Научная статья на тему 'Трофические связи птиц с древесно-кустарниковыми породами в зелёных насаждениях города Алматы'

Трофические связи птиц с древесно-кустарниковыми породами в зелёных насаждениях города Алматы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
272
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Карпов Фёдор Фёдорович

Второе издание. Первая публикация: Карпов Ф.Ф. 2007. Трофические связи птиц с древесно-кустарниковыми породами в зелёных насаждениях г. Алматы // Каз. орнитол. бюл. 2006: 208-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трофические связи птиц с древесно-кустарниковыми породами в зелёных насаждениях города Алматы»

Леонтьев А.Н. 1968. Гнездовая колония чаек и бакланов на Торейских озёрах // Изв. За-

байкал. фил. Всесоюз. геогр. общ-ва 4, 6: 79-80. Потапов Р.Л. (1971) 2007. Находка реликтовой чайки Larus на Торейских озёрах

// Рус. орнитол. журн. 16 (375): 1163-1169.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1476: 3090-3098

Трофические связи птиц с древесно-кустарниковыми породами в зелёных насаждениях города Алматы

Ф.Ф.Карпов

Второе издание. Первая публикация в 2007*

Древесно-кустарниковые посадки города Алматы отличаются боль -шим видовым разнообразием, что, естественно, влияет и на состав городской орнитофауны. В настоящей статье рассматривается кормовая ценность некоторых видов деревьев и кустарников для птиц, встречающихся в городе. Следует отметить, что целый ряд деревьев, таких как липа Tilia sp., катальпа Catalpa sp., гледичия Gleditschia triacanthos, конский каштан Aesculus hippocastanum, скумпия Cotinus sp., клён белый Acer pseudoplatanus и некоторые другие, украшающие наш город, для птиц в кормовом отношении никакого значения не имеют. Это следовало бы учитывать при планировании городских посадок.

Виды деревьев и кустарников рассмотрены в алфавитном порядке.

Абрикос обыкновенный, или урюк Armeniaca vulgaris. Во время цветения урюка мы неоднократно наблюдали домовых воробьёв Passer domesticus, расклёвывающих цветки, но нигде в городе это не носит массового характера.

Бархат амурский Phellodendron amurense. Ягодами бархата зимой кормятся чёрные дрозды Turdus merula и серые вороны Corvus cornix. На крупных деревьях этого вида, растущих в сквере у Старой площади, иногда собираются на кормёжку до десятка и более птиц.

Белая акация Robinia pseudacacia. В ближайших окрестностях Алматы (Каменское плато) семена робинии служат основным кормом больших чечевиц Carpodacus rubicilla. Причём это растение настолько привлекательно для них в кормовом отношении, что в некоторые зимы

* Карпов Ф.Ф. 2007. Трофические связи птиц с древесно-кустарниковыми породами в зелёных насаждениях г. Алматы // Каз. орнитол. бюл. 2006: 208-213.

в посадках белой акации чечевицы образуют скопления до 100 особей. Это может составлять всю популяцию большой чечевицы, обитающей в Северном Тянь-Шане (Белялов 2004). В самом городе, также на белой акации, большая чечевица встречена 3 февраля 1962 на речке Малая Алматинка (Бородихин1968). В неурожайную на тёрн и семена трав зиму 1993/94 года на робинии неоднократно наблюдали кормящихся семиреченских фазанов Phasianus colchicus mongolicus.

Плоды бархата амурского Phellodendron amurense.

Берёза повислая Betulapendula и другие виды берёз. В условиях Алматы в осенне -зимний период берёза является одним из важнейших кормовых деревьев для многих видов зимующих птиц. В это время года на берёзах города кормится огромное количество красношапочных вьюрков Serinus pusillus — в отдельных стаях насчитывается по несколько десятков особей, а общее число прилетающих на кормёжку вьюрков измеряется тысячами. В сравнительно меньшем числе встречаются стаи чижей Spinus spinus и чечёток Acanthis flammea, которые нередко кормятся на берёзах вместе с красношапочными вьюрками. Чечётки с середины 1970 -х годов зимуют в Алматы не ежегодно и в очень малом числе. Семенами берёзы регулярно кормятся и князьки Parus cyanus, большие синицы Parus major и домовые воробьи. Отмечены случаи кормёжки на берёзах московок Parus ater и седоголовых щеглов Carduelis caniceps.

