Научная статья на тему 'Триада хозяйственных систем: от кризиса к устойчивому развитию региона'

Триада хозяйственных систем: от кризиса к устойчивому развитию региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТРИАДА "СОЦИУМ-ЭКОЛОГИЯ-ЭКОНОМИКА" / ПАРЕТО-ОПТИМАЛЬНОСТЬ / ПИРАМИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МАТРИЦА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИУМА / ЭКОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЧНОСТЬ / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седов В.В., Даванков А.Ю., Ежова Н.О.

В статье раскрывается положение о тройственном содержании хозяйственных систем они рассматриваются как единство социальной, экологической и экономической подсистем. Исходя этого, обращается внимание на то, что их устойчивое развитие требует соблюдения баланса социальной, экологической и экономической устойчивости. Не менее важным для авторов представляется учет соотношения соответствующих мер, предпринимаемых на различных уровнях властной пирамиды в рамках политики устойчивого развития. Обосновывается особое место регионального уровня и предлагается матричная модель движения региона от кризисного состояния к устойчивому развитию, помогающая согласовывать задачи политики устойчивого развития соответствующих уровней и предпринимаемые для достижения этих задач меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седов В.В., Даванков А.Ю., Ежова Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Триада хозяйственных систем: от кризиса к устойчивому развитию региона»

6

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

ЭКОНОМИКА

ТРИАДА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ:

ОТ КРИЗИСА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА

В. В. Седов, А. Ю. Даванков, Н. О. Ежова

В статье раскрывается положение о тройственном содержании хозяйственных систем - они рассматриваются как единство социальной, экологической и экономической подсистем. Исходя этого, обращается внимание на то, что их устойчивое развитие требует соблюдения баланса социальной, экологической и экономической устойчивости. Не менее важным для авторов представляется учет соотношения соответствующих мер, предпринимаемых на различных уровнях властной пирамиды в рамках политики устойчивого развития. Обосновывается особое место регионального уровня и предлагается матричная модель движения региона от кризисного состояния к устойчивому развитию, помогающая согласовывать задачи политики устойчивого развития соответствующих уровней и предпринимаемые для достижения этих задач меры.

Ключевые слова: устойчивое развитие, триада «социум-экология-экономика», Па-рето-оптимальность, пирамида государственной власти, матрица взаимосвязи социума, экологии и экономики, вертикальная иерархичность, горизонтальная иерархичность.

Введение

Официальное признание Россией в 1996 г. Концепции устойчивого развития до сих пор не привело к сколько-нибудь действенным мерам по ее реализации. Сама она находится в полузабытом состоянии - о том, что на ее основе принята соответствующая Стратегия, вспоминают крайне редко.

Одна из причин «забывчивости» - непонимание правящими кругами значимости устойчивого развития для страны и ее будущего. Это, в свою очередь, во многом обусловлено недостаточно полным представлением о содержании Концепции. В результате не вполне проработаны методология и соответствующие методы ее реализации на практике. Отсюда вытекает необходимость в таком раскрытии содержания Концепции устойчивого развития, которое указывало бы на ее жизненное значение и побуждало к принятию действенных мер по переводу экономики на устойчивый путь развития.

Тройственная сущность Концепции устойчивого развития

Раскрывая диалектику государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития территорий, А. И. Татаркин отметил, что главная задача государственного регулирования заключается «не столько в удовлетворении потребности (населения, рыночных агентов и других субъектов отношений) как таковой, сколько в удовлетворении общественной потребности в устойчиво сбалансированном, социально и экологически ориентированном развитии всего общества, каждой его сферы и структуры...» [6. С. 6] Можно было бы возразить уважаемому академику, ведь экономика как хозяйственная система как раз и призвана наиболее полно удовлетворять существующие в обществе потребности, следовательно, на это должна быть нацелена и экономическая политика государства. Но такие возражения возникают тогда, когда игнорируется тройственная сущность хозяйственных систем - на всех уровнях они предстают как социо-эколого-экономические системы. Как пишут Т. А. Акимова и Ю. Н. Мосейкин, «в экономике устойчивого развития экология, экономика и социум - это не три разные области знаний и практики, а тесно взаимосвязанные, взаимоподчиненные подсистемы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

7

единого целого» [1. С. 26]. А это значит, что устойчивое развитие хозяйственных систем предполагает единство социальной, экологической и экономической устойчивости. В масштабах всего общества устойчивым следует считать развитие, которое, благодаря экологизации производительных сил, наличию социальной справедливости и экономической эффективности, не подрывает своей природной основы, обеспечивает социальную стабильность и экономический динамизм общества [7. С. 127].

