Научная статья на тему 'Три иерусалимские евлогии в собрании Государственного Эрмитажа'

Три иерусалимские евлогии в собрании Государственного Эрмитажа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святая Земля / Иерусалим / палестинское искусство / Государственый Эрмитаж / благословение / хлебные карточки / Паломники / Bread stamps / К. Гальварис. / Holy Land / Jerusalem / Palestinian Art / The State Hermitage Museum / Eulogia / Bread stamps / Pilgrims / G. Galavaris.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пятницкий Юрий Александрович

Аннотация: Статья посвящена трем деревянным резным евлогиям, купленным Эрмитажем в 2019. Они впервые вводятся в научный оборот. По мнению автора предметы были вырезаны в Святой Земле, скорее всего в Иерусалиме в 19 веке. На это указывают еврейская надпись «Иерусалим», нанесенное чернилами на дерево и покрытое лаком. Особое внимание автор уделяет символике масличного дерева, из которого были вырезаны эти предметы и затрагивает проблему «исторических материалов» для изготовления паломнических сувениров. Проводится сравнение эрмитажных евлогий с Bread stamps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three Jerusalem Eulogies in the State Hermitage Collection

Abstract: In 2019, the State Hermitage Museum acquired three carved wooden eulogia, which are being introduced in this article to the scholarly community. The author’s research led him to the conclusion that eulogia were carved in the Holy Land in the 19th century, most probably, in Jerusalem. This suggestion is indicated by the word Jerusalem in Hebrew, inscribed in ink on wood and varnished. The author pays special attention to the symbolism of the olive tree, from which these objects were made, discusses an issue of “historical materials” for making pilgrimage souvenirs, and compares the Hermitage eulogia with bread stamps.

Текст научной работы на тему «Три иерусалимские евлогии в собрании Государственного Эрмитажа»

Three Jerusalem Eulogies in the State Hermitage Collection

Yurij Pyatnitsky

Abstract: In 2019, the State Hermitage Museum acquired three carved wooden eulogia, which are being introduced in this article to the scholarly community. The author's research led him to the conclusion that eulogia were carved in the Holy Land in the 19th century, most probably, in Jerusalem. This suggestion is indicated by the word Jerusalem in Hebrew, inscribed in ink on wood and varnished. The author pays special attention to the symbolism of the olive tree, from which these objects were made, discusses an issue of "historical materials" for making pilgrimage souvenirs, and compares the Hermitage eulogia with bread stamps.

Keywords: Holy Land, Jerusalem, Palestinian Art, The State Hermitage Museum, Eulogia, Bread stamps, Pilgrims, G. Galavaris.

Аннотация: Статья посвящена трем деревянным резным евлогиям, купленным Эрмитажем в 2019. Они впервые вводятся в научный оборот. По мнению автора предметы были вырезаны в Святой Земле, скорее всего в Иерусалиме в 19 веке. На это указывают еврейская надпись «Иерусалим», нанесенное чернилами на дерево и покрытое лаком. Особое внимание автор уделяет символике масличного дерева, из которого были вырезаны эти предметы и затрагивает проблему «исторических материалов» для изготовления паломнических сувениров. Проводится сравнение эрмитажных евло-гий с Bread stamps.

Ключевые слова: Святая Земля, Иерусалим, палестинское искусство, Государственый Эрмитаж, благословение, хлебные карточки, Паломники, Bread stamps, К. Гальварис.

Три ИЕРУСАЛИМСКИЕ ЕВЛОГИИ в СОБРАНИИ

Государственного Эрмитажа

Юрий Пятницкий

В

Эрмитаже хранится одна из крупнейших в мире коллекций византийских и поствизантийских памятников. Музей довольно активно продолжает пополнять свое собрание новыми произведениями. Учитывая сформировавшиеся в XIX - первой половине XX веков разделы коллекции и ситуацию на антикварном рынке, особое внимание хранители Эрмитажа обращают на памятники, связанные с Афоном и Святой Землей. Изучение этих регионов стало приоритетным в музее в 1990-е - 2000-е годы1. При этом приобретаются не только древние произведения, которые редко появляются на рынке, но и предметы XIX и даже первой четверти XX века, поскольку ранее они, по разным причинам, почти не поступали в Эрмитажное собрание. Среди относительно

1 Пятницкий Ю.А. Сиро-Палестинская тематика в выставочной деятельности Государственного Эрмитажа 1991-2017 год. Часть 1 // Иерусалимский Православный семинар. Вып. 11. С. 238-253.

