ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.040-045
УДК 391(511.152X470.57)
P. А. Абдулхаликов
Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева (Уфа, Россия), e-mail: [email protected]
ТРОИЦА В КАЛЕНДАРНО-ОБРяДОВОй КУЛьТУРЕ МОРДВЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Введение. Актуальность темы определяется значимостью исследования малоизученной традиционной календарной обрядности мордвы Республики Башкортостан. Исследование позволяет выявить региональные особенности и эволюцию развития праздника Троицы в рамках весенне-летней календарной обрядности Целью исследования является выявление особенностей празднования Троицы в календарной обрядности мордвы Республики Башкортостан. Решены следующие задачи: описание обрядов Троицы по районам расселения мордовского населения в Башкортостане, выявление и сравнение их сходств и различий в разных населенных пунктах. Материалы и методы. В работе были использованы полевые материалы этнографических выездов, совершенных автором в период с июля по ноябрь 2017 г При сборе полевых материалов применены следующие методы: наблюдение и интервьюирование. Обсуждение и заключение. Троицкие обряды продолжают сохраняться с региональными особенностями Наиболее неизменным среди всех обрядов остается Троицкая суббота. Праздничный карнавал на Троицу имеет большое количество региональных различий в исполнении
Ключевые слова: мордва, Республика Башкортостан, Троица, весенне-летняя календарная обрядность, региональные особенности, эволюция.
Для цитирования: Абдулхаликов Р. А. Троица в календарно-обрядовой культуре мордвы Республики Баш-картастан // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - № 1. -С. 40-45. DOI: 10.15507/2078-9823.045.019.201901.040-045
Rishat A. Abdulhalikov
Kuzeev Institute for Ethnological Studies (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]
TRINITY IN THE CALENDAR AND RITuAL CuLTuRE
of the mordovian republic of Bashkortostan
Introduction. The relevance of the topic is determined by the significance of the study of the little-studied traditional calendar ritual of the Mordovian Republic of Bashkortostan. The research allows to reveal regional features and evolution of the Trinity holiday development within the framework of the spring-summer calendar ritual The purpose of the study is to identify the peculiarities of celebrating the Trinity in the calendar ritual of the Mordovian Republic of Bashkortostan. The following tasks were solved in the study: description of the Trinity rites in the areas of settlement of the Mordovian population in Bashkortostan, identification and comparison of their similarities and differences in different settlements. Materials and Methods. The field materials of ethnographic visits made by the author in the period from July to November
© Абдулхаликов Р. А., 2019
ЛГ\ Гуманитарий : актуальные проблемы to v
гуманитарной науки и образования ' " '
history
2017 were used. When collecting field materials, the following methods are used: observation and interviewing. Discussion and Conclusion. Trinity rites continue to be preserved with their regional characteristics. The most unchangeable among all rites is the Trinity Sabbath Festive carnival in the Trinity has more regional differences in its performance.
Keywords: Mordva, Republic of Bashkortostan, Trinity, spring-summer calendar ritual, regional features, evolution.
For citation: Abdulhalikov R. A. Trinity in The Calendar and Ritual Culture of The Mordovian Republic of Bashkortostan. Gumanitarian : aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(1): 40-45. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.045.010.201901.040-045
Введение
Одной из интересных в этнографическом плане этнических групп в Башкортостане является мордва. Она представлена как эрзей, так и мокшей, причем в значительной степени эрзей. В религиозном плане мордва делится на несколько конфессиональных групп [5, с. 210-211]. Мордва-эрзя в большей степени считает себя православными, незначительная часть является старообрядцами. Мордва-мокша придерживается православной веры [2, с. 276]. Исследование Троицкой обрядности как одной из основных элементов обрядового календаря мордвы актуально в связи со слабой изученностью обрядовой культуры мордовского населения Башкирии и представляет большой научный интерес. В научной литературе этот вопрос практически не разработан, имеется лишь краткая характеристика троицкой обрядности мордвы в работе Р. Р. Садикова.
Методы
Теоретической основой данной статьи является сравнительно-исторический метод. Он позволяет выявить региональные особенности и эволюцию празднования Троицы в календарной обрядности мордвы Башкирии. При сборе полевого материала были использованы методы наблюдения и интервьюирования.
Результаты
Кульминацией весенне-летних календарных обрядов является праздник Троицы. Он проводится через 50 дней после Пасхи,
потому имеет второе название Пятидесятница. Как и Пасха, Троица не привязана к конкретной дате. В праздновании Троицы сохранились обряды почитания растительности, что отразилось в украшении дома и двора ветками деревьев, чаще всего березы. Это дерево было и остается центральным образом Троицы [3, с. 328].
Троица - последний весенний праздник, олицетворяет собой конец сева. До принятия христианства мордовские крестьяне совершали обряды, способствующие хорошему урожаю, благополучию в хозяйстве, здоровью людям и скоту. Они проводились как всей сельской общиной, так и отдельно мужчинами и женщинами [2, с. 13].
