Научная статья на тему 'Троллинговый комментарий как инструмент формирования отношения аудитории социальных сетей к инфоповодам'

Троллинговый комментарий как инструмент формирования отношения аудитории социальных сетей к инфоповодам Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
316
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОЛЛИНГ / ТРОЛЛИНГОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ / НОВЫЕ МЕДИА / ИНТЕРНЕТ-АГРЕССИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / TROLLING / TROLLING COMMENT / NEW MEDIA / INTERNET AGGRESSION / SOCIAL NETWORKS / ШУРӯҳИ ТРОЛЛИНГӣ / РАСОНАҳОИ НАВ / "ҷАНҷОЛИ ИНТЕРНЕТӣ" / ШАБАКАҳОИ ИҷТИМОӣ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якель Алексей Олегович

Представленная статья является результатом исследования специфики троллинговых комментариев, функционирующих в виртуальном дискурсе новых медиа, как инструментов информационного воздействия на аудиторию. Целью работы являлось определение основных типов троллинговых комментариев, используемых в виртуальном дискурсе новых медиа для формирования заданного прагматическими установками тролля отношения аудитории новостных сообществ «ВКонтакте» к размещенным в них актуальным сообщениям. Выявленные в новостных сообществах троллинговые комментарии с помощью метода контент-анализа поделены на три типа: агрессивные троллинговые комментарии, высмеивающие троллинговые комментарии, уводящие от темы троллинговые комментарии (включая вбросы). Результаты данного исследования могут быть применены в противодействии интернет-агрессии, а также при разработке комплекса мер по противодействию информационному воздействию и манипуляциям в рамках информационной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trolling Comment as a Tool for Forming the Attitude of the Audience of Social Networks to News

The presented article is the result of the study of the specifics of trolling comments functioning in the virtual discourse of new media as tools of information impact on the audience. The aim of this work was to identify the main types of trolling comments, used in the virtual discourse of new media for the formation of a given pragmatic setting Troll audience news communities "Vkontakte" to the relevant messages. Trolling comments identified in news communities using the content analysis method are divided into three types: aggressive trolling comments, ridiculing trolling comments, off-topic trolling comments (including throw-ins). The results of this study can be applied in countering Internet aggression, as well as in the development of a set of measures to counteract information influence and manipulation in the framework of information warfare.

Текст научной работы на тему «Троллинговый комментарий как инструмент формирования отношения аудитории социальных сетей к инфоповодам»

УДК 316.472.4

ББК 68.015

ШУРУХЦ ТРОЛЛИНГИХАМЧУН Якел Алексей Олегович, сармуаллими

ВОСИТАИШАКЛГИРИИМУНОСИБАТХОИ кафедраи журналистикаи МДТ

ФАЗОИИ КОРБАРОНИ ШАБАКАХОИ «Донишгоуи миллии Донетск»

ЩТИМОИ БА АХБОР (Украина, Донетск)

ТРОЛЛИНГОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ КАК Якель Алексей Олегович, старший

ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ преподаватель кафедры журналистики

ОТНОШЕНИЯ А УДИТОРИИ ГОУ ВПО «Донецкий национальный

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ К ИНФОПОВОДАМ университет» (Украина, Донецк)

TROLLING COMMENT AS A Iakel Aleksey Olegovich, senior lecturer

TOOL FOR FORMING THE of the Journalism department under

ATTITUDE OF THE A UDIENCE OF Donetsk National University,

SOCIAL NETWORKS TO NEWS Е-mail: ayakel@narod.ru

Вожа^ои калиди: троллинг, шурууи троллинги, расонауои нав, "цанцоли интернета", шабакауои ицтимои

Мацола натицаи баррасии вижагщои шурууи троллинги дар мубоуисаи мацозии расонауои нав аст, ки уамчун воситаи таъсири иттилоот ба корбарон истифода мешавад. Хадафи ин кор муайян кардани намудуои асосии шурууи троллинги, ки дар мубоуисаи мацозии расонауои нав барои ташаккули фазои муносибат тавассути танзимоти амалии тролл дар шабакаи ицтимоии"ВКонтакте" ба хабаруои мувофиц истифода мешавад. Шарууои троллинги, ки дар шабакауои хабари бо истифода аз усули таулили мундарица муайян гардидаанд, ба се намуд тацсим мешаванд: цанцоли, тамасхуромез, дур аз мавзуъ (аз цумла партобуо). Натицауои ин пажууишро дар мубориза бо " цанцоли интернети ", инчунин дар тауияи мацмуи чорауо оид ба муцовимат бо таъсири иттилоот ва суистифода дар доираи цанги иттилооти метавон ба кор бурд.

