УДК 94(47).046 DOI
В. Г. Вовина-Лебедева
Три важских акта из Архива СПбИИ РАН
Материалы государственных описаний Важской земли сохранились начиная со второй половины XVII в. В этой связи приобретает особый интерес небольшой комплекс важских актов из Архива СПбИИ РАН (там же хранятся и все дошедшие до нас государственные описания Важского у.). В ф. 27 (Важские акты), оп. 2 сохранились в основном акты, связанные со средним Подвиньем, которым мы сейчас занимаемся в связи с исследованием одной из волостей, а именно Кургомен-ской вол.1 Данные акты позволяют понять особенность земской жизни этой местности, поскольку мирское самоуправление в Поморье отличалось в разных уездах и четвертях.
^ Эта волость и соседние с нею (Кургоменская вол. соседствовала на правом берегу Северной Двины с Топецкой, Конецгорской, Троицкой и Борецкой вол.,
^ на левом берегу с Тулгасской вол., неподалеку находились также Ростовская
я и Корбальская вол.) упоминаются в некоторых актах, и мы остановимся сейчас ^ на четырех из них. Самый ранний документ датирован 22 июня 1619 г. (далее —
« № 1)2. В нем сообщается, что «московский ходок» Слободской вол. Нечай
8 Труфанов дал отпись конецгорскому сотскому Федору Ляганову в получении
^ с этой волости податей, обозначены имена послухов (Прокопей Никитич Де-сО ментьев Борецкой вол. и Ларион Третьяков Топецкой вол.), а также место со-
а ставления отписи («стан на Борку») и имя писца (Якунка Иванов).
5§ Прежде всего, мы видим тут сотского, который именно в Подвинской четвер-
^ ти, как и в соседнем Двинском у., играл главную роль в жизни волостей. Именно ^ он собирал подати и передавал следующей инстанции (в данном случае это «мо-&1 сковский ходок», т. е., видимо, лицо, которое отвозило деньги в Москву). Под С
«станом» здесь, как и в других местах Русского Севера, понимался особый двор, куда прибывало начальство и представители местного населения для выслушивания распоряжений3. Из текста видно, что стан волостей Подвинья находился в Борецкой вол., а именно на погосте Борок. Интересно также упоминание в данном акте Лариона Третьякова, которого мы можем видеть также в грамоте 22 сентября 1621 г. о выборе сотскими старостами и всеми крестьянами четырех подвинских волостей (Троицкой, Топецкой, Кургоменской и Тулгасской) земского судьи и судейского целовальника (далее — № 2)4. Ларион Макарьев сын Третьяков был выборщком от крестьян Топецкой вол. Таким образом, послухом в деле, отраженном в гр. № 1, он был (как и другой послух) как лицо стороннее, не принадлежащее ни к Слободской, ни к Конецгорской волостям.
