Научная статья на тему 'Три основных формата истолкования сущности культуры. 2. Аксиологическая парадигма раскрытия сущности контркультуры и антикультуры'

Три основных формата истолкования сущности культуры. 2. Аксиологическая парадигма раскрытия сущности контркультуры и антикультуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
685
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURE / ANTI-CULTURE / AXIOLOGICAL PARADIGM / AXIOLOGICAL APPROACH / POSITIVE AND NEGATIVE VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лавлинский С. Г.

Аксиологический подход усматривает в культуре срез общественных отношений и деятельности. В таком понимании культуре как позитивности противостоит контркультура (антикультура) как выражение негативных факторов, присущих сущностным силам человека (наряду с их прогрессивными интенциями). Культура может быть как социально позитивной, творческой и гуманной, так и социально негативной, антигуманной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three basic formats of interpretation of the culture essence. 2. Axiological paradigm of revealing of the essence of contra-culture and anti-culture

Axiological approach keeps an eye on the culture cut of public relations and activity. In such understanding to culture as positiveness withstands anti-culture as an expression of negative factor, inherent to natural personal powers (alongside with its progressive intentions). In accordance with axiological approach culture is understood: 1. as positive (progressive, creative, humane) social factor. As negative factor oppose to civilization, anti-culture. 2. Culture is considered as intrinsically inconsistent phenomena. Culture can be as socially positive, creative and humane, so and social negative, humanless.

Текст научной работы на тему «Три основных формата истолкования сущности культуры. 2. Аксиологическая парадигма раскрытия сущности контркультуры и антикультуры»

определить как социальное доцивилизован-ное состояние людей, подверженное значительному воздействию естественного. Философы ХУН-ХУН вв. не ставили вопрос подобным образом, потому что, как было сказано выше, исходили из других мировоззренческих установок, и это вынуждало для объяснения причин возникновения цивилизованного общества, подчиненного законам и нравственности, одних прибегать к теории общественного договора, а других - к утверждению, что нравственные законы имеют естественное происхождение.

1. Грицанов А.А. Социальное // Новейший философский словарь. Мн., 2001.

2. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избр. произведения: в 2 т. М., 1964. Т. 2.

3. Спиноза Б. Богословско-политический трактат / пер. с лат. М.; Мн., 1998. С. 15.

4. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 263.

5. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм. Д. Сочинения: в 2 т. / под общ. ред., вступ. ст. и прим. И.С. Нарского. М., 1965. Т. 1. С. 82.

Поступила в редакцию 4.09.2009 г.

Subbotina N.D. Problem of the “Natural State” in the history of philosophy. In the article the socially-philosophical analysis of concept “natural” is given. Variants of theory of the “natural state”, developed in XVII-XVIII centuries are compared. Communication of theory of the natural state with representations about essence of the person is shown.

Key words: theory of “natural state”; natural; artificial; social; right; mind; law.

УДК 374

ТРИ ОСНОВНЫХ ФОРМАТА ИСТОЛКОВАНИЯ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ

2. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАСКРЫТИЯ СУЩНОСТИ КОНТРКУЛЬТУРЫ И АНТИКУЛЬТУРЫ

© С.Г. Лавлинский

Аксиологический подход усматривает в культуре срез общественных отношений и деятельности. В таком понимании культуре как позитивности противостоит контркультура (антикультура) как выражение негативных факторов, присущих сущностным силам человека (наряду с их прогрессивными интенциями). Культура может быть как социально позитивной, творческой и гуманной, так и социально негативной, антигуманной.

Ключевые слова: культура; контркультура; аксиологическая парадигма; аксиологический подход; позитивные и негативные ценности.

Данной статьей мы продолжаем наш теоретический цикл статей «Три основных формата истолкования сущности культуры [1].

Второй теоретико-методологический

подход к рассмотрению категории «культура» тяготеет к аксиологическому. Он пытается устранить многочисленные логические противоречия первого (прежде всего, преодолеть неоправданное отождествление культуры с продуктами человеческой деятельности). С этой целью культура связывается как с мерой и качеством воплощения сущностных сил человеческого рода в самих

личностях или общностях людей, так и с реализацией важнейших человеческих ценностей в данном сообществе. Вот некоторые толкования феномена культуры подобного рода. 1. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа [2]; 2. Культура есть реализация верховных ценностей путем заботы о высших благах человека [3].

