Научная статья на тему 'ТРИУМФЫ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ'

ТРИУМФЫ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ / ТРИУМФ / ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Панасенко Д.А.

Статья посвящена истории триумфов в Римской империи. Автор рассматривает триумф как один из способов сакрализации императорской власти и личности самого правителя. Триумфальные шествия становятся важной частью механизма передачи власти по наследству. С помощью анализа большого количества эпиграфических источников прослеживается эволюция триумфальных шествий до торжественного въезда и церковной литургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRIUMPHS OF THE ROMAN EMPERORS

The article is devoted to the history of the triumphs of the Roman Empire. The author considers the triumph as one of the ways to sacralization the imperial power and the personality of the ruler himself. Triumphal processions become an important part of the mechanism for the transfer of power by inheritance. The analysis of a large number of epigraphic sources traces the evolution of triumphal processions to the solemn entrance and the church liturgy.

Текст научной работы на тему «ТРИУМФЫ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ»

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Панасенко Д. А. историк

ГОУ ВПО «Донецкий Национальный университет»

dima.panasenko.1994@mail.ru

ТРИУМФЫ РИМСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Аннотация: статья посвящена истории триумфов в Римской империи. Автор рассматривает триумф как один из способов сакрализации императорской власти и личности самого правителя. Триумфальные шествия становятся важной частью механизма передачи власти по наследству. С помощью анализа большого количества эпиграфических источников прослеживается эволюция триумфальных шествий до торжественного въезда и церковной литургии.

Ключевые слова: Римская империя, триумф, торжественный въезд

Развитие древнеримских общественно-политических, культурных и военных институтов, эволюция права и законодательства царства, республики и империи не могли не затронуть религии и общественных праздников. К I в. до н.э. триумф становится их неотъемлемой частью.

В данной статье, мы стремимся показать, какие изменения претерпел триумф в имперский период истории Рима. Соответственно хронологические рамки охватывают период с 27 г. до н.э. до 476 г.

Для освещения тех или иных вопросов, связанных с триумфальными шествиями, привлекаются наиболее характерные из сохранившихся описаний, в которых общественные, политические, религиозные, военные атрибуты триумфа отражены наиболее ярко и полно.

Тема исследования предполагает рассмотрение обширного спектра источников1. Тем не менее, следует сказать несколько слов о латинских панегириках. Они представляют собой сборник 12 речей во славу императоров. Авторство большинство из них остается анонимным2. Панегирики поздней имперской эпохи сочетают в себе триумфальные элементы с имперскими церемониями, такими как вступление императора в должность консула и adventus (лат. - пришествие), прибытие императора в столицу империи после продвижения по провинциям. Чтение панегириков проходило после вступления императора в город, являлось своего рода приветствием его божественной особы3.

Отечественная и зарубежная историография была рассмотрена нами ранее, поэтому не станем повторяться4.

В I в. республиканские традиции были еще достаточно сильны. Триумфы Щ вв. мало чем отличались от республиканских, однако процессия, уже строилась вокруг особы императора. Роль граждан в процессии и торжествах была пассивна. Некогда коллективизм

1 Панасенко Д.А., Шепко Л.Г. Триумфальные шествия римлян в работах античных авторов// Материалы V Международной научной конференции Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности (г. Донецк 17-18 ноября 2020 г.) - Том 7. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. - С. 39-42.

2 Латинские панегирики / Пер. с лат., вступ. ст. и комм. И. Ю. Шабага. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. - 672 с.

3 Смышляев А. Л. Вступление наместника в провинциальный город: церемония adventus по Ульпиану// Вестник древней истории. - М.: Наука, 1991. № 4. С. 106-116.

4 Панасенко Д.А. Ранний римский триумф// Архонт, 2020. № 3 (18). - С. 84-95.; Панасенко Д.А. К вопросу об изучении триумфальных шествий в Древнем Риме// Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - Донецк: ДонНУ, 2021. Вып. 13, Т. 2: Социально-гуманитарные науки (Исторические науки и политология), часть 1. - С. 328-331.

триумфальных торжеств, на время стиравший социальные отличия между людьми, уходил в прошлое. В период Республики, при соблюдении определенных условий, триумф мог получить любой гражданин. Ситуация изменилась с принятием закона Цезаря, по которому триумф проводился только в пользу легатов, находящихся под его командованием (Dio. Cass. LIV. 12). Закон Цезаря был первым шагом оформления элитарности триумфа. Триумф стал привилегией императора и его семьи, как это было в эпоху царей. Происходит персонификация власти.

Реформы Октавиана Августа (27 г до н.э.-14 г.) закрепили такое положение вещей. Основной задачей принцепса было создание нового механизма управления, с сохранением старых республиканских институтов, хотя бы их видимости. Религиозные реформы Августа имели целью не только борьбу с восточными культами и возрождение религии предков (Suet. Aug. 32, 1; 52, 1; Res. Gestae D. Aug. XIX). Главная цель - введение праздников в честь императора и членов императорской фамилии. Культ императора становиться частью государственной религии (Suet. Aug. 43-45; Res. Gestae D. Aug. IV, 1). Рим не выказал удивления: с обожествлением высших должностных лиц он был знаком еще в эпоху Республики, когда консул-триумфатор появлялся в одеждах Юпитера Капитолийского и выкрашенными красной краской руками и лицом, чтобы больше походить на терракотовую статую воплощаемого божества. К тому же после правления безумного Элагабала и отпетого кутилы Галлиена понятия о том, что такое «причуда», «каприз» и «безумная роскошь», сильно изменились.

Еще одной проблемой для Августа стало создание нового способа передачи власти по наследству, при этом избежав возможных общественных потрясений. Октавиана, безусловно, устраивал монархический механизм. Однако «.. .не прошло и трех лет как Гай и Луций (внуки и приемные сыновья Августа - прим. автора) скончались. Тогда Тиберий был усыновлен императором вместе с братом умерших Марком Агриппой, но предварительно усыновив своего племянника Германика» (Suet. Tib. 15, 2). Такое положение требовало другого решения. Реализация нединастического механизма передачи власти требовала при жизни принцепса назначить наследника, разделив с ним часть властных полномочий и выдвинуть на передовые государственные посты. Таким образом, граждане «привыкали» к новому лицу, переход власти к которому в дальнейшем был вполне логичен. Для решения этой задачи общественные праздники и триумфы проходили как нельзя лучше. Император и его ближайшее окружение находились в центре этих торжеств, становились как бы источниками мира и изобилия. Тем более, что в начале I в. общество связывало свое благополучие не столько с государственной организацией, сколько с личностью правителя.

