Научная статья на тему 'Православное паломничество в Святую Землю представителей непривилегированных сословий конца XIX – начала ХХ вв.: условия и обстоятельства'

Православное паломничество в Святую Землю представителей непривилегированных сословий конца XIX – начала ХХ вв.: условия и обстоятельства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святая Земля / Иерусалим / православное паломничество / Императорское Православное Палестинское общество / священство / пилигримы / святыни / христианские ценности. / Holy Land / Jerusalem / Orthodox pilgrimage / Imperial Orthodox Palestinian Society / priesthood / pilgrims / shrines / christian values.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каиль Максим Владимирович

Православное паломничество в Святую Землю – известный исторический сюжет. Однако в его изучении остается немало слабо освещенных аспектов: как в дореволюционной России могли паломничать простолюдины, кто помогал со средствами, каким был паспортно-визовый режим? Рассмотреть комплекс этих вопросов на основе сохранившихся свидетельств и документов, обеспечивающих и сопровождавших паломничество, – значимая задача современного палестиноведения и истории российско-палестинских отношений. В статье рассматривается комплекс документов частных паломников, их обращения к структурам ИППО и представителям Императорского двора за помощью в организации паломничества. Проанализированы оставленные священниками записки об обстоятельствах паломничества и восприятии святынь Святой Земли. Охарактеризованы меры по совершенствованию паломнической инфраструктуры на рубеже XIX–ХХ вв., а также отношения россиян с турками, греками в связи с обстоятельствами паломничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox pilgrimage to the Holy Land of representatives of the unprivileged estates of the late XIX early XX centuries: conditions and circumstances

The Orthodox pilgrimage to the Holy Land is a well-known historical plot. However, many poorly illuminated aspects remain in his study: how could commoners make pilgrimages in pre-revolutionary Russia? Who helped with the funds? What was the passport and visa regime. To consider the complex of these issues on the basis of the preserved testimonies and documents that provided and accompanied the pilgrimage is a significant task of modern Palestine studies and the history of Russian-Palestinian relations. The article considers a set of documents of private pilgrims, their appeals to the structures of the IPPO and representatives of the Imperial Court for help in organizing the pilgrimage. The notes left by the priests about the circumstances of the pilgrimage and the perception of the shrines of the Holy Land are analyzed. Measures to improve the pilgrimage infrastructure at the turn of the XIX-XX centuries, as well as the relations of Russians with Turks and Greeks in connection with the circumstances of the pilgrimage are described.

Текст научной работы на тему «Православное паломничество в Святую Землю представителей непривилегированных сословий конца XIX – начала ХХ вв.: условия и обстоятельства»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. №3. С. 95-104

УДК 23/28 Каиль Максим Владимирович Смоленский государственный университет

Православное паломничество в Святую Землю

представителен непривилегированных сословии конца XIX — начала ХХ вв.:

условия и

Аннотация: Православное паломничество в Святую Землю - известный исторический сюжет. Однако в его изучении остается немало слабо освещенных аспектов: как в дореволюционной России могли паломничать простолюдины, кто помогал со средствами, каким был паспортно-визовый режим? Рассмотреть комплекс этих вопросов на основе сохранившихся свидетельств и документов, обеспечивающих и сопровождавших паломничество, - значимая задача современного палестиноведения и истории российско-палестинских отношений. В статье рассматривается комплекс документов частных паломников, их обращения к структурам ИППО и представителям Императорского двора за помощью в организации паломничества. Проанализированы оставленные священниками записки об обстоятельствах паломничества и восприятии святынь Святой Земли. Охарактеризованы меры по совершенствованию паломнической инфраструктуры на рубеже Х1Х-ХХ вв., а также отношения россиян с турками, греками в связи с обстоятельствами паломничества.

Ключевые слова: Святая Земля; Иерусалим; православное паломничество; Императорское Православное Палестинское общество; священство; пилигримы; святыни; христианские ценности.