Биота восточная, плосковеточник Biota (Platycladus) orientalis. Это растение встречается в Алматы гораздо чаще туи, поэтому и значение его для птиц более высоко. Во время созревания и раскрывания

шишек семенами биоты кормятся многие птицы города. Так, 7 декабря 2004 на территории Казахского университета в небольшой экспозиции биоты (20 кустов ) кормилось 5 чёрных дроздов, 20 больших синиц, 10 зябликов Fringilla coelebs и 20 домовых воробьёв. В зимнее время (ноябрь-март) на этом растении неоднократно отмечались московки Parus ater rufipectus и желтоголовые корольки Regulus regulus, спустившиеся с горных ельников, а также чижи. Последние иногда кормятся на био-те стаями до 30 особей. Чаще всего плосковеточнике наблюдались зеленушки Chloris chloris, причём эти птицы достают семена не только из раскрывшихся шишечек, но, по-видимому, могут добывать их из закрытых, раскусывая шишечки своими мощным клювом.

Шишечки биоты восточной

Плоды боярышника джунгарского Crataegus songarica.

Боярышники алтайский Crataegus korolkowii, джунгарский C.

songarica, мягковатый C. submollis. Разные виды боярышников широко представлены в зелёных посадках города, но их кормовое значение для птиц неравнозначно. Наиболее привлекателен для птиц боярышник джунгарский — его плодами охотно кормятся фазан, свиристель Bombycillagarrulus, деряба Turdus viscivorus, чёрный и темнозо-бый Turdus atrogularis дрозды. Кормёжки на алтайском боярышнике отмечены только для свиристелей, которые крайне неразборчивы в пище и поедают любые, даже малосъедобные ягоды. Боярышник мягковатый созревает в августе -сентябре, после чего плоды его осыпаются на землю и птицами практически не используются.

Вишни птичья Cerasus avium и обыкновенная C. vulgaris. Созревшими сочными костянками кормятся: черные дрозды, обыкновенные Sturnus vulgaris и розовые Pastor roseus скворцы, майны Acrido-theres tristis. Стаи розовых скворцов на это время залетают в город. Обыкновенные скворцы порой выкармливают вишней птенцов второго выводка. Зимой и в начале весны засохшими костянками, оставшимися на деревьях, питаются кочующие по городу арчовые дубоносы Mycero-bas carnipes.

Вяз мелколистный, карагач Ulmus pumila, вяз гладкий Ulmus laevis. Семенами вязов, в период их массового созревания (апрель-май) кормятся многие виды птиц. Это относится, в первую очередь, к обыкновенной чечевице Carpodacus erythrinus, которая, наводняя город во время весенней миграции, кормится почти исключительно семенами вязов. В конце мая - начале июня 1962 года на карагачах и вязах во многих районах города ежедневно отмечались кормящиеся стаи клестов-еловиков Loxiacurvirostra, по 10-20 (до 50) особей в каждой (Боро-дихин 1968). Осыпавшиеся крылатки охотно клюют сизые голуби Columba livia и все виды наших горлиц: большая Streptopelia orientalis, обыкновенная S. turtur, кольчатая S. decaocto и малая S. senegalensis. Цветки, почки и семена вязов входят в пищевой рацион зеленушек и домовых воробьёв. В Ботаническом саду 8 апреля 1985 наблюдали, как распускающимися почками вяза кормились урагусы Uragus sibiricus.

Груша Pyrus communis. В Ботаническом саду зимой почками груши кормилась арчовая чечевица Carpodacus rhodochlamys.

Дуб черешчатый Quercus robur. Большую роль играют жёлуди в пищевом рационе вяхиря Columbapalumbus. Можно даже сказать, что именно благодаря дубовым посадкам этот голубь появился в городе, вначале только на кормёжках, а позднее и как гнездящаяся птица. Начиная с 1984 года во время осенней миграции, в сентябре, на дубовых аллеях Главного Ботанического сада стали регулярно кормиться стаи вяхирей (Ковшарь, Скляренко 1988). С 1988 года эти голуби появились здесь и на весеннем пролёте. С первых дней прилёта до нача-

ла июля вяхири кормятся опавшими желудями. После большого перерыва, с середины августа, голуби возобновляют кормёжки желудями нового урожая на деревьях. В первое время птицы держатся в верхних частях крон дубов, затем постепенно смещаются ниже. При кормёжке на тонких ветках вяхири нередко повисают на них вниз головой, распуская хвост и балансируя раскрытыми крыльями. В таком положении они срывают и заглатывают крупные жёлуди, иногда несколько штук подряд. Ближе к осени число птиц, посещающих Ботанический сад, постепенно увеличивается, и к началу третьей декады сентября достигает максимума. В это время одновременно можно учесть до 200 особей, часть голубей вновь начинает кормиться на земле опавшими зрелыми желудями (Карпов 1995). В настоящее время, помимо Ботанического сада, вяхири гнездятся в дубовых посадках Центрального парка культуры и отдыха, а также прилетают сюда с прилегающих гор на кормёжку. Кроме вяхирей, опавшие целые жёлуди охотно едят грачи Corvus frugilegus. Расколовшимися весной на две семядоли или раздавленными прохожими и транспортом желудями часто кормятся сизые голуби из полудикой городской популяции.