Ключевые слова: Троллинг, троллинговый комментарий, новые медиа, интернет-агрессия, социальные сети

Представленная статья является результатом исследования специфики троллинговых комментариев, функционирующих в виртуальном дискурсе новых медиа, как инструментов информационного воздействия на аудиторию. Целью работы являлось определение основных типов троллинговых комментариев, используемых в виртуальном дискурсе новых медиа для формирования заданного прагматическими установками тролля отношения аудитории новостных сообществ «ВКонтакте» к размещенным в них актуальным сообщениям. Выявленные в новостных сообществах троллинговые комментарии с помощью метода контент-анализа поделены на три типа: агрессивные троллинговые комментарии, высмеивающие троллинговые комментарии, уводящие от темы троллинговые комментарии (включая вбросы). Результаты данного исследования могут быть применены в противодействии интернет-агрессии, а также при разработке комплекса мер по противодействию информационному воздействию и манипуляциям в рамках информационной войны.

Key words: Trolling, trolling comment, new media, Internet aggression, social networks

The presented article is the result of the study of the specifics of trolling comments functioning in the virtual discourse of new media as tools of information impact on the audience. The aim of this work was to identify the main types of trolling comments, used in the virtual discourse of new media for the formation of a given pragmatic setting Troll audience news communities "Vkontakte" to the relevant messages. Trolling comments identified in news communities using the content analysis method are divided into three types: aggressive trolling comments, ridiculing trolling comments, off-topic trolling comments (including throw-ins). The results of this study can be applied in countering Internet aggression, as well as in the development of a set of measures to counteract information influence and manipulation in the framework of information warfare.

Специфика социальных медиа в целом и социальных сетей в частности предполагает создание контента не только корпоративно замкнутой группой лиц, но и любыми другими пользователями, которые в равной мере получают доступ к коммуникационным

инструментам после регистрации на той или иной социальной виртуальной платформе. Кроме этого, реализация интерактивности как атрибутивной особенности интернет-журналистики предполагает использование различных форм обратной связи при создании виртуального сообщества, выполняющего функции СМИ. Например, в социальной сети «ВКонтакте» ее чаще всего реализуют системы комментирования постов.

При этом контент, генерируемый пользователями в форме комментариев, не всегда представляет собой реакцию на пост, соответствующую мнению пользователя — автора комментария. В условиях информационной войны формы обратной связи используются сторонами конфликта как инструмент информационного воздействия на массовую аудиторию. Коммуникативным средством достижения такой цели является троллинг.

Актуальность темы статьи обусловлена недостаточной изученностью троллинговых комментариев, используемых в виртуальном дискурсе новых медиа как инструментов формирования общественного мнения. Современные исследования, посвященные изучению понятия «троллинг», связаны с рассмотрением коммуникативных особенностей тролля и разновидностей его моделей поведения (4), специфики агрессии, порождаемой троллем (5), дискурса троллинга (8) и т. д.

Цель статьи — определить основные типы троллинговых комментариев, используемых в виртуальном дискурсе новых медиа для формирования заданного прагматическими установками тролля отношения аудитории новостных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» к размещенным в них актуальным сообщениям.

Задачами исследования были: уточнение понятия «троллинг» и определение основных типов троллинговых комментариев в виртуальном дискурсе новых медиа.

