Научная статья на тему '«ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ» КАК СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДДИЗМА'

«ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ» КАК СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДДИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
309
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм / духовно-нравственные ценности / «три основы пути» / отречение / Четыре благородные истины / сострадание / воззрение / мудрость / Buddhism / spiritual and moral values / three Pillars of the Path / non-attachment / Four Noble Truths / compassion / outlook / wisdom

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лиджиева Екатерина Николаевна

Статья посвящена изучению духовно-нравственных ценностей буддизма, имеющих гуманистическую и альтруистическую основу. В статье подробно раскрывается система буддийских духовно-нравственных ценностей, которая базируется на «трех основах пути», ведущих к избавлению от страданий и достижению освобождения. Согласно буддийскому учению, «три основы пути», включающие развитие отречения, сострадания и правильного воззрения, представляют собой поэтапную целостную систему, способствующую последовательному духовному самосовершенствованию и актуализации потенциала ума, освобожденного от неведения и иных омрачений. Автор приходит к выводу, что буддийский подход к системе ценностей смог бы стать одним из тех оплотов, который бы послужил формированию духовно-нравственной основы развития современного общества на базе общепризнанных гуманистических идеалов и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF BUDDHISM

The article examines spiritual and moral values of Buddhism which have a humanistic and altruistic basis. The article reveals in detail the system of Buddhist spiritual and moral values based on the Three Pillars of the Path leading to salvation from suff ering and attaining liberation. According to Buddhist teaching, Three Pillars of the Path, that include development of non-attachment, compassion and correct outlook, are a gradual comprehensive system that promotes consistent spiritual selfimprovement and actualization of mind’s potential, released from ignorance and other obscurations. The author comes to conclusion that the Buddhist approach to the value system could be one of those pillars that would form spiritual and moral basis for society’s development based on generally accepted humanistic ideals and principles.

Текст научной работы на тему ««ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ» КАК СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДДИЗМА»

УДК 24-1 ББК Э35-16

DOI: 10.53315/1995-0713-2023-57-1-110-115

Е.Н. Лиджиева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

«ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ» КАК СИСТЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДДИЗМА

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования

Российской Федерации (№075-03-2022-119/1 «Буддизм и глобальные вызовы современного мира»)

Статья посвящена изучению духовно-нравственных ценностей буддизма, имеющих гуманистическую и альтруистическую основу. В статье подробно раскрывается система буддийских духовно-нравственных ценностей, которая базируется на «трех основах пути», ведущих к избавлению от страданий и достижению освобождения. Согласно буддийскому учению, «три основы пути», включающие развитие отречения, сострадания и правильного воззрения, представляют собой поэтапную целостную систему, способствующую последовательному духовному самосовершенствованию и актуализации потенциала ума, освобожденного от неведения и иных омрачений. Автор приходит к выводу, что буддийский подход к системе ценностей смог бы стать одним из тех оплотов, который бы послужил формированию духовно-нравственной основы развития современного общества на базе общепризнанных гуманистических идеалов и принципов.

Ключевые слова: буддизм, духовно-нравственные ценности, «три основы пути», отречение, Четыре благородные истины, сострадание, воззрение, мудрость.

E.N. Lidzhieva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF BUDDHISM

The article is written in the framework of state order of the Ministry of Science and Higher Education

of the Russian Federation (#075-03-2022-119/1 "Buddhism and Global Challenges of Modern World")

The article examines spiritual and moral values of Buddhism which have a humanistic and altruistic basis. The article reveals in detail the system of Buddhist spiritual and moral values based on the Three Pillars of the Path leading to salvation from suffering and attaining liberation. According to Buddhist teaching, Three Pillars of the Path, that include development of non-attachment, compassion and correct outlook, are a gradual comprehensive system that promotes consistent spiritual self-improvement and actualization of mind's potential, released from ignorance and other obscurations. The author comes to conclusion that the Buddhist approach to the value system could be one of those pillars that would form spiritual and moral basis for society's development based on generally accepted humanistic ideals and principles.

Key words: Buddhism, spiritual and moral values, three Pillars of the Path, non-attachment, Four Noble Truths, compassion, outlook, wisdom.

