Кандидат технических наук, доцент кафедры «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Тел.: 8-924-709-52-99.
E-mail: [email protected]
Мельниченко Олег Валерьевич
Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС).
ул. Чернышевского, г. Иркутск, 664074, Российская Федерация.
Доктор технических наук, заведующий кафедрой «Электроподвижной состав», ИрГУПС.
Тел.: 8-902-170-24-37.
E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Знаенок, В. Н. Выпрямительно-инверторный преобразователь электровоза на базе IGBT-транзисторов как способ повышения пропускной способности участков железной дороги / В. Н. Знаенок, А. О. Линьков, О. В. Мельниченко. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 1 (45). - С. 66 - 75.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Electric Rolling Stock».
Phone: 8-924-709-52-99.
E-mail: [email protected]
Melnichenko Oleg Valerevich,
Irkutsk State Transport University,
15, Chernyshevsky st., Irkutsk, 664074, Russian Federation
Doctor of Sciences in Engineering, head of the department «Electric Rolling Stock».
Phone: 8-902-170-24-37.
E-mail: [email protected]
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Znaenok V. N, Linkov A. O., Melnichenko O. V. Rectifier-inverter converter of an electric locomotive based on IGBT transistors as a way to increase the capacity of railway sections. Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 1 (45), pp. 66 - 75 (In Russian).
УДК 621.89; УДК 629.4
И. А. Майба, Д. В. Глазунов
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), г. Ростов-на-Дону,
Российская Федерация
ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Аннотация. В работе рассмотрен вопрос оптимизации применения смазочных материалов для снижения интенсивности изнашивания гребней колес тягового подвижного состава. Определены цель работы и объекты испытаний. Представлены виды испытаний, методика их проведения, краткое описание испытаний и соответствие техническому заданию и техническим требованиям. Проведены проектные работы по разработке твердых антифрикционных элементов для смазывания гребней колесных пар локомотивов (далее -стержни ТАЭЛ). Стендовые испытания проводились на универсальной машине трения 2168 УМТ «Унитриб», моделирующей контактное взаимодействие колеса с рельсом при нанесении на гребень колеса твердого смазочного материала. Определялись линейная интенсивность изнашивания смазочного элемента и момент трения. Натурные испытания проводились на базе тягового подвижного состава серии ВЛ80, 2ТЭ25КМ, ЧМЭ3. Определялись такие показатели, как средняя интенсивность выработки стержней ТАЭЛ и штатных смазочных стержней и средняя интенсивность изнашивания гребней колес. Получены результаты лабораторных стендовых и натурных испытаний стержней ТАЭЛ в соответствии с порядком допуска смазочных материалов для контакта «колесо - рельс» к применению в гребнесмазывателях локомотивов, эксплуатирующихся на железных дорогах Российской Федерации. Натурные испытания тягового подвижного состава проводились на полигонах Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Приволжской железных дорог. В период проведения натурных испытаний контролировались такие показатели: оценка влияния ТАЭЛ на износ гребней колесных пар, оценка фактического ресурса выработки ТАЭЛ, оценка функциональных возможностей стержней ТАЭЛ. По результатам испытаний разработанные стержни ТАЭЛ получили разрешение на использование для инфраструктуры ОАО «РЖД». При этом интенсивность изнашивания гребней колесных пар локомотивов, снаряженных ТАЭЛ, по сравнению со штатными стержнями, снизилась до 50 %.
Ключевые слова: машина трения, испытания, антифрикционный материал, коэффициент трения, расход, методика.
12 1(45) 2021
Igor A. Mayba, Dmitry V. Glazunov
Rostov State University of Railways (RSTU), Rostov-on-Don, the Russian Federation
TRIBOLOGICAL TESTS OF ANTIFRICTION MATERIALS FOR THE LUBRICATION OF ROLLING STOCK WHEELS
Abstract. The issue of optimizing the use of lubricants to reduce the in-intensity wear of the wheels of traction rolling stock is considered in the work. The purpose of the work and the test objects are defined. The types of tests, their procedure, short description of tests, and compliance with the technical assignment and technical requirements are presented. Design work was carried out on the development of solid antifriction elements for lubricating the ridges of locomotive wheel pairs (hereinafter referred to as TAEL rods). Bench tests were carried out on a universal friction machine 2168 UMT «Unitrib», which models the contact interaction of the wheel with the rail when applying solid lubricant to the wheel ridge. The linear wear rate of the lubricating element and the friction moment were determined. Ex-plutation tests were carried out on the basis of traction rolling stock of the series VL80, 2TE25KM, ChME3. Such indicators as average intensity of development of cores of TAEL and lubricant cores and average intensity of wear of crests of wheels were defined. The results of laboratory bench-out and operational tests of TAEL rods were obtained in accordance with the order of admission of lubricating mats-rials for wheel-rail contact for use in locomotive combs operated on the railways of the Russian Federation. Operational tests of traction rolling stock were carried out at the landfills of the North Caucasus, South-Eastern and Volga Railways. During the performance test period, the following indicators were monitored: assessment of the impact of TAEL on the wear of co-forest steam ridges, assessment of the actual resource of TAEL production, assessment of the functional capabilities of TAEL rods. According to the test results, the developed TAEL rods received permission to use Russian Railways for the infrastructure. At the same time, the wear rate of the ridges of the wheel pairs of locomotives equipped with TAEL in comparison with the standard rods decreased to 50 %.