В работах исследователей отмечается, что аксиологическая интерпретация культуры весьма перспективна и теоретически зна-

чима. Однако в нынешнем своем виде она несет печать незавершенности. Это проявляется, прежде всего, в наличии, как минимум, двух логически несовместимых интенций.

Первая из них исходит из определения культуры как явления, включающего в себя как позитивные, так и негативные ценности. Здесь к системе культуры относят любые социальные процессы и результаты: позитивные и негативные, прогрессивные и реакционные, гуманные и антигуманные. В этом случае к культуре пришлось бы отнести действия фашистских и реакционных режимов, захватнические и несправедливые войны, костры инквизиции и сталинские лагеря, массовое уничтожение людей гитлеровцами в Освенциме, Майданеке и других лагерях смерти, международный терроризм и некоторые новые, хотя и весьма сомнительные, формы «массовой культуры» и мн. др. Неслучайно, такие понятия, как «империалистическая культура», «космополитическая

культура», «клерикальная культура», «бессодержательная культура», широко проникли на страницы серьезных теоретических работ, учебных и других изданий еще в доперестроечное время [4].

Исследователи, возражающие против подобного понимания культуры, настаивают на неправомерности словосочетаний типа «каннибализм и культура». Они говорят о противоестественности формулы «политическая культура фашизма», ибо фашизм и культура - антиподы. Не устраняется эта противоестественность при характеристике фашизма в качестве «тоталитарной политической культуры». Как нонсенс, несообразность воспринимаются выражения типа «политическая культура империализма» и т. п. [5].

Наиболее распространенной формой данного варианта аксиологического подхода выступают в последние десятилетия позитивные или негативные идеологемы т. н. «культурного империализма». Этот термин в последние годы прочно вошел в литературу, посвященную проблемам современной западной культуры. С его помощью стали обозначать принципы производства и глобального распространения т. н. «массовой культуры» во всем мире.

О современном «культурном империализме» мы уже писали в одной из наших статей [6]. Здесь же отметим следующее. «Куль-

турный империализм» развивается в рамках мировой системы, внутри которой действует единый рынок, а условия и характер производства определяются характером этого рынка и распространяются за его пределы. Также акцентируем внимание на том, что культурно-коммуникационный сектор мировой системы развивается по необходимости в соответствии с целями и задачами общей системы американского доминирования. Это подтверждает односторонний в основе своей поток информации - от центра к периферии (из США в другие части мира), а также другой атрибут властного влияния - навязывание единого языка, английского. Кроме этого, создается и развивается высокоскоростная, всеохватывающая техника коммуникаций (телекоммуникационные спутники, компьютерные глобальные, корпоративные и локальные сети). Разработка этой технологии тесно связана со структурой и нуждами господствующих элементов мировой системы.

Идеология сильных мира сего обладает своими характерными особенностями, которые не могут не сказываться и в области культурной политики. Одним из таких проявлений империалистической идеологии является джингоизм - крайняя форма шовинизма, связанная с пропагандой силы, интервенции и экспансии. Термин «джингоизм» (от jingo - джинго, кличка английских шовинистов) возник в 70-х гг. XIX столетия в Великобритании и стал синонимом крайне шовинистических и экспансионистских воззрений [7].

Характерно, что джингоизм не ограничивается только областью политики. Существует также «культурный джингоизм», оправдывающий политику давления и экспансии в области культуры. Сторонники культурного джингоизма против политики культурных обменов и рассчитывают только на односторонний захват культурных рынков. Такого рода «культурный джингоизм» довольно часто проявляет себя на страницах американской печати и в выступлениях американских лидеров.

Следует заметить, что речь идет не столько о влиянии американской культуры в целом, сколько о влиянии именно «массовой культуры», воздействие которой на культуры других стран фактически равнозначно культурной агрессии. Эта агрессия - один из мо-

ментов в той общей американизации Европы, к которой стремятся США. Для ее проведения существует огромный пропагандистский аппарат, призванный осуществлять империалистическую политику в области культуры.