Подобное понимание устойчивого развития объясняет приоритетность устойчивости над целью наиболее полного удовлетворения потребностей - движение к устойчивому развитию и есть движение к более полному удовлетворению потребностей общества. А если выбор приоритетов развития экономики и соответствующих методов управления определяется интересами крупного олигархического капитала, то неизбежен дисбаланс между элементами триады «социум - экология - экономика», делающий общество более неустойчивым, а важнейшие потребности населения далекими от удовлетворения.

Этапы формирования Концепции устойчивого развития

Следует признать, что понимание значимости всех трех содержательных аспектов устойчивого развития и к самим идеологам Концепции пришло не так давно. На этапе ее зарождения, начиная с первых докладов Римского клуба, выделялся в основном ресурсно-экологический аспект [См.: 4, 8, 9]. Его выделение связывалось с «провалами» рынка, т. е. неспособность рыночного механизма регулировать в полной мере процессы природопользования [11. C. 3]. В результате происходит неэффективное использование и несправедливое распределение природного капитала, что сдерживает рост общественного благосостояния, особенно на поздних этапах индустриального и в начальный период постиндустриального развития, когда экологическая компонента становится особенно значимой для общественного благосостояния.

Даже в появившемся в 1987 г. докладе «Наше общее будущее», подготовленном Комиссией ООН по окружающей среде и развитию, возглавлявшейся Г. Х. Брунтланд, социальные и экономические аспекты устойчивого развития рассматривались как имеющие подчиненное по отношению к экологическим проблемам значение и где-то даже противодействующие их решению - оно требует дополнительных экономических и социальных издержек. Соответственно поднимались вопросы экономически эффективного решения экологических проблем, главным образом благодаря использованию экономических инструментов природоохранного регулирования [10].

Ставка на эффективность в немалой мере способствовала тому, что в 80-е гг. решение не только экономических, но и экологических и социальных проблем во многих индустриально развитых странах стало связываться с переводом их экономик на неолиберальный путь развития. Представлялось, что рыночная либерализация способна одновременно решать экологические, социальные и собственно экономические проблемы. Победа неолиберальной идеологии способствовала ослаблению внимания к социальным и экологическим вопросам - считалось, что правильные ответы на них способен дать только рынок.

На деле его ответы оказались далеко не лучшими. По существу, развитие пошло не вперед, а назад - к реанимации тех капиталистических отношений, которые давно себя изжили и уже не вписывались в рамки экологических и социальных требований. В обществе углублялась имущественная дифференциация, стала нарастать социальная напряженность, в экономике усилились диспропорции. Разразившийся в 2008 г. экономический кризис явился своеобразной экстерналией политики неолиберализма с его рыночным фундаментализмом. Наиболее драматично кризис проявил себя в главной цитадели неолиберализма - в США, где, как отмечал Дж. Стиглиц, наблюдается невиданное на протяжении трех четвертей века неравенство, а экономика оказалась в особенно «крутом пике», свидетельствуя о заметном ослаблении общей устойчивости общества [5]. При этом не исчезли ресурсно-экологические и социальные угрозы, что свидетельствовало

8

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

об определенной кластеризации угроз, подтверждающей триединую сущность устойчивого развития общества, базирующуюся на синтезе экологической, социальной и экономической устойчивости.

Только в 2012 г. триединая сущность устойчивого развития была официально признана в Итоговом документе Международной конференции «Рио-20». В нем констатировалось: «Мы признаем необходимость дальнейшего продвижения идеи устойчивого развития на всех уровнях и интеграции его экономической, социальной и экологической составляющих и учета их взаимосвязи для достижения целей устойчивого развития на всех его направлениях» [2. С. 7].