Грамота № 2 дает и другой материал для анализа. Мы не знаем, каковы были размеры упомянутых волостей в первой четверти XVII в., но по материалам описания 1677 г. Кургоменская вол. насчитывала 21 дер. и в них 63 дв., Троицкая 24 дер. и в них 75 дв., Топса 41 дер. и в них 154 дв. То, что такое же соотношение было и в 1621 г., подтверждается числом выборщиков, указанных в № 2: в Троицкой вол. названо девять человек, включая сотского Федора Васильева Лыжина, в Кургоменской — семь человек вместе с сотским Юдой Семеновым Корякиным, в Тулгасской — четыре человека вместе с сотским Андреем Ивановым Чумовским, зато в Топсе — церковный староста Семен Семенов Енин возглавил внушительный список из семнадцати выборщиков. Географически близкие Ростовская, Корбальская и Конецгорская вол., судя по описанию 1677 г., были близки по размеру: первые две — к Кургоменской и Ростовской вол., третья — к Топецкой вол.5
Перед нами — по счастливой случайности сохранившийся документ, описывающий самое главное земское действо: выбор начальства. Судью и целовальника (т. е. мы понимаем, что эти власти в данном случае действовали в рамках Подвинской четверти) избирали на земском съезде. На нем присутствовали, однако, представители не всех волостей, а лишь пяти. М. М. Богословский полагал, что в Важском у. существовали четвертные земские судьи (в Кокшен-
О
ской и Шенкурской четвертях в 1673 г.)6. Но Подвинье (Подвинская четверть) а делилось на Нижнюю и Верхнюю половины, и из текста гр. № 2 понятно, что ^ в каждой из них выбиралось несколько земских судей и целовальников, ви- ^ димо, от определенного количества волостей. Выяснить это количество пока | не представляется возможным. Мы не можем даже утверждать, что указанные ^ в гр. № 2 пять волостей были именно той единицей, от которой избирался один -с судья. Возможно, представители других волостей по каким-то причинам просто не присутствовали, но «выбор» оставался легитимным, подобно тому, как ^ это было с решениями волостных сходов, на которых также не всегда присут- ^ ствовали «добрые люди» всех деревень. §
Можно понять также, каковы были обязанности выбранных лиц. За почти песенными фразами «крестьян судити и росправа меж нами чинити», «другу я
не дружити, а недругу не мстити» скрывается важная картина отношений внутри земских миров. Мы понимаем, что судьи и целовальники обеих половин Подвинья, которые выбирались на один год, действовали фактически сообща: «...с товарыщи ыными с выборными судьи Верхные и Нижные половины Под-винья ведать им нас крестьян судити и росправа меж нами чинити». Их главной задачей было поддерживать порядок во вверенной местности, не допускать разбоя и других действий, нарушавших общественныей устои: прежде всего азартных игр и пьянства.
Любопытно, что самая крупная Топецкая вол. представлена не сотским, а церковным старостой. В этом отношении в разных частях Поморья также наблюдалась различная картина, и каждую местность нужно исследовать отдельно. В рассматриваемой части Важского у. волости совпадали с приходами, другими словами, каждая волость была одновременно приходом, что способствовало ее цельности и консолидации. Уже много написано о верхушке церкви в московский период, в том числе об этом писал и автор настоящей работы7. Здесь же мы видим низы духовенства и их связь с миром. Известно, что старосты, а также и приходские священники избирались миром, и в нашей грамоте церковный староста представлял этот мир в случае Топсы.
Обращает на себя внимание ссылка на «государев судебник». На первый взгляд, речь идет о Судебнике 1589 г., составленном и имевшем хождение на Русском Севере и вполне соответствовавшем ситуации, упоминаемой в № 2. Так, в ст. 15 Краткой редакции Судебника 1589 г. упоминаются «судьи по во-лостем» и «судьины товарищи»: целовальник и сотский. Кроме того, там же сказано, что следует «к суду садити людей добрых»8, что отчасти совпадает с фразой № 2 о том, что крестьяне избрали судьею «человека добра и душею пряма». А. И. Копанев, комментировавший Судебник 1589 г. в академическом издании, полагал, что он «отражал интересы в первую очередь <...> выделившейся во-2 лостной верхушки и использовался ею как средство укрепления своего господства в волости»9. По мнению М. М. Богословского, земский судья избирался ^ на волостном сходе из числа зажиточных крестьян и часто сосредоточивал по-« том в своих руках большую власть10. В Пространной редакции Судебника 1589 г.
Л
бесчестье земского судьи и целовальника оценивалось в 5 р.11 Судя по тексту на-
^ шей грамоты, это была в основном власть полицейская, и речь шла о воровстве,
5§ разбое, убийствах, корчмарстве и азартных играх. Целовальник, выбранный, как
у говорится в № 2, «в судейские» с судьей, также соответствует тексту Судебни-
^ ка 1589 г. с его фразой о «целовальнике судецком». Как и М. М. Богословский,
£ А. И. Копанев также отмечал, что целовальник всегда выбирался вместе с судьей
® и играл большую роль в земском суде: участвовал в следствии и в разборе дел12.
