Научная статья на тему 'Три столетия Якутского Спасского монастыря: историческая ретроспектива и современность'

Три столетия Якутского Спасского монастыря: историческая ретроспектива и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Якутский острог / монашество / Якутский Спасский мужской монастырь / Якутская и Вилюйская епархия / святитель Иннокентий Московский / Якутская и Ленская епархия / архиепископ Роман (Лукин) / игумен Никон (Бачманов) / Yakut ostrog / monasticism / Yakut Spassky Monastery / Yakutsk and Vilyui diocese / St. Innocent of Moscow / Yakutsk and Lena diocese / Archbishop Roman (Lukin) / Abbot Nikon (Bachmanov)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Инна Юрганова, Игумен Иоанн Калугин

Старейшим учреждением духовного ведомства на территории Якутского края является Спасский мужской монастырь, на столетия ставший центром распространения и укрепления Православия в регионе. С основанием монастыря связано начало миссионерской деятельности Русской Церкви в Якутии. Авторы прослеживают историю обители с момента основания (1663) и до завершения его деятельности (1922). Показана архитектура монастырского комплекса, его многоотраслевое хозяйство, значимость как центр духовного управления региона. В статье освещается также и новейшая история монастыря, возрожденного в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three centuries ofthe Yakut Spassky monastery: the historical past and present

The article provides an overview of the oldest institution of the spiritual department in the Yakut region – the Spassky Monastery, which for centuries became the center of the spread and strengthening of Orthodoxy in the region. The founding of the monastery marked the beginning of the missionary activity of the Russian Church in Yakutia. The authors trace the history of the monastery from its foundation (1663) to the end of its activities (1922). The importance of the architecture of the monastery complex and its diversified economy as the center of spiritual governance of the region is emphasized. The authors also give the recent history of the monastery, which was revived in 2013.

Текст научной работы на тему «Три столетия Якутского Спасского монастыря: историческая ретроспектива и современность»

Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2024. Вып. 20. С. Collection of works of the Yakut Theological Seminary. 2024. Issue 20. P.

Научная статья

УДК 242-523.6(571.56)

doi:

Три столетия Якутского Спасского монастыря:

*

историческая ретроспектива и современность

Инна Юрганова1, 2

1 Институт российской истории РАН, г. Москва, Россия, inna.yurganova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7751-8540

2 Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Якутский научный центр СО РАН, г. Якутск, Россия

Игумен Иоанн (Калугин)

Спасский мужской монастырь, Якутская и Ленская епархия Московской Патриархии, г. Якутск, Россия, spas_yakutia@mail.ru

Аннотация. Старейшим учреждением духовного ведомства на территории Якутского края является Спасский мужской монастырь, на столетия ставший центром распространения и укрепления Православия в регионе. С основанием монастыря связано начало миссионерской деятельности Русской Церкви в Якутии. Авторы прослеживают историю обители с момента основания (1663) и до завершения его деятельности (1922). Показана архитектура монастырского комплекса, его многоотраслевое хозяйство, значимость как центр духовного управления региона. В статье освещается также и новейшая история монастыря, возрожденного в 2013 г.

Ключевые слова: Якутский острог, монашество, Якутский Спасский мужской монастырь, Якутская и Вилюйская епархия, святитель Иннокентий Московский, Якутская и Ленская епархия, архиепископ Роман (Лукин), игумен Никон (Бачманов)

Для цитирования: Юрганова И., Иоанн (Калугин), игумен. Три столетия Якутского Спасского монастыря: историческая ретроспектива и современность // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2024.

* Статья публикуется по: Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2018. Вып. 5. С. 25-32.

Вып. 20. С.

© Юрганова И., Иоанн (Калугин), игум. Якутск, 2024 Original article

Three centuries ofthe Yakut Spassky monastery: the historical past and present*

Inna Yurganova 1 2

1 Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, inna.yurganova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7751-8540

2 Institute of Humanitarian Studies and Problems of Small Peoples of the North SB RAS, Yakutsk, Russia

Hegumen John (Kalugin)

Spassky Monastery, Yakutsk and Lena Diocese of the Moscow Patriarchate, Yakutsk, Russia, spas_yakutia@mail.ru

Abstract. The article provides an overview of the oldest institution of the spiritual department in the Yakut region - the Spassky Monastery, which for centuries became the center of the spread and strengthening of Orthodoxy in the region. The founding of the monastery marked the beginning of the missionary activity of the Russian Church in Yakutia. The authors trace the history of the monastery from its foundation (1663) to the end of its activities (1922). The importance of the architecture of the monastery complex and its diversified economy as the center of spiritual governance of the region is emphasized. The authors also give the recent history of the monastery, which was revived in 2013.

