Научная статья на тему 'ТРИЕДИНСТВО ТВОРЧЕСТВА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ И СИЛЫ ДУХА ПРОФЕССОРА Л.А. ЗЕЛЕНОВА. ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ'

ТРИЕДИНСТВО ТВОРЧЕСТВА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ И СИЛЫ ДУХА ПРОФЕССОРА Л.А. ЗЕЛЕНОВА. ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ МЕР / МЕТОДОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пищик Александр Михайлович, Субетто Александр Иванович

Рассмотрены основные вехи жизненного пути и научной деятельности Л.А. Зеленова, создателя научной школы «Методология человековедения». Изложены основные этапы становления данной школы на базе многолетней деятельности Нижегородского философского клуба под научным руководством Л.А. Зеленова. Названы концептуальные разработки клуба и их практические внедрения. На материалах клуба было защищено 188 диссертаций (21 докторская и 167 кандидатских) по философским специальностям. Еженедельные заседания клуба, ежегодные академические симпозиумы на протяжении 52 лет осуществлялись по единой научно-исследовательской программе, разработанной Л.А. Зеленовым. Стратегической целью этой программы неизменно оставалось стремление гармонизировать меру бытия человека и меру бытия предметного мира в деятельности личности и общества. Метод поляризации и авторская модификация системно-деятельностного подхода стали методологическим инструментом решения человековедческой и социальной философской проблематики. На пути реализации научной программы жизни Л.А. Зеленова было много препятствий. Преодолевать их удавалось благодаря творчеству и силе духа этой одарённой личности. Основное значение вклада профессора Л.А. Зеленова в современную философию состоит, прежде всего, в том, что, опираясь на философские идеи К. Маркса, он развивал антропономические, человекомерные идеи философии общества, деятельности, социальных отношений, социальных институтов В этом направлении им были разработаны оригинальные теоретико-методологические концепции всестороннего развития личности, всестороннего развития общества, всестороннего и гармоничного развития человеческой деятельности и самодеятельности. Оригинальные теоретико-методологические идеи использовались им для решения прикладных общественно значимых вопросов в сфере теории и практики промышленного дизайна, комплексного регионального развития, организации планирования городского развития, организации образования и воспитания, организации коллективной научной деятельности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИЕДИНСТВО ТВОРЧЕСТВА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ И СИЛЫ ДУХА ПРОФЕССОРА Л.А. ЗЕЛЕНОВА. ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ»

НАУЧНЫЙ ПОИСК

см о см

о

УДК 929 ББК 87г

DOI 10.53115/19975996_2021_04_062-067

А.М. Пищик, А.И. Субетто

ТРИЕДИНСТВО ТВОРЧЕСТВА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ И СИЛЫ ДУХА ПРОФЕССОРА Л.А. ЗЕЛЕНОВА. ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

Рассмотрены основные вехи жизненного пути и научной деятельности Л.А. Зеленова, создателя научной школы «Методология человековедения». Изложены основные этапы становления данной школы на базе многолетней деятельности Нижегородского философского клуба под научным руководством Л.А. Зеленова. Названы концептуальные разработки клуба и их практические внедрения. На материалах клуба было защищено 188 диссертаций (21 докторская и 167 кандидатских) по философским специальностям. Еженедельные заседания клуба, ежегодные академические симпозиумы на протяжении 52 лет осуществлялись по единой научно-исследовательской программе, разработанной Л.А. Зеленовым. Стратегической целью этой программы неизменно оставалось стремление гармонизировать меру бытия человека и меру бытия предметного мира в деятельности личности и общества. Метод поляризации и авторская модификация системно-деятельностного подхода стали методологическим инструментом решения человековедческой и социальной философской проблематики. На пути реализации научной программы жизни Л.А. Зе-ленова было много препятствий. Преодолевать их удавалось благодаря творчеству и силе духа этой одарённой личности. Основное значение вклада профессора Л.А. Зеленова в современную философию состоит, прежде всего, в том, что, опираясь на философские идеи К. Маркса, он развивал антропономические, человекомерные идеи философии общества, деятельности, социальных отношений, социальных институтов В этом направлении им были разработаны оригинальные теоретико-методологические концепции всестороннего развития личности, всестороннего развития общества, всестороннего и гармоничного развития человеческой деятельности и самодеятельности. Оригинальные теоретико-методологические идеи использовались им для решения прикладных общественно значимых вопросов в сфере теории и практики промышленного дизайна, комплексного регионального развития, организации планирования городского развития, организации образования и воспитания, организации коллективной научной деятельности и др.

