Научная статья на тему '"триада" в сакральном граффито из китейского святилища'

"триада" в сакральном граффито из китейского святилища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАДА / TRIAD / ГРАФФИТИ / GRAFFITI / КИТЕЙ / АМФОРА / AMPHORA / KYTA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молев Евгений Александрович, Молева Наталья Владимировна

В статье обсуждается граффити на амфоре Хиоса из раскопок боспорского города Китея. Авторы приходят к выводу, что на этой (а также амфорах с аналогичными граффити из других центров) было посвящение элевсинским богам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Triad” in sacred graffi to from sanctuary of Kyta

The article discusses the graffiti on the amphora of Chios from the excavations of the Bosporan city Kyta. The authors came to the conclusion that there was dedication to the gods of Eleusin on this amphora (and on amphorae with similar graffiti from the other centers).

Текст научной работы на тему «"триада" в сакральном граффито из китейского святилища»

Е.А. МОЛЕВ, Н.В. МОЛЕВА E.A. MOLEV, N.V. MOLEVA «ТРИАДА» В САКРАЛЬНОМ ГРАФФИТО ИЗ КИТЕЙСКОГО СВЯТИЛИЩА

Посвящается Боспорской триаде М.Ю. Вахтиной, В.А. Горончаровскому, К.К. Марченко

"TRIAD" IN SACRED GRAFFITO FROM SANCTUARY OF KYTA

Dedicated to Bosporus triad M.Iu. Vakhtina, V.A. Goroncharovskii, K.K. Marchenko

При раскопках центрального городского святилища в боспорском городе Китее была обнаружена фрагментированная хиосская амфора первой половины IV в. до н. э. с прямым горлом и колпачковой ножкой; под венчиком - полоса красной краски. Место ее находки весьма примечательно - это восточная фависса (природная расселина), в которую сбрасывались жертвоприношения в самый ранний период существования города (втор. пол. V - пер. пол. IV в. до н. э.). Впоследствии, над уже заполненной расселиной стал вырастать зольный холм. Хронологические рамки культурного слоя, в котором обнаружены фрагменты нашей амфоры, наряду с тысячами подобных, абсолютно соответствуют ее датировке - первая половина -середина IV в. до н. э.

Главным признаком, выделяющим эту находку, являются два граффити, нанесенных вдоль горла амфоры (рис. 1). Их можно считать полными (без аббревиаций и монограмм), что для Китея, да и для других городов и поселений Боспора, является редкостью. Граффити выполнены одновременно, они довольно глубоко прорезаны по обожженной поверхности глины рукой грамотного, хорошо владеющего сти-лосом человека. На одной стороне размещена надпись TPIАД1, на другой - р{ / / [Молев, 2010, с. 164, каталог граффити, № 199. Аналогия: Lang. 1956. Pl. 1. № 19.]. Объем таких амфор составлял около 7 хиосских или 8 афинских хоев, т. е. приблизительно 21 л [ср.: Брашинский, 1984, с. 74, 173]. Не подлежит сомнению, что этот сосуд некогда был наполнен вином. Известно, что хиосское вино считалось очень хорошим, если не лучшим в Греции, и довольно дорогим. По предположению И.Б. Брашинского, амфора такого вина стоила в несколько десятков раз дороже, чем амфора вина такого же объема с Коса [Брашинский, 1984, с. 20]. В.П. Яйленко считает, что один хой вина в Греции стоил 12 оболов или 2 драхмы [Яйленко, 2010, с. 101]. На Боспоре стоимость хорошего вина, вероятнее всего, была, как минимум, сопоставима с общегреческой [ср.: Lang, 1956, p. 9, № 30, 33, 34; Lang, 1976]. Однако стоимость амфоры вина в 14-16 драхм, учитывая, что драхма - это крупный серебряный номинал, кажется нереальной.

Хиосское вино в больших количествах экспортировалось на Боспор в V-IV вв. до н. э. Это был период расцвета экономики и торговли Боспора, когда это дорогое вино пользовалось большим спросом. Фрагменты хиосских амфор преобладают

155

в культурных слоях боспорских городов того времени [Кузнецов, 2000, с. 108]. Даже в таком периферийном городе, как Китей, процентное соотношение хиосских амфор от общего числа всех остальных составляет около 30 % [Молев, 1988, с. 22; 2010, с. 128]. А в святилище, где совершались жертвоприношения в честь богов и ритуальные трапезы, этот процент еще выше. Иными словами, в рассматриваемый период преобладал импорт вина из Хиоса в Китей. Очевиден факт, что один из жителей Китея, человек явно не бедный, совершил подношение «триаде» амфорой хиосского вина в первой половине IV в. до н. э.