§ Но поскольку в изучаемой грамоте говорится об указе и судебнике царя
^ Михаила Федоровича, то, возможно, имелся в виду список судебника времени царствования Михаила Федоровича, или же под «судебником» и «указом»
£ царя Михаила следует понимать Вторую указную книгу Разбойного приказа С
1616/1617 г., в которой подробно разбираются процедуры следствия и суда по уголовным делам, упомянутых во второй части разбираемой грамоты13. Данная указная книга, как и Судебник 1589 г., основывалась на законодательных нормах еще 1550-х гг.14 Однако, в отличие от Судебника, в ней не упоминаются земские власти (ни судьи, ни «судейские» целовальники), а только губные старосты и губные целовальники, и вообще эта указная книга не ориентировалась специально на северные волости.
Отметим третью грамоту примерно того же времени, где упомянуты Кор-бальская, Ростовская, Конецгорская, Топецкая и Троецкая волости. Датированная 15 сентября 1623 г., она представляет собой выписку из наказной памяти воеводы Семена Федоровича Глебова к церковным старостам всех волостей Двинской чети с вызовом их на стан «на Борок» для распределения по церквам присланных из Москвы печатных церковных книг — миней и апостолов, с уплатою за присланные книги установленной цены15 (далее — № 3). За минею нужно было уплатить по тридцати одному алтыну и две деньги, а за Апостол по тридцати одному алтыну и четыре деньги, т. е. почти по рублю! Из последней фразы грамоты («а того бы вам не учинити, что не быти для того государева дела, не дожидаяся по себя приставов и с прогонов») можно понять, что начальство заранее предвидело нежелание покупать столько книг по высокой цене, к тому же в церквях были рукописные книги, которые, видимо, вполне удовлетворяли священников и прихожан. И хотя они были вынуждены покупать новые печатные, рукописные оставались в пользовании и в дальнейшем.
Мы имеем возможность посмотреть на состав церковных книг в данных волостях спустя более чем полвека, в ходе описания 1677/1678 г., поскольку сохранился список такого описания Подвинской четверти16. В Корбальской вол. числились на погосте два храма: пророка Ильи и мученицы Параскевы. В первом в алтаре находилось «на престоле Евангелие напрестольное печатное, евангелисты медные, кадило медное, книг печатных Служебник, Евангелие недельное толковое, Апостол, два Октая17, книга Ефрема Сирина, Псалтырь, Минея общая с празники, Трефолой, два часослова», а из рукописных книг «Октай, две Треоди: посная, цветная, два Пролога, Соборник». В другом храме было С! описано только Евангелие «письмянное», т. е. рукописное18. Итак, в Корбаль- ^ ской вол. в 1623 г. могла быть куплена одна печатная книга, а именно Апостол, ^ сохранившийся и в 1677 г. |
В Ростовской вол. на погосте в шатровом храме Введения во храм Пресвя- ^ той Богородицы было описано «книг печатных Евангелие толковое недельное, -с Служебник, Псалтырь, Часослов, Апостол, четыре Октая, Минея общая с праз- ^л ники, Пролог, Трефолой, книга Сергия Радонежского чюдотворца, Менея ме- ^ сячная (ноябрь месяц), полууставье, две Треоди: цветная, посная», а «письмян- ^ ных» книг «два Пролога, Соборник, два Октая, одиннатцать Меней месячных § полууставье, книга Измарагд, Треодь посная». В храме же Флора и Лавра было обнаружено «во олтари на престоле Евангелие печатное, евангелисты я
серебряные золочены»19. Таким образом, в 1623 г., видимо, были куплены ноябрьская Минея и Апостол.