Ключевые слова:

гармония мер, методология человековедения, научно-исследовательская программа, Нижегородский философский клуб.

Пищик А.М., Субетто А.И. Триединство творчества, научно-исследовательской программы и силы духа профессора Л.А. Зеленова. Памяти учителя // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 4. - С. 62-67. - DOI 10.53115/19975996_2021_04_062-067.

© Пищик Александр Михайлович - доктор философских наук, профессор, Дзержинский филиал РАНХиГС, Дзержинск; e-mail: pishchik1948@ yandex.ru

© Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра ноо-сферного развития научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербург; e-mail: subal1937@yandex.ru

1. Основные вехи жизненного пути ской академии наук и искусств, а также 9 сентября 2021 г. после продолжитель- Национальной академии дизайна, почётной болезни ушёл из жизни в возрасте 88 ный профессор Нижегородского государ-лет человек-легенда Лев Александрович ственного архитектурно-строительного Зеленов, доктор философских наук, про- университета, президент общественного фессор, Заслуженный работник высшей объединения «Общероссийская академия школы РФ, действительный член Петров- человековедения», научный руководитель

Нижегородского философского клуба, создатель и руководитель научной школы «Методология человековедения».

Основные вехи жизненного пути Л.А. Зеленова изложены в его монографии «Как не ломалась сталь: социальная автобиография» [2].

Родился 19 июля 1933 г. в селе Сар-лей Дальнеконстантиновского района Горьковской (Нижегородской) области. В 1935 г. семья переехала в г. Муром Владимирской области по новому месту работы отца, по профессии машиниста паровоза. Здесь прошло детство и ранняя юность. После окончания школы поступил в Ленинградский университет на философский факультет, который окончил в 1956 г., отказался от аспирантуры и по собственной инициативе был направлен инструктором отдела пропаганды и агитации Кемеровского ГК ВЛКСМ. Создал молодёжный клуб из специалистов города, что вызвало конфликт с чиновниками от комсомола, был уволен в июле 1957 г. Далее 3-месячные военные сборы в г. Волочанске Белгородской области, где обучали штурманскому делу десант-но-бомбардировочной авиации. С 1958 г. по июль 1960 г. работал рабочим на земснаряде и параллельно вёл активную общественную деятельность с соратниками по молодежному клубу: организовал встречу выпускников ленинградских вузов 1937-1957 гг., преподавал историю КПСС, политэкономию и гимнастику в Кемеровском химико-технологическом техникуме и философию в Кемеровском медицинском институте по приглашению В.Ф. Сержантова, знакомого по Ленинградскому университету. По его же рекомендации в июле 1960 г. поступил в очную аспирантуру Томского госуниверситета на кафедру философии, которую возглавлял опальный профессор К.П. Ярошевский, освобождённый из лагерей после 17 лет заключения. В 1963-1964 гг. работал ассистентом кафедры философии Горьковского политехнического института. В 1965 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическая объективация» в Горьковском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. С 1969 по 1975 гг. - доцент кафедры марксизма-ленинизма Горьков-ского инженерно-строительного института. В 1972 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Структура эстетической деятельности: Методологический анализ проблемы (специальность

09.00.04 - Эстетика). С 1975 по 1991 был заведующим кафедрой эстетики и дизайна. В 1991-2011 гг. заведовал кафедрой философии и политологии.

Сила духа в становлении профессионального философа проявилась в преодолении всех препятствий на пути к цели, а таковых было достаточно много, поскольку нестандартная личность не вписывалась в принятые в то время нормы обыденной жизни чиновников от комсомола и партии, в исповедуемые догмы философской среды. Постоянные выговоры по комсомольской и партийной линии, задержки в защите и утверждении диссертаций, увольнения и угрозы увольнения с работы не сломали личность.