Таким образом, выделение трех аспектов устойчивого развития отразило не только их особую значимость для общества, но и наличие между ними такой взаимосвязи и взаимозависимости, при которой игнорирование хотя бы одного аспекта подрывает общую устойчивость общества. Можно в этой связи говорить о своеобразном проявлении принципа Парето-оптимальности, указывающего на то, что максимальная устойчивость общества достигается тогда, когда усиление одного вида устойчивости не приводит к ослаблению других ее видов [9. С. 127].

Государство как многоуровневый субъект устойчивого развития

Поскольку рынок сам по себе не создает действенного механизма производства и распределения общественных социальных и экологических благ, то государство и его органы вкупе с общественными объединения должно возлагать на себя ответственность в деле обеспечения населения этими благами. Эта ответственность реализуется через политику развития человеческого потенциала государственными и негосударственными учреждениями, в том числе через создание специальных институтов, позволяющих устранить «провалы» рынка. Эффективной считается политика, обеспечивающая баланс интересов различных страт и групп общества, а с позиции теории устойчивого развития еще и баланс интересов поколений.

Признавая, что именно государство обладает наибольшим набором средств для приведения в жизнь стратегии устойчивого развития в масштабах всего общества, следует видеть не меньшую важность и более низких уровней иерархии государственной власти: регионального уровня, уровня местного самоуправления. Каждый уровень властной пирамиды способен решать определенный круг задач, влияя при этом и на другие уровни. Так, федеральная власть, принимая стратегические решения, ставит глобальные задачи, устанавливает общие направления развития, реализация которых осуществляется на уровне отдельных отраслей и секторов экономики, социальных страт и групп общества. Ей же определяются пути взаимодействия и с мировым сообществом.

Региональная власть формирует свою стратегию развития, подчиняясь федеральной стратегии, и вырабатывает комплекс конкретных мер достижения поставленных целей в рамках региона. При этом региональным властям приходится решать дополнительную проблему гармонизации задач федерального уровня и интересов собственного региона. Их стратегии нацелены на конкретных представителей отраслей экономики, страт и групп общества.

Органы местного самоуправления в наибольшей степени сосредоточены на благополучии населения. Их основная задача - обеспечение баланса экономических, социальных и экологических интересов населения и разработка с учетом этого баланса конкретных программ развития поселений. Объектами стратегии и программ являются группы населения, объединенные некоторой общностью интересов. Именно органы местного самоуправления в состоянии полнейшим образом учесть особенности географического положения территорий, их социокультурные, экологические и экономические особенности. Здесь наиболее заметна реакция населения на реализацию политики и обратная связь позволяет разработать наиболее гибкую систему политических мер.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

9

Принципиальное значение имеет положение о том, что решение проблем сбалансированного устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий разного уровня требует соответствующей последовательности решений - от локального к глобальному. Бесперспективно заниматься проблемами повышения устойчивости на глобальном и даже на государственном уровнях, не решив проблемы регионального и, прежде всего, локального уровней. Последовательность и количество решаемых проблем повышения устойчивости территорий разного уровня можно условно представить в виде пирамиды, в основании которой размещаются подходы и конкретные методы решения проблем повышения устойчивости систем локального уровня, далее регионального и более высоких территориальных уровней. По мере приближения к вершине происходит группировка, укрупнение и интеграция мер, направленных на решение проблем. При этом нельзя не признать особое место регионов, от состояние которых зависит решение социальных, экономических и экологических проблем как на более низком - муниципальном - уровне, так и на федеральном. Поэтому реализация Концепции устойчивого развития находится в значительной зависимости от региональной политики [3. С. 31].

Маршруты движения от кризиса к устойчивому развитию

Практически значим уже отмеченный нами факт, что все подсистемы общества (социум, экономика, экология) не только взаимодействуют друг с другом, но каждая подсистема определяет состояние других подсистем. Причем у каждой подсистемы свои цели и свои внутренние законы развития. Вот почему важное значение имеет не столько детальное рассмотрение каждой из трех подсистем, сколько то, как эти подсистемы сопряжены друг с другом, как они взаимодействуют и какие при этом возникают новые проблемы. Так, экономика, являясь саморазвивающейся системой, использует для своих целей как социальную сферу, так и окружающую природную среду. И все было бы нормально, если бы это использование не наносило ущерба и человеку и природе. Поэтому возникает необходимость регулирования экономики, установления предельных критериев по многим направлениям ее развития, соблюдение которых предотвращает социальный и экологический ущерб. Аналогичным образом нужно говорить о необходимости учета интересов развития экономики и экологии при решении социальных проблем, а при решении проблем экологических нужно учитывать социальные и экономические интересы.

