Научная статья на тему 'ТРИ МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОГО МОНИЗМА: ВЛАДИМИР БЕХТЕРЕВ, ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН'

ТРИ МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОГО МОНИЗМА: ВЛАДИМИР БЕХТЕРЕВ, ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИЗМ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЭНЕРГИЯ / СУБСТРАТ / МАТЕРИЯ / ТЕЙЯРДИЗМ / Э. ГЕККЕЛЬ / В.М. БЕХТЕРЕВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плотникова Валентина Александровна

В статье предпринимается попытка сформулировать концептуальное понятие «эволюционный монизм». Автором рассмотрены теории монизма Бехтерева, Геккеля и Тейяра де Шардена. В результате сопоставления нескольких философских теорий (В.М. Бехтерева, Э. Геккеля и П. Тейяра де Шардена) выделяются их общие черты и предлагается применение понятия «эволюционный монизм» в нескольких смыслах - в узком смысле как название подхода В.М. Бехтерева и в широком - как общее название философского направления, развивавшегося на рубеже XIX-XX веков. Ключевыми чертами данного направления предлагается считать такие аспекты, как: монистическое мировоззрение, использование законов и принципов эволюции для обоснования процесса развития универсума, а также интеграция естественнонаучных концепций в философский контекст интерпретации системы мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE MODELS OF EVOLUTIONARY MONISM: VLADIMIR BEKHTEREV, ERNST HAECKEL, TEILHARD DE CHARDIN

The author attempts to formulate the concept of “evolutionary monism”. Three models of monism, presented by Bekhterev, Haeckel and Teilhard de Chardin are viewed. As a result of comparing these philosophical theories (by V.M. Bekhterev, E. Haeckel and P. Teilhard de Chardin), author suggests to use the concept of “evolutionary monism” in several senses: narrowly as the name of V.M. Bekhterev's approach, and broadly as the general title of the philosophical trend that developed at the turn of the XIX-XX centuries. The key features of this direction are: a monistic worldview, the use of the laws and principles of evolution to substantiate the process of development of the universe, as well as the integration of natural science concepts into the philosophical context of the interpretation of the world order system.

Текст научной работы на тему «ТРИ МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОГО МОНИЗМА: ВЛАДИМИР БЕХТЕРЕВ, ЭРНСТ ГЕККЕЛЬ, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 3. С. 108-112. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 3. P. 108-112.

Научная статья УДК 141.111

https://doi.org/10.24158/fik.2022.3.17

Три модели эволюционного монизма: Владимир Бехтерев, Эрнст Геккель, Тейяр де Шарден

Валентина Александровна Плотникова

Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, valya.plotnikowa@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка сформулировать концептуальное понятие «эволюционный монизм». Автором рассмотрены теории монизма Бехтерева, Геккеля и Тейяра де Шардена. В результате сопоставления нескольких философских теорий (В.М. Бехтерева, Э. Геккеля и П. Тейяра де Шардена) выделяются их общие черты и предлагается применение понятия «эволюционный монизм» в нескольких смыслах - в узком смысле как название подхода В.М. Бехтерева и в широком - как общее название философского направления, развивавшегося на рубеже XIX-XX веков. Ключевыми чертами данного направления предлагается считать такие аспекты, как: монистическое мировоззрение, использование законов и принципов эволюции для обоснования процесса развития универсума, а также интеграция естественнонаучных концепций в философский контекст интерпретации системы мироустройства.

Ключевые слова: монизм, эволюция, энергия, субстрат, материя, тейярдизм, Э. Геккель, В.М. Бехтерев

Для цитирования: Плотникова В.А. Три модели эволюционного монизма: Владимир Бехтерев, Эрнст Геккель, Тейяр де Шарден // Общество: философия, история, культура. 2022. № 3. С. 108-112. https://doi.org/10.24158/fik.2022.3.17.

Original article

Three models of evolutionary monism: Vladimir Bekhterev, Ernst Haeckel, Teilhard de Chardin Valentina A. Plotnikova

State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, valya.plotnikowa@yandex.ru

Abstract. The author attempts to formulate the concept of "evolutionary monism". Three models of monism, presented by Bekhterev, Haeckel and Teilhard de Chardin are viewed. As a result of comparing these philosophical theories (by V.M. Bekhterev, E. Haeckel and P. Teilhard de Chardin), author suggests to use the concept of "evolutionary monism" in several senses: narrowly as the name of V.M. Bekhterev's approach, and broadly as the general title of the philosophical trend that developed at the turn of the XIX-XX centuries. The key features of this direction are: a monistic worldview, the use of the laws and principles of evolution to substantiate the process of development of the universe, as well as the integration of natural science concepts into the philosophical context of the interpretation of the world order system.