Keywords: friction machine, tests, antifriction material, friction coefficient, flow rate, technique.
Смазывание контакта колеса с рельсом стало неотъемлемой частью технологии текущего содержания пути как за рубежом, так и на сети дорог России. В то же время можно отметить, что существует ряд нерешенных вопросов технико-экономического, технологического и организационного характера, которые препятствуют эффективному развитию систем лубрика-ции контакта «колесо - рельс» и соответственно требуют научно обоснованного подхода к их решению [1 - 5].
В числе актуальных вопросов, решение которых позволит существенно повысить экономическую эффективность применения технических средств лубрикации (ТСЛ), можно выделить вопрос оптимизации применения смазочных материалов в технических средствах лубрикации на железных дорогах России за счет повышения эффективности их работы [6 - 9].
Рассматривая и анализируя изобретения, относящиеся к смазочным материалам для контакта гребней колесных пар с рельсами, можно отметить, что при смазывании гребней колесных пар локомотивов используются как жидкие смазочные материалы, так и смазочные материалы в виде твердых смазочных элементов различной геометрической формы [10 - 16].
Цель работы - проведение трибологических испытаний твердых антифрикционных элементов для смазывания гребней колес локомотивов, позволяющих снизить износ колес тягового подвижного состава и рельсов и повысить ресурс смазочного материала.
Научная новизна - сформирована физико-математическая модель системы «грузовой электровоз, оснащенный бесприводными гребнерельсосмазывателями, - железнодорожный путь», позволяющая обосновать адекватность лабораторных испытаний натурным испытаниям.
Теоретическое обоснование - предложена эквивалентная схема передней набегающей колесной пары в поперечном и продольном направлениях, сформированы дифференциальные уравнения движения тележки, оснащенной бесприводными гребнерельсосмазывателями (ГРС) с учетом приходящих на колесную пару общих масс электровоза, внешних сил, действующих на них, и моментов инерций.
Объектами испытаний являются образцы стержней ТАЭЛ, разрабатываемые в соответствии с техническим заданием (ТЗ) и техническими требованиями (ТТ) на смазочные
материалы для лубрикации зоны контакта колес и рельсов. Материал стержней ТАЭЛ должен соответствовать следующим характеристикам:
- легко наноситься, не крошиться, не скалываться и удерживаться на гребне колесной пары локомотива при движении локомотива;
- не оказывать коррозионного воздействия на металлы;
- не иметь в своем составе воды;
- твердость по Шору - шкала D не менее 40 ед.;
- плотность - не менее1,2 г/см3;
- трибологические показатели при испытаниях на четырехшариковой машине трения (ЧМТ):
- критическая нагрузка, Н, - не менее 980;
- диаметр пятна износа шара при нагрузке 196 Н, мм, - не более 0,6;
- нагрузка сваривания, Н, - не менее 980.
- должен быть изготовлен в климатическом исполнении У категории 1 и нормально функционировать в следующих условиях:
- диапазон предельных рабочих температур - минус 50 °С до плюс 45 °С;
- влажность - 100 % при температуре плюс 25 °С;
- должен быть стабильным по составу;
- не должен изменять свою геометрическую форму при хранении и применении.
Для обоснования адекватности лабораторных испытаний натурным выделена механическая система «грузовой электровоз, оснащенный бесприводными ГРС, - железнодорожный путь» и разработана физико-математическая модель данной системы, что позволило установить коэффициенты перехода от натуры к модели. Разработана эквивалентная математическая модель передней набегающей колесной пары (рисунок 1), описываемая системой из четырех дифференциальных уравнений, учитывающих условия вписывания в криволинейный участок пути и конструктивные особенности грузового электровоза.