Духовное совершенствование человека, его интеллектуальное и культурное обогащение являются основой становления и гармоничного развития личности. Первостепенную роль в этом играют духовно-нравственные ценности, одним из важнейших источником которых являются традиционные религии: христианство, буддизм, ислам. Религия является необходимым элементом общественной жизни, она как форма духовного освоения мира осуществляет мысленное его преобразование, в ходе которого

вырабатывается определенная система норм и ценностей, «через призму которых человек осознает себя и мир вокруг себя» [10, с.17].

В настоящее время социокультурная ситуация требует поиска общепризнанных и социально значимых ценностей, способных сформировать духовно-нравственную основу развития общества в постоянно меняющемся глобализирующемся мире. В связи с этим актуальным представляется обращение к буддизму, который рассматривается как религиозно-философское учение, вносящее на протяжении своей долгой истории огромный вклад в выработку и определение духовно-нравственных ценностей, универсальных идеалов и жизненных смыслов человеческого бытия.

Система традиционных буддийских ценностей, прежде всего, включает в себя общепризнанные духовно-нравственные ценности, которые не утратили свою актуальность и для современного поколения: любовь, сострадание, милосердие, мудрость, терпимость, справедливость и т.д. Буддизм, развивая данные общепризнанные ценности, стремится к взращиванию в человеке добродетелей с целью постижения им истинного смысла существования - достижение совершенного счастья и избавление от всех страданий. Согласно буддийскому учению, счастье - это состояние полного освобождения ума от омрачений или «клеш»: неведения, привязанности и гнева и т.д. Клеши как проявления омраченного состояния ума представляют собой «ментальные факторы, которые загрязняют изначально чистую, ясную природу сознания и служат главной причиной сансары как циклического способа бытия» [14, с.172]. В свою очередь, сансара является результатом загрязненности сознания омрачениями и зависимости от перерождений. К избавлению от основных ядовитых форм сознания ведут «три основы пути», входящие в систему буддийских духовно-нравственных ценностей. «Три основы пути» являются своеобразными противоядиями, которые нейтрализуют действие трех ядов ума (неведения, привязанности и гнева).

Первый путь - это путь развития отречения, которое является противоядием к привязанности. Отречение - это состояние ума, характеризующееся пониманием страдательной природы сансары и, как следствие, стремлением освободиться от нее. Традиционно под объектом отречения понимается страдание в сансарическом колесе бытия в целом, а также причины этого страдания. Основной причиной страданий, согласно буддийскому учению, является привязанность к сансаре, которая служит механизмом постоянного воспроизводства циклического бытия и страдания. Без развития отречения не представляется возможным устранить порочный круговорот рождений под властью омрачений.

Развитие отречения предполагает два основных направления размышления и созерцания: первое условно направлено «вниз», на страдания в колесе сансары и «порочность циклов перерождений под контролем омрачений и вызывает отвращение к сансаре; другое направлено «вверх», к освобождению» [15, с.130]. Направленное «вниз» отречение содержит в себе желание отказаться не только от страданий, избавиться от них, но и от озабоченности этой жизнью в целом с целью сосредоточения на обретении лучших обстоятельств и условий в последующих перерождениях. Другое направление отречения характеризуется как желанием освободиться от страданий и их причин, так и полной решимостью достичь состояния освобождения.

В буддизме отречение возникает и развивается благодаря правильному пониманию основных положений Четырех благородных истин. В четырех кратких изречениях изложена суть базового учения буддизма: «всеобщность духкхи (страдания) и ее причина (омрачения), возможность искоренения духкхи (освобождение) и реализация этой возможности (Восьмеричный Благородный Путь)» [16, с.787]. Необходимо отметить,

что понятие «духкха» не только заключает в себе понимание страдания в его обычном смысле, но и включает такие состояния, как несовершенство, непостоянство, нетерпение, дисгармония, беспокойство, недостижимость желаемого и т.п. В широком смысле «духкха» имеет более абстрактное и глубокое значение, подразумевающее состояние физической, эмоциональной, психологической и экзистенциальной неудовлетворенности [подр.: 9].

Согласно утверждению «Первой благородной истины», «духкха» является неотъемлемой частью жизни. Более того, страдание - это есть основополагающая характеристика бытия, оно неизменно сопутствует всем его проявлениям. Следует обозначить, что природа существования страдания отнюдь не ограничивается лишь человеческим уделом. Согласно буддийским представлениям, страданием объяты все шесть миров колеса бытия. Говорится, что существует три основных типа страдания:

1) страдание от боли телесной или умственной (страдания очевидные);

2) страдание от изменчивости, относительности бытия (страдания перемен);

3) страдание, распространяющееся повсюду и обусловленное неведением относительно истинной природы реальности (всепроникающее страдание).