Приготовления к Троице начинаются с пятницы предшествующей недели, когда проводят уборку в доме и во дворе. Именно в этот день начинают печь пироги для троицких обрядов. В субботу мордва ходила поминать умерших на кладбище. Сейчас эти действия поминальной части Троицы продолжают сохраняться с некоторыми региональными различиями.
Мордовское население Республики Башкортостан в субботу перед празднованием Троицы совершало поминальные обряды на кладбище. В зависимости от населенного пункта наименование дня проведения поминок было разным. К поминальному дню готовились заранее, устанавливали на кладбище поминальный стол, если его не было, и готовили продукты для предстоящей поминальной трапе-
зы. Поминальные обряды старались провести до обеда. По окончании участники возвращались в населенный пункт и расходились по домам. Со слов информаторов обряд поминовения умерших с трапезой на кладбище не претерпел изменений и продолжает проводиться. Вечером того же дня жители, преимущественно молодежь, совершали другой обряд - украшали дома, дворы и ворота березовыми ветками. Этот обряд сохранился, хотя проводится не повсеместно.
Мордовское население с. Енгалыше-ва Чишминского района субботу перед Троицей называет родительским днем1. В с. Ильтерякове (Андреевка) Кармаскалин-ского района этот день называли поминош-ной чи, что в переводе означает «поминальный день». Перед началом поминальной трапезы ее участники клали на могилу яйцо. С какой целью этот обряд проводится, информаторы не помнят, но продолжают его исполнять2.
По воспоминаниям информаторов из с. Садовка Стерлитамакского района, раньше поминать умерших ходили в лес, где устраивали поминальную трапезу. Так давно уже не делают. Некоторые сельчане не ходят на кладбище, а стараются провести поминки во дворе собственного дома3.
В с. Кузьминовка Федоровского района мордва, проводя поминки на кладбище на Троицкую субботу, кладут на могилы яйца4. В д. Верхний Алыштан Федоровского района в этот день и сейчас иногда кладут на могилы хлеб с солью и приглашают священника для проведения поминальной службы5. В д. Наумкино Аургазинского района в настоящее время помимо проведения ритуальной трапезы на кладбище проводят поминки дома6.
На Троицу мордовское население ходит в церковь. На эрзя-мордовском языке праздник называется Тровица1. Неделю спустя проводят праздничный карнавал, на котором провожают весну, - Тундонь иль-дямо8. Центральным образом в проведении торжеств является береза, использование которой в каждом населенном пункте и районе проживания мордвы имеет отличительные черты.
Перед началом народных гуляний молодежь утром ходила в лес, где выбирали молодую березку и несли в село. Молодые девушки украшали деревце простыми цветными лентами и бантами. Березку ставили в центре села ближе к клубу, где устраивали большинство праздников9. На торжестве провожали весну, пели и плясали. Главным блюдом была яичница, которую готовили
ПМА, 2011 г. РБ, Чишминский район, с. Енгалышево, Ермолаева Елена Васильевна, 1951 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Горланова Татьяна Семеновна, 1955 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Стерлитамакский район, с. Садовка, Артамонов Николай Ефимович, 1960 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Федоровский район, с. Кузьминовка, Евдокимова Анастасия Васильевна, 1938 г. р.; ПМА, 2011 г. РБ, Федоровский район, с. Кузьминовка, Курмаева Любовь Николаевна, 1958 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Федоровский район, д. Верхний Алыштан, Сергеева Елена Федотовна, 1938 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Аургазинский район, д. Наумкино, Матвеева Оксана Витальевна, 1913 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Михайлова Анисия Владимировна, 1964 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Стерлитамакский район, с. Садовка, Артамонов Николай Ефимович, 1960 г. р. ПМА, 2011 г. РБ, Чишминский район, с. Енгалышево, Ермолаева Елена Васильевна, 1951 г. р.; ПМА, 2011 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Юртова Елизавета Викторовна, 1929 г. р.; ПМА, 2011 г. РБ, Аургазинский район, д. Наумкино, Николаева Екатерина Никоновна, 1955 г. р.; ПМА, 2011 г. РБ, Стерлитамакский район, с. Садовка, Карпова Анна Васильевна, 1969 г. р.
ГумАнитАрий : актуальные проблемы "" гуманитарной науки и образования ' " '
4
history
здесь же10. Праздник продолжался до вечера. После завершения гуляний и трапезы девушки снимали украшения с березки, а парни в сопровождении односельчан несли деревце к реке и топили. Если береза не тонула, а плыла, это означало урожайный год11. Если тонула, говорили, что год будет неблагоприятным. Девушки бросали в воду венки, сплетенные из березовых веток, принесенных из леса. Если венок не тонул, считалось, что замужество для девушки будет удачным. Утонувший венок означал неудачный брак.