а б
Рисунок 1 - Эквивалентная схема передней набегающей колесной пары: а - поперечное направление; б - продольное направление
При вписывании в криволинейный участок пути наибольшие динамические нагрузки воспринимает колесо первой колесной пары, движущееся по внешнему рельсу. Перемещени-
(1)
ями масс в вертикальной плоскости, а также галопированием пути можно пренебречь, так как при вписывании в кривую наибольшее влияние на грузовой электровоз оказывает поперечная и горизонтальная динамика. Таким образом, мобильную трибосистему «грузовой электровоз, оснащенный бесприводными гребнерельсосмазывателями, - железнодорожный путь» можно представить в виде семимассной эквивалентной схемы, которая в полной мере описывается по четырем координатам: в продольном и поперечном направлениях - Ох, Оу; угловых перемещениях - боковая качка (&) и виляние Дифференциальные уравнения движения тележки, оснащенной бесприводными ГРС, с учетом приходящих на колесную пару общих масс электровоза, внешних сил, действующих на них, и моментов инерций приведены ниже:
т3Х3 + Сп(Х3 - х10) + С12(Х3 - Хп) + Х3 - Х10) + Х3 - Хп) + С19(Х3 - х18) +
+С20(Х3 - Х19) + А7 (Х3 - Х18) + А8(Х3 - Х19) = 0;
т3у3 + С11 (У3 - У10) + С12(У3 - У11) + А^ЧЛ - у10) + ^2^п(у3 - у11) + С19(У3 - У^ +
+С20(У3 - У19) + А(У3 - У18) + А8(У3 - У19) = Г - Р1Г - - ^2);
•3г ■ ¥ - /1 ■ С11 (Х3 - Х10 ) + /2 ■ С12 (Х3 - Х11 ) + (L1 + 11 )С11 (У3 - У10 ) + (L2 + 12 )С12 (У3 - У11 ) -
-/ ■ ■ sign (Х3 - Х10 ) + /2 ■ ^2 ■ sign (Х3 - Х11 ) + (L1 + 11 ) ■ (у3 - у10 ) +
+ ( L1 + 12 ) ^2 ^ Sign (У3 - У11 ) - /1 ^ С19 (Х3 - Х18 ) + /2 ^ С20 (Х3 - Х19 ) + ( А + 11 ) С19 (У3 - У18 ) +
(^ + 12 )С20 (У3 - У19 ) - /1 ^ А7 (Х3 - Х18) + /2 ■ А(Х3 - Х19) + (L1 + 11 ) А (У3 - У18) +
+(Ll + /2) А( У3 - у 19) = ^ ■ (А ■ - L2 ■ Yp 2);
•3 Х -&1 + /1 -С11 (¿3 - ¿10 )- /2 ^ С12 (¿3 - ¿11 ) + /1 - (¿3 - ¿10 )-/2 ■ F12 ^ sign (¿3 - ¿11 )-
Л С (У3 - У10 )-К2 ■ С12 (У3 - У11 )- К ■sign (у3 - у10 )- К2 ^ F12 ■ sign (у3 - у11 ) +
+/1 ^ С19 (¿3 - ¿18 )-/2 С20 ( ¿3 - ¿19 ) + /1 ^ А7 (¿3 - ¿18 )-/2 ■ А8 (¿3 - ¿19 )-
-К1 ^ С19 (У3 - У18 )- К2 ^ С20 (У3 - У19 )- К1 ^ А (¿3 - ¿18 )- К2 ■ А8 ( ¿3 - ¿19 ) = ^ (^ + ^Р 2 ) •
Приняты следующие обозначения: т1 - масса кузова грузового электровоза; т3 - масса тележки грузового электровоза; т10, т11 - массы колес грузового электровоза; т18, т19 - массы бесприводных ГРС стержневого типа, установленных на раме тележки грузового электровоза; т26, т27 - приведенная масса пути (масса рельса, шпалы и балласта, приходящиеся на 1 м пути); С11, С12 - жесткости контакта контактирующих масс тележек и колес грузового электровоза; С19, С20 - жесткости контакта контактирующих масс тележек и бесприводных ГРС; F11, F12 - диссипативная сила на фрикционном гасителе колебаний тележек; ¡37, в -коэффициент демпфирования бесприводных ГРС, установленных на раме тележки при движении грузового электровоза [12].