Keywords: monism, evolution, energy, substrate, matter, Teiardism, E. Haeckel, V.M. Bekhterev For citation: Plotnikova, V.A. (2022) Three models of evolutionary monism: Vladimir Bekhterev, Ernst Haeckel, Teilhard de Chardin. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 108-112. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.3.17 (In Russian).

Прослеживая развитие монистических представлений от античности до современности, можно выделить их различные варианты и разновидности, ответвления, сыгравшие ключевую роль в развитии мировой системы философии. С точки зрения решения вопроса о соотношении материи и сознания, в «Новой философской энциклопедии» выделяется три основных варианта монизма мировоззренческого характера: объективный идеализм (линия Платона), субъективный идеализм (Берклианство) и материализм (линия Аристотеля)1. Каждая из трех представленных форм монизма имеет свои разновидности, складывающиеся на основе философских представлений их авторов.

1 Монизм [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collec-tion/newphilenc/document/HASH3d30934db04a8d92279a3d?p.s=TextQuery (дата обращения: 04.03.2022).

© Плотникова В.А., 2022

В настоящее время материализм, по мнению современного исследователя А.В. Ерахтина, как монистическая теория может быть представлен следующими вариантами: элиминативный (Д. Армстронг, Р. Рорти), редуктивный (Г. Фейгл, Дж. Смарт), функциональный (Х. Патнэм, Дж. Фодор), эмерджентистский (М. Бунге, Дж. Марголис) (Ерахтин, 2014). Для предлагаемого исследования интересно, что эмерджентистский материализм предполагает относительную самостоятельность таких явлений человеческого духа как психика и сознание в качестве атрибутов материальной субстанции.

По форме монизм принято разделять на континуальный и дискретный, использующие различные понятия для описания окружающей реальности. Первый оперирует понятиями субстрата и формы (что характерно для античности и философии Нового времени), а второй - понятиями структуры и элементов (например, атомизм).

Монизм можно представить также как научно-исследовательский принцип, позволяющий свести отдельные разрозненные явления к общей основе и вывести далее как свойства и закономерности отдельных вещей (в конкретных науках), так и общие основания бытия и миропорядка (в философии).

Одной из фундаментальных черт монистического мировоззрения является представление о саморазвитии мира и его элементов. С появлением во второй половине XIX века концепции эволюции и вхождения ее в общенаучный оборот в качестве общей теории развития, не могло не возникнуть слияния монизма с эволюционизмом. Однако термин «эволюционный монизм» в философии можно встретить не слишком часто. В качестве названия теории он применяется только в отношении философских взглядов В.М. Бехтерева. Можно встретить данное словосочетание, применяемое в отношении взглядов П. Тейяра де Шардена, хотя более распространенным вариантом является «тейярдизм». К эволюционному монизму можно отнести также философские построения Э. Геккеля на основании наиболее выраженных акцентов в его научных трудах. Взгляды перечисленных авторов можно взять за основу для анализа понятия «эволюционного монизма» и смыслов, вкладываемых в данный термин. Полученные модели предполагается сравнивать по основным ключевым позициям монистических представлений:

1) субстрат или первоисточник формирования и дальнейшего развития элементов бытия;

2) структура и внутренняя взаимосвязь элементов;

3) представление о процессах изменения и динамике мироустройства.

Модель 1. Эволюционный монизм В.М. Бехтерева.

В труде «Психика и жизнь» В.М. Бехтерев предлагает интерпретацию мироустройства с позиции психической организации человека. Называть свой подход он предлагает «эволюционным монизмом» (Бехтерев, 1999: 232). Эволюционизм в философской системе Бехтерева - это не только фундаментальный принцип существования природы, но и научный метод, при использовании которого ученый приходит к выводу о существовании единой первоосновы бытия. Путем мысленного эксперимента, разворачивая эволюционный процесс в обратном направлении, Бехтерев приходит к необходимости новой интерпретации понятия материи и введения энергетической составляющей теории. В качестве общего начала выступает мировая энергия, к которой, учитывая неподвластную органам чувств возможность бесконечного деления составных элементов материи, мы обращаемся в теоретическом представлении. Атомы материи являются результатом «связывания», концентрации энергии, далее из них формируется вещественно-предметный мир. Важнейшим этапом развития природы является возникновение жизни, качественно отличающейся от неживого особой формой «неустойчивого равновесия сложнейших материальных частиц в виде биомолекул, лежащего в основе жизни и обусловленного энергией» (Бехтерев, 1999: 179). Если костное вещество представляет собой сгусток энергии, то биомолекула - результат повышенной концентрации энергии.

