активного вещества, не опосредованная стремлением личности к уходу от реальности с целью создания иллюзорной зоны комфорта, что свойственно аддиктивному поведению.
Таким образом, аддиктивное поведение, в понимании ученых, имеет следующую специфику: стремление личности к уходу от реальной действительности посредством создания иллюзорной зоны комфорта, позволяющая ей, в измененном состоянии сознания, ощущать удовлетворение потребностей, которые личность отказывается удовлетворять естественным путем (без применения ПАВ).
Е.В. Змановская под зависимостью понимает «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [3], выделяя нормальную зависимость, присущую всем людям: привязанность к близким людям, зависимость от воздуха, воды, еды, и чрезмерную, порождающую различные проблемы, включая нарушение потребностей. Зависимость включает, собственно, нормальную зависимость и аддиктивное поведение, под которым понимается злоупотребление объектом зависимости, вид девиантного поведения [3].
Таким образом, под нормальной зависимостью понимается привязанность к жизненно важному объекту, позволяющему удовлетворить те или иные потребности с целью адаптации. Под аддиктивным поведением как формой патологической зависимости понимается стремление личности к уходу от реальной действительности посредством иллюзорной адаптации (иллюзорного удовлетворения возникающих потребностей или решения жизненных трудностей). То есть ключевое различие состоит в том, что, при нормальной форме зависимости субъект приспособляется к изменяющимся условиям жизни, при патологической - отказывается приспособляться, испытывает бессилие по отношению к возникающим жизненным трудностям, и, как следствие, стремиться «убежать» от них, создать иллюзорную зону комфорта, то есть, по сути, выражать отсутствие действий по принятию мер под давлением чувства бессилия.
Литература
1. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.-768 с.
2. Братусь Б.Г. Аномалии личности / М.: Мысль, , 1988.- 301 с.
3. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
References
1. Rukovodstvo po addiktologii / Pod red. prof. V. D. Mendelevicha. SPb.: Rech', 2007.-768 s.
2. Bratus' B.G. Anomalii lichnosti / M.: Mysl', , 1988.- 301 s.
3. Zmanovskaja E. V. Deviantologija: (Psihologija otklonjajushhegosja povedenija): Ucheb. Posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. - 288 s.
Микуц О. В.
Аспирантка кафедры социальной психологии и управления,
Кубанский государственный университет ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрено понятие жизнестойкости как основного ресурса преобразования жизненных событий в новые возможности. Автор предлагает, что жизнестойкость связана с формированием более ценностных ориентаций, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.
Ключевые слова: жизнестойкость, стресс, С. Мадди, смирение, поиск вдохновения.
Mikuts O.V.
Postgraduate student of the Department of social psychology and management,
Kuban state University
THE THREE COMPONENTS OF RESILIENCE
Abstract
The article considers the concept of resilience as the main resources satrans- form life events into opportu nities. The author invites that resilience is associated with the formation of more valuable governmental orientations, corresponding to the realities of today.
Keywords: resilience, stress, S. Maddi, humility, searching for inspiration.
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного челове- ка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе полити ческими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными.
В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций и особо трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: это Н. В. Тарабрина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н. Н. Пуховский и др. [1].
В условиях ломки старых отношений, изменения поведенческих моделей и ценностных систем возрастает актуальность изучения личностных качеств, которые помогают человеку эффективно справляться с нарастающей напряженностью и темпом современной жизни [2]. Старые нормы и жизненные ценности, господствовавшие ранее в общественном сознании, во многом не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, но продолжают оказывать давление на личность
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью жизнестойкости и механизмов ее развития, а также слабой разработан ностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия.
Как известно, в жизни каждого человека постоянно присутствует множество проблем. Каждый день ему приходится что-то решать, преодолевать трудности, словом, не сдаваться, и всё равно добиваться своего. Одни проблемы исчезают , однако появляются новые и если человек, успешно преодолевает трудности, то он может почувствовать, что такое успех.
Могут возникнуть ситуации, решить которые, чрезвычайно затруднительно и очень сложно, как бы сильно человек этого не хотел и как бы он, к этому не стремился. При этом забыть о своей неудаче тоже нельзя, настолько сильно она для тебя была значима и так тебя задевает. Это может быть любое несчастье: смерть близкого человека, лишение крова, имущества, крыши над головой, измена любимого человека, смерть детей, в общем, всё, что способно лишить нас надежды на светлое будущее и желания жить.
С. Мадди. полагает, что ключом к жизнестойкости являются три базовые установки:
1. Вовлеченность - уверенность в том, что в трудных ситуациях, лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.
121
2. Контроль - убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней. Противоположностью контроля является беспомощность.
3. Принятие риска - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы. [3].
С. Мадди считает, что жизнестойкие люди в любых условиях стараются строить отношения на основе взаимопомощи и взаимоподдержки. Также он утверждал, что для обеспечения жизнестойкости необходим трансформационный копинг. Другими словами, нужно извлечь мудрость, урок из своих неудач, не сдаваться и продолжать действовать, но действовать осмысленно, мудро, понимая, что происходит и к чему это приведёт.