Обратимся к рассмотрению наших надписей. Первая из них - явно посвящение; слово в дательном падеже от трьа? («тройка, троица, триада»), что подразумевает некое триединство. Обозначение пи/ может быть истолковано по-разному. Во-первых, как число 8 по аттической цифровой нумерации. Оно вполне уместно и объяснимо, если считать, что китейский адорант пользовался афинской системой счисления хоев. В таком случае, смысл посвящения может быть истолкован как «триаде - амфора вина в 8 хоев».

Во-вторых, знак /У/ может быть интерпретирован как тройка (триада) в цифровом обозначении, а буква П перед ним является начальной буквой имени адоранта, к примеру, «Поликрат - триаде». Оба варианта прочтения этих граффити имеют право на существование. Для того, чтобы окончательно решить проблему выбора решения, обратимся к аналогичным надписям из боспорских городов, Ольвии и Херсонеса. Именно они опубликованы наиболее полно.

Прежде всего, отметим, что граффити с обозначением цифр в виде знаков // и /// есть в Китее в сакральных комплексах (центральном городском святилище - раскоп II и в святилище у восточной крепостной стены - раскоп IV). К IV в. до н. э. относятся две надписи на донце чернолакового канфара и на горле фасосской амфоры. Первая состоит из шести непонятных знаков, имитирующих письмо, после которых стоит знак тройки - /// [Молев, 2010, каталог граффити, № 32]. Надпись на горле фасосской амфоры состоит из цифры «3» (III), процарапанной вдоль нее, как и в случае с рассмотренной нами хиосской амфорой; но здесь под цифрой, поперек горла, процарапана еще и буква Н [Молев, 2010, каталог граффити, № 198] (рис. 2). Это граффити из городского святилища. В данном случае расположение цифры и буквы никак нельзя рассматривать как единое число, поскольку они размещены не в одну строку, а перпендикулярно друг другу. Маловероятно, чтобы тройка в данном случае представляла собой цену или объем амфоры: три драхмы для цены - может быть очень много, три обола - скорее, мало; хои, котилы и амфореи, в которых измеряли емкость амфор, также под цифру «3» не подходят. Учитывая место находки этой амфоры и контекст сопутствующего материала, хочется видеть в данном граффито посвящение триаде (в цифре) и начальную букву имени адоранта.

Еще две надписи были найдены в сакральном комплексе у восточной крепостной стены. Они относятся к более позднему времени - к первым векам н. э. Этот граффито /// на донце красноглиняной чаши (рис. 3); на стенке ее аббревиация 156

А/ [Молев, 2010, каталог граффити, № 158]. И та же тройка (///), нанесенная поперек двухствольной ручки амфоры [Дневник раскопок 1984 г. IV, Б6/3].

Подобные граффити есть и в других боспорских городах: Горгиппии, Кепах, Елизаветовском городище [Емец, 2005, табл. XXVII, 5; XXX, 4; XXXI, 1-2]. Имеются они и на хоре Европейского Боспора. В святилище (!) на городище Генеральское-Западное на стенке амфоры светло-коричневой глины было нанесено граффито Д///. Этот комплекс относится ко второй четверти IV в. до н. э. - первой трети III в. до н. э. Надпись эта толкуется издателями как цифровая метка «13» по аттической системе [Сапрыкин, Масленников, 2007, с. 102, каталог № 501]. Такое же обозначение имеется на плечиках боспорской амфоры II в. н. э. из поселения Золотое [Сапрыкин, Масленников, 2007, каталог № 634]. Отметим, что авторы публикации, придерживаясь мнения о воспроизведенной цифре «13» или «3» с буквой Д, объяснить такое число не могут. Стоимость содержимого амфоры в 13, или даже 3 драхмы нереально высока, а в 13 халков - мала. Номер партии остается под вопросом.

К первым векам н. э. принадлежит и стенка тарелки с граффити ///, и стенка кувшина с такой же надписью из Михайловки, на которых процарапанные линии расположены перпендикулярно по отношению к высоте сосудов: ^^ ; те же авторы интерпретируют ее как цифру «3» (другая версия и невозможна), но связывают ее с весом или объемом в три единицы [Сапрыкин, Масленников, 2007, каталог № 751, 773]. Что это может означать для кувшина - еще можно предположить, но для тарелки такое обозначение веса или объема очень сомнительно.