Бехтерев вводит понятие скрытой энергии в противовес физической. Скрытая энергия -внутренняя составляющая, производная (имеющая первоначальным источником) от внешних воздействий, внутренних химических процессов и процессов питания. Именно она лежит в основе психизма как атрибута жизни. Степень сложности психики возрастает в процессе эволюции, с появлением нервной системы совершая скачок вплоть до возникновения сознания и разума у человека.

Сам процесс эволюции в большей степени интересует Бехтерева как психоневролога и психиатра, начиная с уровня живого. На этом этапе к «механистическим» принципам эволюции по Дарвину прибавляется принцип активности живого организма, а определяющее значение для приспособления организмов и их совершенствования приобретает окружающая среда. Приспособляемость классифицируется Бехтеревым на два типа: органическую и волевую. Первая проявляется в целесообразных движениях на уровне флоры (поворот растения к солнцу, захват насекомого хищным растением), вторая, на уровне фауны, в свою очередь, подразделяется на

непосредственную реакцию в виде рефлекторных движений и бессознательных процессов и опосредованную волевыми усилиями в виде упражнений в определенном направлении. Психическое коэволюционирует с физическим, представляя в равной степени системообразующий и си-стемоформирующий компоненты развития.

Модель 2. Естественно-природный монизм Э. Геккеля.

Наиболее известная часть трудов Эрнста Геккеля - его эволюционно-биологическая концепция и попытки утверждения монизма в качестве новой «научной религии» (Жеребин, 2005: 1-2). Тем не менее, по словам В. Бельше, современника, друга и популяризатора идей Геккеля, «одновременно с естественным развитием Мира от примитивного зачатия до обезьяны и человека перед читателем в то же время вырастала определенная цепь философских заключений о Боге, Мире и человеке» (Бельше, 2010: 308). Космологический закон или закон субстрата самим Геккелем называется главным, «единственно-истинным» законом природы (Геккель, 1906). Фундаментом для утверждения закона субстрата становятся физические законы сохранения материи и энергии («сохранения силы»). Материя же в качестве вещества и энергия являются двумя атрибутами субстанции. Другим неотъемлемым свойством материи (и эфира) является примитивная способность к ощущению и волеизъявлению, проявляющаяся в стремлении к сгущению и сопротивлении давлению. Здесь мы встречаем последнюю в истории философии попытку точно определить первооснову мира. В качестве первовещества-субстанции Геккель указывает эфир, представляющий собой скопление частиц, из которых путем концентрации складываются атомы, составляющие предметно-вещественный мир. Пустоты, таким образом, не существует -лишенное атомов пространство заполнено эфиром.

Группирующиеся и составляющие различные комбинации атомы порождают все вышестоящие уровни бытия, вплоть до человеческого сознания. При этом вещественная материя в виде атомов и невещественный эфир «оказывают друг на друга постоянное динамическое взаимодействие» (Геккель, 1906: 118). Вселенная, по Геккелю, находится в бесконечном, беспрерывном движении, представляя собой своеобразный вечный двигатель. Развитие органического многообразия мира из неорганического, а впоследствии и обособление человека как сознательного, разумного существа происходит согласно законам эволюции, предложенным Лайелем, Дарвином и уточненным их последователями.

Таким образом, модель эволюционного монизма, предложенная Геккелем, - это теоретическая концепция, построенная на тезисах современной автору естественнонаучной картины мира, включающей принципы единства природы и бесконечного развития, направление и границы которого автором не обозначены. Континуальный, материалистический монизм Геккеля формирует общее представление о мироустройстве, хотя многие моменты остаются не проясненными.

Модель 3. Антропологический монизм П. Тейяра де Шардена.

