Научная статья на тему 'ТРИГГЕРЫ «ЗЕЛЕНОГО» РОСТА: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

ТРИГГЕРЫ «ЗЕЛЕНОГО» РОСТА: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зелёная экономика / «зеленый» рост / триггеры «зеленого» роста / альтернативные источники энергии / green economy / «green» growth / triggers of «green» growth / alternative energy sources
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИГГЕРЫ «ЗЕЛЕНОГО» РОСТА: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

Варавва М.Ю.1

к.э.н., доцент Оренбургского филиала Российского экономического университета

margur2010@mail.ru

ТРИГГЕРЫ «ЗЕЛЕНОГО» РОСТА: ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Ключевые слова: зелёная экономика, «зеленый» рост, триггеры «зеленого» роста, альтернативные источники энергии.

Keywords: green economy, «green» growth, triggers of «green» growth, alternative energy sources.

Философия устойчивого развития, утвердившаяся в мире в 70-е годы ХХ века сегодня органично дополняется концепциями грин-строительства во всем многообразии их проявления. Современное экспертное сообщество экологов, климатологов, экономистов, геофизиков и геополитиков все чаще заявляет о «зеленом росте», как наиболее желаемой и перспективной модели планетарного развития. Основой «зеленого роста» является грин-концепция перехода к ресурсоэффективной и низкоуглеродной экономике.

«Зелёная» модель роста становится сегодня не просто актуальным трендом, а новой парадигмой развития, в которой акцент делается на социальную составляющую: нацеленность на улучшение материального благосостояния, сокращение бедности, доступ к основным услугам, а в более широком контексте - на обеспечение равенства и справедливого распределения благ как между странами и регионами мира, так и между поколениями2. Это такая экономика, которая приводит к улучшению благосостояния человека и социальной справедливости, значительно сокращая экологические риски и дефицит экологических благ3.

«Зеленый» рост предоставляет обществу ряд неоспоримых позитивных эффектов:

- снижение нагрузки на невозобновляемые, уникальные, редкие и лимитированные ресурсы;

- достижения рационального природопользования, экоравновесия в биосистемах;

- «озеленение» труда и создание «зелёных» рабочих мест, соответствующих экологическим требованиям;

- формирование ресурсо- и энергоэффективной технологической и промышленной системы;

4

- стимулирование использования альтернативных источников энергии и сырья ;

- генерация green technology - чистых технологий для различных сфер применения;

- минимизация рисков планетарных климатических и экологических катастроф.

Сегодня философия «зеленого» развития претерпевает трансформацию на фоне мировых изменений. Остановимся на основных триггерах, вызывающих отказ от традиционных форм ведения деловой активности в пользу ресурсосберегающих моделей.

1) Пандемическая ситуация кардинально изменила ландшафт глобальной экономики за счет возрастания рисков факторов ESG (эколого-природные, социальные и корпоративного управления - Environmental, Social, Governance).5 Период 2020-2021 гг. внес определенные коррективы в планы «зелёного» развития многих стран: с одной стороны, приостановка и сокращение масштабов «грязного» производства, сжатие определенных секторов экономики, вносимых существенный вклад в выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, авиа-коллапс, запреты на авиаперелеты, резкое падение спроса на нефтетопливо, повсеместный переход в онлайн-среду привели к временному резкому уменьшению потребления энергоресурсов и сокращению выбросов парниковых газов. С другой стороны, вводимые ограничения обострили ряд проблем: резкое падение прибыли и бюджетов корпораций всех форм бизнеса, разрыв связей в цепочках поставок продукции, стремительный рост издержек. Так, ВВП России сократился на 5,9%, Германии - на 7%, стран Евросоюза - на 7,5%. В данной ситуации следовать «букве» кодексов экологической этики становится крайне проблематично.

2) Переосмысление инвестиционных ценностей.

Крупные фирмы-инвесторы, обращаясь к экологическим факторам, все чаще позиционируют себя как «социально ответственный бизнес». В 2019 году крупнейшая инвестиционная компания BlackRock отказалась от инвестиций в традиционную энергетику; из-за загрязнения окружающей среды, пенсионный фонд Global (Норвегия) отказался от акций «Норникеля» по этическим соображениям; Европейский инвестиционный фонд отказывается вкладывать-

1 Область научных интересов: неоэкономика, ведомая знаниями и новациями; опережающие модели развития; «зеленая» экономика; современное постделовое общество; витальные ресурсы человека.

2 Пакина А.А., Горбанёв В.А. Перспективы зеленой экономики как новой парадигмы развития // Вестник МГИМО-Университета. - М., 2019. - № 5. - С. 134-155.

3 UNEP's Green Economy Initiative (GEI). - https://www.unep.org/greeneconomy

4 Варавва М.Ю. Инновации альтернативного ресурсозамещения // Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. - С. 64-71.

5 Почему экономика должна «позеленеть». - https://ttrends.rbc.ru/trends/green

ся в нефть, газ и уголь. В свою очередь, кредитно-банковский сектор будет уделять особое внимание соответствию принципам ESG при открытии кредитных линий и банковских счетов. К данному фактору подключается не только экономический, но и репутационный: громкие экологические «скандалы» сегодня подлежат огласке и становятся достоянием публичного осуждения, что влечет не только ответственность, но и гудвилл-риски.

