Научная статья на тему 'ТРИНАДЦАТЬ ЖИЗНЕЙ СУПЕРАГЕНТА И.В. СТАЛИНА И.Р. ГРИГУЛЕВИЧА'

ТРИНАДЦАТЬ ЖИЗНЕЙ СУПЕРАГЕНТА И.В. СТАЛИНА И.Р. ГРИГУЛЕВИЧА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИНАДЦАТЬ ЖИЗНЕЙ СУПЕРАГЕНТА И.В. СТАЛИНА И.Р. ГРИГУЛЕВИЧА»

в

К

НЕИЗВЕСТНОЕ ИЗ ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ

ТРИНАДЦАТЬ ЖИЗНЕН

СУПЕРАГЕНТА И.В. СТАЛИНА

И.Р.ГРИГУЛЕВИЧА

новой документальной книге* В.М. Чико-ва рассказывается о «человеке с тысячью лиц», имя и длительная работа которого в тринадцати странах мира скрывались от общественности почти полвека, а его личное дело хранилось за семью печатями в стальных сейфах НКВД — НКГБ — МГБ — МВД — КГБ СССР И только после его смерти было обнародовано, что этот уникальный человек был великим советским разведчиком. Он и остается им, потому что, как сказал известный английский писатель Джон Ле Кар-ре, «великие разведчики не умирают никогда». Еще определеннее отозвался о нем бывший руководитель КГБ СССР Ю.В. Андропов: «Иосиф Ромуальдович Гри-гулевич — это вершина советской разведки, достичь которой способны лишь те, кто отмечен и избран Богом».

Перу писателя В.М. Чико-ва принадлежит несколько книг о советских разведчиках. Полковник в отставке, он сам много лет работал в органах госбезопасности, и потому не случайно новое его издание — это наиболее полный и беспристрастный рассказ о легендарном советском нелегале. Разведывательную деятельность И.Р. Григулевич начал в Испании рядом с такими асами, как Берзин, Орлов, Сыроежкин и Эйтингон.

* Чиков В.М. Суперагент Сталина. Тринадцать жизней разведчика. М.: Вече, 2006. 384 с., ил.

И.Р. Григулевич в первые годы работы по линии Коминтерна и МОПР в Аргентине

Позже стало ясно, что он во многом их превзошел. За два года до начала войны Григулевич по заданию московского разведцентра переехал в Латинскую Америку. По добываемым им «железным» документам его нелегальная деятельность продолжалась под самыми разными именами и фамилиями: Фелипе и Мануэль Родригес Брук-сбанк в Мексике, Альмейдо Прадо Агамемнон в Уругвае, Хулио Бенитес в Чили, Луис Фальконе и Дэвид Да-видсон в США, Мануэль Де-ликадо в Боливии, Хосе Ротти в Аргентине, Тронко-со Инес в Бразилии, Моли-на Миранда Антонио на Кубе и Теодоро Бонефиль Кастро в Коста-Рике.

Во всех этих странах его принимали за своего со-

СУПЕРАГЕНТ

СТАЛИНА

Тринадцать

жизней

разведчика

Обложка книги

отечественника. Наверно, потому что Григулевичу была свойственна присущая латиноамериканцам легкая раскованность, да и внешне он на них походил: смуглая кожа, иссиня-черные волосы, темные глаза (караимские гены). И не только это, а еще и умение пользоваться своеобразным «кодом переключения», то есть умением вживаться в новой для него национальной среде, свободно входить в роль, позволяло ему с одинаковым успехом выдавать себя за аргентинца и уругвайца, кубинца и мексиканца, боливийца и чилийца, за бразильца и костариканца. А поскольку в те годы Григу-левич еще не являлся гражданином СССР, ему не приходилось раздваиваться и выкорчевывать из себя все то советское (привычки, образ мыслей, поведение), что могло вызвать подозрение. Когда же он выходил на встречу с агентом, будь-то на площади Мурильо в Ла-Пасе или на бульваре Арти-гас в Монтевидео, его было невозможно отличить от местных жителей: в его внешнем облике поражало отсутствие каких-либо характерных, запоминающихся черт. Самой лучшей маскировкой для него была естественность манер и поведения, он всегда и везде был неброским и непринужденным.