В труде «Феномен человека» Пьер Тейяр де Шарден разворачивает картину прогрессирующего совершенствования элементов, возникших из единого субстрата в результате борьбы раз-нополярных сил и взаимодействия различных типов энергий. Понятие «эволюционный монизм», таким образом, становится применимым и для характеристики философско-антропологических взглядов Тейяра да Шардена.

Обращаясь к процессу развития предметно-вещественного мира и отслеживая этот процесс в обратном направлении, философ приходит к вопросу о «ткани универсума» (Тейяр де Шарден, 1987). Ткань универсума представляет собой элементарную, логически бесконечно разложимую материю, чье существование и качества могут быть объяснены в зависимости от применяемых философских и естественнонаучных подходов. Однако независимо от них элементарная материя проявляет три облигатных свойства. Первое свойство - множественность, фундаментальное свойство «зернистости», разложимости на некоторые составляющие, вплоть до мельчайших частиц. Свойство множественности может быть проиллюстрировано атомарным строением предметов и фиксируется даже на уровне обыденного опыта. В то же время многие концепты, трактующие делимость материи, являются лишь удобными для теоретизирования инструментами. Второе свойство - фундаментальное единство, следующее из универсальности частиц материи, «как будто ткань всякой ткани сводится к простой и единой форме субстанции» (Тейяр де Шарден, 1987: 44). Третье свойство - связанность и активность материи, для обозначения которого применяется термин «энергия». Автор нескольких статей, посвященных разбору различных сторон философии Тейяра де Шардена, Е.С. Шушаков, пишет, что «Тейяр отталкивается от научной картины мира, определяя все связи и процессы в нем как энергетические взаимодействия» (Шушаков, 2018: 103). Энергия может быть также определена как наипримитивнейшая форма ткани универсума (по всей видимости, не разложимая далее).

В каждом элементе-частице фундаментальная энергия делится на две составляющие: так называемую «тангенциальную» энергию, связывающую конкретную частицу со всеми другими рядоположными элементами и «радиальную» энергию, «которая влечет его в направлении все более сложного и внутренне сосредоточенного состояния» (цит. по Шушаков, 2018: 103). Тангенциальная энергия соотносится с «внешним» вещей, радиальная - с «внутренним», их равноправное рассмотрение обеспечивает возможность полноценного описания универсума и устранения противоречий между материалистическим и спиритуалистическим мировоззрениями. Радиальная энергия является условием трансформации тангенциальной энергии и, соответственно, причиной эволюции космоса.

По убеждению Тейяра Де Шардена, материя выступает перед нами всегда в процессе развития, в котором можно выделить два аспекта, проявляющиеся на разных уровнях организации природы, но менее заметно на нижних:

- критической, начальной фазой развития является образование «зернистой структуры», формирование составных частей атома;

- дальнейшее развитие происходит путем сложения и возрастающего усложнения: «Материя с самого начала по-своему подчиняется великому биологическому закону "усложнения"» (Тейяр де Шарден, 1987: 9).

В основе эволюционного процесса лежат законы сохранения и деградации энергии (энтропии). На определенном этапе эволюции формируется человеческое сознание, простейшие формы его существуют и до человека, но концентрация сознания увеличивается прямо пропорционально материальной, телесной сложности организма (King, 2018). Духовная и физическая энергии оказываются связаны непосредственно, хотя преобразование одной в другую - сложный, опосредованный процесс. Развитие мира продолжается согласно выявленным законам и принципам вплоть до точки «Омега», представляющей собой «высшую концентрацию радиальной энергии уже в нематериальной сфере» (Шушаков, 2018: 107).

Таким образом, к формированию антропосферы, согласно Тейяру де Шардену, материя приходит в результате длительного процесса эволюции, развиваясь из единого начала и по общим законам, имеющим в основании принцип энергетического взаимодействия. Панпсихические черты концепции подчеркивают единообразие динамического аспекта для всех элементов бытия.

Общие черты эволюционного монизма.