Отечественные исследователи отмечают, что термин «культурный империализм» - не просто теоретическая метафора. Он означает политику, которую проводит современный империализм в области культуры. Можно указать на следующие основные черты этой политики:

1) перенесение ценностей и культурных стереотипов высокоразвитых стран на развивающиеся страны;

2) насаждение одной национальной культуры в качестве универсальной и господствующей, угрожающей национальной самобытности других стран;

3) стремление использовать культуру для достижения политических целей, идеологической пропаганды и завоевания позитивного имиджа;

4) подчинение политики культуры транснациональным монополиям, стремящимся к контролю индустрии культуры в глобальном масштабе;

5) превращение культурного обмена в

культурную экспансию, обмена информацией в односторонний поток информации, захват культурных рынков, «культурный

джингоизм».

Одним из важнейших методов проведения политики культурного империализма является политическая и коммерческая реклама. Транснациональные рекламные агентства обладают могущественным влиянием, они ведут коммерческую, культурную и политическую пропаганду в масштабах всего мира, в особенности в развивающихся странах. Деятельность этих агентств наносит непоправимый и болезненный ущерб развитию национальных культур в развивающихся странах, насаждая повсюду американизированные стереотипы «массовой культуры».

Итак, в соответствии с первым вариантом аксиологического подхода допустимо в равной мере использование понятия культуры как в социально позитивном, так и негативном смысле. Иначе подходит к решению проблемы второй вариант аксиологического подхода, который противопоставляет культуре как социально позитивному или нега-

тивному фактору (в зависимости от субъективных предпочтений исследователей) в качестве противоположного антикультуру или контркультуру.

Кроме этого, такой вариант аксиологического подхода нередко проявляется в форме суждений о культуре как феномене в высшей степени этичном и гуманистическом (Д.С. Лихачев, А. Швейцер и мн. др.).

Аксиологическая парадигма понимания культуры наиболее рельефно прослеживается у тех мыслителей, которые пришли к необходимости различения культуры и контркультуры.

Термин «контркультура» в научный оборот введен американским социологом Т. Роз-заком. В основу содержательного наполнения этого понятия мыслитель положил принципиальные отличия идеологии и практики «нового левого движения». Оно объединило в своих рядах радикалов из среды студенческой молодежи и гуманитарной интеллигенции, а также «критически мыслящих личностей» из среды мелкой и средней буржуазии, выдвинувших идею тотального отрицания культуры капиталистического общества. В последующем понятие «контркультура» было использовано Ч. Рейнчем в работе «Зеленеющая Америка», в которой им были осмыслены истоки и предпосылки мировоззренческих позиций и ценностей, радикально настроенных представителей послевоенной интеллигенции, выступивших с критикой культурологических основ капиталистического общества в 60-х гг. ХХ в.

Концепции контркультуры изначально их создателями формировались в качестве альтернативы идеологии «новых левых», которые направили движение молодежного протеста в тупик левого экстремизма. С другой стороны, создатели концепции считали, что возникновение контркультурного сознания у широкой части молодежи позволит направить энергию молодежного протеста в позитивное русло и заменить в нем отрицательное на положительное. Поэтому проте-стные идеи были поставлены на службу всему обществу, а не отдельным индивидам, стремящимся воплотить идеи достижения безграничной и неконтролируемой власти. В тоже время западные социологи, разделяя оценку контркультуры как особого социального феномена, возникшего на базовых уста-

новках «нового левого движения», вкладывали в термин «контркультура» разный смысл, обнаруживая разнообразие и несовпадение точек зрения.

Т. Роззак рассматривает контркультуру как социокультурный феномен, по своей природе противостоящий культуре современного буржуазного общества. Как считает Т. Роззак, между традиционной культурой и конктркультурой лежит непреодолимое противоречие, поскольку их базовые ценности отрицают друг друга. В этой связи возникает необходимость целенаправленной критики контркультуры и ее главной цели социального протеста. Идеологической основой контркультуры, по мнению Т. Роззака, выступает «новая социология» Ч. Миллса, фрейдо-марксизм Г. Маркузе, гештальт-анархизм П. Гудмена, «апокалипсический мистицизм»

Н. Брауна, «дзенбуддийская психотерапия» А. Уотса, «оккультный нарциссизм» Т. Лири.