Материалом исследования стали троллинговые комментарии, размещенные в сообществе «Типичный Донецк» и «Донецк на ладони» в социальной сети «ВКонтакте». Выбор данных текстов обусловлен тематической направленностью социальных платформ, где они размещены, а также активной деятельностью троллей, осуществляющих свою коммуникативную деятельность в рамках информационного противоборства. В 2014 году в Донбассе вследствие социально-политической напряженности начался вооруженный конфликт. На территории Донецкой области перестали функционировать местные СМИ, а основным источником актуальной информации стали социальные медиа. На сегодняшний день они являются полноценной альтернативой официальным СМИ медиасистемы Донбасса (например, подписчиками группы «Типичный Донецк» являются более 450 000 пользователей).

Актуальность выбора материала работы косвенно подтверждается результатами исследования А. А. Шмакова: «Хотя на первый взгляд кажется, что троллинг возникает „на пустом месте", его причины и предпосылки кроются в реальной действительности, вне интернет-коммуникации. Всегда есть некая докоммуникативная ситуация противоречия между партнерами по коммуникации, а именно: имеющиеся разногласия в интересах, установках, целях, во взглядах и мнениях, подлежащих актуализации в ходе общения» (9, 298).

При этом следует отметить, что материал исследования играет определяющую роль в изучении троллинговой коммуникации. Разнообразие классификаций троллей, как адресантов троллинговых сообщений, методов и приемов, которые они используют, зависит именно от исследуемых социальных медиа и тематики сообществ.

Троллинговый комментарий является разновидностью интернет-комментария и обладает всеми атрибутивными особенностями, которые присущи данному речевому жанру. Так, тролль осуществляет собственную коммуникативную деятельность благодаря реактивности интернет-комментария, хотя информационное воздействие на аудиторию новых медиа может быть оказано даже в том случае, если комментарий тролля остался без внимания других пользователей.

Однако прежде чем определить основные разновидности троллинговых комментариев, используемых в виртаульном дискурсе новых медиа для формирования заданного отношения к новостным сообщениям, а также фактам, которые лежат в их основе, необходимо уточнить понятие «троллинг».

По мнению Л. Р. Абдуллиной и Е. В. Артамоновой «троллинг — целенаправленное и мотивированное коммуникативное поведение, ориентированное на дестабилизацию как эмоционального состояния комментаторов, так и медиапространства в целом» (1, 186). Аналогичное определение находим в статье Ю. А. Агуреевой: «Троллинг — это такая форма социального взаимодействия, основанная на провокационных сообщениях различного рода сети Интернет, часто вызывающих конфликты. Частью троллинга, его излюбленным методом является флейминг/флейм — это своего рода „словесная война", метод общения с явной

речевой агрессией» (2, 181). Т. А. Воронцова акцентирует внимание на агрессивности троллингового общения: «Термин троллинг используется применительно к интернет-коммуникации и рассматривается как речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта» (5, 112).

Приведенные выше дефиниции позволяют сделать вывод о том, что троллинг является действием провокационным, зачастую агрессивным, направленным на выведение из эмоционального равновесия участников коммуникации с целью создания конфликтной ситуации. Аналогичное понимание понятия «троллинг» можно встретить в работах Л. Н. Синельниковой (8), А. А. Немыки, А. А. Ушакова (7). Такие условия функционирования троллингового комментария снижают критический порог восприятия информации, что способствует формированию у пользователей мнения, необходимого лицу (или лицам), использующему аккаунт тролля. Близкое к данному пониманию троллинга в статье А. А. Коренной, В. А. Мазуровой, М. А. Стародубцевой называется «гибридным»: «Гибридный троллинг — это метод ведения информационной войны посредством размещения провокационных сообщений в сети Интернет с целью внедрения пропагандистской идеологии» (6, 234).

Еще следует отметить, что понятие «троллинг» и «девиантная коммуникация» в виртуальном дискурсе новых медиа являются тождественными понятиями, что исходит из определения А. А. Шмакова: «Девиантная коммуникация в ДФ ИК (диалогических формах интернет-коммуникации — прим. автора) трактуется как отклоняющееся от общепризнанных норм коммуникативное поведение, приводящее к нарушению этих норм и вызывающее необходимость соответствующего реагирования со стороны остальных участников коммуникативного акта» (9, 296).