Рис. 1. Три иерусалимские евлогии в собрании Государственного Эрмитажа.

недавних приобретений есть три деревянные резные евлогии с иерусалимской символикой. Именно им посвящено данное небольшое сообщение, главной целью которого является введение этих предметов в научный оборот.

В 2018 году Государственному Эрмитажу была предложена для приобретения группа резных деревянные икон и евлогий, а также деревянный обложенный перламутром крест. В 2019 году все предметы были куплены и поступили в собрание поствизантийских памятников Отдела Востока. Три рельефные евлогии совершенно четко были исполнены в одной мастерской в одно время и составляют единый комплекс (Рис. 1). Все три выполнены на овальных срезах масличного дерева; имеют гладкую, хорошо отполированную заднюю поверхность с четко видимой структурой дерева; на торцах по всей окружности сохранена кора. С лицевой стороны резные изображения в высоком рельефе выделяются на гладком блестящем фоне; они занимают центральную часть евлогии, а по краям оставлена светлая полоса полированного дерева. Со всех сторон евлогии покрыты густым защитным слоем лака. Поэтому сегодня без реставрации

и дополнительных исследований невозможно однозначно ответить - вырезаны ли все три рельефа в толще дерева, или они исполнены отдельно и затем наклеены на полированную поверхность среза, или применен комбинированный метод, т.е. совмещение обоих технических приемов.

На каждом предмете представлена своя композиция: «Кувуклий Гроба Господня», «Герб Иерусалимского Патриархата», «Страсти Господни». Однако все три однозначно исполнены в одной мастерской, хотя, возможно, разными резчиками. Отличия, например, видны в обработке фона различным орнаментом: точечным, звездочками, четырехконечными крестиками. Хотя исполнение индивидуальное («ручная работа»), но мастера применяли шаблоны-трафареты и устойчивый набор штампов-пуансонов. В целом данные евлогии можно отнести к предметам весьма профессиональным и обладающим определенными художественными достоинствами. Вместе с тем, - это типовая паломническая продукция, хотя и очень хорошего качества. Закономерно может возникнуть вопрос: насколько целесообразно пополнение музейного собрания массовой паломнической продукцией? Для профессионалов ответ однозначен: именно массовая продукция составляет тот исторический фон, тот контекст, который выявляет художественные процессы в культурном развитии региона. В данном случае - в Палестине и, более конкретно, в Иерусалиме. Святой Град много столетий остается наиболее притягательным паломническим центром, куда стекаются на поклонение Гробу Господню тысячи паломников со всех концов мира. Паломничество создало предпосылки для возникновения разнообразных местных мастерских, специализирующихся на изготовлении паломнической продукции. Главным центром сбыта этой продукции всегда был Иерусалим, на который приходился основной поток паломников. На исследуемых евлогиях с лицевой стороны чернилами нанесена еврейская надпись «Иерусалим», что подтверждает их изготовление или, во всяком случае, продажу в Святом Граде. Надпись лежит в слое прозрачного лака, т.е. была сделана в процессе изготовления евлогий или во время подготовки их к продаже. На всех трех предметах надпись сделана одним почерком и идентичными чернилами. По характеру букв можно сделать вывод, что надпись, а значит и евлогии, относятся к XIX столетию. Датировка и палестинское происхождение евлогий подтверждается аналогиями. В Музея истории религии в Санкт-Петербурге хранятся два предмета, происходящие из Зимнего дворца, которые чрезвычайно близки к эрмитажным. Это также резные рельефные евлогии на срезе дерева; одна со сценой «Кувуклий Гроба Господня» (диаметр приблизительно 17 см), другая с композицией «Страсти Господни» (размеры 12,5x11,5 см)2.