Буддизм, рассматривая жизнь как страдание, не заключает в себе позицию пессимистического и негативного взгляда на мир, а характеризуется реалистичным подходом к осмыслению основополагающей проблемы человеческого бытия и постоянства страданий в нем. Исходя из этого, как отмечает М.С.Уланов, одной из ключевых особенностей религиозно-философской системы буддизма является изначальная неудовлетворенность существующим положением вещей [подр.: 3].

«Вторая благородная истина» содержит истину о причине «духкха». Она утверждает тезис о том, что наличие всех возможных явлений бытия, в том числе и страданий, обусловлено какой-либо причиной. Основной причиной страданий, согласно доктрине буддизма, являются ментальные омрачения, выражающиеся такими негативными факторами. как неведение, привязанность, гнев и т.д. Так то, что доставляет удовольствие и является приятным по ощущениям, вызывает чувство влечения и привязанности, а то, что доставляет дискомфорт, боль, неудобство, вызывает отвращение и неприятие. Эти процессы приятия или неприятия выражаются в тех или иных эмоциональных реакциях и внутренних мотивациях, основывающихся «на фундаментальном заблуждении, или неведении, которое выражается в непонимании того, что суть бытия есть страдание» [12, с.30].

«Третья благородная истина» утверждает положение о возможности прекращения страдания. Прежде всего, она подразумевает освобождение от клеши неведения и утверждение существования такого состояния, в котором нет страданий и что подобное состояние вполне достижимо. Существование данной истины выражает оптимистичный характер буддийского учения.

«Четвертая благородная истина» повествует о прекращении страданий. В данной истине утверждается положение о том, что существует Благородный Восьмеричный путь, который ведет к прекращению страданий. Путь включает в себя три больших, гармонично дополняющих друг друга этапа. Каждый этап состоит из нескольких ступеней, общее количество которых составляет восемь. «Восьмеричный путь также известен как «срединный путь». В данном случае «срединность» интерпретируется, прежде всего, как этическая категория, помогающая избежать крайностей жизни» [13, с.107].

Вторая основа пути - это любовь и порождение «бодхичитты», то есть развитие высшего уровня сострадания ко всем без исключения живым существам, которые страдают в сансаре, и сильное спонтанное стремление привести живых существ к освобождению от сансары. Бодхичитта является противоядием к чувству гнева.

Процесс порождения и взращивания бодхичитты является стержнем буддийского учения и главной действенной практикой накопления благих заслуг, а также укрепления духовного потенциала личности. С процессом развития бодхичитты тесно связано учение о преобразовании ума «лоджонг», включающее в себя ряд методов, помогающих дисциплинировать и направить ум в нужное русло. Среди основных тем «лоджонг»: воспитание сострадания, равностного отношения к другим, позитивного мышления и преобразование имеющихся неблагоприятных обстоятельств в условия, способствующих духовному развитию. Одним из наиболее важных текстов тибетской буддийской литературы из категории «лоджонг» является небольшое поэтическое произведение «Восемь строф о преобразовании ума», написанное тибетским учителем XI века Лангри Тангпой. «Восемь строф о преобразовании ума» - «это учение о взращивании бодхичитты, альтруистического намерения достичь полного пробуждения ради блага всех живых существ» [5, с. 50]. Альтруистическое намерение подразумевает под собой отказ от эгоцентризма, в частности, от веры в существование индивидуального, независимо существующего и постоянного «я». Согласно буддизму, именно эгоцентризм является важнейшей причиной всех мирских страданий. Следует отметить, что система духовно-нравственных ценностей буддизма построена, прежде всего, на отказе от эгоцентризма и развитии сострадательного ума. Его Святейшество Далай-лама XIV подчеркивает, что «сострадание - естественная потребность человеческого сердца испытывать заботу о другом существе и чувствовать свою взаимосвязь с ним - это главная черта свойственной всем нам человеческой природы, а также основа нашего счастья» [4, с. 144].