Ч. Рейч стремится представить контркультуру привлекательной для широких масс, и особенно для «среднего класса». Контркультура им рассматривалась как часть современной культуры Запада, формирующаяся в процессе перехода от косного, буржуазного по своей сути «сознания-2» к «сознанию-3», возникающего как результат добровольного принятия первоначально отдельными индивидами, а затем и широкими массами норм «гуманистической этики», нового мировоззрения, отличного от мировоззрения человека эпохи модерна. Тип «сознания-3», по мнению Ч. Рейча, характеризуется наличием сочетания рационального и иррационального способов освоения действительности, ориентацией на использование в освоении объективной реальности интуиции, мистического откровения как средства познания, равноценных по своим эвристическим возможностям философской рефлексии, эксперименту и научному теоретизированию.

Д.М. Йингер отводит контркультуре позитивную роль в обществе, поскольку она не является культурой всецело и полностью отрицающей культуру общества, в котором она сформировалась. Позитивная роль контркультуры заключается в стимулировании движения культуры социальной системы, которая способна развиваться только в условиях противостояния двух начал - дестабилизирующего (роль которого выполняет

контркультура) и стабилизирующего (функции которого выполняет традиционная культура, одобряемая обществом). Д.М. Йингер рассматривает контркультуру как комплекс, «конфигурацию» норм и ценностей группы, не совпадающих с нормами и ценностями, господствующими в обществе. В контркультуре он не видит разрушительного потенциала, поскольку она не стремится стать господствующей в обществе.

Точка зрения Г. Дэвиса базируется на понимании контркультуры как культуры, которая возникла из норм и ценностей господствующей культуры путем инверсии, т. е. путем придания им обратного смысла. Г. Дэвис обращает внимание на то, что если в ценностно-нормативной системе буржуазного общества добропорядочность рассматривается как одна из значимых ценностей, то в рамках контркультуры она - наоборот, антиценность, свидетельство мещанской ограниченности, филистерства тех индивидов, которые ориентированы на нее.

Такое «зеркальное» превращение характерно и для сохранения индивидуальноличностных начал в бытии. Это относится, прежде всего, к сфере интимных отношений, вмешиваться в которые согласно нормам традиционной культуры и морали, не позволительно. В контркультуре ценность личностного бытия отрицается и противопоставляется ценностям группового «Мы». Это обстоятельство позволяет Г. Дэвису поставить знак равенства между контркультурой и антикультурой и рассматривать контркультуру как нечто открыто противостоящее культуре современного общества, обладающее набором всех отрицательных характеристик, противоположных тем, которыми обладает культура как таковая.

Вслед за западными теоретиками в отечественной мировоззренческой мысли также стало широко использоваться понятие контркультуры. Большинство российских исследователей полагают, что контркультура отрицает принципы буржуазного общества. Крайними выражениями социального протеста в контркультуре являются публичная демонстрация половых актов, проведение сеансов группового секса, которые, по мнению адептов контркультуры, способствуют деиндивидуализации личности, обобществ-

лению интимных переживаний и утверждению в обществе коммунитаристских начал.

Человек в контркультуре не признается высшей нравственной ценностью, а этически ориентированные формы религиозности, постулирующие существование личностного бытия объявляются несостоятельными. Такие общечеловеческие ценности, как добро и зло, трактуются гипертрофированно. Добро -это все то, что приносит человеку наслаждение и удовольствие, зло - все то, что препятствует этому. Иными словами, критериальную базу нравственности составляют только объективные ощущения индивида, исповедующего рафинированный и безудержный гедонизм.

В основу контркультуры нередко кладется бездеятельное начало. Здесь принцип бездеятельности возведен в ранг культа, а в основе совершенствования индивидуума, обретения им представлений о смысле жизни и своем предназначении лежит погружение в состояние нирваны, медитация и одурманивание наркотическими средствами. С точки зрения контркультурного сознания мир хаотичен и лишен упорядоченности, строится на принципе дисгармонии и стихийности. Основной постулат контркультуры - дисгармония действительности должна находить свое выражение в дисгармонии художественных произведений, которые выстраиваются в музыке - на принципе атональности, в театре -на абсурде, в литературе - художественно неоформленном потоке сознания, в живописи - на беспредметном изображении.

Эстетика контркультуры отрицает достижения человеческого духа, на которых базируется традиционная культура общества. В ней в качестве базовой эстетической категории избрана категория «безобразного». Это обстоятельство обусловливает отражение в контркультуре всего низменного, различных извращений, садистских и мазохистских наклонностей и проявлений и т. д. Среди особенностей контркультуры, отличающих ее от других феноменов, исследователи выделяют то, что, во-первых, она является артефактом, созданным социальной группой или сообществом, пребывающем в состоянии конфликта с обществом; во-вторых, контркультура не имеет культурообразующего принципа, а базируется на чистом отрицании традиционной культуры общества.