Механизм наследования верховной власти через усыновление окончательно установится в век Антонинов. «Несомненно, что это след дуалистической природы принципата»1.

В 29 г. до н.э. Октавиан отметил тройной триумф. 13 августа за победу в Иллирии, 14 августа - при Акции, 15 августа - в Египте. 14 августа Тиберий и Марцелл (зять Октавиана -прим. автора) сопровождали императора в триумфальном шествии, сидя верхом на лошадях, которыми была запряжена колесница Августа. После смерти Марцелла (Tac. Ann. II. 41, 5) на первые роли выдвигается Тиберий.

После установления принципата в 27 г. до н.э., по указанию Августа, на форуме его имени были установлены статуи всех триумфаторов с почетными надписями -элогиями (Suet. Aug. 31, 5) и столб с перечислением покоренных народов (Vell. II. 39, 2). По словам самого императора: «Дважды я отпраздновал овацию, трижды - курульные триумфы, и 21 раз я был провозглашен императором. И хотя сенат декретировал мне множество триумфов, я от них

1 Портнягина И.П. Проблема континуитета власти принципса в раннем принципате Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете. -. СПб.: СПбГУ, 2001. - 211 с.

112

отказался. Лавры с фасций я положил на Капитолии во исполнение обетов, которые я прини -мал во время каждой войны. По случаю войн, которые успешно велись на суше и на море мною или моими легатами, находившимися под моим командованием, сенат 55 раз выносил решение об организации (благодарственных) молебствий бессмертным богам. Дней же, в которые по постановлению сената совершались молебствия, было 890. Во время моих триумфов перед моей колесницей было проведено 9 царей или царских детей» (RGDA. IV. 1-3).

Усыновив Тиберия, Август предоставляет ему командование в Германии (Suet. Tib. 15, 1). За эту кампанию Тиберий трижды получал триумф. В 9 г. до н.э. за завершение Паннонской войны получил овацию (Suet. Tib. 9, 2), поскольку перелом был достигнут при его предшественнике на посту командующего Марке Агриппе (Vell. П. 96). В 7 г. до н.э. удостоен триумфа за усмирение Германии. В 12 г. отпраздновал триумф над паннонцами и далматами (Vell. II. 121). Светоний так описывает эти триумфы: «Вернувшись через два года из Германии в Рим, Тиберий отпраздновал отложенный триумф в сопровождении легатов, по его настоянию награжденных триумфальными украшениями. Но прежде, чем повернуть на Капитолий, он сошел с колесницы и преклонил колена перед отцом, возглавлявшим торжество. Батона, паннонского вождя, он наградил щедрыми подарками и отправил в Равенну в знак благодарности за то, что тот однажды позволил ему вырваться из теснин, где он был окружен с войском. Потом он устроил для народа обед на тысячу столов и раздачу по триста сестерциев каждому. На средства от военной добычи он посвятил богам храм Согласия и потом храм Кастора и Поллукса» (Suet. Tib. 20). Несмотря на то, что победителем являлся Тиберий, высшим империем обладал Август. Соответственно все торжества проходили в его честь.

После смерти Августа императором стал Тиберий (14-37 гг.). Перед ним встала та же проблема, как реализовать преемственность власти. Но в распоряжении Тиберия уже был опыт предшественника, и он не стал изобретать что-то новое, объявив наследником усыновленного им еще при Августе Цезаря Германика.

В 17 г. Германик праздновал триумф в Риме с особым размахом. Год назад в битве при Идиставизо он разбил армию Арминия, победившего Вара и вернул орлы легионов, разбитых в Тевтобургском лесу (Tac. Ann. П. 3). Влияние Германика среди нобилитета и народа росло. «Цезарь Германик справил триумф над херусками, хаттами, ангривариями и другими народами, какие только ни обитают до реки Альбис. Везли добычу, картины, изображавшие горы, реки, сражения; вели пленных; и хотя Тиберий не дал Германику закончить войну, она была признана завершенной. Особенно привлекали взоры зрителей прекрасная внешность самого полководца и колесница, в которой находилось пятеро его детей. Многие однако испытывали при этом затаенные опасения, вспоминая, что всеобщее поклонение не принесло счастья его отцу Друзу, что его дядя Марцелл еще совсем молодым был похищен смертью у горячей народной преданности; что недолговечны и несчастливы любимцы римского народа» (Tac. Ann. П. 41, 1-5).

Популярность Германика беспокоила Тиберия (Tac. Ann. III. 15). В 18 г. Германик стал соправителем Тиберия и получил в управление восточные провинции империи. Однако, через год неожиданно скончался (Suet. Tib. 52, 1-3). После смерти Германика единственным наследником оставался его сын - Друз, которого так же настигла скоропостижная смерть в 23 г. Теперь выбор стал между внуком Тиберия - Тиберием Гемеллом, и сыном Германика, Гаем Калигулой. По завещанию Тиберий оставил им равные доли (Suet. Tib. 76). Назначение Калигулы на пост квестора в самом конце жизни Тиберия позволило отстранить Гемелла (Dio. Cass. LVn. 23). Новый император усыновил Тиберия Гамелла (Dio. Cass. LIX. 8), а затем приказал убить (Suet. Calig. 23, 3).

Калигула (37-41 гг.) отказался от активной внешней политики, но это не мешало ему «...носить триумфальные одеяния постоянно, даже до своего похода, а иногда надевать панцирь Александра Великого ...», - пишет Светоний (Suet. Calig. 52).

В источниках сохранилось единственное описание триумфа Калигулы по завершению его похода на Рейн в 39 г. «...помимо пленных и перебежчиков из варваров, он отобрал так же самых рослых из галлов, по его выражению достойных фигурировать в триумфе, между прочим некоторых из высшей знати. Он держал их особо для торжественного зрелища и заставил не только выкрасить в рыжий цвет и отрастить свои волосы, но и выучиться германскому языку и носить германские имена. Более того: триремы, на которых он вошел в воды океана, он приказал везти в Рим большею частью сухим путем. Прокураторам он написал, чтобы «триумф они приготовили с наименьшими для казны издержками, но такой, какого еще не бывало, ибо они имеют право распоряжаться имуществом всех людей» (Suet. Calig. 47).