Святая Земля - Иерусалим с его святынями, Вифлеем с Храмом Рождества Христова, живительный Иордан - все эти места-символы представляли особую ценность для жителей поздней Российской империи: как дворян и чиновничества, жителей столиц, так и простолюдинов из глубинки. Подробной статистики социальной стратификацией паломников в Святую Землю дореволюционных десятилетий не существует, но известно, что после создания и активизации деятельности Императорского Православного Палестинского общества, после 1889 г., когда попечение об обществе понесли члены императорской фамилии, а в уставе появилась, по сути, формулировка миссии («заботы Общества о русских паломниках не ограничиваются одним удешевлением пути в Святую Землю, но еще более направлены на удовлетворение их материальных и духовных потребностей на Святой Земле»1), ежегодно число паломников возрастало, в том числе благодаря

1 Устав Императорского Православного Палестинского Общества. Высочайше утв. 8 мая 1882 г. СПб., 1882. С.

2.

строительству объектов паломнической инфраструктуры на Святой Земле и появлению мер материального обеспечения паломников.

Таким образом, уже к концу XIX в. ежегодное число русских паломников превышало 10 тыс., пиком паломничества был Пасхальный период (встретить праздник праздников на Святой Земле было мечтой многих христиан), когда

л

сюда пребывало 4-6 тыс. человек . При населении империи, превышавшем к 1900 г. 130 млн. человек, число паломников было крайне невелико и определялось как дальностью и трудностями пути, так и экономическими возможностями населения. Для сравнения: в это же время (рубеж веков) хадж в Мекку совершало до 12 тыс. мусульман Российской Империи (при том что исламское население не превышало 14 млн. человек), их численность еще более возросла после открытия в 1908 г. Хиджазской железной дороги, соединившей Дамаск и Медину и позволявшей преодолевать полуторатысячное расстояние за 3-4 суток.

Как можно отметить, относительно немногие в многомиллионной Российской империи отваживались на главное паломничество в своей жизни. Исходя из анализа документальных комплексов, сопровождавших паломничества, одной из ключевых причин такого положения была материальная. Паломничество занимало нередко 4-8 месяцев . Кроме того, можно отметить и недостатки паломнического просвещения - немногие были осведомлены о практических вопросах организации паломничества. Значительный вклад в просвещение православного населения империи внес основатель и многолетний секретарь ИППО В. Н. Хитрово (1834-1903),

~ 4

подготовивший ряд изданий, популяризирующих паломничество .

Из популярных брошюр о Святой Земле, из проповедей интеллигентных священников, немногие из которых сами побывали там, верующие узнавали об образах Палестины, получали и практическую информацию об организации пути, предстоящих расходах, решении бюрократических вопросов.

Сохранились и были опубликованы отдельной брошюрой мысли о паломничестве в Святую Землю Петра Евгенова (предположительно, Владимирского священника 1818 г. рождения, выпускника Владимирской духовной семинарии, законоучителя Владимирского трехклассного училища), записанные в 1895 г. в воспоминании о собственном паломничестве 1886 г.5 Отец Петр был одним из тех, кому посчастливилось встретить на Святой Земле Пасху. Есть и известные неопубликованные воспоминания о паломничествах6.

2 Россия на Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. М., 2000. С. 387-388.

3 Каиль М.В. Как провинциалы императорской России в Святую Землю путешествовали: типичное паломничество в документах Центрального исторического архива Санкт-Петербурга // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 4. С. 57-65.

4 Хитрово В.Н. Православие в Св. Земле. СПб., 1881; Его же. Письма о Святой Земле. СПб., 1898; Его же. Русские паломники Святой Земли. СПб., 1905.

5 Евгенов П., свящ. Вход паломников русских во Иерусалим. М., 1895.

6 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1565. Л. 1-19.

Первым пунктом прибытия в том паломничестве стала Яффа, где последовала остановка в греческом монастыре. Приют здесь был спартанский: за 20 коп. с каждого предоставлялась возможность ночевать в 25-местных палатках. Греки-монахи вели себя весьма нерадушно, требовали дополнительной платы за ночевку. Так продолжалось и еще на нескольких остановках по пути в Еммаус. Пешим ходом большая паломническая группа пришла к русскому подворью в Иерусалиме. Судя по описанию, в городе группа оказалась в пятницу, накануне памяти Входа Господня в Иерусалим: «Поелику этот праздник всем пришельцам очень мил, украшенные пальмою люди во всем городе. У каждаго в руках пальма, обряженная разнаго вида

7

цветами» .