3) Уделяется более пристальное внимание снижению негативных (отрицательных) внешних экстерналий. «Зеленое» налогообложение становится нормой и инструментом контроля за вредными производствами, а также методом воспитания позитивных экологических привычек (в Японии операторам электросетей вменяется покупка только той энергии, которую получили из альтернативных возобновляемых источников).

4) Сознательный отказ ведущих стран мира от углеводородной зависимости: так, к 2022 году Германия планирует сократить эксплуатацию, а затем отказаться от атомных станций, к 2038 году от импорта угля; Норвегия и Великобритании заявляют, что вскоре страна полностью откажется от использования ядерной энергии, нефти, угля, газа, а значит и пластмасс.

5) Ответственное и осознанное потребление. Сознательное потребление, как новый тренд, включает в себя ряд важных моментов: отказ от ненужных вещей, использование экологичной (самоутилизуемой) тары и упаковки, сокращение отходов в повседневной жизни человека. Этому служат и зелёные платёжные карты, которые помогают пользоваться товарами на выгодных условиях, сделанными на основе экологических инноваций.

6) Актуализация философии Zero Waste («ноль отходов») воплощается в концепции минимизации мусора. Данный подход стал особенно востребованным в период пандемической ситуации, когда мед- и фарминдустрия производит гигантское количество одноразовых материалов. Массовое производство расходных синтетических предметов личной гигиены и материалов вызвало новую волну экокризиса: тонны использованных неутилизированных полиэтиленовых и резиновых перчаток, нетканных масок, респираторов, пластиковых медицинских принадлежностей, контейнеров и ёмкостей заполонили планету. В связи с этим актуальным становятся в глобальном масштабе вопросы переработки и утилизации данных отходов наиболее щадящими способами.

7) Интеграционные процессы в решении общих экологических проблем. Показательным примером служит «EcoRegion Developing the Baltic Sea Region» - проект оздоровления экологии Балтийского моря1. Загрязнение акватории влечет за собой не только экологический ущерб, но и ощутимые экономические издержки торговому судоходству, логистике и морскому промыслу. В рамках данного проекта были сформированы 50 сильных транснациональных кластеров, в которые вошли страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва, скандинавские страны: Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция, Исландия, Северные земли Германии, Северные воеводства Польши и часть территорий Северо-Запада России. «Зеленые» инновации, которые планируется здесь внедрять представлены возобновляемой энергетикой, экологически чистыми и безотходными технологиями переработки морепродуктов, биотехнологиями эко-безопасного морского судоходства.

Исходными условиями для продвижения России к устойчивому «зеленому» росту могут быть не только усвоение успешных зарубежных практик, но и собственные новации и стратегические инициативы в этой сфере:

- значительное сокращение внутренних госинвестиций в экологически опасные отрасли и рост финансирования в сектора «зелёной экономики»: сельское хозяйство, возобновляемую альтернативную энергетику, водоснабжение, утилизацию отходов, рециклинг;

- активное применение налогового принципа «загрязняющий - платит», предусматривающий дорогие экологические квоты, высокие налоговые тарифы и систему штрафов для предпринимателей, которые используют технологии, наносящие прямой и косвенный вред природе и жизненной среде человека;

- стимулирование бизнеса и популяризация выгод от перехода на «чистые» технологии;

- диффузия чистых и ресурсосберегающих технологий в отрасли «коричневой» экономики, базирующейся на эксплуатации традиционных ископаемых ресурсах и ресурсозатратных методах производства;

- распространение международных природоохранных норм, регулирующих сокращение «экологического следа» до среднего уровня по планете (авиаперевозки, автомобильные двигатели);

- сокращение добычи ограниченных видов ископаемого топлива и увеличение станций и центров возобновляемой энергетики, функционирующих на энергии падающей воды, отливов-приливов, биомассы, торфа, геотермальных вод, ветра, Солнца, водорода;

- переход к нулевому энергопотреблению, который восстанавливает баланс между выработкой и потреблением энергии;

- разработка эко-контролирующих IT-технологий и интеллектуальных систем мониторинга окружающей среды;

- всемерное развитие и поддержка «зелёного» или эко-туризма, (вовлечённый туризм, сельские (провинциальные туры), созерцательные путешествия).

Таким образом, проблемы дальнейшего развития концепции «зеленой» экономики по-прежнему в тренде. Для России многие аспекты «зеленого» роста являются сверхактуальными, но в большинстве своем трудно реализуемыми: немногочисленные станции альтернативной энергетики находятся в начале своего становления, наличие огромных полигонов промышленных и бытовых отходов, низкая ликвидность мусоропереработки, дороговизна вторичной переработки пластиковых отходов и полимеров (по сравнению с производством пластмасс) и пр. Но следует отметить, что на уровне властей и корпоративного сектора приходит понимание того факта, что без серьезных долгосрочных инвестиций в «озеленение» экономики сегодня не обойтись. Это, в свою очередь, способствует поиску новых возможностей практической реализации данной модели развития.

1 EU Strategy for the Baltic Sea Region - Regional Policy. - https://interreg-baltic.eu/about/eusbsr

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.