Keywords: Yakut ostrog, monasticism, Yakut Spassky Monastery, Yakutsk and Vilyui diocese, St. Innocent of Moscow, Yakutsk and Lena diocese, Archbishop Roman (Lukin), Abbot Nikon (Bachmanov)

For citation: Yurganova I.I., Hegumen J. (Kalugin) Tri stoletiya Yakutskogo Spasskogo monastyrya: istoricheskaya retrospektiva i sovremennost' [Three centuries of the Yakut Spassky Monastery: historical retrospective and modernity]. Sbornik trudov Yakutskoj duhovnoj seminarii-

* The article is published in: Collection of works of the Yakut Theological Seminary. 2018. Issue 5. P. 25-32.

Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary, Yakutsk, 2024, Issue 20, P. http://

Спасский мужской монастырь был основан в 1663-1664 гг. в Якутском (Ленском) остроге. Имеется предположение и косвенные упоминания, что обитель существовала и ранее, до переноса острога с Гимадайского урочища, так как сведения о первых монашествующих относятся к 1640-м годам. Однако официальной датой основания монастыря принято считать 1663 г., так как этим годом датируются челобитные, отправленные служилыми людьми острога на имя царя и Сибирского митрополита. Источники сохранили сведения об инициаторах челобитных - якутском воеводе Иване Большом Голенищеве-Кутузове и избранном на должность строителя монастыря служилом человеке Иване Афанасьевиче Овчинникове. После получения благословения обитель начала свое существование.

Так, в далекой и еще не известной миру Якутии, при отсутствии постоянного сообщения с центром страны, среди языческой ментальности, при незначительной доле православного населения, возник очаг христианства, на столетия ставший центром распространения и укрепления Православия в регионе.

В связи с территориальной удаленностью, в XVII—XVIII вв. монастырь не имел постоянной связи с Тобольском, и его наместник, возглавляя немногочисленное духовенство края, вступал во взаимоотношения с местной гражданской властью, разбирал споры и конфликты в среде самого духовенства.

С первых лет деятельности монастырь становится крупнейшим сооружением Якутского острога. Основой его композиции стал геометрически правильный четырехугольник, в пределах которого симметрично размещались храмы, монашеские кельи и хозяйственные постройки. К концу XVII - началу XVIII в. формируется архитектурно-планировочная схема монастыря, сохранившаяся и в дальнейшем, несмотря на многочисленные пожары, перестройки и восстановления [1, с. 97]. Монастырю принадлежит особая роль в развитии храмового зодчества, так как его основание стало началом строительства особого типа церковных сооружений - надвратных часовен с высоким шатровым завершением с прирубами и пришедшим им на смену деревянным храмам с пятиглавым завершением (например, Спасская монастырская церковь) [2, с. 5].

С основанием монастыря связано начало миссионерской деятельности Русской Церкви в Якутии, так как именно из монастыря

направлялись миссионеры и миссии для христианизации местного населения. В 1735 г., по распоряжению епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия (Неруновича), наместником Спасского монастыря архимандритом Нафанаилом на средства местного духовенства на территории монастыря была открыта школа, действовавшая в 1736-1744 гг., первыми учениками которой стали 15 якутских детей [3, с. 99].

В монастыре было создано крупнейшее в крае многоотраслевое хозяйство, и уже к концу XVII в. обитель владела соляными варницами, сенными покосами, пашенной землей и скотом. На заимках выращивали зерновые и огородные культуры. Монахи Спасского монастыря одними из первых в суровых условиях Якутии начали заниматься земледелием и культивировать зерновые культуры.

Монастырь являлся центром благочестия и христианского просвещения. Службы здесь совершались часто, «... пение было тихое, приятное, заунывное, на старый лад ...» [2, с. 53]. Своим церковным благолепием и торжественностью богослужения Якутская Спасская обитель привлекала всех — как русских, так и якутов, приезжавших сюда из дальних улусов.

Монастырская братия была немногочисленной. Но несмотря на сложность климатических условий, монахи и послушники усердно трудились над благолепием монастыря, возводили храмы, кельи и хозяйственные постройки, отправлялись в далекие и сложные миссионерские поездки, учили население грамоте, возделывали земли, разводили скот, ловили рыбу, варили соль, мололи муку, обеспечивая себя и нуждающихся пропитанием и жильем. В обители никогда не прекращалась монашеская молитва, и со всех уголков края в этот духовный центр стекались православные люди на богомолье и за советами монахов.