Также заметим, что в нашей статье мы не рассматриваем троллинг ни как форму развлечения интернет-пользователей, ни как языковую игру, на чем сделан акцент, например, в работе Е. И. Булатовой: «Довольно часто троллинг — это разновидность языковой игры в духе трикстерианства, в ее процессе тролли вскрывают болевые социальные проблемы, воспроизводят перверсивную логику той культурной среды, в которой сами обитают, разрушая ее, выполняют тем самым функцию обновления через отрицание» (3, 78).

В нашей работе мы брали во внимание как первичные комментарии, то есть те, которые публиковались как реакция на пост, так и вторичные, то есть те, которые являются реакцией на сообщения других пользователей. Анализ троллинговых комментариев, размещенных под актуальными новостными публикациями в сообществах «Типичный Донецк» и «Донецк на ладони», позволяет выделить следующие их типы:

1. Агрессивный троллинговый комментарий (АТК)

Рассмотрим сообщения пользователей, оставленные под публикацией. «Пушилин заявил, что в летний сезон комендантский час будет отменен в курортном Седово» (прим. — тут и далее сохранены авторская орфография, грамматика, лексика, синтаксис и пунктуация): Георгий Маше: «Маша, мне наср**ь на твои политические взгляды, я просто пошутил про донецкие традиции», Маша ответила Георгию: «Георгий, в смысле? Ты о концерте? Так это не донецкие традиции, это быдло рагуляче из всей Украины сидит в донецкой группе и пишет о концертах! Ты что в Донецке забыл, животное из Москвы? Пшел вон из моего города, скотина!». Второе вторичное сообщение является АТК, так как внешне является прямым оскорблением адресата (Георгия), а с позиции коммуникативного намерения является оскорбительным для всех участников полилога (подписчики сообщества «Типичный Донецк» условно поделены на две группы по политическим взглядам: проукраинскую и пророссийскую).

Примером первичного АТК является следующий пример, размещенный под вышеуказанной публикацией: «Радуйтесь, отребье!». К аналогичному типу относятся следующие высказывания, являющиеся реакцией на публикацию «В ДНР 19 декабря прибывает 96-й по счету гуманитарный конвой от МЧС России»: «Достали своей ,,благотворительностью,, твари....все с***м позволено...», «Оо збс дыра получила недоношений хлам и недоедки которая рашка недоносила и недожрали ахахв дыра этому рада». Или же можно обратить внимание на АТК, размещенный под постом «В Донецк приедет российский космонавт»: «в вонючей дыре есть же свой космонавт Эдик Басурин, тот как вмажет снежка с боярой так ему начинают казаться укр дрг на мусоровозе, абрамсы под Мариуполем, негры в форме всу...зачем еще одного выписали космонавта?»

Приведенные выше примеры перенасыщены инвективной, обсценной лексикой, предполагают переход на личности, созданы троллями для провокации, с целью порождения конфликта между участниками сообщества. Зачастую содержат ложную, отвлеченную от основного содержания сообщения информацию, которую подписчики и посетители сообщества «Типичный Донецк» могут рассматривать как оскорбительную.

2. Высмеивающий троллинговый комментарий (ВТК)

Следующие необходимо рассматривать как ВТК. Например, показательны комментарии, отнесенные к публикации «Пушилин заявил, что в летний сезон комендантский час будет отменен в курортном Седово»: «А чем ещё заниматься в конце декабря? Конечно же заботиться о летнем сезоне», «концерт будет в честь этого?», «Продам виллу в Седово! 100000000000$. Во дворе есть бревна. Можете собрать яхту». Или же к новости «В ДНР 19 декабря прибывает 96-й по счету гуманитарный конвой от МЧС России»: «Ооо это в галактике ассортимент пополница», «Гробы подвезли. На Новый год Донецк будет усеян трупами и распятыми мальчиками».

Языковые средства иронии, сарказма и каламбура, как и в вышепредставленных комментариях, определяют сообщения пользователей как ВТК. Например, под публикацией «Глава ЛНР Пасечник призвал мировое сообщество уравнять в правах Украину и ЛДНР на мировой арене» видим следующий комментарий: «Он пасечник, а лкгандоняне - его пчолы», под рассмотренном новостным сообщением «В Донецк приедет рoссийский космонавт» такой: «Я только с концерта! Там сладкую вату выдавали бесплатно. Пятерых ихтамнетов в давке растоптали».