Ели колючая Picea pungens, тянь-шаньская P. schrenkiana. На всех видах елей, растущих на территории города, кормятся спустившиеся с гор желтоголовые корольки и московки. Здесь же отмечены на кормёжке периодически появляющиеся в городе клесты-еловики.

Слева — лох остроплодный Elaeagnus oxycarpa. Справа — снежноягодник белый Symphoricarpus albus. 3094 Рус- орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1476

Жимолость татарская Lonicera tatarica. В Ботаническом саду в июне на кустах неоднократно отмечали кормящихся вяхирей.

Жостер, крушина слабительная Rhamnus cathartica. В Ботаническом саду в июле 1992 года на кустах крушины неоднократно отмечали кормящихся одиночных вяхирей.

Лиственница сибирская Larix sibirica. Поздней осенью и в течении зимы на лиственницах неоднократно отмечались кормящиеся московки, большие синицы и корольки. У московок, помимо сбора беспозвоночных, отмечена кормёжка семенами лиственницы, когда, птицы шелушили висящие на ветках шишечки.

Лох остроплодный Elaeagnus oxycarpa. В Алматы посадки лоха остроплодного единичны и значение его для птиц небольшое. За городом его плодами в начале осени в массе кормятся пролётные обыкновенные скворцы. В позднеосенний и зимний период плоды лоха остроплодного занимают важное место в питании фазана, дроздов — чёрного, темнозобого и рябинника Turdus pilaris. Отчасти ими кормятся сороки Pica pica и зеленушки.

Можжевельник виргинский Juniperus virginiana. На территории города поедание плодов этого растения отмечено для свиристеля, чёрного дрозда и дерябы.

Можжевельник виргинский

Облепиха Hippophae rhamnoides. В городе её небольшие посадки имеются в Ботаническом саду, отдельные деревья встречаются также в частном секторе. В ближайших окрестностях Алматы по поймам горных рек в холодное время года облепиха служит кормом для целого

ряда зимующих у нас птиц, таких как семиреченский фазан, чёрный и темнозобый дрозды, краснобрюхая Phoenicurus erythrogaster и красно-спинная Ph. erythronotus горихвостки и сорока. Все они встречаются и на территории города и могут использовать тот небольшой запас плодов облепихи, который здесь имеется.

Ольха Alnus sp. В посадках Алматы встречается крайне редко. В Ботаническом саду зимой на этом дереве отмечали кормящихся чижей.

Орех грецкий Juglans regia. Во время созревания грецких орехов нередко можно наблюдать сорок, серых ворон Corvus cornix и грачей Corvus frugilegus с целыми орехами в клювах. Птицы не только подбирают их на земле, но и сами срывают плоды с веток. По -видимому, они умеют расщеплять крепкую скорлупу орехов, чтобы добраться до их содержимого.

Рябина домашняя Sorbus domestica. В Алмате рябина встречается редко. Зимой её плодами кормятся свиристели и чёрные дрозды.

Свидина блестящая Cornus sericea.

Свидина блестящая Cornus stalonifera (C. sericea). Зимой и в на -чале весны плодами свидины охотно кормятся арчовые дубоносы. Посещая посадки свидины, расположенные в сквере выше площади Республики, в 2003-2005 годах в течении 1 -2 недель эти дубоносы образовывали кормовые скопления от 20 до 50 особей. Здесь же, помимо дубоносов, кормились группы свиристелей и юрков Fringilla montifrin-gilla. При совместной кормёжке дубоносы добывают ядрышки косточек, а свиристели и юрки подбирают брошенную мякоть.

Сирень обыкновенная Syringa vulgaris. Снежной зимой 1985 году в Ботаническом саду зимовало много арчовых чечевиц Carpodacus

rhodochlamys. За час можно было встретить до 10 особей. В это время здесь часто наблюдали, как они кормились семенами сирени.

Снежноягодник белый Symphoricarpus albus. Плоды этого кустарника очень редко используются птицами в пищу. Отмечен единственный случай их поедания чёрным дроздом. Причём явно голодная птица глотала ягоды очень неохотно. Должно быть, причина этого кроется в их малой пищевой ценности.

Сосна обыкновенная Pinus sylvestris. В очень холодную снежную зиму 9 января 1991 в Ботаническом саду на соснах кормилась стая из 15 клестов-еловиков. В зимнее время в кронах сосен (в хвое) нередко кормятся большие синицы, корольки и московки.