Однако, встаёт закономерный вопрос: все ли жизненные ситуации можно решить подобным способом, опираясь на эти три установки? Например, как можно извлечь мудрость из смерти любимого родного ребёнка? Как можно забыть о смерти единственного любимого человека или простить убийство, поджог, изнасилование в школе маленькой, ни в чём неповинной девочки, которая теперь всю жизнь будет вынуждена жить с этой болью? Разве эти ситуации могут быть оправданы (извлечь смысл - трансф. копинг)? Разве можно суметь позитивно на них посмотреть - изменить свой взгляд (установка контроль)? Или рискнуть и изменить всю свою жизнь? Например, уехать в другой город (установка риск). А может быть нужно просто быть почаще среди людей, которые тебя будут поддерживать?
Психология стресса показывает, что существует два способа, с помощью которых психологические факторы влияют на стрессовые ситуации. Первый способ - это оценка ситуации. Человек начинает задаваться вопросом, является ли стресс для него угрозой, сможет ли он побороть его. Второй способ - это воздействие на реакцию человека. Он влияет на поведение, на способ преодоления стрессовой ситуации [4].
Стресс возникает из-за многих факторов. Это может быть и врожденная слабость организма, подверженность заболеваниям, взгляды и убеждения человека, внешние факторы, умение индивида бороться со сложной ситуацией. Врожденная уязвимость и внешние обстоятельства чаще всего неконтролируемы, но развитие жизнестойкости позволяет смягчить их последствия.
Жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Мы перестаем пони мать стресс как нечто травматичное или опасное, ведь убеждения заставляют нас думать, что мы можем изменить ход событий, добавляют уверенности в себе.
Жизнестойкость толкает нас на активные действия. Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет чело века делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздо ровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.
Какие бы человеку не приводились разумные доводы, как бы он всего этого не понимал, и не находил смысл, как бы не менял ситуацию, не увеличивал число друзей, он никогда не забудет о своей боли. Он будет молча страдать, потому что где бы человек не находился, как бы не старался убежать от проблем, или, наоборот, активно их решить, реальность всё равно будет оставаться неизменным фактом [5].
Можно ли научиться справляться с подобными ситуациями или это «неизбежная кара», которая может постигнуть каждого? Как научиться с этим справляться, что нужно взять за основу? В противополож ность С. Мадди, мы предполагаем, что когда встаёт вопрос о трудной неизбежной ситуации, которую уже нельзя никак исправить, изменить, что-то сделать, нужно во внимание принять следующие установки:
Смирение - это принятие ситуации, которую уже никак нельзя изменить, как бы ты ни старался. Это вовсе не означает сдаваться и пасовать перед трудностями. И не означает это пытаться кого-то или что-то оправдать, посмотреть позитивно на то, что нельзя назвать позитивным. Это означает понять, что так надо и перестать пытаться бороться с ситуацией. Смирение невозможно без религиозности - веры в Бога.
Принятие себя, не смотря ни на что - следующий шаг. В каких сложных непреодолимых обстоятельствах не оказывался бы человек, он просто обязан уметь принять себя. Принять себя, означает простить и перестать винить; означает полюбить себя и с уважением к себе относиться. Это равносильно обещание самому себе: «Я всё равно не сдамся, какая бы у меня судьба ни была, что бы ни произошло и каким бы я плохим я не был. Я люблю себя, не смотря ни на что». Для этого должна быть хорошая самооценка.
Поиск вдохновения и само вдохновение - это то, что заставляет переключаться на любимое дело, на других не менее важных людей, придаёт силы жить и создавать что-то новое. Без вдохновения не справиться с ситуацией. Это творчество, осознание, что ты делаешь что-то уникальное, важное и возможно даже великое, пусть и неоцененное никем.
Эти три установки и определяют понятие «пережить». Подводя итог, можно сказать о том, что все три установки взаимосвязаны между собой и идут в строго определённом порядке. Без них невозможно справиться ни с одной серьёзной проблемой. Смирение - это не признак слабости и это не мудрость. Оно не даст забыть о ране, оно превратит её в рубец, шрам, с которым можно будет дальше жить, а не существовать.
Литература
1. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 56 - 65.
2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
3. Khoshaba D., & Maddi, S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. - Spring. - 1999. - Vol. 51. - N 2. -Р. 106 - 117.
4. Clarke D.E. Vulnerability to stress as a function of age, sex, locus of control, Hardiness and Type A personality // Social Behavior and Personality. - 1995. - Vol. 23. - N 3. - Р. 285 - 286.
5. Rush M.C., Schoael W.A., Barnard S.M. Psychological resiliency in the public sector: "Hardiness" and pressure for change //
Journal of Vocational Behavior. - 1995. - Feb 46(1). - Р. 17 - 39
References
1. Leont'ev D.A. Lichnostnoe v lichnosti: lichnostnyj potencial kak osnova samodeterminacii // Uchenye zapiski kafedry obshhej psihologii MGU im. M.V.Lomonosova. Vyp. 1 / Pod red. B.S.Bratusja, D.A.Leont'eva. - M.: Smysl, 2002. - S. 56 - 65.
2. Maklakov A.G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizacija i prognozirovanie v jekstremal'nyh uslovijah // Psihologicheskij zhurnal. - 2001. - T. 22. - № 1. - S. 16 - 24.
3. Khoshaba D., & Maddi, S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journal. - Spring. - 1999. - Vol. 51. - N 2. -R. 106 - 117.
4. Clarke D.E. Vulnerability to stress as a function of age, sex, locus of control, Hardiness and Type A personality // Social Behavior and Personality. - 1995. - Vol. 23. - N 3. - R. 285 - 286.
5. Rush M.C., Schoael W.A., Barnard S.M. Psychological resiliency in the public sector: "Hardiness" and pressure for change
122