Ю.И. ДРОЗДОВ. Тринадцать жизней суперагента И.В. Сталина...

Вот эта врожденная способность незаметно сливаться с окружающей средой, умение расположить к себе любого человека, знание десяти иностранных языков, склонность к авантюризму, который является неоценимым качеством каждого разведчика-нелегала, острый аналитический ум, феноменальная память, математически точный просчет различных вариантов действий и возможных их последствий, способность мгновенно принимать нестандартные решения в опасных ситуациях, изобретательность, хладнокровие и высокая конспиративность — все это вместе взятое и позволяло Иосифу Григулевичу добывать ценнейшую политическую информацию и при этом ни разу за семнадцать лет работы за кордоном не «засветиться». Успешная разведывательная деятельность Григулевича поражала коллег по службе: какое бы задание ему ни поручали, он всегда выполнял его. Без напоминаний и указаний Центра он знал, что актуально, а что нет, какая внешнеполитическая проблема требует дополнительного освещения, а какая — нет.

Без всякого сомнения,Гри-гулевич был и остается профессионалом высшей пробы. Достаточно сказать, что

он завербовал около двухсот агентов по всему миру! Для него никогда не было барьеров. Его способность адаптироваться, впитывать культуру и традиции разных народов была поразительна.

Оказавшись в Италии как гражданин Коста-Рики, Те-одоро Кастро обратил на себя внимание видных политических деятелей этой страны, которые приезжали в Рим. Им нравился оборотистый соотечественник, и ему предложили организовать поставку крупных партий кофе в Европу. Все складывалось настолько удачно, что через некоторое время он стал Чрезвычайным и Полномочным Послом Коста-Рики в Италии, а затем в Ватикане и Югославии. Это само по себе поразительно. Ни до, ни после него в истории не было случая, чтобы разведчик-нелегал возглавлял посольство. Да не своей страны, а чужой. И не в одной стране, а в трех!

Советские разведчики могли многое: они вербовали в разных странах мира и в разное время министров, послов, высокопоставленных чиновников из ближайшего окружения президентов, внешнеполитических ведомств и спецслужб противника. Но чтобы наш нелегал стал послом чужой страны,

в

К

да еще в Италии и по совместительству в Ватикане и Югославии — это звучало настолько неправдоподобно, что ни у кого тогда не укладывалось в голове. Как было невероятно для нас и то, что Григулевич за годы своей работы в Италии был тринадцать раз принят Папой Римским Пием XII и даже удосужился из его рук получить за заслуги перед католической церковью орден Мальтийского креста.

Григулевичу не раз приходилось менять свою жизнь в разных странах мира и легенды проживания в них. Он был тогда настолько зашифрован, что посол в Италии Михаил Костылев в информации для МИДа охарактеризовал Теодоро Боне-филя Кастро «реакционером и открытым недругом СССР». Министр иностранных дел СССР Андрей Вышинский назвал его в своей речи на VI сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1951 г.) «цепным псом империализма». Его не раз пытались завербовать, но из этого ничего не вышло. Карьера костариканского посла, разведчика-нелегала складывалась весьма удачно, но через некоторое время его отозвали с Апеннинского полуострова и совершенно неожиданно в сорок лет уволили из развед-

Л.П. Василевский — сотрудник резидентуры НКВД СССР в Испании, советник особого отдела Мадридского фронта в 1937—1938 гг.