В с. Енгалышеве Чишминского района главным блюдом на праздновании Троицы был омлет. Его готовили на открытом воздухе из принесенных сельчанами продуктов - яиц, молока и сметаны. Первыми за стол сажали детей, после приглашали взрослых12. В с. Ильтерякове Кармаскалинского района украшенную девушками березу устанавливали возле оврага у реки13. Здесь мордва и провожала весну с песнями и плясками.
В с. Садовка Стерлитамакского района перед тем, как срубить березу, просили прощения у к Вирь-авы, богини леса, и преподносили ей дар в виде хлеба. Праздничное шествие начиналось у края села, проходило по всем улицам и заканчивалось к вечеру у берега реки, где березу кидали в воду. Сейчас этот обряд проводит не молодежь, а преимущественно пожилые женщины и мужчины14.
В с. Кузьминовка и Алешкино Федоровского района на Троицу девушки ранним утром отправлялись в ближайший лес для сбора березовых веток. Из них девушки делали костюм, который скрывал личность человека, его надевшего. В с. Алешкине девушку, которая носила такой костюм, называли «березовая невеста» - лекшамка15.
Обсуждение
Таким образом, анализ Троицкого цикла показывает, что проводимые обряды, связанные с растительностью, направлены на обеспечение благоприятной погоды, которая в свою очередь должна обеспечить хорошим урожаем, здоровьем людей и домашнюю скотину. Эти обряды выражаются в сборе растительности в течение Троицкой недели и украшении домов. Особо чествовали березу [3, с. 72-73].
Почитание растительности было связано с культом плодородия. Шествие с березой и последующее топление ее в реке должно было обеспечить село достаточным количество влаги, которая в свою очередь способствует хорошему урожаю.
Проявление культа плодородия также выражалось в топлении березовых венков, сплетенных девушками. Молодые девушки, таким образом, проходили обряд инициации и переходили в группу взрослых девушек. Становясь взрослыми девушками, они воспринима-
10 ПМА, 2017 г. РБ, Чишминский район, с. Енгалышево, Яковлева Любовь Сергеевна, 1949 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Кузьминова Вера Егоровна, 1935 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Акимкина Валентина Викторовна, 1963 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Аургазинский район, д. Наумкино, Николаева Екатерина Никонова, 1955 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Стерлитамакский район, с. Садовка, Тихонова Елена Ивановна, 1970 г р.
11 ПМА, 2017 г РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Чебаева Валентина Ильинична, 1952 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Юртова Елизавета Викторовна, 1929 г. р.
12 ПМА, 2017 г. РБ, Чишминский район, с. Енгалышево, Ермолаева Елена Васильевна, 1957 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Чишминский район, с. Енгалышево, Яковлева Любовь Сергеевна, 1949 г. р.
13 ПМА, 2017 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Кузьминова Вера Егоровна, 1935 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Кармаскалинский район, с. Ильтеряково, Акимкина Валентина Викторовна, 1963 г р.
14 ПМА, 2017 г. РБ, Стерлитамакский район, с. Садовка, Артамонов Николай Ефимович, 1960 г. р.
15 ПМА, 2017 г. РБ, Федоровский район, с. Кузьминовка, Евдокимова Анастасия Васильевна, 1938 г. р.; ПМА, 2017 г. РБ, Федоровский район, с. Алешкино, Камнова Елена Петровна, 1954 г. р.
лись сельской общиной как будущие матери, которые должны принести потомство, как приносит урожай земля [3, с. 12].
Анализ проведения обрядов Троицкой субботы выявил проявление культа предков, а также влияние православной церкви. Культ предков выразился в проведении поминальной трапезы на кладбище в субботу перед Троицей. Влияние православной церкви выразилось в проведении поминальной службы священником на поминальной трапезе [4, с. 13].
Необходимо также отметить характер проведения обрядов Троицкого цикла. Наибольшая сохранность в исполнении традиций проведения обрядов была отмечена в поминальной трапезе, проводимой на кладбище в Троицкую субботу, но с влиянием православной церкви в проведении обряда. Сильнее всего изменения в исполнении обрядов коснулись проводов весны. Изменился состав исполнителей обряда: так, если ими раньше выступали молодые девушки, то в настоящий момент их функции перешли к взрослым женщинам. Это связано с тем, что в сельской местности в основном проживают люди старшего возраста.