Для корректного проведения проектных работ по разработке стержней ТАЭЛ была составлена матрица проведения лабораторных, стендовых и натурных испытаний, предусмотренных порядком допуска смазочных материалов на инфраструктуру ОАО «РЖД» в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 19 августа 2009 г. № 1735р «О порядке допуска горюче-смазочных материалов к применению ОАО «РЖД».
В таблице 1 представлены содержание лабораторных испытаний (ТАЭЛ.222929.00ПМ-ЛБ) и соответствие их ТТ и ТЗ.
Таблица 1 - Содержание лабораторных испытаний (ТАЭЛ.222929.00ПМ-ЛБ) и соответствие их ТТ и ТЗ
Наименование вида проверки Пункт ТЗ (ТТ) Способ определения Описание испытаний
Коррозионное воздействие 3.2.3 (7.7) ГОСТ 9.080 Оценка коррозионного воздействия на металлы ТАЭЛ
Содержание воды 3.2.4 (7.7) ГОСТ 2477 Оценка стабильности состава ТАЭЛ
Твердость 3.2.5 ГОСТ 24621 Оценка стойкости к истиранию ТАЭЛ
Плотность 3.2.6 ГОСТ 15139 Оценка объемно-массовых характеристик и однородности состава ТАЭЛ
Физико-химические показатели 3.2.3 3.2.4 3.2.5 3.2.6 ГОСТ 9.080 ГОСТ 2477 ГОСТ24621 ГОСТ 15139 Проверка физико-химических показателей, полученных на этапе предварительных испытаний
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения ЧШМ (смазывающие свойства) 3.2.8 (7.7) ГОСТ 9490 Оценка смазывающих свойств на четырехшариковой машине трения ЧШМ: - критическая нагрузка Рк, Н - диаметр пятна износа Ди при нагрузке 196 Н, мм - нагрузка сваривания Рсв, Н
Стойкость к внешним воздействиям 3.3.1 (7.1.) ГОСТ 30630.2.1 Оценка соответствия климатическому исполнению У1
В таблице 2 представлены содержание стендовых испытаний (ТАЭЛ.222929.00ПМ-ЛБ) и соответствие их ТТ и ТЗ.
Таблица 2 - Содержание стендовых испытаний (ТАЭЛ.222929.000ПМ-СТ) и соответствие их ТТ и ТЗ
Наименование вида проверки Пункт ТЗ (ТТ) Способ определения Описание испытаний
Моделирование реальных режимов работы ТАЭЛ 3.2.7, 5 (7.1) Программа и методика испытаний ТАЭЛ. 222929.000ПМ-СТ Проверка соответствия требованиям влияния на эксплуатационную надежность и технико-экономические показатели техники
В таблице 3 представлены содержание натурных испытаний (ТАЭЛ.222929.00ПМ-ЛБ) и соответствие их ТТ и ТЗ.
Таблица 3 - Содержание натурных испытаний (ТАЭЛ.222929.000ПМ-ЭК) и соответствие их ТТ и ТЗ
Пункт ТЗ (ТТ) Способ определения Описание испытаний Наименование вида проверки
Оценка нового смазочного материала в условиях эксплуатации локомотивов, установление периодичности технического обслуживания, расчет технико-экономической эффективности от применения ТАЭЛ 3.2.1, 5 (7.1 - 7.5) Программа и методика испытаний ТАЭЛ.222929. 000ПМ-ЭК Проверка влияния ТАЭЛ на износ гребней колесных пар и ресурс выработки ТАЭЛ Проверка функциональных возможностей ТАЭЛ
Лабораторные испытания проводились в соответствии с программой и методикой лабораторных испытаний ТАЭЛ.222929.000ПМ-ЛБ. Для проведения испытаний были отобраны пробы ТАЭЛ. Пробы в виде шести образцов разной конфигурации были переданы в аккредитованную испытательную лабораторию ООО «ВНПП» г. Ростова-на-Дону. Методика проведения испытаний предусматривала использование стандартизованных методов испытаний, представленных в таблицах 1 - 3. Результаты лабораторных испытаний ТАЭЛ представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты лабораторных испытаний
Наименование показателя Ед. измерения Норма по ТЗ Норма по ТТ Фактическое значение
Коррозионное воздействие на металлы (сталь 40,45 по ГОСТ 1050) - Выдерживает Выдерживает Выдерживает
Содержание воды % Отсутствие Отсутствие Отсутствие
Твердость по Шору - шкала D, не менее н/мм2 40 Не установлена 72/65
Плотность, не менее г/см3 1,2 Не установлена 1,45/1,33
Критическая нагрузка Рк, не менее Н 980 980 1098/1098
Диаметр пятна износа Ди при нагрузке 196 Н, не более мм 0,6 0,6 0,45/0,45
Нагрузка сваривания Рсв, не менее Н 2607 2607 4381/4381
Температурный диапазон оС -45...+50 -45...+50
Влажность % 100 % 100 % Выдерживает
В результате испытаний установлено, что фактические значения физико-химических, трибологических показателей и показателей стойкости к климатическим воздействиям стержней ТАЭЛ соответствуют требованиям, установленным в техническом задании ТАЭЛ.222929.000ТЗ, и техническим требованиям на смазочные материалы для лубрикации зоны контакта «колесо - рельс», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 24.02.2010 № 375р. Результаты первого этапа приемочных лабораторных испытаний свидетельствуют о готовности ТАЭЛ к проведению второго и четвертого этапов приемочных испытаний - стендовых и натурных испытаний, обязательных для новых смазочных материалов для контакта «колесо - рельс».