2 Паломничество в Святую Землю. СПб., 2006. С. 42, 32.

Основой эрмитажных евлогий является масличное дерево. Небольшой ствол или толстая ветка были распилены на кусочки толщиной в несколько сантиметров (2-3 см). Кора с торцов не защищалась, а оборотная сторона тщательно обрабатывалась, полировалась и покрывалась лаком. С лицевой стороне вырезалось рельефное изображение; иногда отдельные элементы композиции (или даже вся композиция) вырезались из другого кусочка оливкового дерева и наклеивались на лицевую сторону. С лицевой стороны резьба также обильно покрывалась лаком. Выбор масличного древа был не случаен. Оно неоднократно упоминается в Ветхом Завете как символ благочестия и Божия благословения. Оливковая (масличная) ветвь считалась эмблемой мира. Из плодов получали масло, которое использовалось в составе мирра - благовония для священного помазания. А из косточек палестинских маслин делали четки, которые были желанным памятным сувениром для паломников. Для нашей темы наиболее важно свидетельство, что именно резное масличное дерево активно использовал царь Соломон в декоре своего Храма: «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. <.. .> И обложил он херувимов золотом. <.. .> Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные» (III Цар. I, 23, 28, 31-33).

Большие масличные сады были расположены к востоку от Иерусалима на Елеонской горе, которую также называют Масличной горой. На западном склоне горы расположен Гефсиманский сад, куда часто удалялся Иисус Христос со своими учениками, где он молился под сенью вековых олив и где был предан Иудою Искариотом. Евлогии из масличного дерева не только напоминали об этих событиях, но символизировали связь Нового и Ветхого Заветов и подчеркивали особый статус этого дерева, которое использовал царь Соломон для украшения Святая Святых.

В ассоциативной системе православного изобразительного искусства основа (материал) из которого (или на котором) были исполнены святые изображения, играл важную символическую роль. Применяемый нами термин «исторические материалы» достаточно условен и охватывает как оригинальные реликвии, использовавшиеся в художественном произведении, так и вторичные реликвии и материалы, приобретавшие особый статус благодаря своему взаимодействию с оригинальными святынями3. Приведем несколько примеров. В собрании русского историка М.П. Погодина

3 Пятницкий Ю.А. «Исторические материалы» в византийском и поствизантийском искусстве // Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга (2.Ш.1893 - 27.VI.1972). Материалы конференции. СПб., 2005. С.128-147.

была иконка «Святой Иоанн Богослов», вырезанная на камне от пещеры Апокалипсиса4. В коллекции архимандрита Порфирия (Успенского) была икона «Святой Антоний Великий», вырезанная на кусочке камня от его пещеры5. В собрании Петра Коробанова (ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге) хранится двусторонний живописный образок «Святые монахи Антоний Римлянин и Варлаам Хутынский перед Христом Вседержителем / Новгородские митрополиты Никита и Иоанн перед Богоматерью Знамения». Живопись исполнена на круглом камне, покрытом левкасом, а на металлическом ободке выгравирована надпись, сообщающая, что это кусочек того самого камня, на котором святой Антоний приплыл из Рима в Новгород. Живопись относят к XVIII столетию, а её исполнение связывают с мастерской Антониева монастыря в Новгороде6.

Ко второму типу «исторических материалов» относятся многочисленные иконки и образки, исполненные на мраморе, гальке, срезах дерева, перламутре, рыбьих костях. В частности, хорошо известны флорентийские сувениры pietra di Arno - овальные камушки из реки Арно, на которых писали сцену Крещения Христова, используя в композиции естественный рисунок прожилок камня7. Сухие ветви Мамврийского дуба в Палестине тщательно собирались, а затем использовались для изготовления сувениров. Чаще всего на тонких спилах дуба писались небольшие живописные иконки «Гостеприимство Авраама». При этом такие иконки изготовлялись не только в Палестине, но и на Афоне, например, в мастерской русского скита Святого Андрея в Карее. Как правило, на обороте таких икон-образков имеется надпись, подтверждающая, что использовано дерево именно Мамврийского дуба8.