В таблице 1 представлена разработанная нами матрица взаимосвязи социума, экономики и экологии, с помощью которой определяется направление движения к устойчивому развитию. По вертикали в матрице отражены: проблемы, задачи трех уровней и конечная цель; по горизонтали - пути решения задач по каждой из подсистем.

Таблица 1

Матрица движения к устойчивому развитию региона

Социум Экономика Экология Регион

Проблема Несоответствие потребностей возможностям региона Исчерпание резервов индустриального развития Подрыв устойчивости природных комплексов Кризис

Задача 1 уровня Изменение структуры потребления Структурная перестройка промышленности Повышение экологической культуры Уменьшение кризисных явлений

Задача 2 уровня Повышение степени социальной справедливости Повышение эффективности производства Переход к при-родосберегающему воспроизводству Выход из кризисного состояния

10

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

Социум Экономика Экология Регион

Задача 3 уровня Выравнивание уровня жизни Изменение качества роста Восстановление природных комплексов Сбалансированное развитие

Устойчивое развитие (цель) Удовлетворение потребностей Развитие в соответствии с потребностями Нагрузка в пределах нормативов Устойчивое развитие

Матрица позволяет установить новое состояние региона при определенном уровне решения задач всех трех подсистем территории. Последний столбец матрицы показывает последовательность перехода региона из кризисного состояния к устойчивому. Таким образом, вертикальная иерархичность отражает уровни организации достижения цели развития системы, а горизонтальная иерархия характеризует вклад каждой подсистемы в достижение нового качества системы. К примеру, решение задачи первого уровня (изменение структуры потребления - структурная перестройка промышленности - повышение уровня экологической культуры) позволяет уменьшить кризисные явления в регионе. Причем меры в социальной сфере способствуют решению как экономических, так и экологических задач и наоборот. Подобная взаимосвязь наблюдается на втором и третьем уровнях.

Таким образом, матрица содержит в обобщенном виде современную региональную систему. Каждая ее клетка - это связующее звено, через которое просматриваются жизненно важные элементы территориальной организации с двух позиций. Первая - опасности, которые грозят территории: социальная напряженность, финансовые, экологические и другие проблемы. Вторая - возможности устранения опасностей и значительного улучшения дела с точки зрения движения к устойчивому развитию. Используя матрицу, можно рассматривать территориальную деятельность с разных сторон, ранжируя факторы развития. Немаловажно и то, что она помогает выявлять главные противоречия между основными подсистемами: социумом, экономикой и экологией, позволяя по-новому рассматривать взаимодействие этих подсистем и определять основные средства обеспечения более сбалансированного функционирования и перевода общества на устойчивый путь развития.

Заключение

Предложенная матричная модель развития региональной системы дает достаточно наглядное представление о триаде хозяйственных систем как единстве социальной, экологической и экономической подсистем. Понимание существующих между ними связей позволяет для решения проблем, возникающих в одной подсистеме использовать возможности других подсистем, обеспечивая поэтапное движение к общей социо-эколого-экономической устойчивости.

Список литературы

1. Акимова, Т. А. Экономика устойчивого развития [Текст] / Т. А. Акимова, Ю. Н. Мо-сейкин. - М. : Экономика, 2009. - 430 с.

2. Бюллетень Института устойчивого развития общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию России». - 2012. - № 60. - 89 с.

3. Даванков, А. Ю. Эколого-экономические основы устойчивого развития региона [Текст]: авторефер. ... док. экон. наук / А. Ю. Даванков. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1999. - 31 с.

4. Пестель, Э. За пределами роста [Текст] / Э. Пестель; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1988. - 272 с.

5. Стиглиц, Дж. Е. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса [Текст] / Дж. Е. Стиглиц. - М. : ЭКСМО, 2011.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

11

6. Татаркин, А. И. Диалектика государственного и рыночного регулирования социально-экономического развития регионов и муниципалитетов [Текст] / А. И. Татаркин // Экономика регионов. - 2014. - № 1. - С. 9-33.