В Ольвии, на территории Верхнего города, также неоднократно встречались граффити, состоящие из букв и изображенного наискось или поперек знака . А.С. Русяева, опубликовавшая граффити Ольвии, оставляет эти обозначения без комментариев или же трактует их как букву «кси» - S [Русяева, 2010, с. 150, 159, 189-190, табл. 53, 5; 56, 7; 69, 5]. Все эти надписи, сделанные на блюдах и венчике тарелки, датируются от V до III в. до н. э. (рис. 4). Нам все-таки представляется, что наиболее вероятно видеть в таких знаках символ тройки (триады), поскольку в начертании буквы «кси» средняя гаста должна быть короче верхней и нижней.

Есть граффито с обозначением тройки также в Херсонесе и на его хоре (рис. 5). Такие цифры процарапываются на донцах чернолаковых сосудов с конца V по III в. до н. э. [Соломоник, 1978, табл. VIII, 610; XV, 942; XXIII, 1389; XXXI, 1770]. На хоре Херсонеса такие же метки встречаются на амфорах и пифосах [см.: Соломоник, 1984, № 62, 277, 284, 288]. Причем, одно из них, на венчике синопского пифоса, такое же, как на хиосском горле из Китея: П ///. Автор публикации рассматривает его как цифру «8» [Соломоник, 1984, № 62]. Дважды граффито в виде тройки встречаются на ручках амфор, процарапанными поперек них [Соломоник, 1984, с. 81, табл. XXXVII, 385; XXXVIII, 383]. Объясняются такие обозначения по-разному. Э.И. Соломоник называет их цифрами или сочетанием букв и цифр, без дальнейших уточнений [Соломоник, 1978, с. 136]. И.А. Емец считает их обозначением номера партии, количества или цены [Емец, 2005, с. 54-58]. Следует согласиться,

157

что, будучи нанесенными на керамической таре (амфорах и пифосах), такие знаки могли иметь некий «торговый» смысл. Но на чернолаковой и тонкостенной посуде они явно были бы неуместны. Да и места находок таких сосудов на Боспоре и в Ольвии - в большинстве своем в сакральных комплексах, делает затруднительным такое их толкование. К сожалению, невозможна локализация херсонесских находок такого рода из раскопок К.К. Косцюшко-Валюжинича, поскольку они беспаспортны.

Отметим и тот факт, что на некоторых сосудах содержится только знак /// без других дополнительных букв. Причем такая тройка встречается и на чернолаковой посуде, и на кувшинах, и на амфорах. Объяснить наличие такой цифры только как меры объема или порядкового номера партии, да к тому же в местах отправления культов, весьма затруднительно. Что значит цифра «3» на небольших канфарах или киликах? И что она же обозначает на больших амфорах? Если принять во внимание, что в мифологическом сознании населения боспорских городов, и Китея в частности, такой знак отождествлялся с понятием «триада», являясь его численным обозначением, все становится на свои места. Конечно, людям, совершавшим обряды в боспорских святилищах, эти символы были полностью понятны. А вот нам - нет.

Но что же обозначал термин «триада» и кто подразумевался в этом триединстве? Не будем забывать, что в древности цифрам нередко придавалось сакральное значение. Они представляли собой элементы особого числового кода, с помощью которого передавали образ мироздания [Топоров, 1992, с. 629]. Среди прочих цифр «тройка» играла особую роль. Она стала символическим образом мира не менее 10000 лет назад, когда человечество пришло к идее трехчастной космической модели вселенной (небо, земля, хтонический мир). С тех пор религиозное значение этой цифры только усиливалось. Троичность стала устойчивым мотивом самых различных религиозно-мифологических систем древности [Аверинцев, 1992, с. 527]. Так, «тройка» стала символом божественного разума, порядка и гармонии [Маковский, 1996, с. 390].

В древнеегипетской и древнегреческой мифологии и религии эта цифра воплотилась в божественных персоналиях: Осирис, Изида, Гор; три Мойры, трехли-кая Геката, трехголовый Кербер, 9 Муз в Греции. Да и сам термин трьа? появился в Древней Греции и использовался не только для обслуживания религиозных церемоний, но и как философское понятие. В трудах Платона, Аристотеля, пифагорейцев прослеживается стремление раскрыть сущность бытия, души, красоты и гармонии в построении числовых отношений (триад).

При этом будем помнить, что философские поиски и труды не были достоянием простого народа, тем более, на северном краю греческой ойкумены. В боспорских городах общедоступными были традиционные сакральные представления, связанные с числом «3». И наибольшую популярность в этом плане имела знаменитая Элевсинская триада: Деметра, Кора, Иакх - главные персоналии земледельческих праздников. Зрительное воплощение этих божественных персоналий было представлено в храмах и святилищах в виде статуй. Так, Павсаний, описывая храм Деметры 158

Элевсинской в Аркадии, сообщает о трех установленных там статуях: Деметры, Коры, Диониса (Иакха) и о поклонении этим богам (Paus. VIII. 25. 3).