В понедельник Страстной седмицы группа направилась на Иордан. Турецкая стража наблюдала за очередным сбором по 20 коп. с паломников. Сильное впечатление оказало на путников Мертвое море, они выходят в долину Иордана и остаются на ночевку в Иерихоне. После паломники оказались на Иордане, окунались в его воды с большой радостью. Далее следовало посещение монастыря Святого Саввы и горы, на которой Христос постился и молился на протяжении 40 дней. Последовала ночевка прямо под открытым небом. Это паломничество на Иордан с возвращением в Иерусалим завершилось в четверг. Среди паломничающего священства, вероятно, была практика получения благословения Иерусалимского патриарха в страстную пятницу. Патриарх приглашал сослужить священников на Пасхальной службе. Но у нашего героя, к сожалению, не было с собой праздничного облачения, добыть его на месте не представлялось возможным, и по сей причине он провел

о

службу в алтаре . С удивительной подробностью описывал русский священник ожидание схождения Священного огня, когда полнолюдный храм и занятая народом до отказа храмовая площадь более получаса дожидались патриарха из кувуклии.

В сам пасхальный день в 12 часов последовал крестный ход, «вся служба пелась на русском языке, кроме почести патриарху на греческом языке. По окончании утрени началась обедня. Один патриарх был в митре, сослужащие архиереи стояли в камилавках... патриарх сам архиереев причащал, Два архиерея причащали прочих священных лиц. по окончании обедни, были, по приглашению, на обеде у [русского] консула на разговении пасхою»9.

В понедельник Светлой седмицы паломники вышли из Иерусалима и направились в Вифлеем, где наш герой сослужил архиепископу Спиридону. Завершалось паломничество посещением Мамврийского дуба.

Многие из описанных реалий паломничества 1886 г. менялись, и спустя 20 лет, благодаря усилиям Императорского Православного Палестинского

7 Там же. С. 12.

8 Там же. С. 19.

9 Там же. С. 22.

общества, паломничества носили уже более благоустроенный и предсказуемый характер. Появилось точное понимание необходимых расходов, подробные методички ИППО о курсах обмена валют, стоимости проживания на тех или иных остановках, стоимости столования. Существовало уже и несколько маршрутов - от огромного, включавшего посещение Афона, Иерусалима, Рима, до ограничивающегося святынями Палестины.

К началу ХХ в. существовала уже библиотечка издаваемых ИППО брошюр и популярных изданий, различных руководств для паломников, всесторонне описывающих практические вопросы организации паломничества10.

Из подобных пособий, издаваемых немалым тиражом, христиане узнавали об особенностях пути во Святую Землю. И ныне они информируют нас о стоимости проезда в Иерусалим и на Афон по паломническим книжкам (они были учреждены ИППО и давали существенные льготы, фиксированную стоимость пути на отдельных его участках), стоимости и организации пути до Одессы - ключевого портового пункта на пути в Яффу и на Афон. Эти популярные брошюры ориентировали в сборе документов на получение заграничного паспорта, в карантинных и прочих путевых сборах, описывали ключевые точки на пути паломника и знакомили с особенностями размещения на промежуточных станциях и в Иерусалиме. После знакомства со святынями Палестины (Храм Гроба Господня, Елеонской горы и Горнего, Вифлеема и дуба Мамврийского, Иордана, лавры Саввы Освященного, Назарета и Синая) была возможность для посещения Египта, Бари (с поклонением мощам святого Николая) и даже Рима. Перед обратной дорогой необходимо было завизировать паспорт у русского консула в Иерусалиме, пройти ревизию (паспортный контроль) и таможенный досмотр в Одессе, после чего сдать загранпаспорт Одесскому градоначальнику и отправиться к месту постоянного проживания.

Ключевым транзитным пунктом была Одесса, но с Кавказа можно было отправиться в паломничество через Новороссийск, а из Тифлиса - через Батуми. Паломничество в относительно комфортных условиях (с продовольствием) обходилось в 170-180 руб. из столичных городов, третьим классом - 50-55 руб. Самым дешевым было паломничество для киевлян (от 38,5 руб.). Паломничество на Афон обходилось от 40-43 руб. в третьем классе, до 85-90 руб. в комфортных условиях11. Понять вес паломнических расходов можно только в контексте доходов населения России. Так, в 1900-е гг. прислуга получала 3-10 руб. в месяц, оплата служащих составляла 20-35 руб., учителя, врачи и военные чины получали до 80-100 руб., жалование главы губернии составляло около 1 тыс. рублей. Таким образом, если для представителей городских верхов паломничество в комфортных условиях соответствовало 1-2-месячной зарплате, то для представителей непривилегированных сословий

10 Краткое пособие православным русским паломникам отправляющимся на поклонение Святым местам Востока. СПб., 1907.