Использование «исторического материала» для паломнических сувениров имело большое значение именно для Святой Земли. Едва ли не каждый паломник хотел привести на родину вещественное доказательство своего путешествия к святыням. Расширение паломнического движения во второй половине XIX столетия привело к повышенному спросу на местные евлогии и сувениры. Это, в свою очередь, привело к ряду негативных

4 РГИА. Ф. 797. Оп. 40, I отделение, I стол. Д. 49. Л. 114. Опись собрания М.П. Погодина.

5 Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. Х1-ХУ вв. М., 1983. С. 62.

6 Русские монастыри. Искусство и традиции: Каталог выставки. [Спб.,] 1997. С. 138.

7 Петров Н.И. Указатель церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. 2-е изд., испр., и доп. Киев, 1897. С. 52 № 2583.

8 Пятницкий Ю.А. «Исторические материалы» в византийском и поствизантийском искусстве // Эрмитажные чтения памяти В.Ф. Левинсона-Лессинга (2.Ш.1893 - 27.VI.1972). Материалы конференции. СПб., 2005. С. 143-145; Вздорнов Г.И. Троица Андрея Рублева. Антология. 2-е изд., испр., и доп. М., 1989. С. 143, ил. 61, 62; Христианские реликвии в Московском кремле. М., 2000. С. 106, 107 кат. № 26.

явлений: резко снизилось качество и художественный уровень паломнической продукции. Еще более негативные последствия имело поступление в Россию икон с необычной «местной» иконографией, часто кардинально отличавшейся от традиций русской православной иконописи. Для местных мастеров - резчиков по перламутру и дереву, и иконописцев-мельки-тов, прототип не имел большого значения. С равным успехом они повторяли католические картины, западную гравюру, византийские, критские и греческие поствизантийские иконы. Но для русских паломников икона или резной образок, привезенные из Иерусалима, были благословлены святостью Библейских мест, поэтому отличия от привычной иконографии нередко смущали их умы. А сомнения в таких вопросах для русского православного человека - трагедия для его души, порождающая ереси и разрушение патриархального уклада общества.

Связанное с паломническим движением Православное Палестинское общество и специально созданный для сохранения иконописных традиций Комитет попечительства о русской иконописи были чрезвычайно озабочены этими проблемами и стали предпринимать шаги к поднятию уровня паломнической продукции и внедрению более традиционной иконографии. На этом пути они столкнулись с большими трудностями, поскольку было сложно конкурировать с арабскими и еврейскими магазинчиками Иерусалима и Вифлеема, где продавалась продукция невысокого уровня, но чрезвычайно дешевая, к тому же покорявшая сердца паломников своей кричащей пестротой Востока. Все четко понимали, что для паломников, особенно из низших сословий, всегда будут более привлекательны произведения с местным колоритом. Тем более, как отмечал архимандрит Леонид (Кавелин): «Наш простой паломник падок на дешевые товары и, не обращая внимания на качество, предпочитает дешевое, хотя и плохое, немного дорогому, хотя и хорошему»9.

В качестве одной из мер Комитет и Палестинское общество решили обратиться к сохранению местной традиции писать иконки на «исторических материалах». Вопросам иконной и книжной торговли в Иерусалиме посвятил свою речь на годичном заседании Палестинского общества 19 декабря 1906 года выдающийся деятель Общества и выдающийся византинист А. А. Дмитриевский10. В частности, он отмечал: «В иерусалимской

9 Цит. по: Дмитриевский А.А. Иконная и книжная лавка на Русских постройках в Иерусалиме // Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины / сост. Н.Н. Лисовой. М., 2010. С. 394, примеч. 1.

10 Дмитриевский А.А. Иконная и книжная лавка на Русских постройках в Иерусалиме // Сообщения ИППО. СПб., 1907. Т. XVIII. Вып. 2. С. 279-299. Переиздано: Дмитриевский А.А. Иконная и книжная лавка на Русских постройках в Иерусалиме // Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины / сост. Н.Н. Лисовой. М., 2010. С. 392 -417.

