Обнаружено гельминтов, экз.:
до обработки 8 8
после обработки - -
ЭЭ, % 100 100
ИЭ, % 100 100
За время проведения комиссионного опыта гибели рыб, а также отклонений в ее поведении нами не отмечено. Температура воды за время проведения опыта колебалась от 26оС до 24оС. Кормолекарственные смеси с микрофеном и микросалом были съедены рыбами через 1 час после их однократного применения.
После гельминтологического вскрытия рыб из подопытных садков № 5 и № 7 видимых изменений во внутренних органах и тканях не отмечено.
Заключение. Таким образом, в результате однократного применения 4%-ной кормолекарственной смеси с микрофеном в дозе 5% от массы рыб (доза по ДВ 100 мг/кг) получена 100%-ная эффективность дегельминтизации. Такая же эффективность дегельминтизации получена от применения 6%-ной кормолекарственной смеси с микросалом в дозе по ДВ 120 мг/кг.
Литература: 1. Скачков Д.П., Горохов В.В., Борисова М.Н., Самарин Н.И., Алексеева Н.Б. //Ветеринария. - 1995. № 9. - С. 38-40. 2. Скачков Д.П. //Российский паразитологический журнал - 2009. № 1. - С. 86-90. 3. Скачков Д.П. //Сб. мат. научн. конф. «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». - М. - 2009. - вып. 10.- С. 372-373.
Commission trials of microphen at Bothriocephalus gowkongensis infection of carps in field conditions. Skachkov D.P. All-Russian K.I. Skryabin Institute of Helminthology.
Summary. 4% medicated feed containing microphen showed 100% efficacy against B. gowkongensis on carps yearlings at dose level of 100 mg/kg according to active substance. The same efficacy value was obtained using microsal in 6% medicated feed mix at dose level of 120 mg/kg according to active substance.
ТРИХИНЕЛЛЕЗ СВИНЕЙ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Скворцова Ф.К., Написанова Л.А
ВНИИ гельминтологии им. К.И.Скрябина
Трихинеллез - широко распространенное в природе заболевание, вызываемое разными генотипами нематод рода трихинелла. Установлены различные пути передачи инвазии от диких и синантропных животных домашним, а также людям. Поскольку все генотипы трихинелл одинаково опасны для человека, возникает
442
необходимость детального изучения случаев трихинеллеза свиней для выявления источника инвазии. Заражение домашних свиней в подсобных и фермерских хозяйствах, а также в откормочных комплексах чаще всего происходит в результате несоблюдения элементарных мер профилактики при содержании и кормлении животных.
На крупных мясокомбинатах все туши свиней проверяют на наличие личинок трихинелл ферментативным способом. На мелких бойнях по-прежнему пользуются менее чувстствительной компрессорной трихинеллоскопией. Из-за этого часть случаев инвазии трихинеллами остается нераспознанной, что создает условия для дальнейшего распространения этих гельминтов.
Например, в Сальском районе Ростовской области при переваривании в искусственном желудочном соке 347 проб от свиней с отрицательным результатом компрессорной микроскопии было выявлено 28 трихинелл езных туш (8,0 %) (Твердохлебова и др., 2006).
По данным Сапунова (2000) компрессорная трихинеллоскопия не выявляет трихинелл в слабозараженных тушах. При инвазии 0,1-0,5 л/г индикация личинок практически невозможна.
При исследовании туш свиней, принадлежащих ООО «Чароен Покпанд Фудс», на ОАО «Калужский мясокомбинат» у специалистов государственной ветиринарной службы возникли подозрения на трихинеллез. Учитывая социальную опасность данного заболевания в ГНУ ВНИИ гельминтологии им. К.И. Скрябина в январе-феврале 2009 г. поступили 123 образца мышечной ткани от свиней для исследования на трихинеллез. Пробы представляли в основном образцы мышечной ткани из межреберных и шейных групп мышц и только 25 образцов ткани диафрагмы, что затрудняло диагностические исследования на трихинеллез.
При экспертизе образцов методом компрессорной трихинеллоскопии в немногих пробах наблюдали лизированные капсулы с мелкими фрагментами личинок, а также локальные фокусы клеточного пролиферата на месте фагоцитированных трихинелл. Чаще выявлялись мумифицированные трихинеллы в специфических гранулемах. Однако неповрежденных инкапсулированных личинок трихинелл ни в одной из проб не обнаружили.
Методом ферментативного переваривания мышечной ткани в искусственном желудочном соке (пептолиз) из 123 проб в 18 образцах (14,6%) были выделены только погибшие личинки трихинелл на разных стадиях деструкции. Число личинок в пробах составляло от 1 до 98 экз. в 30-35 г мышечной ткани. Живых личинок не обнаружено.
Методом иммуноферментного анализа (ИФА) исследовали сыворотки крови, взятые в этом же хозяйстве от 460 свиней из трех групп. В первой группе были поросята 3-4-месчного возраста. Исследовали 94 пробы, из которых положительный ответ был получен в 1,06% случаев. Вторая и третья группы - свиньи на откорме из двух разных помещений. Исследовали по 183 пробы, положительный ответ дали 3,28 и 12,02 % соответственно. К
443
сожалению, исследовать пробы мышц от этих свиней методами компрессорной трихинеллоскопии и пептолиза не представилось возможным.