После убийства Калигулы ему наследовал Клавдий (41 - 54 гг.). Клавдий, по словам Светония: «Поход совершил только один, да и тот незначительный. Сенат даровал ему триумфальные украшения, но он посчитал их почестью, недостойной императорского величия, и стал искать почетного повода для настоящего триумфа. Остановил свой выбор он на Британии, на которую после Юлия Цезаря никто не посягал и которая в это время волновалась, не получая от римлян своих перебежчиков. Он отплыл туда из Остии, но из-за бурных северо-западных ветров два раза едва не утонул - один раз у берегов Лигурии, другой раз близ Стойхадских островов. Поэтому от Массилии до Гезориака он следовал по суше; а затем, совершив переправу, он за несколько дней подчинил себе часть острова без единого боя или кровопролития, через несколько месяцев после отъезда возвратился в Рим и с великой пышностью отпраздновал триумф. Посмотреть на это зрелище он пригласил в столицу не только наместников провинций, но даже некоторых изгнанников. На крышу своего палатинского дворца он среди остальной вражеской добычи повесил и морской венок рядом с гражданским в знак того, что он пересек и как бы покорил Океан. За его колесницей следовала жена его Мессалина в крытой двуколке, следовали и те, кто в этой войне получили триумфальные украшения, все пешком и в сенаторских тогах - только Марк Красс Фруги, удостоенный этой почести вторично, ехал на разубранном коне в тунике, расшитой пальмовыми ветками» (Suet. Claud. 17, 1-3).

При правлении Клавдия установилась традиция назначать триумфальные украшения в качестве особого знака отличия. Они могли быть назначены как по решению сената, так и самого императора. Чаще всего триумфальные украшения, получали члены императорской семьи. Сам факт военных или гражданских заслуг перед государством и народом особого значения не имел. Имели место случаи, когда такая честь оказывалась лицам, не достигшим совершеннолетия. «Триумфальные украшения Силану, жениху своей дочери, он назначил, когда тот был еще подростком» (Suet. Claud. 23, 3).

Императоры могли как жаловать триумфальные украшения - «.триумфальные украшения он (Нерон - прим. автора) жаловал и квесторскому званию, и даже некоторым из всадников, притом не только за военные заслуги» (Suet. Ner. 15, 2), так и получать их, «.в награду за свою деятельность, как в Африке, так и раньше в Германии, он (Гальба - прим. автора) получил триумфальные украшения и три жреческих должности, будучи кооптирован в коллегию квиндецимвиров, а также в братство Тициев и Августалов» (Suet. Galba. 8). Такими действиями смысловое значение триумфа как высочайшего рода награды, теряло свое значение и исключительность.

Когда Нерон (54-68 гг.) погиб, началась гражданская война 68-69 гг. Одновременно в разных частях империи императорами были провозглашены Гальба (68-69 гг.), Отон (69 г.), Веспасиан (69-79 гг.) и Вителлий (69 г.) (Suet. Ves. 6, 2). В результате заговора Марка Отона Гальба был убит. Отон стал императором. Поиграв битву при Бедриаке Вителлию, он покончил жизнь самоубийством. Вителлий вошел в Рим. Фактические это был первый adventus - церемония торжественной встречи вступающего в город императора. Формально не являлся триумфом и был фактически военным парадом, к которому солдаты надевали

парадную экипировку. Данный вывод подтверждается рассказом Тацита о вступлении в Рим Вителлия. Он отказался праздновать триумф над согражданами и, облачившись в тогу, вступил в столицу во главе армии. «Впереди двигались орлы четырех легионов, вокруг них -вымпелы четырех остальных, следом - двенадцать значков конных отрядов, легионеры, конница и тридцать четыре пешие когорты, разделенные по племенам и видам оружия. Перед орлами шагали все в белом, префекты лагерей, трибуны и первые центурионы первых десяти манипул; остальные центурионы, сверкая оружием и знаками отличия, шли каждый впереди своей центурии; фалеры и нагрудные украшения солдат блестели на солнце. Великолепное зрелище, прекрасная армия, достойная лучшего полководца» (Tac. Hist. II. 89).

Правление Вителлия было недолгим. Во второй битве при Бердиаке он потерпел поражение от легионов сторонника Веспасиана Марка Антония Прима. В последовавшем штурме Рима Вителлий был убит и сброшен в Тибр.

Новый император Веспасиан активно привлекал наследников к управлению государством. Став императором в результате победы в гражданской войне, Веспасиан получил от сената широкие полномочия. Закон lex de imperio Vespasiani1 был утвержден народным собранием. Согласно этому документу воля императора приравнивалась к воле «сената и народа Рима» (CIL VI 930, 31207=ILS 244)2. Личная власть императора стала властью институциональной. Это позволило Веспасиану в полной мере реализовать свою династическую политику. Он открыто заявил в сенате, «что наследовать ему будут или сыновья, или никто» (Suet. Ves. 25). Поэтому его соправителем был сын Тит (Suet. Tit. 6, 1). Став императором, Тит сделал соправителем брата Домициана, назвав его своим приемником (Suet. Tit. 9, 3). Таким образом, Тит продолжил династическую политику отца, назначив приемника еще при жизни. Эти действия закреплялись в контексте общественных праздников торжеств. Описание иудейского триумфа Веспасиана оставил Иосиф Флавий. Если кратко изложить сообщение историка в день триумфа город был переполнен. Огромные богатства, вывезенные из Палестины, проносили перед изумленной толпой. Различные произведения восточных мастеров мелькали перед народом. Были проведены слоны, диковинные для Рима верблюды, львы, тигры, гиены, пантеры, рыси, медведи. Затем следует шествие царства растений. Далее тянется жертвенная процессия. После того, как провели пленных, «. ехал сам Веспасиан, за ним Тит, а Домициан в пышном наряде ехал сбоку на достойном удивления коне» (Jos. B.J. VII. 5, 5).

После смерти Веспасиана и кратковременного правления Тита (79-81 гг.) императором стал его брат и соправитель Домициан (81 -96 гг.). Оценка правления Домициана до сих пор остается спорной3. Его военные кампании носили оборонительный характер. От захвата новых земель Домициан отказался в связи с обострением ситуации на Рейне. Причем его военные успехи были довольно сомнительными (Tac. Agric. 39). Но это не мешало императору «.отпраздновать двойной триумф, а по окончании войны с сарматами он ограничился поднесением лаврового венка Юпитеру Капитолийскому. После двух своих триумфов он принял прозвище Германика и месяцы сентябрь и октябрь переименовал по своим именам Германик и Домициан» (Suet. Dom. 6, 13).