В перечисленных выше концепциях при сопоставлении можно выделить общие черты. Научная картина мира, включающая современные авторам фундаментальные законы, повлияла на видение многими естествоиспытателями и мыслителями системы мироздания. Предпринимаются попытки органично включить в общую систему принцип сохранения энергии, теории эволюции Дарвина, атомистический принцип строения вещества, принцип энтропии. Обосновываются новые варианты решения психофизического закона, причины возникновения жизни, сознания. В общих чертах обосновываются перспективы дальнейшего развития человечества (точка «Омега» у Тейяра де Шардена, прогенератив у Бехтерева), что и порождает сопоставимые по многим параметрам теории. Общими чертами для них являются:

1) монистическое мировоззрение;

2) позиционирование «энергии» как одного из ключевых понятий, призванного объяснить взаимосвязь предметов и явлений, обеспечивающего динамический компонент существования мира; фундаментальное значение законов сохранения и превращения энергии;

3) привлечение принципов эволюции для объяснения законов развития и формирования столь сложных феноменов как человек с его сознанием и разумом.

На основании осуществленного анализа можно предложить ввести понятие «эволюционный монизм» в философский инструментарий и использовать его в нескольких смыслах. В узком смысле - для обозначения теории В.М Бехтерева, предложившего данный термин в качестве отражающего суть его философского подхода. В широком смысле - как отвлеченное понятие для обозначения целого ряда концепций, возникших в конце XIX - начале XX веков и имеющих в своей основе вышеперечисленные черты. В перспективе возможно дальнейшее исследование данных моделей с привлечением более широкого круга авторов, включая, например, представителей русского космизма (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский). Акцентуированное внимание к монистическим теориям позволит дать ответы на весьма значимые научные проблемы современности, учитывая возрастающий интерес к комплексным исследованиям человека и потребность в определении вариантов дальнейшей эволюции человечества.

Список источников:

Бельше В. Эрнст Геккель, его жизнь и учение // Биосфера. 2010. Т. 2. № 2. С. 289-309.

Бехтерев В.М. Психика и жизнь. СПб., 1999. 256 с.

Геккель Э. Мировые загадки. Общедоступные очерки по монистической философии. Лейпциг: А. Миллер; Санкт-Петербург, 1906. 227 с.

Ерахтин А.В. Проблема материи в западной и отечественной философии советского периода // Философия и общество. 2014 №1 (73) С. 55-74

Жеребин А.И. Австрийская литература и теория психофизического монизма // Новый филологический вестник. 2005. № 1. C. 38-55.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Москва: Наука, 1987. 239 с.

Шушаков Е.С. Концепция творения мира и эсхатологические представления в творчестве П. Тейяра де Шардена // Вестник Московского университета. Серия 7: философия. 2018. № 3. С. 100-112.

King U. Teilhard de Chardin's vision of science, religion and planetary humanity: A challenge to the contemporary world // Journal for the Study of Religion. 2018. Vol. 31(1). P. 135-158. https://doi.org/10.17159/2413-3027/2018/v31n1a8.

References:

Bekhterev, V.M. (1999) Psikhika i zhizn' [Psyche and life]. St. Petersburg: Aleteya. (In Russian)

Belshe, V. (2010) Ernst Gekkel', yego zhizn' i ucheniye [Ernst Haeckel, his life and teaching]. Biosfera. (2:2). 289-309. (In Russian)

Erakhtin, A.V. (2014) The problem of the matter in the western and national philosophy of the soviet period. Philosophy and Society. (1). 55-74. (In Russian)

Haeckel, E. (1906) Mirovyye zagadki. Obshchedostupnyye ocherki po monisticheskoy filosofii [World riddles. Publicly available essays on monistic philosophy]. Leipzig: A. Miller; St. Petersburg: Mysl. (In Russian)

King, U. (2018) Teilhard de Chardin's vision of science, religion and planetary humanity: A challenge to the contemporary world. Journal for the Study of Religion. 31(1). 135-158. Available from: doi:10.17159/2413-3027/2018/v31n1a8.

Shushakov E.S. (2018) The concept of creation of the world and eschatological views in the works of Pierre Teilhard de Chardin. Moscow university bulletin. Series 7. Philosophy. (3). 100-112. (In Russian)

Teilhard de Chardin, P. (1987) The Phenomenon of Man. Moscow: Nauka. (In Russian)

Zherebin, A.I. (2005) Avstriyskaya literatura i teoriya psikhofizicheskogo monizma [Austrian Literature and Theory of Psychophysical Monism]. The New Philological Bulletin. (1). 38-55. (In Russian)

Информация об авторе В.А. Плотникова - аспирант кафедры истории и философии государственного университета аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1071596.

Information about the author V.A. Plotnikova - PhD Student, History and Philosophy Department, State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1071596.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.02.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.03.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 15.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.