В Конецгорской вол. на погосте в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи теплой с трапезою в алтаре была обнаружена целая библиотека: «...на престоле Евангелие напрестольное печатное, Евангелисты серебряные золочены ба-семные... книг печатных Евангелие толковое неделное, два Октая, Менея общая с празники, Апостол, два Пролога, Служебник, Треодь цветная, Треодь посная, две Псалтыри, Часослов, Потребник, Менея месечная ноябрь месяц». Из рукописных книг там находилось одиннадцать полууставных месячных Миней и книга Иоанна Златоустого. В другом храме Георгия Страстотерпца, деревянном, шатровом, «о двенатцати стенах» книг почему-то было не зафиксировано вовсе20. Вероятно в 1623 г. здесь могли купить Апостол и Минею на ноябрь.
В Топецкой вол. на погосте описаны два храма деревянные: храм Рождества Христова и Николая Чудотворца. В первом обнаружено «во олтари на престоле Евангелие напрестолное печатное, евангелисты серебряные золочены. книг печатных Устав полной, Евангелие толковое неделное, два Октая, две Менеи месечных, октябрь да ноябрь, четыре Трефолоя, Менея общая, две Псалтыри, две Треоди: цветная, посная, Апостол, два Пролога, Служебник, книга Николая Чудотворца». В шатровом храме Николая Чудотворца «о двенатцати углах» книг не было обнаружено21. Вероятно, в 1623 г. были куплены также Апостол и Минея на ноябрь.
И, наконец, в Троицкой вол. в деревянном храме Пресвятой Троицы «о две-натцати стенах, верх шатровой» в алтаре на престоле было описано «Евангелие напрестолное печатное, Евангелисты и оклад серебряной золочен <...> книг печатных Устав, Евангелие толковое неделное, два Октая, Менея месечная (ноябрь), Менея общая, два Апостола, Псалтирь, две Треоди: цветная посная, Служебник, три книги Трефолои, Потребник, книга Николая Чюдотворца, Часослов», а из рукописей «два Пролога, две Менеи месечные декабрь, генварь». 2 В другом деревянном храме Благовещения ПресвятойБогородицы с трапезою в алтаре на престоле Евангелие лежало напрестольное рукописное Евангелие, ^ «евангелисты серебряные золочены»22. Тут в 1623 г. могли быть куплены два и печатных Апостола и одна ноябрьская минея.
Книги хранились в храмах и не выходили из употребления долго, о чем сви-^ детельствует сосуществование там печатных и рукописных книг. Мы видим, 5§ что из 50 печатных Апостолов и 26 ноябрьских миней, присланных на Вагу у из Москвы, о которых сообщается в гр. № 3, в пяти Подвинских волостях, а судя по данным 1677 г., удалось продать только 6 Апостолов в 4 Минеи на но-£ ябрь. Мы не знаем, явились ли церковные старосты всех волостей Подвинья ® на стан на Борок, чтобы купить московские печатные издания, добровольно, § или за ними пришлось посылать приставов, как грозилось в гр. № 3, но, судя ^ по наличию во второй половине века в обозначенных в ней волостях только необходимого количества Апостолов и миней в каждом храме, указанную про-£ блему, видимо, удалось решить в рамках разумного. С
Приложение
Расписка «московского ходока» Слободской вол., данная сотскому Конецгорской волости, в том, что он взял у него денежные пошлины, собранные за год
Се московской ходок Нечай Григорьев Труфанов Слобоцкие волости дал есми отпись соцкому Конецгорские волости Федору Ефимову Лягалову в том, что яз у него взял по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу денежные казны на нынешной на 127 год за стрелецкие хлебные запасы по новому дозору Ивана Благово с товарищи и по сотной за при-писью дьяка Патрекея Насонова и по приказу Несмеяна Ивановича Чаплина с сохи по двести рублев по росчету сто рублев, а доняти на Конецгорской же во-лосте сорок пять рублев пятнацать алтын полтрети денги, а что денге взял в том и отпись дал, на то послуси Прокопей Никитин Дементьева Борецкие волости да Ларион Третьяков Топеские волости, а отписал на стану на Борку Якунка Иванов лета 7127 июня в 22 день23.