Правление Траяна (98-117 гг.) было отмечено масштабными завоеваниями. По случаю назначения его консулом Плиний Младший пишет свой знаменитый панегирик. В нем лучший консул Траян противопоставляется худшему - Домициану. Плиний не упустил

1 Mariano Malavolta. Sulla clausola discrezionale della cosiddetta lex de imperio Vespasianit. URL: http://www.monetaecivilta.it/storia/lex_de_imperio (дата обращения: 1.08.2022).

2 Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. проф. В. И. Кузищина. - М., 1987. - С. 166-176. URL: https://droitromain.univ-grenoble-alpes.fr/Anglica/vespas _johnson.html (дата обращения: 1.08.2022).

3 Грант М. Римские императоры. Домициан. - М.: ТЕРРА «Книжный клуб», 1998. - 400 с.; Панасенко Д.А. Петрова И.Н. Психологические аспекты правления императора Домициана// Архэнт, 2020. № 1 (16). С. 75-90. Парфёнов В.Н. Pessimus princeps. Принципат Домициана в кривом зеркале античной традиции// Античная история и классическая археология: сб. науч. тр. - М., 2006. С. 212-221.

115

случая упомянуть и о триумфах бывшего императора: «Увидит теперь, наконец, когда-нибудь Капитолий не бутафорные триумфальные колесницы и не атрибуты вымышленной победы (намек на триумф Домициана - прим. автора), но императора, украшенного истинной и прочной славой, принесшего всеобщий мир и такие признания покорности со стороны врагов, что в дальнейшем некого будет побеждать. А это прекраснее всех триумфов» (Plin. Minor. Pan. Traian. 16).

Еще два триумфа Траян получил уже после смерти. Возвращаясь из персидского похода, император умер. Его прах был доставлен в Рим и погребен на форуме под его колонной. На вершине колонны была установлена его статуя, которую ввезли в город по обычаю триумфальных процессий (Aurel. Vict. Ep. Case. 13, 11). Приемником Траяна стал его племянник Адриан (117-138 гг.). «Когда сенат перенес на него триумф, полагавшийся Траяну, он сам отказался от него и в триумфальной колеснице повез изображение Траяна, чтобы этот лучший из императоров даже после смерти не потерял права на честь триумфа» (SHA. Hadrian. VI. 3). Правление Адриана отличалось от предыдущего. Император отказался от новых завоеваний, укрепил пограничные фортификации.

При жизни Адриан усыновил Луция Цейонийя Коммода и Антония Пия (SHA. Aelius.

III. 1). После смерти первого единственным наследником стал Пий (138 -161 гг.). По всей империи прокатились восстания, что означало конец стабильности. Чтобы хоть как-то стабилизировать положение Антоний Пий усыновил Марка Аврелия, женив его на своей дочери Фаустине и провозгласил императором. Вместе с тем у Пия оставался наследник второй очереди - Луций Вер, сын Луция Коммода усыновленного еще Адрианом (SHA. Pius.

IV. 5). После кончины Антония Пия Марк и Луций стали править совместно, и то только потому, что Марк Аврелий сделал Вера своим соправителем.

Первый триумф, который отпраздновал Марк Аврелий (161-180 гг.) за победу над Парфией, состоялся в 166 г. Сам император-философ в кампании не участвовал, боевыми действиями руководил его соправитель, получивший прозвище Армянский. «Затем он отправился в Рим для празднования триумфа» (SHA. Ver. VII. 9). «Вер питал к Марку такое уважение, что пожелал присвоенные ему прозвания разделить с Марком в день триумфа, который они совместно справили» (SHA. Ver. VIII. 5-6). «Кроме того, им обоим был поднесен гражданский венок, а Луций просил, чтобы Марк вместе с ним справлял триумф; он просил также о том, чтобы сыновья Марка были названы Цезарями. Однако Марк был настолько умерен, что, хотя он и справил триумф вместе с Луцием, все же после его смерти он называл себя только Германским; это прозвище он приобрел на войне, которую вел сам. В триумфальном шествии они везли с собой и детей Марка обоего пола, везли даже маленьких девочек. В одеянии триумфаторов они смотрели на игры, назначенные по поводу триумфа» (SHA. Marc. Aur. XII. 8-11).

В год победы над Парфией началась тяжелая война в Паннонии против вторгшихся германских племен. Эту войну Марк Аврелий вел сам, поскольку Вер умер в 169 г. Колоссальными усилиями германцы были вытеснены за пределы империи. В честь победы над маркоманами и квадрами в 176 г. был отпразднован триумф (Aurel. Vict. D. Case. 16, 13). В триумфе участвовал и сын Марка Аврелия Коммод, который в этом же году стал цезарем и соправителем отца (SHA. Marc. Aur. XVII. 3). Век пяти хороших императоров подходил к концу, а вместе с ним и «золотой век» империи.

После смерти Марка Аврелия в 180 г. императором становиться Комод (180-192 гг.). Первым его мероприятием стало успешное прекращение войны с германцами. «Вернувшись в Рим, он отпраздновал триумф, причем посадил в колесницу позади себя своего любовника Саотера...» (SHA. Commod. III. 6). Коммод отказался от экспансиониской политики. Погиб 31 декабря 192 г. в результате заговора приближенных. Следующий 193 г. вошел в историю Римской империи как год пяти императоров. По завершении гражданской войны 193-197 гг. на троне утвердился Септимий Север (193-211 гг.). Первый триумф Северу был назначен

постановлением сената в 196 г., за победу над Песценнием Нигером, но тот, как и полагалось, отказался праздновать триумф за победу над согражданами (Herodian. III. 9, 1; SHA. Sever. IX. 10-11). Восстановив единство империи, Север начал войну с Парфией, которая поддерживала Нигера. Вернувшись в столицу в 202 г. вновь отказался от предложенного ему триумфа «...так как не мог стоять в колеснице вследствие болезни суставов. Сыну он разрешил отпраздновать триумф: сенат назначил ему триумф за победу над Иудеей» (SHA. Sever. XVI. 6-7).