Стендовые испытания проводились в соответствии с программой и методикой, предусматривающими проведение испытаний в условиях, моделирующих реальные режимы работы смазочных элементов ТАЭЛ, в сравнении со штатным твердым смазочным элементом, который применяется в системах гребнесмазывания ГРС-БМЗ тепловозов. Для проведения испытаний были отобраны и переданы Трибологической лаборатории РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, г. Москва, по три образца круглого сечения стержней ТАЭЛ 025x120 и смазочных стержней СНТС 025х 120.
Испытания проводились по схеме «диск - палец» на универсальной машине трения 2168 УМТ «Унитриб», предназначенной для испытания фрикционных, антифрикционных и смазочных материалов на трение и износ в широком диапазоне режимов. В процессе испытаний измеряли момент трения, весовой (линейный) износ образцов стержней, частоту вращения и рассчитывали путь трения при постоянной подаче смазочного материала и неизменном удельном давлении в зоне фрикционного взаимодействия.
За результат оценки выработки смазочного стержня принималась усредненная весовая (линейная) интенсивность изнашивания смазочного стержня при трении о диск, определяемая как среднее арифметическое из трех испытаний.
По результатам испытаний составлялся протокол испытаний и делались выводы при сопоставлении следующих показателей:
фактические значения расхода смазочных стержней;
трибологические показатели контакта (момент трения, коэффициент трения).
Результаты стендовых испытаний стержней ТАЭЛ и штатных смазочных стержней приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Результаты стендовых испытаний
Наименование Единица Фактическое значение Сравнение
показателя измерения ТАЭЛ штатный
Линейная интенсивность изнашивания смазочного элемента (среднее значение) мм/км 0,01 0,08 В восемь раз меньше
Момент трения (разброс значний/среднее) Н м 22..31/28 21...27/24 Сопоставимые значения
В результате стендовых испытаний на универсальной машины трения 2168 УМТ «Унит-риб», проводимых в условиях, моделирующих контактное взаимодействие колеса с рельсом при нанесении на гребень колеса твердого смазочного материала, подаваемого в контакт в виде смазочных стержней круглого сечения, установлено, что фактические значения ресурса выработки ТАЭЛ в восемь раз меньше, чем у штатных смазочных стержней при сопоставимых значениях моментов трения в модельном контакте гребня колеса с рельсом. Стержни ТАЭЛ имеют существенно увеличенный ресурс выработки (восемь раз) по сравнению со штатными стержнями. Это улучшение свойств позволяет проводить регламентные работы по экипировке устройств гребнесмазывания локомотивов со значительно увеличенной периодичностью, что окажет положительное влияние на эксплуатационную надежность и технико-экономические показатели работы локомотивов. Полученные результаты требуют подтверждения в ходе следующего этапа приемочных испытаний - натурных испытаний, по результатам которых необходимо провести экономические расчеты и оценить эффективность применения ТАЭЛ. Натурные испытания проводились в соответствии с программой и методикой на представительском количестве единиц техники, достаточном для оценки показателей ее надежности с заданной точностью и достоверностью в соответствии с требованиями РД 50690-89 «Методы оценки показателей надежности по экспериментальным данным», в условиях реальной ее эксплуатации.
В соответствии с согласованными с Дирекций тяги - филиалом ОАО «РЖД» - картами опыта снаряжение штатных гребнемазывателей локомотивов серии ВЛ80, 2ТЭ25КМ и ЧМЭ3 проводилось стержнями ТАЭЛ. Заправка осуществлялась в условиях сервисных локомотивных депо филиала «Северо-Кавказский» ООО «ЛокоТех-Сервис». Эксплуатация локомотивов проводилась на полигонах Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Приволжской железных дорог.