иконной лавке Общества непременно должны быть иконы на сюжеты иерусалимские, вифлиемские и вообще палестинские, которые в нашей иконной торговле совершенно не встречаются, но в арабских иерусалимских лавках они составляют довольно заурядное явление и охотно приобретаются нашими паломниками на память. <...> Не худо при этом принять во внимание и материал, на котором должна быть написана иерусалимская икона. Икона Кувуклия Гроба Господня охотно будет приобретаться, если она написана на мраморе, масличном дереве или на кипарисе; Св. Троица в виде трех странников под Мамврийским дубом - непременно на дубе; Гора соблазна или Сорокадневная - на простом камне или же на камне, взятом с вершины названной горы, и, наконец, на масличном дереве; Крещение Господне - на широком голыше, вынутом из Иордана, или на рыбе, кажется, из Тивериадского озера, с широким туловищем; Вифлием - на перламутре, мраморе, кипарисе и масличном дереве; Неопалимая Купина - на камне; Успение Богоматери - на дереве, в виде плащаницы, причем Богоматерь изображается по-еврейски повитой пеленами и т.д. »п. В аспекте нашего исследования, следует обратить внимание, что масличное дерево выступает как универсальный местный священный «исторический материал».

В Православной Церкви с раннехристианского времени широко известны различные штампы, которые использовались для евхаристического хлеба. Эта тема была в свое время исчерпывающе раскрыта Георгием Галаварисом в монографии «Хлеб и Литургия»12. Исследователь привел большое количество разнообразных штампов: из металла, камня, терракоты и дерева, которые датируются от IV столетия до современных экземпляров второй половины XX века. Штампы разнообразны не только по материалу, но и по форме: прямоугольные, квадратные, крестообразные, фигурные, круглые. Последние превалировали. При всем разнообразии форм и материалов, все штампы имели одну особенность: изображения и надписи (или монограммы) были зеркальны. Наибольший интерес для нас представляют круглые штампы из дерева. Среди них Г. Галаварис опубликовал «несторианский» штамп диаметром шесть сантиметров, на котором в медальон вписан крупный четырехконечный крест, а внутри четырех сегментов вырезаны четыре небольших крестика. Штамп принадлежал митрополиту Нарсею Е. де Баз, Ассирийскому митрополиту Ливана. Г. Галаварис считал композицию типичную для сирийских

11 Дмитриевский А.А. Иконная и книжная лавка на Русских постройках в Иерусалиме // Дмитриевский А.А. Деятели Русской Палестины / сост. Н.Н. Лисовой. М., 2010. С. 406, 407 .

12 Galavaris G. Bread and the Liturgy. The symbolism of Early Christian and Byzantine bread stamps. Madison, Milwaukee and London, 1970.

Рис. 2. Евлогия «Кувуклий Гроба Господня». Святая Земля. XIX в. Государственный Эрмитаж, инв. № ш- 1539.

Рис. 3. Евлогия «Герб Иерусалимского Патриархата». Святая Земля. XIX в. Государственный Эрмитаж, инв. № ш- 1540.

несториан13. Однако подобное сочетание крупного четырехконечного креста в окружении четырех мелких четырехконечных активно использовалось в Иерусалимской Патриархии. В том числе её можно видеть на евлогии Эрмитажа, где форма круглого медальона подчеркивается двумя пересекающимися пальмовыми ветвями в нижней части композиции. Кроме того, фон сплошь покрыт мелкими четырехконечными крестиками, нанесенными пуансоном (Рис. 3).

Среди опубликованных исследователем круглых деревянных штампов с сюжетными изображениями встречаются экземпляры как с зеркальными, так и с правильными греческими надписями. Относительно первой группы назначение предметов не вызывает сомнений - это штампы. Но вторая группа с правильными надписями может иметь совсем другое назначение и являться деревянными резными евло-гиями, т.е. сувенирной паломнической продукцией. В частности, речь идет о четырех воспроизведенных Г. Галаварисом медальонах

13 Galavaris G. Bread and the Liturgy. The symbolism of Early Christian and Byzantine bread stamps. Madison, Milwaukee and London, 1970. P. 96, 97, fig. 51.