Архив СПбИИРАН. Ф. 27 (Важские акты). Оп. 2. Д. 9
№ 2
22 сентября 1621 г. Грамота об избрании земского судьи и целовальника крестьянами Троецкой, Топецкой, Кургоменской, Тулгасской и Троицкой волостей
Лета 7130 году сентября 22 день по государеву цареву и великаго князя §
<4
Михаила Федоровича всея Русии указу сотцкой Троецкие волости Федор Ва- ^ сильев сын Лыжин, да земские люди Поспел Данилов сын Козмина, да Федо- ^ сей Савельев сын, Самойло Леонтьев сын Подберезной, Федор Сидоров сын я Спицын, Семен Тимофиев сын Сорокин, Ермола Малафиев сын Рябев, Сава Л Данилов сын, Офонасей Иванов сын, Топеские волости староста церковной 'д Симан Семенов сын Енин, Юрве Семенов сын Щипунов, Третьяк Миниев сын '§ Истомин, Яков Еремиев сын, Панфил Олексиев сын, Никита Оксентьев сын ^ Подгорной, Семен Малафиев сын, Лука Васильев сын Малгин, Мирон Гера- ад симов сын, Шестак Онаньин сын, Ларион Макарьин сын Третьяков, Федор Лукин сын, Василей Иванов сын Вантин, Шестак Ермолин сын, Логин Некрасов сын, Михайло Федоров сын Малгин, Федор Семенов сын Лелезенев, Кур- ^ гониские волости сотцкой Юда Семенов сын Корякин, Омельян Мосиев сын .5
оо
Торхов, Федот Тарасов сын, Демид Федосиев сын Новиков, Петр Онтоманов сын, Митрофан Иванов сын Золотиков, Козма Савелев сын, Тулгаские волости сотцкой Ондрей Иванов сын Чюмовской, Марко Полуянов сын, Максим Михайлов сын Путыгин, Шестак Яковлев сын Корякин, и во всех крестьян место Троецкие волости и Топеские и Курьгониские и Тулгаские тех всех волостей сотцкие и крестьяне излюбили есми и выбрали в земские судьи человека добра и душею пряма в Троецкой волосте Кирила Лукоянова сына Зарадных, а в судейские с ним целовалника человека добра и душею пряма Федора Иванова сына Поспелова. Быти им судье Кирилу и целовалнику // Федору в нынешном во 130 году на стану на Борку до Семена дни Летопровотца до 131 году с това-рыщи с ыными с выборными судьи Верхные и Нижные половины Подвинья, ведать им нас крестьян, судити и росправа меж нами чинити вправду по государеву цареву и великая князя Михаила Федоровича всея Руси указу и по его государеву судебнику, другу не дружити, а недругу не мстити, в заемных де-лех, в кабалных и безкабалных, и в боех, и в грабежех, и в земных насилствах, и во всяких обидах праваго делати в правде, а виноватого в вине. А в которых де великих делех судье и целовалнику душегубных, и в розбойных, и в татиных, и в деловых24 с поличным розобрати не мощно, и в таких делех сыскивати судье и целовалнику нас крестьян к запискам на оспросы и на осмотры, имати собою ведущих людей, ково оне излюбят, чтоб у нас в их присуде никакое воровство не делалось, и воровских лихих людей приходу бы и приезду не было, и стану и питья бы просажного25 и корчмы и костарни26 и становщиков костарних од-нюдь не было. И во всем судье нас и целовалнику ведати нас и судити и от воровства оберегати вправду по государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии кресному целованью. Выбор писал земской человек Топеские волости Дмитрейко Мокиев сын 130 году сентября 24 день27.
Архив СПбИИРАН. Ф. 27 (Важские акты). Оп. 2. Д. 12
с^
о м
^ № 3
£
^ 15 сентября 1623 г. Выписка из наказной памяти церковным * старостам четырех волостей Подвинской чети с вызовом их | на стан «на Борок» для распределения по церквам присланных | из Москвы печатных церковных книг
о
Й Выписка из наказной памяти. Лета 7132 сентября в 15 день по государеву
« цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу и па наказной
Й памяте воеводы Семена Федоровича Глебова память от Григорья Едомского подьезнечем28 Корбалские и Ростовские и Конецгорские и Топеские и Троец-^ кие волости церковным старостам и всем крестьяном тех волостей, а в которых
Й волостех старост церковных нет, и ко церковным приходским их священником.
