Научная статья на тему 'ТРИ ВИДА λωρικια КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ НА СТЕАТИТОВЫХ ИКОНАХ ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ХЕРСОНЕСА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)'

ТРИ ВИДА λωρικια КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ НА СТЕАТИТОВЫХ ИКОНАХ ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ХЕРСОНЕСА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРИ ВИДА λωρικια КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ НА СТЕАТИТОВЫХ ИКОНАХ ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ХЕРСОНЕСА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)»

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. II

Г.В. Баранов

ТРИ ВИДА ЛОРІКІА КОНСТАНТИНА БАГРЯНОРОДНОГО И ДОСПЕХИ СВЯТЫХ ВОИНОВ НА СТЕАТИТОВЫХ ИКОНАХ ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ХЕРСОНЕСА

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)[1]

Одним из самых загадочных моментов в истории употребления защитного вооружения в византийской армии является сообщение императора Константина Багрянородного в его трактате «О церемониях византийского двора». В этом источнике император перечисляет вооружение солдат, находящихся на кораблях: 70 KAipavia, 12 AwpiKia, и 10 AwpiKia KOiva для экипажа дромона, 60 KAipavia и 10 AwpiKia (которые могли быть KOiva) для памфилоса и 10 KAipavia, 2 AwpiKia ф^ и 8 AwpiKia KOiva для экипажей хеландий [2]. Как видно из этого перечисления, в империи существовали три вида лорик, которые отличали друг от друга: AwpiKia, AwpiKia KOiva и AwpiKia ф^.

Как убедительно показал греческий исследователь Т. Колиас, под термином AwpiKia в византийской литературе следует понимать кольчугу [3]. Колиас так же предположил, что термин AwpiKia ф^ (тонкая) обозначает кольчугу, изготовленную из тонких и мелких колец [4].

На наш взгляд анализ изобразительных источников Византии позволяет взглянуть на проблему лорик Константина Багрянородного с несколько иной точки зрения.

Здесь наиболее интересными являются две стеатитовые иконы из раскопок средневекового Херсонеса. Это икона «Три святых воина» XII века (Рис.1) на которой изображены Свв. Феодор Тирон (?), Георгий и Дмитрий [5], и икона с изображением св. Дмитрия XI-XII веков (рис.2). Эти иконы выполнены в одном стиле с применением близких художественных приемов, а наличие изображения нескольких вариантов доспехов позволяет оценить вариативность применяемых комбинаций защитных элементов.

На этих иконах привлекают внимание доспехи св. Дмитрия. На первой иконе доспех св. Дмитрия выполнен в виде «кирасы», дополненной юбкой-KpepaapaTa. Материал «кирасы» и Kpepaapara передан с помощью полуокружностей, создающих эффект «чешуек».

Материал защиты корпуса св. Дмитрия на второй иконе так же передан с помощью полуокружностей. В отличие от предыдущего

изображения, рукава и юбка панциря имеют «птеригообразный» вид. Подробное описание таких рукавов и Kpepaapara имеется в полемологическом трактате X века «Стратегика» (Praecepta militaria) [6]. В трактате эти элементы описаны как стеганонабивная защита, которая может быть дополнительно усилена с помощью кольчужного полотна [7]. Представляется, что в случае с иконой «Три святых воина» мы имеем дело именно с такой защитой бедер, а полуокружностями мастер передает кольчужное полотно.

То, что на представленных изображениях мы имеем дело с кольчугами подтверждает ряд византийских изобразительных источников. Аналогией доспеху на иконе св. Дмитрия (Рис.2) является доспех святого Федора на фреске XII века из церкви св. Пантелеймона в Нерези (Рис.3). Материал защиты корпуса изображен в виде колечек, что явно представляет кольчугу. Из этой же церкви происходит изображение кольчуги, где крой доспеха не вызывает сомнений в интерприта-ции. Это фреска св. Воина (Рис.4), выполненная одновременно с изображением св. Федора с предыдущего изображения. Материал кольчуги передан с помощью колечек. Одновременно материал кольчуги св. Георгия из церкви св. Врачей в Кастории (Рис.5) передан с помощью полуокружностей.

Изображению доспехов св. Дмитрия с иконы «Три святых воина» полностью соответствует фреска св. Георгия XII в., из церкви Панагии Форвиотиссы в Асину (Рис.6). Примечателен способ изображения материала рукава поднятой руки на фреске. Полуокружности сохраняют вертикальную направленность, что так же говорит за то, что художник изображал кольчугу и ему не было принципиально направление «чешуек» на изображении.

Таким образом, уже краткий анализ византийских изобразительных источников позволяет говорить о наличии в византийской традиции трех типов кольчуги, представленных в виде панциря привычной морфологии (Рис. 4, 5), панциря, доходящего до пояса (Рис. 1 и 6), и панциря с кольчужной защитой корпуса и

199

Баранов Г.В. Три вида Хюргкга Константина Багрянородного...

неметаллической защитой плеч и бедер (Рис. 2, 3).

Несомненно, что дальнейшая работа с письменными и изобразительными источниками позволит лучше понять комплекс вооружения византийской армии, а так же представить картину развития вооружения империи.

Примечания

1 Статья написана на основе доклада, сделанного на заседании Проблемного совета «Военная археология».

2.

3.

4.

5.

6. 7.

[Constantinus Porphirogentius] Constantini

Parphirogeniti imperatoris De cerimoniis aulae Byzantinae libri duo, ed. II. Reiske. Bonn, 1829. Bd. I. P. 669, 16 f.

Kolias T.G. Byzantinische Waffen: Ein Beitrag zur Byzantinischen Waffenkunde von den Anfangen bis zur Lateinischen Eroberung by. Wien, 1988. S. 39-40.

Ibid. S. 39.

Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978. C. 95.

Стратегика / Пер. и ком. А.К. Нефёдкина. СПб., 2005.

Баранов Г. В. Об одном типе неметаллической защиты византийской армии // Военная археология. М. Вып. 2 (в печати).

200

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. II

Рис. 1. Христос коронует святых воинов Федора, Георгия и Дмитрия мученическим венцом, XII век, Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

Рис. 2. Св. Дмитрий, XI-XII вв., Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

Рис. 3. Св. Федор, XII в., фреска церкви св. Пантелеймона, Нерези, Македония.

Рис.4. Св. Воин, XII в., церковь св. Пантелеймона, Нерези, Македония.

201

Баранов Г.В. Три вида Хюргкга Константина Багрянородного...

Рис.5. Св. Георгий, XII в., фреска церкви св. Врачей, Рис.6. Св. Георгий, XII в., фреска церкви Кастория, Греция. Панагии Форвиотиссы, Асину, Никитари, Кипр.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.