В проведение обрядов Троицы наблюдаются различия между разными населенными пунктами проживания мордвы. В обрядах Троицкой субботы выявлены сходства без каких-либо различий. Сходства выразились в одинаковом проведении поминальной трапезы. Иначе обстоят дела с проведением проводов весны в Троицком цикле. Важным сходством в проводах весны является использование березы как центрального и важного образа. Различия коснулись использования этого образа. В Чишминском и Кармаскалинском районах праздничное шествие по селу не проводилось, торжества проходили в центре населенного пункта. В Стерлитамакском районе, напротив, проводились праздничные шествия с березой по селу. Важным сходством в проводах весны в Кармаскалинском, Чишминском и
44
Стерлитамакском районах было то, что березу после проведения торжества топили в реке. В Федоровском районе, несмотря на проживание разных субэтнических групп мордвы, эрзи и мокши, важным отличием было участие в праздничном карнавале «березовой невесты» вместо березы.
Обряды, проводимые на проводах весны, аналогичны с подобными обрядами мордовского населения на других территориях, но выявлены некоторые различия. В праздничных шествиях у мордвы Башкирии не принимают участия ряженые в образах жениха и невесты, деда и бабки, медведя и лошади, разыгрывающие действия, имитирующие трудовые процессы. Важным отличием было практически полное отсутствие образа Весны-девушки в Троицком цикле, за исключением с. Кузьминовка и Алешкино Федоровского района. Зафиксировано присутствие в обрядовом цикле березы как центрального образа в проведении троицких обрядов [3, с. 35-36].
Проведенный анализ обрядов Троицкого цикла выявил влияние русской традиционной календарной обрядности на календарную обрядность мордвы Республики Башкортостан. В Семик русские девушки ходили в лес, украшали березу лентами, заплетали венки из цветов и березовых веток. Плетеные венки кидали в реку, гадая на них о будущий жизни. Аналогичные действия совершали мордовские девушки, но не в Семик, а на проводах весны в конце Троицкой недели. На Троицу русские девушки шли в лес, где «развивали» наряженную березу в Семик, срубали ее и несли в село. Возле срубленной березы водили хороводы. Мордовские девушки также украшали лентами березу, срубали ее и несли в село, где устраивали гуляния, но праздник отмечали всем селом и на проводах весны [1, с. 158, 162, 166].
Заключение
Проведенный анализ обрядов Троицкого цикла показывает, что основные характеристики ритуалов, статус участников и сакральное значение обрядов аналогичны с об-
Гуманитарий : актуальные проблемы
гуманитарной науки и образования ' " '
history
рядами и ритуалами мордовского населения на других территориях проживания. Несмотря на это, в обрядах имеются и локальные особенности, связанные с этнокультурными контактами с другими народами.
Зафиксированные тенденции изменений отдельных обрядов праздничного цикла стали результатом контакта с другими народа-
ми, преимущественно с русским. Изменения в проведении обрядов также стали результатом процесса приспособления сельского социума к изменяющимся социально-экономическим условиям. Например, элементы троицкой обрядности постепенно перешли из религиозно-магической в развлекательно-игровую и эстетическую сферу.
Библиографический список
1. Галиева Ф. Г. Русские Башкортостана: крестьянский быт, календарные обряды и праздники. Уфа, 2014. - 268 с.
2. Корнишина Г. А. Обряды Троицкого цикла мордвы Пензенской области // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3 (39). - С. 9-22.
3. Корнишина Г. А. Традиционно-обрядовая культура в системе мордовского этноса (структура, субъекты, составные компоненты): дисс. ... д-ра ист. наук. - Саранск, 2001. - 492 с.
4. Садиков Р. Р. Мордва Башкортостана: Традиции и Современность // Современные этнополи-тические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. - Уфа, 2004. - С. 275-283.
5. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). - Уфа, 2016. - 276 с.
References
1. Galiyev F. G. Russian Bashkortostan: peasant life, calendar rites and holidays. Ufa, 2014. 268 p. (In Russ.).
2. Kornishina G. A. Rites of the Trinity cycle of the Mordovians of the Penza Region. Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2017; No. 39(3): 9-22. (In Russ.).
3. Kornishina G. A. Traditional ritual culture in the system of the Mordovian ethnos (structure, subjects, constituent components): dis. ... Dr. jst sciences. Saransk, 2001. 492 p. (In Russ.).
4. Sadikov R. R. Mordva of Bashkortostan: Traditions and Modernity. Covremennyye etnopoliticcheskie i etnocjchialnyye prochesyy v Rossii: model Respubliki Bashkortostan. Ufa, 2004; 275- 283. (In Russ.).
5. SadikovR. R. Finno-Ugric peoples of the Republic of Bashkortostan (history, culture, demography). Ufa, 2016. 276 p. (In Russ.).
Поступила 07.11.2018.
Сведения об авторе
Абдулхаликов Ришат Абдуллажанович - аспирант Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева - обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук». ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8847-6959.
Тел.: +7 937 83 66-487
E-mail: [email protected]
Submitted 07.11.2018.
About the author
Rishat A. Abdulhalikov - graduate student R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies - Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8847-6959.
Tel.: +7 937-83-66-487
E-mail: [email protected]