7. Устойчивое развитие экономических систем: от теории к практике [Текст]. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2014. - 244 с.

8. Forrester, J. World Dynamics. - Mass. : Cambridge, 1970.

9. Meadows, J. et al. The Limits to Growth. - Washington, Potomac Associatеs, 1972.

10. Our Common Future. The World Commission on Environment and Development. -Oxford University Press, 1987.

11. ^tenberg, T. Environmental and Natural Resource Economics. - Wash. Harper Collins Publishers, 1992. - 678 р.

ECONOMIC SYSTEM TRIAD:

FROM CRISIS TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT

V V Sedov

Doctor of Economics, professor of economics and regional development, Chelyabinsk State University. iserp@csu.ru A. Y. Davankov

Doctor of Economics, professor of economics and regional development, Chelyabinsk State University. iserp@csu.ru

N. O. Ezhova

Lecturer of economics and regional development,

Chelyabinsk State University. Natalya.Ezhova@inbox.ru

The article describes thesis on triple essence of economic systems - they are observed as the unity of social, ecological and economic subsystems. According to this thesis much attention is given to the fact that sustainable development is possible under balance between social, ecological and economic stability. The article emphasizes that for those who pursues the policy of sustaiable development is very important to take into consideration correlations between measures used on different levels of society. Among these levels the authors distinguish regions and offer matrix model of regional economic movement to sustainable development. Thanks to this matrix it is possible to coordinate aims and measurs of sustainable development policy.

Keywords: sustaiable development, triad «society-environment-economy», Pareto-optimality, pyramid of state power, matrix of relationships of society, environment and economy, vertical hierarchy, horizontal hierarchy.

References

1. Akimova, T.A. and Моseykin Yu. N. (2009) Economika ustoychivogo razvitiya [=Economy of sustainable development], Economika, Moscow, 430 p. (in Russ.).

2. Byulleten Instituta ustoychivogo razvitiya obschestvennoy palaty RF «Na puti k ustoychivomu razvitiu Possii» (2012) [=Bulletin of the Institute of Sustainable Development of the Public Chamber of the Russian Federation “On the way to sustainable development of Russia”], N 60, 89 p. (in Russ.).

3. Davankov, А. Yu. (1999) Ecologo-economicheskie osnovy ustoychivogo razvitiya regiona. avtoreferat dokt. econ. nauk [=Environmental and economic basis for sustainable development of the region. Abstract of PhD thesis], Institut economiki URO RAN, Еkаterinburg, 31 p. (in Russ.).

12

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)

4. Pestel, E. (1988) Za predelami rosta [=Beyond the limits of the growth], per. s angl., Progress, Moscow, 272 p. (in Russ.).

5. Stiglits, Dzh. Е. (2011) Krutoe pike. America i novy economicheskiy poryadok posle globalnogo crizisa [=Steep dive. America and the new economic order after the global crisis], ECSMO, Moscow (in Russ).

6. Таtarkin, А. I. (2014) “Dialektika gosudarstvennogo i rynochnogo regulirovaniya sotsyalno-ekonomicheskogo razvitiya regionov i munitsipalitetov” [=The dialectic of state and market regulation of socio-economic development of regions and municipalities], in: Ekonomika regionov [=Economy of regions], N 1., pp. 9-33 (in Russ.).

7. Ustoychivoe razvitie ekonomicheskikh sistem: ot teorii k praktike (2014) [=Sustainable development of economic systems: from theory to practice], Izd-vo CHelGU, Chelyabinsk, 244 p. (in Russ.).

8. Forrester, J. (1970) World Dynamics, Cambridge. Mass.

9. Meadows, J. et al. (1972) The Limits to Growth, Washington, Potomac Associates.

10. Our Common Future (1987) The World Commission on Environment and Development, Oxford University Press.

11. Tietenberg, T. (1992) Environmental and Natural Resource Economics, Wash. Harper Collins Publishers, 678 p.

Седов В. В. - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и регионального развития, Челябинский государственный университет.

we@csu.ru

Даванков А. Ю. - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и регионального развития, Челябинский государственный университет.

iserp@csu.ru

Ежова Н. О. - преподаватель кафедры экономической теории и регионального развития, Челябинский государственный университет.

Natalya.Ezhova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.