В ходе проведения испытаний проводилась проверка следующих показателей.
1. Оценка влияния ТАЭЛ на износ гребней колесных пар. Выполнялись замеры износа гребней колесных пар с определением средних значений интенсивности их изнашивания по каждой серии локомотивов. Средняя интенсивность изнашивания гребней бандажей в секции локомотива определяется по формуле, мм/104км:
X Да. х 10000
1^ -, (2)
L х 2 х п
где ЕДа! - суммарная величина износа по толщине гребней всех бандажей в секции локомотива за все время испытаний, мм;
L - суммарный пробег локомотива за все время испытаний, км;
п - число осей в секции.
2. Оценка фактического ресурса ТАЭЛ. Проводились замеры ресурса ТАЭЛ с определением среднего ресурса для каждой серии локомотива.
Средний ресурс ТАЭЛ при трении о гребень колеса определяется по формуле, ед/104 км:
X N х 10000
V* -, (3)
L х 2 х п
где X N - суммарное количество израсходованных ТАЭЛ в секции локомотива за время испытаний, ед;
L - суммарный пробег локомотива за все время испытаний, км;
3. Оценка функциональных возможностей стержней ТАЭЛ, их устойчивость к механическим и климатическим воздействиям. Проводились визуальный осмотр ТАЭЛ на наличие трещин, деформаций, повреждений и оценка состояния поверхности гребня колеса [9].
На основании изложенного можно сделать выводы.
Разработана физико-математическая модель системы «грузовой электровоз, оснащенный бесприводными гребнерельсосмазывателями, - железнодорожный путь», позволяющая установить адекватность лабораторных испытаний натурным.
В результате проведения натурных испытаний установлено:
интенсивность изнашивания гребней колесных пар локомотивов, снаряженных ТАЭЛ, по сравнению со штатными стержнями снижена на 25 - 50 %;
ресурс ТАЭЛ по сравнению со штатными стержнями выше от 7,5 до 50 раз.
В ходе испытаний не зафиксировано повреждений (сколов, трещин) стержней ТАЭЛ вследствие механических и климатических воздействий.
Список литературы
1. Буйносов, А. П. Расчет распределения нагрузки между телами качения в роликовом подшипнике тягового двигателя электровоза / А. П. Буйносов, Я. А. Мишин. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2019. - № 1 (37). - С. 2 - 8.
2. Балановский, А. Е. Основные вопросы теории плазменного поверхностного упрочнения металлов (Обзор. Часть 2) / А. Е. Балановский. - Текст : непосредственный // Упрочняющие технологии и покрытия. - 2016. - № 1. - С. 25 - 34.
3. Богданов, В. М. Обеспечение устойчивой работы системы колесо - рельс на отечественных и зарубежных железных дорогах / В. М. Богданов. - Текст : непосредственный // Вестник ВНИИЖТа. - 2010. - № 2. - С. 10 - 14.
4. Улучшение свойств металла обода колесных пар тягового подвижного состава / А. Ф. Богданов, А. М. Будюкин [и др.]. - Текст : непосредственный // Бюллетень результатов научных исследований. - 2014. - № 1 (10). - С. 22 - 30.
5. Буйносов, А. П. Совершенствование метода расчета длины тормозного пути железнодорожного подвижного состава / А. П. Буйносов, Е. В. Федоров. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2018. - № 1 (33). - С. 13 - 22.
6. Выбор оболочки гребнесмазочного блока / В. А. Кохановский, И. А. Майба, Д. В. Глазунов, И. В. Больших. - Текст : непосредственный // Вестник машиностроения. -2016. - № 2. - С. 53 - 54.
7. Кохановский, В. А. Управление эксплуатационными показателями смазочного материала / В. А. Кохановский, Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Вестник машиностроения. - 2017. - № 6. - С. 54 - 58.
8. Порошковые подшипники с полимерными вставками / В. А. Кохановский, И. А. Майба, Д. В. Глазунов, И. А. Зориев. - Текст : непосредственный // Трение и износ. -2019. - Т. 40. - № 3. - С. 291 - 297.
9. Глазунов, Д. В. Методика исследования трибологических характеристик компонентов смазочного блока, работающего в трибоконтакте «колесо - рельс» / Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2013. - № 3. - С. 31 - 37.