Середина XVIII в. стала временем испытаний для русского монашества. Превращение России в империю, абсолютизация монаршей власти и ослабление политической мощи Церкви обусловили переход к качественно новому этапу в истории русского Православия. Согласно секуляризационной политике, все монастыри были переведены на государственное (казенное) содержание, разделены на классы; часть из них была ликвидирована, а часть была выведена за штат (без содержания).

В начале XVIII в. в Восточной Сибири действовало 14 монастырей (12 мужских и 2 женских), имевших статус самостоятельных, из которых 7 обителей, в том числе и Спасский монастырь в Якутске, были включены

в состав Иркутской епархии. В рамках мероприятий по секуляризации 5 монастырей епархии были отнесены к 3-му классу, а Нерчинский Успенский и Якутский Спасский были оставлены за штатом. И так как епархия не могла содержать два монастыря, было принято решение о ликвидации Нерчинского монастыря, братия которого должна была переехать в Якутск [4, с. 67].

Очевидно, что сохранение Якутского монастыря связано, прежде всего, с его ролью и значимостью в распространении христианского влияния на окраинной территории. Но монастырское хозяйство было ликвидировано, конный и рогатый скот продан, и до начала XIX в. монастырь находился на положении городского прихода, чье скудное содержание обеспечивалось только пожертвованиями прихожан.

Однако обитель по-прежнему оставалась центром духовного правления и миссионерства в крае. Здесь останавливались посещавшие Якутию иркутские епархиальные архиереи - епископы Иннокентий (Нерунович) (в 1735 и в 1741 гг.) и Софроний (Кристалевский) (в 1756 г.), архиепископ Нил (Исакович) (в 1834 г.).

В 1798 г. по ходатайству иркутского епископа Вениамина (Багрянского) Спасский монастырь был включен в 3-й класс с учреждением архимандритского наместничества (и, соответственно, стал получать государственное содержание), а в 1836 г. - во 2-й класс. Была установлена численность штата обители: 17 человек, в том числе архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 5 послушников.

В 1800-1817 гг. при Якутском Спасском монастыре вновь действовала школа, открытая по прошению князьца Кангаласского уезда И. Шадрина «... для обучения христианскому закону якутского юношества» [5, Ф. 50. Оп. 1. Д. 1067. Л. 132 об.-134 об.]. С 1818 г. на территории монастыря начало свою работу духовное училище.

В 1850 г. по инициативе архимандрита Самуила и благословлению архиепископа Нила в Якутске впервые был перелит (с добавлением в него меди для лучшего звучания) и поднят на колокольню большой 200-пудовый колокол [6, Ф. 225-и. Оп. 1. Д. 1035. Л. 7]. По воспоминаниям современников, это стало значительным событием в жизни города, а колокол получил название «Самуиловский» [7, с. 59].

Не оставлял монастырь и тех, кто обращался за помощью. На духовном попечении обители находилась якутская гражданская больница, тюремный замок. Во время миссионерских поездок монахи проводили вакцинацию населения от оспы [6, Ф. 228-и. Оп. 1. Д. 291. Л.

Таким образом, с середины XVIII до середины XIX в. Спасский монастырь, утеряв значимость крупного хозяйствующего субъекта, по-прежнему оставался центром духовного управления, миссионерской политики и духовного образования Якутии.

В 1853-1860 гг. в Якутском монастыре располагалась кафедра архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия (Вениаминова). Пребывание Святителя превратило обитель в центр епархиального управления. Будучи миссионером, архиепископ сосредоточил в монастыре управление миссионерской деятельностью обширных Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов.

Начинается возрождение и экономической составляющей обители. Осуществляется активное строительство: были построены 2-этажный деревянный корпус с крестовою церковью во имя иконы Божией Матери «Скорбящая»; с юго-западной стороны - каменные монашеские кельи с трапезной; внутри монастырской ограды -каменная кузница, две деревянные бани, амбары с погребом, караулка, а также два деревянных здания вне ограды.

По уже сложившейся традиции на территории Спасского монастыря были сосредоточены духовные образовательные учреждения Якутии. Их статус значительно повышается в связи с перенесением в Якутск духовной семинарии.

После образования Якутского викариатства в составе Камчатской епархии (1858 г.) наместником монастыря становится викарный епископ.