Бодхичитта как наивысшая степень альтруизма имеет два аспекта: относительный и абсолютный. Относительная бодхичитта - это сильное стремление стать Буддой, чтобы способствовать благополучию других существ и оказывать помощь им в достижении освобождения от страданий. Абсолютная бодхичитта - «это мудрость прямого и непосредственного постижения пустотности, бессамостности бытия» [1, с. 8]. При этом абсолютная бодхичитта должна опираться на относительную бодхичитту. Считается, что если последователь учения Будды в своих намерениях опирается на обе вышеуказанные практики бодхичитты - развитие сострадания и постижение мудрости, то он обладает «полным арсеналом средств достижения высочайшей духовной цели» [5, с. 53]. В основе относительной бодхичитты лежит подлинное сострадание, которое является корнем всех альтруистических деяний и намерений. В буддизме подобное сострадание именуют «великим состраданием» и высшим духовным достоинством, подразумевающим решимость трудиться во благо других и полную ответственность посвятить себя этим трудам. Буддийское понимание ценности сострадания включает выделение в нем двух уровней. Первый уровень - это благопожелание, т.е. пожелание другим избавления от страданий; второй уровень -более высокий, он подразумевает выход за пределы благопожеланий посредством стремления оказывать другим действенную помощь в избавлении от мучений.

В пантеоне махаянской традиции буддизма идеальной личностью и олицетворением сострадания является бодхисаттва. Бодхисаттва - это «существо, обладающее мужеством, уверенностью в своих силах и решимостью двигаться по пути к просветлению ради всех существ» [3, с. 29]. Бодхисаттва обладает двумя определяющими качествами - мудростью и состраданием. Мудрость позволяет видеть подлинную природу вещей и устремлять ум к просветлению; сострадание способствует проявлению заботы о других. Таким образом, образ бодхисаттвы при сохранении базового духовного качества непривязанности на первый план выдвигает такие ценности, как сострадание и мудрость.

Путь бодхисаттвы - это практика шести основных совершенств (парамит). «В буддийском учении термин «парамита» интерпретируется как трансцендентное совершенство или совершенство, ведущее к пробуждению. Традиционно выделяют следующие шесть парамит: дана-парамита (совершенство даяния), кшанти-парамита (совершенство терпения), вирья-парамита (совершенство усердия), шила-парамита (совершенство соблюдения нравственных принципов и обетов), дхьяна-парамита (совершенство созерцания) и праджня-парамита (совершенство мудрости или запредельная мудрость)» [17, с. 21].

К избавлению от неведения, являющегося, согласно буддизму, базисом двух других основных ядов ума (страстной привязанности и гнева), ведет путь развития правильного воззрения или мудрости постижения пустоты. Все негативные эмоции возникают из-за неправильных воззрений и выводов, т.е. неведения. Неведение - это «незнание Четырех Истин Святых, Трех Драгоценностей, закона кармы», оно является коренной причиной всех заблуждений, и до тех пор, пока люди в нем пребывают, они будут испытывать привязанность и гнев, которые создают негативную карму, вынуждают цепляться за истинное существование явлений и приковывают к круговороту бытия [7, с. 75]. Если в уме сохраняется тенденция к восприятию реального существования объектов и их бытия, то подобный ум не свободен от омраченных состояний и в потоке сознания индивидуума сохраняются условия для нового перерождения в будущем.

Выдающийся индийский мыслитель VIII века Шантидева в девятой главе крупнейшего произведения буддизма махаяны «Путь бодхисаттвы» («Бодхичарья-аватара») утверждает:

«Пустота - средство против омрачений, вызванных

Завесами из клеш и познаваемого» [8].

Путь развития правильного воззрения ведет к пониманию того, что внутренние и внешние явления взаимозависимы, взаимосвязаны и по природе своей пустотны. Согласно буддийскому учению, для избавления от неведения и постижения пустоты необходимо искоренить «цепляние за самобытие своего «я» и познать его пустот-ность, т.е. обрести воззрение, являющееся полной противоположностью нашему неведению» [2]. Крайне важно постичь пустоту отсутствия самобытия как личности, так и явлений, так как достижение такого глубокого проникновения в природу пустоты «необходимо не только для достижения просветления, но даже для достижения освобождения из самсары» [6, с. 120].

Таким образом, совершенной мудростью является полное постижение природы ума и природы явлений. Глубокое осмысление и правильное понимание взаимозависимости всех явлений - это основа правильного воззрения или мудрости постижения пустоты.

