Научная статья на тему 'Триединая природа языка, мышления, сознания'

Триединая природа языка, мышления, сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кабахидзе Е.Л.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи языка, мышления и сознания, анализируется онтологическая и гносеологическая природа сознания с использованием синергийного подхода на основе обширной теоретической и практической базы в области философии и психолингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Триединая природа языка, мышления, сознания»

110

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

humming and America on the move. But, in today’s world, our dependency on foreign oil and the way we use hydrocarbons is a major strategic vulnerability, a serious threat to our security, our economy and the well being of our planet.

Fortunately, there are times in a nation’s history when great challenges coalesce with great moments of opportunity. We are at such a moment today. We have the urgent need and the opportunity to build a safer and thriving future with more diverse, reliable, and cleaner energy. But it will take another indispensable commodity to make it happen - American leadership. I'm running for President to help provide that leadership». С линводидактической позиции, практически всё его выступление описывает глобальные проблемы, а в конце, по сути, настоятельно и внушительно при помощи эмфатической лексики: threat to our security, well-being, thriving future, opportunity, to provide leadership, предлагает им решение - выбрать его на пост президента США.

Таким образом, можно сделать вывод, что НЛП и другие техники скрытого воздействия и манипуляции являются значимыми и не потеряют своей актуальности и в будущем. В связи с этим возникает необходимость изучения этих техник и приемов с точки зрения лингвистики, психолингвистики, лингводидактики и ряда смежных с ними наук с целью противостояния воздействию политиков-манипуляторов.

Список литературы:

1. Горин С.А. НЛП. Техники россыпью [Текст] / С.А. Горин. - М., 2004

2. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: монография [Текст] / М.Н. Грачев. - М., 2004.

3. Муравьева Н.В. Основные мотивы контактного поведения в текстах СМИ: перспективы взаимодействия [Текст] / Н.В. Муравьева // Мир русского слова. - 2002. - № 5.

4. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование [Текст] / Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор. - Челябинск, 1997.

ТРИЕДИНАЯ ПРИРОДА ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЯ, СОЗНАНИЯ

© Кабахидзе Е.Л.

Институт делового администрирования Московского городского педагогического университета, г. Зеленоград, г. Москва

В статье рассматривается проблема взаимосвязи языка, мышления и сознания, анализируется онтологическая и гносеологическая природа сознания с использованием синергийного подхода на основе обширной теоретической и практической базы в области философии и психолингвистики.

Ключевые слова мышление, сознание, язык, коммуникация, диалог.

Психолингвистика

111

Язык является гармоничным сплетением, сплавом идеальной субстанции мысли и материальной - звука. На наш взгляд, идеальная сущность языка непостижима, так как единственный продукт языка - мысль материализуется в речи. Мысль, проходя от замысла через несколько этапов к вербализации неизбежно трансформируется, меняется, следовательно, до реципиента не доходит «идеальное» содержание мысли.

Слово опредмечивает окружающую действительность, запечатлевая ее в сознании человека, поэтому язык по праву называют инструментом мышления и познания, выделяя его мыслеформирующую функцию.

Взаимосвязь категорий мышления и сознания в принципе сложно идентифицируется. В некоторых случаях сознание считают тождественным мышлению, в других разделяются или говорят не более чем об их взаимосвязи. Для целей настоящего исследования будем считать сознание предпосылкой мышления. Мышление фиксирует бытие (номинативная функция), выводит суждения и умозаключения, а сознание служит пусковым механизмом высшего абстрактного мышления, делая возможным соотнесения знаний о бытии с мироустройством самого индивида. Сознание, таким образом, является мотивом для высшего мышления, которое ставит своей целью познать окружающую действительность для продуцирования уникального отношения к объектам внешнего мира и самому субъекту.

Интересно заметить, что мышление и сознание имеют разную интерференцию с языком. Простейшими формами мышления обладают и животные, а вот сознание присуще только человеку, и оно появляется только с возникновением языка. Если мышление возможно без языка в силу, прежде всего, его природы - наглядно-чувственных образов, знаков, то без языка не может быть сознания. Суть сознания, по словам выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна, заключается в процессе осознания человеком себя, окружающего мира и тех отношений, который возникают между индивидуумом и окружающей действительностью: «Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету находящемуся вне сознания. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык - необходимое условие возникновения сознания» [5, с. 149]. Осознание происходит за счет объективирования действительности в слове через призму общепринятых значений и концептов. «Стержнем сознания» является не слово само по себе, не его словарная статья, а те «общественно накопленные знания», которые в нем заключены». Сознание имеет глубоко общественную природу и формируется у человека в процессе общения. Таким образом, сознание, язык и мышление триедины. «Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание» [5, с. 381].

112

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

С помощью речи сознание одного индивида становится данностью для другого, в процессе коммуникации происходит взаимообмен не только и столько информацией, сколько сознаниями говорящих. Именно в речи сознание человека становится явным.

Связь сознания и слова очень точно подмечена Л.С. Выготским, который писал, что сознание отображает себя в слове как солнце в малой капле воды.

Осмелимся предположить, что если бы человек не обладал языком, то он был бы лишен и сознания. И, пожалуй, самой важной отличительной чертой человеческого сознания является его способность выходить за границы наглядно-чувственного опыта в сферу абстрактных понятий и отвлеченных умозаключений.