Клубная деятельность была перманентным явлением его жизни. Он был прирождённый лидер и организатор деятельности на благо общества и раскрытие потенциала каждой личности. Единомышленники тянулись к нему как к магниту. Вера в коммунизм, марксизм, всестороннее развитие личности мотивировали всю его общественную творческую деятельность. Это был лучший образец советской эпохи.

2. Нижегородский философский клуб: метод и логика его работы

Значимую роль в его жизни играл Нижегородский философский клуб, который он организовал в конце 1969 г., будучи доцентом кафедры общественных наук Горьковского инженерно-строительного института. На одной из лекций для студентов архитектурного факультета он рассказывал о законах эстетики. Один из студентов (в будущем известный архитектор Александр Харитонов) попросил его назвать эти законы. Возникла трудность в ответе, но выход вскоре был найден. Л.А. Зеленов предложил заинтересованным студентам собраться во внеучебное время и обсудить этот вопрос [1, с. 14-15].

Так возник кружок эстетики, первое заседание которого состоялось 25 ноября 1969 г. Под руководством Л.А. Зеленова студенты-архитекторы по доступной в то время литературе стали искать законы эстетики. За два года еженедельной работы сформировалась творческая команда студентов и преподавателей. Было найдено и вновь сформулировано 12 законов эстетической деятельности. 2-4 февраля 1972 г. был проведён первый межвузовский симпозиум с издательством сборника его материалов. На этот симпозиум приехали специалисты из Ленинграда, Сверд-

см о см

о

ловска и Куйбышева. Второй симпозиум по той же тематике был проведён в 1974 г. [1, с. 16].

Далее последовали ежегодные симпозиумы, проводимые стабильно 25-29 мая. Первое десятилетие (1969-1979) научного кружка эстетики было посвящено эстетической проблематике. В это время были сформулированы 6 принципов дизайна: социологический, инженерно-технический, эргономический, экономический, экологический и эстетический.

Доклад Л.А. Зеленова о шести принципах дизайна был положительно оценён на Международном конгрессе ИКСИД (Москва, 1975) и вызвал большой интерес иностранных дизайнеров. В 1976 г. по инициативе Зеленова, выдающегося дизайнера О.П. Фролова и А.В. Шаповала создан двухгодичный Народный университет дизайна, который подготовил до 1992 г. 950 специалистов для промышленности области [1, с. 29].

Правопреемником научного кружка эстетики с 1980 г. стал Философский клуб ГИСИ и затем с 1990 г. Нижегородский философский клуб. Философский клуб ГИСИ, с одной стороны, указывал место заседаний клуба в Горьковском инженерно-строительном институте (ГИСИ), а с другой стороны, отражал метод работы клуба - генерация идей совокупным интеллектом. Форма организации деятельности клуба - демократическая: двери отрыты для всех желающих принять участие в его деятельности. 52 летняя деятельность клуба (1969-2021) накопила огромный опыт диалога разных поколений. За эти годы через клуб прошли более 1000 человек. Это были студенты и школьники, аспиранты и докторанты, кандидаты и доктора наук. Возраст членов клуба от 16 до 80 лет и старше. В междисциплинарных научных исследованиях и разработках клуба принимали участие специалисты многих отраслей науки: философы, социологи и политологи, архитекторы, дизайнеры и искусствоведы, экономисты, менеджеры и маркетологи, историки, педагоги и юристы, биологи, медики и психологи, математики, физики и химики, экологи, географы и технологи. Это чисто волонтёрская работа, никем не оплачиваемая. Классический клуб по интересам [8, с. 65].

Второе десятилетие деятельности Нижегородского философского клуба (1980-1990 гг.) связано с преимущественно с проблематикой теории деятельности. Разрабатывается авторская модификация

системно-деятельностного подхода. Типологически выделены 8 базовых родов деятельности: экономическая и экологическая, управленческая и педагогическая, научная и художественная, медицинская и физкультурная. Деятельность рассматривается как системообразующий компонент социума.