Тёрн Prunus spinosa. Основные терновые посадки в городе расположены на территории Ботанического сада и его окрестностей. Зимой тёрн служит кормом семиреченскому фазану, чёрному и темнозобому дроздам, свиристелю, обыкновенному Coccothraustes coccothraustes и арчовому дубоносам.

Тополь Populus sp. Почками тополя в городе кормятся зеленушки (Ковшарь, Пфеффер 1988). Во время весеннего похолодания со снегопадом 18 марта 2002 на речке Малая Алматинка наблюдали синюю птицу Myophonus coeruleus, клевавшую набухшие почки тополя.

Тополь белый, или серебристый Populus alba. Почками и серёжками этого тополя ранней весной охотно кормятся свиристели, иногда начисто оголяя вершины деревьев.

Туя западная Thuja occidentalis. Осыпавшимися семенами охотно кормятся кольчатые горлицы, домовые воробьи, чижи и зеленушки, причём последние три вида часто выклёвывают семена из шишечек на ветвях туи.

Черемуха магалебская, антипка Padus mahaleb. В Ботаническом саду в посадках этой черёмухи во время созревания ягод ими постоянно кормятся вяхири, чёрные дрозды и майны. В других местах города, на оживлённых улицах, где растут одиночные деревья, отмечались только последние два вида.

Шелковицы чёрная Morus nigra и белая M. alba. Во время созревания шелковицы её ягодами кормятся чёрные дрозды, обыкновенные и розовые скворцы, майны, иволги Oriolus oriolus и домовые воробьи. В это время у многих из перечисленных видов уже имеются лётные выводки. Взрослые приводят их на кормовые деревья, где молодые птицы кормятся уже самостоятельно. Осыпавшиеся ягоды, подбирают кольчатые и большие горлицы.

Яблоня домашняя Malus domestica. Оставшиеся в садах после сбора яблоки, особенно мелкоплодные сорта, служат излюбленным кормом для таких птиц, как фазан, чёрный и темнозобый дрозды, свиристель, скворец и сорока. Все эти виды клюют как уже осыпавшиеся

яблоки, так и ещё висящие на деревьях. М.Д.Зверев наблюдал, как синие птицы срывали с деревьев и поедали неубранные яблоки (Бор о-дихин 1968).

Ясень Fraxinus sp. Семенами ясеня в осенне-зимний период охотно кормятся арчовые чечевицы, серые Pyrrhula cineracea и обыкновенные снегири, зяблики и особенно юрки. На одном и том же дереве с урожаем семян птицы держатся в течении нескольких суток подряд. Иногда почками и соцветиями ясеня могут подолгу кормиться свиристели. Так, в 2003 году в парке имени Горького стаи свиристелей на ясенях отмечались с апреля до 16 мая, а одиночная птица встречена даже 27 мая.

С начала и до середины ХХ века Алма-Ата по праву считалась «городом-садом», утопавшим в зелени. Со временем город постоянно расширялся и реконструировался, уплотнялась застройка, менялись её габариты. Уже почти исчезла поливная арычная система, вследствие чего от нехватки влаги стали засыхать в уличных посадках большие старые деревья. Постепенно уходят в прошлое и приусадебные сады. Уродливые формы принимает частное предпринимательство: в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького при постройке ак-вапарка для автостоянки (!) был вырублен обширный участок насаждений со старыми дубами, ясенями и вязами. Свободной земли в городе становится все меньше и меньше, она покрывается асфальтом и бетоном. Одни виды птиц заметно сократили в пределах города свою численность, другие вообще перестали здесь встречаться.

В настоящее время городское строительство ведётся с колоссальным, всё нарастающим размахом. Безмерно увеличивается количество автотранспорта, отравляющего выхлопными газами и без того до пр е-дела загрязнённый воздух города. Алматы, конечно же, станет современным мегаполисом, с его плюсами и минусами, но при таком его развитии как сейчас, мало что останется от былого города-сада, который так любили алмаатинцы.

Литер атур а

Белялов О.В. 2004. Где гнездится большая чечевица? // Каз. орнит. бюл. 2003: 160-163. Бородихин И.Ф. 1968. Птицы Алма-Аты. Алма-Ата: 1-121.

Карпов Ф.Ф. 1995. Современные изменения в экологии туркестанского вяхиря Columba

palumbus casiotis // Рус. орнитол. журн. 4, 1/2: 65-66. Ковшарь А.Ф., Пфеффер Р.Г. (1988) 2005. Зеленушка Chloris chloris turkestanicus в

Алма-Ате // Рус. орнитол. журн. 14 (278): 104-106. Ковшарь В.А., Скляренко С.Л. 1988. Зелёные зоны // Позвоночные животные Алма -Аты. Алма-Ата: 93-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.