В декабре 1869 г. был подписан императорский указ об образовании с 1870 г. Якутской епархии. Единственным монастырем на ее территории продолжал оставаться Спасский мужской монастырь, переданный в подчинение епархиальному архиерею. Монастырь имел статус второклассного с определенным законодательством жалованием. Средства, выделяемые хозяйственным управлением Синода на содержание монастыря в 1870-1917 гг., оставались неизменными и составляли 1 346 руб. 81 коп. в год [6, Ф. 226-и. Оп. 1. Д. 27. Л. 10; Д. 560. Л. З; Д. 2184. Л. 18; Д. 2911. Л. 24; Д. 3605. Л. 78-79].

В 1886 г. на монастырской территории было построено здание духовной консистории; с 1913 г. началось строительство каменного архиерейского дома. К монастырю относилась домовая архиерейская Владимирская церковь, заложенная на частные пожертвования в 1891 г.

В 1904 г. обитель была соединена с архиерейским домом -«Якутский архиерейский дом и соединенный с ним Спасский

монастырь».

В начале XX в. на монастырской территории были расположены все наиболее значимые учреждения духовного ведомства Якутской и Вилюйской епархии: духовная консистория, епархиальное попечительство, ревизионный комитет, комитет миссионерского общества, церковно-миссионерское братство Христа Спасителя, епархиальный училищный совет, духовное училище и семинария, Якутский отдел Палестинского общества и др. [8, с. 43-46].

Выполняя Декрет об отделении Церкви от государства (1918 г.), советская власть стремилась ограничить деятельность духовного ведомства. В 1920 г. был ликвидирован Якутский епархиальный совет, начались аресты священнослужителей, стали закрываться церкви. Попыткой выжить в новых исторических условиях стала организация в 1919-1922 гг. монастырской Спасской сельскохозяйственной общины во главе с наместником [6, Ф. 55. Оп. 12. Д. 1]. Но собственность обители была национализирована. В одном из зданий монастыря в 1923-1974 гг. размещался Центральный государственный архив ЯАССР. В 1930-е гг. на территории обители проходили выставки достижений народного хозяйства. В настоящее время там расположен Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера имени Ем. Ярославского - руководителя Всесоюзного общества безбожников и вдохновителя антирелигиозной кампании.

23 февраля 1993 г. решением Святейшего Синода была образована Якутская епархия Русской Православной Церкви. Трудами архиереев, возглавлявших Якутскую кафедру, начинается возрождение храмов и часовен, организация общин верующих. Но древний монастырь Северо-Востока России все еще оставался в забвении.

Следует отметить, что за годы власти Советов от монастыря почти ничего не осталось: большинство построек, будучи деревянными, сгорело или было снесено. Разобраны были каменные Спасский собор и келейный корпус, уничтожены Вознесенский храм, здание консистории, каменная колокольня и монастырское кладбище, где покоились деятели образования, градоначальники, почетные жители, выдающиеся миссионеры, монахи и священники, трудившиеся на благо Якутии. Сохранилось только ставшее главным корпусом музея каменное здание архиерейских покоев.

В 2011 г. епископ Якутский и Ленский Роман (ныне архиепископ) высказал намерение возродить древнюю обитель. Ответственным за ее восстановление был назначен иеромонах Никон (Бачманов). Монастырю была возвращена незначительная часть территории. Ранее

на ней располагался один из храмов обители, но в 2011 г. там было лишь болото с остатками сгоревшего здания.

19 августа 2011 г., после проведения работ по расчистке территории, состоялось освящение места для строительства первого в новейший период истории Якутии монастырского храма. Капсула в основание храма была заложена епископом Якутским и Ленским Романом и архиепископом Курским и Рыльским Германом. Чин освящения места для строительства храма был совершен ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Гатчинским Амвросием в присутствии епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, а также представителей республиканской власти и общественности.

Для проведения регулярных богослужений на территорию восстанавливаемого монастыря доставили небольшой вагончик, который и стал временным храмом. Хозяйственное строение использовалось как келейный корпус, где встречали гостей и паломников, проводили уроки воскресной школы, социальные мероприятия и благотворительные трапезы для нуждающихся.

Уже 19 апреля 2012 г. при поддержке ктитора монастыря С. Ю. Немировского началось строительство: была освящена и забита первая свая. А еще через четыре месяца, 18 августа 2012 г., епископом Якутским и Ленским Романом и епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом в сослужении многочисленного духовенства и при большом стечении верующих якутов был освящен первый из объектов будущего монастырского комплекса - деревянный Спасский храм. Тогда в Якутск была привезена православная святыня - чудотворная Моздокская икона Божией Матери, находившаяся в Спасской обители во время освящения.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 октября 2013 г. был восстановлен Якутский Спасский монастырь с назначением на должность наместника иеромонаха Никона (Бачманова) [9].