В нынешнем 132 году прислана с Москвы на Вагу с сотником с Осипом Григорьевым государевых печатных пятьдесят книг миней месяца ноября да дват-цеть шесть книг апосталов печатных же, и о тех книгах прислана с ним государева царева и великого князя Михаила всея Русии грамота в Шенкурской к воеводе к Семену Федоровичу Глебову. И указали те книги для просвящения святых Божиих церквей и для церковного богомолья и многолетного здравия роздати на дачи повеля во все чети по храмом, в соборы и в монастыри, а ден-ги за те книги велети имати по цене во что книги списали в печать: за менею по тритцати по одному алтыну по две денги, а за апостол по тритцати по одному алтыну по четыре денги. И вам бы старостам для того государева дела быти на стан на Борок тотчас, а того бы вам не учинити, что не быти для того государева дела, не дожидаяся по себя приставов ис прогонов29.
Архив СПбИИРАН. Ф. 27 (Важские акты). Оп. 2. Д. 17
1 Вовина-Лебедева В. Г. «Съехали в Сибирь...»: Кургоменская волость в петровское время // Азиатская Россия: люди и структуры империи. Омск, 2016. С. 119-125; Дворцовая волость Русского Севера в 1700-х годах / Подг., коммент., ввод. ст. В. Г. Вовиной-Лебеде-вой // Новгородская земля, Санкт-Петербург и Швеция в XVII-XVIII вв.: Сборник статей к 100-летию со дня рождения Игоря Павловича Шаскольского. Труды СПбИ РАН. Вып. 4(20). СПб., 2016. С. 166-247.
2 Архив СПбИИ РАН. Ф. 27. Оп. 2. № 9.
3 Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. I. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления. М., 1909. С. 30.
4 Архив СПбИИ РАН. Ф. 27. Оп. 2. Д. 12.
5 Архив СПбИИ РАН. Ф. 115. Д. 306; Богословский М. М. Земское самоуправление. Т. I. С. 28.
6 Там же. С. 296.
7 См., например: Вовина В. Г. 1) «Освященный собор» в источниках XIV — начала XVI в. // Cahiers du Monde russe. 2005. Vol. 46, N 1-2, Janvier-juin. P. 387-396; 2) Церковные ие- ^ рархи первой половины XVII в. // Правящая элита Русского государства. СПб., 2006. 3 С. 373-405. G
8 Судебники XV-XVI веков / Под ред. Б. Д. Грекова. М.; Л., 1952. С. 355-356. ^
9 Там же. С. 442. ^
10 Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. II. Деятель- S ность земского мира. Земство и государство. М., 1912. С. 177. д
11 Судебники XV-XVI веков. С. 383. ^
12 Богословский М. М. Земское самоуправление. Т. I. С. 269-279; Судебники XV-XVI ве- -д ков. С. 467. Б
13 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины g XVII века. Тексты / Под ред. Н. Е. Носова. Л., 1986. С. 85-91. ад
14 Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Комментарии / Под ред. Н. Е. Носова и В. М. Панеяха. Л., 1987. С. 126. S2
15 Архив СПбИИ РАН. Ф. 27. Оп. 2. № 17. ~
16 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 115 (Колл. рукописных книг). № 306. ^
17 То есть октоиха. .5
св
СО
18 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 115 (Колл. рукописных книг). № 306. Л. 66 об. — 67 об.
19 Там же. Л. 88-89.
20 Там же. Л. 107-108.
21 Там же. Л. 160 об. — 161 об.
22 Там же. Л. 189 об. — 190 об.
23 На об.: В послусех Пронка руку приложил. Послух Ларка Третьяков руку приложил.