На базе деятельности выстраивается система социальных отношений и институтов, а также способностей и потребностей личности и общества. Выявленная структура социума - основание построения системы культуры личности и общества, исследования проблем социального управления и проблем развития общества.

Рассматривается проблематика всестороннего развития личности, коллектива, региона, которые структурируются по восьми базовым сферам общественной жизни. В основу сфер положен человек, с его родовыми функциями, которые исследуются в границах меры бытия человека. Этой проблематике посвящено 10 межзональных симпозиумов. Круг участников симпозиумов во второе десятилетие существенно расширился. Были представители вузовской научно-педагогической общественности большинства республик Советского Союза. Интерес к наработкам клуба был огромным. Это был свежий ветер перемен в содержании советской философии [8, с. 66-67].

3. Антропономия как полидисциплинарный комплекс

В третьем десятилетии (1991-2001 гг.) внимание клуба сосредоточено на проблематике человековедения. Выстраиваются принципы построения нового полидисциплинарного комплекса - антропономия (наука о человеке).

Выделены 8 теоретических разделов этой науки:

1) теория рождения человека,

2) теория потенциала человека (способности и потребности),

3) теория социализации человека,

4) теория деятельности человека,

5) теория социальных отношений,

6) теория социальных институтов,

7) теория судьбы человека,

8) теория идеального человека.

Рассматривается система частных наук

о человеке и их соотношение с междисциплинарным научным комплексом - человековедением.

Выделены 6 типов мировоззрения / ми-роосвоения:

- обыденное и мифическое,

- научное и философское,

- религиозное и художественное.

Мироосвоение наряду с отражением

(познание и оценка) также включает миро-изменение. Бытие человека исследуется в пространстве сфер общественной жизни. Разрабатывается методология социального проектирования, ориентированного на гармонизацию отношений меры человека и меры предметной среды, включенных в деятельность. Методология социального исследования и проектирования ориентированы на решение проблем развития России и мира в XXI в., выявления индикаторов развития человечества в контексте гармонизации меры человека и меры универсума.

Названная проблематика была рассмотрена на 10 симпозиумах этого десятилетия [8, с. 67-70].

В 1991 г. по инициативе Нижегородского философского клуба создаётся общественное объединение «Общероссийская академия человековедения» (Устав зарегистрирован Минюстом РСФСР 24.09.1991 г., рег. № 306). Президентом академии избирается Л.А. Зеленов. С этого момента Нижегородский философский клуб приобретает статус подразделения этой академии [8, с. 70].

С 1992 г. активно работает Диссертационный совет Д.212.162.01 при ННГАСУ (председатель совета Л.А. Зеленов). Многие члены клуба в это время защищают кандидатские (37 чел.) и докторских (12 чел.) диссертации по философским специальностям.

4. Нижегородская авторская академическая школа

В 1995 г. на базе идеи Л.А. Зеленова о проекте школы нового типа строится Нижегородская авторская академическая школа (сегодня это МАОУ № 186 «Авторская академическая школа»).

Создаётся команда из членов клуба и членов педагогического коллектива школы, которая внедряет многолетние концептуальные наработки клуба в ходе реализации педагогической и управленческой деятельности. Стратегию развития школы в это время определяет Авторский академический совет, состоящий из 11 человек (в т.ч. 5 докторов наук и 2 кандидата наук - члены Нижегородского философского клуба).

Школа становится вначале городской экспериментальной площадкой (1996 г.), затем региональной (1997 г.) и далее федеральной экспериментальной площадкой

(с 2002 г. по 2008 г.) по внедрению различных инновационных проектов [8, с. 70].

Школа отметила своё 26-летие 9 сентября 2021 г. (совпало с датой смерти Л.А. Зеленова). Благодаря внедрению идеи авторской академической школы за годы существования школа достигла значимых результатов, отмеченных правительственными наградами, и получила признание научно-педагогической общественности и родительского сообщества.

Директор школы М.В. Буров стал Заслуженным учителем Российской Федерации (2006) и Почетным гражданином Нижегородской области (2021). Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени вручена ему в 2016 г.