Северу наследовали сыновья Каракалла (211-217 гг.) и Гета (211-212 г.). Затем последовало кратковременное правление Макрина (217-218 гг.) и Гелиогабала (218-222 гг.). после убийства последнего императором был провозглашен Александр Север (222-235 гг.). Главной внешнеполитической проблемой оставались германские племена и новообразовавшаяся держава Сасанидов. За победу над последней в 232 г. император отпраздновал триумф. «Отпустив сенат, он поднялся на Капитолий и, совершив священнодействие и поместив в храме персидские рубашки. После этого Александр с необыкновенной славой, в сопровождении сената, всаднического сословия и всего народа, среди обступивших его со всех сторон женщин и детей, главным образом - жен воинов, поднялся пешком на Палантин, а четыре слона повезли назад триумфальную колесницу Александра люди несли на руках и почти не позволяли ему идти в течение четырех часов. Со всех сторон неслись общие крики: «Рим благоденствует, государство благоденствует, ибо благоденствует Александр!». На следующий день, по окончании цирковых игр и театральных представлений, он затем произвел раздачу народу» (SHA. Sever. Alex. LVII. 1-6).

Императору предстояла война с алеманами. Попытки дипломатическим путем уладить конфликт вызвали недовольство среди легионов. 19 марта 235 г. в ходе мятежа Александр Север погиб (Herodian. VI. 9, 6-7). Со смертью Александра в империи начался период политического хаоса (эпоха «солдатских императоров» - 235-285 гг.). Далее мы скажем лишь о тех, которым был назначен триумф.

Гордиан III (238-244 гг.) вел успешную войну с персами. В письме к сенату он сообщил об отвоевании городов Карр и Нисиб. После прочтения этого письма, сенат назначил Гордиану триумф (SHA. Gord. XXVII. 9). Подготовка к нему началась еще до возвращения императора. Колесницу должны были везти слоны. Тигры, леопарды, гиены, гиппопотамы, носороги, жирафы свозились в Рим для демонстрации в шествии и участии в цирковых играх. Этому триумфу не суждено было поразить жителей Вечного города. 25 февраля 244 г. император Гордиан был убит. В числе заговорщиков находился будущий император Филипп Араб (244-249 гг.) (SHA. Gord. XXXIII. 1-3).

Серьезной угрозой империи на востоке продолжала оставаться держава Сасанидов. Император Валериан I (253-260 гг.) пытался вытеснить персов за пределы империи, но в битве при Эдессе в 259 г. потерпел поражение. Попав в засаду, он был захвачен в плен, где и умер в 260 г. (Aurel. Vict. D. Case. 32, 5). Ему наследовал сын - Галлиен (253-268 гг.). Восток становится самой горячей точкой на границах империи. Узурпатор восточных провинций Оденат сумел вытеснить персов из Месопотамии. Оденат подчеркивал, что защищает права императора. В 262 г. Галлиен признал узурпатора правителем Востока. В знак признания верховной власти Рима «. Оденат выказал по отношению к Галлиену почтительность: он отправил к нему взятых в плен сатрапов, едва ли не с целью посмеяться над Галлиеном и выставить в лучшем свете себя. После того как они были приведены в Рим, триумф, хотя победителем был Оденат, справил Галлиен, ни словом не упомянув об отце (Валериане I -прим. автора). Даже к богам он причислил его только потому, что его к тому принудили, после того как он услыхал о смерти отца» (SHA. Gallien. X. 4-5).

Прецедент, по которому август праздновал триумф, когда победу одерживал его военачальник, существовал и до и после описываемого случая. В панегирике императору

Констанцию Цезарю говориться: «В этом месте мне приходит на ум, сколь безмятежным было счастье в управлении государством и в достижении славы у принцепсов прошлого: они, не покидая Рима, справляли триумфы и получали почетные прозвища от тех племен, которые были покорены их военачальниками. Так, Фронтон, приписывая заслугу окончания войны в Британнии принцепсу Антонину, - хотя тот оставался в своем дворце в Риме, а руководство военными действиями поручил другим, - утверждал, что славу всего плавания заслуженно стяжал император, который как бы держал в своих руках руль военного корабля» (Pan. Lat. IV. XIV, 1-2).

После убийства Одената в 267 г. хрупкому миру пришел конец. Его жена Зенобия, приняла на себя бразды правления от лица малолетнего сына Вабаллата, объявила о создании Пальмирского царства и независимости от Рима (SHA. Trig. tyran. XXX. 3). «А в Риме Галлиен бесчестно внушал всем, не знающим о бедствиях государства, что всюду -мир, и даже часто устраивал, - как это обычно бывает, когда в управлении царит произвол, - пиры и триумфальные празднества, чтобы лучше подкрепить свое притворство. Но когда опасность стала приближаться, он покинул город», - сообщает Аврелий Виктор (Aurel. Vict. D. Case. 33, 15-16).

Все возрастающая помпезность торжеств, величественные триумфы, прославляющие славные победы императора, не имели под собой столь явного повода. Размах триумфов не соответствовал значимости победы. Чем острее становились противоречия в обществе, чем больше ситуация внутри и вовне уходила из-под контроля, тем чаще и пышнее становились триумфы. Чем хуже положение, тем громче должны звучать крики ликования, восторг должен заглушить страдания. Прием не новый, но выдержавший проверку временем.

Бегство не спасло Галлиена. Он был убит восставшими легионами Ретии (Aurel. Vict. D. Case. 33, 16-17). Новый император Клавдий II Готский (268-270 гг.) умер от чумы (SHA. Claud. XII. 3).

Восстановить целостность империи смог лишь Аврелиан (270-275 гг.). В 272 г. в битвах при Антиохи и Эмесе император разгромил войска Зенобии. В 271 г. Тетрик, наместник Аквитании, был провозглашен императором. В 274 г. он потерпел поражение от Аврелиана в сражении в земле каталанов (Aurel. Vict. D. Case. 33, 14-15). Вернувшись в том же году в Рим Аврелиан отпраздновал триумф. Вот как описывает «История Августов» этот триумф: «Там было три царские колесницы; из них одна - колесница Одената, отделанная и разукрашенная серебром, золотом и драгоценными камнями; вторая - присланная персидским царем в подарок Аврелиану, такой же искусной работы; третья - которую сделала для себя Зенобия, надеясь вступить в ней в город Рим. И в этом она не ошиблась: вместе с ней она вошла в Рим побеждённая, в чужом триумфе. Была ещё одна колесница, запряжённая четырьмя оленями; она, говорят, принадлежала царю готов. На ней, как передают многие, Аврелиан въехал на Капитолий, чтобы там заклать оленей; говорят, что он захватил их вместе с колесницей и посвятил Юпитеру всеблагому и величайшему. Впереди шло двадцать слонов, двести различных прирученных диких животных из Ливии и Палестины, четыре тигра, жирафы, лоси и другие подобные звери - в полном порядке; восемьсот пар гладиаторов, не считая пленников из варварских племен, - блеммии, аксомиты, арабы из Счастливой Аравии, индийцы, бактрийцы, иберы, сарацины, персы, - все с произведениями своих стран; готы, аланы, роксоланы, сарматы, франки, свевы, вандалы, германцы со связанными руками как пленники. Среди них шли впереди и уцелевшие знатнейшие лица города Пальмиры, и египтяне - в наказание за восстание» (SHA. Aurelian. XXXIII- XXXIV).