24 Можно прочесть также как во(да) и зловых
25 Просажное питье — от сочетания «просадить вино».
26 Места для игры в кости.
27 На об. рукоприкладства: К сему выбору Троецкой поп Яков Михайлов вместо детей своих духовных руку приложил; К сему выбору Николской поп Топеские волости Иван вместо детей своих духовных руку приложил; К сему выбору Ильинской поп Каргомен-ской волости Василийко и в детей своих духовных место руку приложил; К сему выбору Юшко Щипунов руку приложил; К сему выбору Троецкой дьячек Лаверко Дмитреев руку приложил; К сему выбору Ларка руку приложил; К сему выбору Петруша руку приложил; К сему выбору Тулгаской дьячек Васка Петров руку приложил.
28 Подъездчик, сборщик церковной подати — «подъезда».
29 На об.: К сей па[м]ете Гриша Едемской руку приложил. А сию бы память посылати из волости до волости не задержавше суть.
References
BOGOSLOVSKIJ M. M. Zemskoe samoupravlenie na Russkom Severe v XVII v. T.I. Oblastnoe delenie Pomor'ya. Zemlevladenie i obshchestvennyj stroj. Organy samoupravleniya. [Zemsky self-government in the Russian North in the 17th century. Vol. I. Regional division of Pomorie. Land tenure and social order. Self-government bodies]. Moscow, 1909.
BOGOSLOVSKIJ M. M. Zemskoe samoupravlenie na Russkom Severe v XVII v. T. II. Deyatel'nost'zemskogo mira. Zemstvo i gosudarstvo [Zemsky self-government in the Russian North in the 17th century. Vol. II. The activity of the Zemstvo world. Zemstvo and state]. Moscow, 1912.
VOVINA V. G. Cerkovnye ierarhi pervoj poloviny XVII v. [Church hierarchs of the first half of the 17th century] // Pravyashchaya elita Russkogo gosudarstva. St. Petersburg, 2006. S. 373-405.
VOVINA-LEBEDEVA V. G. Kurgomenskaya volost' v konce XVII — nachale XVIII v. [Kurgumensky o volost' at the end of the 17th — the beginning of the 18th century] // Kargopol' i Russkij Sever v istorii i kul'ture == Rossii. X-XXI vv. Materialy XIV Kargopol'skoj nauchnoj konferencii. Kargopol', 2018. S. 82-88.
VOVINA-LEBEDEVA V. G. "Osvyashchennyj sobor" v istochnikah XIV — nachala XVI v. [The "Holy & Cathedral" in the sources of the 14th — beginning of the 16th century] // Cahiers du Monde russ. 2005. Vol. 46, ^ N 1-2, Janvier-juin. P. 387-396.
§ VOVINA-LEBEDEVA V. G. "S'ekhali v Sibir'...": Kurgomenskaya volost' v petrovskoe vremya ["They've gone to Siberia...": Kurgumensky volost' in Peter's time] // Aziatskaya Rossiya: lyudi i struktury imperii. * Omsk, 2016. S. 119-125.
!g Dvorcovaya volost' Russkogo Severa v 1700-h godah [Palace volost' of the Russian North in the 1700s] / g Podg., comment., vvod. st. V. G. Vovinoj-Lebedevoj // Novgorodskaya zemlya, Sankt-Peterburg i SHveciya ^ v XVII-XVIII vv.: Sbornik statej k 100-letiyu so dnya rozhdeniya Igorya Pavlovicha SHaskol'skogo. Trudy jjp SPbI RAN. Vyp. 4(20). St Petersburg, 2016. S. 166-247.
° Zakonodatel'nye akty Russkogo gosudarstva vtoroj poloviny XVI — pervoj poloviny XVII veka. Teksty g [Legislative acts of the Russian state of the second half of the 16th century — the first half of the 17th century. =S Texts] / Pod red. N. E. Nosova. Leningrad, 1986.
g Zakonodatel'nye akty Russkogo gosudarstva vtoroj poloviny XVI — pervoj poloviny XVII veka. Kommentarii ^ [Legislative acts of the Russian state of the second half of the 16th century — the first half of the 17th century. ^ Comments] / Pod red. N. E. Nosova i V. M. Paneyaha. Leningrad, 1987.