Декарт Р. [1, с. 205] объяснял наличие сознания у человека в отличие от животного фактом наличествующей духовности, являющейся характерным компонентом психики. Похожих взглядов придерживался и Кант [2, с. 57]. Как известно, философ выделял два вида знания: априорное (внеопытное) и апостериорное (заложенное в опыте человека). Отличительная черта человеческого познания - априорные категории, наличествующий опыт вне познания. «Всякий раз, когда мы говорим: «Все тела протяженны», мы как бы отвлекаемся от многообразия, исчерпаемости опыта. Всеобщее знание мы добываем каким-то иным способом, а не посредством простого эмпирического обобщения» [3, с. 353]. Такие знания и называются априорными. Причем они носят характер априорности не только сегодня-завтра, а в принципе всегда являются такими. Причины априорного познания заложены в самом духе человека. Дальше такого обоснования специфического абстрактного мышления, отвлеченного характера сознания человека философы не шли, утверждая, что эти принципы можно лишь описать, а объяснять нет никакого смысла. Феноменология Гуссерля также строится на принципе бессмысленности описания априорных феноменологических характеристик явлений, данных человеку вне опыта.

В попытке объяснения высших психических функций - сознания и мышления - к любопытному выводу пришел немецкий физиолог Шеррингтон (один из основателей теории рефлекса), который утверждал на основании многочисленных опытов и экспериментов, что физиолог бессилен в объяснении духовного мира человека, в котором коренятся сознание и мышление: «мир отвлеченных категорий, мир волевых действий есть отражение некоего идеального духовного мира, существующего вне человеческого мозга» [4, с. 17].

Такая идеалистическая позиция в объяснении сложных психических процессов была свойственна представителям философии и неприемлема для психологов. Не отрицая всей значимости вклада философии в изучение процессов абстрактного мышления и формирования отвлеченного опыта,

Психолингвистика

113

основой для которого является априорное знание, психологи XX столетия вплотную подступили к решению задачи по объяснению причин и природы высших психический функций.

Философы-эмпирики выдвинули утверждение, что все, что есть в мышлении, раньше было в чувственном опыте. Данное утверждение подкреплялось работами психологов-ассоционистов (И.Ф. Гербарт (Германия), Д. Бен (Великобритания), в которых говорилось, что категориальное мышление -результат ассоциативных связей наглядного, чувственного опыта.

Немалое влияние на изучение высших психических функций оказали бихевиористы, которые, взяв во главу угла поведенческие особенности человека, редуцировали высшие формы психической деятельности человека до элементарных процессов, совокупности простейших механических операций.

Таким образом, в XX в. психологическая наука претерпела серьезный раскол. Один лагерь психологов, признавая наличие у человека высших психических функций, отказывался искать их первопричины, ограничиваясь только феноменологией или описанием, другие же отрицали существование сложнейших форм человеческой психики, ограничиваясь описанием понятных элементарных процессов.

Коренной перелом в изучении природы мышления и сознания произвел Л.С. Выготский.

«Основное положение Л.С. Выготского звучит парадоксально. Оно заключается в следующем: для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и «категориального» поведения не в глубинах мозга инее глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека» [4, с. 9-10].

Таким образом, Л.С. Выготский предложил кардинально изменить подходы к изучению высших форм мышления и сознания, первоисточник которых находится не в самом человеке, его мозге, а в исторически сложившихся общественных формах существования человека.

Лурия А.Р. в своей работе «Язык и сознание» отмечает, что категориальное мышление, сознание возникли на стыке двух сфер человеческой деятельности - трудовой и языковой. Результатом социализации древнего человека, труда стало возникновение языка. Таким образом, труд и язык стали основными причинами возникновения сложнейших форм психической жизни человека.

«В результате общественной истории язык стал решающим орудием человеческого познания, благодаря которому человек смог выйти за пределы чувственного опыта, выделить признаки, сформулировать известные

114

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

обобщения или категории. Можно сказать, что если бы у человека не было труда и языка, у него не было бы и отвлеченного «категориального» мышления» [4, с. 6].

О деятельностно-коммуникативной природе сознания говорит и К.Ф. Седов: «... коммуникативная природа сознания отражена уже в этимологии слова: со-знание - знание вместе с другими» [6, с. 138]. Иными словами сознание - знание, которое может быть передано другому с использованием знаковой системы, которая, в свою очередь имеет двойственное начало - механизм в виде универсально-предметного кода, лишенный каких бы то ни было признаков национального языка, и собственно единиц национального языка.

Сознание подобно зеркалу, в которое может посмотреться человек, чтобы увидеть свое истинное отражение, осуществить контакт с самим собой, запустить процесс рефлексии. Именно язык дает возможность индивидууму перевести первичные смутные впечатления и образы в «светлое поле осознанности».

Таким образом, путь от мысли к слову представляет собой превращение чувственного образа в бестелесную мысль, а нерасчлененное слово в расчлененное предложение с субъектно-объектной структурой. На этом пути неосознанное превращается в сознательное, человек познает себя, его мысль постепенно высвечивается для него самого и становится доступной для других. Это путь достижений и потерь - путь от мифа к реальной картинке [6, с. 138].

Продолжая философскую линию исследования сущности языка, для глубинного постижения его природы, необходимо ответить не только на вопросы, «как», «когда», но и «с какой целью» создавался язык?

По мнению М. Хайдеггера, язык является домом бытия индивида, «сказывая» или «показывая» индивиду мир. Сущность и предназначение языка состоят в явлении бытия, обмене со-бытиями индивидов, вступивших в общение, обмене со-знаниями. Более того, язык необходим не только для общения с другим, но и с собой, реализации саморефлексии (Гердер), сознание диалогично (Бахтин).

Список литературы:

1. Асмус В.Ф. Философия Р. Декарта. - М.: Высшая школа, 2006.

2. Асмус В.Ф. Философия И. Канта. - М.: Высшая школа, 2005.

3. Шичалина Ю.С. История философии: Запад-Россия-Восток. - М.: «Греко-латинский кабинет», 1998.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Феникс, 1998.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.

6. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.