Такой троллинг представляется как более «тонкий». Прямые оскорбления пользователей отсутствуют, однако, аудитория все равно реагирует на подобные сообщения агрессивно, так как поводом для иронии являются серьезные информационные поводы, высмеивание которых оскорбительно для представителей соответствующего сообщества.

3. Уводящий от темы троллинговый комментарий (УТТК)

В исследованиях ученых, чьи работы были рассмотрены в данной статье выше, среди троллинговых сообщений выделяют оффтоп, как комментарии не по теме поста. Однако прямое несоответствие теме может встречаться и в АТК и в ВТК.

По мнению А. А. Шмакова: «Оффтоп создает помехи для бытия других ИТ (прим. — интернет-текстов), поскольку нарушает принцип ситуативной уместности коммуникации» (9, 301). То есть сущность УТТК состоит не столько в несоответствии теме поста, сколько в коммуникативном намерении тролля: переключить внимание аудитории на другую проблему (или вообще вымышленный информационный повод, слух).

Первичные УТТК более самодостаточны, появляются непосредственно под публикацией. Например, под постом «Путин порассуждал о возможности расформирования ДНР и ЛНР» находим следующие УТТК: «Издревле известно «Рабы не способны сражаться», «Так скажите мне, любимые моему сердцу рогули, откуда у касапов такие территории? Могут-ли рабы иметь своё государство? И почему вгльна Крата, всё время как шлюха переходила из рук в руки?», «В Киеве участники протеста перекрыли одну из центральных улиц. Они требуют не допустить принятия закона о продаже земли иностранцам. Главное, не останавливаться. Жаль только, что без печенек Госдепа протесты не могут стать народными и демократическими», «Все нормальные люди мечтают о чем-то хорошем для себя. Токсичные украинцы постоянно мечтают о чем-то плохом для других. Заметили, да?».

Подобные УТТК размещены под заметкой «Глава ЛНР Пасечник призвал мировое сообщество уравнять в правах Украину и ЛДНР на мировой арене»: «Пока нацики разбирают брущатку под Радой и забрасывают силовиков булыжниками, Зеленский в Баку за обе щеки дегустирует украинский пищепром.», «В Киеве на Грушевского опять дискотека. Люди в масках закидывают булыжниками полицию, в ответ получают палками и газом. Параллельно в Раде Тимошенко блокировала трибуну. Движ вечен», «Украинская прокуратура засекретила результаты экспертиз по делу о гибели бывшего депутата и известного "военного эксперта" Дмитрия Тымчука. Секретно самоубился».

Вторичные УТТК слабореактивны, ассоциативно привязаны к комментариям других пользователей, однако, уводят в сторону от обсуждаемой темы. Могут образовывать комплексные высказывания с другими троллинговыми комментариями. Например, под ВТК «концерт будет в честь этого'?» (под постом «Пушилин заявил, что в летний сезон комендантский час будет отменен в курортном Седово») есть следующий ответ: «Георгий, а

чем тебе ни концерт шестой год в бандерштате? Во время кап ремонта моста на территории укрогадюшникаразворовали деньги.. Эта инфа есть и на помойке Бутусова Цензор.нет..».

Отдельный подвид УТТК образуют так называемые «вбросы» — комментарии с заведомо ложным содержанием, в которых фигурируют известные личности или есть привязка к резонансным событиям, обсуждаемым в СМИ фактам.

Примеры вбросов как УТТК могут служить комментарии, размещенные под публикацией «Путин порассуждал о возможности расформирования ДНР и ЛНР»: «Ледовое шоу Татьяны Навки снято на деньги, ворованные её мужем Песковым. А глупой Загитовой пох**у ,она просто выбрала то, где больше платят. А что же люди? А стадо как подобает биомусору делает вид что это совпадение, и спокойно покупает билеты на эту мерзость. Люди ну почему вы такие тупые?», «Россия отправила на Донбасс две колонны подозрительных КамАЗов». Или же комментарий под новостным сообщением «В ДНР 19 декабря прибывает 96-й по счету гуманитарный конвой от МЧС России»: «Новая партия боеприпасов, спасибо деду путину».