Аврелиан получил титул «Восстановитель мира». Миру не было суждено установиться надолго. В 275 г. германцы перешли Дунай и вторглись в провинцию Реция. Это потребовало личного вмешательства императора. На пути к месту событий, около города Византий, Аврелиан был убит заговорщиками (SHA. Aurelian. XXXV. 5).

Когда умер император Тацит (275-276 гг.), а его брата Флориана (276 г.) узурпировавшего власть, убили, солдаты провозгласили императором Проба (276-282 гг.) (Aurel. Vict. D. Case. 37, 2). Он принялся за оборону рубежей империи и подавление внутренних беспорядков. Успешно решив эти задачи, Проб прибыл в Рим и в 281 г. отпраздновал триумф. Флавий Вописк так описывает это событие: «Он справил триумф над германцами и блеммиями и во время своего триумфа вел перед собой отряды всех племен, численностью до пятидесяти человек каждый. Он устроил в цирке великолепнейшую охоту, причем позволил народу расхватать все. Зрелище это было такого рода. Мощные деревья, которые воины вырвали вместе с корнями, были прикреплены к соединенным между собой по длине и ширине бревнам, затем сверху была насыпана земля, и весь цирк, засаженный подобием леса, зеленел прелестной свежей листвой. Затем через все входы были впущены тысяча страусов, тысяча оленей, тысяча кабанов, далее - лани, горные козлы, дикие овцы и другие травоядные животные, сколько их можно было вскормить или найти. Затем были выпущены простые граждане и каждый хватал себе то, что хотел. На следующий день он выпустил в амфитеатре сразу сто львов с гривами, которые своим рычанием создавали впечатление грома. Все они были убиты людьми, стоявшими в задних воротах. Зрелище это не представляло собой ничего интересного по причине способа, каким убивали животных. Не было того стремительного натиска этих зверей, какой обычно бывает, когда они устремляются из клеток. Кроме того, многие из них, которые не захотели выходить в амфитеатр, были убиты стрелами. Затем было выпущено сто ливийских леопардов, затем сто сирийских; было выпущено сто львиц и вместе с ними триста медведей. Все эти дикие животные представляли собой, разумеется, зрелище, скорее потрясающее, чем приятное. Кроме того, было выпущено триста пар гладиаторов, причем тут сражалось много блеммиев, которых вели в триумфе, много германцев и сарматов, а также несколько исаврийских разбойников» (SHA. Prob. XIX. 1-8).

За годы кризиса середины III в. сменилось несколько десятков цезарей. Некоторые из них правили страной по месяцу. Слабостью Рима пользовались соседи, не упуская случая, опустошали его пограничные области.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам императора Диоклетиана (284-305 гг.). Начался новый этап в истории Римской империи - доминат. При доминате цезарь уже является не принцепсом, а господином (лат. dominus). При таком порядке вещей образ императора теряет свою индивидуальность. Каждый правитель империи окружается ореолом божественности с вытекающими отсюда почестями и обрядами. В 291 г. в честь приезда в Медиоланиум Диоклетиана и Максимиана (285-305 гг.) был устроен торжественный прием, по масштабности соответствующий триумфу. Сами императоры «прибывают на колесницах солнца и луны», а с их приездом «всю Италию залил яркий свет» (Pan. Lat. XI. 3, 10). Такие формулировки становятся вполне обычными, а торжественные въезды императорских особ приравниваются к триумфам.

Последний известный триумф - это триумф Диоклетиана 302 г. (Eutrop. 9, 27). Триумф в нашем понимании процессии с присущими ей составляющими. После 302 г. въезды императоров равнялись по значению большим триумфальным шествиям, даже если не были ими формально. Но были случаи, когда въезд императора (adventus) называли словом «триумф». Панегирик Клавдиана императору Гонорию (395-432 гг.) отмечает последний известный официальный триумф в Риме и Западной Империи, названный таковым. Император Гонорий праздновал его одновременно со своим шестым консульством 1 января 404 г., хотя победа была одержана не самим Гонорием, а его полководцем Стилихоном (Claud. Pan. Sex. Consul. Hon. 366-376). «В поздней Римской империи adventus

императора был максимально ориентирован на демонстрацию божественности императора, образ которого все больше терял индивидуальные черты»1.

Ни Константин I (307-337 гг.), ни Констанций II (337-361 гг.), ни Феодосий I (378395 гг.) не праздновали триумф, но их въезд в Рим по размаху торжеств не уступал классическому триумфу. Отказ от проведения триумфов объясняется принятием христианства в качестве государственной религии. Истребление врагов их порабощение и демонстрация в качестве добычи не вписывалась в христианское учение. Аммиан Марцелин приводит следующее описание прибытия Констанция II в Рим: «Когда он приближался к столице, сенат вышел ему навстречу, и он с радостным видом принимал почтительные приветствия сената, разглядывал почтенные лики людей патрицианского происхождения и не думал, как Кинеас, посол Пирра, что перед ним собралось в одно место множество царей, но что тут место сбора всего мира. Перенося свои взоры на народ, он приходил в изумление, с какой быстротой съехались в Рим люди со всех концов земли. И, как бы желая устрашить Евфрат и Рейн видом оружия, он вслед за двойным рядом знамен восседал один на золотой колеснице, украшенной различными драгоценными камнями, игравшими на солнце переливающимся светом. Вслед за длинным строем передней части свиты несли драконов с пурпурными нашивками, прикрепленных к верхушкам копий, блиставшим золотом и драгоценными камнями; колеблемые ветром, они, словно разъяренные, шипели своей огромной пастью, и хвосты их вились в воздухе длинными извивами. По обеим сторонам шел двойной ряд воинов со щитами, в шлемах, на которых переливчатым светом играли султаны в блестящих искрящихся панцирях. То тут, то там видны были закованные в доспехи всадники, которых называют клибанариями; покрытые панцирем и опоясанные железными полосами, они казались изваянными рукой Праксителя статуями, а не живыми людьми. Тонкие железные колечки, скрепленные между собою, охватывали все части тела, приспосабливаясь к их изгибам, так что при каком угодно движении тела одеяние плотно облегало его части» (Amm. Marc. XVI. 10, 6-8).