Контркультурное сознание отрицает возможность познания мира с помощью разума, определяя основным методом познания истины иррационализм. Адепты контркультуры не признают методологию научного познания, а опираются на магию, оккультизм, мистическое озарение, что, по их мнению, позволяет преодолеть «вещь в себе», постичь ее скрытую сущность.

Наиболее радикальная версия рассматриваемого нами подхода предлагает ограничить феномен культуры устойчивыми общественными связями, т. е. сферой отношений, и рассматривать ее в качестве стороны важнейшего диалектического противоречия последних. В этом случае второй стороной основного противоречия в системе отношений выступает контркультура. С этих методологических позиций культуру определяют как категорию для обозначения меры реализации социумом собственных творчески-прогрес-сивных сущностных сил в рамках общественных отношений. Напротив, контркультура является мерой реализации обществом собственных регрессивных потенций в границах устойчивых связей. Иначе говоря, к контркультурным относятся все те компоненты отношения, которые препятствуют реализации субъектом своих прогрессивных и творческих устремлений. При таком понимании культуру невозможно отождествить ни с результатами человеческой деятельности (т. е. наличным миром материальных и духовных ценностей), ни с процессом этой деятельности.

Вещно-предметный и рефлекторно-духовный мир человека (машины и механизмы, научные и художественные произведения, политические труды и т. д.) могут быть оценены как культурные, если служат целям всестороннего развития и гуманизации всей системы отношений. Что касается вопроса оценки тех или иных элементов цивилизации (техносистем и технологических процессов, естественнонаучных открытий и т. п.), то в зависимости от того, какими социальными группами они используются (прогрессивными или непрогрессивными), их следует отнести к факторам либо культуры, либо контркультуры.

Необходимо, таким образом, разграничить два соотносительных понятия: культуру и контркультуру, которые выступают сторо-

нами наиболее глубокого диалектического противоречия в системе отношения. Диалектический характер полярности между культурой и контркультурой проявляется в способности составляющих их элементов при определенных исторических условиях переходить друг в друга. Говоря предельно кратко, культура - прогрессивная, контркультура -регрессивная стороны отношения [8].

Второй вариант аксиологического подхода выглядит более логичным по сравнению с первым, однако весьма дискуссионным при этом является стремление ограничить границы культуры исключительно рамками устойчивых общественных отношений. Иными словами, человеческая деятельность в самом широком ее аспекте, социодинамика оказываются как бы вне феномена культуры или, по крайней мере, не относятся к его (феномену) сущности.

Несмотря на все новые трудности и сложности, возникшие при разделении гносеологических и аксиологических аспектов культуры, сам принцип их разделения обладает эвристической значимостью и должен всячески поддерживаться и развиваться исследователями далее. Каждый из рассмотренных подходов имеет свои сильные и слабые стороны.

Разумеется, как и всякая классификация, проводимое нами разделение подходов и их вариантов к пониманию культуры имеет значительный момент условности и относительности. Так, гносеологический подход достаточно редко носит вполне последовательный характер. Обычно он в большей или меньшей степени сопровождается аксиологическими вкраплениями. В справочных изданиях эти вкрапления чаще всего представлены тезисом о существовании в рамках культуры «более высоких» и «низких» качественно различных «уровней». Изменения, связанные с динамикой культуры, направлены на достижение высшего уровня результата. В этом случае культура рассматривается как высший результат изменения, возможный для «изменяемого» и «преобразуемого» («внутреннего» и «внешнего»). Другими словами, замысел, идея, претворяясь в деятельности людей в результат через его качественные изменения, достигают в нем его высшего состояния. Эти результаты могут быть производственными, общественными, духовными и др.

Таким образом, нами поддерживается и актуализируется выдвинутая в последние годы в философии культуры идея разделения существовавших ранее и ныне существующих подходов к пониманию сущности культуры на гносеологические и аксиологические. При этом мы считаем необходимым отдельное выделение и комплексного (гно-сеолого-аксиологического) подхода.

Резюмируя результаты данной статьи, отметим, что каждый из трех основных теоретико-методологических подходов к толкованию сущности культуры имеет ряд вариантов, нуждающихся в специальном изучении и осмыслении. Представим характеристику рассмотренного нами аксиологического подхода к раскрытию содержания понятия «культура».