А.М. Орлов (Л.Б. Фельдбин) — главный советник по вопросам безопасности и контрразведки при республиканском правительстве Испании

Г.С. Сыроежкин — старший военный советник Испанской Республиканской армии, осуществлявший разведывательно-диверсионные акции в тылу франкистов

К.М. Кукин — сотрудник нью-йоркской резидентуры; периодически встречался с нелегалом И.Р. Григулевичем в странах Латинской Америки

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 11 2007

57

8

в

к

В.М. Зарубин —

руководитель

нью-йоркской

резидентуры,

руководил

разведдеятельностью И.Р. Григулевича

НЕИЗВЕСТНОЕ ИЗ

С.М. Шпигельглас — руководитель советской внешней разведки с февраля по июнь 1938 г.

ЖИЗНИ СПЕЦСЛУЖБ

П.А. Судоплатов — руководитель советской внешней разведки с октября по декабрь 1938 г.

П.М. Фитин — руководитель советской внешней разведки с мая 1939-го по июнь 1946 г.

ки. Пришлось ему начинать жизнь заново. Одно дело сменить легенду, другое — расстаться со своим призванием разведчика. Я думаю, он сумел себя не потерять, потому что служил не только государству, но и идее. Ему предложили работу в Комитете по культурным связям с зарубежными странами. И он с прежней энергией стал налаживать официальные контакты с иностранными общественными и политическими деятелями, с представителями науки и культуры. Стал вице-президентом обществ дружбы с Мексикой, Венесуэлой и Кубой, участвовал в работе многочисленных международных конференций и конгрессов.

Удивительно, но факт: признание и известность соотечественников он получил не в той области деятельности, в которой ему не было равных и в которой он уж точно заслужил звание Героя Советского Союза или России — по нынешним временам и стандартам. После работы в разведке Григулевич нашел себя в науке. Его безоглядная самоотдача не имела ничего общего с аскетизмом или жертвенностью. Он умел получать высшее удовлетворение от творческой работы. Защитил кандидат-

скую диссертацию, затем докторскую, стал членом-корреспондентом Академии наук СССР. Крупнейший специалист по истории католицизма, лучший знаток Латинской Америки, плюс к тому — автор трех десятков книг, главный редактор и член редколлегии нескольких журналов, научных сборников и ежегодников.

Мне, как бывшему руководителю нелегальной разведки, нелегко отойти от личной оценки этой книги. Главное и бесспорное достоинство ее — в документальной достоверности, в простоте и точности языка, в отсутствии литературных красивостей и излишних подробных описаний, которые иногда вызывают только недоверие.

Упоминаемые в произведении действующие лица — невыдуманные герои, лишь некоторым из них автор дал вымышленные имена и клички, чтобы нельзя было их узнать. Все остальное — события в мире и нашей стране, складывавшиеся обстоятельства, общественно-политические процессы, места действия разведывательных операций — не вымышлены, что дает возможность читателю увидеть большой срез прожитого времени.

Особая притягательность книги «Суперагент Стали-

на» — в искренности и заинтересованности автора показать правду жизни. Эта заинтересованность, ощущаемая в каждой фразе, в каждой интонации и даже в расшифровке специфических терминов, псевдонимов бывших руководителей и сотрудников управления «С», создает внутреннюю связь читателя с автором и не позволяет ни на минуту утратить интерес и доверие к содержанию книги, хотя в ней нет ни погонь на машинах, ни пальбы из пистолетов. Все дело, очевидно, в том, что автор и герой его книги — люди одной системы и что они — единомышленники. Отсюда та подкупающая искренность, доверительность, с какой писатель Владимир Чиков рассказывает об уникальном советском разведчике-нелегале Иосифе Григулеви-че. И поскольку речь в его произведении идет о подлинных событиях и действующих лицах, выведенных под собственными именами, надеюсь, они подтвердят известную аксиому, что правда жизни интереснее и важнее вымысла и может быть не менее захватывающей, чем художественная проза.

Генерал-майор в отставке Ю.И. ДРОЗДОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.