Тот факт, что элевсинская триада почиталась в греческих центрах Северного Причерноморья, подтверждают два полных граффито из Ольвии, нанесенные на окружности по внешней стороне дна чернолакового килика V в. до н. э. В этой посвятительной надписи называются имена Деметры, Коры и Иакха [ср.: Русяева, 2010, с. 104-105, 255, табл. 38, 2, 39]. Кроме того, среди ольвийских граффити есть два, относящихся к V в. до н. э., нанесенных на донцах чернолаковой посуды (килика и чаши), содержащих аббревиации ТР\Д1 и TPI (рис. 6). Последняя нанесена по окружности [Русяева, 2010, с. 129, табл. 46, 3-4]. Автор публикации предполагает в них посвящение Зевсу (Д1 ) или что-то, связанное с любовной магией. Однако проще всего видеть в этих надписях немного сокращенное посвящение ТР1АД1, т. е. элевсинской триаде.

В Китейском святилище, особенно в первые десятилетия его существования, культ Деметры был основным, о чем свидетельствуют такие находки на территории фависс (природных расселин в материковой скале), как кости свиней, миниатюрные лепные горшочки, модели фаллических хлебцев и лепешек из глины, терракотовые статуэтки и граффити, упоминающие Деметру. Особо отметим большое количество светильников с обожженными рожками, что отражает, вероятно, какие-то ночные ритуалы, связанные с культом Деметры и перекликающиеся с элевсинскими мистериями [Молева, 1989, с. 43].

Именно в таком контексте, среди прочих нескольких тысяч фрагментов керамики, в верхних слоях восточной фависсы было обнаружено горло хиосской амфоры с посвящением «триаде». Посвятителю, да и всем прочим, принимавшим участие в отправлении обрядов жертвоприношений, эта надпись была совершенно понятна. Именно элевсинской триаде была принесена в дар амфора хиосского вина. Ведь в тех случаях, когда имелись в виду другие три божества, граффити (пусть и в сокращенном виде) называют их имена. Примером может служить совместное посвящение Артемиде, Деметре, Иакху - тоже элевсинским богам, на чернолаковом рыбном блюде из тех же слоев китейского святилища [Молев, 2010, каталог граффити № 19].

Остается только предположить, что лишь небольшая часть из 21 литра превосходного хиосского вина отправилась под землю в процессе легитации. Все остальное было выпито во славу Триады во время сакральной трапезы, сопровождавшей жертвоприношения адорантом и его коллегами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Аверинцев С.С. Троица // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - 2-е изд.

Т. 2: К-Я. М., 1992: Советская энциклопедия. С. 527-528. Брашинский И.Б. Методы исследования античной торговли (на примере Северного Причерноморья)

/ Под ред. А.Н. Щеглова. Л.: Наука, 1984. 248 с. Емец И.А. Граффити и дипинти из античных городов и поселений Боспора Киммерийского: типология и методика исследования. М.: Спутник+, 2005. 364 с.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1996. 416 с.

Молев Е.А. Торговые связи боспорского города Китея (по керамической таре) // Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов-на-Дону, 1988. C. 20-30.

МолевЕ.А. Боспорский город Китей. Симферополь; Керчь, 2010. 316 с.

Молева Н.В. О характере раннего Китейского святилища второй половины V-IV вв. до н. э. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. Л.: ГМИР, 1989. C. 42-51.

Русяева А.С. Граффити Ольвии Понтийской. Симферополь, 2010. 288 с.

Сапрыкин С.Ю., Масленников А.А. Граффити и дипинти хоры античного Боспора. Симферополь; Керчь: АДЕФ-Украина, 2007. 320 с.

Соломоник Э.И. Граффити античного Херсонеса (на чернолаковых сосудах). Киев: Наукова думка, 1978. 139 с.

Соломоник Э.И. Граффити с хоры Херсонеса. Киев: Наукова думка, 1984. 141 с.

Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - 2-е изд. Т. 2: К-Я. М., 1992: Советская энциклопедия. С. 629-631.

Яйленко В.П. Тысячелетний Боспорский рейх. История и эпиграфика Боспора VI в. до н. э. - V в. н. э. М.: Гриф и К, 2010. 740 с.

LangM. Numerical Notations on Greek Vases // Hesperia. Vol. 25. - 1956. pp. 1-30.

LangM. Graffiti and Dipinti. (The Athenian Agora. Vol. XXI.) Princeton; New Jersey, 1976. 116 p. + 62 pl.