Всё это является свидетельством успешности внедрения проекта «Нижегородская авторская академическая школа», у истоков которого была заложена идея школы нового типа Л.А. Зеленова, где академические программы подготовки учеников были интегрированы с авторским подходом к их реализации.

5. Сферы социума

Четвёртое десятилетие (2002-2012 гг.) связано с проблематикой сфер социума. Определён состав и структура социума как единство способностей и потребностей, интегрированных в деятельности, на базе которой выстраиваются социальные отношения и социальные институты, исследуется закон взаимосвязи сфер общества [6].

Деятельность рассматривается как системообразующий компонент сферы социума. Сферы социума типологизируются по 8 родам деятельности, соответственно рассматриваются следующие сферы общественной жизни:

- экономическая и экологическая,

- педагогическая и управленческая,

- научная и художественная,

- медицинская и физкультурная.

Ежегодные симпозиумы этого периода

посвящены исследованию законов каждой из этих сфер деятельности [8, с. 70-72].

6. Взгляд в будущее: прогнозы проблематики будущих симпозиумов

Пятое десятилетие (2013-2023 гг.) -подведение итогов и обсуждение перспектив деятельности клуба. 25 ноября 2019 г. Нижегородский философский клуб отметил своё пятидесятилетие. В 2020 г. прошёл 48-й Академический симпозиум на тему «Эвристические концепции Нижегородского философского клуба», а 2021 г.

см о см

о

состоялся 49-й Академический симпозиум на тему «Ретроспективно-прогностические концепты Нижегородского философского клуба».

На конец мая 2022 г. запланирован 50-й Юбилейный Международный академический симпозиум, посвящённый памяти Л.А. Зеленова, на тему «Внедрение концепций Нижегородского философского клуба». Темы последующих симпозиумов с их проблематикой Л.А. Зеленов изложил в монографии «Прогнозы будущих симпозиумов Нижегородского философского клуба: 2018-2026 гг.» [3].

Научно-исследовательская программа формировалась и корректировалась Л.А. Зеленовым на протяжении 50-летия существования Нижегородского философского клуба. Стратегической целью этой программы неизменно оставалось стремление гармонизировать меру человека и меру предметного мира в деятельности личности и общества [5].

Идея гармонии мер как основа прекрасного (совершенного) появилась у Л.А. Зеленова ещё в годы обучения в аспирантуре в томский период 1960-1963 гг., когда он выяснял природу эстетического. За основу была взята идея К. Маркса о том, что «человек умеет производить по мерам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую меру; в силу этого человек строит также и по законам красоты» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 42, с. 93-94) [5, с. 29].

На базе реализации этой программы была сформирована научная школа «Методология человековедения» со всеми её основными признаками:

«1) наличие нескольких поколений взаимосвязи «учитель-ученик», объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

2) общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

3) в целом единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области;

4) постоянный рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих учёных;

5) постоянное поддерживание и расширение интереса (публикациями, семинарами, конференциями) к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки» [7, с. 10].

7. О наследии Л.А. Зеленова

Работая по научно-исследовательской программе клуба, её членами было защищено по философским специальностям 188 диссертаций (21 докторская и 167 кандидатских диссертаций).

Ежегодно членами клуба в среднем издаётся 15 монографий. Каждый из 50 академических симпозиумов сопровождается публикацией сборника.

Сам Л.А. Зеленов - автор более 1200 научных публикаций, в том числе 70 монографий.

Под председательством Л.А. Зеленова в Диссертационном совете Д.212.162.01 при ННГАСУ было защищено 210 диссертаций (60 докторских и 150 кандидатских). «Можно сказать, что 50% докторов и кандидатов наук города Нижнего Новгорода в области философии и культурологии защитили диссертации в Совете, созданном на базе Философского клуба. К тому же, в данный Совет с диссертациями на защиту ехали соискатели докторских и кандидатских степеней из Москвы, Ленинграда, Владивостока, Улан-Уде, Астрахани, Смоленска, Владимира, Пензы, Киева, Перми, Йошкар-Олы, Костромы и др. городов» [1, с. 70].