Как видно из описания, во время торжественного въезда императора акцент делается на блеске свиты и мощи проходящих войск. Причем солдаты в процессии проходят в боевых колоннах при полном вооружении, как это было принято ранее во время военных парадов на Марсовом поле.

Трансформация Римской республики в Империю повлекла за собой колоссальные изменения в структуре государственного устройства. Император становиться не только единоличным правителем государства, вся общественно - политическая жизнь строится вокруг его божественной особы. Теперь император - центральная, культовая фигура. В таких условиях триумф не мог остаться неизменным. Он становится исключительной привилегией императора. Соблюдение условий предоставления триумфа, даже формальное, кануло в лету. Каждое прибытие правителя в любой город империи отмечается торжествами. Триумф трансформируется до торжественного въезда, хотя и продолжает именоваться словом «триумф». Например, король Теодорих хорошо разбирался в символах и их политическом значении: высшая, небесная власть составляла пару и защиту власти низшей, земной, данной божественной волей. Остготский король изучил имперский культ сакрального правителя, который затем восстановил и тщательно поддерживал. Триумфальное вступление Теодориха в Рим в 500 г. было полностью скопировано с древней церемонии adventus, провозглашавшей святость правления. Теодорих вошел в Рим как император. Далеко за границей города, у подножия Монте Марио, его встретили сенат, народ и духовенство, и король выслушал их приветствия. Оттуда правитель Италии, германец и арианин направился в базилику Святого Петра и там помолился на могиле апостола, а затем процессия по мосту от мавзолея Адриана

1 Королевский двор в Англии ХУ-ХУП веков / Коллектив авторов. — СПб.: Алетейя, 2015. — С. 362.

направилась в Рим. Через триста лет этот ритуал въезда скрупулезно повторит Карл Великий, а за ним и другие германские императоры Средневековья.

В последующую эпоху Средневековья триумф эволюционирует до церковной литургии и торжественных въездов феодала в город.

Литература:

1. Аммиан Марцеллин. Римская история. / Пер. Ю. А. Кулаковского. - СПб.: Алетейя., 1994. - 558 с.

2. Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. / Пер. С. Н. Кондратьева под ред. А. И. Доватура. - М.: Наука. 1992. - 384 с.

3. Геродиан. История императорской власти после Марка / Пер. А. И. Доватура - М.: РОССПЭН, 1996. - 272 с.

4. Грант М. Римские императоры. Домициан. - М.: ТЕРРА «Книжный клуб», 1998. - 400 с.

5. Евтропий. Бревиарий от основания Города/ Пер. и прим. Д. В. Кареева, Л. А. Самуткиной. - СПб.: Алетейя, 2001. - 305 с.

6. Кассий Дион Кокцеян. Римская история. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 456 с.

7. Королевский двор в Англии XV-XVU веков/ Коллектив авторов. - СПб.: Алетейя, 2015.

- 482 с.

8. Клавдий Клавдиан. Полное собрание латинских сочинений/ Пер. Р. Л. Шмаракова. -СПб.: Издательство СПбГУ. 2008. - 838 с.

9. Латинские панегирики / Пер. с лат., вступ. ст. и комм. И. Ю. Шабага. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2016. - 672 с.

10. Панасенко Д.А. К вопросу об изучении триумфальных шествий в Древнем Риме// Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». -Донецк: ДонНУ, 2021. - Вып. 13, Т. 2: Социально-гуманитарные науки (Исторические науки и политология), часть 1. - С. 328-331.

11. Панасенко Д.А., Петрова И.Н. Психологические аспекты правления императора Домициана// Архонт, 2020. № 1 (16). - С. 75-90.

12. Панасенко Д.А. Ранний римский триумф// Архонт, 2020. № 3 (18). - С. 84-95.

13. Панасенко Д.А., Шепко Л.Г. Триумфальные шествия римлян в работах античных авторов// Материалы V Международной научной конференции Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности (г. Донецк 17-18 ноября 2020 г.) - Том 7. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. - С. 39-42.

14. Парфёнов В.Н. Pessimus princeps. Принципат Домициана в кривом зеркале античной традиции// Античная история и классическая археология: сб. науч. тр. - М., 2006. -С. 212221.

15. Портнягина И.П. Проблема континуитета власти принципса в раннем принципате// Античное общество. - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете.

- СПб.: СПбГУ, 2001. - 211 с.

16. Письма Плиния Младшего: Книги I-X. - М.: Наука, 1982. - 408 с.

17. Римская история Веллей Патеркул / А. И. Немировский, М. Ф. Дашкова - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. - 211 с.

18. Римские историки IV века// Вестник древней истории, № 1. - М.: РОССПЭН, 1964. - С. 230-252.

19. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. / Пер. с лат. М.Л. Гаспарова. - М.: Правда, 1988. - 512 с.

20. Смышляев А.Л. Вступление наместника в провинциальный город: церемония adventus по Ульпиану// Вестник древней истории № 4. - М.: Наука, 1991. - С. 106-116.

21. Тацит. Сочинения в двух томах. Том I. «Анналы. Малые произведения». - М.: Ладомир, 1993. - 444 с.

22. Тацит. Сочинения в двух томах. Том II. «История». - М.: Ладомир, 1993. - 744 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Флавий Иосиф. Иудейская война. / Пер. Я. Чертка - Харьков: Фолио, 2012. - 475 с.

24. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. проф. В. И. Кузищина. - М., 1987.

- С. 166-176.

25. Mariano Malavolta. Sulla clausola discrezionale della cosiddetta lex de imperio Vespasianit. URL: http://www.monetaecivilta.it/storia/lex_de_imperio (дата обращения: 1.08.2022).