Аксиологический подход в своем наиболее последовательном виде усматривает в культуре позитивный срез общественных отношений и деятельности. Культура рассматривается как совокупность традиционно передаваемых норм и ценностей деятельности и поведения человека. В таком понимании культуре как позитивности противостоит контркультура (антикультура) как выражение негативных тенденций, присущих сущностным силам человека (наряду с их прогрессивными интенциями).

Аксиологический подход внутренне неоднороден и предполагает, по крайней мере, два несводимых друг к другу варианта. Первый исходит из понимания культуры как позитивного (прогрессивного, творческого, гуманного) общественного фактора. В качестве негативного фактора культуре противопоставляют цивилизацию, контркультуру или антикультуру.

Второй вариант предполагает понимание культуры как внутренне противоречивого явления. С этой точки зрения культура может быть как социально позитивной, творческой, гуманной, так и социально негативной, антигуманной.

1. Лавлинский С.Г. Три основных формата истолкования сущности культуры. 1. Гносеологическая парадигма // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8 (76). С. 171-175.

2. Введение в философию: в 2 ч. М., 1989. Ч. 2. С. 526.

Поступила в редакцию 20.05.2009 г.

Lavlinskiy S.G. Three basic formats of interpretation of the culture essence. 2. Axiological paradigm of revealing of the essence of contra-culture and anti-culture. Axio-logical approach keeps an eye on the culture cut of public relations and activity. In such understanding to culture as positiveness withstands anti-culture as an expression of negative factor, inherent to natural personal powers (alongside with its progressive intentions). In accordance with axiological approach culture is understood: 1. as positive (progressive, creative, humane) social factor. As negative factor oppose to civilization, anti-culture. 2. Culture is considered as intrinsically inconsistent phenomena. Culture can be as socially positive, creative and humane, so and social negative, humanless.

Key words: culture; anti-culture; axiological paradigm; axiological approach; positive and negative values.

УДК 316.647

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ:

НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

© С.А. Ильиных

В статье анализируются гендерные стереотипы и гендерные представления персонала организации. Они касаются таких вопросов, как сферы деятельности мужчин и женщин, социальные роли, возможность совмещения разных ролей, личностные характеристики руководителей в зависимости от пола. Выявленные гендерные аспекты сознания получают авторскую интерпретацию.

Ключевые слова: гендер; гендерные стереотипы; гендерные представления; организационная культура; руководство; гендерные роли.

Организационная культура воспроизводит гендерные стереотипы и гендерные представления. Ведя речь о различных формах гендерных проявлений, мы опираемся на социально-конструктивистский подход к их интерпретации. Его сильной стороной является исследование не самого факта различий между мужчинами и женщинами, не простого описания разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ доминирования, утверждаемого в обществе через гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы и гендерные представления. Они, по сути, являются ограничителями в процессе реализации личностями своей субъектности.

Значимым для гендерного подхода является показ культурно-детерминированных различий между полами, а также того, как культурное конструирование этих различий

сказывается на социальном статусе гендерных групп [1]. Гендер иерархически организует социальную систему и, как указывают Е.А. Здравомыслова и А. А. Темкина, выступает одним из базовых измерений социальной структуры общества, наряду с классовой принадлежностью, возрастом [2]. Гендер включается в социальные институты, а потому приобретает фундаментальность и постоянство. Независимо от того, осознают индивиды или нет, они непрерывно воспроизводят гендер как форму социального неравенства. Гендерный подход к исследованию организационной культуры позволяет рассмотреть эту форму социального неравенства в качестве формы неравенства возможностей мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Гендерные группы, на наш взгляд, есть разновидность социальных групп, поскольку социальные группы - это

3. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 42.

4. Очерки по историческому материализму. М., 1981. С. 236.

5. Кейзеров Н.М. Методологические аспекты критики буржуазных концепций политической культуры // Вопр. философии. 1982. № 1. С. 96.

6. Лавлинский С.Г. Культурный империализм и джингоизм в современной культурной политике // Вестн. Московского гос. ун-та культуры и искусства. М., 2008. Вып. 2 (22). С. 26-29.

7. Новый энциклопедический словарь. М., 2001. С. 334.

8. Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1999. С. 205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.