Научная статья на тему 'Трофические связи крупных колониальных рыбоядных птиц на Байкале'

Трофические связи крупных колониальных рыбоядных птиц на Байкале Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
140
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Пыжьянова Мария Сергеевна

Второе издание. Первая публикация: Пыжьянова М.С. 2018. Трофические связи крупных колониальных рыбоядных птиц на Байкале // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы 6-й Международ. орнитол. конф. Иркутск: 193-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трофические связи крупных колониальных рыбоядных птиц на Байкале»

Овдин М.Е., Янкус Г.А., Ананин А.А. 2017. Большой баклан Phalacrocorax carbo на

Северном Байкале // Байкал. зоол. журн. 2 (21): 75-78. Пыжьянова М.С., Пыжьянов С.В., Ананин А.А. 2015. Большой баклан в Центральной Азии: динамика ареала в XX-XXI веках // Экосистемы Центральной Азии в современных условиях социально-экономического развития: Материалы Международ. конф. Улан-Батор, 1: 341-344. Туров С.С. 1923. Материалы по фауне птиц Баргузинского края // Сб. тр. профессоров и преподавателей Иркут. ун-та 4: 132-167.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1685: 5241-5244

Трофические связи крупных колониальных рыбоядных птиц на Байкале

М.С.Пыжьянова

Второе издание. Первая публикация в 2018*

С начала 2000-х годов привычная для многих орнитологическая картина на Байкале стала кардинально меняться. Монгольскую чайку Larus mongolicus, самый массовый на то время рыбоядный вид, начал притеснять большой баклан Phalacrocorax carbo — вид, который с начала века резко увеличил численность на многих озёрах Центральной Азии, включая Байкал. В частности, на Малом Море количество гнездящихся пар баклана за 11 лет возросло более чем в 1300 раз (Пыжьянов, Пыжьянова 2018). Стоит отметить, что активное вселение баклана в экосистему озера Байкал происходит на фоне общего оскудения запасов рыбы, приведшее к полному запрету вылова основных промысловых видов.

В связи с этим особый интерес вызвали два вопроса: 1) каким образом вторжение большого баклана и дефицит кормовых объектов сказались на биологии монгольской чайки и 2) какова структура питания баклана на фоне дефицита промысловых видов рыб.

Интенсивные исследования питания чайковых птиц на озере Байкал проводились в 1970-е годы Н.Г.Скрябиным и О.В.Сафроновой (1978). Что же касается данных по питанию большого баклана, то на Байкале таких исследований до настоящего времени не было.

Исследуемый материал был собран в летний период 2016-2017 годов на Байкале в бухте Песчаная с острова Бакланий камень; на Малом Море — с колоний, расположенных на островах Большой Тойник,

* Пыжьянова М.С. 2018. Трофические связи крупных колониальных рыбоядных птиц на Байкале // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы 6-й Международ. орнитол. конф. Иркутск: 193-196.

Изохой, Едор и Борокчин. Всего за 2016 год исследовано 22 пищевых комка птенцов монгольской чайки, из них 16 собрано на острове Бакланий камень, 6 — с островов Малого Моря. В 2017 году нам удалось собрать 18 отрыжек птенцов чайки на острове Бакланий камень и 9 — с Малого Моря, соответственно. За два года исследования так же собрано 36 погадок монгольской чайки.

Для исследования питания птенцов большого баклана на Байкале в 2016 году было собрано 53 пищевых комка. Из них 28 — на острове Бакланий камень и 25 - на Малом Море. В 2017 году собрано 69 пищевых комков, из которых 43 — на Бакланьем камне и 26 — на Малом Море.

При сборе материала по питанию монгольской чайки было отмечено, что большинство осмотренных птенцов были голодными. К примеру, в 2017 году на острове Большой Тойник осмотрено 104 птенца, но ни одного пищевого комка не получено.

Анализируя питание монгольской чайки, можно сделать вывод, что большую часть рациона птенцов на Байкале, как по встречаемости, так и по объёму, занимают насекомые, причём за год объём потребления насекомых увеличился в 2.5 раза. Особенно много чайки потребляют жесткокрылых и прямокрылых (саранчовых). На втором месте находятся рыбы — как в 2016, так и в 2017 году. Объём потребляемой рыбы не превышает 28%. Стоит отметить, что только в одном пищевом комке была обнаружена отрезанная голова омуля, т.е. это остатки с человеческого стола. В 2016 году у чаек наблюдался и каннибализм — 26% от объёма пищи при встречаемости 32%. Анализ погадок дал аналогичные результаты. В 2017 году в большом количестве встречались хитиновые остатки насекомых, кости рыб, кости и перья птиц.

В сравнении с данными, полученными Н.Г.Скрябиным в 1978 году, можно сразу отметить, что состав питания монгольской чайки в значительной мере подвергся изменению (Скрябин, Сафронова 1978). Если раньше основу рациона составляли 12 видов рыб, основным из которых был омуль, то сейчас основной источник питания — это насекомые.