Основное значение вклада проф. Л.А. Зеленова в современную философию состоит, прежде всего, в том, что, опираясь на философские идеи К. Маркса, он развивал антропономические, человекомерные идеи философии общества, деятельности, социальных отношений, социальных институтов, что особенно актуально на фоне глобального распространения постмодернистских теорий методологического отказа от антропомерности социальной философии.

В этом направлении им были разработаны оригинальные теоретико-методологические концепции всестороннего развития личности, всестороннего развития общества, всестороннего и гармоничного развития человеческой деятельности и самодеятельности. Оригинальные теоретико-методологические идеи использовались им для решения прикладных общественно значимых вопросов в сфере теории и практики промышленного дизайна, комплексного регионального развития, организации планирования городского развития, организации образования и воспитания, организации коллективной научной деятельности и др. [4].

Л.А. Зеленов был прекрасным лектором. Наряду с вузами, где он преподавал,

его аудиторией были слушатели общества «Знание», а также созданного им двухгодичного Народного университета дизайна, подготовившего за время своего существования (1976-1992 гг.) 950 специалистов для промышленности области.

Университет дизайна был отмечен премией Министерства образования СССР. В 1975 г. на IX Международном Конгрессе ИКСИД (союза дизайнеров) в Москве, где присутствовали представители дизайна из 56 стран, Л.А. Зеленов выступил с 40-минутным докладом о разработанной им системе принципов дизайна, вызвавшем большой интерес иностранных коллег и благодарность отдела науки ЦК КПСС, за то, что отстоял честь отечественного дизайна. В 2010 г. Союз дизайнеров России и Министерство культуры РФ вручили Л.А. Зеленову медаль «За вклад в развитие отечественного дизайна». Зеленов входит в список академиков Национальной академии дизайна [1, с. 53].

Под его руководством разрабатывались планы социально-экономического раз-

вития многих городов страны. В 1978 г. по приглашению Первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии П.М. Машерова Л.А. Зеленов прочитал вместе с коллегами курс лекций для высшего руководства Белоруссии по вопросам стратегии социально-экономического развития республики. И только трагическая смерть П. Машеро-ва в 1980 г. помешала внедрить предлагаемые программы во всей их полноте в жизнь [1, с. 63-65].

Творчество, научно-исследовательская программа жизни и сила духа дополняли и корректировали друг друга в деятельности Л.А. Зеленова. Творческие идеи и концепции реализовались в научно-исследовательской программе. Препятствия на пути реализации программы преодолевались силой духа, что открывало новые окна возможностей для творчества. При существенном изменении социальной среды творческий элемент вносился в действующую программу, которая корректировалась в новых условиях при неизменности стратегической цели.

Список литературы:

[1] Зеленов Л.А. История Нижегородского философского клуба. - Н. Новгород, 2015. - 131 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Зеленов Л.А. Как не ломалась сталь: социальная автобиография. - Дзержинск: Конкорд, 2017. -105 с.

[3] Зеленов Л. А. Прогнозы будущих симпозиумов Нижегородского философского клуба: 2018-2026 гг. Монография. - М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. - 52 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1801-zl.pdf (01.12.2021)

[4] Зеленов Л.А. Концепции Нижегородского философского клуба. - М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2018. - 138 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2164-zl. pdf (01.12.2021)

[5] Зеленов Л.А. Закон гармонии мер. - М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2018. - 79 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005c/2097-zl.pdf (01.12.2021)

[6] Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Закон взаимосвязи сфер общества: монография. - М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2020. - 314 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0001/005d/2493-zl.pdf (01.12.2021)

[7] Летяев В.А. Научные направления и школы как категории систематизации истории и теории юридической науки // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009, № 3 (67). - С. 8-15. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://сгюа.рф/documents/vestnik/files/03-2009.pdf (01.12.2021)

[8] Пищик А.М. Нижегородская методологическая школа: основные концепции. - М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2017. - 80 с. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/ doc/0001/005b/1811-psh.pdf (01.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.