При исследовании этими же методами двух трупов крыс из этого хозяйства личинок трихинелл не обнаружили.
Для выявления источника заражения были исследованы корма для свиней наличие личинок трихинелл, включающие ячмень, пшеницу, шрот соевый, шрот подсолнечниковый, муку рыбную, корм стартер, комбикорм престартер. При изучении методом переваривания в ИЖС в пробах кормов трихинелл не обнаружено.
В описанном нами случае установить источник заражения свиней не удалось.
Известно, что при заражении свиней трихинеллами от плотоядных большая часть личинок в мышцах погибает до наступления инкапсуляции. Но их гибель продолжается и после, в результате чего через 4-6 месяцев у свиней регистрируются погибшие трихинеллы. Однако, в зависимости от интенсивности инвазии, обызвествление и резорбция капсул с личинками может продолжаться в течение года и более.
По экспериментальным данным Бритова (1982) у свиней после заражения T.nativa от плотоядных через 60 дней встречались мертвые личинки, а также фокусы инфильтрата на месте личинок, подвергшихся резорбции. Через 90 дней живых личинок в скелетных мышцах обнаруживалось мало, чаще выявлялись мумифицированные трихинеллы. Через 130-150 дней в мышцах из ножек диафрагмы встречались единичные паразитарные гранулемы и локальные очаги клеточной инфильтрации. Заразившиеся свиньи через 120-150 дней полностью освободились от трихинелл. Однако мумифицированные личинки попадались даже через 300 дней.
Полностью минерализованные капсулы с трихинеллами обнаружили у свиньи на острове Хиума (Эстония), где ранее у двух енотовидных собак и лисицы диагностировали заражение T.britovi, который считают малоинвазионным для свиней (Джарвис и др.,2008). Авторы не исключают, что в данном случае источником заражения свиньи стали не прошедшие достаточной термической обработки тушки диких животных.
Минерализация, резорбция и мумификация капсул трихинелл у всех исследованных свиней из этого хозяйства показывает, что животные заразились задолго до убоя, вероятнее всего личинками трихинелл от плотоядных, при случайном попадании в корма источника инвазии.
Литература: 1. Бритов В.А. Возбудители трихинеллеза. //М., «Наука».-1982.-271с. 2. Джарвис Т. и др. //«Российский ветеринарный ж.». М., 2008.- № 1.- С.9-10. 3. Сапунов А.Я. //Восьмая Всерос.конф. по трихинеллезу. М., 2000.-С.51-67. 4. Твердохлебова Т.И. и др. Трихинеллез на Северном Кавказе. // Ростов-на-Дону., 2006.-254с.
444
Trichinella infectin in the Kaluzhsk Region. Skvorcova F.K., Napisanova L.A. All-Russian K.I. Skryabin Institute of Helminthology.
Summary. One investigated 123 muscle samples of from swine on Trichinella using compressorium trichinelloscopy and enzyme digestion of muscles. The died larval were found in 18 samples (14,6%) being at different stages of destruction and mummification. 460 swine of three age groups were examined using IFA. The positive response was obtained in 1,06; 3,28 and 12,02% of cases respectively.
ПУТИ ПРОНИКНОВЕНИЯ МИРАЦИДИЕВ FASCIOLA HEPATICA (LINNAEUS,1758) В ГЕПАТОПАНКРЕАС LYMNAEA TRUNCATULA MULLER, 1774 И LYMNAEA
CUBENSIS PFEIFFER, 1839 И ВОЗНИКАЮЩИЕ ПАТОЛОГИИ
Соколина Ф. *, Игнатьев Г. *,
Villasenor O.C. **, Sanchez-Vega J.T.***
*Казанский государственный университет [Россия],
**Benemerita Universidad Autonoma de Puebla [Mexico], ***Universidad Nacional Autonoma de Mexico (UNAM) [Mexico].
Исследовались на зараженность Fasciola hepatica L., 1758 ткани моллюсков малого прудовика - Lymnaea truncatula Muller, 1774, собранных в районах России не благополучных по фасциолезу, и кубинского прудовика -Lymnaea cubensis Pfeiffer, 1839, собранных в пригороде Пуебло (Мексика).
Гистологические препараты, изготовленные из этих моллюсков, изучались на кафедре зоологии беспозвоночных Казанского университета. Материал был обработан по общепринятой методике и изучен в световом, электронном и растровом электронном микроскопах.
В тканях малого прудовика и кубинского прудовика были обнаружены личиночные стадии фасциолы.
Чтобы неопровержимо доказать, что Lymnaea truncatula и Lymnaea cubensis заражаются мирацидиями Fasciola hepatica в лабораторных условиях были получены кладки моллюсков этих двух видов, выращена стерильная молодь и в возрасте 1 месяца заражены мирацидиями фасциол, привезенных из университета города Пуебла, и мирацидиями российских фасциол.
Мирацидий на переднем отделе тела имеет terebratorium, с помощью которого он закрепляется на поверхности эпителиального слоя тела моллюсков и проникает в его ткани. Этот орган имеет диаметр у основания около 32,7 мкм и высоту 29,7 мкм. Он покрыт синцитиальной гиподермой с неравномерной толщиной от 982 А до 3214 А, которая плотно прилегает к базальной мембране кольцевых миоцитов хоботка.
445