Присутствие в уме трех основных элементов - отречения, бодхичитты и правильного воззрения - способствует развитию вышеуказанных духовно-нравственных ценностей у личности и в целом актуализирует потенциал ума. Порождение бод-хичитты и развитие мудрости постижения пустоты образно сравнивают с двумя крыльями птицы. Как птица не может летать, опираясь только на одно крыло, так и духовный практик не способен обрести полное просветление без данных основ пути. Путь отречения здесь рассматривается как основное условие для развития бодхичитты и мудрости. Подробное описание трех основ пути доктринально изложено в известном труде выдающегося реформатора тибетского буддизма, основателя буддийской школы Гелуг Чже Цонкапы «Ламрим ченмо».

Таким образом, буддийские духовно-нравственные ценности ориентируют человека на избавление страданий путем воздействия на его внутренний духовный мир, сосредоточения его мыслей на важности развития добродетелей и становления на

путь избавления от омрачающих эмоций и мудрости постижения пустоты. В целом, обращение к общепризнанным буддийским идеям сострадания, мудрости, взаимоответственности и взаимозависимости представляется одним из тех возможных подходов, который послужил бы формированию всеобщей универсальной системы духовно-нравственных ценностей, основанной на общечеловеческих гуманистических идеалах и принципах.

Список литературы

1. Бардуева Т.Ц. Значение феномена бодхичитты в буддийской практике // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 8. С.7-9.

2. Геше Джампа Тинлей. Три Основы Пути: Комментарий к коренному тексту Чже Цонкапы / Сост. и отв. ред. д-р филос. наук. И. Урбанаева. - Улан-Удэ : РИО БО «Зеленая Тара», 2008. - 438 с.

3. Далай-лама. Вспышка молнии во мраке ночи. Краткий комментарий к «Бодхи-чарья-аватаре» Шантидевы; пер. с анг. и общ. ред. Ю. Жиронкиной; научн. ред. Б. Загу-менов. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2015. - 176 с.

4. Далай-лама XIV. Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий; пер. с анг. Е. Гордиенко и В. Ивановой. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2014. - 240 с.

5. Далай-лама XIV. Преобразование ума. Комментарий к «Восьми строфам о преобразовании ума» геше Лангри Тангпы; пер. с анг. и общ. ред. Ю. Жиронкиной; научн. ред. Б. Загуменнов. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2015. - 168 с.

6. Далай-лама XIV. Совершенная мудрость. Комментарий к девятой главе «Бодхи-чарья-аватары» Шантидевы; пер. с англ. и общ. ред. Ю. Жиронкиной; научн. ред. Б. Загуменнов. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2015. - 232 с.

7. Ело Ринпоче. Краткое объяснение сущности Ламрима. - Улан-Удэ : БЦ «Ринпо-че-багша», 2006. - 134 с.

8. Интернет-библиотека буддийских текстов. Шантидева. «Путь бодхисаттвы» («Бодхичарья-аватара») - URL: http://abhidharma.ru/A/Bodhissatva/Content/Bodhicharya-avatara.pdf (дата обращения: 10.12.2022).

9. Конзэ Э. Буддизм: сущность и развитие. - СПб.: Наука, 2003. - 288 с.

10. Горохов С.А., Христов Т.Т. Религии народов мира: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС. 2013. - 424 с.

11. Тензин Ч.М.Х. Структура буддийских духовно-нравственных ценностей // Вестник Тувинского государственного университета. Серия: Социальные и гуманитарные науки. - 2018. - № 1(36). - С. 97-103.

12. Торчинов Е. Введение в буддизм: лекции. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - 352 с.

13. Уланов М.С. «Четыре благородные истины» как основа буддийской философии // Бааза-багши и его духовное наследие. - Элиста: Джангар, 2013. - С. 105-108.

14. Урбанаева И.С. Буддийская философия и медитация в компаративистском контексте (на основе индо-тибетских текстов и живой традиции тибетского буддизма). -Улан-Удэ : ИМБТ СО РАН, 2014. - 376 с.

15. Урбанаева И.С. Текст Дже Цонкапы «Три основных аспекта пути»: его смысл и значение в контексте постепенного пути // Вестник Калмыцкого университета. -2019. - № 3(43). - С. 127-136.

16. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Вост. лит., 2011. - 1045 с.

17. Хомушку А.М. К вопросу о некоторых особенностях школ тибетского буддизма махаяны // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 37. - С.18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.