^ STEFANOVICH P. S. Prihod i prihodskoe duhovenstvo v Rossii v XVI-XVII vekah [Parish and parish £ clergy in Russia in 16th-17th centuries]. Moscow, 2002. C
Sudebniki XV-XVI vekov [Judicial codes of 15th-16th centuries] / Pod red. B. D. Grekova. Moscow; Leningrad, 1952.
Список литературы
Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. I. Областное деление Поморья. Землевладение и общественный строй. Органы самоуправления. М., 1909.
Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. II. Деятельность земского мира. Земство и государство. М., 1912.
Бовина В. Г. Церковные иерархи первой половины XVII в. // Правящая элита Русского государства. СПб., 2006. С. 373-405.
Вовина-Лебедева В.Г. Кургоменская волость в конце XVII — начале XVIII в. // Каргополь и Русский Север в истории и культуре России. X-XXI вв. Материалы XIV Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2018. С. 82-88.
Вовина-Лебедева В. Г. «Освященный собор» в источниках XIV — начала XVI в. // Cahiers du Monde russ. 2005. Vol. 46, N 1-2, Janvier-juin. P. 387-396.
Вовина-Лебедева В. Г. «Съехали в Сибирь.»: Кургоменская волость в петровское время // Азиатская Россия: люди и структуры империи. Омск, 2016. С. 119-125.
Дворцовая волость Русского Севера в 1700-х годах / Подг., коммент., ввод. ст. В. Г. Вовиной-Лебе-девой // Новгородская земля, Санкт-Петербург и Швеция в XVII-XVIII вв.: Сборник статей к 100-летию со дня рождения Игоря Павловича Шаскольского. Труды СПбИ РАН. Вып. 4(20). СПб., 2016. С. 166-247.
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Тексты / Под ред. Н. Е. Носова. Л., 1986.
Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Комментарии / Под ред. Н. Е. Носова и В. М. Панеяха. Л., 1987.
Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002. Судебники XV-XVI веков / Под ред. Б. Д. Грекова. М.; Л., 1952.
В. Г. Вовина-Лебедева. Три важских акта из Архива СПбИИ РАН
В статье дан анализ нескольких важских актов из Архива СПбИИ РАН, относящихся к Подвин-ской четверти Важского уезда, и в особенности к Кургоменской волости и соседним с нею. Материалы государственных описаний по Ваге сохранились только начиная со второй половины XVII в. Поэтому данные акты представляют большой интерес. В основном они касаются взаимоотношений выборных представителей местного крестьянского сообщества и вышестоящего начальства, как духовного, так и светского.
Ключевые слова: Важский уезд, Подвинская четверть, Кургоменская волость, поповский староста, земский судья. -у
о
Varvara G. Vovina-Lebedeva. Three Vazhsky acts ^
from the Archive of St. Petersburg Institute of RA ^
С
The article provides an analysis of three important old Russian charters from the Archive of St Petersburg g Institute of RAS, connecting with the Podvinsky quarter of Vazhsky district, and in particular to ^ Kurgomenskaya volost' and its neighboring. The materials of state descriptions of Vaga survived only from the 8 second half of the 17th century. Therefore, these acts are of great interest. Mainly relate to the relationship of о elected representatives of the local peasant community and other authorities, both spiritual and secular. .jg
Key words. Vazhsky uyezd, Podvinskaya quarter, Kurgomensky volost', priest elder, zemsky judge. К
tg
Вовина-Лебедева, Варвара Гелиевна — д. и. н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского -Q
института истории РАН
Vovina-Lebedeva, Varvara Gelievna — Dr., leading researcher of St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences.
E-mail: varvara vovina@mail.ru
Oi Я
'S
CO