11 Там же. С. 1.

расходы были очень существенными. Помимо прочего, требовалось еще добираться от места проживания до Одессы (ключевой пункт транзита). Так, дорога из Иркутска стоила от 88 руб. (1 класс) до 35 руб. (3 класс) и занимала 17 суток; от 20 до 48 руб. требовалось для поездки с Урала, а путь из Смоленска

1 9

обходился в 10-26 руб.

Пароходный путь же из Одессы до Яффы обходился от 24 руб. третьим классом, до 201 руб. - первым; на Афон - от 15 до 68 руб.

Для получения заграничного паспорта путник должен был иметь вид на жительство или паспорт. Беспаспортные дети и женщины (путешествующие без имеющего паспорт отца семьи) должны иметь на руках согласие на поездку глав семьи, мужчины до 21 года должны иметь документы по отношению воинской повинности. Отдельно путник должен был запастить «свидетельством о неимении препятствия на выезд за границу» от полицейского управления по месту проживания. Выезжающий получал «губернаторский проходной билет» с поверенным сроком и расчетом пути на 50 верст в сутки от места выдачи до города получения загранпаспорта. «Паломники, выправившие губернаторские проходные билеты, имеют право на получение заграничного (поклоннического) паспорта в Кишеневе, Одессе, Симферополе, Керчи, городах Закавказья и Владивостоке из канцелярии губернатора или градоначальника с уплатою за

13

оный 50 коп. за каждые полгода пребывания заграницей» .

Паломнические книжки выдавались на год «с правом останавливаться по пути следования на узловых станциях железных дорог». Книжки продавались в 24 городах империи, включая Калугу, Курск, Орел, Рязань, Ярославль и Смоленск. Приобрести их можно было у членов или уполномоченных ИППО. Так, в Смоленске продажа велась архимандритом Игнатием в Авраамиевском монастыре и священником Николаем Соколовым в Нижне-Никольской

14

церкви .

По прибытии в Одессу путники имели возможность в ожидании парохода остановиться на подворьях Пантелеймоновского, Андреевского, Ильинского Афонских монастырей. Дежурному монаху передавались путевые документы для выдачи загранпаспорта и общий сбор в 4 руб.25 коп., следующий без губернаторского проходного билета должен был заплатить 18,75 руб. Плывущий в Яффу паломник мог сойти и оставаться какое-то время на Афоне (без дополнительной платы). В день отплытия на подворьях читался напутственный молебен; путники отправлялись на пристань пешком, а их вещи - на подводах. Документы перемещались заранее.

Перед отплытием представитель Палестинского общества раздавал богомольцам Евангелие или Псалтырь в красивом переплете с напутствием.

12 Там же. С. 4-5

13 Там же. С. 9.

14 Там же. С. 3.

Путешествующих 1-2 классом обеспечивали на пароходах столом. В третий класс передавали кипяток стоимостью 2 коп. за чайник.

Во время стоянки в Константинополе (длилась не дольше полутора суток) путники могли отплыть на берег и разместиться на подворьях Афонских монастырей. В Константинополе путники могли поклониться здешним христианским святыням, прежде всего, посетить собор Св. Софии (требовалась плата в 50 коп.). Для тех, кто не останавливался на Афоне (прежде всего, для женщин), пунктом прибытия была Яффа, где русских паломников встречали проводники ИППО - кавасы. Прибывшие несколько часов проводили в городе и после полудня отправлялись в Иерусалим поездом, проводя в пути около 6 часов. По прибытии в Иерусалим путники пешком направляются на русское подворье. Там они уплачивали 1 руб. за подобие современной медицинской страховки и в течение 14 дней могли оставаться на русском Сергиевском подворье бесплатно. Для более комфортного размещения можно было оплатить за пребывание в комнате 1 класса 2 руб. в сутки. Питание было платным, но доступным, полный обед из двух блюд с хлебом и квасом стоил 10 коп. На подворьях была продуктовая и книжно-иконная лавки. Баня была доступна здесь же за плату в 10 коп.