10. Майба, И. А. Теоретическое обоснование механизма смешанной (полужидкостной) смазки в контакте «твердый оболочечный смазочный стержень - колесо - рельс» / И. А. Майба, Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Инженерный вестник Дона. -2012. - № 1 (19). - С. 223 - 232.
11. Кохановский, В. А. Концепция унификации трибосистем / В. А. Кохановский, Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Вестник машиностроения. - 2019. - № 10. - С. 53 - 56.
12. Глазунов, Д. В. Исследование значимости факторов, влияющих на ресурс смазочного материала в паре трения «колесо - рельс» / Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Вестник машиностроения. - 2017. - № 6. - С. 63 - 65.
13. Майба, И. А. Оптимизация триботехнических характеристик модификаторов трения пары «колесо - рельс» / И. А. Майба, Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Трение и износ. - 2020. - Т. 41. - № 6. - С. 698 - 703.
14. Кохановский, В. А. Макрокомпозиционные полимерпорошковые подшипники / В. А. Кохановский, Д. В. Глазунов, И. А. Зориев. - Текст : непосредственный // Проблемы машиностроения и надежности машин. - 2019. - № 2. - С. 40 - 45.
15. Кохановский, В. А. Выбор компонентов смазочного материала для открытых узлов трения подвижного состава / В. А. Кохановский, Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Вестник машиностроения. - 2016. - № 3. - С. 36 - 38.
16. Глазунов, Д. В. Визуализация ротапринтного метода смазывания гребней колес подвижного состава / Д. В. Глазунов. - Текст : непосредственный // Железнодорожный транспорт. - 2018. - № 7. - С. 70 - 72.
References
1. Buynosov A. P., Mishin Ya. A. Calculation of load distribution between rolling bodies in the roller bearing of the electric locomotive traction engine [Raschet raspredeleniya nagruzki mezhdu telami kacheniya v rolikovom podshipnike tyagovogo dvigatelya elektrovoza]. Izvestiia Transsiba -The Journal of Transsib Railway Studies, 2019, no. 1 (37), pp. 2 - 8.
2. Balanovsky A. E. Basic questions of the theory of plasma surface hardening of metals (Ob-zor. Part 2) [Osnovnye voprosy teorii plazmennogo poverhnostnogo uprochneniya metallov (Obzor. Chast' 2)]. Uprochniaiushchie tekhnologii i pokrytiia - Strengthening technologies and coatings, 2016, no. 1, pp. 25 - 34.
3. Bogdanov V. M. Ensuring the stable operation of the wheel - rail system on domestic and foreign railways [Obespechenie ustojchivoj raboty sistemy koleso - rel's na otechestvennyh i za-rubezhnyh zheleznyh dorogah]. Vestnik VNIIZHT - VNIIZHT Scientific Journal, 2010, no. 2, pp. 10 - 14.
4. Budyukin A. M., Ivanov I. A., Zhukov D. A., Urushev S. V. Improving the properties of the metal rim of wheel pairs of traction rolling stock [Uluchshenie svojstv metalla oboda kolesnyh par tyagovogo podvizhnogo sostava]. Byulleten' rezul'tatov nauchnyh issledovanij - Bulletin of the results of scientific research, 2014, no. 1 (10), pp. 22 - 30.
5. Buynosov A. P., Fedorov E. V. Improving the method for calculating the length of the braking distance of a railway rolling stock [Sovershenstvovanie metoda rascheta dliny tormoznogo puti zheleznodorozhnogo podvizhnogo sostava]. Izvestiia Transsiba - The Journal of Transsib Railway Studies, 2018, no. 1 (33), pp. 13 - 22.
6. Kokhanovsky V. A., Maiba I. A., Glazunov D. V., Bolshykh I. V. The choice of the shell of the grebnesmazochny block [Vybor obolochki grebnesmazochnogo bloka]. Vestnik mashinostroeni-ya -Bulletin of Mechanical Engineering, 2016, no. 2, pp. 53 - 54.
7. Kokhanovsky V. A., Glazunov D. V. Management of operational indicators of the lubricant [Upravlenie ekspluatacionnymi pokazatelyami smazochnogo materiala]. Vestnik mashinostroeniya -Bulletin of Mechanical Engineering, 2017, no. 6, pp. 54 - 58.
8. Kokhanovsky V. A., Maiba I. A., Glazunov D. V., Zoriev I. A. Powder bearings with polymer inserts [Poroshkovye podshipniki s polimernymi vstavkami]. Trenie i iznos - Journal of Friction and Wear, 2019, vol. 40, no. 3, pp. 291 - 297.