диаметром 7,5-7,7 см из монастыря Святой Екатерины на Синае. На одном из них вырезана «Неопалимая Купина с предстоящими Моисеем и Екатериной», на втором - «Неопалимая Купина», на двух других -ростовое изображение святой Екатерины. Все четыре медальона исследователь широко датировал поствизантийским временем14. Поскольку книга Г. Галавариса была первым серьезным исследованием штампов в научной литературе XX столетия, то подобное смешение евлогий и штампов, учитывая типологическую близость этих видов памятников, вполне естественно. Вместе с тем, вполне возможно, что в повседневной практике рельефные деревянные евлогии могли использоваться в качестве штампов. В таком случае символика изображений и происхождение евлогий из Святых мест являлись более значимыми

фактами, чем характер надписей.

***

Евлогия «Кувуклий Гроба Господня» (Рис. 2)

Святая Земля, XIX в.

Дерево, резьба, тонировка, пропитка лаком.

14,0x11,0x3,0 см. Толщина без учета рельефа

Государственный Эрмитаж, инв. № ^г- 1539.

Срез овальной формы с вписанным фигурным медальоном, выделенным тонкой врезной линией и фоном, сплошь усыпанным звездочками, нанесенными пуансоном. В центре композиции рельефное изображение Кувуклия. Широкий базис пронизан по центру арочным входом, на базисе установлены слева и справа по две колонны с декоративными мраморными панелями между ними. Массивное двойное перекрытие с пилястрами в верхней части строения, на котором покоится остроконечный купол на барабане, увенчанный шаром. Над входом, в крупном прямоугольном картуше помещена фигура Иисуса Христа, восставшего из саркофага. Внизу, под Кувуклием на светлой полосе дерева в слое лака нанесена чернильная еврейская надпись «Иерусалим».

Евлогия «Герб Иерусалимского Патриархата» (Рис. 3)

Святая Земля, XIX в.

Дерево, резьба, тонировка, пропитка лаком

13,0x9,0x2,0 см. Толщина без учета рельефа

Государственный Эрмитаж, инв. № ^г- 1540.

Срез овальной формы, в который вписан круглый медальон с крупным четырехконечным крестом по центру и четырьмя маленькими

14 Galavaris G. Bread and the Liturgy. The symbolism of Early Christian and Byzantine bread stamps. Madison, Milwaukee and London, 1970. P. 133-139, fig. 70-73.

Рис. 4. Евлогия «Страсти Господни». Святая Земля. XIX в. Государственный Эрмитаж, инв. № ш- 1541.

аналогичными крестиками, расположенными между ветвей центрального креста. Снизу композиция замкнута двумя перекрещенными пальмовыми ветвями. Фон плотно усыпан маленькими крестиками, нанесенными пуансоном. Под пальмовыми ветвями на гладком светлом дереве основы расположена в слое лака чернильная еврейская надпись «Иерусалим».

Евлогия «Страсти Господни» (Рис. 4) Святая Земля, XIX в.

Дерево, резьба, тонировка, пропитка лаком 12,0x11,0x2,0 см. Толщина без учета рельефа Государственный Эрмитаж, инв. № ш- 1541.

Почти круглой формы срез дерева с вписанным по форме евлогии медальоном, повторяющим форму среза. По периметру оставлена светлая полоса гладкого дерева. Обводка медальона выполнена в виде крепостной стены и символизирует стены Иерусалима земного и небесного. В центре композиции расположен потир, окруженный терновым венцом; над ним - четырехконечный крест. Справа от него - кувшин и щипцы, слева - бальзамарий и молот. В нижней части композиции представлены перекрещенные лестница и колонна, к последней примыкает копье с насаженной на него губкой. Фон темный, весь покрыт мелкими точками-углублениями, нанесенными пуансоном. В верхней части евлогии, на гладком светлом дереве в слое лака помещена чернильная еврейская надпись «Иерусалим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.