Суммарные расходы паломника, перемещающегося даже в третьем классе, имеющего продуктовый запас, были велики и даже после появления массы разъясняющих материалов от ИППО трудно прогнозируемыми. В результате часть наименее привилегированных паломников нередко попадала в затруднительное положение, в том числе и во время самого паломничества. Некоторые из них при посредничестве структур ИППО и консульства обращались непосредственно к попечителям ИППО и членам августейшей фамилии. Так, в материалах Российского государственного исторического архива остались обращения к государыне Александре Федоровне прачки из Петергофа Анисьи Чугуевой, просившей приобрести ей обратный билет из Иерусалима. По высочайшему повелению на эти цели было направлено 56 руб., а паломнице не забыли помочь написать эмоциональную благодарность за помощь15. В благодарность Анисья даже передала государыне образок Иерусалимской Божией Матери. И таких прошений в делах Канцелярии императорского двора немало.

Собственно паломническая программа включала посещение Иерусалимской патриархи за благословением, а далее отправление в Храм Гроба Господня, где большинство паломников проводило всю первую ночь. Далее следовало посещение Елеона и Горней.

Более далекие паломничества (в Вифлеем, к дубу Мамврийскому) осуществлялись караванами по 15-20 человек в сопровождении кавасов. После нескольких дней отдыха, как правило, следует далекое путешествие на Иордан,

15 РГИА. Ф. 525. Оп. 2. Оп. 216/2714. Д. 251. Л. 1-2.

через Вифанию, посещение пещеры праведного Лазаря, монастыря Саввы Освященного.

Паломничество в Назарет в начале ХХ в. считалось трудным и опасным, организовывалось обязательным порядком к Благовещению большим караваном около 1000 чел., в другое время группами около 200. Такое путешествие занимало 12-15 дней, в нем нередко пользовались лошадьми и повозками, которые нанимались за отдельную плату (лошадь в день обходилась до 2 руб.)16.

Примерно раз в год ИППО организовывало караван на Синай. Те, кто решался добраться сюда, далее путешествовали самостоятельно, без опеки ИППО, посещая Египет, Бари и отправляясь на поклонение первым апостолам в Рим.

За несколько дней до отправления в обратный путь паломники должны были визировать свой паспорт у русского консула в Иерусалиме с уплатой сбора около 1,5 руб. На обратном пути паломники также могли сделать остановку на Афоне, а по возвращении в Одессу пройти таможенный досмотр; с дорогих икон и утвари, ввозимых в Россию, требовалось уплачивать пошлину. И перед тем, как покинуть Одессу, путнику надлежало лично явиться в канцелярию Одесского градоначальника и обменять загранпаспорта на те документы, которые у них приняли при выдаче

Профессор А. А. Дмитриевский сформулировал свое представление о

17

современных ему типах русских паломников в Святую Землю . В своем очерке, ссылаясь на современное ему сочинение итальянки М. Серао, замечавшей, что «никакая страна в Европе в действительности не испытывает такой сильной тоски по святыням Востока, как Россия», он отмечал: «Причина этого явления кроется прежде всего в характере русскаго человека, в условиях

его тяжелого быта и в окружающей суровой и угрюмой природе, среди которой

18

проходит жизнь его» . Профессор много пишет о мытарствах паломнического пути, тяжелых условиях для путешествующих на пароходах в третьем классе, о нравах греков, бессердечно обирающих простодушных русских паломников. Рассуждая об особенностях русского паломничества, чертах паломниц-женщин, профессор отмечает особые формы паломнических практик, появившиеся на рубеже веков. В частности, характеризует опыт организации школьных паломничеств (впервые предпринято в 1898 г. гимназистами Казани, в 1900 г. -студентами Московской духовной академии во главе с ректором епископом Волоколамским Арсением)19.

С началом Первой Мировой войны летом 1914 г. паломническая практика, по сути, была свернута. Оставшиеся в силу войны и случившейся в России

16 Там же. С. 32-42.

17 Дмитриевский А.А. Типы современных русских паломников в Святую Землю. СПб., 1912.

18 Там же. С. 8.

19 Там же. С. 44.

революции паломники и русские насельники обителей и русских подворий на Святой Земле в большей своей массе остались отрезанными в Палестине, продолжив свою жизнь, а некоторые - служение в новых условиях. Традиции же русского паломничества на Святую Землю начали возрождаться лишь в начале 1990-х гг. Возникшая и развивающаяся уже три десятилетия практика как раз и побуждает к обращению к историческому опыту - опыту организации главного паломничества в жизни простых русских православных христиан начала ХХ в.