Таким образом, можно выделить три основных типа троллинговых комментариев, используемых для формирования отношения к инфоповодам аудитории новостных сообществ в «ВКонтакте»: агрессивные троллинговые комментарии, высмеивающие троллинговые комментарии, уводящие от темы троллинговые комментарии (в том числе вбросы). Данная классификация является условной, так как основанием для деления троллинговых комментариев на типы и подтипы является характер троллингового сообщения и контекст, в котором оно существует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина, Л.Р. Особенности троллинга в интернет-комментариях к новостной статье (на материале французского языка)/Л. Р. Абдуллина, Е. В. Артамонова // Вестник ВятГУ. — 2017.

— №11. — С. 185—188.

2. Агуреева, Ю.А. Кто такие «Интернет-тролли»?/ Ю.А. Агуреева // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2017. — №1 (23). — С. 181—185.

3. Булатова, Е.И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг/ Е.И. Булатова // Вестник СПбГУК. — 2017. — №2 (31). — С. 75—78.

4. Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах / Р.А. Внебрачных // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2012. — №1. — С. 36—39.

5. Воронцова, Т.А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации/ Т.А. Воронцова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». — 2016.

— №2. — С. 109—116.

6. Коренная, А.А. Гибридный троллинг как метод ведения информационной войны и техника борьбы с ним/ А.А.Коренная, В.А. Мазуров, М.А. Стародубцева // Известия АлтГУ. — 2018. — №6 (104). — С. 232—237.

7. Немыка, А.А. Дискурсивное пространство текста: троллинг как элемент некооперативной речевой стратегии современной интернет-коммуникации/ А.А.Немыка, А.А. Ушаков // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2012. — №4. — С. 68—71.

8. Синельникова, Л.Н. Дискурс троллинга / Л.Н. Синельникова // Дискурс-Пи. — 2016. — №3-4. — С. 271—279.

9. Шмаков, А.А. Речевые тактики девиантного коммуникативного поведения пользователей сети Интернет/ А.А. Шмаков // Экология языка и коммуникативная практика. — 2015. — №1. — С. 293—305.

REFERENCES:

1. Abdullina, L.R., Artamonova E.V. Features of Trolling in Internet Comments to the News Article (on the material of the French language) // Vestnik VyatSU. - 2017. - № 11. - P. 185-188.

2. Agureeva, J.A. Who are "Internet Trolls"? // Sign: Problem Field of Media Education. - 2017. - № 1 (23). - P. 181-185.

3. Bulatova, E.I. Network Communication Strategy: Trolling // Bulletin of SpbSUK. - 2017. - № 2 (31). - P. 75-78.

4. Vnebrachnyh, R.A. Trolling as a Form of Social Aggression in Virtual Communities // Bulletin of Udmurt University. Series "Philosophy. Psychology. Pedagogy". - 2012. - № 1. - P. 36-39.

5. Vorontsova, T.A. Trolling and Flaming: Speech Aggression in Internet Communication // Bulletin of Udmurt University. Series "History and Philology". - 2016. - № 2. - P. 109-116.

6. Korennaya, A.A., Mazurov V.A., Starodubtseva M. A. Hybrid Trolling as a Method of Conducting Information War and Technique of Struggle with it // Izvestiya AltSU. - 2018. - № 6 (104). - P. 232-237.

7. Nemyka, A.A., Ushakov A.A. Discursive Space of the Text: Trolling as an Element of non-Cooperative Speech Strategy of Modern Internet Communication // Polylinguality and transcultural practices. - 2012. - № 4. - P. 68-71.

8. Sinelnikova, L.N. Discourse of Trolling // Discourse-PI. - 2016. - № 3-4. - P. 271-279.

9. Shmakov, A.A. Speech Tactics of Deviant Communicative Behavior of Internet Users //Ecology of language and communicative practice. - 2015. - № 1. - P. 293-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.