References:

1. Ammian Martsellin. Rimskaya istoriya [Roman history]. / Per. Yu. A. Kulakovskogo. -SPb.: Aleteyya., 1994. - 558 s. (in Russian)

2. Vlasteliny Rima: Biografii rimskikh imperatorov ot Adriana do Diokletiana [Biography of the Roman emperors from Hadrian to Diocletian]. / Per S. N. Kondrat'eva pod red. A. I. Dovatura. -M.: Nauka. 1992. - 384 s. (in Russian)

3. Gerodian. Istoriya imperatorskoy vlasti posle Marka [The history of the Imperial power after the Mark] / Per. A. I. Dovatura - M.: ROSSPEN, 1996. - 272 s. (in Russian)

4. Grant M. Rimskie imperatory. Domitsian [Roman emperors. Domitian]. - M.: TERRA «Knizhnyy klub», 1998. - 400 s. (in Russian)

5. Evtropiy. Breviariy ot osnovaniya Goroda [Breviary from the foundation of the city] / Per. i prim. D. V. Kareeva, L. A. Samutkinoy. - SPb.: Aleteyya, 2001. - 305 s. (in Russian)

6. Kassiy Dion Koktseyan. Rimskaya istoriya [Roman history]. - SPb.: Nestor-Istoriya, 2014. -456 s. (in Russian)

7. Korolevskiy dvor v Anglii XV-XVII vekov [The Royal Court in England of the XV-XVII centuries] / Kollektiv avtorov. - SPb.: Aleteyya, 2015. - 482 s. (in Russian)

8. Klavdiy Klavdian. Polnoe sobranie latinskikh sochineniy [Complete collection of Latin works] / Per. R. L. Shmarakova. - SPb.: Izdatel'stvo SPbGU. 2008. - 838 s. (in Russian)

9. Latinskie panegiriki [Latin eulogies] / Per. s lat., vstup. st. i komm. I. Yu. Shabaga. - M.: Universitet Dmitriya Pozharskogo, 2016. - 672 s. (in Russian)

10. Panasenko D.A. K voprosu ob izuchenii triumfal'nykh shestviy v Drevnem Rime [On the study of triumphal processions in Ancient Rome]// Vestnik studencheskogo nauchnogo obshchestva GOU VPO «Donetskiy natsional'nyy universitet».- Donetsk: DonNU, 2021. -Vyp. 13, tom 2: Sotsial'no-gumanitarnye nauki (Istoricheskie nauki i politologiya), chast' 1. - S. 328-331.

11. Panasenko D.A. Petrova I.N. Psikhologicheskie aspekty pravleniya imperatora Domitsiana [Psychological aspects of the reign of Emperor Domitian]. Arkhont, 2020. № 1 (16). S. 75-90. (in Russian)

12. Panasenko D.A. Ranniy rimskiy triumph [Early Roman Triumph] Arkhont, 2020. № 3 (18).

- S. 84-95. (in Russian)

13. Panasenko D.A., Shepko L.G. Triumfal'nye shestviya rimlyan v rabotakh antichnykh avtorov [Triumphal processions of the Romans in the works of ancient authors]. Materialy V Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii Donetskie chteniya 2020: obrazovanie, nauka, innovatsii, kul'tura i vyzovy sovremennosti (g. Donetsk 17-18 noyabrya 2020 g.) - Tom 7. - Donetsk: Izd-vo DonNU, 2020. - S. 39-42. (in Russian)

14. Parfenov V.N. Pessimus princeps. Printsipat Domitsiana v krivom zerkale antichnoy traditsii [Pessimus princeps. Domitian's Principate in the Crooked Mirror of the Ancient Tradition]//

Antichnaya istoriya i klassicheskaya arkheologiya: sb. nauch. tr. - M., 2006. -S. 212-221. (in Russian)

15. Portnyagina I.P. Problema kontinuiteta vlasti printsipsa v rannem printsipate Antichnoe obshchestvo [The Problem of the Continuity of the Power of the Principus in the Early Principate Ancient Society]. - IV: Vlast' i obshchestvo v antichnosti. Materialy mezhdunarodnoy konferentsii antikovedov, provodivsheysya 5-7 marta 2001 g. na istoricheskom fakul'tete. - SPb.: SPbGU, 2001. - 211 s. (in Russian)

16. Pis'ma Pliniya Mladshego: Knigi I-X [Letters of Pliny the Younger: Books I-X]. - M.: Nauka, 1982. - 408 s. (in Russian)

17. Rimskaya istoriya Velleya Paterkula [The Roman History of Velleius Paterculus] / A. I. Nemirovskiy, M. F. Dashkova - Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1985. - 211 s. (in Russian)

18. Rimskie istoriki IV veka [Roman historians of the IV century]. Vestnik drevney istorii № 1. - M.: ROSSPEN, 1964. - S. 230-252. (in Russian)

19. Svetoniy G.T. Zhizn' dvenadtsati tsezarey [The Lives of the Twelve Caesars] / Per. s lat. ML. Gasparova - M.: Pravda, 1988. - 512 s. (in Russian)

20. Smyshlyaev A. L. Vstuplenie namestnika v provmtsial'nyy gorod: tseremoniya adventus po Ul'pianu [Introduction of the Viceroy to the provincial city: the adventus ceremony by Ulpian]. Vestnik drevney istorii. № 4. - M.: Nauka, 1991 - S. 106-116. (in Russian)

21. Tatsit. Sochineniya v dvukh tomakh. Tom I. «Annaly. Malye proizvedeniya» [Essays in two volumes. Volume I. «The annals. Small works»]. - M.: Ladomir, 1993. - 444 s. (in Russian)

22. Tatsit. Sochineniya v dvukh tomakh. Tom II. «Istoriya» [Essays in two volumes. Volume II. «History»]. - M.: Ladomir, 1993. - 744 s. (in Russian)

23. Flaviy Iosif. Iudeyskaya voyna [The Jewish War]. / Per. Ya. Chertka - Khar'kov: Folio, 2012. - 475 s. (in Russian)

24. Khrestomatiya po istorii Drevnego Rima [Anthology on the history of Ancient Rome] / Pod red. prof V. I. Kuzishchina. M., 1987. S. 166-176. (in Russian)

25. Mariano Malavolta. Sulla clausola discrezionale della cosiddetta lex de imperio Vespasianit. (in Italian)

THE TRIUMPHS OF THE ROMAN EMPERORS

Panasenko D.А. historian

dima.panasenko.1994@mail.ru

Abstract: the article is devoted to the history of the triumphs of the Roman Empire. The author considers the triumph as one of the ways to sacralization the imperial power and the personality of the ruler himself. Triumphal processions become an important part of the mechanism for the transfer of power by inheritance. The analysis of a large number of epigraphic sources traces the evolution of triumphal processions to the solemn entrance and the church liturgy. Keywords: Roman Empire, triumph, grand entrance

Для цитирования: Панасенко Д.А. Триумфы римских императоров// Архонт, 2022. № 5(32). С.111-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.