Делая вывод на основании проведённых исследований, стоит сказать, что рыба в питании чаек встречается очень редко, что, вероятно, связано с тем, что этот источник питания стал крайне труднодоступным. На Байкале это произошло за счёт общего снижения запасов рыбы в связи с её неконтролируемым выловом, перестали функционировать рыбообрабатывающие заводы, которые снабжали чаек рыбными отходами. Также снизилось количество стайной рыбы, державшейся в верхних слоях воды (омуля) — наиболее доступной для чаек. Из-за этого чайки голодают и вынуждены переключаться на питание насекомыми и пищевыми (нерыбными) отбросами туристов и жителей прибрежья Байкала. Происходит процесс изменения стратегии питания,

из-за чего в первую очередь страдают птенцы, которые полностью зависят от родителей, и молодые чайки, которые владеют более ограниченным набором методов добывания корма и потребляют значительно менее разнообразную пищу, чем взрослые чайки.

Собирая материал на колониях, мы очень часто наблюдали факт хищничества. Так как бакланы являются неагрессивным видом, покидая свои гнезда, они не защищают их. Чайки очень часто пользуются этим моментом и разоряют гнёзда баклана — расклёвывают и съедают яйца, воруют птенцов.

Ещё один полезный для чайки рефлекс баклана - отрыжка. В момент опасности птенцы баклана с лёгкостью отрыгивают свою еду. Чайки подбирают рыбные остатки за бакланами. Поэтому в некоторых пищевых комках птенцов чайки нами были встречены бычки, которые труднодоступны для монгольской чайки.

Однако изменения в кормовом поведении не могут компенсировать общий дефицит кормов, и в настоящее время монгольские чайки находятся в депрессии, что выражается в низкой успешности гнездования из-за высокой смертности птенцов, что в конечном итоге привело к уменьшению численности чаек на Байкале.

В образцах питания большого баклана с острове Бакланий камень в 2016 году преобладала каменная широколобка Paracottus knerii, как по встречаемости, так и по объёму. Всего отмечено 7 видов байкальских коттоидных рыб и плотва Rutilus rutilus при встречаемости 3.75% и объёме 4.0 %. В 2017 году преобладала желтокрылка Cottocomepho-rus grewingki. Было отмечено 4 вида коттоидных рыб, елец Leuciscus leuciscus и белый байкальский хариус Thymallus arcticus brevipinnis (встречаемость 18.6% при объёме 22.8%). Также по сравнению с Малым Морем здесь встречается в питании головешка-ротан Perccottus glenii (по всей видимости, собранный бакланом в дельте реки Голоустной).

На Малом Море преобладала желтокрылка как в 2016, так и 2017 году. В 2016 году было отмечено 3 вида широколобок: каменная, длиннокрылая Cottocomephorus inermis и большеголовая Batrachocottus baicalensis; речной окунь Perca fluviatilis. В 2017 году, помимо вышеперечисленных видов, были встречены: хариус, елец и песчаная ши-роколобка Cottus kessleri.

По результатам проведённых исследований рациона большого баклана мы выяснили, что баклан является облигатным, но не специфическим ихтиофагом, т.е. употребляет рыбу доступную и массовую на данный момент и в конкретном месте. Большое количество байкальских бычков, найденных нами, тому подтверждение. Большой баклан является замечательным пловцом, что позволяет ему нырять на большие глубины и доставать недоступные для чаек виды рыб. За два года исследования нами не были отмечены голодные птенцы баклана.

Также ни в одном пищевом комке не был обнаружен омуль Coregonus migratorius, что, прежде всего, связано с его отсутствием в местах гнездования баклана как следствием депрессии.

Литератур а

Пыжьянов С.В., Пыжьянова М.С. 2018. Влияние большого баклана на других колониальных птиц при вторичном заселении озера Байкал // Первый Всероссийский орнитологический конгресс: тез. докл. Тверь: 270. Скрябин Н.Г., Сафронова О.В. 1978. Питание серебристой чайки на Малом Море (оз. Байкал) // Экология наземных позвоночных Восточной Сибири. Иркутск: 20-29.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1685: 5244-5246

Заметки по весенней авифауне окрестностей реки Белый Иркут (Бурятия)

И.И.Тупицын

Второе издание. Первая публикация в 2018*

Периодические выезды в район хребта Мунку-Сардык в весенне-летний период и пешие экскурсии в долине реки Белый Иркут и её окрестностях позволили наблюдать интересные виды горной фауны и особенности поведения некоторых птиц. В данном сообщении анализируются результаты работ в 2009, 2012, 2015-2018 годах.

Сибирский вьюрок Leucosticte arctoa. 25 июля 2009 стая из 15 сибирских вьюрков встречена в лиственничном лесу в районе каньона реки Мугувек. Одиночные молодые птицы отмечены выше лесного пояса в каменистой тундре верховьев реки. Птицы были доверчивы и подпускали наблюдателя на расстояние до 3 м.

Клушица Pyrrhocorax pyrrhocorax. Встречи этого вида в исследуемом районе были регулярными, но количество отмеченных птиц было невелико. Чаще клушицы отмечались парами, реже группам в 3-5 особей. 11 мая 2018 проведено интересное наблюдение за поведением клушиц. Пара птиц с криками летали в небольшом ущелье по левому склону реки Белый Иркут. Беспокойство птиц было обусловлено наличием гнезда в расселине скалы на высоте около 15 м от осыпи. На вершину скальника над гнездом вышли два сибирских горных козла Capra sibirica и улеглись на краю уступа. Через некоторое время к ним

* Тупицын И.И. 2018. Заметки по весенней авифауне окрестностей реки Белый Иркут (Республика Бурятия) II Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы 6-й Международ. орнитол. конф. Иркутск: 229-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.