности печени в сравнительных группах доказали эффективность ишемической подготовки против реперфузион-ного повреждения печени.
Заключение. Метод Прингла с объектива профилактики кровопотери и избегания массивных переливаний, имеет практическое преимущество. Реперфу-зионное повреждение как неблагоприятный результат данного метода, не должно оставаться незамеченным, так как имеется риск развития печеночной недостаточности. Ишемическая подготовка печени является эффективной процедурой для профилактики реперфузи-онного синдрома.
ТРОМБОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ТРОМБОЗОВ ГЛУБОКИХ ВЕН НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, ОСЛОЖНЕННЫХ ТРОМБОЭМБОЛИЕЙ ЛЕГОЧНОЙ АРТЕРИИ
Исмаилов Ж.Т., Усманов Б.С., Махмудов Н.И. Ферганский филиал РНЦЭМП
В ФФРНЦЭМП за истекший период на лечении находились 1176 больных с тромбозом глубоких вен нижних конечностей (ТГВНК). У 599 (50,9%) пациентов отмечался илиофеморальный флеботромбоз, у 577 (49,1%) - тромбоз глубоких вен бедра и голени. Эпизоды тромбоэмболии легочной артерии имели место у 65 (5,5%) больных с ТГВНК. Причинами ТГВНК в большинстве случаев было повышенное тромбообразование, гиподинамия в послеоперационном периоде, варикозная болезнь, беременность и роды, перелом костей нижних конечностей (экстравазальное поражение сосудов) и воспалительные процессы органов малого таза.
Всем больным производились УЗДГ и УЗАС вен нижних конечностей и малого таза, УЗИ брюшной полости, с помощью которых определяли локализацию, протяженность и эмбологенность тромба. У больных с пристеночным характером тромбоза и сохранением оттока крови по другим венам клиническая картина была скудной. Тщательно собранный анамнез, оценка факторов риска и инструментальные методы исследований позволили выявить ТГВНК в начальных стадиях и провести соответствующее лечение.
Клиническими признаками ТЭЛА у всех больных была одышка, у 58% пациентов - боли в груди, у 37% -кашель, у 15% - кровохарканье, у 22% отмечены эпизоды потери сознания.
Всем больным назначался строгий постельный режим в течение 7-10 дней, возвышенное положение конечности, эластичное бинтование и холод на конечность, прямые антикоагулянты (клексан, фраксипарин) в сочетании с непрямыми антикоагулянтами (варфа-рин), тромболитики (ротакиназа). При выявлении эм-бологенных тромбов общей бедренной и наружной подвздошной вен выполняли тромбэктомию с после-
дующей антикоагулянтной терапией, клипирование нижней полой вены, при тромбозе глубоких вен голени - пликацию или перевязку бедренной вены.
Патогенетическая терапия при эмболии легочной артерии заключалась в струйном внутривенном введении гепаринов для подавления роста и рассасывания тромбов, предупреждения тромбообразования и повторных эпизодов ТЭЛА, проводилась тромболитиче-ская терапия ротакиназой, симптоматическая терапия.
Ротакиназу вводили внутривенно капельно в дозе 250 000 МЕ в 100 мл в течение 30 мин. Затем назначали поддерживающую дозу (по 100 000 МЕ каждый час в течение 3 дней). Антикоагулянтную терапию проводили дробным введением низкомолекулярных гепа-ринов.
Проводимые мероприятия улучшали общее состояние больных: уменьшалась одышка, боли в груди и кашель. Пациенты хорошо переносили тромболити-ческую терапию, которая не вызывала аллергических реакций или угрожающих жизни кровотечений.
Тромболитики не использовали при свежих язвах желудочно-кишечного тракта, после недавно перенесенных операций, нарушениях мозгового кровообращения и в I триместре беременности.
Несмотря на проводимую терапию, умерли 23 (2%) пациента. Причиной смерти явилась массивная ТЭЛА с нарастающей правожелудочковой недостаточностью.
Таким образом, ранняя диагностика ТГВНК, осложненных ТЭЛА, с использованием ультразвуковых и лабораторных методов, применение высоких доз антикоагулянтов и тромболитиков в ранние сроки, а также оперативные вмешательства при эмбологенных тромбах позволяют уменьшить число тромбоэмболических осложнений и улучшить результаты лечения.
90
Вестник экстренной медицины, 2013, № 3