Осенью 2014 г. на месте, где ранее находилось здание духовной консистории, завершилось строительство келейного корпуса. На первом этаже расположилось антикафе «Трапезная», зарекомендовавшее себя в качестве площадки для проведения социально ориентированных мероприятий и места встреч активистов молодежного отдела Якутской епархии. В октябре 2014 г. в корпусе была открыта музейная комната «Келья святителя Иннокентия».

На втором этаже располагаются кельи монахов и послушников. В

2014 г. число насельников монастыря составляло 10 человек (игумен, четыре иеромонаха и пять послушников).

Братия обители занимается духовным окормлением социальных учреждений (онкологической больницы, хосписа, отделения фтизиатрии, тюрьмы для заключенных с туберкулезными заболеваниями, отделения социальной адаптации «Тирэх», хатасской участковой больницы, республиканской библиотеки для слепых и др.) и организацией богослужебной жизни в районах и населенных пунктах Якутии.

Во время короткого северного лета плодоносит подсобное монастырское хозяйство (огород), где успешно практикуется выращивание привычных для Якутии овощных культур и апробация новых сортов растений, выведенных местными селекционерами.

Одним из важных направлений деятельности Спасского монастыря является работа воскресной школы для детей и взрослых, на занятиях которой изучаются не только основы богословия, православная культура и традиции, но и история и культура Якутии. В детской воскресной школе также занимаются краеведением. Ее учащиеся принимают активное участие в православных праздниках и посещают социальные учреждения.

За пять лет возрожденный из небытия Спасский монастырь достиг значительных результатов: возвращена часть исторической территории, построены храм и келейный корпус, восстановлена богослужебная жизнь, действуют социальные проекты, воскресные школы, антикафе, открыта музейная комната «Келья святителя Иннокентия».

История старейшего учреждения Русской Православной Церкви на якутской земле отражает историю распространения и укрепления Православия в Якутии. На протяжении столетий Спасский монастырь был оплотом Православия в одном из отдаленных регионов Российского государства. Он пережил как времена расцвета, так и сложные периоды. И сегодня отрадно осознавать, что в начале XXI в. история монастыря продолжается и он, как и прежде, выполняет важную историческую миссию.

Список источников

1. Крадин Н. П. Традиции и региональное своеобразие Спасского монастыря в Якутии / Н. П. Крадин, Д. С. Масленникова // Россия и АТР. 2013. № 2 (80). С. 94-103.

2. Петров П. П. Градоякутские православные храмы / П. П. Петров. Якутск: Бичик, 2000.

3. Юрганова И. И. Якутский Спасский монастырь: этапы деятельности / И. И. Юрганова // Гуманитар. исслед. в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 4 (30). С. 96-104.

4. Наумова О. Е. Иркутская епархия. XVII — первая половина XIX в. / О. Е. Наумова; науч. ред. д-р ист. наук, проф. И. В. Наумов. Иркутск, 1996.

5. Государственный архив Иркутской области.

6. Национальный архив Республики Саха (Якутия).

7. Явловский П. П. Летопись города Якутска от его основания до настоящего времени / П. П. Явловский. Якутск, 2004. Т. 2.

8. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории) / И. И. Юрганова. Якутск, 2007.

9. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви № 123 от 2 октября 2013 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.patriarchia.ru/db/text/3275888.html (дата обращения: 31.08.2018).

References

Информация об авторах

Юрганова Инна Игоревна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Якутский научный центр СО РАН.

Игумен Иоанн (Виталий Алексеевич Калугин) - бакалавр теологии (Якутская духовная семинария), настоятель Спасского мужского монастыря г. Якутска.

Information about the authors

Yurganova Inna Igorevna, Doctor of Historical Sciences, leading researcher at the Institute of Russian History of the Russian Academy of

Sciences, leading researcher at the Institute of Humanitarian Studies and Problems of Indigenous Peoples of the North, Yakut Scientific Center SB RAS.

Hegumen John (Vitaly Alekseevich Kalugin), Bachelor of Theology (Yakutsk Theological Seminary), rector of the Spassky Monastery in Yakutsk.

Статья принята к публикации 09.02.2024.

The article has been accepted for publication 09.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.