9. Glazunov D. V. Methodology for the study of tribological characteristics of components of a lubricating block operating in the wheel - rail tribocontact [Metodika issledovaniya tribo-logicheskih harakteristik komponentov smazochnogo bloka, rabotayushchego v tribokontakte «koleso - rel's»]. Trenie i smazka v mashinah i mekhanizmah - Friction and lubrication in machines and mechanisms, 2013, no. 3, pp. 31 - 37.
10. Maiba I. A., Glazunov D. V. Theoretical justification of the mechanism of mixed (semiliquid) lubrication in contact «solid shell lubricating rod - wheel - rail» [Teoreticheskoe obosno-vanie mekhanizma smeshannoj (poluzhidkostnoj) smazki v kontakte «tverdyj obolochechnyj sma-zochnyj sterzhen' - koleso - rel's»]. Inzhenernyj vestnik Dona - Engineering Bulletin of the Don, 2012, no. 1 (19), pp. 223 - 232.
11. Kokhanovsky V. A., Glazunov D. V. The concept of unification of tribosystems [Koncep-ciya unifikacii tribosistem]. Vestnik mashinostroeniya - Bulletin of Mechanical Engineering, 2019, no. 10, pp. 53 - 56.
12. Glazunov D. V. Investigation of the significance of factors affecting the resource of the lubricant in the pair of friction «wheel - rail» [Issledovanie znachimosti faktorov, vliyayushchih na resurs smazochnogo materiala v pare treniya «koleso - rel's»]. Vestnik mashinostroeniya - Bulletin of Mechanical Engineering, 2017, no. 6, pp. 63 - 65.
13. Maiba I. A., Glazunov D. V. Optimization of tribotechnical characteristics of modifiers of the wheel - rail pair friction [Optimizaciya tribotekhnicheskih harakteristik modifikatorov treniya pary «koleso - rel's»]. Trenie i iznos - Journal of Friction and Wear, 2020, vol. 41, no. 6, pp. 698 - 703.
14. Kochanowski V. A., Glazunov D. V. Macrocomposition polimerprom bearings [Mak-rokompozicionnye polimerporoshkovye podshipniki]. Problemy mashinostroeniya i nadezhnosti mashin - Problems of mechanical engineering and reliability of machines, 2019, no. 2, pp. 40 - 45.
15. Kohanovsky V. A., Glazunov D. V. The choice of components of the lubricant for open friction units of rolling stock [Vybor komponentov smazochnogo materiala dlya otkrytyh uzlov treniya podvizhnogo sostava]. Vestnik mashinostroeniya - Bulletin of Mechanical Engineering, 2016, no. 3, pp. 36 - 38.
16. Glazunov D. V. Visualization of the rotaprint method of greasing the ridges of rolling stock wheels [Vizualizaciya rotaprintnogo metoda smazyvaniya grebnej koles podvizhnogo sostava]. Zheleznodorozhnyj transport - Railway transport, 2018, no. 7, pp. 70 - 72.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Майба Игорь Альбертович
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).
Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения пл., д. 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Российская Федерация.
Доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортные машины и триботехника», РГУПС.
Тел.: +7 (863) 272-65-91.
E-mail: [email protected]
Maiba Igor Albertovich
Rostov state transport University (RSTU).
Rostov square Infantry Regiment of the people's Militia., 2, Rostov-on-don, 344038, The Russian Federation.
Doctor of Sciences in Engineering, professor of the department «Transport cars and tribology», RSTU. Phone: +7 (863) 272-65-91. E-mail: [email protected]
Глазунов Дмитрий Владимирович
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС).
Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения пл., д. 2, г. Ростов-на-Дону, 344038, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Транспортные машины и триботехника», РГУПС.
Тел.: +7 (863) 272-63-04.
E-mail: [email protected]
Glazunov Dmitry Vladimirovich
Rostov state transport University (RSTU).
Rostov square Infantry Regiment of the people's Militia., 2, Rostov-on-don, 344038, The Russian Federation.
Ph. D. in Engineering, associate professor of the department «Transport cars and tribology», RSTU. Phone: +7 (863) 272-63-04. E-mail: [email protected]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Майба, И. А. Трибологические испытания антифрикционных материалов для смазывания колес подвижного состава / И. А. Майба, Д. В. Глазунов. -Текст : непосредственный // Известия Транссиба. -2021. - № 1 (45). - С. 75 - 84.
Maiba I. A., Glazunov D. V. Tribological tests of antifriction materials for the lubrication of rolling stock wheels. The Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 1 (45), pp. 75 - 84 (In Russian).