REFERENCES

Averintsev S.S. Troitsa. Tokarev S.A. (Ed.) Mify narodov mira. Entsiklopediia v 2-kh tomakh.T.2: K-Ia. Moscow:Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1992, pp. 527-528.

Brashinskii I.B. Metody issledovaniia antichnoi torgovli (na primere Severnogo Prichernomor'ia)/pod red. A.D. Shcheglova. L.: Nauka Publ., 1984, 248 p.

Emets I.A. Graffiti i dipinti iz antichnykh gorodov i poselenii Bospora Kimmeriiskogo: tipologiia i metodika issledovaniia. M.: Sputnik +, 2005, 364 p.

Iailenko V.P. Tysiacheletnii Bosporskii reikh. Istoriia I epigrafika Bospora VI v. do n.e. - V v.n.e. M.: Grif i K, 2010, 740 p.

Lang M. Numerical Notations on Greek Vases. Hesperia,1956, vol. 25, pp. 1-30.

Lang M. Graffiti and Dipinti. The Athenian Agora, 1976, vol. XXI. Princeton; New Jersey, 116 p. + 62 pl.

Makovskii M.M. Sravnitel'nyi slovar' mifologicheskoi simvoliki v indoevropeiskikh iazykakh:Obraz mira I miry obrazov. M.:VLADOS Publ., 1996, 416 p.

Molev E.A. Torgovye sviazi bosporskogo goroda Kiteia (po keramicheskoi tare). Torgovlia i moreplavanie v basseine Chernogo moria v drevnosti i srednie veka. Rostov-on-Don, 1988, pp. 20-30.

Molev E.A. Bosporskii gorod Kitei. Simferopol'; Kerch, 2010, 316 p.

Moleva N.V. O kharaktere rannego Kiteiskogo sviatilishcha vtoroi poloviny V-IV vv.do n.e. Problemy religiovedeniia i ateizma v muzeiakh. L.: GMIR,1989, pp. 42-51.

Rusiaeva A.S. Graffiti Ol'vii Pontiiskoi. Simferopol', 2010, 288 p.

Saprykin S.Iu., Maslennikov A.A. Graffiti i dipinti khory antichnogo Bospora. Simferopol' Kerch: ADEF-Ukraina, 2007, 320 p.

Solomonik E.I. Graffiti antichnogo Khersonesa (na chernolakovykh sosudakh). Kiev: Naukova dumka Publ., 1978, 139 p.

Solomonik E.I. Graffiti s khory Khersonesa. Kiev: Naukova dumka Publ., 1984, 141 p.

Toporov V.N. Chisla. Tokarev S.A. (Ed.) Mify narodov mira. Entsiklopediia v 2-kh tomakh.T.2: K-Ia. Moscow:Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1992, pp. 629-631.

Резюме

В статье обсуждается граффити на амфоре Хиоса из раскопок боспорского города Китея. Авторы приходят к выводу, что на этой (а также амфорах с аналогичными граффити из других центров) было посвящение элевсинским богам.

Ключевые слова: триада, граффити, Китей, амфора.

Summary

The article discusses the graffiti on the amphora of Chios from the excаvations of the Bosporan city Kyta. The authors came to the conclusion that there was dedication to the gods of Eleusin on this amphora (and on amphorae with similar graffiti from the other centers).

Keywords: triad, graffiti, Kyta, amphora.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Евгений Александрович Молев, доктор исторических наук,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

профессор кафедры истории древнего мира и классических языков ННГУ

Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского

+7(910)388 46 80

molev.eugeny@yandex.ru

Наталья Владимировна Молева, кандидат исторических наук,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

доцент кафедры истории древнего мира и классических языков ННГУ

Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского

+7 (910)897 29 58

molev.eugeny@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Molev Evgenii, DSc,

Nizhny Novgorod State University,

Prof. of the Department of Ancient History and Classical Languagesof the UNN Institute of International Relations and World History of NNSU +7(910)388 46 80 molev.eugeny@yandex.ru

Moleva Natal'ia, CSc,

Nizhny Novgorod State University,

Ass.Prof. of the Department of Ancient History and Classical Languagesof the UNN Institute of International Relations and World History of NNSU +7 (910)897 29 58 molev.eugeny@yandex.ru

11 БИ-XXXI

161

КИТЕЙ

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

ОЛЬВИЯ

Рис. 4.

2

################## Боспорские исследования, вып. XXXI

ХЕРСОНЕС

12 3 4

ХОРА ХЕРСОНЕСА

Рис. 5.

ОЛЬВИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1б3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.