* Статья подготовлена при поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований, проект № 20-09-41017.

Источники

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 834. Оп. 4. Д. 1565.

2. РГИА. Ф. 525. Оп. 2. Оп. 216/2714. Д. 251.

3. Россия на Святой Земле. Документы и материалы. Т. 1. М.: Международные отношения, 2000.

4. Устав Императорского Православного Палестинского Общества. Высочайше утв. 8 мая 1882 г. СПб., 1882.

Литература

5. Евгенов П., свящ. Вход паломников русских в Иерусалим. М.: Тип. И. И. Родзевича, 1895.

6. Дмитриевский А.А. Типы современных русских паломников в Святую Землю. СПб: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1912.

7. Каиль М.В. Как провинциалы императорской России на Святую землю путешествовали: типичное паломничество в документах Центрального исторического архива Санкт-Петербурга // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 4. С. 57-65.

8. Краткое пособие православным русским паломникам отправляющимся на поклонение Святым местам Востока. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907.

9. Хитрово В.Н. Православие в Святой Земле. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1881.

10. Хитрово В.Н. Письма о Святой Земле. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1898.

11. Хитрово В.Н. Русские паломники Святой Земли. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1905.

Kail Maksim Vladimirovich Smolensk State University

Orthodox pilgrimage to the Holy Land of representatives of the unprivileged estates of the late XIX - early XX centuries:

conditions and circumstances

Abstract: The Orthodox pilgrimage to the Holy Land is a well-known historical plot. However, many poorly illuminated aspects remain in his study: how could commoners make pilgrimages in pre-revolutionary Russia? Who helped with the funds? What was the passport and visa regime. To consider the complex of these issues on the basis of the preserved testimonies and documents that provided and accompanied the pilgrimage is a significant task of modern Palestine studies and the history of Russian-Palestinian relations. The article considers a set of documents of private pilgrims, their appeals to the structures of the IPPO and representatives of the Imperial Court for help in organizing the pilgrimage. The notes left by the priests about the circumstances of the pilgrimage and the perception of the shrines of the Holy Land are analyzed. Measures to improve the pilgrimage infrastructure at the turn of the XIX-XX centuries, as well as the relations of Russians with Turks and Greeks in connection with the circumstances of the pilgrimage are described.

Keywords: Holy Land; Jerusalem; Orthodox pilgrimage; Imperial Orthodox Palestinian Society; priesthood; pilgrims; shrines; christian values.

References

Rossiya na Svyatoj Zemle. Dokumenty i materialy [Russia in the Holy Land. Documents and materials]. Moscow, 2000, vol. 1.

Ustav Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva. Vysochajshe utv. 8 maya 1882 g. [Charter of the Imperial Orthodox Palestine Society. Highly approved May 8, 1882]. Saint Petersburg, 1882.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitrievskij A.A. Tipy sovremennyh russkih palomnikov v Svyatuyu Zemlyu [Types of modern Russian pilgrims to the Holy Land]. Saint Petersburg, 1912.

Evgenov P., sviashch. Vhod palomnikov russkih vo Ierusalim [The entrance of Russian pilgrims to Jerusalem]. Moscow, 1895.

Kail M.V. 2020. Kak provincialy imperatorskoj Rossii v Svyatuyu Zemlyu puteshestvovali: tipichnoe palomnichestvo v dokumentah Central'nogo istoricheskogo arhiva Sankt-Peterburga [How the provincials of Imperial Russia traveled to the Holy Land: a typical pilgrimage in the documents of the Central Historical Archive of St. Petersburg]. Hristianstvo na Blizhnem Vostoke [Christianity in the Middle East]. 2020. no. 4, pp. 57-65.

Kratkoe posobie pravoslavnym russkim palomnikam otpravlyayushchimsya na poklonenie Svyatym mestam Vostoka [The short guide for Orthodox Russian pilgrims going to worship the Holy Places of the East]. Saint Petersburg, 1907.

Hitrovo V.N. Pis'ma o Svyatoj Zemle [Letters about the Holy Land]. Saint Petersburg, 1898.

Hitrovo V.N. Pravoslavie v Svyatoj Zemle [Orthodoxy in the Holy Land]. Saint Petersburg,

1881.

Hitrovo V.N. Russkie palomniki Svyatoj Zemli [Russian pilgrims of the Holy Land]. Saint Petersburg, 1905.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.